Содержание
Вопрос 1. 3
Вопрос 2. 4
Вопрос 3. 5
Вопрос 4. 8
Вопрос 5. 10
Список литературы.. 13
Вопрос 1.
Территория города. Городская черта.
Городское самоуправление осуществляется в пределах административной границы (городской черты), очерчивающей внешние границы земель города Омска.
Земли в границах города независимо от форм собственности и целевого назначения составляют территорию города и находятся в ведении органов городского самоуправления.
Городская черта установлена в соответствии с исторически сложившейся границей города и постановлением Главы администрации Омской области от 21.03.94 г. N 129-п "Об установлении границ земель, находящихся в ведении администрации города Омска".
Описание и план границ города прилагаются к настоящему Уставу и являются его неотъемлемой частью.
Изменение границ территории города производится с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов городского самоуправления, а также органов государственной власти Омской области в порядке, установленным законодательством Омской области.
Изменение границ территории города не допускается без учета мнения населения города, выраженного в порядке, установленном настоящим Уставом в соответствии с законодательством Омской области.
Административно - территориальное устройство города
Административно - территориальное устройство города устанавливается решением Омского городского Совета с учетом мнения населения внутригородских территорий.
Решение об образовании, упразднении, объединении, наименовании, установлении новых границ внутригородских территорий принимается Омским городским Советом по представлению Мэра города Омска с учетом мнения жителей соответствующих территорий.
В составе территории города определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения. Данные территории устанавливаются по предложениям граждан соответствующей администрацией и утверждаются Омским городским Советом.
Определение границ внутригородских территорий производится решением Омского городского Совета с учетом экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций города, целостности землепользования.
Внутригородскими территориями являются городские административно - территориальные единицы (административные округа, поселки), образованные в целях организации управления городом, на территории каждой из которых действуют органы администрации города Омска.
Вопрос 2
Население города Омска
Население города Омска составляют граждане Российской Федерации, лица без гражданства, проживающие на территории города Омска, и в соответствии с федеральным законом иностранные граждане, постоянно проживающие в городе Омске.
Граждане Российской Федерации и иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы городского самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
На протяжении всей истории Омска его население увеличивалось. Этому способствовали значительный миграционный прирост и естественный рост населения (особенно во второй половине XX века).
В результате указанных факторов население города ежегодно уменьшалось на 5,5-6 тыс. человек. С 1999 года естественная убыль дополнилась отрицательным сальдо миграции населения (4-6 тыс. человек в год).
По прогнозу до 2005 года ожидается небольшое увеличение рождаемости до 9,5 тыс. человек. Будет увеличиваться и смертность населения. В результате взаимодействия этих процессов естественная убыль населения города будет ежегодно составлять 5-5,5 тыс. человек.
Длительное время наблюдается рост численности и доли взрослых и пожилых людей при сокращении численности и доли детей и молодежи до 20 лет. К 2005 году доля населения в возрасте моложе трудоспособного составит 14,9%, в возрасте старше трудоспособного - 18,9%. Под влиянием фактора относительно высокой рождаемости 80-х годов будет продолжаться вплоть до 2006 года тенденция увеличения населения в трудоспособном возрасте. В долгосрочной перспективе население в трудоспособном возрасте начнет снижаться.
Таким образом, сочетание естественной убыли и миграционной убыли является наиболее неблагоприятным сценарием развития демографической ситуации в городе. Изменить сегодняшнюю ситуацию возможно только при улучшении общей социально-экономической ситуации. В ближайшие годы в связи с тенденцией увеличения численности населения старше трудоспособного возраста увеличится нагрузка на систему здравоохранения в городе, а тенденция увеличения населения в трудоспособном возрасте до 2005 года будет обострять ситуацию на рынке труда.
Вопрос 3
Промышленность
С начала 90-х годов произошли существенные изменения структуры промышленного производства в городе Омске в пользу предприятий топливно-энергетической, пищевой промышленности, химии и нефтехимии.
К
Строительство
Строительство производственных и непроизводственных объектов за последние годы значительно сократилось, но в 2001 году было выполнено работ на 3501,2 млн. руб., и по сравнению с 2000 годом объем вырос на 45,6%.
