Содержание


Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Исторический очерк организации и развития прокуратуры в России_____________________________________________________________ 5

1.1. Учреждение прокуратуры в 1722 году______________________ 8

1.2. Первый генерал-прокурор царской России - Ягужинский П.И. 11

1.3. Развитие прокуратуры после 1917г._______________________ 15

Глава 2. Современный правовой статус прокуратуры_____________ 18

2.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения________________________________________________ 21

2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ____ 25

2.3. Функции органов прокуратуры__________________________ 27

2.4. Кадры органов и учреждений прокуратуры________________ 28

Заключение__________________________________________________ 31

Список литературы__________________________________________ 33


Введение


В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т. е. всемерное укрепление законности.

В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры которая, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Деятельность прокуратуры регулируется Конституцией и Законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятым 17 января 1992 г.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Целью данной работы является рассмотрение системы прокуратуры и ее организацию.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-         изучить исторический очерк организации и развития прокуратуры в России;

-         рассмотреть систему органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения;

-         показать принципы организации и деятельности прокуратуры РФ;

-         охарактеризовать функции органов прокуратуры;

-         проанализировать кадры органов и учреждений прокуратуры.

Предметом исследования является система органов прокуратуры.

Объектом исследования является система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ.

Глава 1. Исторический очерк организации и развития прокуратуры в России


Прокуратура, созданная в России Петром 1, в течение первых почтя полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX в.) была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, а "собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике".

Указом Президента РФ от 29.12.95 г. изменена дата рождения прокуратуры. Долгое время отсчет ее истории связывали с 28 мая 1922 года, когда Всероссийский центральный исполнительный комитет учредил государственную прокуратуру. При этом забывалось напрочь многовековое прошлое нашего Отечества, с которым связана история прокуратуры.

Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г., который гласил: “быть при Сенате генерал-прокурору”. Через несколько дней учредили и должность прокуроров при надворных судах, хотя и без четкого определения их функций. Прокуратура создавалась в России как представительство императорской власти, осуществляющее от ее имени и повсеместно постоянный контроль за действиями и распоряжениями государственных органов и соответствием их закону. Суть должности прокурора Петр I выразил словами : “Сей чин есть око наше”.

Сразу же после подписания Указа о прокуратуре, 18 января 1722 года состоялось и назначение. Первым генерал-прокурором стал Павел Иванович Ягужинский. В Указе “О должности генерал-прокурора” записано: “И понете сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет”.

Никаких особых личных требования для службы в прокуратуре вначале не определялось; велено было избирать их “Из всяких чинов”, но лучших. Прокуроров избирал Сенат по предложению генерал-прокурора. Ни руководители учреждений, ни даже сам генерал-прокурор не могли подвергать их взысканиям.

Прокуроры при центральных и местных учреждениях наблюдали и контролировали деятельность последних, немедленно донося генерал-прокурору о всех замеченных упущениях и недостатках, обращая внимание буквально на все: нарушения закона, волокиту, своевременный приход на службу. Заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал его устранить, а если это не помогало, то использовал право принесения протеста. Непосредственно уголовное преследование лежало вне компетенции прокуроров. Обвинительный аспект их функции отсутствовал.

В середине XIX века начинается усиленная разработка нового процессуального законодательства. С этого времени началась самая интенсивная подготовка судебных уставов. Судебные уставы 1864 года включали в себя четыре основных закона: Учреждение судебных установлений, определяющих порядок судоустройства, Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В Учреждении судебных установлений прокурорам посвящен раздел третий, озаглавленный “О лицах прокурорского надзора”. Прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах. Прокуроры имели помощников, так называемых товарищей. Закон устанавливал, что прокуроры руководствуются единственно своим убеждением и существующими законами.

На местах прокурорская власть была представлена прокурором судебной палаты, округ которой охватывал несколько губерний; прокурором окружного суда и его товарищами. Окружной суд создавался на несколько уездов, и прокурор окружного суда находился в месте постоянного пребывания суда, а его товарищи — в уездных городах судебного округа.

Так, в Курганском уезде находился товарищ прокурора Тобольского окружного суда по Курганскому уезду. Первые упоминания о существовании этой должности в Кургане относятся к 1898 году. Но когда она. была введена на самом деле, определить не удалось из-за отсутствия источников. Как выяснилось, должность товарища прокурора с 1898 по 1906 г. включительно занимал Омельченко Георгий Захарович, коллежский асессор (в 1906 г. он стал иметь титул надворного советника).

