Содержание

Глава 2 «Анализ организации бухгалтерского учета и аудита торговый операций на примере ЗАО «Мико». 2

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Мико». 2

2.2. Анализ ведения бухгалтерского учета торговых операций на ЗАО «Мико»  5

2.3. Анализ проведения аудиторской проверки на примере ЗАО «Мико». 26

Глава 2 «Анализ организации бухгалтерского учета и аудита торговый операций на примере ЗАО «Мико»


2.1. Краткая характеристика ЗАО «Мико»


Для экономики в целом деятельность фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития  предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России именно создание и развитие предпринимательского сектора должно стать основой регулирования общества.

Объектом анализа дипломной работы является ЗАО «Мико»

Местонахождение общества: Хабаровск, ул. Свирская 84А

Общество создано в целях более полного удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в товарах, работах, услугах и получения прибыли в интересах его участников. Для выполнения своих целей общество осуществляет различные виды деятельности в сфере оказания услуг, торговли, производства.

Основными видами деятельности общества являются розничная и оптовая торговля.

При осуществлении своей деятельности общество имеет право:

-    заключать договоры, соглашения и иные виды сделок, а также совершать другие действия и сделки, не противоречащие действующему законодательству;

-    приобретать, отчуждать имущество, имущественные права, продукты интеллектуальной деятельности и иные объекты гражданских прав;

-    выступать от своего имени и представлять свои интересы в суде;

-    создавать филиалы, представительства;

-    арендовать и сдавать в аренду здания, сооружения, помещения и другое имущество;

-    пользоваться кредитами в рублях и иностранной валюте;

-    принимать на работу лиц по гражданско-правовым и трудовым договорам, самостоятельно определять формы и системы оплаты труда.

Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

Уставный капитал общества складывается из вклада его учредителя (участника) в размере 8000  (Восемь тысяч рублей) рублей.

На момент государственной регистрации уставный капитал оплачен полностью.

Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на балансе и являющиеся собственностью общества.

Источниками образования имущества общества являются:

-    личные средства учредителей, вложенные в уставный капитал, а также их дополнительные взносы в имущество общества;

-    доходы от производственно-хозяйственной деятельности;

-    долгосрочные и краткосрочные кредиты; иные поступления.

Высшим органом управления  обществом является общее собрание его участников.

К исключительной компетенции общего собрания относятся:

-    определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решений об участии в других объединениях.

-    изменение устава общества, размера уставного капитала;

-    внесение изменений в учредительный договор;

-    образование исполнительных органов общества;

-    утверждение годовых отчетов и годовых  бухгалтерских балансов;

-    принятие решений о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг;

-    назначение аудиторской проверки;

-    принятие решения о ликвидации и организации;

-    распределение прибыли между участниками и другие.

Единоличным исполнительным органом является директор, который избирается общим собранием акционеров на три года.

Директор общества без доверенностей действует от имени общества, в т.ч.:

-    представляет его интересы и совершает сделки;

-    выдает доверенности на право представительства от имени общества;

-    издает приказы о назначении на должность работников общества, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.

Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников привлекать профессионального аудитора.

Общество не обязано публиковать отчетность о своей деятельности за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Общество обязано хранить следующие документы:

-    учредительные документы общества

-    протоколы собраний учредителей

-    документ, подтверждающий государственную регистрацию общества

-    документы, подтверждающие право общества на имущество, находящееся у него на балансе

-    внутренние документы общества

-    документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных бумаг общества

-    заключения ревизионной комиссии, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля.



2.2. Анализ ведения бухгалтерского учета торговых операций на ЗАО «Мико»


Среди учета торговых операций крайне важное значение имеет учет товаров. Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение (с учетом суммовых разниц) за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарении или безвозмездно - их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения товаров (способ ЛИФО).

Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 "Товары". В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 "Товары" применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.

Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 "Товары" по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов.

Порядок учета продажи товаров зависит от момента признания выручки от продажи товаров. При признании выручки от продажи товаров проданные товары списывают в дебет счета 90 "Продажи" с кредита счета 41 "Товары". Если выручка от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки отпущенные товары учитывают на счете 45 "Товары отгруженные" (дебетуется счет 45 и кредитуется счет 41). В момент признания выручки от продажи товаров их стоимость списывают с кредита счета 45 в дебет счета 90 "Продажи".

Аналитический учет материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации и не включаемых в себестоимость проданной продукции, ведется в порядке, предусмотренном для учета производственных запасов.

Способы оценки товаров. Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 "Товары" помимо товарно - материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 "Основные средства" или 10"Материалы").

К счету 41 "Товары" на предприятии открыты субсчета:

41-1 "Товары на складах";

41-2 "Тара под товаром и порожняя"

На субсчете 41-1 "Товары на складах" учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, в овощехранилищах, холодильниках и т.п.

На субсчете 41-2 "Тара под товаром и порожняя" учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах организаций общественного питания).

ЗАО «МИКО» приобретает товары у поставщиков за наличную плату или безналичный расчет. Эта хозяйственная операция отражается в учете по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При поступлении товаров на склад на основании счет-фактуры поставщика работником склада выписывается однострочный или многострочный приходный ордер. Первый из них составляют  только на один определенный вид товара, во втором записывают все принятые товары, независимо от их количества. Приходные ордера подписывает заведующий складом и экспедитор. В ЗАО «МИКО» товары учитываются по покупной стоимости, то есть по цене поставщика.

