Содержание

Введение. 3

1. Сущность экономической эффективности и показатели ее оценки. 4

1.1 Понятие экономической эффективности и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики. 4

1.2 Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия. 7

2. Оценка экономической эффективности деятельности общественного питания. 12

2.1 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности и динамика развития общественного питания за 2000-2004 годы. 12

2.2 Комплексная оценка структуры экономической эффективности деятельности общественного питания за 2000-2004 г. 15

3 Рациональное использование производственных затрат и увеличение прибыли предприятия  20

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Введение


В условиях рыночной экономики технико-экономический анализ и анализ финансового положения предприятия являются важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений. Основной задачей анализа состояния предприятия является системное, комплексное изучение его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества работы.

Целью работы является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания ООО “У медведя” и выявление резервов повышения ее эффективности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-       определить сущность экономической эффективности;

-       изучить методику проведения оценки экономической эффективности предприятия общественного питания;

-       выявить основные показатели экономической эффективности;

-       оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия питания;

-       разработать пути повышения экономической эффективности работы предприятия.

Объектом исследования являются экономические процессы по повышению эффективности деятельности общественного питания  за 2000 –2004г.г.

Предметом анализа являются тенденции, закономерности и направления повышения социально-экономической эффективности работы предприятия, экономические и финансовые результаты его деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие отражение через систему экономической информации.

1. Сущность экономической эффективности и показатели ее оценки



1.1 Понятие экономической эффективности и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики


Для оценки управления деятельностью предприятия наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели – это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения – измерения и оценки сущности экономического явления, поэтому аналитик должен знать природу каждого экономического показателя, идет ли речь об эффективности деятельности или деловой активности предприятия.

Экономическая эффективность – сложная категория экономической науки. Она представляет собой соизмерение доходов и издержек и пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности. Можно сказать, что такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многосторонность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон, находят свое адекватное отражение через категорию эффективности. [1, с. 98]

Рыночные отношения являются главной формой связи между товаропроизводителями и покупателями, т.е. механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия. Оценка деятельности предприятий осуществляется по определенному критерию. В качестве такого критерия используется принцип эффективности. Этот принцип является выражением более общего принципа рациональности. Сущность последнего выражается в том, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств (ресурсов) обеспечить оптимальный результат при достижении поставленных целей. Однако оценка результата хозяйствования должна включать не только констатацию достижения поставленных целей посредством хозяйственной деятельности, но и степень достижения цели с точки зрения оптимальности выбранных решений.

При помощи принципа эффективности могут быть сформулированы критерии для всех видов целей (экономических, социальных, технических и экологических). Среди них можно выделить различные параметры достижения поставленной цели (различные целевые предписания): достижение экстремальных показателей (максимизация или минимизация); удовлетворительный уровень достижения цели; фиксация (закрепление) определенного результата.

Важным звеном рыночного механизма является конкуренция. Это ключевое понятие, которое выражает сущность рыночных отношений. Конкуренция выступает как важный фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции, снижения издержек и стабилизации экономического роста. [1.c.100]

Особое значение в деле улучшения хозяйствования имеет выравнивание условий конкуренции. Неравные условия конкуренции обоснованно рассматриваются как одно из существенных препятствий экономического роста в России, в качестве причины низкого относительного уровня производительности используемых ресурсов. Неравные условия конкуренции существенно искажают стимулы хозяйствующих субъектов. Таким образом, необходимо подчеркнуть, что выравнивание условий конкуренции является важным рычагом повышения эффективности использования ресурсов и повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

Из многих направлений деятельности предприятия необходимо установить, какие можно считать стратегическими. Они могут определяться той конечной целью, которую предприятие ставит перед собой.

