Содержание

1. Этапы процесса ценообразования. 3

2. Обоснование торговых надбавок в розничной торговле. 7

Задача 46. 11

Задача 53. 12

Задача 56. 14

Список литературы.. 15


1. Этапы процесса ценообразования.

В процессе принятия решений о ценах определяющими величинами являются затраты, поведение покупателей (потребителей) и поведение конкурентов, в зависимости от которых применяются определенные методы ценообразования, калькуляции цен. При этом фирма исходит из того, что в любом случае минимальная цена определяется себестои­мостью продукта, а максимальная — наличием каких-то уникальных ценностей у товара или монопольным положением фирмы-товаропро­изводителя на соответствующем товарном рынке.

Методы ценообразования, ориентированные на затраты. Методика здесь такова. Рассчитывается полная себестоимость единицы продукта (сто­имость рабочей силы, израсходованных материалов и накладных расхо­дов). Необходимую информацию получают из данных производствен­ного учета (расчета себестоимости). Калькуляция в этом случае — мето­дическое средство, связывающее расчеты себестоимости с ценообразо­ванием.

Начисление определенной наценки на себестоимость продукта — наиболее простой способ ценообразования. Размеры наценок варьиру­ют в широких пределах в зависимости от вида продуктов. Недостатком калькуляции цен по методам «издержки плюс прибыль» и «издержки плюс накидка» является произвольность накладных расходов при под­счете полных издержек и игнорирование фактора спроса.[1]

Метод установления «целевой» цены рассчитан на определение цены, которая обеспечивает получение «целевой» нормы прибыли на произ­веденные затраты при установленных объемах продаж и основывается на графике безубыточности. Недостаток методики — исполь­зование оценочной величины объема продаж для определения цены, при котором невольно игнорируется тот факт, что сама цена может являться ведущей детерминантой продаж. В силу этого данная методика наиболее пригодна для рынка с неэластичным спросом.

Расчет цены на основе принципа безубыточности можно провести, используя приводимую ниже формулу. Поставив задачу достичь безубы­точности производства в течение заданного периода, предприятие мо­жет рассчитывать цену. Судьба такой расчетной цены зависит от того, можно ли с ее помощью добиться безубыточности при продаже опре­деленного количества товаров.

Формула безубыточности:

Ц*К = Ипостпер*К,

(Доходы) (Полные затраты)

где Ц — цена,

К — количество,

Ипост — издержки постоянные,

Ипер — издержки переменные.

Методы ценообразования, ориентированные на спрос, предусматрива­ют необходимость установления готовности потребителей платить оп­ределенную цену (верхняя граница цен). При использовании данных методов не прослежива­ется непосредственная связь между затратами и установлением цен, за исключением случаев необходимости оперировать ценами выше ниж­ней границы цены. Если потребители твердо представляют себе «пра­вильную цену» («справедливую цену»), то ценообразование должно учи­тывать это обстоятельство.[2]

Проблема в процессе использования данных методов состоит в том, что спрос значительно труднее определить и выразить в количествен­ных величинах, чем издержки. Проблема оценки спроса особенно ус­ложняется применительно к новым товарам в силу отсутствия данных за прошлые годы для проведения расчета. Возможное частичное реше­ние проблемы — изучение спроса на аналогичные продукты, если они существуют.

Отметим, что при дискриминации устанавливаются разные цены на различных рынках (сегментах) для максимизации дохода в зависимости от различий в кривых спроса; при ценообразовании по ассортиментной группе товаров цена назначается для достижения оп­ределенной цели (относительно продаж или прибыли) в рамках всей ассортиментной группы («линии»).

Существующие взаимоотношения между товарами одной ассорти­ментной группы — это взаимозависимый спрос, проявляющийся в виде замещения, взаимодополняемости, взаимозависимых издержек.

Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию (конкурен­тов), учитывают возможность применения фирмой одной из трех це­новых стратегий: приспособление к рыночной цене, последовательное занижение цен и последовательное превышение цен. Эти стратегии не являются альтернативными, т.е. взаимоисключающими. Метод «кальку­ляционного выравнивания» связывает эти три формы ценообразования и обычно применяется при одновременном формировании цен на мно­гие продукты. Его особенность — отказ от строго затратно-ориентированного ценообразования на товары, определяющие главные рыноч­ные возможности предприятия, которые имеют четкие рыночные пер­спективы.[3]

Разновидность конкурентного ценообразования — тендерное, кото­рое определяется спецификой участия в закрытых торгах на поставку определенных видов товара (преимущественно оборудования). Вслед­ствие того, что по условиям торгов участники не имеют возможности изменять цену после ее публичного оглашения, цену назначают, осно­вываясь главным образом на анализе возможных предложений конку­рентов и частично — на собственных затратах.

