Содержание
Вопрос 1. 3
Вопрос 2. 4
Вопрос 3. 6
Вопрос 4. 8
Вопрос 5. 10
Список литературы.. 13
Вопрос 1.
Территория города. Городская черта
Городское самоуправление осуществляется в пределах административной границы (городской черты), определяющей территорию Новосибирска.
Границы территории города устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами Новосибирской области с учетом исторических и иных местных традиций.
Городская черта
Новосибирска установлена в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР
от 20 сентября
Городская черта изменена
в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта
Изменение границ территории города не допускается без согласия городского Совета.
Земли города
Правовой режим земель в пределах городской черты определяется действующим законодательством.
Территорию города составляют земли:
1) жилой зоны;
2) общественно-деловой зоны;
3) производственной зоны;
4) инженерной и транспортной инфраструктур;
5) рекреационных зон;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов и иных зон режимных территорий.
Все земли в пределах городской черты используются по их целевому назначению и в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Органы городского самоуправления в пределах своей компетенции распоряжаются землями, находящимися в муниципальной собственности, предоставляют и изымают земельные участки, контролируют использование земель на территории города, а также осуществляют иные полномочия по регулированию земельных отношений, предусмотренные действующим законодательством.
Административно-территориальное деление города
Территория города состоит из 10 административных районов: Дзержинский, Железнодорожный, Заельцовский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Советский и Центральный, границы, которых определяются с учетом экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций города.
Решение об установлении и изменении границ, наименований районов города принимается городским Советом по представлению мэра города.
В городе, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения. Границы территориального общественного самоуправления по предложению администраций районов утверждаются городским Советом.
Пригородная зона
Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города.
Границы пригородной зоны и ее правовой статус определяются органами государственной власти Новосибирской области.
Вопрос 2
Население города Новосибирска составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие в городе.
Столицей Западной Сибири
по праву называют Новосибирск, крупнейший город с удивительной судьбой. На
месте небольшого рыбацкого поселка Гусевка (
В 1980 году на 1000 человек населения в Новосибирске регистрировалось 6,3 развода, в 1990 году - 5,1, а в 2003 году только четыре развода. Сравните: в Москве в 2002 году эта цифра была 5,1, а в Санкт-Петербурге - 4,9. Однако при этом в городе продолжает падать число людей, состоящих в браке. Число расторгнувших брак и овдовевших превышает число вступивших в повторный брак. По статистическим данным, так называемым таблицам брачности, выходило, что из каждых 10 тысяч мужчин 16 лет 82 человека к 50 годам имели вероятность не вступить в брак. А из каждых 10 тысяч женщин, которым в те годы было шестнадцать, 307 до 55 лет так и не выйдут замуж. Цифры говорят о том, что надо менять семейную политику. Надо поддерживать семьи, имеющие двоих детей, поддерживать и неполные семьи. Число детей, рожденных вне брака, продолжает расти. Сегодня в Новосибирске каждый третий ребенок рождается в неполной семье.
Младенческая смертность. Сейчас у нас в Новосибирске, в провинции, младенческая смертность 13,3 случаев на тысячу. По принятой в мире шкале оценки это уровень, считающийся низким. Или средняя продолжительность жизни. В 1994-1995 годы в городе сложилась удручающая ситуация, когда средняя предстоящая продолжительность жизни составила для мужчин 57,1 года, а для женщин - 71 год. К 2002-2003 году у первых она поднялась до 61, а у вторых - до 73 лет. Это, конечно, не 77 и 83 года, как в Японии, но тенденция к росту средней предстоящей продолжительности жизни у нас все-таки наметилась. Значит, есть надежда на общее улучшение демографической ситуации. Да и сам процесс старения населения, о котором часто говорят с негативной окраской, означает еще и то, что значительная часть людей доживает не только до возраста старости - 60 лет, но и до возраста долгожителей - 80 лет. Цифры очень красноречивы, они никогда не дают унывать. Так что я по натуре оптимист.
Вопрос 3
Основу промышленного комплекса Новосибирска составляют 194 крупных и средних промышленных предприятия, которые производят 84,0 % всей промышленной продукции города и 74,1 % областного производства. По сравнению с 1999 годом объем выпускаемой продукции в г. Новосибирске в физическом исчислении увеличился на 22,7 %. Среди отраслей промышленности за 2000—2003 гг. существенно возросли объемы производства в черной металлургии (в 2,4 раза), машиностроении (на 41,9 %), легкой промышленности (на 25,9 %), цветной металлургии (на 22,3 %).
Базовыми отраслями промышленности являются машиностроение, электроэнергетика, металлургия и пищевая промышленность, на их долю приходится 86,4 % всего промышленного производства города.