На основе обобщения опыта отечественных и затыс.рубежных предприятий сформулированы и на практике используются следующие основные системы целей деятельности хозяйствующих субъектов:

-                   экономические цели, которые предусматривают завоевание и удержание определенной цели на рынке для определенных товаров и по всему ассортименту, максимизация прибыли, возмещение за счет доходов затрат, снижение убытков, увеличение объема продаж и др. Для оценки достижения этих целей необходимо выбирать показатели, которые выражают экономическую рациональность деятельности предприятия. Важнейшим выражением относительных показателей эффективности в этих случаях является отношение результата к совокупным ресурсам или затратам;

-                   технические цели, которые ориентируют предприятие на улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий и др.;

-                   социальные цели, которые предусматривают сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости, дают гарантии занятости и др.;

-                   экологические цели, которые нацеливают предприятия на предотвращение ущерба окружающей среде путем снижения уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др. [1.c.101]

Соответственно указанным целям осуществление хозяйственно-финансовой деятельности подчинено требованиям не только экономической, технической, социальной и экологической рациональности, но и их совокупности. В этих предприятиях (в основном коммерческих) принцип экономической рациональности выступает как доминирующий фактор. Эти предприятия считают своей главной целью максимизацию прибыли. Однако в этом случае наряду с экономической эффективностью (рациональностью) находят свое отражение социальная, техническая и экологическая рациональности, но как критерии второго, третьего и четвертого порядка. Из комплекса четырех описанных типов рациональности принцип эффективности используется при оценке достижения всех целей, который включает в себя все четыре разновидности рациональности. На предприятии нужно принимать решения всегда с таким расчетом, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств обеспечить оптимальное достижение всех видов поставленных целей. [1, с. 164]


1.2 Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия


Одним из основных требований хозяйствования в условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и другой деятельности предприятия, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах рентабельности функционирования капитала.

Главными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий общественного питания, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.

Цель анализа финансовых результатов – выявление путей и возможностей их роста при повышении качества обслуживания потребителей. В процессе анализа дают оценку состояния валового дохода, прибыли и рентабельности на предприятии, изучают их динамику и влияние факторов на финансовые результаты. Одной из главных задач анализа является изучение и мобилизация резервов их роста, повышения стимулирующей роли доходов и прибыли в результатах хозяйственной и другой деятельности предприятий питания. [9.c.68]

Валовой доход предприятия определяется как разность между суммой денежной выручки от реализации продукции и оказания услуг и суммой материальных затрат на его производство. Как экономическая категория

он представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия и образования прибыли.

Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах он характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах – уровнем. Уровень валового дохода рассчитывается по следующей формуле:

где  – сумма валового дохода;

 – валовой товарооборот.

На предприятиях питания валовой доход исчисляется по продукции собственного производства и покупным товарам. Расчет уровня валового дохода по продукции собственного производства производится по формуле:

где  – соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покупным товарам, %;

 – доля собственной продукции в товарообороте (базисная), %. [9.c.70]

Уровень валового дохода по покупным товарам рассчитывается следующим образом:

Деятельность предприятий питания, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить им прибыль. Прибыль в условиях рынка - конечная цель и движущий мотив развития предприятия.

Прибыль – одна из сложных экономических категорий, без глубокого изучения которой невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности общественного питания, усиления материальной заинтересованности и ответственности руководителей, менеджеров, работников предприятия в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах труда и средств.

Как результативный (оценочный) показатель прибыль характеризует эффективность деятельности предприятия. Успех предпринимательской деятельности является экономическим показателем роста предприятия. Как количественный показатель она представляет собой разность между валовыми доходами и расходами (издержками производства и обращения) предприятия.

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности и рентабельности предприятия. В этой ситуации целесообразно прибегнуть к расчету показателя рентабельности. Этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.

Наиболее широкое распространение в аналитической работе получил показатель рентабельности товарооборота:

где ,  - соответственно балансовая и чистая прибыль. [9.c.72]

Этот показатель характеризует связь между финансовыми результатами и торговой выручкой. Однако он имеет некоторые недостатки: не характеризует эффективность использования вложенных средств, основных и оборотных фондов. Сумма прибыли и ее уровень в процентах к товарообороту могут быть относительно высоки, но не будут окупать затраченных средств, что приведет впоследствии к невозможности решения хозяйственных задач. Поэтому показатель рентабельности, исчисленный путем сопоставления прибыли и товарооборота, можно использовать лишь для оценки в совокупности с другими показателями, ибо как частный показатель он освещает только одну сторону явления.