2. Обоснование торговых надбавок в розничной торговле.

Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включают издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организа­ций и предприятий, а также налог на добавленную стоимость.

Прибыль (убыток) от реализации товаров по свободным розничным ценам определяется как разница между товарооборо­том по розничным ценам (за минусом НДС и акцизов) и отпуск­ной ценой с учетом всех затрат. Эти соотношения можно пред­ставить в следующей формуле: Прр30, где Пр - при­быль от реализации товаров (услуг); Тр - товарооборот по сво­бодным рыночным (розничным, оптовым) ценам за минусом НДС и акцизов; Т3 - товарооборот по ценам закупки; Тр3 -сумма торговых надбавок; Ио - издержки обращения.

Торговая надбавка, исходя из характеристики ее состав­ляющих, можно рассчитать по формуле: ТН = Ио + Пр + НДС ,

где ТН - торговая надбавка; НДС - налог на добавленную стои­мость; значение других символов указано выше.

Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) ис­пользуются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образованием прибыли от реализации. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйст­венной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т.п.).

Органы исполнительной власти на местах могут регулиро­вать размеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней рентабельности, другими метода­ми, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реали­зуемые товары (продукцию).[4]

В системе движения товаров от производства до потребителей функционирует два важных звена: оптово-посредническое и совокупность розничных торго­вых структур.

Оптово-посредническое звено представлено снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятия­ми и организациями оптовой торговли и другими юридическими лицами, осуществляющими в Соответствии с утвержденным ус­тавом организации (предприятия) функции по закупке, хранению и продаже товаров (продукции). В этих структурах продажа това­ров осуществляется по свободным ценам (кроме товаров, по ко­торым в соответствии с действующим законодательством приме­няются регулируемые снабженческо-сбытовые надбавки), уста­навливаемым указанными предприятиями по согласованию с по­требителем исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потреби­тельских свойств товаров (продукции). При этом в свободной цене товаров (продукции) учитываются свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, транспортировке и реализации и необ­ходимая прибыль.

Из приведенных положений вытекает, что в снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавках учитывают расходы по за­купке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транс­портировке и реализации товаров (продукции), а также прибыль, признанную необходимой для нормальной деятельности.

В Методических рекомендациях по формированию и при­менению свободных цен на товары и услуги указано, что при реализации товаров и услуг населению розничные предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров для конечного потребления самостоятельно определяют свободные розничные цены в соответствии с конъюнктурой рынка, качест­вом и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Из приведенных положений вытекает, что основная часть цены формируется производителем или другими поставщиками, предметом ценовой политики торгового предприятия выступа­ет торговая (оптовая) надбавка и определение свободной цены реализации в целом (окончательной) исходя из ее основной части, установленной производителем (цены закупки) и самостоятельно установленного размера торговой (оптовой) надбавки.

Роль торговой надбавки трудно переоценить. Именно этот элемент цены представляет доход торгового предприятия, харак­теризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой ком­мерческого расчета, создания условий для самофинансирования и т. п.

При формировании свободных цен и торговых (оптовых) надбавок необходимо учитывать следующие факторы: конъюнктуру потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);

• выявление и укрепление положения торгового предпри­ятия на рынке;

• условия хозяйственной деятельности предприятия и по­следовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности;

• использование современных методов хозяйствования и средств управления;

• уровень обслуживания покупателей и многие другие. Специфические особенности торговой деятельности ока­зывают влияние на содержание ценовой политики, проводимой предприятиями в этой отрасли. Разработка ценовой политики торгового предприятия связана с обоснованием величины диф­ференцированных размеров торговых (оптовых) надбавок на реализуемые товары и определением мер по их оперативной кор­ректировке в зависимости от конъюнктуры потребительского рынка, условий хозяйствования и других факторов. Все это по­зволяет в конечном счете установить свободную розничную (оп­товую) цену товара (услуги)..[5]

Задача 46.

Рассчитайте средний уровень оптовой надбавки на основе данных:

1. Прогнозируемая сумма издержек обращения оптовой организации – 1940 тыс.руб.

2. Расчетная прибыль – 1212 тыс.руб.

3. Объем закупок товаров у поставщиков – 18265 тыс.руб.

