Содержание
1. Этапы процесса ценообразования. 3
2. Обоснование торговых надбавок в розничной торговле. 7
Задача 46. 11
Задача 53. 12
Задача 56. 14
Список литературы.. 15
1. Этапы процесса ценообразования.
В процессе принятия решений о ценах определяющими величинами являются затраты, поведение покупателей (потребителей) и поведение конкурентов, в зависимости от которых применяются определенные методы ценообразования, калькуляции цен. При этом фирма исходит из того, что в любом случае минимальная цена определяется себестоимостью продукта, а максимальная — наличием каких-то уникальных ценностей у товара или монопольным положением фирмы-товаропроизводителя на соответствующем товарном рынке.
Методы ценообразования, ориентированные на затраты. Методика здесь такова. Рассчитывается полная себестоимость единицы продукта (стоимость рабочей силы, израсходованных материалов и накладных расходов). Необходимую информацию получают из данных производственного учета (расчета себестоимости). Калькуляция в этом случае — методическое средство, связывающее расчеты себестоимости с ценообразованием.
Начисление определенной наценки на себестоимость продукта — наиболее простой способ ценообразования. Размеры наценок варьируют в широких пределах в зависимости от вида продуктов. Недостатком калькуляции цен по методам «издержки плюс прибыль» и «издержки плюс накидка» является произвольность накладных расходов при подсчете полных издержек и игнорирование фактора спроса.[1]
Метод установления «целевой» цены рассчитан на определение цены, которая обеспечивает получение «целевой» нормы прибыли на произведенные затраты при установленных объемах продаж и основывается на графике безубыточности. Недостаток методики — использование оценочной величины объема продаж для определения цены, при котором невольно игнорируется тот факт, что сама цена может являться ведущей детерминантой продаж. В силу этого данная методика наиболее пригодна для рынка с неэластичным спросом.
Расчет цены на основе принципа безубыточности можно провести, используя приводимую ниже формулу. Поставив задачу достичь безубыточности производства в течение заданного периода, предприятие может рассчитывать цену. Судьба такой расчетной цены зависит от того, можно ли с ее помощью добиться безубыточности при продаже определенного количества товаров.
Формула безубыточности:
Ц*К = Ипост+Ипер*К,
(Доходы) (Полные затраты)
где Ц — цена,
К — количество,
Ипост — издержки постоянные,
Ипер — издержки переменные.
Методы ценообразования, ориентированные на спрос, предусматривают необходимость установления готовности потребителей платить определенную цену (верхняя граница цен). При использовании данных методов не прослеживается непосредственная связь между затратами и установлением цен, за исключением случаев необходимости оперировать ценами выше нижней границы цены. Если потребители твердо представляют себе «правильную цену» («справедливую цену»), то ценообразование должно учитывать это обстоятельство.[2]
Проблема в процессе использования данных методов состоит в том, что спрос значительно труднее определить и выразить в количественных величинах, чем издержки. Проблема оценки спроса особенно усложняется применительно к новым товарам в силу отсутствия данных за прошлые годы для проведения расчета. Возможное частичное решение проблемы — изучение спроса на аналогичные продукты, если они существуют.
Отметим, что при дискриминации устанавливаются разные цены на различных рынках (сегментах) для максимизации дохода в зависимости от различий в кривых спроса; при ценообразовании по ассортиментной группе товаров цена назначается для достижения определенной цели (относительно продаж или прибыли) в рамках всей ассортиментной группы («линии»).
Существующие взаимоотношения между товарами одной ассортиментной группы — это взаимозависимый спрос, проявляющийся в виде замещения, взаимодополняемости, взаимозависимых издержек.
Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию (конкурентов), учитывают возможность применения фирмой одной из трех ценовых стратегий: приспособление к рыночной цене, последовательное занижение цен и последовательное превышение цен. Эти стратегии не являются альтернативными, т.е. взаимоисключающими. Метод «калькуляционного выравнивания» связывает эти три формы ценообразования и обычно применяется при одновременном формировании цен на многие продукты. Его особенность — отказ от строго затратно-ориентированного ценообразования на товары, определяющие главные рыночные возможности предприятия, которые имеют четкие рыночные перспективы.[3]
Разновидность конкурентного ценообразования — тендерное, которое определяется спецификой участия в закрытых торгах на поставку определенных видов товара (преимущественно оборудования). Вследствие того, что по условиям торгов участники не имеют возможности изменять цену после ее публичного оглашения, цену назначают, основываясь главным образом на анализе возможных предложений конкурентов и частично — на собственных затратах.
