СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 5
1.1 Нормативное регулирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. 5
1.2 Критерии применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 11
1.3 Особенности заполнения документов налогового учета и налоговой отчетности. 20
Список литературы.. 40
ВВЕДЕНИЕ
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами Налоговым кодексом могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.
В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
В соответствии со ст.18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с НК. Причем законодатель требует, чтобы при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определялись в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.
Таким образом, специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в свободных экономических зонах;
- система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Как видно, к специальным налоговым режимам Налоговым кодексом отнесена упрощенная система налогообложения, имеющая целью поддержку и развитие малого предпринимательства в России, а также снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Совершенствование системы налогообложения единого налога на вмененный доход является особенно актуальной, так как оптимальное налогообложение малых предприятий способствует их развитию, в чем заинтересована экономика страны.
Цель дипломной работы – рассмотреть пути совершенствования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на примере малого предприятия ООО «Крузарус». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- изучить нормативное регулирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- рассмотреть особенности заполнения документов налогового учета и налоговой отчетности малыми предприятиями;
- провести анализ применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход ООО «Крузарус;
- провести сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и общей системой налогообложения.
Объект исследования – ООО «Крузарус».
Предмет исследования – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход ООО «Крузарус».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Нормативное регулирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Единый налог на вмененный доход – налог в твердом денежном выражении на физические показатели, характеризующие вид деятельности предприятия: единица торговой площади в торговле; посадочное место в общественном питании и т.п.[1] Критерии применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный налог подробно будут рассмотрены в разделе 1.2.
Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций (например, аудиторских).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности установлена главой 26.3 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», которая введена Федеральным законом от 24.07.2002 №104-ФЗ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. При этом данной статьей Кодекса установлено, что налогоплательщики единого налога на вмененный доход, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации определяются:
1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом РФ;
3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Налогового кодекса.
Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты:
- налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
Глава 26.3 Налогового кодекса РФ не содержит норм, определяющих какие-либо особенности постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности в зависимости от характера осуществления этой деятельности (стационарный или разъездной), периода ее осуществления, расположения мест осуществления деятельности и места постановки на учет (нахождения, жительства) налогоплательщиков и т.п.
Поэтому процедура постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, место нахождения (жительства) и место осуществления видов предпринимательской деятельности, регулируется нормативными актами Федеральной налоговой службой (Указом Президента РФ от 3 марта №214 Министерство по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу и введено в структуру Министерства финансов РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 10.04.2003 №ММ-6-09/421 "О порядке постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности", организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, и не состоящие на учете в налоговых органах данного региона либо состоящие на учете в налоговом органе данного региона, но не осуществляющие на подведомственной этому налоговому органу территории (осуществляющие одновременно на территориях, подведомственных нескольким налоговым органам данного региона) указанные виды предпринимательской деятельности, обязаны в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности встать на учет в каждом налоговом органе по месту ее осуществления, вне зависимости от факта постановки на учет по каким-либо иным основаниям в другом налоговом органе на территории данного субъекта Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что постановка на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, осуществляющих указанные виды предпринимательской деятельности на территории, подведомственной налоговому органу, в котором они уже состоят на учете по любому иному основанию, установленному Налоговым кодексом РФ, повторно не производится.
Налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход указанными налогоплательщиками представляются и единый налог уплачивается по каждому месту постановки на учет (месту осуществления деятельности).[2]
Кроме выше перечисленного плательщики единого налога на вмененный доход обязаны вести бухгалтерский учет и отчетность, руководствуясь при этом законодательством РФ о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Таким образом, нормативное регулирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход состоит из четырех уровней:
- 1-й уровень – Налоговый кодекс РФ;
- 2-й уровень – Законы субъектов РФ;
- 3-й уровень – нормативные акты МНС (Федеральной налоговой службы) и Минфина по ведению бухгалтерского учета и отчетности;
- 4-й уровень локальные акты хозяйствующего субъекта по ведению бухгалтерского учета и отчетности (учетная политика).
Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Следует иметь ввиду, что специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является может применяться (или не применяться) по решению субъекта Российской Федерации в отношении ограниченного круга видов предпринимательской деятельности.
