Стратегическое развитие города Новосибирска

Многие муниципалитеты, занимаясь проектированием стратегий перспективного развития, формулируют миссию своего города. Выстроенная нами система базовых ценностей и ценностных установок общества в основных направлениях его жизнедеятельности позволила сформулировать идеальный образ города для Человека, но не абстрактно, а в представлении населения.

Основой концептуального представления о перспективах Новосибирска явилась также выдвинутая академиком Валерием Владимировичем Кулешовым идея о развитии города по трем сценариям: во-первых, инерционному, соответствующему предшествующему двадцатилетнему периоду, во-вторых, промышленно-транспортному, когда все усилия городского сообщества и соответственно администрации направлялись бы на приоритетное развитие промышленного производства и становление в Новосибирске товаропроводящего транспортного мультимодального узла, и, наконец, в-третьих, сервисному сценарию, в котором будут преобладать приоритеты развития системы производства и реализации услуг, в том числе научных, консультационных, образовательных, информационных, медицинских и т.д. Предполагалось, что в первые годы начала XXI века будет наиболее интенсивно проявляться инерционный, который постепенно будет погашаться развитием промышленности и ростом транспортных систем. По доле объема продукции постепенно к концу второго десятилетия на первое место выйдет сервисный сценарий.

Стратегические цели:

Первая стратегическая цель - рост благосостояния жителей города включает подцели сохранения и укрепления здоровья, высокой занятости и роста доходов населения, удовлетворения потребностей в жилье, продуктах питания, товарах и услугах, роста образовательного и культурного уровней жителей, повышения устойчивости социальных процессов в городском сообществе. На слайдах показаны стратегические задачи в каждой из названных подцелей. Посмотрите, например, стратегические задачи по первой подцели данного комплекса.

Следует особо выделить стратегическую задачу удержания численности населения города на существующем уровне. Известно, что процессы депопуляции идут во многих российских городах с начала 90-х годов. В естественном движении населения города теряли, к сожалению, ежегодно в среднем около 7-8 тысяч человек. До 1998 года эти потери компенсировались за счет положительного сальдо миграции. В последние годы официальная статистика свидетельствует, что 4-6 тысяч человек составляют абсолютные потери. На момент переписи население Новосибирска составило 1 миллион 426 тысяч человек. Демографические прогнозы, как и в других крупнейших российских городах неблагоприятны. Тем не менее, в документе намечается удержать численность на нынешнем уровне, для чего намечено разработать специальную комплексную целевую программу, обеспечивающую как естественный, так и механический, т.е. миграционный прирост. Разработка такой программы предусмотрена в текущем году. Задача сохранения численности населения предполагает и улучшение состояния его здоровья, приводящее к увеличению продолжительности жизни не менее, чем в среднем на 2 года.

В сфере занятости и роста доходов населения важными стратегическими задачами являются формирование цивилизованного рынка труда, в том числе в малом и среднем бизнесе, развитие системы социального партнерства, легализация теневых доходов. На прошлой неделе в Российской газете были приведены данные об уровне доходов по субъектам Российской Федерации в сравнении с прожиточным минимумом. По Новосибирской области средние доходы на одного человека немногим более полутора прожиточных минимумов, по Москве – 6 прожиточных минимумов. Существенная разница: средний новосибирец живет в 4 раза беднее москвича. Но есть один нюанс: это - официальные доходы, по оценкам экспертов они составляют около половины от общих доходов. Для нас это более серьезная проблема, чем для соседей. Новосибирская область один из немногих регионов России, где денежные расходы значительно превышают денежные доходы населения. Экономика должна стать честной. Требуется  уменьшить дифференциацию распределения доходов между богатыми и бедными. Сегодня децильный коэффициент имеет уровень более 10-ти, ставится задача его резкого уменьшения. Основой материального благополучия всего населения, разумеется, является достижение такого уровня доходов, который обеспечивал бы жителям рациональную структуру потребления товаров и услуг. По расчетам к 2010 году среднедушевые доходы должны превышать прожиточный минимум в 5 раз, а к 2020 – в восемь. Рост доходов обусловливает увеличение обеспеченности жильем, автотранспортом, предметами длительного пользования, снижение доли расходов на питание в потребительских расходах.

Достижение этой цели связывается с осуществлением грамотной территориальной, в том числе муниципальной политики, направленной на увеличение доли эффективных производств и рост доходов горожан посредством формирования механизмов положительной обратной связи: роста платежеспособного спроса населения, роста производства, роста оплаты труда и дохода, которые увеличивают платежеспособный спрос.

Индекс физического объема промышленного производства в городе должен увеличиться от 5% в среднем в период до 2005 года до 8-12, а затем и 15% последующие пятилетия. Причем в машиностроении и металлообработке эти темпы должны быть на 2-3 процентных пункта выше.

