Содержание
1. Теоретическая часть. 3
1.1. Сущность логистики, основные понятия и определения. 3
1.2. Определение последовательности и звенности продвижения материального потока по логистической цепи. 6
2. Практическая часть. 16
2.1. Задача 1. 16
2.2. Задача 2. 18
2.3. Задача 3. 19
Список литературы.. 20
1. Теоретическая часть
1.1. Сущность логистики, основные понятия и определения
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации [4,с . 189].
Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).
У нас в стране Всесоюзная Ассоциация Логистики образована в 1991г.
Фонд Логистических Разработок (1993г.) занимается подготовкой и переподготовкой кадров.
Логистика предприятия
Логистика снабжения Л. Пр-ва Логистика сбыта
Рынок Поставщик |
Склад Поставщика |
Склад Получателя |
Пр-во |
Склад Гот. Прод. |
Склад Поставщика |
Заказчик |
Логистика складирования
Логистика внутризаводского транспорта
Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.
На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (производство идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию) [5, с. 188].
Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и средств производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.
Логистика снабжения - закупка максимума материалов.
Логистика производства - найти дополнительные помещения для хранения.
Товар нужно продать как можно быстрее: Д-Т-Д’ или Д-Т-П-Т’-Д’ (как напрямую так и через посредника).
Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе товара от одного владельца к другому, т.е. в смене прав собственника товара [3, с. 100].
Логистика - нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю. Обеспечивает непрерывность производства и воспроизводства.
Товарный запас - готовая продукция, которая не продана.
Цели товара:
- удовлетворение потребностей потребителя;
- приносить прибыль владельцу;
Цикл товарообращения должен быть как можно короче. Условия:
1. Переход от рынка продавца к рынку потребителя;
2. Производство изделий большими партиями сменяется на мелкосерийное производство.
Показатели логистики [4,с . 190]:
- время поставки;
- точность, верность, обязательность поставки;
- готовность к поставке;
- качество поставок - определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией;
- гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения;
- информация - способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях.
Сущность логистики в комплексе - управлять товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции.
Принципы логистики.
1. Саморегулирование (сбалансировапнность производства).
2. Гибкость (возможность внесения изменений в график закупки материалов, изменение в сроках поставки).
3. Минимизация объемов запасов.
4. Моделирование товародвижения.
5. Компьютеризация (управление мат. потоками).
6. Надежность в обеспечении ресурсами.
7. Экономичность (сокращение уровня запасов продукции у потребителя до 30-45%, повышение уровня информационного обслуживания, транспорт)
Условия внедрения логистики:
1. Конкуренция.
2. Отсутствие дефицита.
Основные понятия логистики представлены ниже.
Материальный поток (МП) - совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование - элементарный МП) [5,с . 178].
Множество элементарных МП формирующихся на предприятии составляют общий мат. поток, обеспечивающий функционирование предприятия. МП имеет размерность (объем, время, количество, масса), формой существования МП может быть грузооборот склада или грузовой поток (кол-во грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за опр. период времени).
Информационный поток (ИП) не всегда соответствует дан. МП, т.е. ИП и МП могут быть синхронные и асинхронные.
Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или ИП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).
Логистическая функция - укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Основные функции - снабжение, производство, сбыт.
Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой. В качестве логистических систем рассматриваются промышленные и торговые предприятия, территориально-промышленный центр, снабженческо-сбытовую организацию и т.д. Логистическая система может быть с прямыми связями, т.е. система, в которой материальный поток доводится до конечного потребителя без участия посредников; гибкая - доведение мат. потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника [4,с . 190].
Эффективность логистической системы - показатель для характеристики качества работы рассматриваемой системы при заданном уровне логистических издержек. 2 показателя: качество обслуживания, цена обслуживания.
Материальный поток - поток материальных ресурсов, перемещаемых на всем протяжении логистического процесса. Материальные ресурсы могут быть материальным потоком при условиях:
Что? - речь идет о конкретном наименовании.
Сколько? - четкость определения объемов ресурсов.
Кто? - указан поставщик ресурсов.
1.2. Определение последовательности и звенности продвижения материального потока по логистической цепи
Материальный поток - материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах перемещаемые от определенного поставщика к определенному получателю из одного определенного места в другое в заранее оговоренный срок.
Характеристики материального потока [3,с . 123].
1-я часть:
- Ассортимент
- Габариты
-Качество (сорт, марка)
2-я часть:
- количество материальных ресурсов и интенсивность потока (штучные грузы оцениваются в штуках; легковесные но объемные - по объему; тяжеловесные и крупногабаритные - по площади, по массе).