На основании первичных документов о поступлении товаров на склад за неделю в ЗАО «МИКО» составляется товарный отчет, в котором указывается приход и расход и выводится остаток товаров на складе. Затем данные товарных отчетов переносятся в группировочные ведомости, в которых отражается движение товаров за месяц.

В случае, когда количество или качество прибывших на склад товаров не соответствует данным счета поставщика, работник склада составляет коммерческий акт, который затем будет являться основанием для предъявления претензий. При этом в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму предъявленной поставщику претензии за недостающие товары или товары ненадлежащего качества.

В 2004 году в ЗАО «МИКО» не было выявлено фактов некачественно поступления товаров, не было выявлено расхождений и по количеству.

Порядок учета продажи товаров торговыми организациями осуществляется так же, как и в производственных организациях.

При признании выручки от продажи товаров при их отгрузке (отпуске) они списываются с кредита счета 41 в дебет счета 90 "Продажи".

Если выручка от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то отпущенные товары списывают с кредита счета 41 в дебет счета 45 "Товары отгруженные", а после признания выручки - в дебет счета 90 с кредита счета 45.

Товары, переданные для переработки другим организациям, со счета 41 не списывают. На счете 41 они учитываются обособленно.

Товары, принятые на ответственное хранение и на комиссию, учитывают на забалансовых счетах 002 "Товарно - материальные ценности, принятые на хранение" и 004 "Товары, принятые на комиссию".

Аналитический учет товаров в разрезе каждого наименования ведется в ведомости учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям формы №В-2. Ведомость открывается на месяц и ведется материально-ответственными лицами раздельно по производственным запасам, товарам в разрезе всех видов ценностей, независимо от того, имелось или нет движение за отдельный месяц тех или иных ценностей. Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщика. Данные об отпуске товаров в продажу записываются из ведомости по форме №В-2 соответственно в ведомость формы №В-6 «Учет реализации».

Рассмотрим корреспонденцию счетов по наиболее типичным операциям на предприятии.

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Поступление ТМЦ

1

Поступили материалы от поставщиков

10

60

2

Поступили товары от поставщиков

41

60

3

Выделен НДС по поступившим товарам, материалам и прочим НДС

19

60

Реализация и прочее выбытие ТМЦ

4

Выставлен счет покупателю за реализованные товары

62

90.1

5

Выделен НДС по реализованным товарам

90.2

68

6

Списана себестоимость товаров

90.3

41

7

Списаны прочие расходы (издержки обращения)

90.3.

44

8

Результат от реализации товаров

90.9

99


При бухгалтерском учете торговых операций важное значение имеет учет расчетных операций.

Для работников предприятий, организаций, учреждений основным источником дохода является заработная плата. Каждому работнику она начисляется в соответствии с установленной системой и зависит от количества и качества затраченного им труда.

Основные задачи бухгалтерии в области учета труда и заработной платы к правильному и своевременному расчету с персоналом по начислению заработной платы, премий, пособий, доплат, надбавок, оплаты неотработанного времени (за отпуск, выполнение общественных обязанностей и др.). Кроме того, имеют место выплаты социального характера на лечение, отдых, проезд, трудоустройство, материальную помощь и др., производимые помимо источников социальных пособий.

С этой целью на предприятии разрабатывается штатное расписание с указанием категорий работающих: рабочие и служащие (руководитель, специалисты и другие служащие), их количество и “вилка” окладов. Учет личного состава МП производится специально назначенным лицом.

Первичными документами по учету численности персонала и его движению являются приказы о приеме на работу, увольнении, переводе и предоставлении отпусков, договора-подряды.

Максимальный размер заработной платы законом не ограничивается, но ее нижний уровень не может быть менее минимальной оплаты труда, устанавливаемой государством.

При временной утери трудоспособности, достижения пенсионного возраста и некоторых других случаях государством гарантируется каждому человеку социальная защита за счет фондов: социального страхования, пенсионного, обязательного государственного медицинского страхования, занятости населения и др., образованных путем целевых отчислений от начисленной заработной платы по предприятию и других источников.

Различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы и т.п. На предприятии “МИКО” ведется оплата по окладам.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденных постановлением Госкомстата РФ. В таблице 2.2. приведен перечень форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

Таблица 2.2.

Перечень форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты

Номер формы

Наименование формы


Т-1

Т-2

Т-6

Т-8




Т-13

Т-49

Т-53

1.     По учету личного состава

Приказ (распоряжение) о приеме на работу

Личная карточка

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта)

2. По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда

Табель учета использования рабочего времени

Расчетно-платежная ведомость

Платежная ведомость


На предприятии ЗАО "МИКО" расчет ведется в Книге по начислению заработной платы.

С сумм начисленной оплаты труда организации производят отчисления в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ – 4% и страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,3%); фонды обязательного медицинского страхования: федеральный бюджет (ФФОМС – 0,2%) и субъекты Федерации (ТФОМС – 3,4%); Пенсионный фонд РФ в размере 14% и авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: финансирование страховой части трудовой пенсии с заработной платы в зависимости от года рождения (для мужчин с 1953 по 1966 год и женщин с 1957 по 1966 год тариф – 12%, для лиц 1967 года и моложе – 11%) и накопительной части трудовой пенсии (соответственно 2% и 3%).

Отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды производят от выплат, начисленных работникам по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

Для учета расчетов по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации используется пассивный счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”.

К счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” могут быть открыты субсчета (на примере малого предприятия “МИКО”):

69    “Расчеты по социальному страхованию” (4%);

69/1 “Расчеты по соцстраху, травматизм” (0,3%);

69/2 “Расчеты с федеральным бюджетом” (14%);

69/3 “Расчеты с пенсионным фондом по страховой части”;

69/4 “Расчеты с пенсионным фондом по накопительной части”;

69/5 “Расчеты с ТФОМС” (3,4%);

69/6 “Расчеты с ФФОМС” (0,2%).

Счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

-счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в частности отчислений, производимых за счет организации;

-счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” – в частности отчислений, производимых за счет работников организации.

По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Из начисленной работникам малого предприятия заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и по совместительству производят различные удержания. Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством.

Синтетический учет расчетов с сотрудниками МП по заработной плате ведут на счете 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”.

По кредиту счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” отражаются суммы:

·     оплата труда, причитающиеся работникам в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;

·     оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 “Резервы предстоящих расходов”;

·     начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм – в корреспонденции со счетом 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”;

·     начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. – в корреспонденции со счетом 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

По дебиту счет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Например: Д-т20  К-т70  - начислена заработная плата работникам основного производства, управленческому персоналу;

Д-т69  К-т70  - начислены  пособия по временной нетрудоспособности и прочие начисления за счет внебюджетных фондов;

Д-т70  К-т50  - выплачены из кассы суммы причитающиеся работникам по оплате труда;

Д-т70  К-т71  - удержаны не возвращенные в установленный срок подотчетные суммы.

Аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику организации.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет ведется по каждому поставщику.

Расчеты с поставщиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей.

Расчеты осуществляются безналичным путем.

Основные бухгалтерские проводки по счету 60:

Дт 41.1 Кредит 60   рублей - акцептована счет фактура поставщика

Дт 19 Кредит 60  рублей - начислен НДС

Дт 60 Кредит 51 0 рублей - оплачен счет поставщика.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям счету.

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Аналитический учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется в предлагаемой для малых предприятий ведомости учета расчетов и прочих операций формы В-5. Ведомости ведутся отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженностям за определенный период (месяц, квартал, год) в зависимости от объема расчетов. В конце отчетного периода выводится дебетовое и кредитовое сальдо по каждому виду расчетов и в целом по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Учет подотчетных сумм ведется на активном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету этого счета отражаются суммы, выданные в подотчет, по кредиту – расходы, произведенные подотчетным лицом за счет выданных ему денежных средств, а также возврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу.

На ЗАО «МИКО» выдача наличных денег в подотчет производится в основном на командировочные расходы. Выдача наличных денег производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу.

После возвращения из командировки подотчетное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет, на основании которого списывается выданный ранее аванс или выплачивается перерасход работнику из кассы. Подотчетное лицо обязано не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки отчитаться об израсходованных суммах.

Итоговые записи по счету 71 производятся в журнале-ордере №7 по каждому работнику отдельно. После утверждения авансового отчета в бухгалтерии предприятия списываются расходы с кредита счета 71 в дебет счета 44.

Учет расчетов с поставщиками за приобретенные у них товары или полученные услуги осуществляется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту этого счета отражается возникающая задолженность за полученные товары и услуги, а по дебету – погашение задолженности:

-              Дт 41 «Товары» Кт 60 – приобретены товары у поставщика за плату,

-              Дт 60 Кт 51 (50) – оплачены товары через расчетный счет или кассу предприятия.

Хозяйственные операции по счету 60 регистрируются в журнале-ордере №6, который ведется по каждому поставщику отдельно на основании счетов-фактур и счетов об оплате.

Для учета расчетов по операциям с покупателями используется счет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным». При получении аванса от покупателя на расчетный счет дебетуется счет 51 «Расчетный счет» и кредитуется счет 62. После отгрузки товаров в счет полученного аванса дебетуется счет 62 и кредитуется счет 90 «Продажи». Аналитический учет полученных авансов ведется в группировочных ведомостях по каждому покупателю.

Учет расчетов с бюджетом ведется на пассивном счете 68 «Расчеты с бюджетом». Увеличение задолженности по налоговым платежам отражается по кредиту счета 68, при уплате налогов и сборов – счет 68 дебетуется в корреспонденции со счетами денежных средств. Аналитический учет налогов и сборов по каждому их виду ведется в журнале-ордере №8.


Издержки обращения – это затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с переводом (транспортировкой, хранением, реализацией) товаров из сферы производства в сферу потребления. В состав издержек обращения включаются следующие виды затрат:

-         транспортные расходы,

-         расходы на оплату труда,

-         отчисления на социальные нужды,

-         амортизация основных средств,

-         расходы на ремонт основных средств,

-         износ нематериальных активов,

-         затраты на коммунальные услуги.

