Содержание

Введение. 3

1. Экономическое содержание пенсионного обеспечения. 5

1.1 Экономические и социальные особенности пенсионной системы в России. 5

1.2 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России. 21

1.3 Порядок начисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов на выплаты, производимые органами пенсионного фонда. 28

Список литературы.. 34

Введение


Пенсионная система, являясь  органической  частью  финансовой  системы государства, образует объемные финансовые потоки  социальных  трансфертов  в кругообороте  доходов,  ресурсов  и  товаров.  Государственная пенсионная система в РФ  имеет  всеобщий  характер.  С одной стороны, предусматриваются все виды пенсий, которые в  соответствии  с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда  применяются  в мировом сообществе - по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям  в случае потери кормильца. С другой стороны право, на пенсию при  определенных условиях     предоставляется    всем    гражданам,     занятым     трудовой, предпринимательской   и   иной   общественно-полезной   деятельностью    или проходящим государственную, включая военную  службу.  Граждане,  которые  по разным причинам не приобрели  права  на  указанные  пенсии,  устанавливаются социальные пенсии. Поэтому вопрос формирования и использования средств пенсионного обеспечения является актуальным на всех этапах развития любого государства.

Пенсионное обеспечение России основывается на обширной законодательной  базе, насчитывающей свыше 50 основных федеральных  нормативных  правовых  актов. Наиболее общими  и  важными  из  них  являются  законы   «О  государственных пенсиях  в  Российской   Федерации.»,   «О   пенсионном   обеспечении   лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел   и  их  семей», «О социальной  защите граждан, подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС»,  которые  регулируют  условия  и  нормы обеспечения государственными пенсиями.

В  то  же  время  положение  в  пенсионном   обеспечении   не   может удовлетворять ни пенсионеров, ни властные структуры, ни  работников  органов Пенсионного фонда и социальной  защиты  населения.  Идет  болезненный  поиск конкретных решений и мер по пути реформ, которые были очерчены  в  Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ,  одобренном  Правительством  в 1995 году.

Реформирование пенсионной системы  направлено  на  выработку  наиболее справедливых  с  точки  зрения   нынешнего   состояния   общества   способов мобилизации  взносов  в  нее,  распределение   пенсионного   бюджета   между пенсионерами, рационального управления финансовыми потоками и  обслуживанием пенсионеров.

С одной стороны ведется поиск мер, которые  позволяют противодействовать негативному влиянию кризисного  состояния   экономики  на жизненный уровень  пенсионеров.  С другой стороны  идет  процесс  формирования  рыночных  отношений,  в частности, развитие и распространение государственных форм собственности.

В то же время механизмы пенсионной системы и ее взаимодействие  с  остальной частью  общества  в  ходе   экономических   преобразований   последних   лет изменились мало. Это порождает дисгармонию отношений субъектов  экономики  и пенсионной  системы.   По  всей  видимости,  можно  признать,  что   в   ходе трансформаций экономики  имела  место  недооценка  влияния  государственного пенсионного обеспечения на экономические процессы в государстве.

Цель дипломной работы – рассмотреть вопросы совершенствования и использования средств пенсионного фонда на примере ОПФ г. Бикина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономические и социальные особенности пенсионной системы в России;

- исследовать основные этапы развития системы пенсионного страхования в России;

- изучить порядок начисления и уплаты страховых взносов в государственный пенсионный фонд.



1. Экономическое содержание пенсионного обеспечения

1.1 Экономические и социальные особенности пенсионной системы в России


Пенсионное обеспечение в России регулируется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ; Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ; Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ и другими правовыми актами.

В целях государственного управления финансами пенсион­ного обеспечения в РФ Постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответ­ственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен­ный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств всех внебюджетных фондов. Общий бюджет фонда составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ[1].

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением, денежные средства фонда находятся в федеральной собственности.

Пенсионный фонд РФ (России) (ПФР) — государственный внебюджетный фонд, обеспечивающий обязательное пенсионное страхование, назначение и выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению[2].

Пенсионное обеспечение — государственная функция по обеспечению граждан доходами в случае наступления старости, инвалидности или потери кормильца за счет средств обязательного пенсионного страхования, средств государственного или муниципального бюджета[3].

Назначаемые и выплачиваемые пенсии относятся к нескольким видам пенсионного обеспечения:

1) Трудовая пенсия — это пенсионное обеспечение, назначаемое при наличии у гражданина определенного страхового (трудового) стажа.

2) Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме социальной пенсии) — это пенсионное обеспечение, назначаемое отдельным категориям граждан в целях установления дополнительных социальных гарантий (за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

3) Социальная пенсия — это пенсионное обеспечение, назначаемое нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на другие виды пенсионного обеспечения, в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия безработным, досрочно вышедшим на пенсию

В случае если гражданин имеет право на несколько видов пенсионного обеспечения, он может выбрать один из них. В определенных законом случаях гражданин может получать несколько видов пенсионного обеспечения одновременно. Накопительная часть трудовой пенсии при этом выплачивается в любом случае[4].

Функции ПФР:

- назначение и выплата трудовых пенсий;

-  назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению (в т.ч. социальных пенсий), пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;

- разрешение споров по вопросам уплаты страховых взносов, назначения (перерасчета) государственных пенсий, выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (удержаний из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т.д.);

- инвестирование средств накопительной части трудовой пенсии;

- инвестирование временно свободных средств фонда;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- разъяснительная работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

- привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- организация архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением, сбором страховых взносов в фонд и персонифицированным учетом;

- подбор, расстановку и обучение кадров, а также их социальную защиту;

- участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Из функций ПФР вытекают его основные задачи:

-         целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирова­ние расходов в соответствии с назначением ПФР;

-         организация работы по взысканию с работодателей и граждан, винов­ных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

-         капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

-         контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и ра­циональным расходованием его средств;

-         межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных дого­воров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Руководство фондом осуществляется правлением ПФР и постоянно действующей исполнительной дирекцией.

В состав правления фонда входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие территориальными отделениями ПФР.

В работе правления фонда могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие территориальными отделениями ПФР, руководители министерств и ведомств РФ, руководители Центрального банка РФ.

Полномочия Правления фонда[5]:

- осуществляет функций, относящихся к компетенции фонда;

- определяет перспективные и текущие задачи фонда;

- утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

- решает другие вопросы, отнесенные к компетенции фонда.

Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Проект бюджета Пенсионного фонда РФ составляется органами управления фонда и представляется органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются Федеральной налоговой службой РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников[6]:

·           страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- на финансирование страховой части трудовой пенсии;

- на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

·           страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

·           минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложения (в части, зачисляемой в ПФР — 60% от суммы налога);

·           ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию базовой части трудовой пенсии и субсидирование выплат страховой части трудовой пенсии (в сумме поступлений единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет);

·           ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

·           ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;

·           ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пособий на детей в возрасте старше полутора лет;

·           ассигнования из федерального бюджета на расходы по доставке и пересылке:

         - пособий на детей в возрасте старше полутора лет;

- пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

- пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;

·           средства, из целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;

·           использование резерва пенсионных выплат;

·           доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

·           доходы от использования иного имущества ПФР;

·           добровольные взносы физических и юридических лиц;

·           другие поступления.

Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляются по следующим направлениям[7]:

·           выплата трудовых пенсий (в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ);

·           компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами:

- получающими трудовые пенсии;

- получающими пенсии за счет средств федерального бюджета

-       выплата пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению (в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ);

-         федеральным государственным служащим (за выслугу лет);

-         военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам (за выслугу лет, по инвалидности);

-         участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией (по инвалидности);

-         дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям СССР, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы — участникам ВОВ;

-         гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и приравненным к ним лицам (по старости, по инвалидности);

-         нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на другие виды пенсий (социальная пенсия);

-         членам семей, указанных выше граждан (в случаях, определяемых законом);

·           выплата пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;

·           выплата дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;

·           расходы на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

·           выплата пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

·           выплата социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению:

- получателям трудовых пенсий;

- получателям пенсий за счет средств федерального бюджета;

·           расходы на доставку и пересылку:

- трудовых пенсий и пособий;

- пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

·           перечисление средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и их инвестирование;

·           формирование резерва пенсионных выплат;

·           оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

·           финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

·           финансирование других статей расходов в соответствии с законом.

С принятием пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях, определилась следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

- обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей);

- добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и  самостоятельных пенсионных накоплений  граждан.

Согласно Федеральным Законам «Об обязательном пенсионном страховании» и «О негосударственных пенсионных фондах», Негосударственные пенсионные фонды, действующие в настоящие время и имеющие соответствующие лицензиивправе осуществлять деятельность по каждой из перечисленных составляющих структуры пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Далее рассмотрим подробно каждую из составляющих структур.

 1) Обязательное пенсионное страхование.

Согласно концепции пенсионной реформы, современная государственная пенсия должна состоять из трех частей.

