Содержание
Введение. 3
1. Современный этикет. 4
2. Основные элементы современного этикета. 8
3. Самовоспитание. 11
4. Коммуникабельность, как важная черта делового человека. 12
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
Культура поведения человека, в том числе делового человека – это неотъемлемая составная часть культуры человеческого общества. В ее основе лежит господствующая в обществе мораль, определяющая нормы человеческого поведения. Мораль является одной из форм общественного сознания.
Каждый член общества, трудового коллектива должен выполнять действующие нормы поведения, которые основаны на принципе: уважай и считайся с обществом и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой!
В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами» [1].
Внутренний мир человека, его интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, глазах, чертах лица, а также в осанке и поведении. Богатому внутреннему миру соответствует и высокая культура поведения.
Говоря о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила действуют при этом лишь как дисциплинирующий фактор.
Это тактичность, скромность, чувство собственного достоинства, самовоспитание.
Итак, цель работы – раскрыть основы современного этикета. Изучить сущность такой важной черты делового человека, как коммуникабельность.
1. Современный этикет
Не секрет, что немало еще есть людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает, считая этих людей жертвами предрассудков.
Они утверждают, что образованному человеку, разбирающемуся в политике, литературе, музыке и искусстве, хорошему успешному специалисту, умеющему ценить людей, совсем не обязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он первым руку или ждет, когда ее ему подадут.
И все же правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, практически обоснованы. Их целесообразность зависела (и зависит сейчас) от вопроса qui bene, qui prodest? – в чью пользу, кому выгодно? За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохранилась и сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.
Еще в античной литературе мы сталкиваемся с обычаями и правилами поведения того времени. Например, в скандинавской «Эдде» довольно подробно рассказывается об обычаях застолиц, причем относительно тостов приведены даже подробные правила.
Первыми руководствами по поведению были «Манеры за столом» и составленная в 1204 году испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис».
За ними последовали книги о правилах поведения. Так, в Гамбурге в 1716 году была издана книга с обстоятельным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».
Различным общественным формациям соответствовали и различные формы общения между людьми, которые объединялись в свод правил поведения, по-своему отражавший общественные порядки, мировоззрение и сословную рознь.
Человек всегда стремился к красоте и порядку, и поэтому в простом народе сложились свои неписанные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие прекрасные народные традиции. Человеку свойственно стремление ко всему хорошему, красивому.
Правила поведения всегда отражали и отражают требования гигиены. «Подавляющее большинство обычаев, управляющих поведением, непосредственно связаны с психической гигиеной. В обычаи людей они внедрялись непроизвольно, с течением времени, на основе приобретаемого опыта. Современный человек не должен вслепую подражать каким-нибудь французским, китайским или иным иностранным кодексам поведения, а должен уметь сознательно регулировать свои отношения с окружающими».
Правила вежливости запрещают нам шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.
Мораль нашего общества предусматривает подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу правил поведения.
Младшие выражают уважение старшим во всем – и, уступая старшему место, и ожидая, когда пожилой человек сам протянет руку для рукопожатия и т.д. В соответствии с моралью нашего общества, женщину уважают у нас как мать, как продолжательницу рода. Поэтому многие правила поведения предусматривают, что мужчина, как физически более сильный, помогает женщине, проявляет к ней уважение. Мужчина первым здоровается, предлагает женщине сесть, здороваясь и представляясь, как и со старшим, ждет, пока она протянет ему руку.
И, наконец, все общепринятые правила поведения в той или иной степени связаны с понятием прекрасного.
Следует отметить, что в наше время многие из этих правил носят чисто традиционный характер и их практическая ценность весьма сомнительна. Например, подымаясь по лестнице, мужчина идет впереди женщины – требование, которое диктовалось длинным, достигающим пола женским платьем и свечным освещением, так как мужчина нес подсвечник и на платье можно было легко наступить. (В настоящее время это объясняется, скорее, слишком короткой женской одеждой). Таким образом, и теперь. Отчасти по традиции, мужчина поднимается по лестнице впереди женщины и спускается позади.
У еврейских народов принято при приветствии пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция истолковывается как свидетельство уважения.
А поводом для этого обычая служила другая причина: миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая открытая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа и пр. Если другая сторона была также мирно настроена, следовательно, непроизвольное рукопожатие – приветствие.
Ту же мысль на Востоке арабы выражали скрещиванием рук на груди, туркмены засовывали руки в длинные рукава, у китайцев при поклоне руки свисали свободно по сторонам и т. д.
И обнажать голову стали из мирных побуждений, выражая покорность. Начало этому обычаю положило снятие шлема на арене боя.
Во время опустошительной эпидемии гриппа после первой мировой войны в Европе возник, по инициативе медиков, Союз упрощения приветствия. На улицах многих городов можно было встретить людей с особым значком на груди, которые здоровались без рукопожатия и не приподымая шляпы.
У разных народов разные обычаи. Различия обусловливаются историческими и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому. Уважая народ, мы должны уважать и его традиции.
Традиции никогда не шагают в ногу с развитием культуры, поэтому у народов с высокой культурой могут быть некоторые устаревшие обычаи.