Жилищное строительство является одним из основных направлений развития города. Темпы роста жилищного строительства характеризуют динамику развития города. Вместе с тем, ввод жилья в городе в последние годы значительно сократился. В 1985 – 1990 годах в Омске вводилось до 600 тыс. кв. м жилья. На протяжении последующих десяти лет ввод жилья сократился более чем в 4 раза.
Спад в жилищном строительстве, в первую очередь, связан со значительным удорожанием стоимости квадратного метра жилья (ввиду резкого сокращения бюджетного финансирования, инфляционных процессов и введения нормативов на строительство, направленных на улучшение потребительских свойств жилья) на фоне понижения покупательной способности населения. В условиях сокращения бюджетного финансирования строительный комплекс был вынужден ориентироваться на запросы обеспеченного слоя населения и строить престижное, дорогое жилье.
Проблема обеспечения граждан жильем является в Омске одной из наиболее актуальных: в городе более 17 тыс. нуждается в улучшении жилищных условий, имеется 44 тыс. домов частного сектора, возраст основной части жилищного фонда города больше 20 лет.
Торговля и сфера услуг
Изменения, происходящие в экономике города с начала реформ, тесно связаны с развитием внутренней торговли. Формируется цивилизованный рынок товаров и услуг, который является одним из источников пополнения бюджета города. Из-за экономического кризиса в производственной сфере и большого притока предпринимателей во внутреннюю и внешнюю торговлю, а также в малый и средний бизнес, структура рынков выросла за счет палаток, павильонов, контейнеров и ларьков. Получила широкое распространение продажа товаров с рук. Благодаря этому нашли рабочие места многие люди, потерявшие или не имевшие других источников дохода. Фактическое распространение таких форм торговли связано со снижением покупательской способности населения и неэффективной налоговой политикой государства.
Оборот розничной торговли
в
Создание торговых зон и мини-рынков обеспечивают работой (в качестве продавцов, предпринимателей, сторожей, грузчиков и т.д.) более 20 тыс. чел.
Финансы и инвестиции
Уровень качества жизни жителей города во многом взаимообусловлен уровнем бюджетной обеспеченности населения.
Важным фактором, обуславливающим ограниченные размеры формирования городского бюджета, является уменьшение нормативов отчислений от регулирующих налогов (по НДС – с 12,5% до 0; по налогу на прибыль – с 8% до 3,6%; по акцизам на алкоголь – с 50% до 2,5%) и отмена с 1 января 1999 года многих местных налогов. Последующее введение новых налогов не компенсировало потери от отмены местных налогов.
В функциональной структуре расходов бюджета наибольший вес занимают расходы на образование (31,5% от всех расходов бюджета в 2001 году), здравоохранение (26,8%), жилищно-коммунальное хозяйство (26,4%). Суммарно эти статьи составили почти 85% расходов бюджета. Тем самым, увеличение доходов бюджета определяет уровень личных доходов значительной части работающего населения – 32% горожан, занятых в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ.
Устойчивое развитие города невозможно без адекватной финансовой базы. В этом плане особое значение приобретает финансовая сфера, которая должна способствовать активизации инвестиционного процесса и, как следствие, росту производства.
Изменения в банковской сети Омской области и города Омска соответствуют устойчивой тенденции последних лет, характеризующейся сокращением общего количества кредитных организаций. Омская область, имея высокий уровень социально-экономического развития, имеет (в количественном отношении) достаточно развитую банковскую систему.
В банковском секторе ведущие позиции закреплены за банками с государственным участием. Отличительной чертой структуры банковской системы Омской области является ярко выраженная лидирующая роль учреждений Сбербанка России.
Среди региональных банков самыми крупными по величине зарегистрированного уставного капитала на начало 2001 года являются Омскпромстройбанк, "ИТ-Банк", "Омск-Банк". Остальные 6 банков имеют капитал до 10 млн. рублей.
Не менее важную роль в повышении уровня обеспеченности банковскими услугами хозяйствующих субъектов, населения области и города играют филиалы иногородних (их 19), в первую очередь, московских банков.
В среднесрочной перспективе в банковской системе региона сохранится важная роль малых и средних банков. Они так же необходимы, как и крупные. Большинство малых и средних банков Омской области выдержали испытания кризисом, работают устойчиво, имеют свою нишу и способны удовлетворять общественные потребности.
Вопрос 4
Правовой статус Мэра города Омска
Мэр города Омска - высшее выборное должностное лицо городского самоуправления, наделенное населением города полномочиями по осуществлению распорядительных и исполнительных функций городского самоуправления.
