Содержание


3. Структура доходов и расходов отдельных видов бюджетов. 3

18. Государственная поддержка экономики. 9

28. Исполнение федерального бюджета. Задачи и функции органов Федерального казначейства. 14

Практическое задание. 16

Список литературы.. 20


3. Структура доходов и расходов отдельных видов бюджетов


Федеральный бюджет

1. Доходы федерального бюджета

Налоговые доходы федерального бюджета

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

·         федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

·         таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

·         государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неналоговые доходы федерального бюджета

1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии с Бюджетным кодексом, в том числе за счет:

·         доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - в полном объеме;

·         доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

·         части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

2. В доходах федерального бюджета также учитываются:

·         прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

·         доходы от внешнеэкономической деятельности;

·         доходы от реализации государственных запасов и резервов.

2. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

·         обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

·         функционирование федеральной судебной системы;

·         осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

·         национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

·         фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

·         государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

·         государственная поддержка атомной энергетики;

·         ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

·         исследование и использование космического пространства;

·         содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

·         формирование федеральной собственности;

·         обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

·         компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

·         пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

·         проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

·         федеральная инвестиционная программа;

·         обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

·         обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·         финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

·         официальный статистический учет;

·         прочие расходы.

Субъекты РФ

1. Доходы бюджетов субъектов РФ

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

·         собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации.

·          отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии Бюджетным кодексом, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.

2. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

·         обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

·         обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

·         проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

·         обеспечение реализации региональных целевых программ;

·         формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

·         осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

·         содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

·         обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

·         оказание финансовой помощи местным бюджетам;

·         обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

·         компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

·         прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

Местный бюджет

 1. Доходы местных бюджетов

 Налоговые доходы местных бюджетов

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

·         собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;

·         отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации;

·         государственная пошлина.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии с  Бюджетным кодексом, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

·         содержание органов местного самоуправления;

·         формирование муниципальной собственности и управление ею;

·         организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

·         содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

·         организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

·         муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

·         благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

·         организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

·         содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

·         организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

·         обеспечение противопожарной безопасности;

·         охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

·         реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

·         обслуживание и погашение муниципального долга;

·         целевое датирование населения;

·         содержание муниципальных архивов;

·         проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

·         финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.


18. Государственная поддержка экономики


Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности государства.

С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что можно объяснить двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.

Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2000году показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.

Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них.

Оценка социально-экономического развития Северо-западного федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.

К неблагополучным относятся Архангельская и Псковская области.

В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа с 1998 по 2000 год остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения.

В группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область.

Комплексная оценка социально-экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского  по основным показателям после спада в 1999году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.

Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 1999-2000 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.

К неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ

По сравнению с 1999 годом социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в 2000 году ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы, отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровню развития отраслей социальной инфраструктуры и уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения.

К неблагополучным относятся Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

В каждом федеральном округе есть субъекты РФ, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов РФ. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.

За последнее десятилетие усилились различия между субъектами РФ и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.

Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» базируется на Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы

В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития.

Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами РФ, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.

Программа рассчитана на долгосрочную перспективу.

Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы в 2002-2010 годах, составляет 66323,3 млн. рублей, в том числе объем федерального финансирования – 12413,3 млн. рублей.

Структура источников финансирования Программы в процентном содержании следующая:

      средства федерального бюджета                           - 18,7 процента;

      средства бюджетов субъектов Российской            - 22,9 процента;

      Федерации

      внебюджетные источники                                       - 58,4 процента.

Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году – в 2 раза.

На первом этапе реализации программы (2002-2010 годы) предполагается сократить в 2 раза различия в доходах на душу населения, уменьшить на 25 процентов число отстающих субъектов РФ и на 15% долю населения, живущего за чертой бедности (1).

На втором этапе (2011-2015 годы) намечается сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов – в 2 раза, а также уменьшить на 25% долю населения, живущего за чертой бедности, в субъектах РФ, являющихся получателями средств по Программе.

Таким образом, с началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что оказывает негативное воздействие на эффективность экономики в целом, уровень жизни людей, повышает социальную напряженность в обществе.

Стратегически важным является проведение государственной поддержки экономики и региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов России.

Главной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.

Для этого разработана Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)». Целью программы является сокращение различий между развитыми и отстающими регионами в 2 раза.


28. Исполнение федерального бюджета. Задачи и функции органов Федерального казначейства


В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного уп­равления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморас­четов между бюджетами, а также координации работ по созданию информа­ционной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы го­сударственной власти Российской Федерации о результатах исполнения феде­рального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджет­ной системы Российской Федерации.