В 1907 г. этот пост занял Сакенко Павел Александрович, коллежский асессор. В 1908 г. Курган был разделен на два участка (по всей видимости, следственно-мировых), каждый из которых возглавлялся своим товарищем прокурора. В 1913 году - товарищи прокурора: по 1-му Курганскому участку Петрусевич Николай Степанович, титулярный советник, по 2-му - Дебольский Владимир Сергеевич, коллежский асессор.

В 1914, 1915 гг. на должности товарищей прокурора назначались: на 1-й Курганский участок - Высоцкий Иван Филиппович, титулярный советник: на 2-й Курганский участок - Волотовский Александр Гаврилович, коллежский асессор.

Должность товарища прокурора существовала до 1917 года.

Устав гражданского судопроизводства устанавливал, что прокурор обязан давать заключения: по делам казенного управления, земских учреждений, городских и сельских общин; по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и “умалишенных”; по спорам о подлоге документов; по делам брачным и о законности рождения; по просьбам о выдаче свидетельства на “право бедности”; по делам о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненных распоряжениями лиц административного ведомства и по некоторым другим вопросам. Деятельность прокуроров делилась на законоохранительную и обвинительную. Установленный судебными уставами, с последующими изменениями и дополнениями, порядок деятельности прокуроров в России сохранился вплоть до революции 1917 года.

Что касается советского периода, то учреждения прокуратуры были образованы лишь в 1922 году. До этого времени функции прокуратуры исполнялись в стране рядом центральных и местных органов. Теперь же надзор за законностью осуществлялся прокурором РСФСР и подчиненными ему представителями на местах, которыми являлись прокуроры и их помощники.

На основании документов Курганского облгосархива можно говорить о том, что в Курганском уезде существовала должность помощника прокурора, подчиняющегося прокурору Челябинской губернии.

В 1926 г. произошли изменения в системе местных органов прокуратуры в связи с новым административно-территориальным делением страны (упразднялись губернии, вводились области, округи, районы). По положению о судоустройстве РСФСР 1926 г., создавались прокуратуры областей. Кроме того, вводились, и окружные прокуратуры, возглавлявшиеся помощниками прокурора области - окружными прокурорами.

Для районов устанавливались прокурорские участки, возглавлявшиеся также помощниками прокурора области - участковыми прокурорами. Прокурорские участки в первое время охватывали несколько районов, но позднее в качестве основного звена прокурорской системы создается районная прокуратура во главе с прокурором района, который подчинялся областному прокурору.

В 1924 г. Курганский уезд Челябинской губернии был упразднен, вместо этого был создан Курганский округ Уральской области. В связи с этими изменениями органы прокурорского надзора стали выглядеть следующим образом: возглавлял структуру учреждений прокуратуры прокурор Уральской области, в подчинении которого находились прокуроры округов, в том числе и Курганского, а также прокуроры районов, входивших в состав округов.

В тяжелом для страны 1943 году, сразу после образования Курганской области, были реформированы и местные органы прокуратуры. Образованная в соответствии с требованиями времени прокуратура Курганской области с подчиненными ей районными прокуратурами и спецпрокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях существует в таком виде и в наши дни


1.1. Учреждение прокуратуры в 1722 году


При Петре 1 Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры - Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для  Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям. С организацией Святейшего синода император добился полного подчинения церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление. Существенно обновлялось и российское законодательство - в первой половине ХУ111 века в год в среднем издавалось по 160 указов.

Выдающаяся заслуга Петра 1 заключается и в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюдением законов. Вначале это был институт фискалов, а затем - прокуратуры.

22 февраля 1711 года был издан указ о Правительствующем сенате: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Сенат учреждался в качестве коллегиального органа. В него входили первоначально десять высших сановников России - сподвижников Петра 1: граф И.А.Мусин-Пушкин, князь П.Голицын, М.Долгорукий и др, Функции Сената тогда не были четко определены, Впоследствии он стал решать вопросы финансов, управления различными отраслями хозяйства, правосудия и т.п. Сенат стал высшим управленческим и судебным органом, Сюда направляли со всей России на окончательное рассмотрение и решение многие дела. Только император мог пересмотреть «приговор» или определение Сената.

Указами от 2 и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов, Обер-фискал состоял при Сенате, но назначался непосредственно государем. Фискалы образовались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников.

Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель».

Надежды, возлагаемые  Петром 1 на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган - Правительствующий сенат. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии.

Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра 1[1].