а) Базовая, или социальная – установленный законом, единый для всех минимум (в настоящее время 660 рублей). Она объединила ранее устанавливаемые законами и указами Президента минимальную пенсию, компенсационные доплаты и надбавки к пенсии. Ее размер не зависит ни от заработка, ни от суммы страховых взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности. В общем, как бы не сложилась трудовая биография человека, государство гарантирует ему выплату определенного уровня дохода, индексируемого в соответствии с инфляцией.

б) Страховая часть зависит от пенсионного стажа, то есть от того периода, в течение которого предприятие делало отчисления за сотрудника в Пенсионный Фонд, и от суммы этих отчислений. Размер страховой части трудовой пенсии, которая будет ежемесячно выплачиваться человеку, рассчитать очень просто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначения пенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии. На основании данных Госкомстата для расчета трудовых пенсий был узаконен период в 19 лет (288 месяцев).

Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярно индексируется в зависимости от роста цен и роста среднемесячной заработной платы по стран.

в) Накопительная часть также зависит от величины пенсионных накоплений. Однако, в отличие от страховой части, данные пенсионные накопления формируются не только из сумм налогов, уплаченных работодателем, но и в немалой степени зависят от выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, которые увеличивают эти средства с помощью различных инвестиционных инструментов. После назначения пенсии размер накопительной части ежегодно индексируется с учетом доходов, полученных от инвестирования

Согласно Федеральному Закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взнос на формирование этой части пенсии составляет от 2-х до 6-ти процентов заработка и зависит от возраста человека, в пользу которого перечисляется взнос. Чем он моложе, тем больше эта доля. Необходимо отметить, что С 01.01.2005г. взнос на формирование накопительной части пенсии может отчисляться только в пользу лиц 1967 года рождения и моложе.

Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах»  устанавливает право любого человека, в пользу которого отчисляются или отчислялись ранее такие взносы, подать заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе накопительной части своей пенсии в Негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Также предусмотрены схемы перевода накоплений из одного НПФ в другой. Таким образом, человек имеет возможность осуществлять разумный выбор и контроль за  формированием своих пенсионных накоплений.

2) Добровольное пенсионное обеспечение.

Добровольное пенсионное обеспечение является органичной составной частью пенсионной системы России и подразумевает формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах исключительно за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Оно осуществляется в самых разнообразных формах, как в виде пенсионных систем отдельных предприятий и организаций, отраслей производства, так и в виде пенсионного обеспечения отдельных граждан, перечисляющих взносы в свою пользу или в пользу своих близких. В отличие от обязательного государственного пенсионного обеспечения, условия которого установлены законом, условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.

Накопления в негосударственных пенсионных фондах могут осуществлять как работающие в настоящий момент граждане, так и граждане, просто обладающие доходом, достаточным для осуществления регулярных взносов. Пенсионные фонды предлагают также варианты, применимые для клиентов, имеющих разовые поступления.

Схема взаимодействия вкладчика и фонда проста: в соответствии с условиями пенсионного договора, определенными в соответствии с потребностями и возможностями вкладчика, последний  перечисляет в фонд пенсионные взносы. Фонд обеспечивает сохранность и прирост этих средств с помощью разнообразных инвестиционных инструментов, а при наступлении пенсионного возраста производит участнику пенсионные выплаты.

    В настоящее время, согласно законодательству, взносы в НПФ и получаемые из НПФ пенсии  не облагается никакими налогами. А для предприятий взносы в пользу работников уменьшают налогооблагаемую базу. Таким образом, вклады в НПФ, действительно стали выгодны.

Рассмотрим более подробно вид пенсий, входящих в пенсионную систему РФ.

1) Трудовые пенсии по старости.

В соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60-ти лет, и женщины достигшие 55-ти лет, при наличии не менее 5-ти лет страхового стажа. По сути дела здесь почти ничего не изменилось.

Размер пенсии: базовая + страховая + накопительная часть.

Размер базовой части устанавливается в твердой сумме, размер которой зависит от того, есть ли у гражданина иждивенцы и каково состояние его здоровья.

Размер страховой части:

Страховая часть = ПК / Т

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица учтенного по состоянию на день, с которого гражданину назначается страховая часть трудовой пенсии по старости. Пенсионный капитал - совокупность общей суммы страховых взносов и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу закона "О трудовых пенсиях". Пенсионные права, это результат конвертации прав.

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, составляющего 19 лет (228 месяцев). Если пенсия назначается позже установленного законом пенсионного возраста, ожидаемый период сокращается на 1 год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста. В любом случае не может быть меньше 14-ти лет.

При перерасчете страховой части пенсии по старости, ожидаемый период выплаты пенсии сокращается на 1 год за каждый полный год, истекший со дня назначения пенсии, но не может быть меньше 14-ти лет.

