Содержание

Введение. 3

1.Сущность понятия «логистика». 5

2.Функции логистики. 11

3.Факторы, определяющие актуальность  логистики в условиях реформируемой экономики России. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 20

 

Введение

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

-   логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика)

-   производственная логистика

-   сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)

-   транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).

Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.

Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы.

Цель работы – рассмотреть вопрос, связанный с сущностью и задачами логистики.

1. Сущность понятия «логистика»

В логике термин «понятие» обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые за­трагивает логистика, то общим для них будут вопросы управле­ния материальными и соответствующими им информационными потоками*.

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

Термин логистика начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последо­вательности действий. Например, прибывшему на симпозиум участнику в европейской гостинице могут предложить обра­титься к менеджеру по логистике для выяснения дальнейшей программы действий, или диктор телевидения в разделе кри­минальной хроники может отметить, что у названной группы преступников имелась хорошо налаженная система логистики.

Расширение сферы применения логистики, которое наблю­дается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными пото­ками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начи­нают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потен­циал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Прежде чем давать определение логистике, наглядно пред­ставим себе процесс управления материальным потоком. В ка­честве простого физического примера возьмем струю воды, те­кущую из крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных действий — закрыв или открыв кран, добавив горя­чую или холодную воду. Можно переключить кран смесителя на душ, а можно с помощью гибкого шланга направить поток воды в любую сторону. В результате перечисленных действий изменяются интенсивность потока, его направление; меняется качественная характеристика — температура, при распылении струи через душевую сетку изменяется структура.

Несмотря на многообразие материальных потоков, циркули­рующих в экономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлению струей воды:

-   «открыли кран» -от поставщика к покупателю пошел товар;

-   «открыли кран» больше - усилили поставки:

-    «закрыли кран» - прекратили поставку. Можно изменить адресата — поток пойдет по другому пути, можно изменить качественный состав потока, поменяв ассорти­мент поставляемых товаров и т. д.

Несмотря на определенное сходство рассмотренных объек­тов, управление материальными потоками в экономических си­стемах, конечно же, намного сложнее. Кроме непосредственных операций с материальным потоком (погрузки, разгрузки, транс­портировки и т. п.), оно включает в себя:

-   различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;

-   поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;

-   определение оптимальных путей, по которым должны пой­ти материальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, а также многие другие виды работ.

Подробно состав деятельности, которая осуществляется с це­лью доведения материального потока до потребителя, рассма­тривается во второй главе.

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двухчастей:

-   принятие решения;

-   реализация принятого решения.

Для того чтобы принимать обоснованные решения по упра­влению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к ло­гистике; соответственно большая группа определений тракту­ет логистику как науку или научное направление: логисти­ка - междисциплинарное научное направление, не­посредственно связанное с поиском новых возможно­стей повышения эффективности материальных потоков.

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи:

-   прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

-   определение необходимой мощности производства и транс­порта;

-   разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

-   разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

-   построение различных вариантов математических моде­лей функционирования логистических систем;

-   разработка методов совместного планирования, снабже­ния, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Выработанные наукой знания позволяют принимать обосно­ванные решения в области управления материальными потока­ми. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группа определений рас­сматривает логистику как хозяйственную деятельность. логи­стика - направление хозяйственной деятельности, ко­торое заключается в управлении материальными пото­ками в сферах производства и обращения.[1]

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материально­го потока - основного объекта логистики, начиная от первич­ного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 1). Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

— на первом участке движется продукция производственно-технического назначения;

— на втором — изделия народного потребления. Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перера­батывающим предприятием, а также между различными произ­водствами, движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных произ­водств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты

Рис. 1. Принципиальная схема материального и информационного потоков


В ходе логистического процесса материальный поток дово­дится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участ­ков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Перечисленные виды деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики, которую одноименный терминологический словарь определяет следующим образом: логистика (logistics) - на­ука о планировании, контроле и управлении транспор­тированием, складированием и другими материальны­ми и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производ­ственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения гото­вой продукции до потребителя в соответствии с ин­тересами и требованиями последнего, а также переда­чи, хранения и обработки соответствующей информа­ции.

Настоящее определение, как следует из его содержания, трак­тует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность ло­гистика представлена в следующем определении: логистика — процесс управления движением и хранением сырья, ком­понентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента по­лучения денег за доставку готовой продукции потре­бителю (принцип уплаты денег — получения денег).

Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.

На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономи­ческие процессы, останавливая свое внимание лишь на матери­альных потоках. Однако, такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, на­чиная от первичного источника сырья через все промежуточ­ные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогно­зировать их поведение, существенно сокращая при этом размер­ность задач моделирования, а также открывает новые возможно­сти формализованного исследования экономических процессов.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с пози­ции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений поня­тия логистики. Сегодня под логистикой пони­мается:

-                      новое направление в организации движения грузов;

-                      теория планирования различных потоков в человеко-машинных си­стемах;

-                      совокупность различных видов деятельности с целью получения необ­ходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

-                      интеграция перевозочного и производственного процессов;

-                      процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

-                      форма управления физическим распределением продукта;

-                      эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

-                      новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

-                      наука о рациональной организации производства и распределения. В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого на­чала в решении задач логистики: логистика — это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и со­держания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Логистика - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обес­печивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Логистика - наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции в устано­вленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потреб­ность в этой продукции.