В ходе анализа показателей по труду определяется, в каком соотношении находятся в анализируемом периоде средняя выработка и средняя заработная плата. Как известно, эффективная работа предприятия питания возможна в том случае, если темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Несоблюдение этих соотношений приводит к перерасходу фонда заработной платы.

Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих структуру активов, источники их финансирования, обеспеченность собственными средствами и эффективность их использования, конечные результаты хозяйственной деятельности (рентабельность), платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость и разбиваются на следующие аналитические блоки:

-                   структурный анализ активов и пассивов;

-                   анализ финансовой устойчивости;

-                   анализ платежеспособности и ликвидности;

-                   анализ необходимого прироста собственного капитала;

-                   оценка кредитоспособности и риска банкротства.

Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительным показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.

Таким образом, учитывая сложность эффективности как экономической категории, складывающейся на предприятии под влиянием множества внутренних и внешних факторов, особую важность приобретает экономический анализ ее состояния. [9.c.74]

Так как экономические показатели, отражая динамику и противоречия происходящих процессов, подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от измерения и оценки сущности экономического явления, поэтому аналитик должен знать природу каждого экономического показателя, идет ли речь об эффективности работы или деловой активности предприятия. И в этой ситуации на первый план выступает необходимость проведения анализа экономической эффективности деятельности предприятия. Он занимает центральное место в экономической работе предприятия, в укреплении его финансового состояния и утверждения его на рынке товаров и услуг, в повышении конкурентоспособности, а также способствует выявлению проблем в процессе осуществления основной деятельности предприятия и поиску путей их решения. Причем сам анализ должен быть своевременным и обоснованным, что позволит выявить уже существующие или еще зарождающие проблемы и, возможно, решить их еще до того, как они перерастут в серьезные. [9.c.75]

2. Оценка экономической эффективности деятельности общественного питания.



2.1 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности и динамика развития общественного питания за 2000-2004 годы.


Как показывают данные таблицы 2.1, оборот предприятия возрос по сравнению с прошлым годом на 151,5% и составил величину 2725779 тыс.руб., в т.ч. оборот по продукции собственного производства возрос на 151,1% до 2579122,4 тыс.руб. Увеличение объема оборота вызвало рост абсолютной суммы издержек: за отчетный период оборот возрос на 1642105 тыс.руб., а издержки – на 166561 тыс.руб., что и обусловило снижение уровня на 4,7% к обороту (размер снижения уровня расходов). Так как издержки растут менее высокими темпами (185,6%) чем товарооборот (251,5%), это привело к снижению уровня издержек.

Также в связи с ростом товарооборота наблюдается рост валового дохода на 10,07% и прибыли от продаж на 14,8%.

За анализируемый период произошло увеличение численности работников на 6 человек, и с учетом роста оборота предприятия наблюдается рост производительности труда на 97,6%, или на 48091,3 тыс.руб. Среднегодовая заработная плата возросла с 16434,5 тыс.руб. на 100,9% и составила 33021,4 тыс.руб.

Общественное питание наряду с розничной торговлей выполняет главную социально-экономическую задачу развития нашего общества – удовлетворение материального и культурного уровня жизни населения. Товарооборот общественного питания является составной частью розничного товарооборота страны и от его развития во многом зависит благосостояние граждан.

Товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания. Он является объемным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания; по его удельному весу в товарообороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке; товарооборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов уровня жизни населения; по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.)

Анализ товарооборота предприятия питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа планирования объема реализации предприятия питания.

Особое внимание уделяется изучению динамики товарооборота с подразделением на реализацию продукции собственного производства и продажу покупных товаров.

