СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

1.   Понятие налоговой системы и принципы ее построения. 4

Права и обязанности участника налоговых правоотношений. 5

Формы и методы налогового контроля. 11

Ответственность участников налоговых отношений. 12

Способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений. 14

2.   Состав и структура налоговой системы.. 15

3.   Налоговый кодекс РФ – новый этап в формировании налоговой системы РФ. 18

Заключение. 22

Список использованной литературы. 26

 





 



Введение

Тема данной курсовой работы – налоговая система России. Целью работы является изучение налоговой системы Российской Федерации, ее состава, структуры, принципов организации и изменения в условиях формирования рыночной экономики. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

-   изучить принципы налогообложения;

-   рассмотреть систему налогов;

-   изучить права и обязанности участника налоговых отношений;

-   рассмотреть формы и методы налогового контроля;

-   изучить ответственность участников налоговых отношений;

-  рассмотреть способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.

Я считаю данный вопрос актуальным для юридической практики, так как налогообложение распространяется на всех членов общества, и от того, насколько разумно устроена налоговая система, будет зависеть, насколько исполняется налоговое законодательство, а отсюда и благосостояние общества. Налоговая система, должна быть обоснованной. Практика показала, что, например, введение прогрессивной шкалы налогообложения ведет к сокрытию налогоплательщиком большей части доходов, и как следствие – к непоступлению в бюджет больших денежных средств. Что соответственно отражается на миллионах бюджетников – учителях, врачах, служащих и обостряет и без того неспокойную социальную обстановку в стране. Учтя этот печальный опыт, правительство и Государственная Дума РФ в  2000г. внесло соответствующие изменения в Налоговый Кодекс, введя единый размер налога на доходы физических лиц. Изменения вступили в силу с 01.01.2001г. – дата вступления в силу части 2 Налогового кодекса РФ.    

Понятие «налоговая система» не следует смешивать с понятием система налогов. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.

«Система налогов включает большое число разных налогов. Идеи единого налога, заменяющего множество фискальных платежей, оказались несостоятельными. Лица получают доходы разными способами и в разных формах. Нет универсального приема, который позволил бы учесть при налогообложении все обстоятельства хозяйствования. Единый налог обернулся бы насилием над многообразием форм хозяйственной жизни, нарушил принцип равного налогового бремени, и поэтому его следует считать несправедливым». [1]

Выбор данной темы был вызван тем, что уяснение состава и структуры налоговой системы, будет способствовать закреплению полученных в процессе изучения предмета знаний о налоговом праве в целом. Тема «Налоговая система России» позволяет затронуть практически все разделы налогового права, не выходя при этом за рамки изучаемой темы.  


1.    Понятие налоговой системы и принципы ее построения

Налоговая система — «это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения».[2] Существенные условия налогообложения были перечислены во введении, теперь следует остановиться на них подробнее.

- Принципы налогообложения. В соответствии с п.2 ст.1 Налогового кодекса РФ к общим принципам налогообложения отнесены: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

К этим принципам можно добавить также принцип единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, принцип равного налогового бремени и принцип установления налоговых изъятий только на основании закона.

Права и обязанности участника налоговых правоотношений

Основными участниками налоговых правоотношений являются налоговые органы и налогоплательщики. Права налоговых органов регулируются ст.31 НК РФ. Они заключаются в следующем:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ и т.д.

Перечень прав налоговых органов, приведенный в ст.31 НК РФ, является открытым, так как в соответствии с п.2 ст. 31 НК РФ налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1. ст.32 НК РФ, налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Так же, как и перечень прав, перечень обязанностей налоговых органов является открытым – в соответствие с п.2 ст.32 НК РФ на налоговые органы могут быть возложены и другие обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.  

В соответствии со ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

         В соответствии с п.2 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п.3 ст.21 НК РФ, плательщики сборов наделены теми же правами, что и налогоплательщики.

         Права налогоплательщиков можно классифицировать на три группы. К первой группе относятся права налогоплательщиков на информацию. Вторая группа прав - это права, связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов. «И в первую очередь здесь необходимо говорить о праве налогоплательщика на ясное налоговое законодательство, что подтверждается п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».[3]

Третья группа прав связана с налоговым учетом и мероприятиями налогового контроля. В первую очередь налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, без согласования с проверяющими (ст. ст. 89, 91 НК РФ). Он имеет право давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных проверок. Все указанные документы должны быть оформлены письменно (ст. 100 НК РФ). Следует отметить также его право получать лично, через представителей или по почте заказным письмом копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов (п. 4 ст. ст. 52, 69, 70, 100, 100.1 НК РФ).

