Содержание

1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни……………….

1.1. Здоровый образ жизни как залог здоровья людей…………………………..

1.2. Необходимость воспитания здорового образа жизни………………............

2. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди людей…………………………………………………………

2.1. Анализ умственного и физического развития как самого важного показателя здоровья………………………………………………………………..

2.2. Разработка методики воспитания здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста……………………………………………………………

3. Оценка эффективность воспитания здорового образа жизни детей…………

3.1. Методики оценки эффективности здорового образа жизни детей…………

3.2. Влияние воспитания здорового образа жизни на здоровье детей дошкольного возраста: изменение умственных и физических показателей здоровья…………………………………………………………………………......

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………………...




Введение

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.

Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

Данная задача предопределяет творческий поиск более эффективных способов организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни[1].

Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в работах В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, И.И. Брехмана. Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что над проблемами улучшения здоровья детей работают многие ученые (В.Г. Алямовская, Г.П. Зарудян, Л.М. Студеникин и др.), но фундаментальных трудов, посвященных проблемам формирования привычек здорового образа жизни дошкольников пока нет.

Тем не менее, анализ литературы позволил наметить некоторые условия формирования привычек здорового образа жизни: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены[2].

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России[3].

Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

По мнению ученых необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

В данной работе ставится целью исследование и разработка методики воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Исследование проводится в ДОУ «Солнышко» г. Хабаровска.

Объектом исследования является процесс работы воспитателей с детьми дошкольного возраста.

Предметом исследования является изучение эффективности работы воспитателей по формированию здорового образа жизни среди детей и разработка новых методик по воспитанию здорового образа жизни детей.

Задачами исследования являются: изучение социально-педагогической, валеологической и  психологической литературы; анализ умственного и физического развития детей дошкольного возраста; разработка и внедрение методики по формированию здорового образа жизни детей,  анализ эффективности методик по формированию здорового образа жизни детей.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:

1.       Учитывать физиологические и психологические особенности детей.

2.       Создать условия для формирования здорового образа жизни.

В первой главе данной работы будут рассмотрены теоретические аспекты формирования здорового образа жизни, в частности рассмотрение здорового образа жизни как предмета изучения валеологии, а также необходимости формирования здорового жизни детей с целью воспитания здорового поколения.

Во второй главе данной работы будет рассмотрена социально педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, а именно проанализировано состояния здоровья дошкольников на основе показателей умственного и физического развития, предложены методики воспитания здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

В третьей главе данной работы будет проведена оценка эффективности воспитания здорового образа жизни детей: показано влияние воспитания здорового образа жизни детей на изменение умственных и физических показателей здоровья.

1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни

1.1. Здоровый образ жизни как залог здоровья людей 

Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.

Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному[4].

Соматический - подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.

Социальный - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный - стратегию жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами его жизни.

Исходя из этого, здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функции и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферы[5].

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой — понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья[6].

Обобщая вышеизложенные точки зрения, следует подчеркнуть, что под "здоровьем" следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека.

Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл.1).

Таблица 1 - Факторы, влияющие на здоровье

 

Сфера влияния факторов

 

Факторы, укрепляющие здоровье

 

Факторы, укрепляющие здоровье

 

Генетические (15-20%)

 

Здоровая     наследственность. Отсутствие      морфофункцио-нальных    предпосылок    воз­никновения заболевания 

Наследственные   заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к забо­леваниям

 

Состояние окружающей среды (20-25%)

 

Хорошие  бытовые  и  произ­водственные  условия,   благо­приятные    климатические    и природные условия, экологи­чески    благоприятная    среда обитания

 

Вредные    условия    быта    и производства,    неблагоприят­ные         климатические        и природные                  условия, нарушение        экологической обстановки

 

Медицинское обеспечение (10-15%)

 

Медицинский   скрининг,   вы­сокий     уровень     профилак­тических мероприятий, совре­менная и полноценная меди­цинская помощь

 

Отсутствие           постоянного медицинского    контроля    за динамикой  здоровья,   низкий уровень    первичной    профи­лактики,   некачественное   ме­дицинское обслуживание 

Условия и образ жизни (50-55%)

 

Рациональная        организация жизнедеятельности,    оседлый образ      жизни,      адекватная двигательная активность 

Отсутствие       рационального режима     жизнедеятельности, миграционные          процессы, гипо- или гипердинамия

 

 

С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности можно определить здоровый образ жизни как "способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций"[7].