Для Новосибирска жизненно важное, значение имеет рост производства наукоемкой продукции для государственных и муниципальных нужд. В этом направлении развернута интенсивная работа по помощи ученым и специалистам, разрабатывающим такую продукцию. При этом муниципалитет не стесняется выступать посредником между наукой и производством, помогая промышленным предприятиям осваивать достижения науки. Еще три года назад была разработана концепция проведения промышленной политики. И это дает неплохие плоды. Сориентировав, например, еще в 2000-м году ряд академических и отраслевых научных, конструкторско-технологических организаций, промышленных предприятий, малый и средний бизнес на производство импортозамещающей продукции для ресурсодобывающих регионов, и получили прирост объемов этой продукции по городу за три последних года более 4 млрд. рублей.

Разумеется, рост экономического потенциала города невозможен без привлечения инвестиций, поэтому предусматриваются меры улучшения инвестиционного климата в городе. Намечаются стратегические направления обеспечения активного баланса ввоза и вывоза товаров и услуг, повышения доступности финансовых ресурсов города.

Среднегодовой темп роста инвестиций в науку, транспортную и инженерную инфраструктуру, телекоммуникации и информатику должен быть не ниже 108-109%, то есть в полтора, два раза выше, чем в среднем в экономике. Привлечение инвестиций одна из самых приоритетных стратегических задач городского сообщества. Здесь муниципалитет не просто открыт к сотрудничеству, а готов в рамках экономической политики области и региона формировать в городе вместе с инвесторами основы самостоятельной конкурентоспособной инновационной экономики.

Третья стратегическая цель «Рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала» связывается в стратегическом плане с формированием и развитием в городе системы непрерывного образования, развитием фундаментальной и прикладной науки, развитием города как центра культуры, интегрированием Новосибирска в мировое информационное общество, развитием региональных, межрегиональных и международных связей в этих направлениях.

Несмотря на потери в период реформ, Новосибирск сохранил высокий научно-технологический и кадровый потенциал. Академическая и отраслевая наука располагают большим опытом разработки серьезных тем и получения научных результатов на современном уровне. В проекте стратегического плана предусматрено проводить целенаправленную городскую политику, ориентированную на поддержку научных школ, работающих в актуальных направлениях фундаментальной и прикладной науки, индивидуальную поддержку ученых и специалистов, и особенно молодых исследователей и разработчиков, концентрировать усилия на проблемных направлениях, способных стать основой для технологических прорывов, создавать условия для доведения получаемых научных результатов до полезного использования, прежде всего, в Новосибирске, укреплять экспериментальную базу научных организаций, развивать все сферы научных коммуникаций и связанной с ними инфраструктуры.

Поскольку образ жизни населения города в грядущем в новом веке будет определяться в большой степени информационными факторами, а мир, и Россия в том числе, ориентирован на переход в XXI веке к мировому информационному сообществу предусматривается создание и поддержание рынка продуктов и услуг, отвечающих современным требованиям информационной цивилизации, а также развитие соответствующих систем для удовлетворения потребностей горожан, хозяйствующих субъектов и властных структур, в том числе на основе Интернет.

Устойчивый рост научно-технологического, культурно-образовательного и духовного потенциала городского сообщества во многом определяется степенью его включенности в региональные, национальные и мировые процессы. Престиж Новосибирска в представлениях различных субъектов Российской Федерации, СНГ, многих стран и международных организаций достаточно высок, и его сохранение должно стать одной из важнейших стратегий.

Четвертая стратегическая цель - «обеспечение безопасной жизни в городе» определена блоками задач обеспечения, во-первых, общественной безопасности и правопорядка, во-вторых, охраны здоровья населения, в-третьих, продовольственной безопасности, в-четвертых, снижения опасности техногенных и природных катастроф, в-пятых, энергетической безопасности, в-шестых, экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Для обеспечения общественной безопасности и правопорядка намечены меры жесткого контроля над криминальной ситуацией, усиление борьбы с преступностью, проведение постоянной работы по профилактике правонарушений, прежде всего, в молодежной среде. Особо рассмотрены меры борьбы с экономическими преступлениями в теневой сфере

В направлении улучшения охраны здоровья населения проект стратегического плана ориентирует городское сообщество на так называемую «позитивную концепцию здоровья», предложенную Всемирной организацией здравоохранения. В соответствии с такой установкой выделены задачи совершенствования системы сохранения и укрепления здоровья жителей города Новосибирска.

Стратегическая задача обеспечения продовольственной безопасности города требует устойчивой системы поставок в город продуктов и сырья для перерабатывающей промышленности в необходимых объемах, создание страховых запасов по всем видам продовольственного обеспечения, а также систематического контроля качества и безопасности для населения реализуемых продовольственных товаров.