Итак, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената и дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в тон или иной мере осуществляли и сам царь и Сенат. Идея прокуратуры вызревала, носилась в воздухе. Требовался какой-то орган, который должен был как бы замкнуть круг всеобщего  надзора, т.е. требовался надзиратель за надзирателями, а именно; за Сенатом и за фискалами. Вот как раскрывается причина образования прокуратуры в «Кратком экстракте о поступках Сенатских», составленном из указов Петра I в 1722 г.: «Когда его Императорское величество соизволил усмотреть в Сенате непорядок, тогда обер-секретарю соизволил дать инструкцию, каким порядком им дела слушать; а ежели из членов Сената от противно того учинит, то ему, все покинув, иттить тотчас и  объявлять его величеству, где быть не изволил, а во отлучении его величества писать именно. А как его Императорское величество изволил усмотреть, обер-секретарское смотрение в том несильно, тогда указал гвардии майору при том быть с переменою помесячно. А понеже в переменных гвардии майорах его Императорское величество изволил усмотреть во исполнение его указов недостаток, того ради в 1722 году в Сенате определил генерала и обер-прокуроров».[2]

После судебной реформы 1864 г. концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как "примыкающая сторона", представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как "главная сторона", состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда.

Редакторы российского Устава гражданского судопроизводства (УГС) исходили из того, что "состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконении и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле". Прокурор обязан "одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имея бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания".

В соответствии со ст. 343 УГС прокурор обязан был давать заключения: по делам казенного управления, по делам земских учреждений, городских и сельских обществ, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам о подсудности и пререканиях о ней, по спорам о подлоге документов и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выясняются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела, по просьбе об устранении судей, по делам брачным и законности рождений, по просьбам выдачи свидетельства на право бедности.

Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев "в пустую формальность, тягостную для прокуроров и ненужную для суда". Видный русский судебный деятель Г. Вербловский писал в 1905 г.: "В таком виде, в каком участие прокурора в гражданском процессе проявляется в действительности, оно совершенно бесполезно". Осознание этого факта было настолько сильно даже в правительственных кругах, что в 1910 г. министерство юстиции внесло в Государственную думу законопроект, предлагавший вообще отказаться от участия прокурора в гражданском процессе[3]. Эта идея в Думе полностью поддержана не была, однако законом от 9 мая 1911 г. деятельность прокуратуры в гражданском процессе была значительно ограничена.


1.2. Первый генерал-прокурор царской России - Ягужинский П.И.


Человеком, стоявшим рядом с Петром, должен быть изображен первый и единственный за время царствования Петра генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский. Он оказался в кресле генерал-прокурора на своем месте. Более того, это был один из немногих «птенцов гнезда Петрова», который служил ему не только верой, но и правдой. П.И. Ягужинский (или Ягушинский) родился в 1683 г. в Москве. Отец его, перебравшийся в Россию из Литвы, начинал органистом церкви в немецкой слободе, затем поступил на военную службу и дослужился до майора. Павел Ягужинский начал службу пажем у фельдмаршала графа Ф.А. Головина. Затем был зачислен в Преображенский полк. становится денщиком Петра I, при этом переходит из лютеранской веры в православную. Сопровождает царя в военных походах и заграничных поездках.

П.И. Ягужинский знал несколько иностранных языков, что способствовало его дипломатической и административной службе. В 1718 г. царь поручает ему наблюдение за устройством коллегий. В 1719г. Ягужинский участвует в переговорах со шведами на Аландских островах. В 1720 г. выполняет дипломатические поручения царя в Вене. Думается, выбирая Ягужинского на пост генерал-прокурора, Петр Великий учитывал не только его ум и организаторские способности, но в еще большей мере преданность и честность своего бывшего денщика. «Вот мое око, коим я буду вес видеть, — представлял Петр сенатором генерал-прокурора.—Он знает мои намерения и желания, что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что оно противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то исполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления». Таким образом, он сказал даже больше того. что было зафиксировано в «Должности генерал-прокурора». Эта речь Петра свидетельствовала о наделении генерал-прокурора по существу диктаторскими полномочиями в период отсутствия царя в столице.

Как заметил М.И. Семевский, «вообще птенцы Петра Великого, смирные, ручные при нем, с яростью клевали друг друга, лишь только он слетал с гнезда и оставлял их с общего согласия ведать и вершить дела империи». Пост генерал-прокурора и учреждался для того, чтобы навести порядок в Сена те, но добиться этого было почти невозможно. Неоднократно П. Ягужинский жаловался царю: «Сенатское злообычное несогласие не только мною мало могло удержано быть, но наипаче ныне ссоры и брани стали быть и воистину немало остановки тем бывает».

