Содержание:

Введение. 3

1. Сущность понятия аудиторской деятельности. 5

2. Цели и задачи аудита. 7

3. Принципы аудита. 11

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение


Переход России к рыночной экономике, развитие предприниматель­ства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. В результате проведен­ной реорганизации контролирующих органов в РФ сложилась следующая их структура:

— государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

— ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

— внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосред­ственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

— аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и ока­зывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономи­ческими субъектами.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта  помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценива­ет достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совер­шенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдений ими законодательства необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложе­ния. В ряде случаев в объективной экспертизе нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их финан­совой отчетности экономических субъектов.

Таким образом,  в достоверной информации о финансовом состоянии предприятия непосредственно заинтересованы администрация и сотруд­ники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, стра­хователи, государственные органы (налоговые, статистики, внебюджет­ные фонды и др.); косвенно — биржи, юристы, консультанты и экспер­ты, средства массовой информации, общественные организации (проф­союзы, политические партии, общества потребителей и др.), научные учреждения, широкая публика.[3, 56]

Цель данной работы выяснить сущность, цели и задачи аудита.

Для этого решим следующие задачи:

·        Выяснить  сущность понятия аудит;

·        Исследовать деятельность аудиторов и аудиторских служб;

·        Изучить закон «Об аудиторской деятельности» и другие нормативные документы;

·        В ходе изучения выявить цели и задачи внутреннего  аудита;

·        Обозначить  задачи  внешнего аудита;

·        Изучить основополагающие  принципы аудита.

1. Сущность понятия аудиторской деятельности.


С возникновением новых форм предпринимательской деятельно­сти, созданием акционерных обществ с ограниченной ответственнос­тью, коммерческих банков, совместных предприятий возникла необхо­димость в создании аудиторских фирм, занимающихся аудиторским контролем.

Аудит — это внешний независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работа­ющими в данной фирме (компании). Возникновение аудита в первую очередь было связано с разделением интересов тех, кто непосред­ственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением. [5, 83]

Потребность в услугах аудиторов возникает в связи со следую­щими обстоятельствами:

1) хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными. При этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отра­жении в бухгалтерском учете. Пользователи финансовой инфор­мации не могут данные о таких операциях получить самостоятель­но и нуждаются в услугах аудиторов;

2) финансовой информации обычно не имеют доступа к данным бухгалтерского учета и, как правило, у них нет знаний в области учета. Поэтому они приглашают профессиональных бухгалтеров для ве­дения учета,  составления финансовой и налоговой отчетности, так как они не в состоянии самостоятельно выполнять указанные виды работ;

3) принятие решений по финансовым вопросам (предоставление зай­ма, купля-продажа ценных бумаг и др.)

Пользователями информа­ции требует подтверждения достоверности и полноты информации, которую возможно получить через подтверждение аудиторов. 

 Определение аудита дается, в п. 1 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности», принятом Государственной Думой 13 июля 2001 г, : «Ауди­торская деятельность», аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгал­терской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимате­лей.

Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как организации, созда­ваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законо­дательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества.

Аудитор — это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законо­дательством РФ. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут зани­маться аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятель­но, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов или аудиторских фирм.

Аудиторские организации как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на организации негосударственного сектора экономики. Однако аудит может быть проведен аудиторской организацией по заказу любого клиента (клиент — физическое или юридическое лицо), заключившее с аудитором (аудиторской фирмой) договор на проведение аудита или оказание услуг, сопутствующих аудиту. Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной дея­тельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершае­мых (совершенных) действий клиента.

В ходе аудита устанавливается: соблюдение проверяемой органи­зацией норм действующего законодательства; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным правилам и стандартам; точность, полнота и достоверность отражения а отчетности финансового поло­жения и финансовых результатов деятельности организации за отчет­ный период.

При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объектов контроля аудитор должен своевременно предупре­дить клиента о незаконности его действий и об их возможных небла­гоприятных последствиях. Аудитор должен сделать все, чтобы не допустить нарушений законодательных актов клиентом (проверяемым субъектом).

Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и организаций.

 

2. Цели и задачи аудита.


В соответствии с Законом «0б аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ве­дения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверно­стью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерс­кой) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, фи­нансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные све­дения об аудируемом объекте. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», определяет, что несмотря на то, что мне­ние аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица а будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия. Аудитор не дает оценку соблюдения ин­тересов собственников, акционеров, участников. [6, 5]

Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определе­ния ее достоверности, полноты и соответствия действующему законо­дательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Аудит призван обеспечить разумную уверенность. В том, что рассмат­риваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содер­жит существенных искажений.

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтер­ской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

*  в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

* любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать от­сутствие сговора);

* преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предос­тавляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не но­сит исчерпывающего характера.

Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:

 >   сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении) характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

>   подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных  значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Цели и задача внешнего аудита

Внешний аудит направлен:

—  на проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

— на контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

— на проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

— на выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита (проверка достоверности финансовой отчетности) может дополняться обусловленными договором с клиентом! задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой  мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Внешний аудит может решать также задачи:

— по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

— по планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

—  по анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

— по решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов клиентов.

Цели и задачи внутреннего аудита

Основная цель внутреннего аудита заключается  в обеспечении  эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественная интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать следующие задачи:

— проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

— проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудо­вых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения 8 бюджет налогов и платежей во вне­бюджетные фонды;

— экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности орга­низации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

— экспертиза достоверности умета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точно­сти формирования финансовых результатов, объективности исполь­зования прибыли и фондов;

— разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и рас­четной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

— консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяй­ственной деятельности и другим проблемам. [2, 112]

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также дру­гие организационно-управленческие, правовые, технологические, техни­ко-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации.