Синтетический учет издержек обращения организуется на активном счете 44 «Издержки обращения». По дебету накапливаются суммы произведенных расходов, относящихся к текущему отчетному периоду,  а по кредиту формируется информация о величине затрат, относящихся к реализованной товарной массе. Сальдо счета 4 показывает сумму издержек обращения, приходящихся на остаток товаров на начало и конец каждого месяца. Оно выполняет функцию стоимостного регулятора остатка товарных запасов, позволяя определить их фактическую себестоимость, и тем самым, является дополнением к сальдо счета 41 «Товары».

Аналитический учет издержек обращения ведется по статьям номенклатуры и местам возникновения в ведомости учета затрат на производство формы №В-3, рекомендованной для малых предприятий.

Расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, учитываются на счете 31 «Расходы будущих периодов» и подлежат отнесению на издержки обращения в течение срока, к которому они относятся ежемесячно, равными частями. При отнесении расходов на счет 44 «Издержки обращения» и счет 31 «Расходы будущих периодов» в бухгалтерии организации составляются следующие бухгалтерские проводки:

Дт 31  Кт 46 – начислена арендная плата за будущие периоды,

Дт 44 Кт 31 – отнесена на издержки обращения арендная плата при наступлении периода, к которому она относится;

По  новому Плану счетов:

Дт 97 Кт 76,

Дт 44 Кт 97.

Дт 44 Кт 70 – отнесена на издержки обращения оплата труда;

Дт 44 Кт 69 – отнесены на издержки обращения отчисления на социальные нужды;

Дт 44 Кт 02 – начислена амортизация по основным средствам;

Дт 44 Кт 76 - отнесены на издержки обращения расходы по ремонту основных средств.

Аналитический учет издержек обращения по видам затрат в ЗАО «МИКО» ведется в группировочных ведомостях по счету 44.

Для определения финансового результата необходимо ежемесячно производить распределение издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами.

Согласно методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, которые были утверждены приказом от 24.04.1995 г. №1-550/32-2. В указанном расчете принимают участие только две статьи издержек – транспортные расходы и затраты по оплате процентов за пользование кредитом. Все остальные статьи расходов в полном объеме присоединяются к текущим затратам, относящимся к реализованным товарам.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» проценты по кредитам и займам (кроме используемых для приобретения инвестиционного актива) относятся на финансовые результаты в качестве операционных расходов в издержках обращения не учитываются. Организация, также, может предусмотреть в учетной политике расходы по доставке товаров, включить в стоимость товара, то есть Дт 41 Кт 76 – в части транспортных расходов. И, таким образом, отпадает необходимость в распределении издержек обращения (расходов по продаже) между проданными товарами и остатками товаров на складе.

Приказом Минфина Российской Федерации от 28.12.01 г. №119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, которыми определяется порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Порядок осуществления торговой деятельности организациями, занимающимися торговлей наряду с другими видами деятельности, устанавливается самими организациями.

Если товары приобретаются непосредственно подразделением, осуществляющим торговую деятельность, то транспортно-заготовительные работы, связанные с их приобретением учитываются на счете «Расходы на продажу» (44) по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам».

В случае предоставления поставщиками организации-покупателю товаров различных скидок, товары в неторговых организациях учитываются по фактической себестоимости (по цене приобретения). При этом, покупной ценой товара считается фактическая величина денежных средств (или ее эквивалент), уплаченная за данный товар, то есть за минусом предоставленной скидки.

В составе расходов на продажу учитываются расходы по хранению товаров. Если на складе кроме товаров хранятся другие материальные ценности, расходы, относящиеся на товары, определяются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей, согласно решению организации, закрепленному в ее учетной политике.

Расходы, связанные с приобретением, хранением и продажей материальных запасов в неторговых организациях, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы на продажу по товарам ежемесячно списываются в полном размере в дебет счета учета продаж.

В случае если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продаж товаров (более 10%), а также при их неравномерном уровне в течении года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. д.), то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток непроданных к концу месяца товаров, остается на счете «Расходы на продажу» и переносит на следующий месяц.

Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов вводятся в действие, начиная с отчетности за 2002 год.

Приказом Минфина Российской Федерации от 28 июня 2000 г. «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» устанавливается следующий порядок учета управленческих и коммерческих расходов:

- в случае признания организацией в соответствии с установленным порядком управленческих расходов полностью в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности по данной статье отражаются затраты на производство проданных продукции, работ, услуг без учета общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы при этом отражаются по статье «Управленческие расходы» отчета о прибылях и убытках.

- в случае признания организацией в соответствии с установленным порядком коммерческих расходов полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности расходы организации по сбыту продукции, издержки обращения (у организаций, осуществляющих торговую деятельность, оказывающих услуги общественного питания) отражаются по статье «Коммерческие расходы» отчета о прибылях и убытках.