Особый порядок установлен для определения размера пенсий по инвалидности. Если гражданин являлся получателем страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10-ти лет, то размер страховой части пенсии по старости не может быть меньше страховой части пенсии по инвалидности.

С 2002 года устанавливается период в 12-ть лет, ежегодно увеличивается на 6-ть месяцев, а после достижения 16-ти лет, с ежегодным увеличением на год, пока не достигнет 19-ть лет. Напр., на 1 января 2000 года Т=12, ежегодно эта цифра будет увеличиваться на половину, до 16, для этого потребуется 8 лет, а потом будет увеличиваться на 1 год, т.е. с 2013 года Т=19 лет.

Если пенсия назначается позже установленного возраста, то продолжительность равна 10-ть лет, с ежегодным увеличением этой цифры на 6 месяцев до достижения 14 (а потом, увеличивает на три года за три года, т.е. до 17 лет).

Размер накопительной части.

Накопительная часть = ПН / Т

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого гражданину назначается накопительная часть пенсии. ПН определяется за счет выплат на накопительную часть и доходов от их инвестирования.

Т- количество месяцев ожидаемого периода выплат, но это не предыдущий Т, т.к. в данном случае это период другой продолжительности, который еще не установлен.

2) Профессиональные пенсионные системы.

Профессиональная пенсионная система - это форма накопления, сбережения и выплаты застрахованным лицам и участникам профессиональных пенсий, созданная в соответствии с законом и положениями коллективного договора, путем заключения договора с работодателем или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом.

Субъектами правоотношений, возникающих в связи с созданием и функционированием профессиональных пенсионных систем, являются:

Уполномоченные организации - в их числе пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии (инвестирование и хранение вкладов, они нужны для обеспечения надежности в хранении денег).

Застрахованные лица - т.е. наемные работники, занятые на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, за которые дополнительно уплачиваются взносы в пенсионный фонд.

Участники профессиональной пенсионной системы - это те же самые наемные работники, взносы за которых уплачиваются в негосударственный пенсионный фонд.

Для застрахованных лиц устанавливается профессиональная пенсия, которая выплачивается ежемесячно.

Для участников, по их выбору, устанавливается либо пенсия, либо единовременная выплата в размере суммы пенсионных накоплений.

Для застрахованных лиц и участников, при наличии менее половины профессионального стажа или неполной выслуги, устанавливается единовременная выплата.

3) Пенсии по инвалидности.

Трудовые пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности, при наличии ограничения способности к трудовой деятельности третьей, второй или первой степени независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Если у гражданина отсутствует страховой стаж, либо инвалидность наступила вследствие совершения им умышленного уголовно-наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, гражданину назначается социальная пенсия по закону "О государственном пенсионном обеспечении".

Трудовая пенсия по инвалидности состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

При этом накопительная часть устанавливается не ранее достижения пенсионного возраста. Законом установлены категории граждан, которым накопительная часть может устанавливаться раньше:

Это, прежде всего, инвалиды с детства, у которых присутствует ограничение способностей к труду второй и третьей степень, им накопительная часть назначается независимо от возраста. Если он инвалид с детства по достижении совершеннолетия и начинает работать, то его отчисления с этой работы в пенсионный фонд, сразу же выплачиваются ему в ежемесячно получаемой пенсии, в составе накопительной части. Получается, что деньги, отправляемые в пенсионный фонд, не успевают никуда инвестировать и соответственно дополнительных доходов такое лицо не получит.

Лица больные гипофизарным нанизмом и диспропорциональные карлики, а также инвалиды по зрению, имеющие ограничения способности к труду третьей степени. Для инвалидов по зрению возраст 50, 40 лет, а для лилипутов и карликов - 45, 40 лет.

Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности зависит от степени ограничения жизнедеятельности:

1 степень - 225 рублей.

2 степень - 450 рублей.

3 степень - 900 рублей.

Если у гражданина есть иждивенцы, то учитывается и этот фактор. Берется ограничение определенной степени, и варьируются рамки пенсии в зависимости от количества иждивенцев.

Страховая часть пенсии: СЧ=ПК/Т*К

Т - количество месяцев ожидаемого периода пенсии. Здесь прямая зависимость между размером стажа и пенсии,

К - это отношение нормативной продолжительности страхового стажа в месяцах по состоянию на день назначения пенсии к 180 месяцам.

Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет - составляет 12 месяцев. А в последствии увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Ожидаемый период пенсии такой же продолжительности, как и при определении страховой части в трудовых пенсиях

4) Пенсии по случаю потери кормильца.