Другими словами, здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.).

Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

-    оптимальный двигательный режим;

-   тренировка иммунитета и закаливание;

-   рациональное питание;

-   психофизиологическая регуляция;

-   психосоциальная и половая культура;

-   рациональный режим жизни;

-   отсутствие вредных привычек;

- валеологическое образование и самообразование. Суммируя  возможные  результаты   и   эффективность   перехода  к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

- положительно и результативно снижает или устраняет воздействие "факторов риска", заболеваемость и, как результат, уменьшает затраты на лечение;

- способствует тому, что жизнь человека становится все более здоровой и долговечной;

- обеспечивает хорошее взаимоотношение в семье, здоровье и счастье детей;

- обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

- обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;

- позволяет отказаться от вредных привычек, рационально распределять бюджет времени с использованием средств активного отдыха.

Двигательная активность является обязательным и определяющим фактором, обуславливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. В настоящее же время одной из серьезных проблем, самым неблагоприятным образом сказывающейся на здоровье человека, рассматривается недостаток движения, что в первую очередь отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к ожирению, нарушению осанки, эндокринным заболеваниям (сахарный диабет), снижает устойчивость к инфекционным заболеваниям и нервно-психическим стрессам. Такое положение определяется, прежде всего, снижением доли физического труда человека в быту и в производстве. Двигательная активность на рабочем месте и в быту у подавляющего числа горожан недостаточна: исследования показывают, что для того, чтобы оставаться здоровым, человек должен расходовать на мускульные усилия 1000-1200 ккал/сутки, тогда как у лиц умственного труда эти траты равны 500-700 ккал). Вместе с тем, повышение энергетического потенциала человека за счет физических упражнений обуславливает и высокий уровень его здоровья. Вот почему люди с высоким показателем физической работоспособности обладают высокой устойчивостью к широкому кругу неблагоприятных факторов: кровопотере, гипоксии, сдвигам в гомеостазе, переохлаждению и мн. др. Компенсацией дефицита двигательной активности может быть целенаправленная физическая культура, реализуемая как через государственные (в образовательных учреждениях и некоторых ведомствах), так и через самодеятельные, секционные и другие виды программы.

Как проводить самоконтроль физического состояния в обычных условиях?

Но возможен ли самоконтроль в обычных домашних условиях без использования дорогостоящей сложной диагностической аппаратуры? Безусловно. И для этого не нужно ни специально оборудованного помещения, ни сложных медицинских приборов. Достаточно ежедневно проводить доступные каждому функциональные нагрузочные пробы, чтобы получить вполне объективные сведения о сегодняшнем состоянии своего здоровья. Или хотя бы о состоянии важнейших систем жизнеобеспечения и резервных возможностях организма.

В качестве примера приведем несколько таких весьма широко распространенных функциональных проб, дающих объективную оценку состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Проба с дозированной физической нагрузкой: подсчитывается частота сердечных сокращений до и после 20 приседаний (за 30 секунд). Если частота пульса не превышает 120 в минуту, а время, необходимое для его возвращения к исходному состоянию, не превышает двух минут, можно быть уверенным, что резервы здоровья вполне надежны и достаточны.

Ортостатическая проба: подсчитывается частота пульса до и после перехода из горизонтального положения (из положения - "лежа") в вертикальное (положение - "стоя"). Если прирост частоты сердечных сокращений не превышает 30-40 в минуту, резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем достаточно высоки.

Проба с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе: если человек спокойно может задержать дыхание на вдохе не менее 30 секунд, а на выдохе - не менее 20 секунд, значит, резервные возможности сердечно­сосудистой и дыхательной систем не должны вызывать беспокойства.