Расчеты в табл. 2.1 показывают, что по сравнению с прошлым годом в действующих ценах наблюдается рост товарооборота по общему объему на 151,5%, в том числе по реализации собственной продукции – на 151,1%, по покупным товарам – на 158,7%, т.е. наиболее медленные темпы роста отмечены по реализации продукции собственного производства. Если проанализировать товарооборот в сопоставимых ценах, то по покупным товарам он увеличился на 99%, а по собственной продукции – на 93,2%. Это обусловило снижение доли реализации продукции собственного производства по сравнению с прошлым годом на 0,15% и соответственно увеличение доли реализации покупных товаров.

Таблица 2.1.

Динамика и состав товарооборота общественного питания за 2000-2004 г.г., тыс.руб.

Состав товарооборота общественного питания

2000

2001

2002

Прошлый год (2003г.)

Отчетный год (2004г.)

Отклонение (+,-)

В % к прошлому году

сумма

сумма

сумма

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

1. Товарооборот общественного питания (стр.2+стр.3):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 а) в действующих ценах

1053644

1067887

1082130

1083674

100

2725779

100

1642105

251,5

 б) в сопоставимых ценах

1053645

1067888

1082131

1083674

100

2096753

100

1013079

193,5

2. Реализация продукции собственного производства:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 а) в действующих ценах

950386,888

971777,17

973917

1026990

94,77

2579122

94,62

1552133

251,1

 б) в сопоставимых ценах

950387,79

971778,08

973917,9

1026990

94,77

1983940

94,62

956951

193,2

3. Продажа покупных товаров:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 а) в действующих ценах

103257,112

96109,83

108213

56684,2

5,23

146657

5,38

89972,4

258,7

 б) в сопоставимых ценах

103257,21

96109,92

108213,1

56684,2

5,23

112813

5,38

56128,6

199

Расчет влияния двух факторов на прирост оборота общественного питания трактира в отчетном году производится следующим образом:

1. Рост цен. В отчетном году цены на продукцию и услуги повысились на 30%. Индекс цен 1,3. Оборот отчетного года в ценах предшествующего будет равен 2096753,1 тыс.руб. (2725779 : 1,3). Следовательно, за счет роста цен оборот общественного питания возрос на 629025,9 тыс.руб. (2725779-2096753,1).

2. Физическая масса реализованной продукции и услуг в отчетном году увеличилась на 1013079,1 тыс.руб. (2096753,1-1083674).

Совокупное влияние двух факторов на изменение суммы оборота общественного питания отчетного года достигло 1642105 тыс.руб. (629025,9 + 1013079,1).

Таким образом, прирост оборота общественного питания в отчетном году произошел за счет роста цен на 38,3%, а за счет увеличения объема выпуска продукции и реализации услуг – на 61,7% или на 1013079,1 тыс.руб. оборота.


2.2 Комплексная оценка структуры экономической эффективности деятельности общественного питания за 2000-2004 г.


Эффективность использования оборотных средств. В процессе торгово-производственной деятельности предприятию питания необходимо формировать оборотные средства.

Основное назначение оборотных средств заключается в обеспечении непрерывности процесса производства продукции и реализации собственной продукции и покупных товаров, а также в своевременности финансирования коммерческой деятельности.

Одна из важных задач управления оборотными средствами – повышение эффективности их использования и прежде всего путем ускорения оборачиваемости. Эффективность использования оборотных средств, составляющих преобладающую часть всех финансовых средств, выражается в полезном результате, полученном предприятием в ходе его деятельности.

Система формирования оборотных средств оказывает влияние на скорость их оборота и эффективность использования. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток оборотного капитала будет тормозить ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.

В процессе анализа устанавливается, какими оборотными средствами располагает предприятие питания и какие изменения произошли в их объеме и составе. Для этого проводится анализ структуры текущих активов (табл. 2.2).

Таблица 2.2.

Структура текущих активов общественного питания за 2000-2004 г.г., тыс.руб.

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

Отклонение, (+;-)

сумма, тыс.руб.

уд.вес, %

сумма, тыс.руб.

уд.вес, %

сумма, тыс.руб.

уд.вес, %

сумма, тыс.руб.

уд.вес, %

сумма, тыс.руб.

уд.вес, %

сумма, тыс.руб.