На такую пенсию имеют право нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении. Право на пенсию имеет ребенок умершего кормильца, осуществляющий уход за другими детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца не достигшими 14-ти лет, они имеют право на пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, является ли он иждивенцем кормильца. Теперь родители погибших военнослужащих получают пенсию по закону "О государственном пенсионном обеспечении", поэтому право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца они не имеют. Пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от продолжительности страхового стажа, а также от причины и времени наступления смерти кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой части. Базовая часть пенсий для детей, потерявших обоих родителей, или детей умершей одинокой матери составляет 450 рублей в месяц на каждого. Для всех остальных граждан этот размер равен 225 рублям.

Страховая часть: СЧ=ПК/(Т*К)/КН

КН - количество нетрудоспособных. Во всем эта формула аналогичная трудовым пенсиям по инвалидности.

Сейчас размер пенсии устанавливается для каждого, и пенсия выплачивается каждому лицу, имеющему право на ее получение.

Если пенсия назначается по случаю потери кормильца-пенсионера, тогда используется формула: СЧ=СЧп/КН

Где СЧп - размер страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной самому кормильцу на день его смерти.

Накопительной части пенсии по случаю потери кормильца нет. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению (за исключением пенсий за выслугу лет), обусловлены размером базовой части трудовых пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Законодательством РФ установлено правило, что сумма базовой и страховой части трудовых пенсий не может быть менее 660 рублей.

5) Социальные пенсии.

В соответствии с законом "О государственном пенсионном обеспечении", право на получение социальной пенсии имеют нетрудоспособные граждане. К ним отнесены:

- инвалиды;

- дети-инвалиды;

- дети в возрасте до 18-ти лет, потерявшие одного или обоих родителей и не имеющие права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца;

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет и не имеющие права на трудовую пенсию;

- граждане, достигшие 65 и 60 лет, не имеющие права на трудовую пенсию.

Таким образом, в качестве экономических особенностей пенсионной системы РФ можно выделить структуру формирования пенсионных выплат: базовая + страховая + накопительная часть. В качестве социальных особенностей – гарантированная выплата пенсий всем категориям граждан России.

В заключение данного раздела следует особо подчеркнуть, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

1.2 Основные этапы развития системы пенсионного страхования в России


Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран – в начале ХХ века и не получило широкого распространения.

До 1917 года - обеспечивались пенсиями только государственные служащие.

В период с 1920 по 1932 года – пенсионное обеспечение основывалось не на основе возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

Пенсиями по старости обеспечивались отдельные категории граждан , как то, преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет начиная с 1924 года, в 1928 году – рабочие текстильной промышленности, в 1929 году – рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.

В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет –для женщин и 60 лет- для мужчин.

Конституция 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного страхования начался в 1956 году с принятием Закона о государственных пенсиях. Закон увеличил размеры назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.

Впервые в 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов в соответствии, с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины – 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими с 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины.

К середине 60-х годов в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

До 80-х годов пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых зависел от прошлого заработка.

С началом рыночных преобразований в экономике и в целях стабилизации материального положения пенсионеров в 1990 году был принят Закон СССР, однако с изменением государственного устройства страны 20 ноября 1990 года был принят уже самостоятельный Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Российский пенсионный Закон 1990 года по существу стал первым законом, в котором страхование выделено в автономную систему, сформирована в последующем структура Пенсионного фонда, и положено начало пенсионной реформе.

Однако серьезные просчеты экономической реформы привели к тому, что пенсионная система не смогла полностью адаптироваться к рыночным условиям и стать автономной от государственного бюджета.

В связи с либерализацией цен и с целью предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума в период с 1992 по 1994 годы издавалось ряд указов о компенсационных выплатах пенсионерам и индексации пенсий.

Серьезным недостатком пенсионного обеспечения в 1992-1994 годах был вопрос максимальной пенсии. Она была невысока по размеру и складывалась из 3-х минимальных пенсий, то есть совсем не учитывала трудовой вклад граждан.

В 1995 году указом Президента РФ была введена дифференцированная компенсационная выплата к пенсии, которая подняла фактическую минимальную пенсию до 85% прожиточного минимума.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, реальное содержание пенсий устойчиво снижалось, и реальные доходы пенсионеров продолжали падать, что подтверждало необходимость ускорения пенсионной реформы.

Одним из первых шагов пенсионной реформы было принятие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ, который позволил увеличить размеры пенсий индивидуально каждому пенсионеру в зависимости от его трудового стажа и среднемесячного заработка.

