Содержание

Введение. 3

1. Сущность финансовой политики. 4

2. Исторический характер финансовой политики. 7

3. Финансовая политика на современном этапе. 13

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение


В любом обществе государство использует финансы для осуществ­ления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечи­ваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интере­сы.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

-                      выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных от­ношений, потребностей населения;

-                      определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

-                      осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание фи­нансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентиро­ванная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем не реалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

Цель работы – раскрыть сущность финансовой политики государства.


1. Сущность финансовой политики

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единого мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они   подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения вносимые правительством в порядок государственных расходов  и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики

Более структурированным выглядит определение данного вопроса у  марксистов, видящих под финансовой политикой в первую очередь  совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазною государства.

Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики , отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась, тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К. Шереметьев в своей работе «Финансы России».Автор дает два определения ее содержания как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны

Итак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного  производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в   экономике.   Финансовая   политика  трактовалась   как   искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натурального и денежной базы народного хозяйства.[1]

Действительно,    такие   определения   финансовой   политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения  постоянно  растущих  экономических  и  социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.[2]


2. Исторический характер финансовой политики

Монетаризм ратует за свободный нерегулируемый рынок. Государственное вмешательство в экономику должно быть ограничено поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.

1. Рестриктивная политика основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности насе­ления, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возмож­ным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций весьма проблематично. Политика ограничения спро­са усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.    Своеобразным антиподом монетаризму является финансовая концепция, разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом, полу­чившая название кейнсианство. Эта концепция отдает предпочтение государственному регулированию и государственной под­держке проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включа­ющей расширение государственных расходов и снижение нало­гов, а также экспансионистской кредитно-денежной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

   Увеличение государственных расходов стимулирует рост про­изводства, а значит, и рост инвестиций. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность, тем не менее, не повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской эконо­мики наиболее актуальны.

2. Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.    Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюд­жетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении произ­водства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реа­лизации такой политики государство должно иметь долгосроч­ные программы централизованных инвестиционных вложений.    Кейнсианство в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Слишком большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Выбор экономической политики особенно сложен при прове­дении в российской экономике широких приватизационных мероприятий. Отсутствие развитого частного сектора означает невозможность проведения в чистом виде монетаристской или кейнсианской политики. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния дел в экономике России способно лишь усугубить кризисные процессы.

3. Политика экономического роста, как правило, включает укрепление денежной системы через девальвацию, которая снижает цену продукции, а, следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособ­ность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутрен­нее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Поскольку российский рубль не является конвертируемой валютой, стимулирование экспорта имеет большое значение для снижения внешнего долга. Стабили­зация даже на высоком уровне цен на экспортируемые товары и продукцию необходима для того, чтобы восстановить управляемость внешнеэкономической деятельностью. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращениям себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расшире­нием производства. Преимущественный рост накоплений по сравнению с потреблением - важный итог девальвации. Он может быть тем позитивнее, чем активнее пойдут приватизация и акционирование, развитие рынка ценных бумаг. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов. Час­тный сектор российской экономики не способен к тому, чтобы осуществлять крупные инвестиции и долгосрочные вложения.

Монетаристы считают, что результатом свободного цено­образования являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианисты утверждают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому для предприятий изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвиж­ны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако, если цены остаются стабиль­ными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммо­билизации оборотных средств.

При возрастании спроса производство увеличивается. Всеоб­щий дефицит товаров и продукции приводит к тому, что расши­рение производства возможно при налаживании хозяйственных связей. Поэтому решающее значение приобретает взаимодейст­вие предприятий - смежников, участвующих в разделении труда и его кооперации. Необходимо добиться заинтересованности партнеров в поставках сырья, материалов, выполнении работ и оказании взаимных услуг.

Когда денежная система находится в кризисном состоянии, устанавливается натуральный обмен. Бартерные сделки тем активнее, чем хуже состояние денежного оборота. Недоверие к деньгам оказывается столь велико, что даже оплата труда производится в натуральной форме. Для этого используется продукция, выпускаемая данным предприятием, либо закупаемая или получа­емая по бартеру. Бартер выгоден предприятиям, так как позволяет в каждом конкретном случае пользоваться особыми пропорция­ми обмена. Государство при этом недополучает налоговые платежи.