 Окружив себя температурным комфортом, прибегая к массированной фармакологической помощи, современный человек во все большей степени детренирует свои системы иммунитета и терморегуляции. Положение усугубляется низкой двигательной активностью человека и высоким содержанием вредных примесей, в том числе и синтетических, в воздухе и в пище. Выход видится в приобщении человека к природе, к пребыванию (в пределах возможного) в естественных условиях, в использовании целебных сил природы.

 В структуре питания современного человека натуральных продуктов становится все меньше и все больше - рафинированных и синтетических, при этом возникает двойной отрицательный эффект. Во-первых, в отходы пищевого производства уходят многие биологически активные вещества (витамины, клетчатка, микроэлементы и др.), в которых нуждается организм. Например, при технологической переработке пшеницы до муки высшего сорта в отходы попадает до 80% таких веществ. Дефицит же в организме необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности материалов ведет к нарушению и извращению обмена веществ. Во-вторых, очищенные продукты очень привлекательны по своим качествам, и в их потреблении человек теряет меру. Результатом обоих обстоятельств является то, что при нарушении структуры питания значительная часть населения нашей страны страдает от избыточного веса и серьезными нарушениями обмена веществ.

В   пище  современного   человека  много  синтетических  пищевых добавок,   сахара,   соли;   в   реализуемых   продуктах,   рассчитанных   на длительное хранение, небезразличные для организма антиоксиданты, антизатвердители,   красители,   консерванты,   абсорбенты,   эмульгаторы, стабилизаторы  и  т.д.   и  т.п.   -  всего  около  30   групп  искусственных препаратов, представляющих более 2500 веществ.

В процессе эволюции нервная деятельность животных совершенствовалась преимущественно в направлении более надежного и более дифференциального обеспечения двигательной активности. Более того, можно утверждать, что качество движения - интенсивность, периодичность, объем и т.д. - в точности соответствовали качеству нервной деятельности. Социальная природа человека в значительной степени изменила ситуацию, и психика современного человека все больше ориентируется не на двигательное обеспечение жизнедеятельности, а на социальные мотивы - общественные, трудовые, бытовые, семейные, культурные и др. Резко возросли и интеллектуальные, мыслительные нагрузки. В то же время двигательная активность становится все менее выраженной. Такое положение, в частности, исключает из реализации конечное звено стресса, сопровождающего психическую активность, -движение. Закономерным же итогом такого положения является нарастание психического напряжения человека. Сказанное делает понятной необходимость включения в организацию и содержание здорового образа жизни компонентов психофизиологической регуляции.

Здоровье человека во многом определяется оптимальным соотношением и распределением периодов его активности и отдыха. Активность человека предполагает учет всех видов его деятельности: профессиональной, бытовой, досуговой, физкультурной и др.

Чем более объемна и интенсивна выполненная работа, тем более полноценным должен быть период восстановления. Под последним, однако, следует понимать не только (и не столько) пассивное состояние (покой, сон), но и целую систему мер, активизирующих восстановление работоспособности. В такой системе особая роль принадлежит, активной реституции (активному отдыху). Пренебрежение же полноценным и рационально организованным отдыхом чревато перенапряжением организма и развитием переутомления.

 Особое место в обеспечении здорового образа жизни, несомненно, занимает устранение влияния на организм человека так называемых факторов риска, поскольку они неизбежно ведут к возникновению ряда определенных заболеваний, являющихся наиболее частыми причинами смертности: болезни сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов дыхания, опухоли, патология эндокринных желез и т.д.

На одно из первых мест, по-видимому, следовало бы поставить неправильность питания.

Вторым, не менее опасным фактором риска, является гиподинамия -постоянный дефицит двигательной активности.

В полной мере это относится и к следующему фактору риска -постоянному преобладанию психологического стресса над физическим, вызванным современными условиями и ритмами жизни, нормами поведения, предъявляемыми организму требованиями и урбанизацией нашей жизни.

Здоровый образ жизни с алкоголизмом, курением и наркоманией просто несовместимы.

Использование факторов риска является одним из наиболее простых и распространенных методов прогнозирования. К ведущим факторам риска основных неинфекционных заболеваний относятся гипертония, избыточный вес, повышенное содержание холестерина в плазме крови (среди лиц с гиперхолистеринемией заболеваемость ишемической болезнью сердца (ИБС) в 1,5 раза выше по сравнению с остальными). на регламентация каждого из16

определяющих его факторов. Активность человека предполагает учет всех видов его деятельности: профессиональной, бытовой, досуговой, физкультурной и др.

