Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
Кафедра банковского дела
Рег. №_________
«___» ________200 __ г.
Методические указания для выполнения контрольных работ
по учебной дисциплине
Банковский менеджмент
Для студентов обучающихся по специальности:
060400 «Финансы и кредит»
Разработчик:
Семенов Игорь Николаевич, к.э.н.,
доцент кафедры «Банковское дело».
Новосибирск – 2004
Содержание
Раздел 1. Общие положения
Контрольная работа является обязательным элементом системы промежуточного контроля знаний студентов, обучающихся в рамках заочной, и дистанционной форм обучения, по дисциплине «Банковский менеджмент»
Цели контрольной работы:
– закрепление знаний студентов по основному содержанию теоретической части курса, посредствам работы студента с дополнительной литературой;
– развитие творческих способностей студентов;
– развитие навыков работы с законодательными актами;
– подготовка к выполнению квалификационной работы.
Для достижения указанных целей контрольная работа предполагает выполнение трех заданий, в совокупности позволяющих оценить степень соответствия знаний и навыков студента установленным требованиям.
Задание №1. Теоретический вопрос, отражает требования к знанию студентов в области основ банковского менеджмента.
Задание №2. Практическая задача с теоретическими и практическими вопросами отражает требования к необходимому объему знаний приемов и методов банковского менеджмента.
Задание №3. Практическое задание преследует цель практического применения теоретических знаний студента для решения конкретных управленческих задач.
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
2.1. Методика выполнения контрольной работы.
Перед выполнением контрольной работы следует подробно ознакомиться с настоящими методическими рекомендациями и рабочей программой дисциплины «Корпоративные ценные бумаги».
Выполнение контрольной работы предусматривает несколько этапов:
1. Выбор вариантов заданий, предусмотренных настоящими методическими указаниями (см. п.2.3.).
- Подбор литературы для выполнения заданий с учетом списка рекомендуемой литературы, приведенного в п.4.3.
- Выполнение заданий. Задания должны выполняться в той последовательности, в которой они излагаются в данных методических указаниях.
Требования к этапам выполнения заданий, а также элементы, определяющие структуру выполнения задания и конечную цель, которую должен достигнуть студент при его выполнении, зависят от типа каждого конкретного задания, которые подробно описаны в разделе 4.
Общий объем контрольной работы должен составлять от 12 до 15 страниц. Требования к объему отдельных структурных элементов контрольной работы приведены в таблице:
Структурный элемент |
Количество страниц |
Титульный лист |
1 |
Введение |
1 |
Содержание |
1 |
Задание № 1 |
6 – 7 |
Задание № 2 |
4 – 5 |
Задание № 3 |
1– 2 |
Список литературы |
1 – 2 |
Всего |
12-15 |
Оформление, структура, порядок выбора вариантов заданий контрольной работы, должны в полной мере соответствовать установленным требованиям, несоблюдение которых является основанием для возвращения контрольной работы на доработку без формирования оценочного заключения по содержанию основной части.
2.2. Правила оформления текста контрольной работы
1 Текст контрольной работы должен быть изложен на листах формата А4 (по ГОСТ 9327: 210х297 мм) с одной стороны.
2 Основные структурные элементы контрольной работы (титульный лист, содержание, каждое задание основной части, список литературы) должны начинаться с новой страницы.
3 Готовый вариант работы представляется на кафедру (методисту соответствующего представительства) в прошитом виде. Страницы работы должны быть пронумерованы.
4 Страницы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу без точки в конце, начиная со второй страницы (включая в подсчет титульный лист).
5 Текст контрольной работы необходимо располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20мм. Абзацы в тексте должны иметь отступ от начала текста, равный 15-17 мм.
6 Основной текст работы выполняется одним из следующих способов:
· рукописным (четким почерком) или машинописным через одинарный межстрочный интервал с высотой букв не менее 4 мм;
· в текстовом редакторе Microsoft Word через одинарный межстрочный интервал, размер шрифта - 12 (Times New Roman).
