Содержание

Введение. 2

1. Организация управления на турфирме. 3

1.1. Экономические аспекты организации менеджмента турфирмы.. 3

1.2. Принципы организации управления турфирмой. 4

2. Особенности  менеджмента  в социально- культурном сервисе и туризме  7

2.1. Принципы организации труда менеджера в туризме. 7

2.2. Принцип эффективной организации рекламной деятельности турфирмы   9

2.3. Принципы планирования в управлении турфирмой. 12

Заключение. 18

Список литературы.. 19
















Введение

Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия - главная тема туризма. Различия во времени, расстояниях, местах проживания, целях и продолжительности пребывания – все это лишь отличительные элементы туризма. В целом, туризм  является многоцелевым феноменом, который одновременно сочетает в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, определенную тайну, посещение  экзотических мест и, одновременно,  земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества.

    Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30 %.

    В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала. В начале 90-х годов доля туризма уже составляла 10% мировой торговли товарами  и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место.

Успех функционирования предприятия в сфере туризма во многом зависит от  менеджмента и управления на данном предприятии. Данная посвящена  исследованию принципов  менеджмента на предприятиях сервиса и туризма.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть  экономические аспекты организации  менеджмента турфирмы

2)    рассмотреть  основные принципы эффективного управления  турфирмой

1. Организация управления на турфирме

1.1. Экономические аспекты организации менеджмента турфирмы

Под организацией  туризма, как отраслевой  экономической системы понимается сочетание  структуры  и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура  туризма характеризуется составом ее элементов  и способом  их объединения  (взаимодействия).

Организационная структура   представляет  собой  способ объединения структурных  единиц  элементарного уровня  (турфирм, турагентств ит.п.), в результате  которого образуется иерархия туризма как отраслевой  экономической системы.

 В организационной  структуре  отрасли  туризма   можно различить социально-экономический аспект,  материально – вещественный , технологический ,  и информационный аспекты.

 Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием  собственности  на средства производства, с помощью  которых осуществляется  функционирование  туризма. В зависимости  от этого выделяются следующие  организационно-правовые формы туризма : федеральная, муниципальная, акционерная, частная и т.д.

 Материально-вещественный аспект  структуры  туризма как отрасли представляет собой  совокупность  производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами  реализации туристского продукта [4, с. 188].

 Технологический  аспект отрасли  туризма  представляет собой совокупность  конкретных  технологических процессов, связанных с производством , реализацией и потреблением  туристского продукта.

 Информационный аспект организационной структуры туризма. Чтобы справиться с управлением такой сложной  системы, как туризм, необходима  рациональная  организация потока информации. Наиболее эффективной  организацией  для больших систем  является  иерархическая структура и т.д.

Вид туризма  связан  со спецификой отражения   финансовых  результатов  в бюджете  страны или ее региона. По данному  признаку в формах  туризма  выделяют два вида туризма : активный и пассивный.

Приезд иностранных  туристов  в страну  или  отечественных туристов в  данный регион страны является  активным  туризмом. Активный туризм служит  фактором  ввоза денег (валюты)  в страну или данный регион.

Путешествие  граждан одной  страны в другие  государства и выезд туристов  из  данного  региона  страны  являются  пассивным туризмом. Пассивный   туризм  является  фактором  вывоза денег (валюты) из  страны или  данного  региона. 

1.2. Принципы организации управления турфирмой

Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).

Взаимоотношения между туроператором и турагентом чаще всего строятся на основании агентского договора о предоставлении первым второму права на реализацию туристического продукта, сформированного туроператором.

Турагентства – это превосходный способ информирования рынка и увеличения объема бронирования мест.  Национальные ассоциации продвигают туризм в пределах своих собственных стран.  И для сетей гостиниц, имеющих филиалы по всей стране, их воздействие может быть важно. Государственные агентства продвигают свои услуги и за границей, и в своем государстве непосредственно. Обычно они имеют многочисленные информационные центры, расположенные даже в пунктах въезда в страну. Региональные ассоциации могут также помогать независимым операторам и представителям гостиничных мест.

Турагентство теоретически отличается от туроператора тем, что осуществляет только посреднические услуги по розничной продаже как программных пакетов туроператоров, так и услуг отдельно взятых туристических предприятий (гостиниц, авиакомпаний и т.д.). Наряду со сбытом туристической продукции важной функцией бюро путешествий является информирование клиента, консультации относительно предполагаемой цели путешествия, советы по организации тура и т.п. Обычные бюро путешествий являются связующим звеном между потребителем и предприятием, производящим туристические услуги [4, с. 134].