Чем более объемна и интенсивна выполненная работа, тем более полноценным должен быть период восстановления. Под последним, однако, следует понимать не только (и не столько) пассивное состояние (покой, сон), но и целую систему мер, активизирующих восстановление работоспособности. В такой системе особая роль принадлежит, активной реституции (активному отдыху). Пренебрежение же полноценным и рационально организованным отдыхом чревато перенапряжением организма и развитием переутомления.

Особое место в обеспечении здорового образа жизни, несомненно, занимает устранение влияния на организм человека так называемых факторов риска, поскольку они неизбежно ведут к возникновению ряда определенных заболеваний, являющихся наиболее частыми причинами смертности: болезни сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов дыхания, опухоли, патология эндокринных желез и т.д.

На одно из первых мест, по-видимому, следовало бы поставить неправильность питания.

Вторым, не менее опасным фактором риска, является гиподинамия -постоянный дефицит двигательной активности.

В полной мере это относится и к следующему фактору риска -постоянному преобладанию психологического стресса над физическим, вызванным современными условиями и ритмами жизни, нормами поведения, предъявляемыми организму требованиями и урбанизацией нашей жизни.

Здоровый образ жизни с алкоголизмом, курением и наркоманией просто несовместимы.

Использование факторов риска является одним из наиболее простых и распространенных методов прогнозирования. К ведущим факторам риска основных неинфекционных заболеваний относятся гипертония, избыточный вес, повышенное содержание холестерина в плазме крови (среди лиц с гиперхолистеринемией заболеваемость ишемической болезнью сердца (ИБС) в 1,5 раза выше по сравнению с остальными).

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни складывается из: оптимального двигательного режима; тренировки иммунитета и закаливания; рационального питания; психофизиологическаой регуляции; психосоциальной и половой культуры; рационального режима жизни; отсутствия вредных привычек; валеологического образования и самообразования.

 

1.2. Необходимость воспитания здорового жизни детей

Как указано выше, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и, прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

При этом должна быть преемственность  валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей[8].

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это  сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для  формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных  оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог или воспитатель проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение  имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков[9].

Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Щвейцарии, Скандинавских государств и других) позволяет выделить основные направления в деятельности социальных педагогов или “сотрудников службы социальной помощи в школе”, работающих на районном уровне в тесном взаимодействии с другими специалистами, прежде всего с медицинскими работниками и подготовленными непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающими  здоровый образ жизни.

В их программы направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в деятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде необходимости закаливания – эффективного средства профилактики респиратурных и других заболеваний. Большие и трудные задачи возникают при проведении с детьми и подростками по борьбе с вредными привычками.

Рассмотрим содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является  постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор  содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия  для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. ЕЕ сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных  контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает  возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

-  советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

-  консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

-  защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайщего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме, Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факто употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак взрослости и возмужания.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна строиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы социального педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии[10].

 Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога.  Ему необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях  школьной и внешкольной жизни.

В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей – проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья детей трудно переоценить. Однако успешную реализацию этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.


 






2. Социально – педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста

2.1.Анализ умственного и физического развития – как самых важных показателей здоровья

Прежде чем начать целенаправленную работу по улучшению здоровья детей, необходимо выявить состояние здоровья детей, уровень развития основных видов движений с тем, чтобы разработать в дальнейшем программу по формированию здорового образа жизни, эффективную для каждого ребенка.

Исследование проводилось в ДОУ «Солнышко» г. Хабаровска. Наблюдение проводили за подготовительной группой в течение 6 месяцев. Группа состоит из 13 человек (см. табл. 2).

Поскольку невозможно осуществлять оздоровление детей только педагогическим мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом.

К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.

Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечно-сосудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.

К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.

К четвертой и пятой группе относятся дети с тяжелыми органическими нарушениями и тяжелыми хроническими заболеваниями. Массовые дошкольные учреждения дети этих групп не посещают.

Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям).