уд.вес, %

Материальные оборотные средства

128728

83,94

141215

85,49

153702

85,01

166189

85,49

120430

53,69

-45759

-31,81

в т.ч. малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

18060

11,78

12609

7,63

7158

3,96

1707

1,03

29829

24,77

28122

23,74

незавершенное производство

9539

6,22

17992

10,89

26445

14,63

34898

21

 -

-34898

-21

готовая продукция

101129

65,94

110614

66,97

120099

66,43

129584

77,97

90601

75,23

-38983

-2,74

Денежные средства

8766

5,72

7837

4,74

9998

5,53

10350

5,32

91850

40,95

81500

35,62

в т.ч. денежные средства в кассе

8642

5,64

7583

4,59

9648

5,34

9962

96,25

66350

72,24

56388

-24,01

расчетный счет

124

0,08

254

0,15

350

0,19

388

3,89

25500

27,76

25112

23,87

Дебиторская задолженность

15867

10,35

16125

9,76

17100

9,46

17855

9,18

12045

5,37

-5810

-3,82

в т.ч. прочих дебиторов

15867

10,35

16125

9,76

17100

9,46

17855

100

12045

100

-5810

0

Итого

153361

100

165177

100

180800

100

194394

100

224325

100

29931

0


Данные таблицы 2.2 показывают, что в составе оборотных средств преобладают материальные оборотные средства, но их доля снижается. Доля материальных средств на начало отчетного года составляла 85,49%, на конец отчетного года – 53,69%, то есть за исследуемый период она снизилась на 31,81%, а сумма материальных оборотных средств снизилась на 45759 тыс.руб. Такая ситуация может повлечь за собой снижение общей ликвидности. За анализируемый период значительно увеличилась доля денежных средств в составе оборотных средств: на начало отчетного года она составляла 5,32%, на конец отчетного года – 40,95%, т.е. увеличилась на 35,62%. Резкое повышение доли денежных средств приводит к улучшению финансового состояния и повышению коэффициента абсолютной ликвидности.

Анализ структуры материальных оборотных средств показал, что на конец отчетного года преобладает доля готовой продукции – 75,23%, снизившись на 2,74%. Доля малоценных и быстроизнашивающихся предметов за анализируемый период увеличилась с 1,03% до 24,77%. В то же время наблюдается отсутствие незавершенного производства на конец отчетного периода.

Из табл. 2.2 видно, что трактир на начало отчетного года располагал денежными средствами в размере 10350 тыс.руб. Причем их основная часть была в кассе. На конец отчетного года сумма денежных средств возросла и составила 91850 тыс.руб.

Также из табл. 2.2 следует, что в структуре дебиторской задолженности не произошло изменений, т.к. основу составляет дебиторская задолженность прочих дебиторов, которая снизилась на 5810 тыс.руб.

После изучения динамики и структуры оборотных средств выявляются причины, обусловившие изменение этих показателей. Так, источниками финансирования роста оборотных средств могут быть чистая прибыль, краткосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность.

Сначала проводится расчет собственных оборотных средств по рассматриваемому предприятию. Так, на начало отчетного года собственные оборотные средства трактира составляли 36383 тыс.руб., на конец этого года они возросли до 69830 тыс.руб. Источником финансирования роста оборотных средств предприятия являлись заемные средства. На начало отчетного года за счет собственных оборотных средств формировалось 18,72% оборотных средств, а за счет заемных средств – 81,28% оборотных средств. На конец отчетного года доля собственных оборотных средств составила 31,13%, а заемных – 68,87%., то есть повысилась доля собственных оборотных средств.


3 Рациональное использование производственных затрат и увеличение прибыли предприятия


Переход к рыночным отношениям требует переориентации организаций на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста, на достижение высокой эффективности деятельности.

В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятия, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и выполнять планы, бизнес-планы, стратегические и тактические управленческие решения.

Объем производства в стоимостном выражении (с учетом качества продукции) и выручка от реализации есть результат воздействия всех видов ресурсов. Повышение качества продукции – это, в конечном счете, и вопрос ее количества, экономии ресурсов, более полного удовлетворения общественных потребностей. Значит, показатели качества – это показатели интенсификации производства продукции, получающие свое отражение как в результатах производства, так и в затратах ресурсов.

