Содержание


1. Изучение патентного закона Российской Федерации. 3

2. Разработка инновационного проекта организации музыкальной школы.. 9

2.1. Описание проекта (резюме) 9

2.2. Описание услуг. 10

2.3. Расчет  потребностей в капитале. 11

2.4. Организационно- управленческая структура  проекта. 14

3. Процедуры управления  проектами. 16

Список литературы.. 19






















1. Изучение патентного закона Российской Федерации

1.1.         Какие меры  предусмотрены в законе для защиты интересов: государства, авторов изобретений,  патентообладателей

ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА

В недавно обновленном законодательстве по интеллектуальной собственности, в частности в   Патентном  законе  РФ, введены нормы, дающие возможность государству  закреплять за собой права на объекты промышленной собственности, созданные при выполнении работ для федеральных государственных нужд по государственным контрактам, а также по договорам с использованием государственных средств. В то же время в Патентном  законе  РФ еще раз подчеркивается уже провозглашенная ранее в Гражданском кодексе Российской Федерации возможность договорного метода регулирования отношений между государством  и разработчиком НИОКР по поводу созданных охраноспособных РНТД.

 Интересы  государства при решении вопросов государственной научно-технической политики обусловлены существенными затратами бюджета на НИОКР и значительной ценностью получаемых научно-технических результатов. Однако коммерческая ценность РНТД проявляется только в случае их использования.

Поэтому истинные интересы государства заключаются не в обладании правами как таковыми, а в активном использовании базирующихся на этих правах технологий для создания конкурентоспособной продукции и перехода к так называемой инновационной экономике, т. е. экономике, основанной на знаниях.

ИНТЕРЕСЫ АВТОРОВ ИЗОБРЕТЕНИЙ

У  авторов  изобретений интерес   материальный, поскольку по закону «в случае, если работодатель получит патент на служебное изобретение …, либо передаст право на получение патента другому лицу,… работник ( автор )… имеет право на вознаграждение» (п. 2 ст. 8 Патентного закона). Вознаграждение может определяться в соответствии с применяемыми до настоящего времени положениями закона «Об изобретениях в СССР» соразмерно выгоде (прибыли, доходу) патентообладателя от использования служебного изобретения.

Таким образом, автор > имеет законный интерес  к тому, чтобы изобретение  использовалось патентообладателем, а не нарушителями патента, т.е. собственный законный интерес  в исходе судебного спора. Ведь доход, полученный нарушителем патента, – это упущенная выгода патентообладателя, а значит – уменьшенный размер вознаграждения автора.

       ИНТЕРЕСЫ ПАТЕНТООБЛАДАТЕЛЕЙ

Патент закрепляет за патентообладателем исключительное право использовать изобретение по своему усмотрению. Использование изобретения иными лицами без разрешения патентообладателя (лицензии) не допускается. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет со дня поступления заявки на его выдачу в государственный орган РФ по изобретательству.             Патентообладатель вправе продать или иным способом переуступить патент на изобретение либо выдать на него лицензию. Договоры о переуступке патента и выдаче лицензии действительны при условии их регистрации.

Лицо, использующее изобретение в нарушение патента, по требованию патентообладателя обязано прекратить использование изобретения и возместить патентообладателю причиненные убытки.

В России действуют только патенты на изобретения, выданные государственным органом  по изобретательству. Такие патенты действуют на всей территории РФ. Патентообладатель вправе с соблюдением установленного порядка патентовать изобретение в иностранных государствах.

1.2.         Заполните таблицу 1.





Таблица 1

Правовая охрана изобретений, промышленных образцов и полезных моделей в России

Объекты промышленной собственности

Краткая характеристика

Условия предоставления правовой охраны

Наименование охранного документа

Срок действия охранного документа

1. Изобретение

В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

По заявке на изобретение, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 настоящего Закона, и соблюдение установленных требований к ним.. О положительном результате формальной экспертизы и дате подачи заявки на изобретение заявитель уведомляется незамедлительно после завершения формальной экспертизы.

Статья 21 Патентного закона РФ

20 лет

2. Полезная модель

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству.

Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой.

Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники.


По заявке на полезную модель, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, соблюдение установленных требований к ним и отсутствие нарушения требования единства полезной модели, а также рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное решение к охраняемому в качестве полезной модели. Проверка соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности, установленным пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона, не осуществляется. В случае, если в результате экспертизы установлено, что заявка на полезную модель подана на техническое решение, охраняемое в качестве полезной модели, и документы заявки оформлены с соблюдением установленных требований, принимается решение о выдаче патента с указанием даты подачи заявки на полезную модель и установленного приоритета. В случае, если в формуле полезной модели, предложенной заявителем, содержатся признаки, отсутствовавшие на дату подачи заявки в описании и, если заявка на полезную модель на дату ее подачи содержала формулу, в формуле полезной модели, заявителю направляется запрос с предложением исключить указанные признаки из формулы.