2. Обоснование торговых надбавок в розничной торговле.
Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включают издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организаций и предприятий, а также налог на добавленную стоимость.
Прибыль (убыток) от реализации товаров по свободным розничным ценам определяется как разница между товарооборотом по розничным ценам (за минусом НДС и акцизов) и отпускной ценой с учетом всех затрат. Эти соотношения можно представить в следующей формуле: Пр =Тр-Т3-И0, где Пр - прибыль от реализации товаров (услуг); Тр - товарооборот по свободным рыночным (розничным, оптовым) ценам за минусом НДС и акцизов; Т3 - товарооборот по ценам закупки; Тр-Т3 -сумма торговых надбавок; Ио - издержки обращения.
Торговая надбавка, исходя из характеристики ее составляющих, можно рассчитать по формуле: ТН = Ио + Пр + НДС ,
где ТН - торговая надбавка; НДС - налог на добавленную стоимость; значение других символов указано выше.
Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) используются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образованием прибыли от реализации. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т.п.).
Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реализуемые товары (продукцию).[4]
В системе движения товаров от производства до потребителей функционирует два важных звена: оптово-посредническое и совокупность розничных торговых структур.
Оптово-посредническое звено представлено снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятиями и организациями оптовой торговли и другими юридическими лицами, осуществляющими в Соответствии с утвержденным уставом организации (предприятия) функции по закупке, хранению и продаже товаров (продукции). В этих структурах продажа товаров осуществляется по свободным ценам (кроме товаров, по которым в соответствии с действующим законодательством применяются регулируемые снабженческо-сбытовые надбавки), устанавливаемым указанными предприятиями по согласованию с потребителем исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств товаров (продукции). При этом в свободной цене товаров (продукции) учитываются свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, транспортировке и реализации и необходимая прибыль.
Из приведенных положений вытекает, что в снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавках учитывают расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров (продукции), а также прибыль, признанную необходимой для нормальной деятельности.
В Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен на товары и услуги указано, что при реализации товаров и услуг населению розничные предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров для конечного потребления самостоятельно определяют свободные розничные цены в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Из приведенных положений вытекает, что основная часть цены формируется производителем или другими поставщиками, предметом ценовой политики торгового предприятия выступает торговая (оптовая) надбавка и определение свободной цены реализации в целом (окончательной) исходя из ее основной части, установленной производителем (цены закупки) и самостоятельно установленного размера торговой (оптовой) надбавки.
Роль торговой надбавки трудно переоценить. Именно этот элемент цены представляет доход торгового предприятия, характеризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой коммерческого расчета, создания условий для самофинансирования и т. п.
При формировании свободных цен и торговых (оптовых) надбавок необходимо учитывать следующие факторы: конъюнктуру потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);
• выявление и укрепление положения торгового предприятия на рынке;
• условия хозяйственной деятельности предприятия и последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности;
• использование современных методов хозяйствования и средств управления;
• уровень обслуживания покупателей и многие другие. Специфические особенности торговой деятельности оказывают влияние на содержание ценовой политики, проводимой предприятиями в этой отрасли. Разработка ценовой политики торгового предприятия связана с обоснованием величины дифференцированных размеров торговых (оптовых) надбавок на реализуемые товары и определением мер по их оперативной корректировке в зависимости от конъюнктуры потребительского рынка, условий хозяйствования и других факторов. Все это позволяет в конечном счете установить свободную розничную (оптовую) цену товара (услуги)..[5]
Задача 46.
Рассчитайте средний уровень оптовой надбавки на основе данных:
1. Прогнозируемая сумма издержек обращения оптовой организации – 1940 тыс.руб.
2. Расчетная прибыль – 1212 тыс.руб.
3. Объем закупок товаров у поставщиков – 18265 тыс.руб.
4. Удельный вес товаров с налогом на добавленную стоимость в размере 10% в объеме закупок составляет 21%.