Таблица 2

Состав экспериментальной группы

Фамилия, имя

Возраст

Рост, см

Вес, кг

1. Буркин  Женя

4,5 л.

97,5

19

2. Волочаев Андрей

5 л.

103

21

3. Дубровина Ольга

4,5 л.

100

23

4. Кошкин Витя

5л.

104

20,5

5.Михайлов Юрий

5 л.

99

18

6.Мазуренко Юля

5 л.

102

21

7.Невельских Оксана

4,5 л.

95

19,5

8. Попов Костя

4 л.

95

17

9. Пушкина Аня

5 л.

100

20

10.Урусов Максим

4 л.

101

17

11.Шишкин Валера

4 л.

98

18

12.Хомякова Ульяна

5 л.

103

21

13.Ястреб Татьяна

4л.

94

18


Паспорт здоровья экспериментальной группы приведен в табл. 3.

Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 4-5 лет колеблется от 93 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 17 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки.

Физическая подготовленность детей оценивалась по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), количество приседаний за 30 с. Данные эксперимента показали, что мальчики более сильные и ловкие, чем девочки.

Наблюдение за дошкольниками позволило выявить следующие данные:

- общий процент посещаемости группы – 85,6 %:

-общий процент заболеваемости – 47,6%.

Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства.

Также в результате наблюдения отмечено, что у Кошкина Вити и Ястреб Тани есть нарушение зрения.




Таблица 3

Паспорт здоровья экспериментальной группы

Порядковый номер учащегося по списку

Наименование параметра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

107,5

103

98

104

103

92

95

95

97

101

98

93

94

- рост (см)

2

19

21

23

20,5

18

21

19,5

17

20

17

18

21

18

-вес (кг)

3

N

N

N

Нар.

N

Нар.

N

N

Нар.

N

N

N

N

-состояние осанки

4

50

48

40,3

49,8

47,6

42,3

40,2

45,6

41,1

48,1

47,3

44,3

45,4

-бег 10 м с хода (с)

5

35,7

34,4

31,4

38,1

37,2

32,0

30,2

35,1

31,8

35,7

36,7

33,4

36,4

-бег 30 м со старта (с)

6

65,1

64,0

62,0

58,1

55,2

50,6

51,3

55,3

55,4

64,3

67,9

51,4

50,7

-челночный бег (с)

7

115

130

125

100

115

95

120

117

100

120

114

130

108

-прыжок с места (см)

8

72

70,3

69

71,5

74,6

67,8

71,6

73,4

61,6

72,5

79,3

65,4

69,6

-прыжок с разбега (см)

9

25

24

20

23

33

20

22

30

24

32

33

23

25

-количество приседаний за 30 с

10

I

I

I

II

II

II

I

I

II

I

I

II

II

-группа здоровья

 Для определения уровня умственного развития группы использовались  следующие методики.

1. Методика «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ»

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который ука­зан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, дви­гая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно ско­рее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

 

Рисунок 1 - Методика «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ»


Оценка результатов

10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 46 до 60 сек. и, проходя через лабиринт, ребенок 1 – 2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек. и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза дотронулся палочкой до его стенок.

4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 8О до 100 сек. и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла – задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек., и проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл – задание выполнено ребенком за время 120 сек. Или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий


2. Методика «КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАНЫ В РИСУНКАХ?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» мно­гие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной ми­нутой. Если за это время ребенок не сумел полностью вы­полнить задание, то его прерывают. Если ребенок спра­вился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику ви­дит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к дру­гому, то он должен остановить ребенка и попросить поис­кать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее чис­ло всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рисунок 2 - Методика «КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАНЫ В РИСУНКАХ?»

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очерта­ния которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8—9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затра­тив на их поиск от 21 до 30 сек.

6—7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех пред­метов за время от 41 до 50 сек.

2—3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0—1 балл — за время, большее, чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предме­тов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов       - очень высокий;

8-9 баллов -  высокий;

4-7 баллов  -  средний;

2-3 баллов низкий;

0-1 балл — очень низкий.


3. Методика «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции.

