Содержание


Задание 1. 3

Задание 2. 4

Задание 3. 4

Задание 4. 6

Задание 5. 7

Задание 6. 8

Задание 7. 8

Задание 8. 10

Список литературы.. 12




















Задание 1

         Используя типологию П.Штомпке, опишите следующие процессы:

1)    выборы в государственную Думу РФ

2)    введение частной собственности на землю

3)    дифференциация доходов населения России

РЕШЕНИЕ

         Процесс выборов в Государственную Думу по типологии П. Штомпке  можно отнести ко второму  типу процессов: определения по конечным результатам. Это процесс, приводящий к  возникновению совершенно  новых условий, состояния общества  (в данном случае – политического строя), развитию экономики. Выборы в Государственную Думу, как правило, приводят к изменениям в законодательной сфере, прежде всего, на основе чего в дальнейшем изменяются  экономика и социальная деятельности общества в целом.

         Введение частной собственности на землю по типологии П.Штомпке можно отнести  к  3 типу процессов, которые определяются  через отражение  процессов в социальном сознании.  В рамках  3 типа процессов   введение частной собственности  на землю можно  отнести к «явным»  процессам, то есть к процессам, которые  можно  распознать, предсказать и у которых можно выявить цель. Процесс  введения частной собственности   на землю  имеет целью реформирования  отношений собственности на землю в России. Кроме того,  можно предсказать  развитие этого процесса в рамках существующих условий.

         Дифференциация  доходов населения в России. По типологии П. Штомпке относится  к социальным процессам на макроуровне, то есть к макропроцессам. Данный процесс  протекает на уровне государства Россия и носит достаточно продолжительный временной характер.

Задание 2

         Приведите примеры использования различных методологий системного анализа в изучении социально- экономических  и политических процессов (заполните таблицу 1).

Таблица 1

Системы

Принуждение

Плюрализм

Унитаризм

Простые

Системотехника

Строгие количественные методы, основанные на формализованном описании систем

Проектирование технических изделий и систем автоматизированной обработки информации

Методология стратегических предположений У. Черечмена

Деловая игра с представителями заинтересованных сторон

Методология критических систем  В. Ульриха

Концепция критических систем


Эвристические средства

Сложные


Методология жизнеспособных систем С. Бира

Кибернетический подход



Методология интерактивного планирования Р.Акоффа

Система- машина или организм

Методология интерактивного планирования

Методология мягких систем  П.Чекленда

Альтернативные парадигмы

Системно- организованный процесс



Задание 3

         В соответствии  с алгоритмом , предложенным в УМК, разработайте примерную программу социологического исследования на тему: «Социальное самочувствие население» Вашего  региона, либо города, поселка и т.д.

РЕШЕНИЕ

1. Методологическая часть

1.1. Формулировка и обоснование проблемы

По результатам исследования три четверти из 800 жителей пос. Тальменка, опрошенных в 2004 г., озабочены ростом цен и низкой заработной платой; каждый второй - ростом преступности (53%); социальной несправедливостью и социальной незащищенностью своей семьи (48%); ростом пьянства, наркомании, разврата среди молодежи (47%); немногим менее половины - состоянием здоровья своих детей (39%); каждый четвертый - состоянием здоровья взрослых членов семьи (27%); ростом числа безнадзорных детей, нищих (25%) и т.д. В январе 2005 г. рыночные реформы не поддерживали 79%, в январе 1998 г. - уже 81%, а число тех, кто безоговорочно признает, что проводимые в стране преобразования отвечают интересам их семьи, за этот же период сократилось с 4 до 2,6% опрошенных и т.д. Социологическое сопровождение концептуальных и практических региональных мер по выходу из углубляющегося кризисного положения в хозяйственно-экономической сфере необходимо как в научных, так и в практических целях.