Управление эффективностью затрагивает следующие факторы и пути повышения интенсивности и эффективности деятельности:

-       научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства и продукции;

-       структура хозяйственной системы и уровень организации производства и труда;

-       хозяйственный механизм и уровень организации управления;

-       социальные условия и уровень использования человеческого фактора;

-       внешнеэкономические связи и уровень их развития.

Все эти группы непосредственных факторов повышения интенсификации и эффективности деятельности предприятия носят обобщенное название – технико-организационный уровень производства. Анализ факторов путей повышения технико-организационного уровня производства – ключ к повышению показателей интенсификации и эффективности деятельности.

Использование экономических ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Понятие всесторонней интенсификации характеризует использование не только живого, но и овеществленного труда, т.е. всей совокупности производственных и финансовых ресурсов.

Возможность обеспечить высокие темпы роста экономической эффективности производства дает только переход к преимущественно интенсивному типу развития. Соотношение экстенсивности и интенсивности производства анализируется сравнением качественных и количественных показателей использования ресурсов.

Конечные результаты хозяйственной деятельности: объем хозяйственной деятельности (выручка от реализации); эффективность хозяйственной деятельности (прибыль, рентабельность); финансовое состояние и платежеспособность – складываются под воздействием как интенсивных, так и экстенсивных факторов, как качественных, так и количественных показателей использования ресурсов. [9, с.172]

Одной из основных задач финансового анализа является своевременное выявление признаков банкротства предприятия.

В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решению этих вопросов служит финансовая стратегия предприятия.

Финансовая стратегия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае организация может стать банкротом.

Содержание, инструментарий финансового анализа должны быть напрямую подчинены реализации финансовой стратегии конкретного предприятия. Финансовый анализ является базой для разработки антикризисной политики предприятия, основой для принятия оперативных и стратегических управленческих решений, организации прогнозирования и бюджетирования. Все хозяйственные решения, принимаемые руководством организации, должны быть детально продуманы с учетом информации о внешних и внутренних условиях деятельности.

Анализ внутренних возможностей предприятия должен сводиться к оценке работы всех функциональных подразделений бизнеса. Прежде всего, необходимо оценить стратегический потенциал предприятия с точки зрения обеспеченности ресурсами (материальными, трудовыми, информационными, финансовыми). При оценке внешних и внутренних факторов деятельности предприятия поставленные цели должны четко соответствовать его потенциалу.

Проблема недостаточного эффективного использования имеющихся возможностей многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени.

Очень важно выявить пути увеличения прибыли и определить конкретные меры по их использованию в текущей деятельности и перспективе.

Для достижения этой цели трактир “У медведя” должен решить следующие задачи:

-       рассмотреть доходы на основе их сопоставления с расходами и выявить резервы их роста;

-       изучить тенденции изменения доходов в целом по предприятию общественного питания;

-       выявить, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образование прибыли.

Конечной целью и движущим мотивом развития предприятия является прибыль. Она позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников; выступает источником финансовых ресурсов; источником материального стимулирования трудового коллектива; источником образования имущества, капитала, трудовых и социальных льгот для работников предприятия. Получение прибыли – результат реализации товара и услуги, основанной на привлечении прежде всего труда и капитала. Организация должна стремиться к достижению оптимального уровня рентабельности. Это может быть обеспечено на основе опережающих темпов роста прибыли по сравнению с объемом продаж.

На величину прибыли от реализации влияет совокупность многих факторов, которые могут зависеть от организации предпринимательской деятельности или не зависеть от неё. Важнейшими факторами роста прибыли являются:

-                   рост объема деятельности (на 1642105 тыс.руб. за отчетный период);

-                   реализация качественной продукции;

-                   расширение ассортимента выпускаемой продукции;

-                   рост производительности труда (на 97,6% за отчетный период).

