Содержание
Введение.. 3
1. Понятие доходов торгового предприятия. 4
2. Мероприятия по увеличению доходов и повышению доходности. 11
3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия. 14
Заключение.. 20
Список литературы... 21
Введение
Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия, Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (валовая) прибыль — это разность между валовым доходом и издержками, обращения. Экономическая прибыль — это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).
Доходы для предприятия являются важнейшими факторами деятельности. Доход определяет все мероприятия по увеличению и эффективности деятельности предприятия, конечной целью всех процессов происходящие в предприятии является увеличение прибыли, это может быть снижение издержек производства, тем самым увеличить доход, вторым вариантом увеличения дохода может быть увеличение производства.
Целью контрольной работы - изучение формирования доходов торгового предприятия и ее анализ на предприятии.
Задачей будет:
1. Написание контрольной работы в соответствии с требованиями к работе;
2. Привести теорию формирования доходов торговых предприятий;
1. Понятие доходов торгового предприятия.
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552) указано: конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (п. 13 раздела II. Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли указанного Положения).
В условиях становления и развития рыночных отношений проблема увеличения прибыли и уменьшения убытков является главной в деятельности любого предприятия.[1]
Прибыль - важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего на началах коммерческого расчета. Это означает, что каждое торговое предприятие просчитывает целесообразность закупки товаров в том или ином объеме, оценивает возможности их реализации по сложившимся рыночным (оптовым или розничным) ценам в условиях конкуренции и получения необходимой величины прибыли от всей этой деятельности на среднем для данного региона уровне в процентах к товарообороту.
Развитие предприятия на основе самофинансирования полностью зависит от величины получаемой прибыли. Она используется в торговых предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития коллективов, выплаты отдельных видов материального поощрения работников, дивидендов акционерам и т. п.
В ГК РФ в зависимости от того, является или не является извлечение прибыли основной целью организации (предприятия), различают коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 50). В нем подчеркивается, что к коммерческим относятся «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», и к некоммерческим - организации «не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками».
К одному из основных критериев любой (законной) предпринимательской деятельности относится систематическое получение прибыли. В п. 1 ст. 2 ГК РФ указано, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Прибыль (убыток) как конечный финансовый результат деятельности предприятия в различных действующих нормативных актах называется по-разному. Так, в «Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» ведется речь о балансовой прибыли (убытке) и характеризуют ее как «конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса в соответствии с настоящим Положением» (приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170, п. 71). В другом случае в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» используется термин «валовая прибыль», под которой понимается сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных oпераций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям» (п. 2 Закона).[2]
Прибыль является сложной категорией и классифицируется по источникам происхождения и образования, по назначению, видам предпринимательской деятельности и другим критериям.
Предприятие в зависимости от поставленных целей, использует различные понятия прибыли: банковская прибыль; валовая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от продажи основных средств и иного имущества; налогооблагаемая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль) и др. Примерно так же различаются и убытки.
На предприятии ведут речь не только о прибыли (убытке) от всей хозяйственно-финансовой деятельности, а и о прибыли (убытке) по отдельным видам деятельности, операциям, по тем или иным источникам. Общим для всех понятий прибыли является превышение доходов над расходами. Если же доходы оказались меньше расходов, то эта разница представляет собой убыток, полученный предприятием за соответствующий период.
В данном учебнике при характеристике понятий и видов прибыли руководствовались нормативно-правовыми актами России. Такой подход позволяет избежать ошибок и неприятных последствий при анализе и планировании прибыли и показателей, исчисленных на ее основе.
Необходимо четко и конкретно определить и разграничить ключевые (базовые), основные понятия. Они должны быть едиными для различных нормативных актов, регулирующих хозяйственно-финансовую деятельность, с тем чтобы все остальные понятия строились на их основе и определялись с учетом этих понятий.
На основе изучения этой проблемы можно сделать вывод о том, что слагаемыми балансовой (валовой) прибыли (убытка) являются:
• прибыль (убыток) от реализации продукции (выполнения работ и оказание услуг);
• прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
• доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по внереализационным операциям.
Рассмотрим сущность балансовой прибыли, дав характеристику ее слагаемым, основой для которой служит содержание отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Одним из важных показателей указанного отчета является прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг). Это слагаемое представляет собой основную часть балансовой (валовой) прибыли предприятия или прибыль от основного вида деятельности. В Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» указано, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), взятой без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Но подобные расчеты в торговой сфере носят специфический характер.
Реализация товаров торговыми предприятиями осуществляется преимущественно по свободным розничным ценам. Однако ценовую политику на рынке в значительной степени формируют производители или зарубежные поставщики, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Роль торговых предприятий в формировании цен не идет ни в какое сравнение с ролью производителей или зарубежных поставщиков товаров. Поэтому каждому торговому предприятию просто необходимо учитывать ценовую политику производителей товаров.
Вместе с тем розничные торговые предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров (услуг) устанавливают окончательную розничную (рыночную) цену в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), количеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) используются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образованием прибыли от реализации. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т. п.).
Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реализуемые товары (продукцию).
При исчислении прибыли от реализации товаров за отчетный период из доходов (совокупной величины торговых надбавок) вычитают не любые затраты торгового предприятия, а лишь те, которые относятся к издержкам обращения, и если их разрешено включать в себестоимость реализации товаров (действующими нормативными актами и законодательством). Это позволяет обеспечить единый подход к определению прибыли от реализации товаров (услуг) и объективно отразить ее величину в отчетности.
Из определения прибыли от реализации товаров (услуг) очевидно, что ее величина зависит от цены реализации и закупки товаров, издержек обращения, размеров НДС (рассчитываемых торговыми предприятиями) и объема товарооборота.
При составлении отчета о прибылях и убытках прибыль от реализации товаров (услуг) увеличивают на сумму доходов от участия в других организациях. Если организация (предприятие) имеет вложения в ценные бумаги других организаций (предприятий), то доходы, подлежащие получению по акциям, увеличивают прибыль. Здесь же отражают доходы, подлежащие к получению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества, в котором исчисляются и уплачиваются все налоги и результаты финансовой деятельности распределяются пропорционально вкладам сторон). Об этом информируют налоговую инспекцию и отражают доходы по строке 080 формы № 2.
На практике и в «Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности» используется понятие «нераспределенная прибыль отчетного года». Ее величина определяется как разница между выявленным на основании бухгалтерского учета конечным финансовым результатом (прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и другие платежи в бюджет по соответствующим расчетам, на осуществление мероприятий, определенных предприятием за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.
До недавнего времени торговые предприятия принимали во внимание величину валового дохода, которая исчислялась как сумма доходов от реализации товаров (услуг), других видов доходов по различным хозяйственным операциям и из различных источников. Сегодня необходимости в расчете такого показателя не существует. Это видно из вышеприведенных положений, действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации финансовых отношений и определения всех видов прибыли.
2. Мероприятия по увеличению доходов и повышению доходности.
Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений. Фирмы, обладающие значительным объемом собственного капитала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственный капитал.
Назовем условия роста прибыли в торговле: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумное использование средств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала). По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.[3]
Первостепенное значение имеет использование ценовых решений в деле обеспечения предприятию возможности прибыльно работать в длительной перспективе. Известно, что цены влияют на изменение объема продаж быстрее, чем все остальные элементы маркетинга. Однако принятие этих решений для привлечения наибольшего числа покупателей и немедленного роста продаж не всегда просчитывается, так как предприятия не учитывают в полной мере реакции конкурентов и покупателей. В результате «войны цен» многие предприятия разоряются, поскольку они не имеют возможности в течение длительного времени вести реализацию товаров по низким ценам. Опыт свидетельствует, что успехов в использовании цен как стимула увеличения объема продаж добиваются лишь те предприятия, которые имеют самые низкие затраты на всех этапах продвижения товаров от производства до потребителей.
Прежде чем принять решение об изменении уровня цен, предприятию следует выяснить, с учетом каких факторов оцениваются реализуемые товары покупателями. Таких факторов насчитывается более десяти. Поэтому нельзя регулировать продажу, только изменяя цены. Нужно также учитывать, что покупатели настороженно относятся к дешевым товарам. Очень часто незначительный рост продаж под влиянием изменения цен не позволяет возместить потери от их снижения. Необходимо проводить маркетинговые исследования логики поведения покупателей в каждом сегменте рынка и принимать ценовые решения с учетом результатов этих исследований.
Во всех случаях решения об изменении цен должны приниматься не для увеличения объемов продаж, а для улучшения финансовых результатов. Тем более, что покупатели в своем большинстве обоснованно определяют, какой реальной цены заслуживает тот или иной товар. Нельзя ориентироваться на достижение целевых показателей по продаже товаров, подрывая основу для сохранения прибыльности в длительной перспективе. На основе маркетинговых исследований важно установить верхнюю границу цены данного товара с учетом его ценности для: покупателей и того ее уровня, который обеспечит формирование наилучших финансовых результатов.
3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия.
Каждое предприятие должно четко представлять цели анализа данного сегмента экономики и определять перечень задач, решение которых позволит достичь поставленных целей. Одновременно устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учетом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия.[4]
Целями данного анализа является оценка конечных финансовых результатов деятельности предприятия, изучение основных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогичными показателями по отрасли в данном регионе, в целом по стране и с показателями предприятий-конкурентов. Очень важно также при анализе выявить резервы увеличения прибыли (преодоления убыточности - если это имеет место в деятельности предприятия), повышения рентабельности и определить конкретные меры по их использованию в текущей деятельности и перспективе.
Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи:
• оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;
• в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;
• рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;
• изучают тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;
• выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образования прибыли; • рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;
• исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;
• выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать
эти резервы;
• изучают направления использования прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.
Анализ доходов и финансовых результатов носит комплексный характер и состоит из следующих этапов: оценка общей, валовой (балансовой) прибыли за отчетный период и в динамике; факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг; изучение показателей рентабельности и факторов, оказавших влияние на их изменение; определение мер по преодолению убыточности (оптимизация объемов продаж, издержек обращения и использование других мер по выходу из кризиса).
Основным показателем финансовых результатов является балансовая прибыль. Она характеризует общую сумму прибыли предприятия, полученную за определенный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) и отражает конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Факторный анализ предполагает изучение основных показателей, влияющих на прибыль. Перечень этих показателей приведен в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Особое значение имеет изучение влияния таких факторов, как цена, объем продаж и издержки обращения.
Предприятия любых организационно-правовых форм стремятся к максимизации прибыли. Это>вытекает из основных функций, которые она выполняет. Так:
• ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
• полученная прибыль прибыли выступает мерилом успехов хозяйственной деятельности предприятия;
• часть полученной прибыли выступает источником самофинансирования;
• другая часть прибыли используется в качестве вознаграждения владельцам капитала.
Как свидетельствует практика работы предприятий, не всегда менеджеры и другие специалисты принимают именно те решения, которые максимизируют прибыль. Разные торговые предприятия используют различные подходы к организации хозяйственно-финансовой деятельности. Те из них, которые лучше и экономичнее организуют эту деятельность, и будут продвигаться к максимальной прибыли. Другие имеют большие издержки и поэтому сокращают объемы деятельности. В любом случае на рынке доминируют предприятия, которые имеют более низкие издержки и продают товары с учетом требований покупателей на приемлемых для них условиях. Управленцы ничего сознательно не максимизируют. Именно работа в условиях конкуренции заставляют предприятия действовать так, как если бы решали задачу максимизации прибыли, хотя и при принятии решений это не ставилось во главу угла. Из этого вытекает, что одной из основных задач анализа финансовых результатов является оценка хозяйственной деятельности с точки зрения максимизации прибыли и выявления резервов ее роста, которые можно использовать в текущей деятельности или в перспективе.
Большое значение имеет факторный анализ прибыли от реализации товаров (услуг). Именно слагаемые этой прибыли оказывают решающее воздействие на балансовую прибыль. По величине прибыли от реализации предприятия оценивают выгодно или невыгодно были реализованы товары и услуги. Расчеты этой прибыли выполняют в два этапа. Первоначально устанавливается разница между выручкой от реализации (фактическим товарооборотом по рыночным ценам) без НДС и акцизов и себестоимостью товаров и услуг (объемом продаж товаров и услуг по ценам их закупки). Эта разница представляет собой доход или величину торговых надбавок. Она измеряется в сумме и в процентах к товарообороту. На втором этапе из указанной разницы (доходов, величины торговых надбавок) вычитают издержки обращения. На всех уровнях управления торговлей наиболее часто при оценке эффективности хозяйствования, ее анализе и планировании используют показатели рентабельности продаж:
Прибыль от реализации*100 / Объем продаж
Прибыль (убыток) отчетного периода*100 / Объем продаж
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности*100 / Объем продаж
Налогооблагаемая прибыль*100 / Объем продаж
Чистая прибыль*100 / Объем продаж.
Эти показатели в странах с рыночной экономикой называют рентабельностью продаж, или маржей прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл этих показателей состоит в характеристике удельного веса прибыли на каждые 100 руб. товарооборота (или в руб. и коп. на каждые 100 руб. оборота). Эти показатели в процентах к товарообороту используют при оценке не только прибыли, но и доходов, издержек обращения и других расходов и доходов. Рост указанных показателей свидетельствует о повышении эффективности ведения торговой деятельности. По этим показателям оценивают и конкурентоспособность предприятий.
Большое значение имеют и показатели эффективности использования совокупного капитала и его составных элементов:
Балансовая или чистая прибыль*100 / Сумма активов по балансу
Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая численность работников
Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая стоимость оборотных средств
Чистая прибыль*100 / Инвестированный капитал
Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая стоимость основных средств
Чистая прибыль*100 / Собственный капитал
Показатель рентабельности (Рк), исчисленный как отношение прибыли (П) к среднегодовой стоимости капитала (К), можно преобразовать, разделив числитель и знаменатель на товарооборот (Т), в произведение рентабельности продаж (Рn) на оборачиваемость капитала в разах (Ок):
Рк = П / К = П / Т*Т / К = Рn * Ок
Это не просто технический расчет, а характеристика зависимости рентабельности капитала от рентабельности продаж и скорости обращения капитала.
Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат:
Балансовая прибыль*100 / Издержки обращения
Балансовая прибыль*100 / Расходы на оплату труда
Названные показатели весьма удобны для практического использования различными участниками хозяйственного процесса. Для менеджеров и владельцев необходимо знать рентабельность продаж, которая характеризует долю прибыли в рыночной цене, для инвесторов и кредиторов - отдачу на вложенный капитал и тенденцию ее изменения, для собственников и учредителей - доходность акций (прибыль к рыночной стоимости акций). Для кредиторов, заемщиков и акционеров большое значение имеют три показателя рентабельности, исчисленные как отношение чистого потока денежных средств (разность поступлений и расходов, учтенных по статьям начисленных средств к объему продаж, отдельно к величине совокупного капитала и отдельно к собственному капиталу. Эти показатели широко используют в странах с развитой рыночной экономикой. Каждое предприятие должно оценивать, какой минимально необходимый товарооборот по отдельным магазинам и их совокупности позволяет обеспечить возмещение расходов и работу без убытков, не обеспечивает получение прибыли и не имеет убытков. Выше была изложена методика расчета точки безубыточности.
Если спрос на данный товар меньше, чем объем товарооборота, обеспечивающий убыточность, то процесс реализации не будет самоокупаемым.
Во многих случаях убыточность объясняется необоснованно высокой величиной издержек обращения и наличия различного рода потерь. В этом случае необходимо выполнить комплексный финансовый анализ наиболее значимых показателей с тем, чтобы выяснить, как добиться прибыльной работы. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит бизнес-плану предприятия. Это и есть комплексный подход для решения проблем выхода из кризиса и преодоление убыточности.[5]
Заключение
Современное предприятие — сложная организационная структура. В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:
• научной организации производства;
• научной организации труда;
• научной организации управления.
Научная организация производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.
В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки тога или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
Доход в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Список литературы
1. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.
2. Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 1999 г. – 158 с.
3. Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2003 г. – 357 с.
4. Казначевская Г. Б. – «Менеджмент». – Ростов н/Д . – 2002 г. – 123 с.
5. Мокий М. С. – «Экономика предприятий». – М. – 1999 г. – 287 с.
6. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Маркетинг, 2004. – 693 с.
[1] Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 136 с.
[2] Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 1999 г. – 58 с.
[3] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Маркетинг, 2004. – 493 с.
[4] Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2003 г. – 254 с.
[5] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Маркетинг, 2004. – 459 с.