В этом направлении может и должно развиваться сотрудничество Новосибирска с районами Новосибирской области. Вместе они в состоянии такой импульс развитию сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, которое позволит не только полностью удовлетворить потребности жителей города и всей области, но и увеличить вывоз продукции в другие регионы.

Важнейшим аспектом системы безопасности в городе является организация защиты от природных и техногенных катастроф. Новосибирск относится к городам со средней степенью техногенной опасности и относительным благополучием в отношении природных катастроф. Но бывают и серьезные аварии. Предлагаются меры, в основном организационного характера, направленные на профилактику чрезвычайных ситуаций и оперативную организацию защиты населения в случае неожиданного их возникновения.

Большое внимание в проекте уделено стратегиям обеспечения энергетической безопасности города. После тщательного анализа угроз энергобезопасности Новосибирска программным комитетом названы основные направления развития топливно-энергетического комплекса города до 2020 года. В основу предложений при этом положено решение стратегической задачи по сохранению достигнутого уровня и коренному совершенствованию системы энергообеспечения города в условиях реформирования РАО «ЕЭС России», усиления рыночной конкуренции и становления новых экономических отношений в связи с проводимой государством политикой и начавшейся интеграцией страны в глобальные процессы мирового экономического и научно-технологического развития.

Одна из актуальнейших и сложных проблем в данном разделе - обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды. Это связано, прежде всего, с характером современного технологического и социально-экономического развития города, которое способствует росту экологических рисков. В проекте рассмотрено состояние защиты воздушного бассейна и водных ресурсов города, защиты почв и территории от мусора и отходов, защиты от шумовых и электромагнитных загрязнений, сформулированы конкретные задачи по кардинальному улучшению экологической ситуации.

Достижение пятой стратегической цели «улучшение качества городской среды» предусматривается за счет решения стратегических задач развития территории и улучшения архитектурного облика города, роста и улучшения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, развития дорожной сети города, городского и пригородного транспорта. Основой решения этих задач является генеральный план развития Новосибирска, разработка которого в настоящее время ведется по специальной целевой программе. В генеральном плане прорабатываются планировки будущего города, главным образом, в пределах существующей городской черты на исторически сложившемся городском каркасе.

Особое значение для Новосибирска имеет стратегическая задача развития дорожной сети города, городского и пригородного транспорта. Все предыдущие десятилетия город развивался, исходя из условия, что главная роль в перевозке пассажиров будет принадлежать городскому общественному транспорту – надземному и подземному. Однако, на этапе становления рыночных отношений– более, чем в 3,5 раза возросло число индивидуальных автомобилей, а парк общественного транспорта сократился в 1,5 раза. Одновременно в существенной степени выросло число частных пассажирских автомобилей малой вместимости, которые стали конкурировать с муниципальным общественным транспортом. Значительно увеличилась численность транзитного транспорта, чему способствовало завершение строительства магистральной автотрассы «Новосибирск-Омск» в 1998 году. Заметно снизились сезонные колебания в использовании индивидуального транспорта. Все это вызвало значительный рост интенсивности движения на городских магистралях и повысило требования к улично-дорожной сети города, методам организации движения транспорта и пешеходов.

В проекте стратегического плана заложено развитие транспортной сети в рамках концепции Новосибирского мультимодального транспортного узла и с учетом влияния строящегося федерального северного объезда города. Предусматривается строительство перспективных и дополнительных дублирующих магистралей, обеспечивающих увеличение пропускной способности для внутригородского транспорта, создание системы путепроводов, развязок, светофорных и регулирующих систем, пешеходных переходов, как подземных так и надземных. Важную роль сыграет железная дорога, которая при своей разветвленности в границах города и возможности закольцовывания с восточной стороны городской застройки (Инская – станция Мочище) в связке с метрополитеном могла бы обеспечить город надежным скоростным пассажирским транспортом. Намечено также строительство третьего в городской черте моста через реку Обь. Получит дальнейшее развитие метро.

В заключительном пятом разделе выбранная стратегия города увязывается с ролью и местом муниципалитета, систем самоуправления населения в механизме реализации Стратегического плана. В этом разделе выделен основной стратегический императив современной муниципальной политики – развитие гражданского общества, и определены направления стратегического партнерства муниципалитета и городского сообщества. Здесь же определены основные инструменты реализации стратегического плана, главными из которых является разработка и исполнение комплексных целевых программ, реализующих основные сценарии перспективного развития Новосибирска, о которых я уже сказал раньше – промышленный и сервисный.[1]

 

Список литературы

1.                     Городецкий В.Ф. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, 2004


[1] Городецкий В.Ф. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, 2004