Основная цель обязательного аудита — это проверка и под­тверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов попадающих под обязательный аудит (ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки, а ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообло­жении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности.


3. Принципы аудита.


Принципы аудита можно разделить на две группы:

 1. Основной принципы, регулирующие аудит, — этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (ауди­торской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться ауди­торами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских ус­луг и учитываться при разработке нормативных документов, регули­рующих аудит.

2. Основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяю­щие этапы и элементы аудиторской проверки.

Принципы, регулирующие аудит определены в п. 3 Федерально­го стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные прин­ципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». При выполне­нии своих профессиональных обязанностей аудитор должен руко­водствоваться:  нормами, установленными профессиональными ауди­торскими объединениями, членом которых он является, профессио­нальными стандартами, а также следующими этическими принципами:

—  независимость;

— честность;

— объективность;

— профессиональная компетентность и добросовестность;

— конфиденциальность;

— профессиональное поведение;

— профессиональный скептицизм.

Основополагающие принципы аудита

Таблица1

Принцип


Характеристика


1

2


Независимость аудитора


Предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц. Независимость аудито­ра - отсутствие какой-либо финансовой или имуществен­ной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме: аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является: не может участво­вать в проверке, если с высшими должностными лица­ми клиента его связывают родственные отношения


Честность аудитора


Предполагает приверженность аудитора профессио­нальному долгу


Объективность аудитора


Беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суж­дений, выводов и заключений


Компетентность профессиональ­ная аудитора


аудитор должен обладать необходимым объемом зна­ний и умением квалифицированно применять эти зна­ния при рассмотрении конкретных ситуаций

Добросовест­ность аудитора


Оказание аудитором профессиональных услуг с долж­ной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей

Конфиденциаль­ность информа­ции



Аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспе­чивать сохранность документов, получаемых или со­ставляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта

Профессиональ­ное    поведение  аудитора


Принцип аудита, заключающийся о том, что аудитор поддерживать высокую репутацию профессии и воздер­живаться от совершения поступков, способных подо­рвать уважение и доверие к аудиторской профессии


Профессиональ­ный скептицизм


Означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые проти­воречат каким-либо документам или заявлениям руко­водства либо ставят под сомнение достоверность та­ких документов или заявлений



Основные принципы проведения аудита

Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относит­ся к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, не­обходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельнос­ти, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, приме­няемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом кото­рых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятель­ности аудитора. Аудитор'при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения. [2, 91]

Аудитор должен получить достаточное представление о всех сто­ронах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, орга­низации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприя­тии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, дос­таточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. В соответствии с Федеральным стандар­том аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» аудитор­ская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Пла­нирование аудита предполагает разработку общей стратегии и де­тального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. При планировании и проведении ауди­та аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безого­ворочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базиро­вать аудиторское мнение.

Планировать проведение аудита следует на основе предваритель­ного анализа проверяемой организации, оценки масштаба предстоя­щих работ и применяемого внутреннего контроля. Необходимо опре­делить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, спланировать их деятельность, получив согласие клиента. Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля. Аудитору необходимо дать оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятыми в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на досто­верность финансовой отчетности. На основе такой оценки определя­ют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита). Согласно тре­бованиям Федерального стандарта аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» в ходе проверки аудитору необходи­мо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной ин­формации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бух­галтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотруд­ников аудируемого лица и информация, полученная из различных ис­точников (от третьих лиц).

Аудиторская документация. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определяет, что важ­нейшие аудиторские доказательства {данные аудита) должны быть документированы. Под термином «документация» понимаются раб: чие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для зуд, тора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведение™ аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, а электронном виде или в другой форме.

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также , выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудиторе всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое про­фессиональное суждение,- вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципи­альных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент форму­лирования выводов, и необходимую аргументацию. [3, 83]

Рабочие документы должны быть составлены и систематизирова­ны таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкрет­ной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее прове­дения. Аудиторская документация является собственностью аудито­ра, а информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подле­жит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение. В соответствии с Федеральным ауди­торским стандартом N5  «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение является офи­циальным документом, предназначенным для пользователей финансо­вой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в со­ответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в уста­новленной форме мнение аудиторской организации или индивидуаль­ного аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет­ности аудируемого лица и в  соответствии порядка ведения им бухгал­терского учета законодательству РФ. Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользовате­лям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяй­ственной деятельности, финансовом и имущественном положении ауди­руемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснован­ные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгал­терской) отчетности законодательству РФ аудитор должен устано­вить максимально допустимые размеры отклонений путем определе­ния в целях проводимого аудита существенности показателей бух­галтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соот­ветствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятель­ности «Существенность в аудите».


Заключение.

 

Аудит — это внешний независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работа­ющими в данной фирме (компании). Возникновение аудита в первую очередь было связано с разделением интересов тех, кто непосред­ственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

В соответствии с Законом «0б аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ве­дения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверно­стью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерс­кой) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, фи­нансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основная цель аудита (проверка достоверности финансовой отчетности) может дополняться обусловленными договором с клиентом! задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой  мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

 Список литературы




1. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (с изменениями на 30 декабря 2004 года)

2.      АлборовР. А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004г.-250 с..

3.      Камышанов М. И. Практическое пособие по аудиту. М.: Инфра-М. 2002 г.- 450 с..

4.     Аудит: Учебникдля вузов/ В. И- Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова. Ноя ред. В И. Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003 г.-387с.

5.      Шеремет А. Д., Суйн В. П. Аудит: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2001г.-256 с.

6.     Газета «Налоговый курьер» №12 , 2002г.