Поэтому, прежде чем решать вопрос о правомерности применения упрощенной системы налогообложения, следует уточнить, какие приняты решения в отношении введения единого налога на вмененный доход в том или ином регионе.
На территории Хабаровского края единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности введен в действие с 1 января 1999 года законом Хабаровского края «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае» от 25.11.1998 №78 (с изменениями на 29.05.2002 г.), которым определены:
- сферы предпринимательской деятельности, подпадающие под уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- физические параметры, размеры базовой доходности, составляющие формул расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- порядок расчета и сроки уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, льготы по уплате и иные особенности взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
С плательщиков единого налога на вмененный доход на территории Хабаровского края не взимаются налоги, за исключением:
- государственной пошлины;
- таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
- лицензионных и регистрационных сборов;
- налога на приобретение транспортных средств;
- земельного налога;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- налога на доходы, уплачиваемые физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- единого социального налога.
1.2 Критерии применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:[3]
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
6) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
7) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;
8) распространения и (или) размещения наружной рекламы.
Еще одним ограничением, предусмотренным пп.15 п.3 ст.346.12 НК РФ и не позволяющим организациям и индивидуальным предпринимателям перейти на упрощенную систему налогообложения, является превышение средней численности работников за налоговый (отчетный) период над установленным пределом.
По сравнению с ранее действующим порядком предел для всех организаций (индивидуальных предпринимателей) вне зависимости от отраслевой принадлежности установлен только один - 100 человек. При этом законодателем определено, что средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике.
Организациям следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников организаций (индивидуальных предпринимателей), претендующих на переход к упрощенной системе налогообложения, определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников обособленных подразделений указанного юридического лица.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности следует иметь в виду следующее:
- при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю (оказание услуг общественного питания) через объект стационарной торговой сети (объект общественного питания), имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), должна учитываться площадь всех помещений такого объекта (в том числе и арендованных), и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания;
- в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности - площадь зала обслуживания посетителей - к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставления газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей;
- под количеством работников, в целях исчисления единого налога на вмененный доход, следует понимать среднесписочную численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, определяемую за налоговый период в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 №72;
- при определении налогоплательщиком физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя," среднесписочная (средняя) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.п.), участвующих одновременно в нескольких видах деятельности налогоплательщика, распределяется пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, исчисленной налогоплательщиком за налоговый период по каждому осуществляемому им виду деятельности;
- под количеством эксплуатируемых транспортных средств, следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
- к технически сложным товарам бытового назначения относятся бытовые товары, особенности, продажи которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые извлекают доходы от оказания услуг по предоставлению и использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях.
При этом к стационарным техническим средствам наружной рекламы относятся только те технические средства, которые размещены на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т.п.), непосредственно связаны с ними и не предназначены для перемещения в течение всего срока, установленного для их размещения в соответствующих рекламных местах (щитовые установки, наземные и настенные панно, крышевые установки, афишные тумбы, кронштейны, проекционные установки, электронные табло, маркизы, транспаранты-перетяжки и т.п.). [4]
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. При этом в целях применения единого налога на вмененный доход под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (статьи 140, 861 Гражданского кодекса Российской, а под безналичным расчетом понимается расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также расчет в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (статьи 861, 862 ГК РФ).[5]
Согласно ст.3 «Плательщики налога» закона Хабаровского края «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае» от 25.11.1998 №78 плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий); 2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт и пошив обуви, пошив и ремонт швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, ремонт часов, ремонт и обслуживание сложной бытовой техники, ремонт теле- радиоаппаратуры, ремонт и изготовление ювелирных изделий, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт и сервисное обслуживание автомототранспортных средств (в том числе шиномонтаж, замена масел диагностика и мойка машин), услуги индивидуального фотографирования, услуги по проявлению и печатанию фотографий, комплекс услуг по фотографированию, проявлению и печатанию фотографий, услуги проката, услуги бань, саун, изготовление и ремонт мебели, услуги химчистки, прачечных и прочие услуги, за исключением проката кинофильмов и ритуальных услуг);
3) оказание физическим лицам парикмахерских услуг (в том числе в парикмахерских салонах), медицинских, косметических и косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;
4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию; 5) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);
7) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
К розничной торговле приравнивается продажа продовольственных товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам декретированным категориям больных, а также реализация их из аптек отдельным юридическим лицам - учреждениям социального назначения, определяемым главами муниципальных образований (больницам, детским учреждениям, лечебно-профилактическим учреждениям, домам инвалидов, престарелых), за наличный и по безналичному расчету из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими категорий населения и для проведения лечебно-профилактических мероприятий;
8) розничная торговля горюче-смазочными материалами: 9) оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
10) оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
11) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
Общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставной капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты.
Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Размер вмененного дохода определяется по формуле: М = С х N х D х Е х F х А х Р х R х Т S=М х 0,2
где M - сумма вмененного дохода;
S - сумма единого налога на вмененный доход;
C - базовая доходность на единицу физического показателя;
N - количество единиц физического показателя;
D, Е, F, А, Р, Т, R - повышающие (понижающие) коэффициенты: D - корректирующий коэффициент подвидов деятельности;
Е - корректирующий коэффициент, учитывающий место фактического осуществления деятельности налогоплательщика на территории края;
F -корректирующий коэффициент, учитывающий место деятельности налогоплательщика внутри населенных пунктов, на автомагистралях (дорогах) и других местностях;
А - корректирующий коэффициент, учитывающий рост потребительских цен (в зависимости от инфляции);
0,2 - ставка на вмененный доход (20%).
Р - корректирующий коэффициент, учитывающий производительность транспортного средства в зависимости от пассажирооборота - устанавливается в пределах от 0,7 до 1,3. Данный коэффициент применяется при расчете единого налога за деятельность в сферах оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автобусами и оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси (автобусами). Конкретное значение корректирующего коэффициента (Р) устанавливают представительные органы местного самоуправления в целом по муниципальному образованию или для каждого маршрута. В случае, если решением представительного органа местного самоуправления не определено конкретное значение данного корректирующего коэффициента, значение коэффициента (Р) принимается равным 1,0.
Т - корректирующий коэффициент, учитывающий время работы (включая перерывы на обед и технические перерывы) заведений (предприятий, пунктов, точек и т.п.), осуществляющих предпринимательскую деятельность в сферах оказания физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметических, косметологических, ветеринарных и зоологических услуг.
R - корректирующий коэффициент, учитывающий продолжительность рабочего времени (включая технические перерывы) - применяется при расчете суммы единого налога на вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли почтовыми отделениями связи, расположенными в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
Корректирующий коэффициент А, учитывающий рост потребительских цен (в зависимости от инфляции), утверждается краевым законом на очередной календарный год не позднее чем за один месяц до месяца представления расчета единого налога, представляемого на период, в котором будет применяться данный корректирующий коэффициент.
Значение корректирующего коэффициента А, установленного на календарный год, может изменяться краевым законом в течение года, на который установлен данный коэффициент, в случае, если средний индекс роста потребительских цен, исчисленный Хабаровским краевым комитетом государственной статистики, за истекший период календарного года превысил 15 процентов.
Сумма единого налога, уплачиваемая организациями, зачисляется в федеральный, краевой и местные бюджеты в следующих размерах:
1) федеральный бюджет - 30 процентов общей суммы единого налога;
2) краевой бюджет - 30 процентов общей суммы единого налога;
3) местные бюджеты - 40 процентов общей суммы единого налога.
Сумма единого налога, уплачиваемая предпринимателями, зачисляется в местные бюджеты в размере 100 процентов общей суммы единого налога.
1.3 Особенности заполнения документов налогового учета и налоговой отчетности
Плательщики, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, ведут учет доходов и расходов по форме применительно к упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. №64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни:
I уровень- законодательный |
- Федеральные законы, постановления, указы |
II уровень – нормативный |
- Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету |
III уровень – методический |
- Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания |
IV уровень – Организационный (уровень предприятия) |
- Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта |
Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета, безусловно, призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.
Во–первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер. Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок. В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.
Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно общий характер, и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.
Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
- единой журнально - ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
- журнально - ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176.