Независимо от способа выполнения текста необходимо стремиться к его равномерной плотности и четкости на всем протяжении. При этом все линии, буквы, цифры и знаки должны быть черными по цвету.
7 При ссылках в основном тексте работы на соответствующие таблицы и приложения, слова "таблица", "приложение" пишутся полностью. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица". Знак "№" при указании номера таблицы не ставится.
8 Текстовые элементы таблиц, а также текст подстрочных ссылок могут быть выполнены одним из следующих способов:
· рукописным (четким почерком) или машинописным через одинарный межстрочный интервал с высотой букв не менее 2,5 мм,
· в текстовом редакторе Microsoft Word через одинарный межстрочный интервал, размер шрифта - не менее 10 (Times New Roman).
9 Формулы, условные символы и другие сложные элементы могут быть вписаны в основной текст работы одним из следующих способов:
· рукописным (чернилами, тушью, пастой черного цвета);
· в текстовом редакторе Microsoft Word
10 Библиографические ссылки в основной части работы могут быть приведены в подстрочном или затекстовом замечании.
· Библиографические ссылки, приводимые в подстрочном замечании, размещаются в нижней части страницы. Они отделяются от текста чертой, равной 1/3 ширины страницы, и нумеруются арабскими цифрами, которые ставятся под строкой. Первая строчка каждой сноски начинается с нового абзаца.
· При отсылке к произведению, описание которого вошло в список использованной литературы (затекстовое замечание), в тексте работы после упоминания о нем проставляется в квадратных скобках номер, под которым произведение значится в библиографическом списке и страницы, например [11. - С. 250].
11 Представленная работа может содержать отдельные исправления опечаток (описок) и иных технических неточностей, выполненные студентом в процессе подготовки работы. Работы с большим количеством исправлений (более чем на 10% от общего количества листов) или небрежно оформленные не принимается на проверку, и возвращаются исполнителю без оценочного заключения.
2.3. Правила выбора варианта контрольной работы.
При написании контрольной работы студент выполняет три задания. При отсутствии хотя бы одного задания, контрольная работа не может быть зачтена.
Выбор темы контрольной работы определяется последней цифрой зачетной книжки студента.
Таблица выбора варианта контрольной работы
Номер варианта темы контрольной работы. |
Последняя цифра номера зачетной книжки студента |
Вариант № 1. |
1 |
Вариант № 2. |
2 |
Вариант № 3. |
3 |
Вариант № 4. |
4 |
Вариант № 5. |
5 |
Вариант № 6. |
6 |
Вариант № 7. |
7 |
Вариант № 8 |
8 |
Вариант № 9 |
9 |
Вариант № 10 |
0 |
Контрольные работы, выполненные не по своему варианту, к защите не допускаются.
2.4. Правила установления критериев оценки объема и правильности выполнения контрольной работы.
Для оценки результатов контрольной работы вводиться 100 бальная оценочная шкала, которая на заключительном этапе переводится в шкалу «зачтено» или «не зачтено» следующим образом:
Оценочная шкала для итоговой проверки контрольной работы:
Оценочная шкала «Зачтено» или «Не зачтено» |
Не зачтено |
Зачтено |
Необходимое количество балов по 100 бальной шкале |
0- 60 |
Свыше 60 |
1. Распределение балов по заданиям отдельного варианта для итогового контроля контрольной работы:
Бальная шкала оценки заданий контрольной работы.
Задание |
Баллы |
|
Задание 1 |
35 |
|
Задание 2 |
35 |
|
Задание 3 |
30 |
2.Шкала распределения баллов для оценки ответа на вопросы задания
Задание |
Балловая оценка элементов задания (рекомендуемый вариант) |
||||||
Раскрытие базового определения (понятия, термина) |
Раскрытие классификации, сроков, понятия, термина, определения |
Общая оценка преподавателем ответа на теоретический вопрос |
Самостоятельность изложения позиции студента |
Итого балов общее возможное количество баллов по вопросу |
|||
Количество баллов |
от 0 до 20 |
от 0 до 20 |
от 0 до 30 |
от 0 до 30 |
от 0 до 100 |
||
Раздел 3. Структура контрольной работы.