Несмотря на то, что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным.
Среди правил вежливости, бытующих в нашем обществе, есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, по сути отжившие свой век, но вреда не приносящие.
К последним относятся целование руки, ходьба мужчины по левую руку женщины, приподымание головного убора и другие, при которых каждый может действовать по своему усмотрению, чувству такта и вкусу.
Церемониальный этикет магнатов в прошлом и формальная вежливость мещанства, изображающего «высшее общество», нам чужды и смешны, как и затянутая в корсет фигура прошлых веков.
Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила вежливости в догму, для которой нужно было бы жертвовать личными благородными чувствами, хорошим вкусом, естественными удобствами и разумным, никому не мешающим благополучием. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности. Как сказал И. В. Гете, «существуют вежливость, идущая о сердца, которая сродни любви. Из нее формируется уютная вежливость внешнего обхождения».
Однако такой вежливости и правил поведения, которые остаются этикетом и ограничиваются лишь хорошими манерами (правильнее будет назвать их манерничаньем), нам недостаточно.
Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. Например, обычно не принято на улице громко кричать и жестикулировать, потому что это беспокоит людей. Если же кому-либо грозит опасность попасть под машину, то уместны будут даже самый громкий крик и размашистый жест. С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем их выполнять.
Вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на ответственность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.
2. Основные элементы современного этикета
Говоря о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила действуют при этом лишь как дисциплинирующий фактор.
Чувство такта - это умение вести себя в различной обстановке не только в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям. Основываясь на сердечности, чувство такта предполагает понимание человеком всего, что может доставить другому неприятность, боль или радость, и умение понять потребности и переживания другого. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость. Если правила вежливости можно механически заучить и они могут стать хорошей привычкой, то такт требует большего. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще мысленно ставить себя на место другого человека.
Тактичность требует, чтобы человек воздерживался от вмешательства в чужие дела там, где это не угрожает обществу, ему самому или кому-либо другому.
В человеке должно быть также развито и критическое начало, в первую очередь по отношению к самому себе.
Цель критики – устранение существующих в обществе недостатков. Стремясь к этому, критика должна быть объективной – только так можно достичь цели. Прежде чем осуждать людей и их поведение, нужно уметь критически относиться к себе. Нередко критикующий не отдает себе отчета в том, что и ему присущи те или иные недостатки, которые он осуждает. Часто люди, поступки или ситуации критикуются слишком легкомысленно, без учета причин, вызвавших то или иное явление. Такая критика может только усугубить недостатки. Критика должна быть объективной.
Бестактность в общении с окружающими иногда выражается в нарушении предусмотренной дистанции, пределы которой определяются между людьми, возрастом, общественным положением и конкретными обстоятельствами (окружение, обстановка и время). Фамильярность и высокомерие – полярные проявления все той же бестактности.
Тактичность, руководимая чувствами и разумом, проявляется как в поступках, так и в словах. Тактичный человек двигается и ведет себя неприметно, никого не тревожа и не раздражая. Он не подчеркивает своего превосходства или общественного положения. Он не напыщен и не развязен, приспосабливается к любой обстановке, всегда считается с окружающими и с ситуацией.
Тактичный человек не демонстрирует своей неприязни к людям и не проявляет чрезмерной симпатии, которая может поставить в неловкое положение окружающих.
Любопытство, которое может обидеть окружающих, - бестактность. Тактичность вынуждает о некоторых вещах говорить иносказательно, особенно в присутствии детей и подростков. Чувство такта можно развить. Это уже зависит от самого человека.
Скромность. Тактичность связана со скромностью. Быть скромным – это значит относиться требовательно и самокритично к себе, к своим способностям и своему поведению. Академик Павлов в своем письме к молодежи писал: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда». [2]
И все же встречаются люди, лишенные скромности. Скромный человек знает, что его личные заслуги не так важны, как успех коллектива. Он не выставляет своего «я», свои действительные или мнимые способности, свое превосходство над другими. Скромный человек никогда не навязывает своих взглядов и воли, он ищет пути для убеждения и только таким образом достигает своей цели. Он принципиально относится к недостаткам других и в то же время щадит их чувства, проявляя тем самым тактичность. Хваля, он не льстит и к похвале относится без кокетства.
Скромность нельзя отождествлять с застенчивостью. Застенчивый человек склонен недооценивать себя. При общении с таким человеком нужно дать ему почувствовать, что его способностям и умению доверяют и их ценят. Одобряющее и дружеское слово придает застенчивому человеку уверенность и силу. Скромность связана с естественностью.
Быть естественным – это значит быть тем, кто ты есть. Для этого нужны честность и правдивость. Нет ничего пошлее, чем лицемерие, кривляние и притворство.
Человек с безупречными манерами, вне зависимости от возраста, естественен и прост в общении с окружающими, в разговоре, в манере держаться и одеваться.
Быть самими собой, быт естественным в поведении, обладать чувством меры – в этом кроется настоящая красота, это и есть хороший вкус.
Нельзя забывать: чем выше культура человека, тем естественнее, проще и скромнее он сам, его поведение и отношение к окружающим.