На каждой из этих картинок один из четырех изобра­зи них на ней предметов является лишним. Внимательно смотри на картинки и определи, какой предмет и поче­му и является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

 

Рисунок 3 - Методика «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин., назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, поче­му они являются лишними.

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин. до 3 мин.

0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий.

Результаты исследования представлены в табл. 4

Таблица 4

Уровень умственного развития детей


Результаты методики, баллы

Фамилия, имя

 «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ»

«КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАНЫ В РИСУНКАХ?»

«ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

1. Буркин  Женя

9

9

8

2. Волочаев Андрей

7

7

7

3. Дубровина Ольга

8

7

7

4. Кошкин Витя

5

5

5

5.Михайлов Юрий

9

9

9

6.Мазуренко Юля

7

8

9

7.Невельских Оксана

6

5

5

8. Попов Костя

4

5

6

9. Пушкина Аня

5

7

8

10.Урусов Максим

3

3

2

11.Шишкин Валера

7

6

8

12.Хомякова Ульяна

5

4

5

13.Ястреб Татьяна

6

7

8


Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень умственного развития. Высокий уровень развития был отмечен у Буркина Жени, а низкий уровень развития – у Урусова Максима.

Исследования показали, что испытуемая группа в целом имеет средние показатели умственного и физического развития. В группе есть дети, имеющие высокие показатели развития. Однако есть и такие, которые имеют невысокие и даже низкие показатели развития. Поэтому необходимо разработать программу, которая поможет улучшить данные показатели.


2.2. Разработка методики воспитания здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Программа для  формирования привычек здорового образа жизни должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Разработанная нами программа включает упражнения для физического развития детей, упражнения по личной гигиене дошкольников, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику,  упражнения по развитию воображения, моторики, созданию и закреплению целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, упражнения по формированию у детей способности к содействию и сопереживанию.


Упражнения для физического развития

Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста была разработана программа сюжетных занятий по физической культуре для детей 4-5 лет. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушениями осанки. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе "Морское царство" применяются упражнения дыхательной гимнастики "Парус", "Волны шипят" и др., общеразвивающие упражнения "Рыбка", "Русалочка" , "Медуза" и др., подвижные игры "Цунами" , "Невод" , "Водяной" и др., танец "Раки" , круговая тренировка "Матросы на корабле в шторм" и т.п.). Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.

При разработке программы сюжетных занятий мы попытались сохранить их характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Разработанная нами программа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач в программе используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений, используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям некоторых валеологов, упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков.

Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности целесообразно дополнять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми-занятиями: например, комплекс "Морское царство" может быть дополнен познавательной игрой-занятием М. Сигимовой "Загадки Морского Царя" и т.п. В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету: например, перед разучиванием танца "Раки" загадать загадку "Под водой живет народ - ходит задом наперед"; при выполнении несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности "Морская волна" и "Я на солнышке лежу" предложить детям всем вместе произнести вслух отрывок из сказки А.С.Пушкина "Ты волна моя, волна..." или спеть песенку из мультфильма "Как львенок и черепаха пели песню". Можно также предложить детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия (нарисовать море, рыбку, чайку, кораблик и т.п.), прочитать рассказы, сказки соответствующего сюжетного содержания (например, сказку Г.Х. Андерсе на "Русалочка").

Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий (например, комплекс "Морское царство" направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, комплекс "Любимые игрушки" - координационных способностей, комплекс "Африка" - выносливости и т.д.). Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких (в течение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.

После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий проводится физкультурный досуг или праздник (например, комплекс "Морское царство" завершается физкультурным праздником "В гостях у Морского Царя"), в процессе которых используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к празднику (досугу) является для детей хорошим стимулом для тщательной отработки своих движений, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность.


Упражнения для формирования навыков личной гигиены

Для развития навыков личной гигиены с детьми проводился следующий эксперимент.