В случае, если в результате экспертизы будет установлено, что заявка на полезную модель подана на решение, неохраняемое в качестве полезной модели, принимается решение об отказе в выдаче патента на полезную модель.


Статья 23 Патентного закона РФ

5 лет

3. Промышленный образец

В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.


По заявке на промышленный образец, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводятся формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Закона, и соблюдение установленных требований к ним, и при положительном результате формальной экспертизы экспертиза заявки на промышленный образец по существу, которая включает в себя проверку соответствия заявленного промышленного образца условиям патентоспособности, установленным статьей 6 настоящего Закона.

Статья 24 Патентного закона РФ

10- лет

1.3.         Составьте схему и укажите сроки прохождения заявки на предполагаемое изобретение в патентном  ведомстве до стадии выдачи патента

 























Рис.1.  Схема прохождения заявки на изобретение


1.4.         На основе проведенного анализа определите, какие недоработки есть в патентном законе РФ и как они влияют на инновационную активность  различных организаций

Не преодолена одна из серьезных практических проблем патентного законодательства – отсутствие четкого разделения понятий «автор», «заявитель» и «патентообладатель». С каждым этим понятием связаны различные права. Название ст. 8 «Патентообладатель» давно пора было заменить на «Право на подачу заявки и получение патента», дав в ней четкое определение «заявителя» – лица, получающего это право на основании закона или договора. Смысл ст. 8 – определение лица, распоряжающегося судьбой изобретения до выдачи патента, в том числе имеющего право определить, на чье имя он будет выдан. Права уже патентообладателя – совершенно иные права – установлены ст. 10. Однако ст. 8 начинается по-старому: «Патент выдается...», тогда как должна начинаться: «Правом на подачу заявки и получение патента обладают...». Безусловно, п. 1 ст. 15 сформулирован лучше, чем раньше, но проблемы это не снимает.

Полезным изменением при определении «заявителя» фактически стало лишь замена слова «служебных» на «трудовых» обязанностей при определении служебного изобретения и введение самого понятия «служебное изобретение». Слово «трудовых» более соответствует отношениям автора и работодателя, связанных трудовым договором.

Явно популистской остается норма Закона, предусматривающая обязательное вознаграждение авторам служебного изобретения. Все результаты труда, в том числе интеллектуального, должны принадлежать работодателю. И не надо создавать проблем между работником и работодателем. Важно другое – дать возможность работодателю выплачивать вознаграждения работникам – авторам изобретений, не облагая это налогами. Но, похоже, что наше общество еще этого не понимает.

Что касается минимальных ставок вознаграждения за служебные изобретения, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, то это должно быть только в отношении бюджетных организаций, а точнее – изобретений, созданных за счет бюджетных средств.

Новация, введенная ст. 91, является одной из самых трудно осуществимых. С одной стороны, если мы когда-нибудь дойдем до такого уровня управления хозяйством, когда расходование бюджетных средств будет все-таки преследовать цель или хотя бы предполагать использование результатов работ, то, безусловно, должны быть механизмы управляемой передачи предприятиям прав на такое использование, что, в свою очередь, предполагает и приобретение права на результаты работ на имя управляющих структур – государственных заказчиков.

С другой стороны, при современном государственном «менеджменте» в стране реально распорядиться такими результатами работ могут только исполнители, прежде всего вузы, НИИ, академические институты. Но по Закону у чиновника, распоряжающегося бюджетными средствами, теперь есть еще одна возможность получить выгоду за то, что у исполнителя есть интерес к сохранению за собой прав на результаты работ.

Нереальным пока представляется и право автора на вознаграждение, выплачиваемое лицом, получившим патент или использующим изобретение по лицензии. Размер и порядок выплаты таких вознаграждений должен будет определяться договором между указанными лицами и автором. Вы можете себе представить, как будут заключаться такие договоры.