Действующая система налогообложения предусматривает, что при бартерном обмене предприятия обязаны платить НДС и налог на прибыль в размерах, соответствующих рыночной оценке стоимости осуществляемых опера­ций, а работники - подоходный налог с суммы, полученной в оплату труда в натуральном выражении. Контроль за этими платежами настолько неэффективен, что натуральный оборот практически полностью исключен из области налогообложения. Это подрывает основы формирования доходной части бюджета.[3]

Одной из основных проблем экономики в кризисном ее состоянии является выбор способа финансирования бюджетного дефицита. Достаточно отметить, что в 1995 г. дефицит федерального бюджета составил 50,6% по отношению к расходам. Предельный размер дефицита в 1997 г. составил 29,5% по отношению к расходам, что соответствует 8% ВВП. Весомый вклад в исследование проблемы финансирования бюджетного дефицита внёс американский ученый Джеймс Тобин. Он доказал, что от условий финансирования бюджетного дефицита зависит управление денежным оборотом в предприяти­ях, порядок выбора портфеля, характер инвестиций.

В основе поведения инвесторов и эмитентов - ценообразова­ние на рынке капиталов. Новые инвестиции можно стимулировать с помощью низких банковских процентов. Это достигается сле­дующим образом. Имея инвестиционный проект, компания, его предлагающая, определяет затраты на финансирование и срок окупаемости. При этом всегда существуют альтернативные вари­анты использования капитала. Для оценки их эффективности обычно пользуются нормой процента, который можно получить на рынке. Это некая усредненная величина, так как существуют многообразные сферы размещения капитала. При высокой норме процента инвестиции оказываются невыгодными, потому что ежегодно получаемая прибыль, как правило, ниже суммы доходов по процентам. Чем ниже банковский процент, тем выгоднее операции с акциями. Оживление торговли акциями создает благоприятные условия для обеспечения предприятий капита­лом. Выпуск акций - это эмиссионная деятельность и ее активность улучшает состояние денежного оборота. В противо­положность этому высокие ставки на долгосрочные ссуды делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку предприятиями друг у друга свободных денежных средств.

Анализ показывает, что наиболее распространенной формой привлечения ресурсов в последние годы стали договора о совмес­тной деятельности или возвратной материальной помощи, кото­рые предприятия заключают на длительные сроки. До внесения изменений в налоговое законодательство эти договора позволяли значительно снижать платежи НДС и налога на прибыль в бюджет. Однако и после внесения соответствующих изменений в порядок расчета налогооблагаемой базы предприятия уклоняются от уплаты налогов. Это не способствует расширению рынка ценных бумаги снижает инвестиционную активность.

Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому, если бюджет­ный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен . Для устранения этого негативного явления банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Это сложно из-за того, что, кроме денег, в оборот поступают другие ценные бумаги, в том числе облигации, акции, депозитные сертификаты, векселя. Поэтому на практике усилия банка часто оказываются бесперспективными, тем более, что государствен­ные и муниципальные предприятия не могут защищать свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег в обращении, необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных. Решение этой проблемы затруднено вследствие того, что регулирование наличного и безналичного оборота в России сохраняет разные подходы.

Значительный интерес представляет модель Эдгрена-Факсэна-Однера. Суть её в том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность труда не связана с заработной платой, которая растёт более высокими темпами. Это следствие дефицита предлагаемых к реализации товаров, диктата производителей. Повышение заработной платы финансирует потребитель, уплачивая за продукцию все возраста­ющую цену. Чем выше степень монополизма, тем больше себес­тоимость. Однако поставщики и потребители заинтересованы в установлении длительных хозяйственных связей. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией. Потребители промышленной продукции редко меняют поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приоб­ретения товаров. Если не добиться стабильности цен, то насыще­ние рынка товарами невозможно. Кроме того, индексация дохо­дов автоматически повышает заработную плату вслед за ростом цен. Это также подрывает стимулы к повышению производитель­ности труда. Очень важно проводить политику снижения себес­тоимости, издержек производства и обращения, так как это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны ощущать конкуренцию. Высококонкурентная среда устраняет влияние монополистов на уровень цен.[4]