В 2000—2003 гг., на 30 крупнейших предприятиях города, представляющих практически все отрасли промышленности, были освоены новые производства, осуществлены реконструкция и техническое перевооружение мощностей. В целях расширения рынков сбыта промышленной продукции создаются объединения предприятий для координации качества и продвижения продукции на внешние рынки, формируется городской координационный совет маркетологов, изучается опыт работы служб маркетинга предприятий.
Для обеспечения устойчивости экономики города, ее пропорционального и сбалансированного функционирования, развития разных сфер жизнедеятельности населения требуются соответствующие финансовые ресурсы, формируемые за счет прибыли, амортизационных отчислений, налоговых и обязательных платежей предприятий, кредитов, доходов от аренды, приватизации или продажи собственности, дотаций, субвенций и трансфертов, получаемых из бюджетов федерального уровня и уровня субъекта федерации и прочих источников.
В Новосибирске около 62–64 % рентабельных предприятий, от их полного круга, и около 70 % от числа крупных и средних. Финансовый результат по полному кругу предприятий города составляет около 26–28 млрд. рублей, по крупным и средним соответственно 23–24 млрд. рублей. В среднем одно предприятие из крупных и средних имеет прибыль около 20 млн. рублей в год (за три последних года). При этом самая высокая прибыль, 40–50 млн. рублей в среднем в год, приходится на предприятия торговли и общественного питания (среди крупных и средних фирм их доля 34 %, а доля полученной прибыли в городе 64–69 %). Такая же средняя прибыль у предприятий связи, и вдвое меньшая у промышленных и транспортных предприятий.
Всеми предприятиями и организациями города в настоящее время используется на разные нужды порядка 450 млрд. рублей денежных средств в год, из них на развитие и совершенствование производства расходуется около 1,9 %, на социальное развитие – 0,2 %, социальные выплаты – 0,1 %. При этом доля прибыли в общей сумме используемых средств составляет около 0,4 %. На развитие производства и социальной сферы тратится соответственно около 30 и 12 %, а на социальные выплаты – около 17 % от прибыли.
По концентрации активов банки Новосибирска и Новосибирской области составляют десятые доли процента от всех активов банковской системы России (для сравнения на Москву и Московскую область приходится 83 % всех российских активов, на Сибирский федеральный округ – чуть более 1 %).
Наиболее существенная часть финансовой системы – банковская сфера. Развитие банковского дела в Новосибирске происходит в тесной взаимосвязи с процессами в российской финансово-кредитной системе.
В этой системе на долю Сибирского федерального округа, где функционирует 85 банков и 434 филиала кредитных учреждений других территорий, приходится соответственно 6,4 % всех российских банков и 13 % от общего количества филиалов. Среди регионов округа в Новосибирской области банков больше всего (15 или 1 % от числа общего числа в России), и практически все они расположены в Новосибирске. Кроме того, в области работает 45 филиалов и отделений банков других территорий, больше всего московских. Число действующих новосибирских кредитных организаций в последние годы практически не меняется, количество же филиалов иногородних банков с 1999 увеличилось на 7 организаций.
Вопрос 4
Город Новосибирск является муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. В городе Новосибирске имеются органы городского самоуправления — муниципальная собственность, бюджет города.
Система городского самоуправления
От имени населения города представительные, распорядительные, исполнительные, контрольные и иные функции в пределах установленной компетенции осуществляют органы городского самоуправления.
Структуру органов городского самоуправления составляют:
1) глава городского самоуправления — мэр;
2) городской Совет;
3) мэрия;
4) контрольно-счетная палата города Новосибирска;
5) Новосибирская городская избирательная комиссия.
Правовая основа и принципы городского самоуправления
Правовую основу городского самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской федерации, Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, настоящий Устав.
Городское самоуправление осуществляется на основе принципов:
1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
2) государственной гарантии городского самоуправления;
3) законности;
4) гласности и учета общественного мнения;
5) самостоятельности органов городского самоуправления, их организационной обособленности от органов государственной власти;
6) выборности органов и должностных лиц городского самоуправления;
7) ответственности органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
8) признания за населением города полномочий по решению вопросов местного значения;
9) соответствия полномочий органов городского самоуправления материальным и финансовым ресурсам.
Правовой статус мэра города
Глава городского самоуправления - мэр Новосибирска - является высшим должностным лицом города, наделенным населением города полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных и контрольных функций городского самоуправления.
Мэр как глава городского самоуправления представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений городского Совета.
Мэр избирается на пять лет гражданами, проживающими на территории города Новосибирска, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Мэром может быть избран гражданин не моложе двадцати одного года, обладающий избирательным правом.
