Содержание








Введение. 3

1. Сущность и основные принципы экономического районирования России. 5

2. Современная схема экономических районов. 8

3. Проблемы экономического районирования. 12

4. Варианты будущего районирования России. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 19





Введение

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.

Среди отраслей научных знаний, изучаемых в экономических вузах, региональная экономика является единственной, предметом которой служат территория, регион, его природно-ресурсный потенциал, демографические, трудовые ресурсы, экономика, ее структурная перестройка, экономические связи. Без знания региона, в котором происходит вся экономическая деятельность, невозможно представить современного экономиста высшей квалификации.

Внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому усилен процесс регионализации экономики отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно знать каждому экономисту.

На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

В связи с выше сказанным, рассмотрение вопросов истории развития экономического районирования, как составной части региональной экономики, представляет большую ценность для понимания перспектив развития, решения возникающих проблем, встающих перед экономистами.

Целью работы является исследование вопроса связанного с экономическим районированием России.

1. Сущность и основные принципы экономического                     районирования России

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Основой экономического районирования является административно-территориальное устройство страны. Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.

Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.[1]

Основные принципы районирования:

-  Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли,  в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

-  Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.

-  Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов  и коренным изменениям прежних факторов.

Решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании.

Наряду с техническим прогрессом возрастает роль производственного фактора.

 В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов.

Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах они проявляются по-разному.

Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро-, мезо- и микро уровне, различны. Но все же главные факторы в условиях рыночных отношений      - это условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условие для всех форм собственности. Важен также экономический интерес как основная движущая сила рынка при сочетании свободы производителей с государственным и внутри региональным регулированием.

Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.[2]


2.  Современная схема экономических районов

Современная схема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда.

Причины изменения обусловлены:

-  сдвигом промышленности в восточные районы, где сосредоточились основные сырьевые базы и на их основе возникли крупные территориально-производственные комплексы;

-  совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности;

-  рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;

-  обеспечение стабилизации и оживление экономики за счет старых промышленных районов европейской части России, где сосредоточен производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;

-  обеспечение выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономических зон.

Современный методический подход к разработке схемы экономических районов должен основываться на качественном анализе:

-  учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;

-  анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районо образования на отдельных территориях.

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макро регионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного  освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районов иллюстрирует таблица 1.[3]


Таблица 1. Состав экономических районов, 2003г.

Экономический район

Состав

Площадь, тыс. км2

Население, млн. чел.

Северный

Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия

1466,3

5,9

Центральный

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г. Москва

483,0

30,0

Волго-Вятский

Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика

265,4

8,5

Центрально-Черноземный

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл.

167,7

7,9

Северо-Кавказский

Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия,  Ингушская и Чеченская

355,1

17,7

Северо-западный

Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл.

196,5

8,0

Поволжский

Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия – Хольяк Тангч

536,5

16,9

Уральский



Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия

824,0

20,5


Западная Сибирь

Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл.

2427,2

15,0

Восточно-Сибирский

Красноярский край, Иркутская и Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия

4122,8

9,2

Дальне-Восточный

Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл.

6215,9

7,6

Калининградская

Калининградская

15,1

936,0 тыс. чел.


3. Проблемы экономического районирования

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.

В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1.Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2.Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3.Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад, как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.[4]

 

4. Варианты будущего районирования России

В настоящее время формируются свободные экономические зоны.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.

Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1.                     Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2.                     Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;

3.                     Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4.                     Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1.                     Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2.                      Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3.                     Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4.                     Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;

5.                     Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.[5]

 

Заключение

Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

-  Реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

-  Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

-  Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

-  Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

-  Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

-  Пере специализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев из бывших республик СССР.

-  Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

-  Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и Южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.                    




Список литературы





1.                     Экономическая география России./Под ред.Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишкова. - М.: ЮНИТИ, 2002.

2.                     Экономическая география России./Под ред. Гладких Ю.Н., Доброскокова В.А., Семенова С.П. – М.: Гардарика, 2001.

3.                     Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 

4.                     Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А. Экономическая география и регионалистика. – Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2003.

5.                     Регионоведение./Под ред.  Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишова, С. А. Исляевой. – М.: Банки и биржи, 2004.




                        


                      

         

          



[1] Регионоведение./Под ред.  Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишова, С. А. Исляевой. – М.: Банки и биржи, 2004. – С. 38

[2] Экономическая география России./Под ред. Гладких Ю.Н., Доброскокова В.А., Семенова С.П. – М.: Гардарика, 2001. – С. 50

[3] Экономическая география России./Под ред.Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишкова. - М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 73

[4] Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А. Экономическая география и регионалистика. – Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 106

[5] Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.  – С.124