К сожалению, на практике можно ожидать проблемы, связанные с представлением дополнительных материалов к заявкам на изобретение и полезную модель. Понятно стремление ограничить описанием и формулой перечень заявочных документов, сведения из которых принимаются во внимание при оценке дополнительных материалов: изменяют ли они сущность заявленного объекта или нет. Однако формулировка, использованная в Законе, крайне неудачная. Второй абзац п. 1 ст. 20 читается таким образом, что признаки, представленные в дополнительных материалах и подлежащие включению в формулу, должны быть в первоначальных материалах как в описании, так и в формуле изобретения. Возможно, так и предполагалось, и, в частности, это подтверждается ст. 29, устанавливающей, что патент может быть признан недействительным, если в формуле, содержащейся в решении о выдаче патента, есть признаки, отсутствовавшие в описании и  в формуле. В таком случае вообще теряется смысл представления дополнительных материалов, направленных на внесение признаков, отсутствовавших в заявленной формуле, хотя и присутствовавших в описании изобретения или полезной модели.

2. Разработка инновационного проекта организации музыкальной школы

2.1. Описание проекта (резюме)

Информационная форма

1.     Название организации:  Государственная организация  Центр «Лира»

2.     Юридический адрес организации: 630068 г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого

3.     Телефон: 12-15-19, 45-19-89

4.     Источники финансирования проекта: собственные средства, частные финансирования

5.     Краткое описание проекта: организация работы   музыкальной  школы для  детей- сирот.

Цель предлагаемого организацией бизнес- плана - обосновать  организацию  музыкальной школы в сфере  услуг дополнительного музыкального образования для детей сирот.

Задачи  проекта:

1)    социальные цели: повышение музыкального уровня среди детей – сиро и молодежи

2)     образовательные цели: обучение детей  - сирот    музыке.

Бизнес- план разрабатывается  государственной организацией  Центр «Лира». Центр  «Лира» был организован   17 декабря 2003 года с целью организации музыкальной школы  для оказания услуг дополнительного музыкального образования детям- сиротам. Таким образом, основной целью Центра  «Лира» сегодня является  удовлетворение социально- общественной  потребности детей- сирот  в услугах дополнительного музыкального образования.

Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в сфере услуг дополнительного музыкального образования, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.

Предлагая услуги дополнительного музыкального образования, организация гарантирует повышение культурного уровня детей- сирот, а также их подготовку к дельнейшему получению музыкального образования (например, в Новосибирской консерватории), что является большим преимуществом организации  Центра  «Лира».

Для реализации предлагаемого проекта Центр «Лира» ориентируется, прежде всего, на свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках.

В процессе планирования руководство учло возможность возникновения ряда финансово- экономических рисков. Для их устранения  в организации используется страхование части рисков.

Наиболее значимым достижением реализации  проекта станет оказание услуг дополнительного музыкального образования детям – сиротам.

2.2. Описание услуг

Услуги, оказываемые Центром «Лира» удовлетворяют   потребность в повышении  культурного и образовательного уровня детей- сирот. Характеристика услуг, предлагаемых организацией:  обучение теоретическим и практическим основам музыкальной деятельности, обучение работе на определенных видах музыкальных инструментов. Кроме того, услуги, оказываемые   Центром «Лира», отличается глубиной знания, расширение кругозора обучающихся.

В планируемом году Центр «Лира» предполагает оказывать услуги в сфере обучения детей - сирот музыкальным знаниям.

2.3. Расчет  потребностей в капитале

         Для организации  музыкальной школы изначально необходимо  произвести расчет потребностей в капитале. Список необходимого оборудования и инструментов приведен в таблице 2

Таблица 2

Список  музыкальных инструментов и оборудования

Оборудование

Количество

Цена за единицу, руб.

 Сумма, руб.

1

2

3

4

Рояль

1

100 000

100 000

Фортепиано

5

10 000

50 000

Баян концертный «Ясная поляна»

1

30 000

30 000

Баян «Рубин»

3

10 000

30 000

Аккордеон «Вельтмайстер»

1

30 000

30 000

Аккордеон «Этюд»

4

6 000

24 000

Аккордеон

2

10 000

20 000

Скрипка

2

5 000

10 000

 Гитара концертная

1

12 000

12 000

Гитара

2

2 500

5 000

ИТОГО



311 000

Стол компьютерный

1

5 500

5 500

Стол

1

3 000

3 000

Стол

6

2 000

12 000

Кресло офисное

3

1 500

4 500

Стулья

60

500

30 000

Столик журнальный

2

1 000

2 000

Кресло

2

2 500

5 000

Кресло для зала (секция по 4 шт.)

20

4 000

80 000

Доска школьная

1

2 000

2 000

Стол ученический

6

840

5 040

Шкаф

6

4 000

24 000

Офисная мебель

1

10 000

10 000

Вешалка

1

4 000

4 000

Прочие расходы (гардины, ковровые покрытия, и др.)



100 000

Компьютер (в полной комплектации)

1

30 000

30 000

Оргтехника

1

9 000

9 000

ИТОГО



326 040

ВСЕГО



637 040


         Список  материалов для текущего ремонта представлен в таблице 3.