При проведении расчета сначала определяют сумму издержек обращения, относящуюся к остатку товарных запасов на конец месяца (то есть конечное сальдо счета 44), а затем – сумму издержек обращения, относящуюся к реализованным товарам (то есть кредитовый оборот счета 44). Первый показатель исчисляется методом среднего процента в следующем порядке:

1.     Суммируются транспортные расходы, и расходы по оплате процентов за пользование кредитом на остаток товаров на начало месяца (начальное сальдо счета 44) и произведенные в отчетном месяце (дебетовый оборот счета 44),

2.     Определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце (кредитовый оборот счета 90), и остатка товаров на конец месяца (конечное сальдо счета 41),

3.     Рассчитывается средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров посредством деления суммы издержек (п. 1) на сумму реализованных и оставшихся товаров (п. 2) и умножением их частного на 100%,

4.     Определяется сумма издержек обращения, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца (конечное сальдо счета 44), путем умножения среднего процента (п. 3) на этот остаток (конечное сальдо счета 41) и деления произведения на 100%.

Величина издержек обращения, относящаяся к реализованным товарам (кредитовый оборот счета 44), исчисляется путем присоединения к издержкам обращения на остаток товаров на начало месяца (начальное сальдо счета 44) всех издержек, возникших в течении месяца (дебетовый оборот счета 44), и вычитания из их суммы издержек обращения на остаток товаров на конец месяца (конечное сальдо счета 44). Полученный результат подлежит возмещению за счет валового дохода, о чем делают запись по кредиту счета 44 «Издержки обращения» и дебету счета 90 «Продажи».

Основной вид деятельности ЗАО «МИКО» закреплен в учетной политике – это розничная и оптовая торговля.

Отражение выручки от реализации в бухгалтерском учете ЗАО «МИКО» осуществляется методом начисления. Метод начисления основан на принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При этом методе выручка от реализации товаров отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. При ведении учета доходов и расходов методом начисления выручка для целей налогообложения определяется  ЗАО «МИКО» по моменту оплаты, т.е. налоги от реализации подлежат уплате в бюджет только после поступления оплаты за отгруженный товар.

Операции, связанные с отгрузкой товаров «по оплате» отражаются в учете организации записями:

Дебет 62 Кредит 90.1 – реализован товар покупателю;

Дебет 90.2 Кредит 41.1 – списана себестоимость реализованного товара;

Дебет 90.3 Кредит 76.4 «Расчеты по неоплаченному НДС» – учтен НДС по отгруженному, но не оплаченному товару;

Дебет 51 Кредит 62 – поступила выручка от реализации

Дебет 76.4 Кредит 68 « НДС» – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 90.2 Кредит 44 – списаны на себестоимость издержки обращения;

Дебет 90.1 Кредит 99 – определен финансовый результат (прибыль от реализации товаров).

Дебет 99 Кредит 68 – начислен налог на прибыль к уплате в бюджет

Если денежные средства за отгруженный товар в отчетном периоде от покупателя не поступили (или поступили не полностью), то при составлении отчетности за указанный период для определения налогооблагаемой прибыли балансовая прибыль подвергается корректировке. Эта корректировка вызвана тем, что при определении выручки для целей налогообложения по моменту оплаты балансовая и налогооблагаемая прибыли не совпадают.

Прибыль от реализации товара определяют как разницу между выручкой от реализации товаров в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и других вычетов, предусмотренных законодательством РФ, и затратами на ее реализацию.

Результаты от реализации товаров ежемесячно списывают со счета 90 «Продажи».

Списание прибыли оформляется бухгалтерской записью: дебетуется счет 90 «Продажи» и кредит счет 99 «Прибыли и убытки». Списание убытков оформляется проводкой с обратной корреспонденцией счетов.

Помимо расходов по обычным видам деятельности организация несет операционные расходы. Состав операционных расходов регламентируется ПБУ 10/99 «Расходы организации». Учет операционных расходов осуществляется на субсчете 91.2 «Операционные расходы (доходы)». К операционным расходом относятся суммы, которые предприятие уплачивает кредитным организациям за:

-                     расчетно-кассовое обслуживание;

-                     банковские проценты;

Стоимость этих услуг и порядок их оплаты установлены в договоре с кредитной организацией.

К прочим операционным расходам относятся налоги и сборы относимые на финансовые результаты деятельности организации (налог на имущество и др.).

В бухгалтерском учете начисление этих налогов и сборов отражается следующей проводкой:

Дебет 91 Кредит 68  - начислен налог на имущество.

Финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации  отражается в Отчете о прибылях.

После рассмотрения бухгалтерского учета на ЗАО «Мико» рассмотрим проведенную на предприятии аудиторской проверки.


2.3. Анализ проведения аудиторской проверки на примере ЗАО «Мико»


В 2004 году на ЗАО «Мико» была проведена проверка издержек обращения (коммерческих расходов).

Цель аудита учета коммерческих расходов - установление обоснованности формирования и правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Источниками информации для проведения аудита коммерческих расходов являются: накладные и приходные ордера на приобретение товара; разработочные таблицы по распределению заработной платы, отчислений на социальные нужды, расчета амортизации основных средств, амортизации нематериальных активов; ведомости распределения общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; учетные регистры (журналы-ордера, ведо­мости, машинограммы) по счетам 02, 05, 10, 26, 29, 41, 42, 44, 60, 68, 69, 70, 71, 96, 97 и др.,  Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.