Одной из основных задач Ягужинского в первое время был подбор кадров. Дело это было непростое, поскольку окружен он был, по его словам, «коварными и лукавыми людьми, которые при смотрении государева интереса и партикулярные не назади оставляют». Причем Ягужинский не только подбирает кандидатов на прокурорские посты, но и принимает активное участие в формировании канцелярии Сената. Он ставит перед Петром вопрос о необходимости назначения еще одного обер-секретаря Сената, которых рассматривает как своих помощников. Ягужинокий так объяснил целесообразность такой меры :«Понеже несказаемая бездна дел, к тому ж небезподозрителен один и может партии иметь, а когда другой будет, то один за другим—глаза». Он же занимался формированием других центральных и местных органов власти. 5 сентября 1722 г. уведомлял кабинет-секретаря А.В. Макарова: «В коллегию членов, также в надворные суды судей, кроме президентов, вице-президентов, и в провинции воевод и к ним асессоров и камергеров и рентмейстеров всех, а земских и подчиненных комиссаров немного не всех выбрали и по местам отправлены». Но как ни трудно было «людей достойных сыскивать», Ягужинскнй в целом набрал неплохой состав. 17 апреля были утверждены царем прокуроры в коллегии и в Петербургский и Московский надворные суды. Своих подчиненных генерал-прокурор стремился изолировать от какого-либо постороннего влияния, защитить их от нападок центральных и местных чиновников, но и требовал от них беспрекословного выполнения своих обязанностей. С целью контроля за подчиненными и, видимо, для независимости от Сената Ягужинский создает, наряду с подчиненной ему сенатской канцелярией, еще одну собственно генерал-прокурорскую.

Прокуроры начинают активную борьбу с рутиной, требуют исполнения регламентов и указов, постоянно доносят генерал-прокурору о тех безобразиях, которые творятся в их поднадзорных учреждениях. А он, в свою очередь, выносит на рассмотрение Сената доношения прокуроров коллегий о неприсутствии их членов положенного времени, об опозданиях и прогулах не только членов, но и президентов и вице-президентов коллегий. В 1723 г. по жалобе прокурора юстиц-коллегии Ржевского в Сенат был приглашен ее президент граф Апраксин для объяснения того, почему «коллегия отягчена такими делами, которых из подчиненных судов брать, а других вновь зачинать оной коллегии не надлежало».

Единственный с кем не смог сработаться П. Ягужинский был его первый помощник—обер-прокурор Григорий Григорьевич Писарев. Капитан-поручик гвардии Писарев отличился в розыске по делу царевича Алексея и бывшей царицы Евдокии Лопухиной и был взят в прокуратуру из Тайной канцелярии. И но деловым, и по моральным качествам он стоял гораздо ниже П. Ягужинского. На эту должность Писарев, видимо, попал по протекции А.Д. Меншикова, который и тогда уже и тем более позже рассматривал Ягужинского как одного из своих самых опасных соперников и борьбе за влияние на цари.

Но основной конфликт в Сенате в 1722 г. разгорелся у Писарева не с Ягужинским, а с вице-канцлером П.П. Шафировым.[4] Как писал сам Скорняков-Писарев Екатерине, «Павла Ивановича (Ягужинского) некоторые плуты привели на меня на недоброхотство и то видя. из господ Сената некоторые чинят мне обиды, а паче господин барон Шафиров великие чинит мне обиды, неоднократно в Сенате кричал на меня и в делах ваших при Павле Ивановиче говорить мне не велит, н в день получения ведомости о входе ваших величеств в Дербент в доме Павла Ивановича, видя меня зело шумного (пьяного), заколол было меня шпагою, и после того за мое спорное ему предложение называл меня в Сенате лживцем, чего уже мне по жалованной вашим величеством саржи (должности) терпеть не мочно». Этот отрывок письма свидетельствует не только об отношении Скорнякова к Ягужинскому. но н о нравах общества, в котором развивалась прокуратура. Кричал на Скорнякова н Ягужинский, жаловался на него Петру н Шафиров: «Озлобился он на меня за то, что при слушании и сочинении приговора по делу князя Меншикова о размежевании земель почепских не захотел я допустить противного указам вашим».120 В этой схватке победу не без помощи Меншикова одержал Скорняков. Вице-канцлер был приговорен судом к смертной казни, замененной царем, ссылкой. Но для Скорнякова это была пиррова победа. За недостойное поведение в Сенате Петр отправил его надзирателем за строительством Ладожского канала. Ягужинский, видимо. сыграл не последнюю роль в ссылке Скорнякова-Писарева иназначении на его должность Ивана Бибикова.