Основы данного Закона в последующем нашли свое отражение в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2002 года в Российской Федерации идет реформирование пенсионной системы. Ко времени проведения пенсионной реформы старая система пенсионного обеспечения, которая была основана на распределительных принципах (когда все пенсии финансируются из текущих поступлений), фактически утратила все внутренние возможности для своего дальнейшего развития. В системе назрел ряд проблем, решение которых было возможно только путем переосмысления принципов пенсионного обеспечения, сохранив при этом права нынешних пенсионеров.

В качестве основных проблем, требовавших незамедлительного решения, можно выделить следующие:

- тяжелая демографическая ситуация, выражающаяся в тенденции к снижению числа работающих по отношению к числу пенсионеров;

- отсутствие связи между размером будущей пенсии и заработками работника, как следствие не заинтересованность в легализации заработных плат и уплате взносов в Пенсионный фонд (в период с 2000 по 2001 годы пенсионные взносы платились только с 35 % фактических доходов населения, а 65 % оставались в тени);

- возможности дальнейшего увеличения размеров пенсий в распределительной системе были исчерпаны, поскольку ограничивались объективными факторами, влияющими на наполняемость бюджета Пенсионного фонда.

В целом, ситуация в российской пенсионной системе не отличалась уникальностью. Практически все страны сталкивались с подобными проблемами, и способы их решения уже достаточно хорошо изучены.

Мировая практика показывает, что единственными возможностями решения проблемы, с сохранением распределительных принципов финансирования пенсий, являются: повышение налогов, отказ от дальнейшей индексации пенсий (а иногда даже снижение их размеров), увеличение пенсионного возраста, что было сделано во многих развитых странах.

Руководство Российской Федерации отказалось от таких мер и поэтому было принято решение кардинально изменить систему пенсионного обеспечения путем проведения пенсионной реформы.

Новая пенсионная модель предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан путем внедрения страховых и накопительных принципов, в целях наиболее полного учета результатов трудовой деятельности каждого работника, а также в целях повышения личной ответственности граждан за уровень своего материального обеспечения при выходе на пенсию. Таким образом, пенсия не должна быть назначена человеку государством, а заработана им.

Итак, с 1 января 2002 года вступили в действие два основных закона, регулирующих непосредственно пенсионное обеспечение граждан, – Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который является как бы финансовой базой для реализации нормативного акта о трудовых пенсиях.

В связи с принятием указанных законов утратил силу Закон РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который действовал более 10 лет, что повлекло за собой определенные изменения в начислении пенсий, о которых пойдет речь ниже. Основная масса трудоспособного населения – это наемные работники, которые живут на заработную плату и не имеют других значимых источников доходов, собственности и сбережений. Поэтому в старости им можно будет рассчитывать только на свои пенсии.

Новая пенсионная модель является страховой. Она учитывает пенсионные права не столько в зависимости от продолжительности трудового стажа (для права на трудовую пенсию теперь достаточно иметь всего 5 лет страхового стажа), как от размеров заработных плат и уплачиваемых страховых взносов. Такой подход стимулирует работника на протяжении своей трудовой деятельности не отрабатывать время, как бывало раньше, а зарабатывать деньги, а также отказаться от «теневых» заработков. От этого будет польза не только самому человеку, который получает шанс заработать к старости приличные средства, но и экономике страны в целом, нуждающейся в повышении производительности труда и легализации доходов населения.

Накопительная составляющая позволяет человеку самому создать для себя дополнительный задел – прибавку к пенсии, которая зависит не только от величины заработка, но и от того насколько отчисления в накопительный фонд возрастут в результате операций с ними (в результате инвестирования).

При этом следует отметить, что пенсионные права граждан, заработанные ими до 1 января 2002 года (трудовой стаж и заработок) не пропадут. В результате конвертации, они будут учтены в денежном выражении на лицевом счете каждого застрахованного лица в составе пенсионного капитала, из которого в последствие будет рассчитываться пенсия.

Конвертация - это преобразование (оценка) пенсионных прав (стажа и заработка), приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002, то есть на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии, так как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам может определяться по двум вариантам:

- во-первых, по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), исходя из стажа работы, подсчитанного календарно и отношения среднемесячного заработка гражданина к средней заработной плате в стране;

- во-вторых, по нормам старого закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», когда для исчисления принимается общий трудовой стаж со всеми льготами по его подсчету, но размер пенсии ограничивается максимумом (три минимальных пенсии по старости) и к нему устанавливается компенсационная выплата.

Это обстоятельство подчеркивает то, что новое пенсионное законодательство нисколько не ухудшает положение граждан и не подрывает их надежд на будущее, все, что было ими заработано в рамках старой пенсионной системы, по тем правовым нормам, будет учтено.