В процессе проверки учёта коммерческих расходов решаются следующие задачи:

ü оценка обоснованности применяемого варианта формирования ин­формации об  издержках обращения предприятия, метода учета коммерческих расходов, варианта сводного учета коммерческих расходов, методов распределения коммерческих расходов;

ü подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

ü подтверждение достоверности оформления и отражения в учете пря­мых и накладных (косвенных) расходов;

ü арифметический контроль показателей коммерческих расходов по данным сводного учета затрат на продажу товара.

Аудиторская проверка учёта коммерческих расходов является довольно трудоемким процессом, требующим от аудиторов знания помимо множе­ства нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчисления коммерческих расходов. Поэтому до начала документальной проверки аудиторам необходимо изучить организационные и технологические осо­бенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру его деятельности. На основе анализа учетной политики аудиторы выясняют обоснован­ность применяемого на практике варианта формирования информации о расходах предприятия, метода учёта коммерческих расходов и варианта сводного учета затрат.

Прежде чем приступить к выполнению указанной задачи аудита издержек производства (обращения), необходимо провести предварительный обзор с целью оценки слабых и сильных сторон внутреннего контроля процесса производства и затрат. Для сбора общих данных и оценки системы внутреннего контроля  целесообразно составить отдельный специальный вопросник  для данной организации по форме, представленной в приложении. Оценка системы ведения бухгалтерского учета на предприятии ЗАО «Мико» оценена как положительная.

Проверка документального оформления операций, связанных с формированием коммерческих расходов, осуществляется исходя из требований закона РФ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Фе­дерации.

Согласно этим нормативным документам все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными доку­ментами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления, наименование организации, от имени ко­торой составлен документ; содержание хозяйственной операции; из­мерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном вы­ражении); наименование должностей лиц, ответственных за совер­шение хозяйственной операции и правильность ее оформления, лич­ные подписи и их расшифровки (включая случаи создания докумен­тов с применением средств вычислительной техники).

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

Факты осуществления затрат и их содержание могут подтвер­ждаться договорными платежными документами, актами, а также внутренними документами предприятия: путевыми листами, справ­ками, накладными и т. д.

Если товарно-материальные ценности приобретаются работни­ком предприятия на рынке из подотчетных сумм у физического лица, то должен быть составлен торгово-закупочный акт, содержащий сле­дующую информацию: фамилию, имя, отчество продавца; паспорт­ные данные или данные о регистрации в качестве предпринимателя, личная подпись и ее расшифровка.

Таким образом, отнесение расходов, не подтвержденных доку­ментально, на издержки обращения не производится. При отсутствии документов или при их неправильном оформлении аудитор делает выводы о том, что для отнесения затрат на издержки обращения от­сутствуют достаточные основания.

Результаты проверки  полноты документального оформления  оформлены рабочим документом (табл. 2.1.).

Из таблицы видно, что командировочные расходы, расходы го­рюче-смазочных материалов, расходы на подготовку кадров не под­тверждены документами. Следовательно, отсутствуют достаточные основания для отнесения этих затрат к издержкам обращения.

Результаты проверки документального оформления использу­ются при реализации последующих этапов проверки.

На этом этапе проверки аудитор дает оценку соответствия затрат, включенных в издержки обращения, нормам, установленным Положением о составе затрат по производству и реализации продук­ции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли (далее Положение).

Положение о составе затрат содержит в себе ряд общих прин­ципов, применение которых позволяет правильно формировать себестоимость продукции (работ, услуг) и определять прибыль (убыток) для целей налогообложения. К этим принципам относятся производ­ственная направленность затрат, принадлежность затрат к деятельно­сти самого предприятия, разделение затрат на текущие и долговре­менные, независимость отнесения затрат на себестоимость от факта оплаты, включение в себестоимость только тех расходов, которые прямо предусмотрены Положением.

Таблица 2.1.

Контрольный лист проверки полноты

документального оформления коммерческих расходов

ЗАО «Мико» за 2004 год

Наименование расходов


Наименование, номер и дата документа


Оформление соответствия требованиям законодатель­ства






Да


Нет


I . Проценты за поль­зование кредитом


Расчет % № 1 2 от 0 1 . 1 0.03


*




2. Командировочные расходы


Авансовый отчет № 59 от 13.10.03




*


3. Расходы на рекламу


Акт выполненных работ №7 от 04. 10.03


*




4. Арендная плата


Договор б/н от 05.01 .00 сч. ф. №1002


*




5. Списание ГСМ


Путевые листы




*


6. Износ основных средств


Расчет амортизации за ок­тябрь 2004 г.


*




7. Расходы на подго­товку кадров


Расчет нормативных пла­тежных поручений №18 от 17.10.2004 г.




*



Аудитор проверяет соблюдение этих принципов при формиро­вании коммерческих расходов.

Производственная направленность затрат подчеркивается в По­ложении следующим образом: себестоимость продукции (работ, ус­луг) представляет собой стоимостную оценку используемой в про­цессе производства продукции (работ, услуг).

Принцип принадлежности затрат к деятельности самого пред­приятия заключается в том, что все расходы должны быть произве­дены в интересах и относиться к деятельности именно этого пред­приятия. В том случае, если произведенные расходы имеют произ­водственный характер, но осуществлены в интересах других пред­приятий, то отнесение этих затрат на себестоимость неправомерно.