Настоящим стандартом устанавливается следующая структура контрольной работы, которая должна быть предложена студенту:
· Титульный лист.
· Введение.
· План.
· Основная часть.
· Список литературы.
Типовая форма титульного листа контрольной работы:
Федеральное агентство по образованиюНОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ» Кафедра ________________________________ (наименование кафедры) Учебная дисциплина: _________________________________________ Номер варианта контрольной работы: __________________________ Номер группы: _______________________________________________ Наименование специальности: _________________________________ Ф.И.О. студента и номер его зачетной книжки: _________________ Дата регистрации представительством: «____» _________200_ г. Дата регистрации институтом: «_____» _______________ 200__ г. Дата регистрации кафедрой: «_____» __________________ 200__ г. Проверил: ________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Оценочное заключение
|
Раздел 4. Содержание основной части контрольной работы.
Вариант 1. Функции управления и особенности их реализации в коммерческом банке.
1. Функция подготовки управленческих решений и их исполнения.
2. Особенности контроля за исполнением управленческих решений в кредитных организациях.
3. Изобразить в виде схем управленческие структуры коммерческого банка.
Вариант 2. Планирование в системе управления.
1. Планирование в системе управления: необходимость и сущность планирования.
2. Виды и формы планов.
3. Произвести оценку достаточности капитала коммерческого банка, если имеются следующие показатели:
- заявленный уставный капитал - 300 млн. руб.;
- оплаченный уставный капитал – 298 млн. руб.;
- собственные акции, выкупленные у акционеров – 20 млн. руб.;
- остатки средств на р/с – 250 млн. руб.
Вариант 3. Банковский маркетинг.
1. Сущность и значение маркетинга в банковском деле.
2. Объекты и методы маркетинга.
3. Определить достаточную процентную маржу на основании следующих данных:
Доходы коммерческого банка: расчетно- кассовое обслуживание – 280 тыс. руб.; от трастовых операций – 220 тыс. руб.; от консультационных услуг – 80 тыс. руб. Содержание аппарата управления – 400 тыс. руб.
Операционные расходы за текущий период составили 400 тыс. руб.
Вложение средств в ценные бумаги: - 800 тыс. руб.
Лизинговые операции – 200 тыс. руб.
Кредиты – 2 500 тыс. руб.
Вариант 4. Персонал коммерческого банка.
1. Подбор и расстановка кадров.
2. Система оплаты труда, поощрения и стимулирования.
3. Описать должностные обязанности на выбор: операциониста, работника кредитного отдела (руководителя), работника бухгалтерии (главного бухгалтера), руководителя кредитной организации.
Вариант 5. Место и роль контроля в системе банковского менеджмента.
1. Виды и формы контроля за исполнением управленческих решений.
2. Внешний и внутренний контроль в коммерческом банке.
3. Определить относительное изменение совокупной стоимости инвестиционного портфеля коммерческого банка.
Эмитент |
Количество шт. |
Цена покупки руб. |
Цена текущая руб. |
А |
15 |
4 000 |
4 400 |
Б |
20 |
4 000 |
4 800 |
В |
50 |
8 000 |
6 800 |
Г |
40 |
6 500 |
6 500 |
Д |
10 |
12 000 |
9 000 |
ГКО |
50 |
680 |
743 |
Вариант 6. Финансовый менеджмент в коммерческом банке.
1. Система основных финансовых показателей коммерческого банка и их содержание.
2. Финансовые планы и приказы.
3. Определить среднюю реальную стоимость привлеченных ресурсов исходя из следующих данных.