1.2. Указание цели исследования

Цель исследования: отслеживание динамики социально-экономического самочувствия населения пос. Тальменка в процессе реформирования экономики в регионе с целью создания информационно-аналитической базы для прогнозирования, предупреждения и последующего сглаживания социальных конфликтов, формирования атмосферы социального согласия, обществе, а также для устранения и профилактики ситуаций, факторов, провоцирующих рост социальной напряженности

1.3. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования – население  пос. Тальменка

Предмет исследования – социальное самочувствие населения

1.4. Логический анализ основных понятий

Социальное самочувствие населения показывает степень удовлетворенности населения происходящими в стране и регионе  социально- экономическими переменами (например, монетизация льгот)

1.5. Определение гипотезы исследования

В ходе исследования   должна проявиться зависимость   между   направленностью реформ в области и в целом в стране  и социальным самочувствием населения

2. Методическая часть:

2.1. Определение  обследуемой совокупности

Обследуемая совокупность -  простая выборка 100 человек для опроса и анкетирования

2.2. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации

1.     Выборочные опросы по городской и областной выборке.

2.     Телефонные опросы по городской и областной выборке.

3.     Экспертные опросы.

4.     Уличные опросы.

5.     Социальный мониторинг.

Наиболее приемлемым методом является  проведение уличных опросов в виде  анкетирования среди населения.

2.3. Предполагаемые результаты исследования

1)    подготовлены 2 раза в год промежуточные отчеты о социально-экономическом самочувствии населения по интегральным показателям;

2)    подготовлен пакет конкретных предложений для местных администраций по работе с общественным мнением населения с учетом социально-экономического самочувствия в реформах его различных слоев и групп.

Задание 4

         Используя «пятимерный план» Дж. Гэллана, разработайте  примерный опросник к исследованию «Социальное самочувствие населения» Вашего региона, города, поселка  и т.д.

РЕШЕНИЕ

Уважаемые респонденты!

Убедительно просим Вас  ответить на предлагаемые Вашему вниманию вопросы:

1) Ваш   возраст:

а) до 15 лет

б) от 15 до 25 лет

в) от 25 до 50 лет

г) более 50 лет

2) Укажите, пожалуйста, Ваш  среднемесячный доход:

а)  ниже 3000 руб.

б) от 3000 до 8 тыс. руб.

в) свыше 8000 руб.

3) Удовлетворяет ли Вас получаемый суммарный доход Вашей семьи?

а) да

б) нет

4) В полной ли мере Вы обеспечены социальными льготами со стороны государства?

А) да

Б) нет

5) Удовлетворяет ли Вас социальный уровень вашей жизни?

А) да

Б) нет

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!

Задание 5

         Каким методам и почему отдается предпочтение при исследовании политических процессов и событий?

РЕШЕНИЕ

         Существуют различные классификации методов исследования политических  процессов и  событий.

 Классификация Н.Н. Маслова: общенаучные (логический метод), специально- исторические (синхронный,  хронологический,  диахронный, метод исторических параллелей, исторического моделирования, структурно- системный метод и метод  актуализации),  методы смежных наук (метод конкретных социологических исследований, метод социальной психологии, статистический метод).

Методы американского профессора Р. Хайнема:

-         case study

-         этнографические исследования

-         обзорные исследования

-         моделирование

-         историко-описательный метод

Специфические методы анализа качественных данных:  ассоциативные графики, диаграмма связей,  схема потока информации, временные графики, график анализа визуальных наблюдений, ситуационный анализ.

Задание 6

         Какую  последовательность действий  предусматривает методика экономических   исследований и на основе чего осуществляется выбор конкретных  методов проведения исследований?

РЕШЕНИЕ

         Выбор конкретных методов  проведения исследований осуществляется на базе исходной информации,  имеющейся при проведении исследования.

         Последовательность проведения  экономических исследований:

Этап I. Постановка проблемы. Этап II. Познание предмета исследования. Этап III. Методологическое решение проблемы. Этап IV. Методическое решение проблемы. Этап V. Внедрение методических рекомендаций в практику. Этап VI. Результаты исследования.