 Пятилетних детей знакомили с зубами. Сначала дети продемонстрировали свои знания о зубах и что с их помощью можно делать. Выяснилось, что можно не только откусывать пищу, жевать, но и кусаться, развязывать ботинки и пр. В результате у воспитателя сложилось полное представление об имеющемся у детей опыте обращения с зубами. Выяснилось также, что зубы чистят все дети, но многие под нажимом взрослых. Затем педагог предложила по зубам угадать их хозяина. Дети рассматривали муляжи, фотографии и без большого труда узнавали челюсти крокодила, кошки, собаки, лошади, а также обезьяны и человека. Определиться с челюстями обезьяны и человека детям оказалось труднее. Очень умело воспитатель подвела детей к мысли о том, можно ли узнать друг друга только по зубам. Детям захотелось попробовать. Часть детей спряталась за ширму-экран, которая была так устроена, что у ребенка были видны только зубки, и по очереди демонстрировали свои зубы. Дети, находящиеся по другую сторону ширмы, угадывали, кому они принадлежат. За правильное угадывание команда получала в награду яблоко. Потом команды поменялись местами. Выяснилось, что не так уж легко узнать друг друга по зубам. Путаницы было достаточно. Тогда воспитатель предложила детям хорошенько познакомиться со своими собственными зубками.

Дети вымыли руки, взяли маленькие настольные зеркальца и стали изучать свои челюсти: посчитали количество зубов, ощупали их форму, определили, все ли здоровы, все ли ровные и правильно растут и т.п. Вдоволь налюбовавшись ими, они стали лепить свои зубы с натуры из розового и белого пластилина. Забавно было наблюдать, как сосредоточенно они это делают, сверяя свой настоящий зуб с пластилиновым. Надо сказать, что у некоторых детей получилось похоже.

На следующий день воспитатель предложила детям провести эксперимент с зубами. Она принесла пластмассовые челюсти, дала детям их рассмотреть и сказала: «Эти зубки будут вместе с нами «пить» все, что мы пьем, и «есть» все, что мы едим. Но одни зубки мы после «еды» просто слегка сполоснем, потому что слюна тоже слегка очищает наши зубы, а другие каждый раз будем чистить зубной щеткой и пастой. Дети поливали челюсти соком, кофе, чаем, бульоном и пр. Уже через три дня разница в цвете зубов была ощутима. Дети это увидели сами. Так как вы считаете, нужно ли чистить зубы, или пусть живут, как знают? Каков был ответ, вы догадываетесь. А воспитатель подытожила: «Хороший хозяин ухаживает за своими зубами, знает, что они любят. А любят они, чтобы их чистили, показывали врачу, а еще они любят жевать морковку, грызть яблочки, но очень боятся сладкого, твердых орешков и посторонних предметов, которые некоторые люди берут в рот. А вы какие были хозяева своим зубам? Есть ли среди вас такие, кто был своим зубкам не очень хорошим хозяином, но теперь решил, что будет заботиться о них? Кто уверен, что сможет делать это без напоминания мамы и папы?»

Поскольку мы не имели возможности наблюдать у этих детей процесс формирования привычки ухаживать за своими зубами, то попросили рассказать воспитателя о том, как будет эта работа осуществляться в дальнейшем. Она рассказала, что теперь каждые десять дней медицинской сестрой будет проводиться с помощью специального теста анализ на чистоту зубов. За самые чистые зубы ребенка родителям будут выставляться баллы. Кроме того, сказала воспитатель, будут протестированы зубы воспитанников и на основании этого тестирования будет составлена для детей своеобразная «дефектная ведомость». В этой ведомости графически будет показано, сколько у ребенка зубов здоровых и сколько зубов нуждаются в лечении. Если зуб приведен в порядок, то ребенок сам белой краской закрасит соответствующую клеточку. Если возникнет непорядок, то в соответствующем ряду (нижнем или верхнем) и месте он поставит знак дефекта (черную точку). В конце года за соответствующее состояние полости рта ребенка родителям выставляются баллы.

Кроме того, детям рассказывали о том, как важно мыть руки перед едой, принимать ванну, содержать в чистоте одежду и т.д.


Гимнастика для глаз

В экспериментальной группе у некоторых детей отмечены нарушения зрения. В связи с этим с ними проводилась гимнастика для глаз. Также данные упражнения проводились и с другими детьми в профилактических целях.

Гимнастика для глаз предполагает выполнение следующих упражнений:

1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз. Закрыть глаза.

2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т.д. Закрыть глаза.

3. Несколько раз посмотреть поочерёдно налево, направо. Закрыть глаза.

4. Посмотреть прямо, направо, прямо и т.д. Закрыть глаза.

5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направления.

6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30-35 см, затем на предмет вдали.

9. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете ( видеть его чёткое изображение).

10. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

 

Для часто и длительно болеющих детей проводились упражнения дыхательной гимнастики

1.Сделайте 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю ( по 4-6 секунд), по очереди закрывая их большим и указательным пальцами.

2.На вдохе оказывайте сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. Во время более продолжительного выдоха такое сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа указательными пальцами.

3. Выключите ротовое дыхание поднятием кончика языка к твёрдому нёбу. При этом вдох и выдох осуществляется через нос.

4. Сделайте спокойный вдох. На выдохе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произносите слоги ба – бо - бу.

5. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть „гммм“, то же – закрыв левую ноздрю.

6. Энергично произносить „п-б“, „п-б“, произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

7. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. Повторить 8-10 раз.

8. Закрыть нос пальцами и считать до десяти, то же повторить с открытым носом.

9. Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

10. Массаж горла: поочерёдно гладить горло то левой, то правой рукой. Повторить 5-6 раз.

Для общеоздоровительного эффекта для детей был разработан комплекс закаливающих процедур, включающий  босохождение, солевые дорожки, дорожки здоровья, обливание рук.


Развитие воображения

Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.

Так, имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спинку, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.



Формирование осмысленной моторики

Осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Она связана с работой воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: рисование дыханием в воздухе воображаемых фигур и т.п.

Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано с помощью специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: лошадка перед прыжком, тяжелоатлет в рывке), «Скульптор и глина» (один ребенок создает скульптуру из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-«перевертышей» («собака на заборе», «кошка в мышиной норке», «пассажир в чемодане»).


Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности

Для создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности используется игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка. Другая рука выполняет «ваятельские» функции. «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным и добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это — папа). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий (это — мама). Средний палец — главный помощник родителей — «старший брат». Безымянный — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это — «младший братик»). Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности.

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения и уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации «семейного контекста») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д.


Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Пример. Делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Массаж становится формой невербального общения детей, где каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт, который так редок или весьма формализован в массовых дошкольных учреждениях («Взялись за руки!»), ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.


Список литературы

1.                Кураев Г. А. Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 6-9.

2. Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59

3. Астранд П. О., Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70.

4. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.

5. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998.

6. Решетнёва Г.А., Шнейдер О.С. Технология формирования здоровья детей средствами физической культуры. // Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века: Матер. междунар. конф. - Хабаровск: ХГПУ, 2000.

7. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.

8. Пономарев В. В. Технология формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 70-74.

9. Буцинская П.П. и другие. Общеобразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.

10. Вавилова Е.Н. Развить у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М., 1983.

11. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. М., 1971.

12. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч. – т.2, М., 1952 .

13. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факт. Физического воспитания пед. институтов. Под редакцией Б.А. Ашмарина. М., 1979.

14. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М.Ю. Кистявской. М., 1978.

15. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984.

16. Степанова Э.А. Теория и методика физвоспитания и развития ребенка. -  М.: Академия, 1995.

17. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду. Роль физвоспитания в подготовке детей к школе. М.: Физкультура, 1980, с.47-54.

18. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М., 1988.

19.  Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994.

20. Тимофеева В.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1986.

21. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы "Здоровый дошкольник"// Ж. "Обруч", 1996, № 1. - С. 5-6.

22. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.

23. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.

24. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.

25. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теогия и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1972. С 5-27.

26. Лесгафт.П..Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. -  М, 1952, т,2 с-234.

27. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.

28. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Просвещение, 1987.

29. Логинова В.И, Бабаева Т.И. // Детство. С-П, 1997г.

30. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.

31. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.

32. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6.



[1] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.


[2] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.

[3] . Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59

[4] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.

[5] Кураев Г. А. Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 6-9.

[6] Кураев Г. А. Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 6-9.


[7] Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.


[8] Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6.


[9] Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы "Здоровый дошкольник"// Обруч, 1996, № 1. - С. 5-6.


[10] Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.