Правовой статус и структура городского Совета
Городской Совет — представительный орган городского самоуправления обладает правами юридического лица.
Городской Совет состоит из двадцати пяти депутатов.
Организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности городского Совета, постоянных комиссий и депутатов городского Совета осуществляет аппарат городского Совета. Положение об аппарате, его структура и штаты утверждаются городским Советом.
Расходы на обеспечение деятельности городского Совета утверждаются решением городского Совета и предусматриваются в бюджете города отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Глава исполнительной власти непосредственно избирается населением и одновременно исполняет функции председателя органа местного самоуправления
Мэрия города в системе городского самоуправления
Мэрия города - исполнительный орган городского самоуправления, является юридическим лицом и в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
В состав мэрии входят:
1) департаменты, управления, комитеты, отделы;
2) администрации районов города.
Мэрия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, настоящим Уставом, решениями городского Совета, правовыми актами мэра и мэрии.
Мэрию возглавляет мэр.
Структура мэрии, а также расходы на ее содержание утверждаются городским Советом.
Вопрос 5
Общими источниками стратегических проблем всех крупных российских городов, являются общемировые процессы геоэкономического и экологического характера, связанные с глобализацией экономики, неумеренным потреблением, общим ростом народонаселения Земли и одновременно пространственной дифференциацией демографических процессов, ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загрязнений, истощением ресурсов планеты. В России эти условия усугубил социально-экономический кризис, приведший к массовой бедности и вымиранию, острому социальному расслоению и дезадаптации, низкой совокупной покупательной способности населения, а, следовательно, малой инвестиционной привлекательности российских городов.
Положение крупных городов России, и Новосибирска в том числе, в существенной степени осложнено и нестабильным, противоречивым, а нередко парадоксальным законодательством Российской Федерации. Согласно федеральному Закону, например, местное самоуправление осуществляется во всех российских городах безотносительно к численности их жителей.
Основными стратегическими проблемами города Новосибирска, остро ощущаемыми в настоящее время, являются:
· относительно низкий уровень качества жизни населения и социальное расслоение городского сообщества, бедность большого числа горожан, слабая социальная адаптация;
· малая доля «среднего класса» в структуре жителей города, низкая совокупная покупательная способность населения;
· ослабление системы безопасности общества и личности, преступность, рост травматизма и распространение социально обусловленных заболеваний (наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекций, венерических болезней, туберкулеза, психопатий и т.п.);
· старение производственного аппарата, снижение научно-технологического потенциала в производстве, низкая инвестиционная активность, стагфляция;
· нехватка квалифицированных кадров, в т.ч. массовых рабочих специальностей, утечка ученых и специалистов за рубеж и в непроизводительную сферу экономики;
· большая зависимость бюджета города от политики властных органов субъекта Федерации, ограниченность маневра в налоговой политике, недостаточность финансирования бюджетных организаций и систем социальной поддержки;
· сложности обеспечения энергетической безопасности города, бесперебойного функционирования инженерной инфраструктуры, ЖКХ, муниципального внутригородского транспорта;
· недостаточное качество городской среды, слабая управляемость процессами градоформирования;
· опасность техногенных катастроф вследствие износа основных фондов, наличие ряда неблагоприятных в экологическом отношении зон на территории городов.
Для решения указанных стратегических проблем требуется, с одной стороны, проведение государственной политики, направленной на создание, с учетом глобальных процессов, условий для подъема экономики в стране и регионах, с другой, - соответствующей муниципальной политики по мобилизации стратегического потенциала и ресурсов.
Властным структурам и элите Новосибирска следует постоянно и ассоциировано выступать с законодательными и прочими инициативами по ориентированию государственной политики федерального и регионального уровня в направлениях:
· обеспечения роста совокупного спроса населения (в том числе за счет регулируемого повышения минимальной оплаты труда и социальных выплат, восстановления сбережений и наращивания государственных расходов при условии поддержания бюджетного профицита);
· подъема сферы производства путем систематической поддержки отечественных производителей, эффективного управления и стимулирования инвестиций в производственный сектор;
· совершенствования валютной, ценовой и денежной политики в государстве;
· реформирования финансовой, фондовой и кредитной систем;
· создания стимулов для реорганизации системы социального потребления и упорядочения системы социальных льгот.
Список литературы
1. Доклад В.Городецкого. «Стратегический план устойчивого развития Новосибирска».
2. Постановление «О дальнейших мерах по разработке и реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска».
3. Устав города Новосибирска (с изменениями на 27 октября 2003 года) Принят на 17 сессии Новосибирского городского Собрания депутатов (решение от 05.10.95 № 74).