- начальная точка пути - поставщик, конечная - потребитель.
- траектория
- длина пути
- время движения.
Разновидности материальных потоков:
- по номенклатуре (простые или сложные, одно- или многоассортиментные);
- по степени готовности (планируемые, формируемые, расформировываемые)
- по месту в процессе обращения ( ожидающие отгрузки, отгруженные, в пути, прибывшие, ожидающие разгрузки, принятые на склад).
- по непрерывности (непрерывные и дискретные).
- по частоте прибытия или отправления (срочные, длительные, часовые, ежедневные и т.д.).
- по различиям массы или объема (массовые, крупные, средние, мелкие)
Массовые потоки - перемещение которых осуществляется ни в единичных транспортных средствах, а в большой их группе, крупные - мельче массовых (1-2 вагона, но часто).
Мелкие потоки - масса которых меньше грузоподъемности транспортных средств.
По различиям массы:
- тяжеловесные
- легковесные
По степени агрессивности, огнеопасности, взрывоопасности:
- неагрессивные
- агрессивные
- неогнеопасные
- огнеопасные
- взрывоопасные
- взрывобезопасные
По степени совместимости:
- совместимые
- несовместимые
По способу затаривания:
- грузы контейнеров
- ящиков
- мешках и другие бестарные грузы.
Материальные потоки делят на:
- напряженные
- ненапряженные
К напряженным потокам относят многоассортиментные потоки, в больших объемах, с учетом сложности разгрузки или приемки.
Ненапряженные - узкоассортиментные, одноассортиментные, маленькие объемы. Но одноассортиментные потоки могут быть напряженными [7,с . 124].
Материальные потоки по степени определенности делятся на [3,с . 122]:
- детерминированные
- стохастические (если отсутствует какая-то характеристика)
По ритмичности отправок:
- ритмичные
- неритмичные
Ритмичные материальные потоки - в которых синхронизированы сроки поставки (отгрузки) в соответствии с заранее спланированным графиком.
По степени равномерности:
- равномерные
- неравномерные
Равномерные характеризуются постоянством скорости перемещения.
Неравномерные - с переменной скоростью
Материальные потоки делятся на
- внешние
- внутренние
Внешние перемещаются за пределами логистической системы.
Внутренние - внутри ее.
По месту их поступления материальные потоки бывают:
- входные
- выходные
Стабильные и нестабильные материальные потоки.
Стационарные (для установившегося технологического процесса) и нестационарные М.П (для вновь осваиваемых изделий).
Логистические аспекты продвижения товаров [4,с . 156]:
1. Наиболее рациональная организация пространственного размещения и материального потока.
2. Формирование хозяйственных связей (внутри- и внепроизводственных).
Взаимоотношение между поставщиком и потребителем формируется за счет того, что существует:
- территориальное разобщение - преодолевается путем создания транспортных связей;
- разобщение во времени из-за несовпадения процессов производства и потребления - преодолевается путем создания запасов;
- персептивное разобщение - производители не знают, что требуется потребителю и наоборот - устраняется установлением каналов общения;
- разобщения во владении - преодолевается за счет актов купли-продажи.
3. Изучение рынка и прогнозирование спроса.
4. Определение потребностей в материальных ресурсах (определение объемов и направления перевозок, требуемого количества и видов транспорта, количество и объем складов и т.д.)
5. Выбор поставщиков.
6. Установление последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования.
7. Формирование и регулирование запасов.
8. Выполнение операций непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.
Логистический канал - частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т.д.
Потребитель или поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность выбора по различным критериям с помощью применения различных методов вычисления рейтингов. После сделанного выбора логистический канал превращается в логистическую цепь (линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой. Параметрами логистической цепи могут быть организационный коэффициент звенности, который показывает, сколько раз продукция была перепродана и складской коэффициент звенности -сколько перевалок прошла продукция на том же пути; логистический цикл - интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой продукции на склад потребителя. Логистический цикл в общем виде включает в себя [7,с . 155]:
1.2. время на формулировку заказа и его оформление в установленном порядке.
1.3. время на доставку или передачу заказа поставщику.
1.4. время выполнения заказа (время ожидания постановки заказа на выполнение, время выполнения заказа, время простоев, комплекса услуг).
1.5. время доставки изготовленной продукции заказчику.
1.6. время на подготовку продукции к потреблению.
Логистические цепи (логистический канал, канал распределения)
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.).
Это множество осуществляет логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного предприятия до другого и производства, потреблении материальных ресурсов.
По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние [8, с. 133]:
· Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за воротами предприятия.