Видимо, Петр был удовлетворен деятельностью своего генерал-прокурора. В 1723 г. он назначает его на почетную должность командира и капитана вновь учрежденной Kaвалергардскойской роты. В 1724 г. награждает орденом Андрея Первозванного.

Но доверие Петра к Ягужинскому не влияло на проведение царем в законодательстве принципа недоверия и надзора внутри самой прокуратуры. 30 января 1723 г. императорским указом вносится дополнение в главу XII «Должности генерал-прокурора». Она предоставила право обер-прокурору и обер-секретарю Сената доносить царю на генерал-прокурора, а обер-секретарям коллегий генерал-прокурору—на президентов коллегий.122 Таким образом, не только по своему назначению, по и по своему устройству прокуратура являлась воплощением принципа недоверия со стороны верховной власти ко всему аппарату в целом и каждому чиновнику в отдельности. Как заметил еще Н.В. Муравьев, при Петре «простое поручение заменилось действием на точном основании указов и регламентов, а личное доверие—организованным недоверием, которое и выражалось всюду проникающим надзором». Видимо, говоря об «организованном недоверии», надо иметь в виду его положительные и отрицательные стороны. Всеобщая подозрительность, доносы и шпионство, аресты невиновных, пытки, оговоры и самооговоры — все это были элементы системы тотального недоверия верховной власти не только к подданным, но и к подчиненным  властям, и все это, конечно, не способствовало созданию в обществе и государстве климата законности и уважения к закону. Но, с другой стороны, нельзя же было по-старому закрывать глаза на творившиеся повсюду безобразия, нельзя же было доверять бездельникам и мздоимцам. Да, Петру Великому не удалось ни с помощью фискалов, ни с помощью прокуроров  уничтожить великий кормленческий дух русской бюрократии. Однако первые зерна рациональной организации государственного надзора были им брошены, и хотя попали на неблагодатную почву и вскоре чуть было совсем не погибли, но постепенно проросли.

Наряду с функцией надзора за деятельностью того учреждения, при котором состояли подчиненные генерал-прокурора, выражавшейся в основном в напоминании и протестовании, центральные и местные прокуроры с первых дней своего существования приобрели и функцию информации своего начальства. Причем, как полагает В.И. Веретенников, «у большинства прокуроров, сравнительно инертного, роль информационная, как обязательная и принудительная, была на первом плане, а о их контролирующей деятельности генерал-прокурор мало знал, вероятнее потому что она была более или менее пренебрегаема, а не от того, что все шло так образцово и безукоризненно в данном учреждении, что прокурору только оставалось быть пассивным свидетелем этого совершенства». Регулярно прокуроры коллегий и надворных судов отправляли на имя генерал-прокурора рапорты о числе и характере рассмотренных дел и принятых по ним решений в форме ведомостей и таблиц.

Сейчас практически невозможно установить насколько эффективна была деятельность прокуратуры, учрежденной Петром 1. Но очевидно, что великий реформатор сделал решительный шаг в правильном направлении. Доморощенная система надзора была далека от совершенства, она обладала органическими пороками антиправового государства, защищала от произвола чиновников не общество, а государство.


1.3. Развитие прокуратуры после 1917г.


После революции составители первого советского ГПК основывались на известном высказывании В. И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в "частноправовые отношения", в гражданские дела», что применительно к процессу означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор. Под воздействием этих идей и сформировалась концепция участия прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 г. "прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс". Через десять лет, чтобы обеспечить более четкое проведение судами "классовой линии" при рассмотрении дел, как уголовных, так и гражданских, суд был поставлен под надзор прокуратуры.

Таким образом, начиная с тридцатых годов, участие прокуратуры в гражданском процессе стало осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.

В конце 80-х -начале 90-х годов концепция прокурорского надзора стала подвергаться пересмотру.[5] Руководящие судебные работники стали выступать против надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел судами. Указывалось, что первым шагом к построению демократического правового государства должно стать проведение концепции разделения властей, создание независимой судебной власти. Однако суд не может стать независимым, если он будет поднадзорен полуадминистративному органу, каковым является прокуратура. Сходные аргументы высказывались еще сто лет назад: "Долго под влиянием французских институтов функцией прокуратуры признавался надзор за соблюдением законности, преимущественно, впрочем, в судебном ведомстве, над которым прокуратура и ставилась в качестве блюстителя законности. Новейшая наука решительно отвергает это положение. Суд сам призван охранять закон, и надзор за ним возможен лишь в иерархическом порядке судебных же инстанций". К сказанному трудно добавил» что-либо в обоснование ненужности и вредности надзора прокуратуры за судом, который был введен в советское время, с тем чтобы усилить зависимость судей и суда от политической конъюнктуры, подчинить суд исполнительной власти.