Четвертая группа прав связана с защитой интересов налогоплательщиков. Прежде всего, это право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства (ст. ст. 30, 33, 35 НК РФ). Право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

В соответствии со ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Формы и методы налогового контроля

Формы налогового контроля регулируются ст.82 НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом. Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Ответственность участников налоговых отношений

Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть правовосстановительными и карательными.

Правовосстановигельные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.

К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней. В Постановлении от 17 декабря 1996г. № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж—пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога».[4] Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют исключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.

«Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке».[5]

Взыскания, установленные НК РФ (раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение»), являются мерами административной ответственности. Основанием этой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. «Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания — штрафа. Выделяемые иногда особенности финансовых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях), характеризуют не сам штраф, а порядок его применения. Специфических черт финансового» штрафа, не позволяющих отождествить его с административным, нет».[6]

Способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений

п. 1 ст. 22 НК РФ гарантирует налогоплательщикам (плательщикам сборов) право защищать свои права в административном и судебном порядке. Административный порядок предоставляет им право:

- обжаловать действия (бездействие) должностного лица налогового органа руководителю этого органа;

- обжаловать ненормативный акт налогового органа в вышестоящем налоговом органе;

- обжаловать акты любого налогового органа и их действия.

Общий порядок защиты интересов налогоплательщиков дает им право обжаловать в судебном порядке нормативные и ненормативные акты налоговых органов, что закрепляется Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Кроме того, «согласно п. п. 1, 4, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 27.04.1993 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлению прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону», суды общей юрисдикции обязаны принимать к рассмотрению дела о признании противоречащими закону нормативных актов органов налогового контроля».[7]

В соответствии с п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции также обязаны рассматривать подобные дела, если федеральный закон относит такое рассмотрение к компетенции арбитражного суда.

Кроме того, ст. 2.4 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц за неисполнение своих обязанностей; ст. 140 УК РФ - ответственность за отказ в предоставлении информации; ст. 169 УК РФ - ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; ст. 183 УК РФ - за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну; ст. 285 - за злоупотребления должностными полномочиями, ст. 286 - за превышение должностных полномочий, ст. 293 - за халатность, ст. 312 - за незаконное действие в отношении арестованного, конфискованного имущества, ст. 315 - за неисполнение приговора суда или иного судебного акта.

2.    Состав и структура налоговой системы

В соответствии со ст.12 НК РФ, в Российской Федерации установлены и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы. Они отвечают одновременно двум условиям: устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы. Они отвечают следующим условиям: устанавливаются Налоговым кодексом и в соответствии с ним законами субъектов федерации и взимаются на их территории. Законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют:

а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по региональному налогу;

г) (дополнительно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы. Они отвечают следующим условиям: взимаются на основании Налогового кодекса и актов органов местного самоуправления.   Представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют:

а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по местному налогу;

г) (дополнительно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст.13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Статья 14 НК РФ устанавливает следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Статья 15 НК РФ устанавливает следующие местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

«Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется федеральным законодательством. Исходя из необходимости достижения равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги и сборы, приоритетом основных прав и свобод человека и единством экономического пространства России, налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей».[8]

3.    Налоговый кодекс РФ – новый этап в формировании налоговой системы РФ

В данный момент времени, Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая была принята Государственной думой РФ 16 июля 1998г. По состоянию на  февраль 2005г. в него вносились различные изменения, последним из которых был ФЗ №58 от 29.06.2004г.  (внесены изменения в ст. 4,9,10,16, 21, 22 и другие).  Состоит первая часть НК РФ из 7 разделов, 20 глав, включающих в себя 142 статьи. 

Первый раздел содержит общие положения. Второй раздел посвящен таким субъектам налоговых правоотношений, как налогоплательщикам и плательщикам сборов, их правам и обязанностям. Третий раздел посвящен перечислению субъектов налоговых правоотношений – налоговых органов, их правам и обязанностям. Следует отметить, что Указом президента от 11.03.2003г. за №306, был упразднен такой субъект налоговых правоотношений, как налоговая полиция. Её функции по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений перешли к Министерству внутренних дел РФ. И теперь шестая глава Налогового кодекса РФ определяет правовое положение в области налогообложения органов внутренних дел. Четвертый раздел посвящен общим правилам исполнения обязанности по уплате налогов. В нем указывается, что относится к объектам налогообложения, условия изменения уплаты налога и сбора, способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, а также порядок возврата налогоплательщику излишне выплаченных им сумм налогов и сборов. Пятый раздел посвящен налоговой декларации и налоговому контролю. Нормы шестого раздела посвящены налоговым правонарушениям (налоговые преступления относятся к сфере уголовного права) и ответственности за их совершение. И, наконец, седьмой раздел регламентирует порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц, а также рассмотрение жалоб и принятие по ним решений. 