Производственно-торговая деятельность предприятия питания характеризуется прежде всего показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Доля продукции собственного производства в обороте ООО “У медведя” составила в отчетном году 94,6% к обороту, увеличившись на 1552132,6 тыс.руб. Это является довольно высоким результатом для предприятия питания. Также за отчетный период наблюдается рост самого валового оборота.

Для сохранения существующей тенденции увеличения оборота общественного питания можно принять следующие меры:

-                                изучение спроса населения и расширение рынка сбыта продукции;

-                                заключение договоров поставки, установление устойчивых хозяйственных связей с поставщиками;

-                                                                                            расширение ассортимента товаров;

-                                                                                            проведение рекламной кампании и т.д.

Чтобы получать прибыль от продаж и минимизировать убытки, следует не допускать роста издержек обращения, найти пути их нормализации.

Именно рост издержек обращения очень часто становится причиной снижения рентабельности продаж. Для решения этой проблемы необходимо проработать механизм управления затратами: выделять наиболее весомые статьи затрат и исследовать возможность их снижения; разделять издержки обращения на постоянные и переменные и устанавливать на каждый квартал и год точку безубыточности; выявлять рентабельность продаж по основным видам продукции и изучать возможности увеличения продаж наиболее ликвидных видов.

Состояние кредиторской и дебиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации. Для улучшения финансового состояния трактира необходимо:

-                   следить за согласованием дебиторской и кредиторской задолженности;

-                   контролировать просроченную задолженность;

-                   выявить пути и возможности упрощения расчетов с поставщиками;

-                   выявление возможностей расширения закупки товаров на льготных условиях, увеличения доли кредиторской задолженности в формировании товарных запасов и других оборотных активов;

-                   детально проанализировать причины возникновения задолженности.

 Рынок сбыта предполагается расширить за счет увеличения численности обслуживаемого населения, используя при этом различные способы привлечения потребителей.

Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Знание факторов производства, умение определять их влияние на принятые показатели эффективности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами, создать механизм поиска резервов.



Заключение


Рыночные отношения представляют собой главную форму связи между товаропроизводителями и покупателями, т.е. механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия. Эффективность является сложной категорией, которая складывается на предприятии под влиянием множества внутренних и внешних факторов: экономических, правовых, социальных и др. Это обстоятельство и тот факт, что эффективность представлена в различных видах (эффективность хозяйственной деятельности предприятия, эффективность использования отдельных видов ресурсов, эффективность производства товаров и т.п.), являются причинами использования для ее количественной оценки множества показателей. Изменение этих показателей в сторону повышения эффективности в анализируемом периоде по сравнению с их величиной в предшествующем периоде свидетельствует об эффективной работе предприятия по указанному направлению. На каждом предприятии имеется множество резервов повышения эффективности. Выявить их помогает комплексный анализ показателей эффективности деятельности предприятия.

В результате проведенного полного и обоснованного анализа были изучены основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ООО “У медведя” и выявлены влияющие на них факторы.

Оборот предприятия возрос по сравнению с прошлым годом на 151,5% и составил величину 2725779 тыс.руб., в т.ч. оборот по продукции собственного производства возрос на 151,1% до 2579122,4 тыс.руб. Увеличение объема оборота вызвало рост абсолютной суммы издержек: за отчетный период оборот возрос на 1642105 тыс.руб., а издержки – на 166561 тыс.руб. Так как издержки растут менее высокими темпами (185,6%) чем товарооборот (251,5%), это привело к снижению их уровня. Также в связи с ростом товарооборота наблюдается рост валового дохода на 10,07% и прибыли от продаж на 14,8%.


Список литературы


1.     Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2.     Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. – М.: Изд. “Приор”, 2000.

3.     Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческой и некоммерческой организации. – М., 2001.

4.     Ефимова О.П. Экономика общественного питания: Учебное пособие. - Минск ООО “Новое знание”, 2000.

5.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск “Вышэйшая школа”, 2000.

6.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. – Минск: НПЖ “Финансы, учет, аудит”, 1998.

7.     Налоговый кодекс РФ 1 и 2 часть М.: “Дашков и К”2004

8.     Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002.

9.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск ООО “Новое знание”, 2001.

10.                       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002.