Малое предприятие вправе самостоятельно выбрать форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.
Счет – это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.
Записи по счетам осуществляются в хронологическом порядке, то есть последовательно в порядке дат (по первичным документам) совершения хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем - Книга) по форме №К-1.
Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме №В-8.
Книга (форма №К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:
- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма №В-1;
- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма №В-2;
- Ведомость учета затрат на производство - форма №В-3;
- Ведомость учета денежных средств и фондов - форма №В-4;
- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-5;
- Ведомость учета реализации - форма №В-6 (оплата);
- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-6
(отгрузка);
- Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма №В-7;
- Ведомость учета оплаты труда - форма №В-8;
- Ведомость (шахматная) - форма №В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме №В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость, по данным которой составляется бухгалтерский баланс малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).
Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (В-1)
Ведомость по форме №В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 «Основные средства»), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 «Амортизация основных средств»).
Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца. Перемещение основных средств внутри малого предприятия в ведомости не отражается.
Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом. Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях по формам №В-3 и В-4.
При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием первичной формы №ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств».
На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (ОС-8) ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме №В-1.
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (В-2).
Ведомость по форме №В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары», а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»).
Ведомость открывается на месяц и ведется материально - ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо от того, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных ценностей. Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.
При наличии на предприятии двух и более материально - ответственных лиц, которыми ведется учет ценностей с применением ведомостей по форме №В-2, в бухгалтерии на основе указанных ведомостей составляется ведомость по форме №В-2 для сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию.
Данные об отпуске материалов и товаров в производство и продажу записываются из ведомости по форме № В-2 (или сводной) соответственно в ведомости по формам №В-3 «Учет затрат на производство» или №В-6 «Учет реализации». Обособленно от товарно - материальных ценностей в ведомости отражаются отдельной строкой НДС, уплаченный (причитающийся к уплате) и относимый в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет.
Ведомость учета затрат на производство (В-3).
Ведомость по форме №В-3 применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых соответственно на счетах 20 «Основное производство» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» (для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме №В-3).
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг). Затраты по дебету счета 20 «Основное производство» собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (В-2, В-4, В-5 и др.), и непосредственно из отдельных первичных документов.
В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг.
Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство. Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме №В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.
Ведомости учета денежных средств и фондов (В-4) и учета расчетов и прочих операций (В-5)
Ведомость по форме №В-4 применяется малым предприятием для учета денежных средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 «Амортизация основных средств», 50 «Касса организации», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 99 «Прибыли и убытки», 80 «Уставный капитал» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Ведомость по форме №В-5 используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовые вложения», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в общеустановленном порядке.
Записи в ведомость по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов. Совершение и оформление операций по расчетному счету производится в порядке, установленном соответствующими нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Записи в ведомости по учету расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности малому предприятию - дебету счета и задолженности малого предприятия - кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов.
При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе «Основание» записывается его номер и наименование. Далее по этой же графе записываются виды задолженности, дебиторы и кредиторы, а затем позиционным способом против каждого дебитора и кредитора - сальдо и движение средств по ним за месяц. По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту и выводится сальдо на первое число месяца, следующего за отчетным.
Записи операций по счету 99 «Прибыли и убытки» производятся в следующем порядке: сальдо на начало отчетного месяца записывается развернуто, по кредиту счета - сумма прибыли, развернутая по видам, с начала года до отчетного месяца; по дебету - сумма использования прибыли, развернутая по направлениям, с начала года до отчетного месяца. В таком же порядке записываются операции текущего месяца по образованию финансового результата: по дебету - убытки от реализации и расходы от внереализационных операций, а по кредиту - прибыль от реализации и доходы от внереализационных операций. В конце месяца делается запись «Итого» и подсчитывается общий финансовый результат за месяц. После этого отражаются операции по их видам за месяц по использованию прибыли.
Ведомость учета реализации (В-6 оплата) и учета расчетов и прочих операций (В-6 отгрузка).