3. Финансовая политика на современном этапе 

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

-                      догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

-                      отсутствие стратегических разработок;

-                      проведение   частичных,   малообоснованных   тактические мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

-                      отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

-                      нарушение  сбалансированности государственного  бюджета Российской Федерации;

-                      остаточный  подход  при  определении  финансовой  базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Все это прямо сказывается на неразвитости  бюджетном системы и финансовой политики страны. Так, отчетные данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что намеченные в 2003 году цели не реализованы, а важнейшие экономические показатели, положенные в основу формирования бюджетной системы не достигнуты.


2003 г. (трлн. руб.)

Отчет

Прогноз

в % к прогнозу

Валовый внутренний продукт

2675

3070

86,9


Объем промышленной продукции

1576

2462

64,8


Прибыль народного хозяйства (всего)

722

1440

50


в том числе промышленности

460

1070

42,7



Таким образом, анализ показывает, что в 2003 году продолжалась сложившаяся в последнее время негативная тенденция низкого  уровня   прогнозирования   важнейших  показателей формирующих бюджетную систему. В результате процент исполнения федерального бюджета проходил в сложных условиях и, в значительной мере, отличался от показателей установленных законом о федеральном бюджете на 2003 год.

В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей, главными причинами которого стали:

-                      ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;

-                      рост неплатежей в народном хозяйстве;

-                      прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:

-                      ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам доходы теневой экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);

-                      упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85);

-                      внедрение принципов налогового федерализма;

-                      налоговое   стимулирование   торговли   и   производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо дня естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов).

Что касается внешнего заимствования, то сегодня нет схемы выплаты по внешнему долгу на 5-7 лет, потому не ясно как внешние займы будут возвращаться.

Таким  образом,  настоящая  ситуация  с  бюджетной (финансовой) политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм (отчисления от регулирующих доходов, субвенции, дотации взаиморасчеты между бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов и трансферты), крайне неэффективен. Ему присущи два коренных недостатка:

во-первых, ныне действующий механизм оказания финансовой помощи сформировался в условиях жесткого централизма единиц бюджетной системы бывшего Советского Союза; в основу его положена цель жесткого регулирования из центра;

во-вторых, основанный на стремлении обеспечить баланс между доходами и расходами по каждому бюджету, он подавил инициативу   нижестоящих   органов   власти   к   изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Однако положение не безнадежно. При последовательном осуществлении реформ в обоих элементах финансовой политики положение  может  быть  исправлено.  Правительством  уже разработаны такие позитивные проекты, как переход исполнения федерального бюджета на казначейскую систему. Что сократит численность органов по контролю за использованием бюджетных средств, ввиду их объединения и реорганизации, а также должно повысить эффективность их работы. Это новация разработана с использованием зарубежного опыта и должна внести свой вклад в усиление влияние политики в области расходов на экономику.

Через органы федерального казначейства финансируются расходы 62 министерств и ведомств Российской Федерации.

Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных   получателей   на   местах.   При   этом   объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.

Территории же с началом реальной работы органон казначейства получат более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет федерального бюджета. Это положительно сказывается на финансово-экономическом и социальном климате регионов.

В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития как государственного, так и частного сектора экономики.[5]




 

Заключение


Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Коренные изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В заключении особое внимание уделяется перечисленным проблемам в России, так как для нашей страны они являются одними из наиболее важных.

Список литературы




1.                     Булатова А.С. Экономика: учебник. - М.:Бек, 2003.

2.                     Финансы: Учебное пособие./Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

3.                     Теория финансов./Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е..- Мн.: Выш. шк., 2001.

4.                     Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5.                     Общая теория финансов./Под ред. Л. А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004.



[1] Теория финансов./Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е..- Мн.: Выш. шк., 2001. – С. 51

[2] Булатова А.С. Экономика: учебник. - М.:Бек, 2003. С. 64

[3] Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 85

[4] Финансы: Учебное пособие./Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 126

[5] Общая теория финансов./Под ред. Л. А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004. – С. 183