Расходы по привлечению денежных ресурсов в отчетном периоде составил – 250 тыс. руб. Общая сумма привлеченных ресурсов – 1 300 тыс. руб. Объем кредитных операций за отчетный период составил 1 400 тыс. руб.
Вариант 7. Управление активными операциями.
1. Структура активных банковских операций.
2. Методы управления активными операциями.
3. Определить норматив мгновенной ликвидности Н2. Средства на хоз. Счете – 250 млн. руб. Средства в кассе – 30 млн. руб., Драг. металлы – 120 млн. руб, Наличная иностранная валюта – 260 млн. руб. ГКО – 220 млн. руб. привлеченные ресурсы до востребования на расчетных и текущих счетах 200 мл. руб. Срочные вклады, со сроком на конец текущего месяца – 100 млн. руб. Текущие счета- 50 млн. руб. Аккредитивы – 10 млн. руб.
Вариант 8. Управление пассивными банковскими операциями.
1. Капитал коммерческого банка и его структура.
2. Управление заемными средствами.
3. Определить величину кредитных рисков и начислить резерв на возможные потери по ссудам на основании следующих данных:
1) Выдан кредит в размере – 10 млн. руб. сроком на 3 месяца, исходя из 20% годовых. Кредит относится к категории обеспеченных.
2) В тот же период банком выдан кредит в размере 5 млн. руб. с обеспеченностью 70% на срок 6 месяцев. При этом через 3 месяца клиент прекратил выплату процентов.
Вариант 9. Управление ликвидностью коммерческого банка.
1. Понятие и показатели ликвидности в коммерческом банке.
2. Управление ликвидностью в коммерческом банке.
3. Величина предоставленного банком кредита – 12 тыс. руб. процентная ставка – 12% годовых. Срок погашения – 6 месяцев. Рассчитайте план погашения кредита двумя способами: 1) кредит и проценты по кредиту будут погашены через 6 месяцев; 2) кредит и проценты по кредиту будут выплачиваться ежемесячно равными долями.
Вариант 10. Управление инвестиционной деятельностью.
1. Сущность банковских инвестиций.
2. Определение доходности банковских инвестиций.
Рассчитайте величину дисконта и сумму платежа форфетора клиенту за векселя, приобретенные у него. Расчет произвести тремя способами, используя: 1) формулу дисконта, 2) процентные номера, 3) средний срок форфетирования. Форфетор купил у клиента партию из 4 векселей, каждый из которых имеет номинал $ 500 тыс. Платеж по векселям производится 2 раза в год, т.е. через каждые 180 дней. При этом форфетор предоставляет клиенту 3 льготных дня для расчета. Учетная ставка по векселям - –0% годовых.
4.1. Список литературных источников.
1. Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» (Банке России).
2. Закон РСФСР от 7 июля 1995 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
3. Инструкция Банка России «О порядке регулирования деятельности банков»
4. Инструкция Банка России «О правилах выпуска ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации»
5. Приказ Банка России «О внесении изменений и дополнений в Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральные банки Российской Федерации».
6. Инструкция Банка России. «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением и уполномоченным банком Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
7. Указание Банка России о введении инструкции «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам» от 25 декабря 1997 г. (с изменениями и дополнениями).
8. Бор М.З. Пятеннь В.В. Менеджмент банков: Организация, стратегия, планирование. МИКЦ «ДИС». 1997.
9. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческих банков. – М., Логос, 2000
10. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.:ИКЦ «ДИС». 1997.
11. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: Дело, 1997.
- «Управление деятельностью коммерческого банка» (Банковский менеджмент) Под ред. д.э.н. О.И. Лаврушина, М.: Юрист. 2002.
13. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Перспектива, 1997. – 574 с.
14. Яшин В. Управление активами и пассивами: новый этап // Банковское дело в Москве. № 12. 2000.
15. Банковский менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – 160.: ил. – (Серия «Краткий курс»)