Принятый в 1992 г. российский Закон о Прокуратуре отказался от ложной концепции надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах. Участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. В новой редакции Федерального закона о Прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. указывается лишь, что "прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов".

В соответствии со ст. 35 Закона о Прокуратуре "прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации" (пп. 3-4).

Глава 2. Современный правовой статус прокуратуры


Российская прокуратура свое летоисчисление ведет от 27 января 1722 г. В этот день Петром I был подписан Указ, учредивший должность генерал-прокурора. 27 апреля 1722 г. был принят Указ «О должности генерал-прокурора» в новой редакции, остававшийся основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII в.

После смерти Петра I значение надзора и престиж прокуроров заметно падают. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должность генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров.

Возрождение прокуратуры происходит при императрице Анне Иоанновне. Ее указом в октябре 1730г. восстанавливается должность генерал-прокурора, должности прокуроров коллегий и надзорных судов. Причины этого решения были разъяснены в самом указе: «...в государственных делах слабое чинится управление и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получить не могут и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают». Прокурорам вменялось в обязанность следить за тем, «чтобы челобитчики правым и нелицемерным судом удовольствованы, а в государственных делах рассмотрение и решение чинимы были со всякой ревностью и добрым порядком». По-видимому, сыграло роль и стремление Анны Иоанновны при вступлении на трон показать себя преемницей Петра I в его делах. Прокурорская власть заметно усилилась. В 1733 г. был принят законодательный акт «Должности губернского прокурора». Губернские прокуроры получили право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора. Однако период активизации прокурорского надзора был недолог. Всесильная Тайная канцелярия не нуждалась в прокурорском надзоре. Указом Елизаветы Петровны прокуратура была восстановлена в прежних прерогативах. Вместе с тем какого-либо развития прокурорская система в этот период не получила.

Важным этапом в развитии прокурорской системы явилась губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в законе «Учреждения в губерниях» (1775 г.). Этим законом было предусмотрено создание прокурорских должностей при судах. Прокурорская система, сформировавшаяся при Екатерине II, практически в неизменном виде функционировала до середины XIX столетия.

Новый этап в развитии прокурорской системы наступил во второй половине XIX в. Он тесно связан с реформами уголовного судоустройства и судопроизводства. Но его начало хронологически опережало принятие судебных уставов. 29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил «Основные положения преобразования судебной части в России», которым была осуществлена реорганизация прокурорских органов. «Основные положения» предусматривали учреждение при каждом суде прокурора и при необходимости его товарищей.

Судебные уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор исполнением законов судебной властью, возложением на прокуроров функции поддержания государственного обвинения по уголовным делам в судах. Кроме того, прокуроры наделялись обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием. В связи с изменением функций прокуратуры предусматривалось изменение ее организации: губернские прокуратуры постепенно заменялись прокуратурами, создаваемыми в судебных округах. Поскольку этот процесс растянулся на несколько десятилетий, во многих губерниях, где еще не были образованы общие суды, сохранялись губернские прокуратуры.

В 1866 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами, но функции обвинительной власти губернские прокуратуры не имели. За губернскими прокуратурами сохранялась, хотя и в значительно меньшем объеме, функция общего надзора. В 1896 г. губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность поддержания в судах обвинения по уголовным делам. Несмотря на то, что в течение длительного времени сосуществовали две прокурорские системы - прокуратуры судов и губернские прокуратуры, принципы их действия были едины: единство и централизация органов прокуратуры; независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений. Эти принципы были восприняты и при создании или, точнее, воссоздании прокуратуры в РСФСР после того, как она была ликвидирована после победы Октябрьской революции 1917 г.

С образованием Союза ССР наряду с другими общесоюзными государственными органами были учреждены Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР. Заметной вехой в дальнейшем законодательном регулировании организационного построения и деятельности органов прокуратуры явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. об учреждении Прокуратуры СССР.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР, упразднена Прокуратура Верховного Суда Союза ССР. Положение конкретизировало функции Прокуратуры СССР, определило взаимоотношения и формы руководства Прокурора СССР деятельностью прокуратуры РСФСР и прокуратур других союзных республик.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного комиссариата юстиции Союза ССР» органы прокуратуры были окончательно выделены из системы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и полностью подчинены непосредственно Прокурору СССР.

Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала, что высший надзор осуществляется прокурором республики и подчиненными ему прокурорами в пределах их компетенции.

Наименование прокурорского надзора высшим можно объяснить стремлением подчеркнуть его место в иерархии контрольно-надзорной деятельности, которая осуществлялась в тот период несколькими десятками государственных органов и учреждений. Прокурорский надзор распространялся и на них.

Закон о прокуратуре СССР (1979 г.) расширил сферу действия принципа коллегиальности, предусмотрел создание коллегий в Главной военной прокуратуре, прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов. В 1987 г. Закон «О прокуратуре СССР» был дополнен нормами, предусмотревшими право прокуроров использовать в качестве средств реагирования на нарушение законов предписания и предостережения.

Современный этап развития российской прокуратуры знаменуется принятием 17 января 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», внесшим существенные коррективы в правовое регламентирование содержания надзора, определение его направлений, полномочий прокуроров. Прокурорский надзор был распространен на оперативно-розыскную деятельность. Впервые на уровне закона получили решение вопросы, относящиеся к регулированию порядка привлечения к уголовной и административной ответственности прокуроров и следователей. Закон 1992 г. содержал специальный раздел об особенностях организации и обеспечения деятельности военной прокуратуры как составной части прокурорской системы. В связи с разработкой проекта Конституции Российской Федерации рядом авторов в печати была высказана идея ограничения функций прокуратуры уголовным преследованием, надзором за дознанием и предварительным следствием, а также поддержанием обвинения в судах. Высказывались и предложения о ликвидации прокуратуры как самостоятельной системы надзорных органов. Эта позиция не нашла поддержки у законодателя.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. со всей определенностью указано, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Однако принцип независимости прокуроров от местных властей был ограничен, поскольку Конституция установила, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 129) установила, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Государственная Дума 8 октября 1995г. приняла Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"».


2.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения


Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Все органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за исполнением законов на территории Российской Федерации.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В основе построения системы территориальных прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ. Наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов.

Входящие в систему прокурорских органов военные, транспортные и другие специализированные прокуратуры действуют на правах областных или районных прокуратур. Органы военной прокуратуры образуют свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Ее возглавляет Главный военный прокурор - заместитель Генерального прокурора РФ. В остальной своей части построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов. К среднему звену системы военной прокуратуры относятся прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации. К нижнему звену - прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.[6]

Образование и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, образующих систему прокуратуры РФ.

Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.

В Генеральной прокуратуре действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент представляет этой палате другую кандидатуру. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.

Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, а также штаты и структуру подчиненных прокуратур и учреждений прокуратуры.

Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры также назначаются Генеральным прокурором РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с последними.

Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Законом о прокуратуре. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполнение возлагается на одного из его заместителей.

Заместители Генерального прокурора по его представлению назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации. Распределение обязанностей между ними производит Генеральный прокурор РФ.

В Генеральной прокуратуре имеется коллегия в качестве совещательного органа. На основании решений коллегии Генеральный прокурор РФ издает приказы.

Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность Генеральным прокурором РФ, причем прокуроры субъектов Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Россииской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей и других прокурорских работников. Коллегии прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним иных прокуратур на своих заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, выполнения приказов и указаний Генерального прокурора РФ по осуществлению надзора за исполнением законов и борьбе с преступностью, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров, обсуждают вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, образуются управления и отделы. Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации, которые назначают их на должность и освобождают их от должности (ч. 3 ст. 15 Закона о прокуратуре).

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими прокурорами. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь назначаемых ими на должность и освобождаемых ими от должности помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.


2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ


В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность.[7]

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.


2.3. Функции органов прокуратуры


Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Прокуратура РФ осуществляет надзор также за исполнением указов Президента РФ.

Закон о прокуратуре выделяет в надзоре следующие направления:

- надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- надзор за исполнением законов судебными приставами.

При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре. Прокуроры вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, иметь доступ к их документам и материалам. Прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от которых зависит выполнение этих требований, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.