Вторая часть Налогового кодекса была принята Государственной думой РФ 19.07.2000г. и вступила в силу 01.01.2001г. В связи с его принятием, утратил юридическую силу ряд нормативно-правовых актов:

1) регламентирующие порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость;

2) регламентирующие порядок взимания и исчисления акцизов;

3) регламентирующие порядок взимания и исчисления подоходного налога с физических лиц;

4) регламентирующие порядок взимания и исчисления взносов в Государственные внебюджетные фонды;

5) регламентирующие порядок взимания и исчисления сбора за пограничное оформление;

6) регламентирующие порядок взимания и исчисления налога на отдельные виды транспортных средств;

7) регламентирующие порядок взимания и исчисления налога на реализацию горюче – смазочных материалов;

8) регламентирующие порядок взимания и исчисления налога на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2001г. перестали взиматься на территории РФ

1) налог на отдельные виды транспортных средств;

2) налог на приобретение автотранспортных средств;

3) налог на реализацию горюче – смазочных материалов;

4) сбор за пограничное оформление;

5) взносы в Государственный фонд занятости РФ.

На мой взгляд, отмена этих налогов была вызвана, помимо прочих причин еще и тем, что обилие налогов способно нанести вред экономическим и социальным отношениям. Запутанная, усложненная система налогов неизбежно порождает нарушения налогового законодательства. Доходы от некоторых мелких налогов столь незначительны, что при их начислении нарушается принцип «самоокупаемости».

         Вторая часть Налогового кодекса РФ состоит из одного раздела, четырех глав, включающих в себя 103 статьи (со 143 по 245-ю).

         Двадцать первая глава посвящена налогу на добавленную стоимость, двадцать вторая – акцизам, двадцать третья – налогу на доходы физических лиц, двадцать четвертая – единому социальному налогу.  

  Летом 2004 года Президент РФ подписал ряд федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в НК РФ и некоторые другие акты законодательства. Новации связаны, прежде всего, с реформированием федеральных органов исполнительной власти. Также они коснулись положений НК РФ, регулирующих сроки уплаты налогов, сборов и пени, определяющих ставки отдельных налогов. В частности, установлены новые льготы по уплате НДС в жилищной сфере и ипотеке.

Часть вторая Налогового кодекса установила единый размер ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%. На мой взгляд, преимущество такой ставки при массовом уклонении от налогов состоит в устранении повода к сокрытию доходов не по основному месту работы. По действовавшему до принятия ч.2 НК РФ Закону РФ «О подоходном налоге с физических лиц», которым была установлена прогрессивная налоговая шкала, налогоплательщик обязан включать все доходы в годовой совокупный доход за календарный год и тем самым увеличивать его размер, что влекло переход из одного разряда налога в другой, с более высокой ставкой. Единая налоговая ставка в 13% сглаживает какое-либо влияние разницы в доходах и не подталкивает налогоплательщика к возможному их сокрытию. Согласно данным Госкомстата России в 2000г. около 70% населения РФ получало доходов в сумме менее 2000 рублей в месяц, или менее 24000 рублей за календарный год. Несмотря на данные соображения, многие видные отечественные экономисты считают экономически неправильным введение единой ставки НДФЛ. Если посчитать введенные налоговые вычеты, то нетрудно прийти к выводу, что введение новой ставки налога направлено на значительное снижение нагрузки именно с крупных доходов.

«Любой налог – это бремя, тяжесть которого должна быть равной для разных «весовых» категорий налогоплательщиков. Способность тянуть это бремя зависит от размера получаемого дохода: даже двухразрядная прогрессивная шкала каким-то образом могла бы нивелировать налоговую нагрузку на отдельные категории населения».[9]

Налоговая система РФ с 2005 года будет состоять из 15-ти налогов и сборов и 4-х специальных налоговых режимов. Планируются дальнейшее снижение ставки налога на добавленную стоимость /НДС/, которая уже снижена до 18%; изменение порядка принятия к вычету сумм налога при осуществлении капитальных вложений; отмена взимания налога с авансовых платежей. Предполагается, что только снижение ставки НДС до 16% приведет к снижению налоговой нагрузки на 0,4% к ВВП. Однако наиболее важные меры по проведению налоговой реформы в России уже реализованы в 2000-2004 гг. Отменены неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность оборотные налоги, налог с продаж. Платежи в государственные социальные фонды заменены единым социальным налогом. Существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда за счет введения плоской шкалы налога на доходы физических лиц и увеличения размеров имущественных налоговых вычетов. С 2005 года вводится в действие глава Налогового кодекса РФ о государственной пошлине, объединившая порядок уплаты сборов, установленных в настоящее время различными нормативными правовыми актами.