Массовый туризм 50-х гг. обусловил стандартизацию туристических услуг, создание заранее подготовленных, спланированных и откалькулированных  «пакетов услуг». Этот набор услуг по единой цене предлагается вниманию потребителя в каталогах туроператоров. Постепенно туристические фирмы начали продумывать предварительное планирование маршрута поездки, размещения, питания, программы тура.

Под организованным туризмом понимают предложение стандартизированных пакетов туристических услуг, которые в совокупности своей образуют  «туристическое путешествие». Турфирма комбинирует в пакете услуг по своему усмотрению и желанию клиента услуги непосредственных производителей: гостиниц, транспортных предприятий, экскурсионных бюро и т.п. Турфирмы, создающие подобные пакеты услуг, называются туроператорами. Продукция туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей первичных туруслуг находят сбыт через турагентов – бюро путешествий.

Туроператоры исторически возникли из бюро путешествий, выполнявших на заре туризма чисто посреднические услуги. Туроператор не просто реализует на рынке услуги непосредственных производителей. (гостиниц, авиалиний и т.д.). Специфика его услуг заключается в подборе и комбинировании основных и дополнительных туристических услуг, их предварительном планировании и стандартизации, т.е. формировании программного пакета услуг по единой цене, в совокупности своей образующих туристическую поездку.

Частично функции туроператора на рынке можно сравнить с деятельностью предприятий оптовой торговли: из палитры предложения туристской индустрии он выбирает несколько специальных предложений, комбинирует их, формирует собственную программу и продает через посредников или напрямую клиентам.

Потребитель может по-разному подходить к услугам. Собираясь воспользоваться услугами турфирмы,   потребитель полагается, в основном, на информацию, почерпнутую из личных источников.

Покупая услуги туристического агентства,  человек всегда рискует.

Гостиницы, сотрудничающие с турагенствами, внесены в список систем бронирования билетов авиалиний и в справочники о гостиницах. Гостиницы также посылают турагентствам пакеты информационных материалов, включающие сведения о гостиницах и изменения в услугах, рекламу специальных мероприятий и т.д. Гостиницы также приглашают турагентов в ознакомительные туры. Авиалинии предлагают им ознакомительные полеты, обеспечивая приглашенных бесплатными авиабилетами. Такие поездки должны быть хорошо организованы [2, с. 199].

Гостиницы, работающие с турагентами, должны облегчать им возможность резервирования. Бесплатное (для турагентов) резервирование по телефону (т.е. оплата за них стоимости телефонного разговора) облегчает им процедуру заказа. Гостиницы, получающие  много заказов  от турагентов, имеют определенное количество мест для путешествующих по делам. Турагенты предпочитают быструю оплату своих услуг, поэтому гостиницы, желающие работать с ними, должны быстро выплачивать комиссионные.

Обычно турагенты подбирают гостинице клиентов. Гостиницы должны делать все возможное для создания благоприятного впечатления у гостей, зарезервировавших места через турагентов, чтобы гарантировать дальнейшее сотрудничество с ними. Когда заказы получены через посредника, радушные хозяева гостиниц и круиз-лайнеров имеют двух потребителей: клиента и посредника.

Большинство линий круиза  не будет продавать услуги непосредственно конечному потребителю, но будет настаивать на заказе через турагентов или туроператоров.

Многие организации подписывают соглашения с одним турагентством и требуют от служащих заказывать гостиницы только через эту фирму.

2. Особенности  менеджмента  в социально- культурном сервисе и туризме

2.1. Принципы организации труда менеджера в туризме

Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры – люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми [4,с . 177].

Менеджер – специалист по управлению бизнесом, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью его сотрудников обеспечивающий высокую эффективность производства и реализации продукции, услуг на основе максимального использования всех ресурсов предприятия, прежде всего, человеческих, за счет применения самых современных принципов, форм, методов, приемов и средств науки управления.

Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности  работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членам коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их  в практической работе.

Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой турфирма не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и менеджеров.

Организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести самостоятельность  и творческий характер мышления, инициативу и целеустремленность. Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью…

Способности каждого менеджера лучше всего выявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.

Очень важны для руководителя  такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет, как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия. Наличие авторитета является наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.