· Внутренние - между участками самого предприятия, как правило циклические и периодически возобновляются.
Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными.
Классы сложности логистических цепей [4, с. 166]
1. Простая логистическая цепь
продавец покупатель
Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями, которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем.
2. Средней сложности
посредник перевозчик
3. Сложные логистические цепи
биржа
посредники посредники
продавца покупателя
4. Сверхсложная цепь - древовидный граф
Упрощение логистической цепи - когда посредником выступает торгово-закупочная организация со своим складом, транспортом, экспертами.
При построение логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения [1,с . 133]:
1.1. Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения.
1.2. Определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения.
1.3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи.
1.4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.
1.5. Изучение различных вариантов движения системы распределения.
1.6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов.
1.7. Реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.
Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.
Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:
Зп=Сэ+Ст+К/Т (1)
где,
Зп — приведенные затраты по варианту;
Сэ — готовые эксплуатационные расходы;
Ст — годовые транспортные расходы;
К — полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени — по норме дисконта;
Т — срок окупаемости варианта.
Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса является наличие на рынке большого количества посредников.
Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешным продвижением товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю необходимо каждому предприятию самостоятельно. То есть необходимо учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения.
Услуги посредника являются востребованными, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде:
П<С
где,
П — размер оплаты услуг посредника;
С — объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещению заказа).
Экономический эффект использования услуг посредника также можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:
Ц=С–П (2)
Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.
При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:
1.1. Цепочки ценностей.
1.2. Стратегическое позиционирование.
1.3. Затратообразующие факторы.
На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевым моментом в существующем механизме является получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия:
· Связь с поставщиками.
· Связь с потребителями.
· Единство технологических связей внутри одного подразделения.
· Связи между подразделениями внутри предприятия.
· Связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Вторым базовым элементом логистической системы является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.
При рассмотрении третьего элемента затратообразующего фактора необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.
Стратегические структурные факторы:
· масштаб распределения: объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;
· диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция;
· опыт;
· технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
· сложность: широта ассортимента продукции.
Функциональные факторы:
· постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;
· комплексное управление качеством (TQM);
· оптимальная загрузка мощностей;
· эффективная планировка предприятия;
· эффективность проекта или расчета;
· использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат
Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.
Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов — качеству.
Качество, как важнейший элемент стратегического управления затратами, следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только логистику предприятия, но и всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.
2. Практическая часть
2.1. Задача 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить потребность склада в плоских поддонах и каркасных стеллажах если допустимая высота пакета 410 мм, запас листового материала 25 т, размеры пакетируемых листов 1200х800х20, вес одного листа 80 кг. В стеллаже 6 ярусов, 8 секций, размеры ячейки 1200х800х450мм.
РЕШЕНИЕ
1. Стандартные плоские поддоны имеет размеры : 1200*800*150 мм
2. Определим путем раскладки количество листов в основании пакета:
800 1200 |
Значит, число листов – 1 шт.
н ос = 1 шт
3. Определим количество ярусов укладки в пакете, высота пакета ограничена высотой ячейки стеллажа (450 мм):
Н яр = (Н пак- н под) : н м.г. с. (3)
Где Н яр - количество ярусов
Н пак – высота пакета, мм
н под – высота поддона, мм
н м.г.с. – высота малой грузовой единицы
Н яр = (450-410): 20 = 2 (шт.)
4. Общее количество малых грузовых единиц:
Н общ = н осн * Н пр (4)
Где н ос – основное количество листов в основании пакета
Н яр = 2 шт.
Н общ = 1* 2 = 2 (шт.)
5. Определим вес пакета:
Р = Р м.г. с. * Н общ (5)
Где Рм.г.с. – вес малой грузовой единицы, кг
Р = 80 * 2 = 160 (кг)
6. Определяем потребность в поддонах:
Н под = З(т) : Р(т) (6)
Где З (т) – запас , т
Р (т) – грузоподъемность, т
Н под = 25: 0, 16 = 156 (под.)
7. Определим емкость каркасного стеллажа. Она равна количеству ячеек в стеллаже, при условии, что в одной ячейке хранится один пакет. Так как по условию задачи стеллаж имеет 6 ярусов и 8 секций, то:
Н яч = 6*8 = 48 (ячеек). В одной ячейке хранится один пакет.
8. Определим потребность в каркасных стеллажах:
Н карк = Н пак : Н яч (7)
Где Н – число пакетов
Н карк = 156 : 48 = 3,2
Берем целое число и округляем в сторону 4 стеллажей.