 


Заключение

Подведем итоги проделанной работы. Нами дано понятие «Налоговая система», под которой понимается совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения; раскрыты такие ее элементы, как состав и структура налоговой системы, а также принципы ее построения.

В Российской Федерации все налоги и сборы устанавливаются и взимаются на основании и в соответствии с Налоговым кодексом. Различаются три уровня налогов и сборов:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

В третьей части работы дана краткая характеристика НК РФ. «Текст Налогового кодекса полон противоречий и неясностей. Часть вторая НК РФ была принята чрезвычайно сырой и недоработанной. Как показало время, это понимает и сам законодатель, откорректировавший Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ" большую часть статей второй части НК РФ. Несмотря на то, что указанным Законом было исправлено большинство ошибок и недочетов, в тексте НК РФ их осталось значительное количество».[10]

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. «Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери».[11] Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.  

Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

Поэтому, деятельность налогоплательщика с целью минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период не является нарушением налогового законодательства. Эта деятельность заключается в  выборе между различными вариантами размещения его активов для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Разрешая участникам предпринимательской деятельности пользоваться налоговыми вычетами, Налоговый кодекс стимулирует рост деловой активности предпринимателей в условиях формирования рыночной экономики.

Список использованной литературы.

1.     Налоговый Кодекс РФ (ч.1) с постатейным комментарием; под редакцией А.Н. Козырина, А.А. Ялбуганова  - Москва; издательство «Проспект», 2004г. – 764 стр.;

2.     Федеральный закон от 05.08.2000г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ»;

3.     Налоговый кодекс РФ (ч.2) с постатейным комментарием; под редакцией П.М. Гориславцева – Москва; издательство КГ «Что делать «Консалт», 2001г. – 425 стр.;

4.     Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997.  № 1.

5.     С.Г. Пепеляев. Налоговое право. Учебник. - Москва; издательство «Юрист» 2004г. – 591стр.

6.     Шевелева Н.А. Налоговое право России. Учебное пособие. – Москва, издательство «Юрист», 2004г. – 670 стр. 

7.     Ю.А. Крохина Налоговое прав России. Учебник. – Москва, издательство «Норма», 2003г. 656 стр.

8.     Оганян К.И. Налоговое бремя в России: Кто должен платить налоги/Налоговый Вестник №9 - 1999г. стр. 11 —13.

9.     Демин А.В «Единство налоговой системы как базовый принцип налоговой политики РФ». Статья, опубликованная в СПС «Консультант-плюс» в 2001г.

10.  М. Березин «Налог на доходы застыл на отметке в 13» Статья, опубликованная в СПС «Консультант-плюс» в 2002г.     


[1] С.Г. Пепеляев. Налоговое право. Учебник. Москва; издательство «Юрист» 2004г. стр. 46

[2] С.Г. Пепеляев. Налоговое право. Учебник. Москва; издательство «Юрист» 2004г. стр. 45

[3] Комментарий к Налоговому Кодексу РФ (ч.1) Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбуганова  - Москва; издательство «Проспект», 2004г. – стр.207

[4] Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 1.— Ст. 197.

[5] С.Г. Пепеляев. Налоговое право. Учебник. Москва; издательство «Юрист» 2004г. стр.521

[6] Там же стр.523


[7] Комментарий к Налоговому Кодексу РФ (ч.1) Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбуганова  - Москва; издательство «Проспект», 2004г. – стр.199

[8] Демин А.В «Единство налоговой системы как базовый принцип налоговой политики РФ». Статья, опубликованная в СПС «Консультант-плюс» в 2001г.

[9] М. Березин «Налог на доходы застыл на отметке в 13» Статья, опубликованная в СПС «Консультант-плюс» в 2002г.

[10] Гориславцев П.М. Постатейный комментарий к ч.2 НК РФ  издан  Консалтинговой группой «Что делать «Консалт», 2001г. – стр.1

[11] С.Г. Пепеляев. Налоговое право. Учебник. Москва; издательство «Юрист» 2004г. стр. 582