4. Удельный вес товаров с налогом на добавленную стоимость в размере 10% в объеме закупок составляет 21%.

Решение:

Средняя ставка налога = (у1*f1+y2*f2)/100 = (10*10 + 21*20)/100 = 5,2

НДС = (И+П)*Средняя ставка НДС/100 = (1940+1212)*5,2/100 = 163,904

Уон = (И+Пр+НДС)*100/Оз = (1940+1212+164)*100/18265 = 18,1

Вывод: Результаты расчетов дали следующие данные: средняя ставка налога на добавленную стоимость равен 5,2%, сумма налога на добавленную стоимость равен 164 тыс.руб., средний уровень оптовой надбавки равен 18,1 тыс.руб.

Задача 53.

Определите эффективность коммерческой сделки по закупке конфет “Молочный десерт” на основе данных:

1. Контрактная цена за коробку конфет – 1,65$

2. Количество закупленных конфет 23 наименований, включая конфеты “Молочный десерт”, - 5360 кг.

3. Стоимость всей партии закупленных конфет 49860$

4. Таможенная пошлина – 0,6, евро

5. Свободная оптово-отпускная цена за коробку установлено на 3% ниже расчетной оптово-отпускной цены.

6. Издержки обращения оптовой организации – 33 тыс.руб.

7. Расчетный уровень рентабельности к контрактной цене товара составляет 12%.

8. Среднеотраслевой уровень рентабельности к оптово-отпускной цене – 7%

9. Среднемесячная ставка банковского процента – 4%.

Курс доллара США и Евро будут равны 29 рублей, 31 рублей соответственно.

Решение:

Стоимость закупки конфет = Стоимость всей партии (в руб) +таможенная пошлина (в руб) 49860*29+0,6*31 = 1445958,6 рублей

Полная себестоимость = Издержки обращения + Стоимость закупки конфет = 33000+1445958,6 = 1478958,6

Расчетная прибыль = Стоимость партии*рентабельность = 49860*29*12/100 = 173512,8 рублей

Расчетная оптово-отпускная цена = Полная себест. + расчетная прибыль = 1478958,6+173512,8 = 1652471,4 рублей

Свободная оптово-отпускная цена = расчетная цена - расчетная цена*3/100 = 1652471,4 – 1652471,4*3/100 = 1602897,258

Прибыль = Расчетная прибыль + Оптово-отпускная цена*7/100 = 285715,60806 рублей.

Стоимость конфет Молочная десерт = 49860$/23 = 2167,8$

Прибыль от продаж конфет Молочная десерт = Прибыль / Количество закупок = 285715,6/23 = 12422,4

Эффективность коммерческой деятельности = прибыль от продаж конфет Молочная десерт – стоимость конфет Молочная десерт = 12422,4-2167,8 = 10254,6 рублей

Вывод: По результатам расчетов можно сказать, что эффективность от коммерческой деятельности будет составлять 10254,6 рубля.

Задача 56.

Составить калькуляцию оптово-отпускной цены продукции, закупаемой коопзаготпромом у населения, на основе данных таблицы

Показатели

Капуста

Закупочная цена

3

Плановые издержки

22,03

Плановый уровень рентабельности

5,43

Решение:

Ун = Уи.о.рндси.о.р)/100 = 22,03+5,43+0,18*(22,03+5,43)/100 = 27,5 – Уровень наценки

Н=ЗЦ*Ун/100 = 3*27,5/100 = 0,8 – сумма наценки

ООЦ = ЗЦ+Н = 3+0,8 = 3,8 – Оптово-отпускная цена

Вывод: Оптово-отпускная цена будет равняться 3,8 рублям.

Список литературы

1.     Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2003. – 198 с.

2.     Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 254 с.

3.     О ценовой политике в сфере агропромышленного производства: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999г. №295 // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. — №5.

4.     Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2003, - 216 с.

5.     Джей К. Шим, Джоэл Г. Сигел. Методы управления стоимостью и анализа затрат. - М.: Издательский дом «Филин», 2003, - 458 с.

6.     .Ефимовская Л.А. Порядок формирования цен на импортные товары: Лекция. - Новосибирск: СибУПК, 2004 – 164 с.


[1] Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2003, - 116 с.


[2] Ефимовская Л.А. Порядок формирования цен на импортные товары: Лекция. - Новосибирск: СибУПК, 2004 – 64 с.


[3] Ефимовская Л.А. Порядок формирования цен на импортные товары: Лекция. - Новосибирск: СибУПК, 2004 – 69 с.


[4] Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2003. – 100 с.


[5] Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 154 с.