Малое предприятие в зависимости от применяемого порядка определения финансового результата для целей налогообложения использует для учета реализации (расчетов с покупателями) разные варианты ведомости по форме № В-6 - при определении результата:
- при использовании метода начислений - по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платежных документов в учреждение банка - форма № В-6 (отгрузка);
- при использовании кассового метода - по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступлением средств на расчетный счет - форма № В-6 (оплата).
При отгрузке или отпуске продукции (работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в ведомостях производятся позиционным способом по каждому счету (покупателю, виду продукции). В графах «Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца» отражается себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции (работ, услуг) с кредита счетов учета производственных запасов или затрат на производство и ее стоимости по отпускной цене согласно счету, предъявленному покупателю (заказчику).
Ведомость по форме № В-6 (отгрузка).
Учет расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и учет реализации продукции (работ, услуг) - счет 90 «Продажи» в ведомости по форме №В-6 (отгрузка) совмещены.
Финансовый результат при использовании данной ведомости определяется как разница между данными граф «Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца - по отпускным ценам и фактической себестоимости».
Неоплаченная дебиторская задолженность числится в ведомости по отпускным ценам, а в ведомости (шахматной) по форме № В-9 учет расчетов ведется с использованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Ведомость по форме № В-6 (оплата).
Финансовый результат на малом предприятии, использующем данную ведомость, определяется как разница между данными граф «Оплачено по отпускной цене» и «Оплачено по фактической себестоимости». В том случае, когда фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) подсчитывается не по каждому ее виду (счету), а в целом за месяц, она определяется как итог суммы фактической себестоимости остатка на начало месяца и отгруженных за текущий месяц за вычетом фактической себестоимости ценностей и услуг, не оплаченных на конец месяца.
Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), не оплаченной на конец месяца, подсчитывается как произведение ее стоимости по отпускным ценам на процент, определенный как отношение суммы фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на начало месяца и отгруженной за месяц к их стоимости по отпускным ценам.
По окончании месяца записи в ведомость (шахматную) по форме № В-9 производятся из данной ведомости только в части стоимости реализованной продукции (работ, услуг) из графы «Оплачено по отпускной цене» (кредит счета 90 «Продажи»).
Выявленный финансовый результат в ведомости по форме № В-6 (оплата) в графе «Прибыль за месяц» используется для записи в ведомости по форме № В-4 операций по счету 99 «Прибыли и убытки». Дебетовое сальдо по счету 90 «Продажи» (графа ведомости «Остаток на конец месяца») показывает остаток отгруженной продукции (работ, услуг), не оплаченной покупателями и заказчиками на конец месяца.
Ведомость учета расчетов с поставщиками (В-7).
Ведомость по форме № В-7 применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов поставщиков из ведомости за прошлый месяц. В ведомость по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» позиционным способом записываются данные счетов поставщиков и подрядчиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности. По дебету отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и другие).
Ведомость учета оплаты труда (В-8).
Ведомость по форме № В-8 предназначена для учета расчетов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В разделе ведомости «Кредит (начислено)» отражаются начисленные работникам малого предприятия (состоящим и не состоящим в штате) суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Оплата труда группируется в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производств. Одновременно производится расчет всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в разделе «Дебет (удержано)» в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных организаций и других лиц) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам. Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам малого предприятия.
При наличии не выданных работникам малого предприятия сумм по оплате труда (по истечении 3 рабочих дней со дня, установленного для ее выплаты) в графе этой ведомости «Расписка в получении» делается запись: «Депонировано», и указанная сумма переносится по каждому работнику (записью позиционным способом) в ведомость следующего месяца в графу 4 «Остаток сумм на оплату труда на начало месяца».
При наличии у предприятия работников (в т.ч. не состоящих в штате малого предприятия) в количестве более 10 человек рекомендуется вести учет начисленных сумм оплаты труда и удержаний из нее в расчетных ведомостях по типовым формам № Т-49 «Расчетно - платежная ведомость» и Т-51 «Расчетная ведомость». В этом случае свод операций по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» производится в ведомости по форме № В-8 на основании данных типовых ведомостей.
В ведомости по форме № В-8 также определяются суммы отчислений на социальные нужды (органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования и др.) в установленном порядке от сумм оплаты труда работников. На основании данной ведомости обороты по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются по графе «Кредит» ведомости № В-5 и по графе «Дебет» ведомости по форме № В-3 «Учет затрат на производство».