2.2. Задача 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Рассчитать грузовую и общую площадь склада цветных металлов, если хранятся длинномерные прутковые материалы на консольных двухсторонних 8-ярусных стеллажах. Из 700 т хранимых длинномеров 480 т – латунные и медные прутки длиной 3 м, а остальные – алюминиевые прутки длиной 5 м. Ширина консольных стеллажей 1,7 м. Коэффициент использования площади склада 0,4. Объемная масса медных прутков 2,4 т/м3, алюминиевых 0,6 т/м3, высота ячейки консольного стеллажа 0,55 м, ширина 0,8 м. Коэффициент заполнения ячейки 0,8.
РЕШЕНИЕ
1. Латунные медные прутки будем раскладывать в одни стеллажи, а алюминиевые – в другие, так как они будут иметь разную длину.
2. Объем медных прутков определим делением веса хранимых прутков (480 т) на объемную массу :
480: 2, 4 = 200 (м3)
3. Объем алюминиевых прутков:
(700- 480) : 0, 6 = 366 (м3)
4. Объем одного стеллажа равен суммированию объемов ячеек. Объем ячейки равен произведению длины, ширины и ее высоты:
- стеллаж для медных прутков: 0, 55* 3*0, 8 = 1, 32 (м3)
- стеллаж для алюминиевых прутков: 0, 55*5*0, 8 = 2, 2 (м3)
5. Объем стеллажа (при условии наличия 8 ярусов и двухсторонности):
- стеллаж для медных прутков: 1, 32* 8 * 2 = 21, 12 (м3)
- стеллаж для алюминиевых прутков: 2,2 * 8* 2 = 35, 2 (м3)
6. Требуемое количество стеллажей при условии, что коэффициент заполнения равен 0, 8:
- для медных: 200:21, 12: 0, 8 = 12 (шт.)
- для алюминиевых: 366:35, 2: 0, 8 = 13 (шт.)
7. Грузовая площадь склада равна сумме площадей расположенных на нем стеллажей:
- для медных: 3*0,8*2*12 = 57, 6 (м3)
- для алюминиевых: 5*0, 8*2*13 = 104 (м3)
8. Общая грузовая площадь: 57, 6 + 104 = 161, 6 (м3)
9. Общая площадь склада равна частному от деления грузовой площади и коэффициента использования площади склада: 161, 6 : 0, 4 = 404 (м3)
2.3. Задача 3
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить потребность в передвижных железнодорожных кранах на складе угля, если в течение рабочей смены (8 час) нужно переработать 1000 т угля, емкость грейфера 1,8 м3, коэффициент загрузки грейфера 0,6 , продолжительность полного цикла 8 мин. Объемная масса угля 1,2 т/м3.
РЕШЕНИЕ
1. Определим грузопереработку в одну смену:
А см = Гпост +2 Г скл + Г отп (8)
Где Г пост – переработка грузов при поступлении в сутки, т
Г скл - внутрискладская переработка, т
Г отп – переработка при отпуске, т
А см = 1000+ 2*1000 + 1000 = 4000 (т)
2. Часовая производительность механизма:
Р = 60 * q * Кпто : Т (9)
Где q – грузоподъемность механизма по паспорту, т (1, 8 : 1,2 = 1, 5 т)
Кпто – коэффициент загрузки механизма (0, 6)
Т – длительность одного цикла работы, механизма, мин (8 мин)
Р = 60 * 1, 5 * 0, 6 : 8 = 6, 75 (т)
3. Потребность в грейферах:
Н = А см : (Р* Т), (10)
Где Т – суточный фонд времени работы грейфера, час
Н = 4000: (6, 75* 8) = 74 (шт.)
Список литературы
1. Барчук И.Д. Технология торговых процессов. – М.: Экономика, 2002. –296 с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: УФИМБ, 2003. – 408 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 396 с.
4. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2000. – 412 с.
5. Залманова М.Е. Логистика бизнес-систем: Учеб. пособие. – Саратов: СГТУ, 2001. – 86 с.
6. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. – Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2001. – 128 с.
7. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 185 с.
8. Лаврова О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций по курсу “Логистика”. – Саратов: СГТУ, 2001. – 40 с.
9. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 327 с.
10. Макаренко М.В., Канке А.А. Производственная логистика: Учеб. пособие. – М.: ГАУ, 2002. –159 с.
11. Миротин Л.Б. Эффективная логистика /Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э., Порошина О.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 160 с.
12. Мясникова Л.А. Логистика экономики среднего звена. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 72 с.
13. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 271 с.
14. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2000. – 208 с.
15. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. 2-е изд. исправленное и дополненное. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с.
16. Саркисов С.В. Управление логистикой: Учебное пособие. – М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – 416 с.