При применении принципа разделения затрат на текущие и дол­говременные аудитор должен учитывать, что затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального (ин­вестиционного) характера в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.

Текущие затраты могут включаться в себестоимость следую­щим образом:

а) прямым путем;

б) путем создания фондов и резервов.

Следующий принцип формулируется так: затраты на производ­ство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продук­ции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты.

На основе оценки соблюдения перечисленных принципов и ре­зультатов проверки документального оформления аудитор выражает мнение о законности отнесения затрат к издержкам обращения.

Результаты проверки оформляются в табл. 2.2..

Из табл. 2.2. видно, что неправильно сформирована сумма по статьям «Прочие расходы», «Транспортные расходы», «Отчисления в ФПК». Итоговая сумма коммерческих расходов за месяц сформирована неправильно, так как в состав коммерческих расходов неправомерно включены суммы расходов по перечисленным статьям.

Аудит правильности отнесения расходов к отчетным периодам заключается в обобщении результатов проверки соблюдения прин­ципа независимости отнесения затрат на себестоимость от фактической оплаты и в проверке расчетов остатка коммерческих расходов на конец месяца.

Таблица 2.2

Проверка законности отнесения затрат к издержкам обращения по обществу за октябрь 2004 г.

.Наименование и номер статьи затрат



Сумма, руб.


Резуль­тат про­верки


1 . Транспортные расходы


99040


Неверно


2. Расходы на оплату


145693


Верно


3. Отчисления на социальные нужды


51867


Верно


4. Амортизация основных средств


9804


Верно


5. Расходы на аренду и содержание зданий


26916


Верно


6. Расходы по хранению, сортировке


1136


Верно


7. Расходы на топливо, электроэнергию

2284


Верно


8. Потери товаров и технологические отходы



390


Верно


9. Отчисления в фонд подготовки кадров


8500

Неверно


10. Внутрихозяйственные отчисления


1000


Верно


11. Отчисления в фонд развития


-


Неверно


12. Прочие расходы


36406

Неверно


Итого расходов


390224

Неверно


Издержки обращения подлежат распределению между реализо­ванными товарами и остатками товаров на конец месяца. Путем рас­пределения устанавливают сумму коммерческих расходов, участвую­щих в формировании финансового результата отчетного периода, а также приходящихся на остаток товаров на конец месяца.

Согласно методике ведения учета распределение коммерческих расходов между реализованными товарами и их остатками на конец месяца осуществляют по методу среднего процента.

Сумму коммерческих расходов на остаток товаров на конец месяца исчисляют по следующей методике:

1. Определяют издержки обращения, подлежащие распределе­нию. Для этого суммируют издержки обращения на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце, по статье «Транспортные расходы».

2. Устанавливают стоимость товаров, принимаемых в расчет коммерческих расходов. Для этого суммируют стоимость товаров, реали­зованных в отчетном месяце, с остатком товаров на конец месяца.

3. Исчисляют средний процент расходов. Для этого делят сумму коммерческих расходов отчетного месяца и их остатка на начало месяца на сумму товаров, реализованных за месяц и числящихся в остатке на конец месяца, и умножают полученный результат на 100.

4. Рассчитывают сумму коммерческих расходов на остаток товаров на конец месяца. Для этого остаток товаров умножают на средний процент коммерческих расходов и делят результат на 100.

5. Последний заключительный этап - это расчет коммерческих расходов, приходящихся на реализованные товары: остаток коммерческих расходов на начало месяца + Произведено товаров - Остаток из­держек на конец месяца.

Аудитор последовательно проверяет достоверность каждого по­казателя, участвовавшего в расчете. В случае изменения значения показателей аудитор пересчитывает издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам.

Результаты проверки оформляются в табл. 2.3.

Из табл. 2.2 и 2.3 видно, что в связи с неполным документальным оформлением и незаконностью отнесения расходов к издержкам обращения изменились показатели расчета коммерческих расходов, отно­сящихся к нереализованным товарам. Общее влияние обнаруженных ошибок привело к отклонению коммерческих расходов, подлежащих списанию в октябре, на 12841 рублей.

Этот этап проверки является обобщающим результатом реализации предыдущих мероприятий.

Оценка организации синтетического и аналитического учета коммерческих расходов осуществляется с учетом результатов реализации предыдущих этапов. Аудитор проверяет соответствие бухгалтерских записей в главной книге, журналах-ордерах Плану счетов бухгалтер­ского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкции по его применению.

Синтетический учет должен быть организован на счете 44 «Рас­ходы на продажу». Этот счет предназначен для обобщения информа­ции о расходах, связанных с продажей товаров. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных орга­низацией расходов, связанных с продажей товаров. Эти суммы спи­сываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частном списании подлежат распределению расходы на транспорти­ровку. Все остальные расходы, связанные с продажей товаров, еже­месячно относятся на себестоимость товаров.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям затрат. Организации имеют право самостоятель­но разработать и закрепить в рабочем плане счетов номенклатуру статей коммерческих расходов. Перечень статей коммерческих расходов должен обеспечивать релевантной информацией администрацию, а также корректировку затрат для целей налогообложения.

Аудитор проверяет порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по норме и сверх нормы. Если проверяемая организация не осуществляет раздельный учет этих расходов, то аудитор проверят правильность и достоверность корректировки прибыли (убытка) для целей налогообложения.