Более того, конвертация пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих стаж работы в особых условиях труда (Списки №№ 1, 2, плавсостав, водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных пассажирских маршрутах и т.п.), может осуществляться по их выбору с применением не обычного, а специального (льготного) трудового стажа. Это позволит тем гражданам, кто имеет длительный специальный стаж увеличить расчетный размер пенсии и соответственно свой пенсионный капитал. По нормам старого законодательства исчислять пенсию только исходя их льготного стажа было невозможно.

Процесс оценки пенсионных прав для работающего населения уже начался и продлится он до 2013 года. Положительными моментами, в этой связи, являются:

- защита прав застрахованных лиц – уже сейчас будет собрана наиболее полная информация об их стаже и заработке, что в последствие, при выходе на пенсию, может быть затруднено не сохранностью кадровых и финансовых архивов при ликвидации организаций или смене собственника;

- величина начального пенсионного капитала, определенная по состоянию на 1 января 2002 года, будет зафиксирована в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, о чем он будет проинформирован. Данное обстоятельство позволит гражданину своевременно внести какие-либо коррективы (представить иной вариант заработка или дополнительные документы о стаже), а также самостоятельно рассчитать свою пенсию;

- облегчение процедуры назначения пенсии, поскольку все данные уже будут иметься на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц и при достижении пенсионного возраста (наступлении иного страхового случая) им не нужно будет собирать какие-либо документы, достаточно будет только подать соответствующее заявление.

Положительным моментом пенсионной реформы является также то, что каждое застрахованное лицо сегодня имеет реальную возможность контролировать средства на свое материальное обеспечение в старости. Реализовываться это будет посредством ежегодного информирования граждан о состоянии их лицевых счетов, в том числе о перечисленных работодателем взносах на страховую и накопительную части пенсии, об инвестиционном доходе, полученном в результате вложения средств, предназначенных на накопительную часть пенсии. Подобную информацию каждое застрахованное лицо, не дожидаясь официального уведомления (письма из Пенсионного фонда), может получить раз в год, обратившись в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. Это позволит, в случае необходимости, своевременно принять соответствующие меры: например, обратиться с иском в суд на недобросовестного работодателя, если он не предоставляет индивидуальные сведения или не перечисляет страховые взносы, или, пересмотреть свою позицию в отношении инвестирования средств на накопительную часть пенсии – сменить управляющую компанию.

Конечно же подобное в рамках старой пенсионной системы не было возможно, лишь в последний год перед выходом на пенсию гражданин мог примерно предположить какой же размер пенсии у него будет, и уж никак не мог повлиять на ее величину.


1.3 Порядок начисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов на выплаты, производимые органами пенсионного фонда


Порядок начисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов на выплаты, производимые органами пенсионного фонда установлен главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 236 «Объект налогообложения» объектом налогообложения признаются  выплаты  и  иные  вознаграждения, начисляемые  работодателями в  пользу  физических   лиц   по трудовым  и  гражданско-правовым  договорам,   предметом   которых  является  выполнение  работ,  оказание   услуг   (за   исключением  вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям),  а  также по авторским договорам. 

Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей признаются доходы   от   предпринимательской   либо   иной профессиональной  деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Сумма налога исчисляется и уплачивается работодателями отдельно в федеральный бюджет и каждый  фонд  и  определяется  как соответствующая процентная доля налоговой базы.  Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу),  подлежащая уплате в федеральный бюджет,  уменьшается  налогоплательщиками  на сумму  начисленных  ими  за  тот  же  период   страховых   взносов (авансовых  платежей  по  страховому   взносу)   на   обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в  пределах  таких  сумм,  исчисленных исходя из тарифов страховых  взносов,  предусмотренных  Федеральным  законом  от  15  декабря  2001  года  №167-ФЗ   "Об  обязательном пенсионном страховании в Российской  Федерации".  При этом сумма налогового  вычета  не  может  превышать  сумму  налога (сумму  авансового  платежа  по  налогу),  подлежащую   уплате   в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.  

В течение отчетного периода по итогам каждого  календарного месяца   налогоплательщики   производят   исчисление   ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из  величины  выплат  и  иных вознаграждений,     начисленных     с начала  налогового  периода до  окончания  соответствующего  календарного  месяца,  и   ставки налога.  Сумма  ежемесячного   авансового   платежа   по   налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом  ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.                   