Достоинство. Рядом со скромностью и естественностью должно находиться самоуважение, чувство собственного достоинства, заставляющее человека поверить в свои силы, не дающее ему чувствовать себя бесполезным, лишним.
Личное достоинство и чувство чести не дают человеку быть нечестным, унижаться или терпеть оскорбления. Человек с развитым чувством собственного достоинства не оскорбляет и других. Он никогда не бывает пошлым ни в делах, ни в словах, он всегда спокоен, уравновешен.
Уважающий себя человек не позволит и другим в своем присутствии вести себя непристойно, говорить скабрезности или повышать голос.
Он не дает легкомысленных обещаний, которых не сможет выполнить. Он знает, что данное слово нужно держать. «Давши слово, держись, а не давши крепись», - говорили наши праотцы. (Конечно, может случиться, что слово нарушено по причинам, от нас не зависящим, таким, как болезнь, несчастный случай, внезапный отъезд или срочное задание и т. д.).
Если человек не сможет предупредить об этом, он должен при первой же возможности извиниться.
Человек с чувством собственного достоинства ценит доверие. Злоупотребление доверием коллектива или отдельного лица граничит с подлостью.
3. Самовоспитание
Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств. Человек – это единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, то есть сама себя совершенствовать [3].
Самовоспитание должно быть вызвано желанием быть полезным обществу, быть достойным членом трудового коллектива.
Нравственное самовоспитание придает человеку целенаправленность, помогает ему правильно относиться к каждому общественному явлению, правильно решать все вопросы и определяет его общественное и личное поведение. Самовоспитание способствует общению между людьми, принося тем самым пользу и отдельному человеку, и коллективу.
Самовоспитание предполагает самокритичность и смелость в осознании своих ошибок. Без преодоления недостатков и воспитания положительных черт характера самовоспитание немыслимо.
4. Коммуникабельность, как важная черта делового человека.
Коммуникабельность – (от позднелатинского communicabilis – соединимый, сообщающийся [4]. Это совместимость (способность к совместной работе), способность к общению, общительность.
В работе любого человека, специалиста для его успешной деятельности необходимо умение общаться, вести переговоры.
Самая содержательная беседа, будь то деловая или обычная много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения, произношение и интонации режут слух. Нужно стараться говорить ясно, спокойно и сдержанно, не повышая голоса.
За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпеливым. Каждое произносимое слово, слог и звук должны звучать ясно.
Некрасив и прозрачен в своей манерности жеманный разговор, в котором, например, стараются растянуть «по-иностранному» гласные, произносят слова в нос и т. д.
Все дефекты речи, которые не зависят от органических недостатков (а иногда даже и такие), можно исправить, прилежно упражняясь.
Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет в разговоре такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим», не говоря уже о неприличных словах. Невежливо выражать свое отношение междометиями: «ага», «угу», «гм», «ого» и т.д.[5]
Что касается иностранных слов, то их можно употреблять лишь тогда, когда знаешь правильное их значение и произношение.
Лексический запас и грамматическая структура языка не определяют еще характер разговора. Важен также его тон, интонация. В тоне разговора отражаются оттенки эмоционального и волевого воздействия.
Заключение
Не секрет, что немало еще есть людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает, считая этих людей жертвами предрассудков.
За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохранилась и сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.
Различным общественным формациям соответствовали и различные формы общения между людьми, которые объединялись в свод правил поведения, по-своему отражавший общественные порядки, мировоззрение и сословную рознь.
Человек всегда стремился к красоте и порядку, и поэтому в простом народе сложились свои неписанные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие прекрасные народные традиции. Человеку свойственно стремление ко всему хорошему, красивому.
Мораль нашего общества предусматривает подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу правил поведения.
У разных народов разные обычаи. Различия обусловливаются историческими и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому. Уважая народ, мы должны уважать и его традиции. Традиции никогда не шагают в ногу с развитием культуры, поэтому у народов с высокой культурой могут быть некоторые устаревшие обычаи.
Несмотря на то, что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Коммуникабельность – (от позднелатинского communicabilis – соединимый, сообщающийся. В работе любого человека, специалиста для его успешной деятельности необходимо умение общаться, вести переговоры.
Список литературы
1. Акишина А. А. Речевой этикет. - М.: Зерцало, 2003. – 432 с.
2. Ийна Тоомасовна Аасамаа. Как вести себя. Изд. 5-е. на русском языке. – Таллин: Валгус, 2001. – 220 с.
3. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Яравыс, 2004. – 478 с.
4. Чехов А. П. Соч., Т. 11. - М.: Валгус, 1948.
5. Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 1998. – 320 с.
[1] Чехов А. П. Соч., Т. 11. - М.: Валгус, 1948. С. 396.
[2] Акишина А. А. Речевой этикет. - М.: Зерцало, 2003. – 120 с.
[3] Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 1998. С 34.
[4] Акишина А. А. Речевой этикет. - М.: Зерцало, 2003. – С. 12.
[5] Ийна Тоомасовна Аасамаа. Как вести себя. Изд. 5-е. на русском языке. – Таллин: Валгус, 2001. – С. 123.