2.4. Кадры органов и учреждений прокуратуры


Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть уставлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Закон о прокуратуре (ст. 40) содержит запрет на прием на службу в органы и учреждения прокуратуры, а также нахождение в них лица, если оно имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им своих служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с кем-либо из работников органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Порядок принятия Присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором РФ.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Генеральным прокурором могут быть присвоены классные чины и другим работникам органов и учреждений прокуратуры. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ. Для работников органов прокуратуры (кроме военных) установлено одиннадцать классных чинов. Право присвоения классных чинов младшего юриста, юриста третьего, второго, первого класса, младшего советника юстиции, советника и старшего советника юстиции принадлежит Генеральному прокурору РФ. Чины государственного советника юстиции третьего, второго и первого класса, а также действительного государственного советника присваиваются Президентом РФ.

Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором РФ.

Лица, обучавшиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов прокуратуры до истечения указанного срока указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделение их определенными привилегиями, или служебным иммунитетом. В соответствии с Законом о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.


Заключение


Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль прокуратуры.

Определяя задачи прокуроров в судопроизводстве на современном этапе, Генеральный Прокурор России предлагает подчиненным прокурорам сосредоточить особое внимание на соблюдении правового режима в промышленности и сельском хозяйстве, защите гарантированных Конституцией РФ и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении нарушений законности.

В судах РФ ежегодно рассматривается свыше двух миллионов гражданских дел. Около девяносто процентов удовлетворяются судами. Это свидетельствует об обоснованности заявленных исков и возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость усиления прокурорского надзора в сфере судопроизводства.

История прокуратуры в 1977 году, т.е. история царской прокуратуры освещалась исследователями очень мало. Для этого было, по крайней мере, две причины: во- первых , советская власть уничтожила прежнюю прокуратуру еще в ноябре 1917 г. в соответствии с Декретом о суде № 1. Советская прокуратура была создана только через 5 лет (в 1922 г.) и поэтому была горда, что она якобы не имеет ничего общего с царской прокуратурой. Вторая причина вытекает из первой. Дело в том, что хотя «красная, рабоче-крестьянская» прокуратура всячески открещивалась от старой дореволюционной прокуратуры, но при более внимательном рассмотрении обнаруживалось, что они имеют много общего и в организации и в методах работы и что самое главное - в своем отношении к закону и законности.

Из проведенных исследований нам известно, как произошло учреждение прокуратуры 1722 года, которая занимала ключевое место в эпохе реформ Петра 1 в ХVIII веке. В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр 1 был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого было недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат.fiscus - государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну  путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов. В 1715 г. специальным указом царь установил, что за донос на взяточника и казнокрада, а также на тех, кто злоумышляет против государства, доносчик в случае подтверждения его доноса получит половину имущества виновного, а холоп, донесший на своего господина, - вдобавок еще и волю. В стране поднялась такая волна доносов, что в 1718 г. царю пришлось издать указ о том, чтобы «подметные письма» (доносы) сжигали на том месте, где их обнаружили, опасаясь нередких в таких случаях пыток, подбрасывали анонимки («подметные письма») к дверям государственных учреждений или церквей. Тогда в 1722 г. Петр 1 издал указ об учреждении должности генерал-прокурора («ока государева»), т.е. о создании прокуратуры, как госу-дарственного органа во главе которой стоял генерал-прокурор. Генерал-прокурору были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых они были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената. Однако , поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом, и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало «недремлющее око» Тайной канцелярии.


Список литературы


1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

2.     Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47. Ст. 4472.

3.     Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47. Ст. 4472.

4.     Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.

5.     Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЕК, 1997.

6.     Звягинцев А.Г.,Орлов Ю.Г.  Око государево. Российские прокуроры.ХУ111 век.-М:РОССПЭН.1994 .С.5-6.

7.     Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. - Омск, 1995.

8.     Казанцева С. М. История царской прокуратуры. - СПб., 1993.

9.     Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Генерального прокурора Ю. И. Скуратова. - М.: Норма, 1996.

10.            Конституция Российской Федерации. Коментарий /Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,1994.

11.            Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.

12.            Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А.С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ, 1996.

13.            Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы судебного права. - М., 1983.

14.            Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н.И. Мазутова. - М.: Юрист 1997г.


[1] Звягинцев А.Г.,Орлов Ю.Г.  Око государево. Российские прокуроры.ХУ111 век.-М:РОССПЭН.1994 .С.5-6.

[2] Казанцев С.М.  История царской прокуратуры. Спб.: С-Петербург.1993.С.29

[3] Из объяснительной записки МО от 25. 11. 1910 г. к законопроекту об отмене заключения прокурора по гражданским делам. (Гражданский процесс / Под ред. С. Н. Абрамова. М., 1948. С. 121).

[4] История Сената. Т. 1. С. 224

[5] Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 100.

[6] Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова. - М.: Норма, 1996.

[7] Указ. соч. С. 112.