Ведомость (шахматная) № В-9.
Учет хозяйственных операций на малом предприятии, применяющем форму учета, основанную на использовании регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Ведомость по форме № В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности.
В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке их возрастания, а по горизонтали - в порядке возрастающих номеров ведомостей. Ведомость по форме № В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф «Корреспондирующий счет») с разноской их в дебет соответствующих счетов.
По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости. Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.
Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н и приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности».
В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:
а) Бухгалтерский баланс - форма № 1;
б) Отчет о прибылях и убытках - форма № 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и
убытках:
- Отчет об изменениях капитала - форма № 3;
- Отчет о движении денежных средств - форма № 4;
- Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;
- Отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6.
В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1335 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте – форма №1 и форма №2.
При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности». В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.
При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В целях соблюдения данного положения Налогового кодекса РФ налогоплательщики уменьшают (но не более чем на 50 процентов) сумму исчисленного ими за налоговый период единого налога на сумму исчисленных (подлежащих уплате) и фактически уплаченных по всем основаниям за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом в течение года сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа учитывается налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями в тех налоговых периодах по единому налогу, в которых она была ими фактически уплачена.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, уплатившие сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за истекший год после 31 декабря истекшего года, вправе включить данную сумму страховых взносов в налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за IV квартал истекшего года либо уточнить свои налоговые обязательства по единому налогу за указанный налоговый период, представив в установленном порядке в налоговый орган уточненную (корректирующую) налоговую декларацию по единому налогу.[6]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ – часть 1, 2 с изм. на 23.12.2003 г.
2. Налоговый кодекс РФ (в ред. на 02.11.2004)
3. Указ Президента РФ от 3 марта №214 «О системе и структуре федеральных органов власти»
4. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 14.11.97)
5. Послание Президента РФ от 18 апреля 2002 года Федеральному Собранию Российской Федерации
6. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30.06.2003 №86-ФЗ)
7. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 21.03.2002)
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации
9. Закон Хабаровского края «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае» от 25.11.1998 №78 (с изменениями на 29.05.2002 г.)
10. Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. №64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»
11. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 24.03.2000)
12. Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.
13. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98
14. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н).
15. Письмо МНС от 10 ноября 2004 г. N 22-0-10/1760 «О порядке применения отдельных положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации»
16. Письмо МНС России от 10.04.2003 №ММ-6-09/421 "О порядке постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности"
17. Письмо МНС от 29 июля 2004 г. N 22-1-15/1336 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
18. Письмо МНС от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
19. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов – на – Дону. Феникс, 2002.
20. Альбом бухгалтерских проводок. Часть 2.- М.: Бератор- Пресс, 2003
21. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
22. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М: ОМЕГА-Л, 2004.
23. Пархачева М.А. Малый бизнес: упрощенная система налогообложения в 2003 году. – СПб: Питер, 2003 г.
24. Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.
25. Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2003.
26. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2003.
27. Северов Е. Бюрократы «обложили малый бизнес» // Правда, №199, 12.11.2004. С. 4.
28. Филипенко Е.И. Оптовая торговля за наличные: общая система или ЕНВД? // Главбух, N 12, 2004
29. Чеборюкова В.В. Бухгалтерский учет: Практическое пособие. - М.: Проспект, 2004.
30. Шадрина О. Хотя Россия и не Америка // Эксперт-Сибирь, №21, 26 июля-1 августа 2004. – С. 16
31. Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2002. - № 10 С. 6
32. Хахонова Н.Н. Экспресс-курс бухгалтера. Новое в бухгалтерии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
[1] Хахонова Н.Н. Экспресс-курс бухгалтера. Новое в бухгалтерии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с. 352
[2]Письмо МНС от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
[3]Налоговый кодекс РФ, ст.346.26
[4]Письмо МНС от 10 ноября 2004 г. N 22-0-10/1760 «О порядке применения отдельных положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации»
[5]Письмо МНС от 29 июля 2004 г. N 22-1-15/1336 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
[6]Письмо МНС от 2 марта 2004 г. N 22-2-14/336 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход»