Содержание
1. Введение.................................................................................................................................. 2
2.2. Резюме................................................................................................................................... 2
2.3. Миссия компании............................................................................................................. 3
2.4. Анализ маркетинговых возможностей...................................................................... 4
2.4.1.Ситуационный анализ................................................................................................. 5
2.4.2.STEP – анализ................................................................................................................. 6
2.4.3.SWOT – анализ............................................................................................................... 7
2.4.4.GAP – анализ................................................................................................................... 9
2.5.Определение целей.......................................................................................................... 10
2.5.1. Объем и структура продажи товаров............................................................... 10
2.5.2. Методы определения доли рынка......................................................................... 10
2.5.3. Методы определения целей по позиционированию.......................................... 15
2.6. Принятие стратегических решений.......................................................................... 15
2.6.1.Определением целевого рынка................................................................................ 18
2.6.2.Позиционирование...................................................................................................... 20
2.6.3. Разработка комплекса маркетинга.................................................................... 21
2.7. Разработка плана маркетинговых мероприятий................................................. 23
2.8. Определение бюджета и затрат на маркетинг..................................................... 24
2.9. Контроль маркетинга.................................................................................................... 26
2.9.1. Контроль текущей маркетинговой деятельности и ее возможностей. 27
2.9.2. Контроль прибыльности и анализа маркетинговых затрат..................... 29
1. Введение
Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.
Жизненный цикл организации состоит из 3-х основных стадий:
1. Организация фирмы
2. Функционирование
3. Ликвидация
Цель данной курсовой работы – проанализировать ООО «Маккоп» как производственную систему.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру предприятия, выявить его цели, охарактеризовать производственную цепочку, выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, определить конкурентные позиции, стадию жизни Общества и сделать вывод об эффективности его работы.
2.2. Резюме
ООО «Маккоп» является одним из самых крупных производителей макаронной продукции г. Копейска и прилегающих районов. Производство расположено в городе Копейске Челябинской области, кроме того, существует сеть магазинов, торгующих макаронной продукцией собственного производства в г. Красногорске, г. Южноуральске, г. Пласте и др. близлежащих населенных пунктах. Также есть две точки оптовой торговли: в г. Челябинске, и в г. Копейске.
На предприятии работают около 200 человек, используются различные режимы работ: сменный и ненормируемый рабочий день.
Продукция отличается очень высоким качеством, которое не уступает как отечественным производителям, так и иностранным (см. рис. 1, оценка осуществляется по 10-ти балльной шкале).
Макаронная продукция Общества изготавливается только из твердых сортов пшеницы, что создает наилучший вкус и наилучшее качество продукции.
На предприятии представлено несколько систем производства.
Массовое производство представлено производством макарон и вермишели стандартных размеров. Мелкосерийное производство представлено производством других сортов макарон (витушки, спирали, цветные макароны и т. д.).
2.3. Миссия компании
Т.к. для Общества необходимо добиться процветания и роста организации; донести до потребителя свою продукцию, сохранить высокое качество продукции при увеличении объема производства, то миссия будет следующей:
«Макароны «Маккоп» - истинное наслаждение для истинных ценителей качества и вкуса».
q Увеличение своей доли на рынке макаронных изделий как Челябинской, так и других областей России, а также выход на продовольственные рынки Москвы и Санкт-Петербурга (на челябинском рынке занять лидирующее положение, а на продовольственном рынке России, в зависимости от производственных мощностей – от 5 до 10%;
q За увеличением долей рынка в различных территориальных единицах нашей страны последует непосредственно увеличение объемов производства;
q Дальнейшее совершенствование качества продукции, а также совершенствование технологии её изготовления до сведения процента брака до нуля.
q Диверсификация производства.
q Диверсификация видов деятельности.
q Диверсификация риска потерь вложенного в основные средства капитала.
Для решения некоторых из этих целей перечислим задачи:
Цель (максимизация прибыли и увеличение объема производства) |
|||||
Задачи |
|||||
Повысить качество |
Снизить расходы (т.е. себестоимость) |
Завоевание большей доли рынка |
Расширение ассортимента |
Повышение заинтересованности персонала |
Совершенствование технологий производства |
2.4. Анализ маркетинговых возможностей
На сегодняшний день рыночная ситуация для издательств с точки зрения потребителя достаточно благоприятна, сегодняшний покупатель стремится к приобретению хорошей литературы, что объясняется нехваткой денег государственных библиотек на приобретение новой литературы, а если что и приобретается, то в единственном экземпляре. Это не позволяет всем желающим прочитать эти книги. Так как издательство пользуется услугами пермских издательств, которые используют отечественную бумагу и краску для печати, что снижает влияние курса доллара на цену продукции. Но влияние он все-таки имеет, так как отечественные производители устанавливают цены на свой продукт в зависимости не только от состояния отечественной экономики, но и в соответствии с “поведением” курса доллара. Среди законодательных актов издательство руководствуется положениями об авторском праве и о системе налогообложения в РФ. Открытки учитывая их ассортимент, индивидуальность к каждому празднику и яркость с каждым годом увеличивают спрос потребителей
Конкуренция на данный момент высокая, но, к сожалению, многие отечественные издательства сейчас выпускают книги с некачественным содержанием.
Таблица 1. «Фирмы конкуренты и их доля на рынке».
|
Название фирмы. |
Доля рынка (в %) |
||
|
Издательство «Дело» |
24 |
||
|
Издательство «Информ» |
8 |
||
|
Издательство «Нева» |
12 |
||
|
Издательство «ИНФРА-М» |
30 |
||
Издательство «Рост» |
9 |
|
||
Издательство ЗАО «Ракурс» |
4 |
|
||
Издательство ООО «Рифма» |
3 |
|
||
Прочие тур. Фирмы |
10 |
|
||
Итого |
100 |
|
||
Так что у нашего издательства пока мало шансов выйти на российский рынок, но оно делает все возможное, чтобы достичь этого. Пока оно все свои силы направляет на рынок Челябинской области. Для этого у него есть все шансы занять лидирующее положение, качество нашего продукта высоко, что окажет весомое влияние на мнение потребителей о качестве нашей работы. Климат также оказывает влияние на рыночную ситуации. В нашем случае это будет сказываться на цене печати изданий. В те годы, когда много лесных пожаров, цена на бумагу поднимается, соответственно повышается цена и на услуги пермских издательств.
2.4.1.Ситуационный анализ
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Рис. 2. Микросреда фирмы
Силы действующие в рамках микросреды фирмы, представлены на рис. 2. Управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они должны принимать в расчет все факторы микросреды.
В ООО «Маккоп» к высшему руководству относятся генеральный управляющий, члены исполнительного комитета, директор-распорядитель, председатель и члены совета директоров. Этот высший эшелон руководства определяет цели фирмы, ее общие стратегические установки и текущую политику. Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства. Более того, все их маркетинговые проекты подлежат утверждению высшим руководством.
Управляющие по маркетингу должны работать в тесном сотрудничестве и с другими подразделениями фирмы. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств, необходимых для претворения в жизнь маркетинговых планов. Деятельность всех подразделений так или иначе сказывается и на планах, и на действиях службы маркетинга.
У ООО «Маккоп» достаточное количество конкурентов. Поэтому нужно следить за качеством и ценой продукции.
2.4.2.STEP – анализ
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Макросреда слагается из шести основных сил, представленных на рис. 3.
Рис. 3. Основные факторы макросреды функционирования фирмы
STEEP анализ произошел от пяти английских слов:
S- социально -демографические факторы,
T- Научно-технологические факторы
E- Экономические факторы
E- Экологические факторы
P- Политическо-правовые факторы
Анализ ближнего и дальнего окружения показывает, что предприятие больше зависит от своего ближнего окружения, но в свою очередь поведение ближнего окружения зависит от дальнего.
Дальнее окружение |
||||
Государство |
|
Местная администрация |
|
Банки |
Налоги, лицензирование, дотирование, |
Создание благоприятного климата для развития бизнеса |
Кредитная политика, ссудный процент |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ООО «Маккоп» |
||||
|
|
|
|
|
Цены, сроки и условия поставок |
Определение политики |
Спрос, предпочтение, Покупательская способность |
Ценовая политика, реклама, внедрение ноу-хау |
Условия предоставления кредитов, займов. |
Поставщики |
Учредители |
Потребители |
Конкуренты |
Кредитные организации |
Ближнее окружение |
STEЕP – анализ – это пошаговый анализ макро- и микросреды организации. Суть его в том, чтобы показать, какие составляющие среды организации и в какой мере влияют на состояние организации. Подробнее STEЕP -анализ я рассмотрю далее вместе со SWOT-анализом.
2.4.3.SWOT – анализ
SWOT – анализ произошел от четырех английских слов:
Strength – сила, сильные стороны предприятия – т.е. те, которые нужно развивать и которые дают конкурентные преимущества
Weakness – слабости, слабые стороны – т.е. те, которых нужно опасаться и которые нужно устранять.
Opportunities – возможности – слово говорит само за себя.
Threatens – угрозы – также слово говорит само за себя.
Для проведения SWOT – анализа составим следующую таблицу:
Из данных таблицы можно сделать вывод, что предприятие обладает возможностями для развития, но и существует ряд слабых сторон, которые могут негативно сказаться стабильности.
В последующем СВОТ - анализе на пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» - сила и возможности, поле «СИУ» - сила и угрозы, поле «СЛВ» - слабость и возможности, поле «СЛУ» - слабость и угрозы. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.
SWOT – анализ
Возможности: 1. Диверсификация производства 2. Диверсификация видов деятельности 3. Увеличение производственных мощностей без затрат 4. Выход на новые рынки сбыта |
Угрозы: 1. Неурожай зерновых 2. Повышение налогов 3. Появление ноу-хау 4. Изменение политического режима 5. Смена власти 6. Появление товаров – субститутов |
|
Сильные стороны: 1. Стабильный спрос на продукцию 2. Высокий уровень специалистов 3. Эффективная управленческая структура 4. Разработанная система социальных гарантий рабочим |
СИВ |
СИУ |
Слабые стороны: 1. Небольшая текучесть кадров 2. Сравнительно небольшая заработная плата рабочих по сравнению с конкурентами 3. Возможен переход конкурентов на более эффективную управленческую структуру 4. Небольшой срок работы |
СЛВ |
СЛУ |
Таким образом, из проведенного SWOT -анализа хорошо видно, что фирма имеет перспективы на развитие, если поставит себе целью завоевание рынка через расширение ассортимента продукции и более широкую рекламу.
Для обеспечения контроля за реализацией последующего плана маркетинга (который должен быть разработан для более эффективного сбыта продукции) необходимо:
q более тщательное изучение покупательского спроса;
q контроль за динамикой спроса и реализацией плана маркетинга;
q повышение квалификации менеджеров по сбыту;
q предложение покупателям широкого ассортимента товаров;
q контроль за совершенствованием систем оказания дополнительных услуг;
q наличие более эффективной рекламы товаров.
Таким образом, ООО «Маккоп» имеет огромные возможности и крепкую конкурентную позицию на рынке производства макаронной продукции в наше время. Существует вероятность того, что конкуренты будут использовать новую технологию, ноу-хау, но эта вероятность не на столько большая, т.к. оборудование на ООО в наше время одно из самых новейших. Качество продукции соответствует как российским, так и международным стандартам.
Жизненный цикл любого предприятия в общем виде состоит из следующих трех стадий:
1. Организация фирмы
2. Функционирование
3. Ликвидация
ООО «Маккоп» в настоящее время находится на второй стадии.
2.4.4.GAP – анализ
GAP – анализ представляет собой анализ стратегического разрыва, позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности предприятия.
Таким образом, из проведенного SWOT -анализа хорошо видно, что фирма имеет перспективы на развитие, если поставит себе целью завоевание рынка через расширение ассортимента продукции и более широкую рекламу.
Для обеспечения контроля за реализацией последующего плана маркетинга (который должен быть разработан для более эффективного сбыта продукции) необходимо:
более тщательное изучение покупательского спроса;
контроль за динамикой спроса и реализацией плана маркетинга;
повышение квалификации менеджеров по сбыту;
предложение покупателям широкого ассортимента товаров;
контроль за совершенствованием систем оказания дополнительных услуг;
наличие более эффективной рекламы товаров.
Таким образом, ООО "МАККОП"имеет огромные возможности и крепкую конкурентную позицию на рынке производства макаронной продукции в наше время. Существует вероятность того, что конкуренты будут использовать новую технологию, ноу-хау, но эта вероятность не на столько большая, т.к. оборудование на ООО в наше время одно из самых новейших. Качество продукции соответствует как российским, так и международным стандартам.
2.5.Определение целей
Для того, чтобы выбрать наиболее эффективную стратегию охвата рынка для фирмы ООО "МАККОП", необходимо знать некоторые критерии о фирме, которые помогут сделать правильный выбор.