Мэр города Омска представляет город Омск во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений Омского городского Совета.
Мэр города Омска избирается на 5 лет жителями города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Правовой статус Мэра города Омска как высшего выборного должностного лица городского самоуправления устанавливается законодательством Российской Федерации и Омской области, настоящим Уставом.
Мэр города Омска в соответствии с законодательством подотчетен Омскому городскому Совету.
Правовой статус Омского городского Совета
Омский городской Совет - выборный, представительный, коллегиальный и правотворческий орган городского самоуправления.
Омский городской Совет является юридическим лицом, имеет свою печать и штампы. Структура и штатное расписание аппарата Омского городского Совета, смета расходов на обеспечение деятельности Омского городского Совета утверждается Омским городским Советом.
Омский городской Совет вправе выступать учредителем и соучредителем средств массовой информации.
Состав и порядок формирования Омского городского Совета
Омский городской Совет состоит из 17 депутатов.
Депутаты избираются населением города Омска на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Омского городского Совета нового состава, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата.
Полномочия депутата не могут быть переданы другому лицу.
Выборы депутатов Омского городского Совета проводятся на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам.
Порядок проведения выборов депутатов Омского городского Совета устанавливается законодательством.
Администрация города Омска в системе городского самоуправления
Администрация города Омска является исполнительным органом городского самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов и решений Омского городского Совета, обеспечивая при этом законные права и интересы всего городского населения, органов городского самоуправления.
Администрация города Омска действует под непосредственным руководством Мэра города Омска.
Администрация города Омска в соответствии с федеральным и областным законодательством подотчетна Омскому городскому Совету.
Глава исполнительной власти непосредственно избирается населением и одновременно исполняет функции председателя органа местного самоуправления
Вопрос 5
Выделим ряд конкурентных преимуществ г. Омска, создающих условия для его социально-экономического развития:
- относительно выгодное географическое расположение в Сибири на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, авиационных, водных, трубопроводных и др.), связывающих европейский и азиатский континенты, север Западной Сибири и Центральную Азию;
- мощный промышленный потенциал, представленный предприятиями нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
- наличие отраслевых научных и производственных предприятий с наукоемкими технологиями;
- крупный агропромышленный центр, динамично развивающиеся предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;
- комплекс предприятий строительной индустрии;
- значительные мощности и база для развития теплоэлектроэнергетики;
- наличие современных средств связи и телекоммуникаций;
- относительно развитая транспортная система города;
- высокий образовательный, профессиональный и культурный уровень значительной части населения города; хороший кадровый потенциал по многим отраслям экономики;
- значительный научно-образовательный комплекс (в том числе – комплекс специальных и высших учебных заведений);
- наличие развитой финансово-кредитной системы;
- наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;
- привлекательность городской среды Омска, его истории, архитектуры и дизайна;
- приграничное расположение (с точки зрения развития внешнеэкономических связей).
К факторам, ослабляющим перспективы развития города, относятся:
- неблагоприятная демографическая динамика;
- высокая дифференциация доходов населения;
- сложная экологическая обстановка;
- высокая заболеваемость населения;
- слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы;
- недостаток жилого фонда, медленное его строительство и обновление;
- изношенная и затратная инженерная инфраструктура;
- существенные недостатки структуры улично-дорожной сети и её состояния;
- высокая степень износа основных фондов предприятий, устаревшие технологии;
- сырьевая и энергетическая зависимость города от других регионов;
- отсутствие бизнес-центров, инновационных центров, выставочных комплексов и павильонов;
- приграничное расположение Омской области (с точки зрения близости «горячих точек»).
При разработке стратегии развития города учтены и имеющиеся «угрозы». К ним относятся:
- высокая конкурентная способность ряда городов Сибири и Урала (Новосибирск, Екатеринбург и др.);
- отток работоспособного населения за пределы региона;
- угроза исчезновения ряда градообразующих предприятий;
- старение города (жилого фонда, инфраструктуры, населения и др.);
- наличие потенциальных источников чрезвычайных ситуаций.
Список литературы
1. Концепция стратегического развития г. Омска
2. Устав города Омска, утвержденный Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года N 92 (в ред. Решений Омского городского Совета от 15.11.95 г. N 125, от 16.10.96 г. N 246, от 04.12.96 г. N 277)