Логистика - наука о планировании, реализации и контроле эффек­тивных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хране­ния материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места по­требления в соответствии с требованиями клиентуры.

Логистика - наука о процессе физического распределения продук­ции в пространстве и во времени.

Логистика - наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.

Логистика - наука о взаимодействии всех элементов производствен­но-транспортных систем: от производства до производительного потребле­ния.

Логистика - комплексное направление в науке, охватывающее про­блемы управления материальными потоками.

Логистика - наука о рациональной организации производства и рас­пределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.

Логистика - наука о планировании, управлении и контроле посту­пающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это пред­приятие материального потока и соответствующего ему информационного потока.[2]


2. Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в эконо­мике решается множество разнообразных задач. Это — задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объ­ема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельно­сти различных предприятий и организаций, производящих и по­требляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользу­ющихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

-                      транспортные предприятия общего пользования, различ­ные экспедиционные фирмы;

-                      предприятия оптовой торговли;

-                      коммерческо-посреднические организации;

-                      предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются ма­териальные потоки, непосредственно осуществляется и контро­лируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического про­цесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород­ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающу­юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде­ленную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на, реализацию целей ло­гистической системы.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представля­ет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокуп­ность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участни­ками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.


Таблица 1. Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса

Участник  логистического  процесса

Название логистической функции

Транс­порт общего пользо­вания, экспеди­ционная фирма

Предпри­ятия оптовой торговли

Коммерческо-посреднические органи­зации

Склады готовой продук­ции предприятий-изготовителей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их раз­витие, корректировка и ра­ционализация

Х

Х

Х



Определение объемов и на­правлений материальных пото­ков



Х

Х



Прогнозные оценки потребно­сти в перевозках

Х

Х

Х



Определение последователь­ности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товаро­движения





Х



Развитие, размещение и ор­ганизация складского хозяй­ства



Х

Х



Управление запасами в сфере обращения



Х

Х



Осуществление перевозки, а также всех необходимых опе­раций в пути следования гру­зов к пунктам назначения

Х







Выполнение операций, непо­средственно предшествующих и завершающих перевозку то­варов1



Х



Х

Управление складскими опе­рациями2



Х



Х

1 Подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

2 Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ас­сортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.


Отметим две характерные особенности приведенного ком­плекса логистических функций:

-                      все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и напра­влены на управление материальным потоком, т. е. весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

-                      носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функ­ций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.[3]


3. Факторы, определяющие актуальность  логистики в условиях реформируемой экономики России.

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

Идеи логистики являются принципиально новыми для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса.

Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом. Все процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, производство, сбыт, потоки материалов, транспорт, информация, финансы, а также системы управление запасом, качеством, планирование потребности в материалах и т.п.

Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики.

Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг. [4]

 Основные трудности, имеющиеся, на мой взгляд, на пути развития логистики в России:

-   нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

-   слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

-   отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

-   отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

-   низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

-   недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.

Система распределения характеризуется замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей.

Особая роль в процессе распространения концепции логистики принадлежит транспорту. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов: интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки JIT и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т.д. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности.

Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.[5]



Заключение

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращении затрат в данной сфере.

Развитие логистики определили следующие 2 фактора:

-                      Усложнение системы рыночных отношений и повышения требований к качественным характеристикам процесса распределения.

-                      Создание гибких производственных систем.

Выделяют 3 периода развития систем товародвижения материальной продукции:

1.                    Дологистический период (до 50-х годов). В этот период управление материальным распределением носило фрагментарный характер, т.е. транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две связанные одна с другой сферы деятельности.

2.                    Период классической логистики (с 60-х годов по начало 80-х годов). Вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы.

3.                    Период неологистики (начало 80-х годов). В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Функции логистики рассматриваются как важнейшая подсистема общефирменной системы.

С середины 80-х годов в западных странах наметился новый подход к развитию логистики. Его специфика – в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами. Отличительные признаки логистической системы:

1.                    Наличие потокового процесса.

2.                    Определенная системная целостность.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.

Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, торговли, транспорта, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем.

Логистика как наука устанавливает связь между запасами, вместимостью, производительностью и гибкостью системы, позволяет преодолеть инерционные процессы при переходе от частично оптимальных к полностью оптимальным системам.

Создание логистической системы и построение логистических цепей – это сложная научная проблема. Эта сложность определяется ее многоплановостью и большой размерностью системы управления.



Список литературы










1.                     Аникин Б.А. Логистика. - М.: ИНФРА-М, 2002.

2.                     Гаджинский А.М. Основы логистики. - М.: Маркетинг, 2002Логистика./ Под ред. Б.А.Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2001.

3.                     Гончаров П.П. Основы логистики. - М.: ИНФРА-М, 2002.

4.                     Залманова М.Е. Логистика. – Саратов: СГТУ, 2001.

5.                     Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика. - М.: Машиностроение, 2003.

6.                     Рынок и логистика./Под ред. М.П.Гордона. – М.: Экономика, 2003.



[1] Гончаров П.П. Основы логистики. - М.: ИНФРА-М, 2002.  – С. 17

[2] Аникин Б.А. Логистика. - М.: ИНФРА-М, 2002.  – С. 49

[3] Залманова М.Е. Логистика. – Саратов: СГТУ, 2001.  – С. 21

[4] Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика. - М.: Машиностроение, 2003. – С. 149

[5] Рынок и логистика./Под ред. М.П.Гордона. – М.: Экономика, 2003. – С. 142