2.2. Принцип эффективной организации рекламной деятельности турфирмы

В деятельности турфирм, особенно на этапе их выхода на рынок, велико значение правильно разработанной рекламной кампании.

Туристическая компания может быть направлена на турагентов или на потенциальных клиентов. Информация, относящаяся к первому виду, распространяется,  прежде всего, на  туристических выставках, где представляют свои продукты все самые крупные компании различных стран.

Например, агентство в Мармарисе составляет с помощью рекламных агентов великолепные рекламные каталоги каждый год. Созданное 5 лет назад, туристическое агентство «Хиппо Тур» заняло прочную позицию на русском рынке и доказало свое право на существование.

В течение этого времени фирма проделала большой путь в сфере своей деятельности и постепенно выросла, потому что понимание обслуживания этого агентства носит  необычный характер. Сотрудники видят своих клиентов не как клиентов, а как самых дорогих гостей и предлагают сервис самого высокого качества на самых лучших условиях.

Туризм, как сектор услуг, является наиболее сложным с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов. Гостей, приехавших из разных стран, представляющих разные традиции, культуру, говорящих на разных языках, надо встретить, разместить, ознакомить с историей и культурой страны, организовать  программу экскурсий и отдыха. Это требует огромного внимания. И именно выполняя все выше указанные условия со всей пунктуальностью, фирма добилась успеха на туристическом рынке [7, с. 102].

Организуется встреча в аэропорту с доставкой в отель, резервация отелей, исторические, культурные, спортивные и коммерческие туры, аренда автомобилей и катеров. В работе турагентство «Хиппо Тур» использует опытных профессионалов, превосходно говорящих по-русски.

Очень большое значение в туристической рекламе имеют специализированные документы – листовки, брошюры и прочие (см. Приложение IV).

Обычно туристическая фирма выпускает свои собственные брошюры, наличие которых необходимо, прежде всего, в курортных зонах.

Все вышеперечисленные средства предоставляются турагентам туроператорами, которые используют также проспекты курортных зон и видеорекламу, где отражается, прежде всего, своеобразие данной местности, культурные традиции и исторические памятники. В данном случае основной целью, выбираемой туроператором, является создание имиджа того или иного региона. Для этого используется набор продуманных кадров, которые освещают данный регион с определенных позиций, и отличают его от любого другого.

Рекламой различных туристических зон и туристических программ занимаются, прежде всего, туроператоры: пользуясь информированностью потенциального потребителя, публикуют небольшие объявления в печатных черно-белых изданиях, касающихся предлагаемых услуг и уровня тарифов, причем для будущих клиентов основным аргументом являются низкие цены.

Работа с рекламным агентством дает клиентам существенные преимущества. Сложилось мнение, что работа с агентством по карману только крупным фирмам. Это – ошибочное мнение. Рекламное агентство может разместить рекламу турагентства со скидками от редакционных расценок при любых ее объемах, начиная от строк. Кроме того, работая с рекламным агентством, рекламодателю уже не нужно бегать по редакциям самому, бесконечно договариваться о ценах и сроках. Эту работу возьмет на себя агентство. Рекламное агентство возьмет на себя также разработку данного стиля рекламы. Это резко повысит ее эффективность. И, наконец, в рекламном агентстве вам составят медиа-план рекламной кампании (план расходования средств на рекламу по конкретным изданиям и датам). Выгоды работы с рекламным агентством очевидны.

Хочу обратить внимание на значение рекламы. Стоимость рекламы в США составляет до 3 %  общего валового национального продукта. Расходы на рекламу равны половине всех расходов на образование в США. Самый важный принцип рекламы сформулирован  в одной крылатой поговорке о рекламе: «Стреляйте отдельно в каждую птицу, а не сразу во всю стаю!».

Например: рекламный материал должен встречаться читателю через определенные промежутки времени в таком количестве, чтобы это позволило образовать в сознании достаточно устойчивые связи и способствовало запоминанию. Запоминание очень редко достигается при первом ознакомлении с материалом. В этом случае положительные результаты дают повторения рекламного объявления, которые увеличивают продолжительность действия эмоционального образа и, тем самым, повышают вероятность закрепления в сознании логического образа. В первый раз читатель на замечает объявления. Во второй раз – замечает, но не прочитывает. В третий раз читает, но машинально. В четвертый раз - несколько обдумывает прочитанное. В пятый раз говорит о нем со своими друзьями. В шестой раз у читателя появляется мысль  - не пойти ли осведомиться. В седьмой раз вещь покупается.

Реклама обеспечивает товарам и услугам дополнительные психологические ценности. Такой прием весьма выгоден, так как такие ценности создаются не в процессе производства, а создаются художниками-дизайнерами с помощью рекомендаций психологов. Товары же, получив психологические ценности, приобретают особый «имидж». Так, в США сигареты «Мальборо» - не просто сигареты, а  «сигареты для настоящего мужчины»,  также,  автомобиль «Форд» – не просто машина, а автомашина для «юных сердцем» и т.п.

«Если компания спланирована – это уже половина дела» – эти слова наполеона Бонапарта актуальны и сегодня, в частности и в бизнесе.

2.3. Принципы планирования в управлении турфирмой

Сущность планирования проявляется в следующем [3, с. 67]:

-         в конкретизации целей развития своего предприятия и каждого

     подразделения в отдельности на установленный период времени;

-         в определении маркетинговых задач, средств их достижения;

-         в сроках и последовательности реализации;

-         в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для нормального функционирования и развития туристических предприятий.

Формы планирования в зависимости от длительности планового периода: [3, с. 67]

-         перспективное планирование (прогнозирование);

-         среднесрочное планирование;

-         текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятия на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Туристскому предприятию в современных условиях важно уделять все больше внимания развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепция развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение  поставленных целей.

Так, для туристического предприятия важно выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу своего бизнеса для снижения финансовых рисков ввиду того, что туристический бизнес весьма чувствителен к целому ряду объективных или форс-мажорных факторов: политических, экономических, инфраструктурных  и других, например: землетрясение в Турции в 1999 году.

При самых благоприятных условиях для туристского предприятия не сегодня – завтра ситуация может стать прямо противоположной, не зависящей от предпринимателя  (межнациональные конфликты, изменения налоговой политики, таможенных пошлин, транспортных тарифов, уровня инфляции и т.д.).

Желательно выбрать такие виды дополнительной деятельности, которые были бы приоритетными на длительный период, имели бы налоговые льготы на федеральном или местном уровне. Пример: Турагентство предоставляет: автозаправка, стоянка, комплексный ремонт, прокат машин, переводы, прокат яхт.

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.

В системе долгосрочного планирования  используется метод экстраполяции, т.е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, что будущее будет лучше прошлого.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для туризма.

В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из подразделений  предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом, и каждого подразделения (реконструкция здания, освоение новых туристских услуг и расширение их ассортимента) в отдельности; стратегия продажи услуг (привлечение новых клиентов, т.е. выход на новые рынки, совершенствование обслуживания и другие мероприятия, содействующие увеличению продаж); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Благодаря финансовому прогнозированию директор туристического агентства способен определить будущие финансовые потребности компании и определить цели, достижение которых поможет сохранить намечаемые уровни прибыльности. Если прогноз указывает на недостаток финансовых средств, директор имеет возможность сказать, когда и сколько денег потребуется компании. Это необходимо для того, чтобы определить ту финансово-кредитную политику, которая должна проводится для успешного решения поставленных перед компанией задач.

Разработка подробного бюджета дает возможность компании сравнить фактические результаты своей деятельности с запланированными. Такое сравнение проводится из месяца в месяц, и в обязанность финансового директора входит выявление и устранение любых серьезных отклонений от прогнозируемого уровня.

Процесс разработки бюджета турагентства начинается с создания бюджетной комиссии. Комиссия, как правило, возглавляется Генеральным директором и включает руководителей всех основных департаментов.

Разработка бюджета требует изучения внешних и внутренних экономических условий работы организации, частью которых являются возможные изменения инфляционной политики страны в ближайшем будущем.

Функциональные подразделения разделяются  на две категории: доходные и расходные. Подразделения представляют свои финансовые отчеты за прошедшие периоды. Эта информация используется как основа для подготовки бюджета на предстоящий период.

В турагентстве главным источником дохода является операционный отдел, который путем заключения договоров с крупными магазинами и фабриками получает доход от продажи экскурсий, сувениров, кожаных изделий, золота и серебра. Все остальные отделы, также приносящие доход, тесно связаны с этим отделом.