Решение:
Средняя ставка налога = (у1*f1+y2*f2)/100 = (10*10 + 21*20)/100 = 5,2
НДС = (И+П)*Средняя ставка НДС/100 = (1940+1212)*5,2/100 = 163,904
Уон = (И+Пр+НДС)*100/Оз = (1940+1212+164)*100/18265 = 18,1
Вывод: Результаты расчетов дали следующие данные: средняя ставка налога на добавленную стоимость равен 5,2%, сумма налога на добавленную стоимость равен 164 тыс.руб., средний уровень оптовой надбавки равен 18,1 тыс.руб.
Задача 53.
Определите эффективность коммерческой сделки по закупке конфет “Молочный десерт” на основе данных:
1. Контрактная цена за коробку конфет – 1,65$
2. Количество закупленных конфет 23 наименований, включая конфеты “Молочный десерт”, - 5360 кг.
3. Стоимость всей партии закупленных конфет 49860$
4. Таможенная пошлина – 0,6, евро
5. Свободная оптово-отпускная цена за коробку установлено на 3% ниже расчетной оптово-отпускной цены.
6. Издержки обращения оптовой организации – 33 тыс.руб.
7. Расчетный уровень рентабельности к контрактной цене товара составляет 12%.
8. Среднеотраслевой уровень рентабельности к оптово-отпускной цене – 7%
9. Среднемесячная ставка банковского процента – 4%.
Курс доллара США и Евро будут равны 29 рублей, 31 рублей соответственно.
Решение:
Стоимость закупки конфет = Стоимость всей партии (в руб) +таможенная пошлина (в руб) 49860*29+0,6*31 = 1445958,6 рублей
Полная себестоимость = Издержки обращения + Стоимость закупки конфет = 33000+1445958,6 = 1478958,6
Расчетная прибыль = Стоимость партии*рентабельность = 49860*29*12/100 = 173512,8 рублей
Расчетная оптово-отпускная цена = Полная себест. + расчетная прибыль = 1478958,6+173512,8 = 1652471,4 рублей
Свободная оптово-отпускная цена = расчетная цена - расчетная цена*3/100 = 1652471,4 – 1652471,4*3/100 = 1602897,258
Прибыль = Расчетная прибыль + Оптово-отпускная цена*7/100 = 285715,60806 рублей.
Стоимость конфет Молочная десерт = 49860$/23 = 2167,8$
Прибыль от продаж конфет Молочная десерт = Прибыль / Количество закупок = 285715,6/23 = 12422,4
Эффективность коммерческой деятельности = прибыль от продаж конфет Молочная десерт – стоимость конфет Молочная десерт = 12422,4-2167,8 = 10254,6 рублей
Вывод: По результатам расчетов можно сказать, что эффективность от коммерческой деятельности будет составлять 10254,6 рубля.
Задача 56.
Составить калькуляцию оптово-отпускной цены продукции, закупаемой коопзаготпромом у населения, на основе данных таблицы
Показатели |
Капуста |
Закупочная цена |
3 |
Плановые издержки |
22,03 |
Плановый уровень рентабельности |
5,43 |
Решение:
Ун = Уи.о.+Ур+Нндс(Уи.о.+Ур)/100 = 22,03+5,43+0,18*(22,03+5,43)/100 = 27,5 – Уровень наценки
Н=ЗЦ*Ун/100 = 3*27,5/100 = 0,8 – сумма наценки
ООЦ = ЗЦ+Н = 3+0,8 = 3,8 – Оптово-отпускная цена
Вывод: Оптово-отпускная цена будет равняться 3,8 рублям.
Список литературы
1. Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2003. – 198 с.
2. Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 254 с.
3. О ценовой политике в сфере агропромышленного производства: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999г. №295 // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. — №5.
4. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2003, - 216 с.
5. Джей К. Шим, Джоэл Г. Сигел. Методы управления стоимостью и анализа затрат. - М.: Издательский дом «Филин», 2003, - 458 с.
6. .Ефимовская Л.А. Порядок формирования цен на импортные товары: Лекция. - Новосибирск: СибУПК, 2004 – 164 с.
[1] Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2003, - 116 с.
[2] Ефимовская Л.А. Порядок формирования цен на импортные товары: Лекция. - Новосибирск: СибУПК, 2004 – 64 с.
[3] Ефимовская Л.А. Порядок формирования цен на импортные товары: Лекция. - Новосибирск: СибУПК, 2004 – 69 с.
[4] Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2003. – 100 с.
[5] Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 154 с.