Таблица 3

Список материалов для ремонта

Материалы

Количество, единиц

Цена за единицу. Руб.

 Сумма, руб.

1

2

3

4

Обои ( рулон)

18

95

1710

Обои

36

45

1620

Обои

15

150

2250

Краска белая ( 3 кг)

10

350

3500

Краска серая ( 3 кг)

3

350

1050

Краска половая ( 3 кг)

5

350

1750

Каска белая водоэмульсионная (5 кг)

10

100

1000

Клей обойный

20

50

1000

Шпатлевка (2 кг)

5

50

250

Затраты на ремонтные работы



100000

ИТОГО



114130


ИТОГОВАЯ стоимость  потребности в капитале равна 751 170 руб.

Таблица 4

Штатное расписание

№ п/п

Должность

Разряд

Количество единиц

Оклад

Доплата

25 % Р/ К

 ВСЕГО

1

Директор

15

1

1630

-

407-50

2037-50

2

Завуч

14

1

1510

-

377-50

1887-50

3

Главный бухгалтер

13

1

1405

-

351-25

1756-25

4

Делопроизводитель

3

0,5

244-50

-

69-38

346-88

5

Кассир

4

1

610

-

152-50

762-50

6

Электрик

6

0,5

375

-

93-75

468-75

7

Слесарь- сантехник

4

0,5

305

-

76-25

381-25

8

Мастер по настройке  музыкальных инструментов

6

0,5

375

-

93-75

468-75

9

Гардеробщик

1

1

450

-

112-50

562-50

10

Рабочий по обслуживанию здания

2

1

500

60

140

700

11

Сторож

1

2

900

315

303-75

1518-75

12

Дворник

1

1

450

-

112-50

562-50


ИТОГО






11452-88







*

12 мес


ФОТ






137434-56


ИТОГО фонд оплаты труда составит  441510 руб.

Начисления на зарплату составляют:

441510*35,8/100 = 158061 ( руб.)



Таблица 5

Амортизация оборудования ( за год)

Оборудование

 Количество

Общая стоимость, руб.

 Срок службы

 Амортизация, руб.

Рояль

1

100 000

10

10 000

Фортепиано

5

50 000

10

8 000

Баян концертный «Ясная поляна»

1

30 000

10

3 000

Баян «Рубин»

3

30 000

10

1 000

Аккордеон «Вельтмайстер»

1

30 000

10

3 000

Аккордеон «Этюд»

4

24 000

10

2400

Аккордеон

2

20 000

10

2000

Скрипка

2

10 000

10

1000

 Гитара концертная

1

12 000

10

1200

Гитара

2

5 000

10

500

Стол компьютерный

1

5 500

10

550

Стол

1

3 000

10

300

Стол

6

12 000

10

1200

Кресло офисное

3

4 500

10

450

Стулья

60

30 000

10

3000

Столик журнальный

2

2 000

10

500

Кресло

2

5 000

10

500

Кресло для зала (секция по 4 шт.)

20

80 000

10

8000

Доска школьная

1

2 000

10

120

Стол ученический

6

5 040

10

350

Шкаф

6

24 000

10

2400

Офисная мебель

1

10 000

10

1000

Вешалка

1

4 000

10

400

Компьютер (в полной комплектации)

1

30 000

10

3000

Оргтехника

1

9 000

10

900

ВСЕГО


637 040


54770


     Арендная плата составляет в месяц- 2000 рублей

     Арендная плата в год – 24  000   руб.

     Затраты на коммунальные платежи представлены  в таблице 6.

Таблица 6

Затраты на коммунальные платежи

Коммунальные услуги

Сума в месяц, руб.

 Сумма в год, руб.

Холодная вода

200

2400

Электроэнергия

1000

12000

Теполоэнергия

2500

30000

Канализация

200

2400

ИТОГО


46800


     Накладные расходы (транспорт, канцелярские товары, материалы и другие) составляют 20 % от ФОТ – 88302 руб.

Таблица 7

Смета затрат на 2005 год

№ п/п

Статьи расходов

Сумма, руб.

1

Фонд оплаты труда

441510

2

Начисления на зарплату

158061

3

 Амортизация

48950

4

Арендная плата

24000

5

Коммунальные платежи

46800

6

Накладные расходы

88302

7

Расходы на рекламу

10000


ИТОГО

817623

2.4. Организационно- управленческая структура  проекта

На рисунке 2 представлена общая система управления Центром  в процессе реализации и внедрения проекта.