В подготовку расходного бюджета включаются также участки гостиницы, которые непосредственно дохода не приносят. Планируются расходы на содержание  администрации в целом, отдела маркетинга, коммерческого отдела. Далее, определяются расходы на содержание здания, оплату электроэнергии, а также расходы на содержание других подразделений, если они не связаны с подразделениями, дающими доход.

По завершении всех прогнозов создается общий бюджет турагентства. Бюджетная комиссия рассматривает проект, вносит коррективы и утверждает бюджет предприятия.

Начинается второй этап – контролирующий, который, с точки зрения управления финансами, не менее важен, чем первый. По наступлению времени, покрываемого соответствующим бюджетом, руководство турагентства использует его как эталон для сравнения фактического положения с прогнозируемым.

Годовой бюджет составляется из двенадцати месячных бюджетов. Это позволяет в конце каждого месяца определять характер и степень выполнения годового бюджета. Может возникнуть потребность внесения корректив в связи с расхождениями бюджета с фактическим состоянием дел.

Практическое планирование предполагает составление среднесрочных планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Такой концепцией для туристических предприятий является стратегия обслуживания. Новые концепции создаются с целью максимально полного удовлетворения потребностей определенных групп потребителей. Предприятия создаются, а через некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса. В конкурентных условиях, если предприятия хотят выжить, они должны иметь последовательную, соответствующую обстоятельствам стратегию обслуживания.

Для планирования стратегии обслуживания, руководству туристической организации следует, прежде всего, понять, что представляет собой та рыночная среда, в которой приходится работать и какое место в этой среде занимает предприятие.

Соответствующая стратегия обслуживания затрагивает три главных компонента любого предпринимательства в сфере услуг:

1.     потребность клиентов;

2.     способность компании удовлетворить эти потребности;

3.     долгосрочная прибыльность компании.

Многие фирмы работают, не имея официально принятых планов. Во вновь открывающихся предприятиях управляющие оказываются настолько занятыми, что у них просто нет времени заниматься планированием. В зре­лых фирмах многие управляющие заявляют, что до сих пор они прекрасно обходились и без формального планирования, а стало быть, оно не может иметь существенного значения. Они не хотят тратить время на подготовку плана в письменном виде. По их словам, ситуация на рынке меняется слишком стремительно, чтобы от плана была какая-то польза, и, в конце концов, он будет просто пылиться на полке. Именно по этим и ряду других причин многие фирмы и не применяют у себя формального планирования.

А ведь формальное планирование сулит немало выгод менеджеру:

1.            Планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно.

2.            Оно ведет к более четкой координации предпринимаемых фирмой усилий.

3.            Оно ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля.

4.            Оно заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки.

5.            Оно делает фирму более подготовленной к внезапным переменам.


























Заключение

В ходе выполнения работы была достигнута  ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.

Под организацией  туризма, как отраслевой  экономической системы понимается сочетание  структуры  и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура  туризма характеризуется составом ее элементов  и способом  их объединения  (взаимодействия).

Организационная структура   представляет  собой  способ объединения структурных  единиц  элементарного уровня  (турфирм, турагентств ит.п.), в результате  которого образуется иерархия туризма как отраслевой  экономической системы.

Взаимоотношения между туроператором и турагентом чаще всего строятся на основании агентского договора о предоставлении первым второму права на реализацию туристического продукта, сформированного туроператором.

В деятельности турфирм, особенно на этапе их выхода на рынок, велико значение правильно разработанной рекламной кампании.

Туристическая компания может быть направлена на турагентов или на потенциальных клиентов. Информация, относящаяся к первому виду, распространяется,  прежде всего, на  туристических выставках, где представляют свои продукты все самые крупные компании различных стран.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для нормального функционирования и развития туристических предприятий.





Список литературы

1.     Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 года, № 132

2.     Васильев В.В. Менеджмент туризма –М., 2003. -  345 с.     

3.       Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.:Нолидж, 2000. – 202 с.                                  

4.     Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск, 2002. – 450 с.

5.     Зайцева Н.А. Менеджмент в социально- культурном  сервисе и ткуризме. – М.: Инфра- М, 2001. – 345 с.

6.     Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России  -М.:МГГУ, 2001. – 245 с.

7.     Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.:Моско, 2000. – 450 с.

8.     Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России.-2002. - № 11. – С. 12- 15

9.     Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их   

      клиентов –М., 2002. – 367 с.

10.                       Уэллс У. Бернет Дж. Мориарти С Реклама: принципы и практика –СПб, 2001. – 145 с.