Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя составляет три компоненты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность - стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность - это технология труда, педагогическое общение - его климат и атмосфера, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развития многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации вузов и специалистов.[1]
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего вопросы обучения и развития учащихся (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий вопрос получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы, проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает вопросы реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного "держателя" научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего учащемуся ориентироваться в мире научной информации.
В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие вопросы:
1. Проектирование.
- формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;
- планирование учебного курса с учетом поставленных целей;
- учет этапов формирования умственных целей;
- предвидение возможных затруднений у учащихся при изучении курса и путей их преодоления.
2. Конструирование.
- отбор материала для данного занятия с учетом способностей аудитории к его восприятию;
- подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;
- выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития учащихся;
- планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;
- разработка заданий для самостоятельной работы учащихся;
- выбор системы оценки и контроля обучаемости учащихся.
3. Организация
- организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;
- использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;
- организация самостоятельного изучения учебного предмета учащимся;
- применение ТСО при передаче информации;
- ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;
- создание тестов по читаемому курсу;
- изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
4. Социально-психологическое регулирование.
- стимулирование учащихся к постановке вопросов, проведению дискуссий;
- дисциплинирование учащихся;
- установление обстановки сотрудничества;
- оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры;
- конструктивное решение конфликтов;
- управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- саморегуляция своих психических состояний;
- установление и поддержка деловых отношений с коллегами, учащимися, администрацией.
В научном исследовании:
- использование методик психолого-педагогического исследования способов обобщения и оформления результатов;
- формулирование выводов и требований к изложению собственных методик преподавания;
- анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической науки.
- Использование компьютера:
- подготовка докладов и статей с помощью персонального компьютера;
- обработка результатов психолого-педагогических и естественно-технических измерений с помощью компьютера;
- разработка сценариев обучающих компьютерных программ;
- разработка сценариев контролирующих компьютерных программ.
Таким образом, деятельность преподавателя вуза разнообразна, она включает в себя научно-исследовательскую сторону, которая требует наличия специальных способностей.[2]
Если цели, содержание, нормы и критерии, предъявляемые педагогической системой являются внешними объективными составляющими деятельности педагога и ученого, то методы и способы научно-педагогической деятельности носят индивидуально-субъективный характер. Их применение зависит от способностей каждого преподавателя. Хотя профессиональные способности проявляются в деятельности специалиста школы неравномерно, но их принято рассматривать как комплекс - сочетание, а также структуру свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью. Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные общие способности, такие как наблюдательность, качества речи, мышление, воображение относятся к необходимым в педагогическом труде, если обладающий ими специалист быстро и правильно с их помощью распознает существенные признаки педагогической системы, науки, протекающих в них процессов и оценивает их эффективность с целью управления.[3]
Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно; педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс учащимся и для того же ученого - руководителя лаборатории различны. Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность;
К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
К научным чаще всего относят конструктивно-проективные и организаторские способности. Организаторские способности могли не входить в структуру способностей, необходимых для ученого одиночки, типичного для XVIII-XIX в.в. Однако современная наука невозможна без коллектива, ученый должен быть организатором, иначе не сможет полностью реализоваться.
Также преподавателю-предметнику нужны также специальные способности, вытекающие из врожденных анатомо-физиологических особенностей-задатков, как музыкальные и художественно-изобразительные для музыкантов и искусствоведов, филологические - для людей, связанных с литературным творчеством, математические для математиков, физиков. Сейчас мы рассмотрим основные компоненты профессиональных способностей вузовского преподавателя.[4]
Список литературы
1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Психология труда учителя//Психологический журнал, 2003. - № 3. – С.36 – 42.
2. Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. — //Высшее образование в России, 2003. - №3. - С. 13-15.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 2001. - 119 с.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 271 с.
[1] Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 2001. – С. 38
[2] Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Психология труда учителя//Психологический журнал, 2003. - № 3. – С.36 – 42.
[3] Смирнов С. Д. Педагогика и психология образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-пресс, 2002. – С. 126
[4] Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. — //Высшее образование в России, 2003. - №3. - С. 13-15.