Задание 7

         На рисунках 1 и 2  приведены результаты анализа   распределения заработной платы на двух предприятиях. Что вы  можете сказать об этих распределениях? Какие  показатели можно использовать для   их описания? Какие показатели  вы можете оценить, опираясь только на приведенные  рисунки ( абсолютные  значения, знаки, в сравнении друг с другом…)?

Рис. 1. Распределение зарплаты  по предприятию 1

Рис. 2. Распределение зарплаты по предприятию 2

РЕШЕНИЕ

1) Как видно из рисунка 1, на 1 предприятии  максимальное значение показателя  частоты соответствует  размеру значения  заработной платы –2000 рублей, а минимальное – размеру зарплаты -  5000 руб. Рисунок 1 свидетельствует о том, что  минимальным значениям заработной платы ( в пределах от  1000 до 2500 руб. соответствуют наибольшие  частоты,  при зарплате  свыше 2500 руб. - частоты наименьшие.   В целом  можно сделать вывод, что в организации  наблюдается    невысокий уровень заработных плат в целом по всем работникам.

2) Как видно из рисунка 2,  на предприятии 2 максимальное значение  показателя частоты соответствуют наибольшим значениям заработной платы: при частоте  110 % заработная плата максимальна  и равна  4000 руб. Минимальные значения заработной платы имеют  низкие значения частоты  в пределах от 2 до 5. В целом на предприятии наблюдается тенденция  высоких заработных плат и хорошей оплачиваемости труда.

         Опираясь на данные рисунки , можно оценить следующие показатели:

1)     динамика заработной платы,

2)     частота

Задание 8

         Имеются данные о времени доставки продукции  на различные расстояния. Был проведен анализ, результаты которого приведена на  рисунке 3. Подробно объясните, что проделал исследователь, что получилось в результанте и как эти результаты можно использовать?

Таблица 2

Расстояние

Время

3,5

16

2,4

13

4,9

19

4,2

18

3

12

1,3

11

1

8

3

14

1,5

9

4,1

16

Рис. 3. Результаты анализа

РЕШЕНИЕ

         Исследователь пытался установить зависимость  между  показателями расстояния и  времени доставки   продукции на основе корреляционно- регрессионного анализа. При использовании данного метода   предполагается наличие линейной зависимости между показателями. Для определения этой зависимости  исследователь:

1)    определил форму зависимости показателей (линейная у = ах+в, у – время, х – расстояние, зависимость времени от расстояния)

2)    рассчитал показатели   и коэффициенты , а  и в методами корреляционно- регрессионного анализа

В результате расчетов исследователь получил зависимость типа у = 2,6597х +5,9135.

Полученные результаты исследователь может использовать в целях прогнозирования. Например, если он захочет определить  время  доставки продукции при расстоянии  4 км. Для этого в полученное уравнение  зависимости подставим:

У = 2,6597*4+5,9135 = 16




Список литературы

1)    Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособ\ Е.М. Бабосов. – Минск, 2000. – 345 с.

2)    Вавилина  Н.Д.  Социологическое исследование в государственном и муниципальном управлении. – Новосибирск, 2003

3)    Девятко И.Ф. Методы социологического исследования \ И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: УрГУ, 1998

4)    Доугерти К. Введение в эконометрику. – М.: Инфра-М, 2000

5)    Основы прикладной социологии: Учеб.\ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: ИНТЕРПАКС, 2001

6)    Плотинский  Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. Пособ.- М.: логос, 2001

7)    Плотинский Ю.М.  Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. Пособ. – М.: Логос, 2002

8)    Прикладная социология: Учеб. Пособ. \ Под ред.  Ю.С. Колесникова.- Ростов- на Дону, 2001

9)    Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. – М.: Инфра- М, 2001

10)                       Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Логос, 2002