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не  позднее  15-го числа следующего месяца.[8]                                    

По  итогам  отчетного  периода   налогоплательщики   исчисляют  разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы,  рассчитанной нарастающим итогом с  начала  налогового  периода  до  окончания соответствующего отчетного периода, и суммой  уплаченных  за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая  подлежит  уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.  Отчисления на обязательное пенсионное страхование составляют 20% от начисленного фонда оплаты труда и распределяются следующим образом:[9]

6% предназначаются для формирования базовой части пенсии, собираются налоговыми органами и направляются в федеральный бюджет.

8-14 % (в зависимости от возраста) предназначены на формирование страховой части пенсии, собираются налоговыми органами и направляются в бюджет ПФР.

4-6 % (для лиц 1967 года рождения и моложе) % предназначены на формирование накопительной части пенсии, собираются налоговыми органами и направляются в бюджет ПФР.

 В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон от 15.12.01г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» тарифы страховых взносов на страховую и накопительную части с 01 января 2005 года в зависимости от возраста застрахованного лица и года уплаты составляют (Табл. 1):

 Таблица 1

Тарифы страховых взносов

 

Возрастные категории застрахованных лиц

Страховая часть трудовой пенсии

Накопительная часть трудовой пенсии

1.

Для лиц 1966 г.р. и старше

14 %

0 %

2.

Для лиц 1967 г.р. и моложе:



2.1

уплата в 2005-2007 годы

10 %

4 %

2.2

уплата с 2008 года

8 %

6 %

 

Таким образом, в пенсионной модели предусмотрена прямая пропорциональная зависимость между размерами заработной платы, а значит и размерами платежей, и размером будущей пенсии. Чем больше заработная плата и платежи с нее, тем больше размер пенсионного капитала и, исчисляемой на его основе, пенсии. Если уплата страховых взносов производится не в полном объеме, то и в формировании пенсионного капитала будут участвовать только фактически поступившие и учтенные на индивидуальных лицевых счетах суммы.

С 1 января 2005 г. установлены следующие тарифы страховых взносов (Табл.2-табл.5)[10]

Таблица 2

Тарифы страховых взносов для организаций, индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии

Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии

Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

4

До 280 000 рублей

14,0 процента

8,0 процента

6,0 процента

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

39200 рублей + 5,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

16800 рублей + 2,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600 000 рублей

56800 рублей

32320 рублей

24480 рублей

 


В течение 2005 – 2007 годов для вышеперечисленных страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются ставки страховых взносов, представленные в таблице 3.


Таблица 3

Ставки страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

До 280 000 рублей

10,0 процента

4,0 процента

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

28000 рублей + 3,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

11200 рублей + 1,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600 000 рублей

40480 рублей

16320 рублей


Таблица 4

Тарифы страховых взносов для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера и крестьянских (фермерских) хозяйств


База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии

Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии

Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

4

До 280 000 рублей

10,3 процента

4,3 процента

6,0 процента

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

28840 рублей + 5,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

12040 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

16800 рублей + 2,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600 000 рублей

46440 рублей

21960 рублей

24480 рублей 



В течение 2005 – 2007 годов для вышеперечисленных страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются ставки страховых взносов, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Ставки страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе


База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

До 280 000 рублей

6,3 процента

4,0 процента

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

17640 рублей + 3,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

11200 рублей + 1,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600 000 рублей

30120 рублей

16320 рублей


Таким образом, порядок начисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд регулируется налоговым и пенсионным законодательством РФ.













Список литературы


1       Налоговый кодекс РФ, глава 24 (в ред. от 02.11.2004)

2       Бюджетный кодекс РФ

3       Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2004 года №157-ФЗ)

4       Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 8 мая 2004 года №34-ФЗ)

5       Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в ред. ред. от 29.11.2003).

6       Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 10.01.2003).

7       Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2004)

8       Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»  (ред. от 02.01.2000)

9       Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003

10  Бюджетная система России: Учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

11  Бажанова А. «Основные направления развития пенсионной системы РФ» // Экономико-правовой бюллетень 2003 - №1.

12  Борисов К.К. Развитие пенсионного обеспечение государства // Вопросы экономики - 2004.-№4.

13  Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6

14  Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—220 с.

15  Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. – СПб.: ДНК, 2001. – 176 с.

16  Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.— с. 368.

17  Королев Г.Н. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики 2003 г. // Банкир №2, 2003. С. 10-13

18  Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 268.

19  Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Экзамен по курсу финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2004

20  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003

21  Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2002. – 126 с.

22  Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003. – 221 с.




[1] Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 221.

[2] Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—С. 87.

[3] Там же.

[4] Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2001. – С. 135.

[5] Положение о Пенсионном фонде РФ. Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91

№ 2122-1.

[6] Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—С. 92.

[7] Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—С. 93.

[8] Налоговый кодекс РФ, гл.24

[9] Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2004), ст.22


[10] Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2004), ст.22