Такими критериями являются, во-первых: то, что фирма владеет большим количеством ресурсов, которых хватает для того, чтобы обеспечить издержки маркетинговых исследований; во-вторых: товар, предлагаемый фирмой, достаточно однороден для всех сегментов рынка, то есть нет отдельных товаров для каждой группы потребителей. Также мы знаем, что товар фирмы ООО "МАККОП"будет покупаться чаше всего организациями, людьми с высоким и средним доходами и реже людьми с низким доходом, и это показывает нам, что будет существовать преобладающий сегмент, на который фирма будет ориентироваться в первую очередь.
Исходя из выше перечисленных критериев можно сказать, что превалирующей для фирмы ООО "МАККОП"стратегией является целевой маркетинг, схема которого приведена на рисунке 4.1.
Схема целевого маркетинга
При использовании целевого маркетинга снижаются расходы на маркетинговые исследования, товародвижение, рекламу для каждого сегмента, снижаются расходы на содержание маркетингового аппарата управления. В применении данной стратегии охвата рынка недостаточная детальность сегментирования не очень влияет на результаты; план маркетинга строится на том, чтобы найти сходство в потребителях, а не подчеркнуть их различия. Конечным результатом выбора данной стратегии для фирмы ООО "МАККОП"будет наиболее эффективное использование ресурсов фирмы, и в дальнейшем получение наивысшего процента прибыли с наименьшей степенью риска.
2.5.1. Объем и структура продажи товаров
Выбор каналов распределения продукции является сложным управленческим решением, поскольку выбранные каналы самым непосредственным образом влияют на все другие решения в сфере маркетинга.
Реализации продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Использования посредников в сфере обращения выгодно прежде всего для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции.
В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин обуславливающих использования посредников, можно выделить следующие:
1. Организация процесса товародвижения требует наличие определенных финансовых ресурсов.
2. Создания оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.
Участники каналов распределения выполняют ряд функций способствующих успешному решений требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции как проведения научно-исследовательской работы, стимулирования сбыта, налаживания контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирования товаров, вопросы финансирования, принятия ответственности за функционирования каналов распределения.
Каналы распределения могут быть трех видов : прямые, косвенные и смежные. Прямые товары связанны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они часто всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.
Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько, ослабить контакты с потребителями.
Смешенные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения.
На ООО "МАККОП"используется прямой маркетинг, то есть реализация продукции непосредственно потребителем через собственные склады. Применения прямого маркетинга связано с тем, что содержание промежуточных складов обходится очень дорого. Также ООО "МАККОП"с помощью прямых контактов с потребителями через свой сбытовой персонал может проводить более концентрированные и своевременные мероприятия для продвижения своей продукции.
Каналы распределения можно охарактеризовать и по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по продвижения товара и права собственности на него к конечному покупателю. Применяемость канала определяется числом имеющихся в нем промежуточных уровней. На рисунке 5,2 (Приложение) приведены маркетинговые каналы распределения по их протяженности.
Канал нулевого уровня или канал прямого маркетинга, состоит из производителя, предлагающего товар непосредственно потребителям. Одноуровневый канал включает одного посредника на рынках товаров промышленного назначения. Этим посредником может быть агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал состоит из двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников.
Одним из наиболее значительных событий последнего времени стало появление вертикальных маркетинговых систем, бросающих вызов традиционным каналам распределения. На рисунке 5,3 дается сравнения двух структурных схем каналов[1]
Традиционный канал распределения
Вертикальная маркетинговая система
Рисунок 5.3. Сравнения традиционного канала распределения и вертикальной маркетинговой системы.
Типичный традиционный канал распределения состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящиеся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб максимальному извлечению прибыли состоит в целом. Ни один из членов канала не имеет полного или достаточного полного контроля над деятельность остальных членов.
Вертикальная маркетинговая система, наоборот состоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество.
Доминирующей силой в рамках вертикальной маркетинговой системы может быть либо производитель, либо оптовик, либо розничный торговец. Вертикальные маркетинговые системы возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращение конфликтов между его отдельными членами преследующие собственные цели.
При выборе наиболее эффективного канала сбыта необходимо учитывать сравнительные характеристики каждого из них. Эти характеристики приведены в таблице 5.2. [2]
Сравнительные характеристики каналов сбыта
Характеристики каналов сбыта |
Каналы товародвижения |
|||
Прямые |
Косвенные |
Смешанные |
||
Оптовые фирмы |
Сбытовые агенты |
|||
Рынок Объем сбыта Контакты с изготовителями Издержки сбыта |
Вертикальный Небольшой Очень тесные Самые высокие |
Горизонтальный Большой Незначительные Средние |
Вертикальный Средний Малые Самые низкие |
Любой Большой Средние Оптимальные |
Политика цен |
Очень гибкая, быстро учитывающая конъюнктуру рынка |
Гибкая, оперативно учитывает изменение рынка |
Недостаточно гибкая, требует согласование изменение цен с изготовителем |
В целом гибкая, удовлетворяющая потребителя и изготовителя |
Знание предмета сбыта |
Отличное |
Удовлетворительное |
Хорошее |
Оптимальное |
Зона действия |
Узкая, в месте концентрации потребителей |
Широкая, по всему рынку |
Узкая, несколько агентов охватывают весь рынок |
Наиболее полная |
Право собственности на изделие в процессе сбыта |
У изготовителя |
У посредника |
У посредника |
Нормальное |
Финансовое состояние изготовителя |
Сильное |
Слабое, среднее |
Слабое |
Нормальное |
Возможности технического обслуживания изделий |
Самые высокие |
Низкие |
Средние |
Нормальное |
Норма прибыли |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Уровень стандартизации |
Низкий |
Высокий |
Высокий, средний |
Любой |
Качество отчетности |
Высокое |
Низкое |
Самое низкое |
Нормальное |
2.5.2. Методы определения доли рынка
Товары, предлагаемые фирмой ООО "МАККОП"являются товарами строительной индустрии. Переменные принципа сегментирования рынка приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Переменные принципа сегментирования рынка
Принцип сегментирования рынка |
Переменная сегментирования рынка |
1 |
2 |
Географический принцип |
Регион |
|
Город |
|
Плотность населения |
Поведенческий принцип |
Повод для совершения покупки |
|
Искомые выгоды |
|
Степень готовности к восприятию товара |
|
Отношение к товару |
Демографический принцип |
Уровень дохода |
Для составления целевых сегментов нам необходимо выбрать переменные сегментирования, которые наиболее важны с точки зрения увеличения объема продаж для данной фирмы. Для фирмы ООО "МАККОП"такими переменными являются:
1. географический принцип: Город (выбор этой переменной из числа других определяется тем, что фирма достаточно известна в Москве и почти неизвестна в других городах);
2. поведенческий принцип: Повод для совершения покупки, эта переменная разбивается на такие понятия, как срочная покупка и обдуманная покупка;
демографический принцип: Уровень дохода: выбор этой переменной из числа других определяется тем, что не все могут позволить купить себе новый товар.
2.5.3. Методы определения целей по позиционированию
После определения целевого сегмента рынка предприятие должно изучить свойства и образ продуктов конкурентов и оценить положения своего товара на рынке.
Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение о позиционировании своего товара.
Позиционирование товара на рынке – это действие по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга.
При решении задачи позиционирования рассматриваемого товара фирмы ООО "МАККОП"в выбранных целевых сегментах возможно принятие одного из двух решений:
1. Конкурировать в данном сегменте по существующему товару.
2. Выходить на данный сегмент рынка с товаром-новинкой или с товаром, новым для этого сегмента.
Наша фирма пойдет по первому пути, так как рынок города Челябинска достаточно велик для сосуществования нескольких конкурентов, и товар фирмы превосходит товар конкурентов по качеству.
Рассмотрим преимущество товара фирмы ООО "МАККОП"в качестве перед товарами других фирм. На ООО "МАККОП"изготавливают керамический кирпич способом пластического прессования, который может быть классифицирован по следующим признакам:
1) по размерам — в соответствии с ГОСТ 530-80:
1. кирпич одинарный: 250Х120Х65 мм,
2. кирпич полуторный: 250Х120Х88 мм,
3. кирпич двойной: 250Х120Х138 мм,
Кирпич изготовляют полнотелым и пустотелым.
2) по средней плотности (в кг/м3):
1. легкие: 600…1300 кг/м3,
2. облегченные: 1300…1600 кг/м3,
3) по прочности: на марки 200, 175, 150, 125, 100.
4) по морозостойкости: на марки 15, 25, 35, 50.
5) по теплотехническим показателям:
1. эффективные (плотность кирпича не более 1400 кг/м3)
2. условно-эффективные (плотность кирпича более 1400 кг/м3)
6) по назначению в конструкциях:
1. конструкционные: для рядовой кладки под штукатурку или последующую облицовку.
2. лицевые: для лицевой кладки под расшивку.
Товары, которые предлагают фирмы конкуренты – это рядовой керамический кирпич низкого качества, произведённый на отечественных технологических линиях.
2.6. Принятие стратегических решений
Установление маркетинговых целей предполагает определение путей их достижения, т.е. разработку стратегий маркетинга.
Стратегии – это общие методы, выбираемые для достижения определенных целей. Они описывают способы достижения целей в требуемом временном масштабе, но не предполагают подробного описания ежедневных действий или планов на месяц (сфера тактики). Например, стратегия: изменение цен, сроков или условий поставок определенных товаров на отдельных сегментах рынка. Тактические приемы:
- Снижение цены на товар и извлечение максимальной прибыли на дополнительных участках рынка.
- Использование различных цен и прейскурантов на разных рынках.
- Разработка стратегии, учитывающей политику ценообразования конкурентов.
- Установление цены на 10% ниже, чем у лидера рынка.
- Снижение цены товара в расчете на максимизацию объема продаж.
Приступая к рассмотрению стратегий, необходимо определить их общий характер – защитный, развивающий или атакующий.
1. Защитные стратегии используются для того, чтобы предотвратить потерю существующих покупателей.
В SWOT-анализе выявлены «слабые стороны» компании, которые могут быть связаны с ее организацией, предполагаемыми товарами или услугами. Ваши стратегии могут быть ориентированны на определение этих слабостей и упрочение положения компании на рынке.
К типичным защитным стратегиям относятся:
- улучшение репутации компании;
- повышение качества/надежности товара или услуги
- неукоснительное выполнение обязательств по доставке;
- изменение стиля/оформления товара или услуги;
- улучшение характеристик товара;
- увеличение продолжительности срока службы товара;
- устранение недостатков.
2. Развивающие стратегии предполагают расширение предлагаемого покупателям компании ассортимента товаров и услуг. Эти стратегии основываются на видоизменении товаров или предложении покупателям новых продуктов.
К типичным развивающим стратегиям относятся:
- расширение предлагаемого ассортимента товаров (размеров/цветов/материалов);
- увеличение объема предлагаемых услуг;
- увеличение дополнительных свойств товара;
- поиск новых сфер применения товара;
- разработка новых изделий;
- адаптация товара к экологическим требованиям.
3. Атакующие стратегии направлены на привлечение новых покупателей товаров компании. Ни одна из компаний не может охватить свой рынок на 100%, так как ее конкуренты привлекают потребителей более высоким качеством товаров, уровнем сервиса или низкими ценами.
К типичным атакующим стратегиям относятся:
- изменение политики ценообразования;
- использование новых каналов продаж;
- поиск новых возможностей распределения;
- выход на новые географические рынки;
- выход в новые отраслевые сегменты.
Стратегические решения маркетинга представляют собой решения, связанные с:
1. определением целевого рынка;
2. позиционированием;
3. разработкой комплекса маркетинга.
2.6.1.Определением целевого рынка
К пользователям товаров, предлагаемых к рассмотрению, относится следующие группы потребителей: школьники, студенты, неработающие, работающие, пенсионеры. Таким образом, мы выбрали наиболее привлекательные сегменты потребительского рынка, образующие целевой рынок. Результаты сегментации отражены на рисунке 1.
Для получения более подробного анализа будем использовать первичные данные полученные анкетированием.
Примерный текст анкеты:
1) Как часто вы покупаете товар?
2) В каких количествах?
3) Где вы предпочитаете это делать?
4) Устраивает ли вас цена?
5) И т.п.
Анализ полученных данных
В общей сложности было опрошено 65 человек. Полученные данные представим в таблицах и диаграммах:
Таблица А. Данные проведённого опроса на вопрос «Ваш возраст»
Возраст опрашиваемого |
до 10 до 17 лет |
от 17 до 22 лет |
от 22 до 50 лет |
больше 50 лет |
Итого: |
Количество, чел. |
10 |
20 |
35 |
55 |
120 |
% |
8 |
17 |
29 |
46 |
100 |
Частота приобретения книг |
Раз в неделю |
Раз в месяц |
Раз в полгода |
Раз в год |
Итого: |
|||
|
3 |
43 |
50 |
24 |
120 |
|||
% |
2 |
36 |
42 |
10 |
100 |
Таблица В. Данные проведённого опроса на вопрос «Что повлияло на покупку вами данной книги?»
Что повлияло на покупку вами данной книги? |
Количество людей |
Реклама на радио |
20 |
Реклама на автобусах, трамваях, троллейбусах |
20 |
Агенты-продавцы |
41 |
Советы знакомых людей |
34 |
Другое |
5 |
Итого: |
120 |
В ходе анализа полученных данных анкетирования для целей проведения предусматриваемого комплекса маркетинга был выделен следующий рыночный сегмент: основные покупатели - люди среднего, предпенсионного и пенсионного возраста, обладающие средним уровнем дохода и акцентирование на высокое качество выпускаемой продукции (выход на наиболее эффективную рекламу – метод рекомендации) и квалификации продавцов – консультантов, имеющих наибольшее влияние на принятие окончательного решения покупки товара.
Потенциальный сбыт.
Кто же будет покупать нашу продукцию? Вследствие большого разнообразия направлений содержания изданий у издательства существует маркетинговая проблема, заключающаяся в отсутствии четко определенных целевых групп потребителей. Книги распространяются в более чем в 20 регионах России. Но при среднем тираже изданий в 10 - 20 тыс. экземпляров существует еще одна маркетинговая проблема; издания слабо представлены на книжном рынке (нет четкого позиционирования, позиции доля рынка не велика).
Современные доходы населения, как показывает статистика, невысоки, что оказывает влияние на покупательную способность.
Реальный сбыт.
Приняв решение относительно позиционирования своего товара, фирма готова приступить к планированию деталей комплекса маркетинга. Комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и стимулирования.
2.6.2.Позиционирование
Люди неспособны создать совершенный маркетинговый план. Меняются рыночные условия, происходят катастрофы, и случается много всяких других вещей, из-за которых возникает потребность в совершенствовании маркетингового плана. В основном исправления вносятся в сферу тактики, бюджета и временного распределения событий, а не в сферу основных задач и стратегий. Изменения в тактике, как правило, не требуют одобрения начальства и считаются нормальной обязанностью менеджеров по продажам/маркетингу. Изменения в основных целях, например, в годовом объеме продаж, обязательно нуждаются в одобрении начальства. Менеджерам по маркетингу продажам рекомендуется воздержаться от внесения изменений в основные задачи и стратегии. Начальство наверняка сочтет необходимость изменений свидетельством плохого управления со стороны менеджеров по маркетингу/ продажам, если только причиной не была катастрофа, например, пожар в офисе.
2.6.3. Разработка комплекса маркетинга
Товар - это набор “изделий и услуг”, которые фирма предлагает целевому рынку. У нашего издательства товаром являются книги следующих направлений. Основной акцент делается на выпуск изданий, содержащих биографическую информацию (до 30%), а также литературу для лучшего ведения домашнего хозяйства (около 26%) и эффективной и интересной организации домашнего бытового досуга. Кроме этого выпускаются различные популярные справочники гуманитарного содержания (до 20%) в помощь школьникам, студентам и для общего развития интеллектуальной личности. Уделяется также внимание деловой литературе (около 10%), которая имеет цель помочь людям разобраться в новом виде деятельности - бизнесе. Присутствует и небольшой процент (7 - 8%) различных художественных и детских произведений, цель которых направлена на эстетическое удовлетворение интересов потребителя. Выпускаемые открытки занимают 7% товарооборота.
Кроме того немаловажен тот факт, что почти 60% всех изданий являются переводными, что отвечает интересам тех потребителей, которые стремятся познакомиться с точкой зрения зарубежных авторов, а также имеет своей целью ознакомление читателя с опытом наших соседей в решении тех или иных проблем, как воспитания детей, развития интеллектуальной личности, так и ведении домашнего хозяйства и организации бизнеса. Биографическая литература выпускается в твердом переплете с суперобложкой. Литература домоводческого характера выпускается и в твердом, и в мягком переплетах (в твердом переплете - в основном книги по кулинарии). Популярные справочники гуманитарного содержания как и биографические издания - в твердом переплете с суперобложкой. Деловые издания - в мягком переплете. Художественная литература выпускается в основной массе в твердой обложке. Объем зависит от содержания издания.
На рис. 1. приводится матрица БКГ, в данном варианте использующая показатели относительной рыночной доли (ось X) и относительной скорости роста рынка (ось У) для отдельных оцениваемых продуктов. (В других вариантах используются также и абсолютные значения данных показателей; для показателя рыночной доли возможно использование логарифмической шкалы.) Относительность означает деление оценочных показателей для конкретных продуктов на их наибольшие значения для своих продуктов или продуктов конкурентов; таким образом, диапазон изменения относительных показателей лежит в пределах от 0 до 1. Для показателя рыночной доли в данном случае используется обратная шкала, т. е. в матрице он изменяется в пределах от 1 до О, хотя в ряде случаев может также использоваться прямая шкала. Скорость роста рынка определяется за какой-то интервал времени, скажем, за год.
В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе.
Рис. 1. Матрица Бостонской консультационной группы
Пересечение этих двух координат образует четыре квадранта. Если продукты характеризуются высокими значениями обоих показателей, то они называются «звездами», их следует поддерживать и укреплять. Правда, у «звезд» есть один недостаток: поскольку рынок развивается высокими темпами, то «звезды» требуют высоких инвестиций, таким образом «проедая» заработанные ими деньги. Если продукты характеризуются высоким значением показателя Х и низким — У, то они называются «дойными коровами» и являются генераторами денежных средств организации, поскольку не требуется вкладывать средства в развитие продукта и рынка (рынок не растет или растет незначительно), но за ними нет будущего. При низком значении показателя Х и высоком — V продукты называются «трудными детьми», их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды». Когда как показатель X, гак и показатель У имеют низкие значения, то продукты называются «неудачниками» («собаками», «догами»), приносящими или малую прибыль, или малые убытки; от них надо по возможности избавляться, если нет веских причин для их сохранения (возможное возобновление спроса, относятся к социально значимым продуктам и т. п.).
Обычно при использовании матрицы БКГ применяется третий показатель, значение которого пропорционально радиусу окружности, проведенной вокруг точки, характеризующей положение продукта в матрице. В качестве такого показателя в большинстве случаев используется объем реализации или прибыль.
Удачные продукты, как правило, начинают свою жизнь на рынке как «трудные дети», затем они переходят в «звезды», по мере насыщения спроса переходят в «дойные коровы» и заканчивают свою рыночную жизнь как «неудачники».
На момент реализации маркетингового плана товарная продукция компании ООО «Маккоп» обладает высокой рыночной привлекательностью в следствии сочетания новизны и полезности содержания (книги), оригинального оформления (открытки), высокого качества полиграфии и относительно низких реализационных цен, однако не имеет достаточной планируемой рыночной доли на имеющемся сегментированном участке рынка, что согласно матрице анализа портфеля товаров БКГ соответствует сектору «трудные дети».
По результатам работы предприятия на конец отчетного периода предполагается значительное увеличение объемов продаж и приобретение прочной положительной репутации фирмы, что подразумевает переход выделенных при проведении исследования товаров (книги, открытки) в разряд «звезд», как сектор, характеризующийся наибольшей степенью товарной конкуренции.
Цена - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Издательство предлагает розничные и оптовые цены, льготные цены и скидки, продажу в кредит.
Методы распространения - всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей. Издательство пользуется услугами московской дистрибьюторской компании. Для увеличения доли рынка и обеспечения большей доступности печатных изданий целевым потребителям издательство подбирает оптовых и розничных торговцев, убеждает их обращать на товар больше внимания и заботиться о его хорошей выкладке, следит за поддержанием его запасов.
Методы стимулирования - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Сюда относится реклама продукции издательства как на телевидении, так и на радио, и в других СМИ. Продвижение товара может обеспечиваться и различными мероприятиями. Например, издательство может являться спонсором различных конкурсов, на которых в качестве призов могут выдаваться и конкретные продукты издательства. Кроме того можно устроить проведение различных спортивных мероприятий на призы ООО “Маккоп”. Также издательство оплачивает пропаганду своей продукции.
2.7. Разработка плана маркетинговых мероприятий
Основные стратегии и тактики должны быть выражены в программах или планах действий, которые определяют направления деятельности сотрудников компании.
Разработка плана маркетинговых мероприятий – это разработка конкретного плана действий маркетинговых усилий предприятия на целевом рынке, охватывающего использование всех составляющих комплекса маркетинга (продукт, цена, распределение, продвижение), в соответствии с принятыми стратегическими решениями (см. табл. № 14). Такой план включает:
1. название мероприятия;
2. сроки выполнения;
3. ответственного за исполнение мероприятия;
4. стоимость мероприятия;
5. ожидаемые результаты.
Таблица 14
План маркетинговых мероприятий
Название мероприятия |
Начало |
Конец |
Ответственный |
Стоимость |
Ожидаемые результаты |
Введение бесплатной установки оборудования |
01.01.02 |
01.12.02 |
Начальник сервисного центра |
1% стоимости аппарата |
Увеличение числа клиентов на 2% |
Установление скидок на расходные материалы |
15.03.02. |
15.12.02 |
Начальник отдела продаж |
0,5% стоимости аппарата |
Увеличение покупок расходных материалов на 24 тыс. руб. |
Увеличение количества личных продаж |
01.05.02 |
|
Директор филиала |
3% стоимости аппарата |
Увеличение числа клиентов на 12% |
Установление скидок при покупке более 5 аппаратов |
15.07.02 |
31.12.02 |
Начальник отдела продаж |
5-7% стоимости аппарата |
Взаимодействие с организациями |
Реклама в газете |
01.09.02. |
01.10.02 |
Начальник отдела маркетинга |
40 тыс. руб. |
Увеличение числа клиентов на 11% |
2.8. Определение бюджета и затрат на маркетинг
В больших компаниях общая политика и процедуры иногда предписывают менеджерам по маркетингу, какие расходы и на что именно они должны включать в план. Менеджеры по маркетингу меньших компаний могут составить свой собственный список и каждый год сверяться с ним, чтобы удостовериться, что все необходимые ресурсы оговорены. Бюджет должен отражать предполагаемые расходы на неделю, месяц, квартал и год, и делается это не для того, чтобы финансистам и бухгалтерам было легче жить.
Менеджерам по продажам/маркетингу необходимо постоянно сверять реальные расходы с запланированными в рамках бюджета. Это нужно делать регулярно.
Расчет издержек
Стоимость материалов, необходимых для изготовления книг и открыток
Расход, цена единицы материала, материальные затраты (в руб.) из расчета на одну усл. единицу продукции:
· бумага (Ц=0,3 руб./лист)
· картон (Ц=10 руб./лист)
· чернила (Ц= 0,2 руб./лист)
· краски (Ц=1,4 руб./шт.)
· прочие расходные материалы: стоимость расхода на условную единицу – 0,15 руб.
Итого материальные затраты на производство одной книги 0,8*300+10=250руб.
Итого материальные затраты на производство одной открытки - 3 руб.
Затраты на материалы:
в год: 100000*250=25 000 000 руб./год.
Затраты на оплату труда
Среднемесячные оклады:
è работник АУ - 2800,0 руб.;
è основные рабочие - 1500,0 руб.;
è вспомогательные рабочие и охрана - 1000,0 руб.;
è уборщики - 750,0 руб.
Число работающих:
Рабочие цеха по производству книг и открыток: всего в одну смену - 30 чел.; в 3 смены- 90 чел.
Рабочие вспомогательные: всего в одну смену - 35 человек; в 3 смены- 90 человек
Аппарат управления: 11 человек
Охрана и уборщики: 12 человек
ИТОГО ПО ЦЕХУ: 218 человек
Расчет месячного фонда з/п ( руб.)
Таблица 5.3.
Персонал |
Численность |
З/п в мес. |
Фонд з/п в мес. |
Основные рабочие |
141 |
1500 |
211500 |
Вспомогательны е рабочие |
54 |
1000 |
54000 |
АУ |
11 |
2800 |
30800 |
Охрана |
6 |
750 |
4500 |
Уборщики |
6 |
750 |
4500 |
|
218 |
|
305300 |
Итого заработная плата за год 305300*11=3358300
Для стимулирования сбыта будем использовать стратегию привлечения потребителей к товару. Для этого самым эффективным средством будет реклама.
План проведения рекламной кампании:
1. Полиграфия:
· Визитки - 200 руб. (на момент открытия бизнеса).
· Прайс-листы (на момент открытия бизнеса) – 200 руб..
· Каталоги продукции (от издательства) – 200 руб.
2. СМИ:
· Ролик на радио - 1500 руб. (на момент открытия бизнеса).
3. Наружная реклама:
· Штендер (дорожный указатель) - 2000 руб. (на момент открытия бизнеса)
4. Реклама на транспорте:
· Фирменный авто - 900 руб. за борт (в перспективе), на первоначальном этапе можно наклеить рекламные плакаты на личные автомобили сотрудников.
Итого в год: 5 000 руб. + каждый месяц (200+200+200+1500+2000)=9100
2.9. Контроль маркетинга
Обсуждение маркетингового контроля предполагает, что план по продажам — часть маркетингового плана, но так бывает не всегда: некоторые предприятия разделяют эти две функции.
Основная процедура составления плана по продажам совпадает с процедурой, описанной нами применительно к маркетинговому плану. В плане по продажам необязательны такие аспекты, как реклама или маркетинговые исследования, поскольку их обеспечивают отделы поддержки. Особое внимание в плане по продажам уделяется торговому персоналу и его задачам, а также стратегиям: необходимо убедиться, что квоты по продажам выполняются или даже перевыполняются.
Сбытовые цели
Задачи продаж устанавливаются для каждой отдельной сферы, отделения, региона, торгового представителя и периода времени. Задачи продаж в более широком понимании служат основой для определения индивидуальных целей. Сумма всех задач по продажам или квот для сотрудников отдела продаж должна равняться или превышать годовые цели.
Менеджеры по продажам отвечают за тесное сотрудничество с торговыми представителями, чтобы удостовериться в правильности прогнозов. Затем они должны составить общий прогноз для их отдела и представить менеджеру.
Прогноз и квоты по сбыту
В конце концов, все сотрудники отдела продаж должны получить квоты по продажам. Годовые квоты по продажам должны быть разбиты на месячные и квартальные. Менеджеры по продажам отвечают за работу с торговыми представителями, чтобы удостовериться, что квоты выполняются или перевыполняются. Важно постоянно оценивать результаты продаж и разработать тактику изменений, если выяснится, что реальные продажи не соответствуют прогнозам или квотам.
Периодическая оценка всех целей маркетинга
Роль менеджеров по продажам и маркетингу иногда сравнивают с ролью няньки. Люди, которые оказываются на этой позиции, часто отмечают, что тратят массу времени на то, чтобы удостовериться, что их подчиненные выполняют задания в срок. В этом высказывании большая доля истины, так как основная задача менеджеров по продажам и маркетингу — обеспечить своевременное достижение целей или их перевыполнение.
Менеджеры, отвечающие за рекламу, продвижение и маркетинговые исследования, обязаны обеспечить своевременное выполнение всех заданий. Если брошюра с летними расценками публикуется на три недели позже поставленного срока, велика вероятность того, что торговый персонал упустит возможность отослать или доставить это рекламное издание потенциальным и ключевым клиентам в то время, когда они принимают решения о путешествиях. В свою очередь, торговый персонал может не успеть составить летние квоты по продажам. Важны все задания по маркетингу/продажам. Если же это не так, следует отказаться от этого задания и должности.
График маркетинговой деятельности
Один из методов, к которому часто прибегают менеджеры по маркетингу продажам, чтобы убедиться, что все задания используются вовремя, — использование графика маркетинговой деятельности. Этот документ перечисляет основные виды деятельности, даты их завершения, ответственных, а также оставляет место для проверки выполнения задания.
2.9.1. Контроль текущей маркетинговой деятельности и ее возможностей
Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением ООО "Маккоп"и подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам. Отдел маркетинга был создан в 1993 году, при этом существовавший ранее отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга. Уже один этот факт говорит о том, что произошло простое разделение функций снабжения и сбыта, а не организация отдела маркетинга как основополагающего подразделения предприятия.
Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям. В отделе действуют четыре должностные инструкции:
-начальника отдела;
-заместителя начальника;
-товароведа;
-инженера по рекламе.
Данные должностные инструкции были составлены несколько лет назад. В основном права, обязанности и ответственность работников, оговариваемые в действующих инструкциях, соответствуют действительности и выполняются.
По существующему на предприятии «Положению об отделе маркетинга» на данный отдел возложено выполнение следующих функций и задач:
1) задачи
- координация работы производственных и коммерческих служб с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
- выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с помощью маркетинговых программ.
2) функции
- обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки продукции;
- организация сбыта продукции в соответствии с заключенными
договорами;
- участие в разработке ценовой политики предприятия;
- организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучению рынка сбыта;
- контроль за выполнением экспортных заказов, расширение внешнеэкономических связей;
- обеспечивает первоочередную поставку в фирменный салон-магазин фабрики нового ассортимента выпускаемой продукции для изучения покупательского спроса.
В составе аналитической функции маркетинга, данным отделом проводятся следующие мероприятия:
1) Поскольку изучение рынка не представляется отделу маркетинга необходимым условием успешного проведения целенаправленной маркетинговой политики, данное мероприятие не осуществляется, что, несомненно, является недостатком работы отдела. Ведь, зная условия и тенденции развития экономики, политики, законодательства, а также стиля жизни и демографические изменения, можно предвидеть спрос на ту или иную модель изделий. В связи с этим, изучение спроса покупателей, проводимое предприятием в салоне магазине «Элема», не достигает нужного эффекта, который присутствовал бы при одновременном исследовании тенденций развития рынка и изучения покупательских предпочтений.
2) Продукция предприятия рассчитана на массового покупателя со средним уровнем доходов, поэтому при ее производстве фабрика старается по возможности учесть потребности всех возрастных групп населения и при этом сохранить доступные цены. Специфика выпускаемой ООО "Маккоп"продукции такова, что успех или неуспех каждой конкретной модели у покупателей влияет на результаты работы целой фабрики. Так как "Маккоп"очень крупное швейное предприятие и имеет большие мощности, то невыгодно производить продукцию маленькими партиями, а результатом выпуска неудачной модели может быть затаривание складских площадей, недополучение прибыли. Поэтому очень важным является постоянное изучение спроса потребителей на каждую новую модель, а также сбор информации о результатах продаж уже выпущенных моделей. При этом проводятся следующие мероприятия:
1) Изучение спроса на новую модель проводится в фирменном салоне-магазине. Для этого новую модель изделия, которую в единственном экземпляре выпускает экспериментальный цех, выставляют на обзор посетителям магазина. Работники отдела маркетинга проводят опрос представителей различных возрастных групп.
2) Систематически работник отдела маркетинга, в функции которого входит изучение спроса, посещает крупные торговые организации, которые продают изделия фабрики, с целью сбора информации о том, как реализуется данная продукция, какие модели продаются хорошо, а какие «зависают», выясняются причины, по которым та или иная модель была не принята покупателями. По итогам собранной информации, а также данным о выпуске продукции, ее отгрузке, остатках ведется специальная книга, в которой дается характеристика каждой выпущенной модели с 4-го квартала 1997 года. Книга состоит из трех разделов: пальто зимнее, полупальто демисезонное, костюмы. Она содержит следующую информацию:
- модель;
- цена, тыс. руб.;
- выпуск, тыс.шт.;
- отгрузка, тыс.шт.;
- остаток, тыс.шт.;
- размерно-ростовочная шкала;
- цветовая гамма;
- замечания.
Эту книгу начали вести недавно; без использования ПЭВМ, что является недостатком работы отдела, поскольку систематизация все данных в определенном файле на ЭВМ значительно сэкономило бы время на выполнение данной работы.
3)Изделия конкурентов, уровень их качества, цены, конкурентоспособность изучаются при посещении работниками отдела маркетинга различных магазинов, торгующих как изделиями фабрики, так и изделиями других предприятий, а также фирменных секций конкурентов; при этом не посещаются выставки, на которых представлены изделия конкурентов, что является, несомненно, отрицательным моментом работы отдела.
На основе анализа, оценки конкурентной среды в РБ, было сделано заключение, что ни одно отечественное предприятие не в состоянии конкурировать с ООО "Маккоп"как по качеству выпускаемой продукции, ассортименту, так и по ценам. Однако продукция российских производителей, отличающаяся большим разнообразием, составляет предприятию серьезную конкуренцию в РФ. Но в силу того, что потребность этого рынка в качественных и недорогих пальто очень велика и не удовлетворяется полностью, ООО "Маккоп"может многократно увеличивать объем реализации своих изделий в данном регионе. В связи с вышесказанным, а также с целью укрепления позиций на рынках РБ, стран СНГ и за рубежом, маркетинговая стратегия предприятия предусматривает следующие направления:
- Увеличение присутствия ООО "Маккоп"на рынках РФ и СНГ и освоение новых рынков сбыта в странах Западной Европы.
- Постоянный анализ производственных издержек с целью снижения себестоимости продукции и повышению конкурентоспособности швейных изделий.
2.9.2. Контроль прибыльности и анализа маркетинговых затрат
Динамика производства и поставки продукции за 2004-2006гг.
Наименование показателя |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|||
Тыс. шт. |
% |
Тыс.шт. |
% |
Тыс.шт. |
% |
|
Фактически произведено, в том числе |
754,0 |
|
760,0 |
|
760,0 |
|
Для внутреннего рынка и СНГ |
310,0 |
41,1 |
346,0 |
45,5 |
350,0 |
46,0 |
На экспорт из давальческого сырья |
444,0 |
58,9 |
414,0 |
54,5 |
410,0 |
54,0 |
Поставка, в том числе |
753,0 |
|
757,0 |
|
754,0 |
|
На рынок РБ |
285,0 |
35,9 |
285,0 |
37,6 |
252,0 |
33,4 |
На рынок СНГ |
50,4 |
6,7 |
45,7 |
6,0 |
80,0 |
10,6 |
На экспорт по кооперации |
431,9 |
57,4 |
426,3 |
56,3 |
422,0 |
55,0 |
Как видно из таблицы в течение рассматриваемого периода произошло увеличение доли продукции, произведенной из давальческого сырья в общем выпуске, то есть экспорта в страны дальнего зарубежья. С тех пор она занимает наибольший удельный вес во всем производстве. Причинами этого, по-видимому, могут быть нехватка наличных средств у предприятия, особенно валюты, понижение жизненного уровня населения РБ и стран СНГ, и как следствие сокращение доли рынка. Несмотря на это в последнее время наблюдается небольшое улучшение позиций "Маккоп"на внутреннем и внешнем рынках. Так, если в 2004 году производство на внутренний рынок и страны СНГ занимало 41,1% всего объема выпуска, то в 2006году на него приходилось уже 46%. В то же время производство из давальческого сырья с 2004 по 2005 год сократилось и стало занимать 54,5% выпуска. В 2006 году этот показатель достиг 54% от всего объема производства и в этом же году произошел некоторый рост производства для внутреннего рынка и стран СНГ, он составил 46% против 45,5% в 2005году. Это значит, что можно говорить об улучшении положения ООО "Маккоп"на внутреннем рынке и стран СНГ, в результате чего появляется возможность снижать объемы работ из давальческого сырья, которые значительно менее прибыльны для предприятия по сравнению с работой на внутренний рынок; так пошив продукции из давальческого сырья, занимая более 50% мощности фабрики, приносит всего около 20% прибыли.
Каналы сбыта на ООО "Маккоп"
Наименование |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Фирменная торговля |
24% |
6% |
13% |
Гос. торговля |
69% |
86% |
81% |
Посреднические организации и оптовые базы |
7% |
8% |
6% |
В таблице не учитывается продукция, реализуемая в порядке кооперации с инофирмами (на давальческом сырье). Она занимает более 50% всей реализации. Остальное реализуется в следующей пропорции: 78%- РБ, 22%- СНГ. Анализ реализации продукции в РБ показывает, что основная масса швейных изделий (54% - по итогам 2006 г.) реализовано в Минской области, в т.ч. в Минске – 45%, предприятиями гос. торговли - 81%, еще 13% швейных изделий реализовано через фирменную торговую сеть. Фирменная торговая сеть ООО "Маккоп"включает в себя: а) магазин при фабрике, обеспечивающий значительную долю реализации по городу Минску. Его использование эффективно для предприятия: отсутствуют транспортные издержки, цена повышается только на обычную торговую наценку, что делает цены более низкими, происходит непосредственный контакт с потребителями; б) специализированные секции в крупных магазинах города Минска. Кроме того, предприятие имеет фирменный магазин в Полоцке, Бобруйске. В Витебске и Орше действуют магазины, не являющиеся фирменными, но торгующие преимущественно швейными изделиями фабрики. Планом мероприятий по расширению присутствия ООО "Маккоп"на рынках РФ и стран СНГ предусматривается открытие фирменных магазинов в Уфе, Барнауле, Ростове на Дону, также возможно открытие фирменных секций в г. Киеве.
Анализ динамики доходов от продаж продукции в зависимости от сезонности.
Период |
Доход от продажи |
тыс.руб. |
|
Январь |
193000 |
Февраль |
180000 |
Март |
100000 |
Апрель |
60000 |
Май |
70000 |
Июнь |
120000 |
Июль |
130000 |
Август |
155000 |
Сентябрь |
170000 |
Октябрь |
346000 |
Ноябрь |
223000 |
Декабрь |
130000 |
Реализация верхней одежды имеет ярко выраженную сезонность, а, следовательно, подвержена непредсказуемым колебаниям, что связано главным образом с изменением времен года и соответственным изменением спроса. На ту или иную ассортиментную группу. Пик покупательского спроса, а соответственно увеличение объема продаж приходится на январь - февраль (сезон продаж демисезонных пальто), и октябрь - ноябрь месяцы (сезон продаж зимних пальто). В эти периоды предприятие реализует изделия, пользующиеся повышенным спросом с надбавкой доходящей до 20% от свободной отпускной цены. Когда объемы продаж ниже минимального уровня, допустимого в данном периоде, предприятие проводит расширенную распродажу изделий по отпускным ценам без торговой надбавки.
[1] Маркетинг промышленных товаров: Пер. .с англ./ Под ред.Седова В.И. — М.: Прогресс, 1998.
[2] Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. — М.: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 1997.