Таблица 2.3

Результаты проверки распределения коммерческих расходов между отчетными периодами ЗАО «Мико»  руб. за 2004 г.


По данным предприятия

По данным проверки

Отклонение (+, -)

Сумма коммерческих расходов на начало месяца

14945

14945

-

Продолжение таблицы  2.3.

Произведено коммерческих расходов

390224

375235

14989

Сумма коммерческих расходов на конец месяца

30775

28627

2148

Сумма коммерческих расходов относительно реализации товаров

374394

361553

12841

Результаты проверки организации синтетического учета ауди­тор отражает в выше следующей таблице.

Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке) лимитов, норм и нормативов. К нормируемым расходам относятся: рас ходы по уплате процентов за кредит, расходы на рекламу, на подготовку кадров, представительские и командировочные расходы и т. д.

Таблица 2.4.

Результаты проверки отражения операций по формированию коммерческих расходов

Дата



Наименование хозяйствен­ных операций



По данным предприятия


По данным про­верки


Рекомендуемые исправления (дополнитель­ные записи)


По дебету счета

По кредиту счета


Сумма

По дебету счета

По кредиту счета

Сумма

По дебету счета


По кредиту счета


Сумма


28.10


Оплачены ус­луги аудитор­ской фирмы


76


51


18000


76


51


18000


84


91


18000


31.10


Подписан акт приемки-передачи услуг


44

19

68


76

76

19



15000 3000 3000


84

19


76

 76


18000 3000








В ходе аудиторской проверки обнаружено, что в составе статьи «Прочие расходы» учтены расходы на оплату аудиторских услуг. Но в связи с тем, что аудит осуществлялся по инициативе одного из уч­редителей и организация не подлежит обязательной ежегодной ауди­торской проверке, данные расходы должны  быть списаны за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

По результатам проверки рекомендовано отразить сумму расхо­дов, необоснованно отнесенных на себестоимость, как прибыль про­шлых лет, обнаруженную в отчетном году.

Аудитор обобщает результаты реализации программы и выражает мнение о влиянии обнаруженных нарушений на достоверность отчетности и финансовых результатов. Для этого аудитор качественно оценивает каждое нарушение. Нарушение, обнаруженное при реализации хотя бы одного этапа, оказывает влияние на дальнейший ход проверки. Например, в табл. 2.2. указаны расходы, не подтвержденные документально. Следовательно, эти расходы не могут быть отнесены к реализованным товарам за отчетный период. Исходя из этого, ис­кажаются финансовые результаты от продаж.

Обнаруженные ошибки можно оценить так: являются ли они существенными и по степени существенности. Но издержки обраще­ния - это такой раздел бухгалтерского учета, который оказывает прямое влияние на достоверность финансовых результатов.

Заключительной процедурой проверки является разработка ме­роприятий по повышению уровня средств внутреннего контроля. К этим мероприятиям можно отнести:

-   внесение исправительных или дополнительных записей;

-   разработку рабочего плана счетов, учитывающего особенно­сти формирования нормируемых расходов;

-   повышение квалификации лиц, ответственных за докумен­тальное оформление и учет расходов на продажи.


Приложение

Аудиторское заключение по специальному заданию


Адресат: Левченко В. П.

Аудитор: Левченко В. П.

Наименование: Общество с ограниченной ответственностью “Контракт-Аудит”

Место нахождения: Хабаровск, ул. Ленина, 19

Государственная регистрация: № 325684 от 18.03.2001 г.

Лицензия: серия АБВ №14524923 от 17.03.02 г. Аудиторская палата г. Хабаровск

Аудируемое лицо

Наименование: ЗАО «Мико»

Место нахождения:  Хабаровск

Государственная регистрация: №143054751 от 12.04.01 г.


Мы провели аудит  коммерческих расходов организации ЗАО «Мико» за период с 1 по 31 октября 2004 г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность  организации  состоит:

из бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

пояснительной записки.

данных по ведению учета коммерческих расходов

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации  ЗАО «Мико». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о досто­верности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.

Мы провели аудит в соответствии:

с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 119-ФЗ;

с ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности от 31.07.2002 и от 04.07.2004;

внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в из­держки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Приказом Комитета Российской Федерации по торговле от 20 апреля 1995 года № 1-550/32-2.

нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) Отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, определение главных оценочных значе­ний, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.  Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности отражения в учете  коммерческих расходов и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

   Анализ  ведения бухгалтерского учета на предприятии показал, что аналитический учет является не достаточно организованным и не все операции подтверждены документально. Неверно ведется учет затрат в соответствии с двумя основными документами: Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат. Общее влияние обнаруженных ошибок привело к отклонению коммерческих расходов, подлежащих списанию в октябре, на 12841 рублей.

По нашему мнению, вследствие влияния указанных обстоятельств финансовая (бухгалтерская) отчетность организации недостоверно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности на 31 декабря 2004 г.

 

Руководитель аудиторской организации:

Луговой Петр Васильевич     Луговой   директор

Руководитель аудиторской проверки:

Левченко Вадим Петрович  Левченко

сертификат серии А №323842 до 02.02.2005 г.

Печать аудитора