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Ми­нистерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Главные задачи органов казначейства:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы,

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнениe этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств,

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным орга­нам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Прави­тельства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации,

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государст­венных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресур­сами в пределах установленных на соответствующий период государствен­ных расходов,

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и дру­гими уполномоченными банками государственного внутреннего долга РФ,

- разработка методологических и инструктивных материалов по вопро­сам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятии, учреждении и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов,

-         - ведение операций по учету государственной казны РФ.

 В соответствии с задачами, возложенными на органы казначейства. Поло­жением определены функции Главного управления Федерального казначейст­ва Министерства финансов Российской Федерации, функции органов казна­чейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы казначейства, а также функции органов казначейства по городам (за исключе­нием городов районного подчинения), районам, районам в городах. Для реали­зации возложенных на систему органов федерального казначейства задач и вы­полнения ими своих функций Положение закрепляет определенные права и обязанности органов казначейства. Правомочия органов федерального казна­чейства в сфере финансовых (бюджетных) отношений достаточно широкие. Их роль в области бюджета значительно повышается в связи с передачей им из бан­ковской системы функции по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федера­ции устанавливается казначейское исполнение бюджетов.


Практическое задание


Составить смету расходов на текущее содержание средней школы по следующим статьям расходов:

-             Расходы на оплату труда;

-             Начисления на заработную плату;

-             Расходы на питание школьников;

-             Компенсация педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции (трансферты населению).


Таблица 1

Классы

На 1 января 2001

На 1 сентября 2001

Классов

Учащихся

Классов

Учащихся

I

2

54

2

52

II

3

77

2

54

III

3

76

3

77

Итого по IIII классам

8

207

7

183

V

3

79

3

76

VI

3

81

3

79

VII

3

75

3

81

VIII

2

55

3

75

IX

2

53

2

55

Итого по IVIX классам

13

3434

14

366

X

2

53

2

53

XI

2

50

2

52

Итого по XXI классам

4

103

4

105

Всего по школе

25

653

25

654


Таблица 2

Показатели

I – III классы

IV – IX классы

X – XI классы

Итого по всем классам

Количество педагогических ставок на класс

1,40

2,23

1,96

5,59

Средняя ставка учителя в месяц

910

980

1275


Количество педагогических ставок на все классы на 1 января 2001.

11,2

29

7,84

139,75

Фонд заработной платы в месяц за период январь – август, руб.

10192

28420

9996

48608

Количество педагогических ставок на все классы на 1 сентября 2001

9,8

31,2

7,84

139,75

Фонд заработной платы в месяц за период сентябрь - декабрь, руб.

8918

30576

9996

49490


Таблица 3.

Учебно-вспомогательный и административно-хозяйственный персонал школы


Наименование

должностей

Среднегодовое

 число ставок

Средняя ставка

в месяц, руб.

Фонд заработной платы в месяц, руб.

Директор школы

1

1630

1630

Заместитель

директора

3

1405

4350

Заведующая

библиотекой

1

1205

1205

Секретарь

1

610

610

Уборщик

6

450

2700

Всего

10495


1. Расходы на оплату труда рассчитываются как фонд заработной платы за 2 периода (таблица 2).

Количество педагогических ставок на все классы на 1 января 2001 = количество классов * Количество педагогических ставок на класс = 1,40 * 8 = 11,2;

Фонд заработной платы в месяц за период январь – август, руб. = Количество педагогических ставок на все классы на 1 января 2001 * Средняя ставка учителя в месяц = 11,2 * 910 = 10192 руб.

Тарифный фонд оплаты труда = 49490 + 48608 + 10495 = 108593 руб.

Надтарифный составляет 25% от тарифного, т.е. 108593 *0,25 = 27148,25 руб.

Итого ФОТ = 108593 + 27148,25 = 135741,25 руб.

2. Расходы на питание школьников

Минимальный размер оплаты труда = 450 руб. месяц. Норма расходов на бесплатные завтраки в день на одного учащегося, составляет 1,5% от минимального размера оплаты труда. Количество дней для бесплатных завтраков 170. Количество школьников 653 чел. Таким образом, расходы на питание школьников = (450* 0,015) * 170 * 653 = 749331,5 руб.

3. Компенсация педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции (трансферты населению) = 1 минимальный размер оплаты труда в месяц 450 * 9 * 5,59 (общее количество педставок на класс) = 22639,5 руб.

Таким образом,  в ходе работы была составлена смета расходов на текущее содержание средней школы по следующим статьям расходов:

-             Расходы на оплату труда;

-             Начисления на заработную плату;

-             Расходы на питание школьников;

-             Компенсация педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции (трансферты населению)


Список литературы


1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ - справочная система Гарант.

2.     Федеральная целевая программа «Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 г.)» // Региональная экономика, 2004 – с 14.

3.     Арешонков В.Г Экономика М.: Инфра-М, 2002 – с 347.

4.     Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2004. – с 243.

5.     Финансы. Учебник / под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2001. – с 408.

6.     Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2002. – с 350

7.     Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2001 – с 387.

8.     Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 – с 341.