Внешняя среда Центра

Центр «Лира»

 

Управление функционированием Центра

 

Управление развитием Центра

 
  управляющее воздействие    вход        варианты управленческих решений

 






вход

цель                                                                                         выход

ресурсы

информация

Рис. 2. Система управления Центром  «Лира» в процессе  реализации и внедрения проекта

Схема взаимодействия всех участников  управления проектом  представлена на рисунке 3.





 










Рис. 3. Структура  взаимодействия  инвесторов проекта

Каждый из инвесторов  проекта имеет свои интересы в процессе его реализации.

         Для управления проектом в организации существует проектно- организованная структура, которая представляет сбой взаимосвязь органов управления на  различных стадиях управления проектом. Такая структура представлена на рисунке 4.

 







Рис. 4. Проектно- ориентированная структура управления Центра «Лира»

         Система проектного управления в Центре, ориентированная на ее проектную структуру позволяет достигнуть всех целей и задач проекта. Схема управления  проектом  представлена  на рисунке 5.



 











         Рис. 5. Управление проектом Центра  «Лира»

         На рисунке 5 наглядно отображен процесс управления  проектом. Как видно, в центре процесса управления находится руководитель проекта - директор Центра, который  координирует действия всех участников проектов под влиянием инвесторов со стороны, подчиняясь при этом задачам и целям самого проекта. Он же определяет последовательность этапов и мероприятий проекта, а также следит за ходом исполнения бюджета проекта. Основная его заключительная функция состоит в реализации согласования между собой различных элементов проекта (бюджета, календарного плана), а также контроль за ходом выполнения проекта в целом.

3. Процедуры управления  проектами

         В рамках данного раздела  в соответствии с исходными данными необходимо:

1)  составить сетевой календарный график выполнения работ

2) рассчитать основные параметры сетевого графика

4) оптимизировать график за счет увеличения численности

         Сетевой календарный  график  работ  и расчет его основных параметров представлен ниже на рисунке 6.

                                                                                           3

 

                                                                                 1

                                                                          18          18

          -                                                                        3

     0        0   15                                      17                 4

0

 

7

 
          1                                                         35    2     35         4                                                                           6            39        39

0

 
Овал: 3Овал: 0                                                                             10          17 6    10                           34   10   27                                                                  11

Овал: 11Овал: 10Овал: 7Овал: 6Овал: 5Овал: 1                            3                                                                          10                  7                  5 5

0

 

0

 

7

 

7

 
                                                     16

0

 
                                                0                                                    27    5     20                                            10

                                          3            3                                        7                                                                  44                        44

                                          4      2                          6                              4                                                    5 -

                                                                                                                                            8

                                                                                                                  30    0             34                                                                                                                       6

Овал: 8Овал: 9Овал: 4                                                                                  0                                      9    2                    4 10

7

 

28

 

28

 
                                                                             11           4

                                                                                    5

                                                                                 2

На рисунке критический пут отмечен черной жирной линией. Он проходит через работы: 0-1-2-3-10-11. Критический путь равен 44 дня.

                     Параметры событий сетевого графика рассчитываются следующим образом:

a

                                                   b            c

                                                           d

где     a – номер конечного события выходящих работ, через которое проходит путь наибольшей продолжительности от данного события до завершающего;

          b – ранний срок совершения события, который в то же время есть ранний срок начала последней работы;

          c – потенциал события, величина наиболее продолжительного пути от данного события до завершающего;

          d – номер начального события входящих работ, через которое к данному событию проходит путь максимальной продолжительности от исходного события.

         На рисунке в маленьких квадратах  рассчитаны резервы.

         Для оптимизации графика необходимо предусмотреть  переброс части рабочих с работ, на которых имеются резервы. Например,  с работ 0-8 и 8-9 на работы  с резервами в7 дней : 4-5, 5-6, 6-7, 7-10











Список литературы

1.     Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность в системе инновационного  менеджмента: Учеб. Пособ. – Новосибирск: НГАУ и Э,2000

2.     Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. – М.: Экономика, 2001. – 167 с.

3.     Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения Пер с англ. М.Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288 с.

4.     Зуховицкий И.З., Радчик И.А. Математические методы сетевого планирования. – М., 1995

5.     Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов\ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 2002. – 327 с.

6.     Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2 – х ч. – Новосибирск: Наука, 2000. – 224 с.

7.     Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

8.     Патентный закон Российской федерации Интеллектуальная собственность. – 2003. - № 9- 10

9.     Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. Для вузов. – М.: Интелл- Синтез, 2001

10.                       Яковлев Б.А. Интеллектуальная собственность: Атакующие выигрывают. – М.: Прогресс, 2002. – 272 с.