Содержание

1. Дайте свои варианты правки, укажите виды ошибок. 3

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, устраните их (на ограничительных линиях укажите выбранные паронимы). 4

3.Отредактируйте предложения. 5

4. Укажите значение слов, составьте с ними по одному предложению: 6

5. Расставьте ударение. 8

6.Просклоняйте: двадцать две тысячи четыреста один. 8

7.Приведите не менее 20 примеров нарушений лексических, морфологических, синтаксических норм русского языка из публичной речи (радио, телевидение, газеты, журналы); дайте анализ допущенных ошибок и свой вариант правки. 9

Список литературы. 12


1. Дайте свои варианты правки, укажите виды ошибок

1.Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений – борьба народа за свободу и независимость.

Заглавная тема произведений, созданных писателем в эти годы, - борьба народа за свободу и независимость. (Речевая ошибка – неудачный порядок построения предложения).


2.Разумно были смонтированы громкоговорители, манометры. «Это новое сотворение Бабенко», - пояснил Медведев.

Разумно были смонтированы громкоговорители, манометры. «Это новое творение Бабенко», - пояснил Медведев. (Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование).


3.Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

Грипп – очень заразен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении).


4. Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при обращении с животными.

Необходимо привить ребенку правила личной гигиены при общении с животными. (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении).


5. В этом квартале мы стали выпускать пряники с именами новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». Они обладают отличными качествами.

В этом квартале мы стали выпускать пряники новых сортов: «Москва», «Шоколадные», «Российские». (Речевая ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении). Они обладают высоким качеством. (Грамматическая ошибка – ошибка в образовании формы существительного).


6. Создать сытую зимовку для общественного животноводства – первейшая задача полеводов.

Создать сытую зимовку для скота – первейшая задача полеводов. (Речевая ошибка – употребление слово в несвойственном ему значении).


7.Не стремление к внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего.

Не стремление к внешней эффектности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего.


2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, устраните их (на ограничительных линиях укажите выбранные паронимы).

1.Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет. необратимы.

Изменения, происшедшие в стране за последние десять лет, необратимы. (Паронимы: прошедшие – происшедшие).


2. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его деятельности заметны и поныне.

Он был настоящим подвижником книги, плоды его деятельности заметны и поныне. (Паронимы: Сподвижник – подвижник).


3.Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

Первый выпуск журнала был встречен читателями с большим интересом. (Паронимы: заинтересованность – интерес).


4. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись. (Паронимы: роспись – подпись).


5. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

Универсальный стиральный порошок также употребляется для мытья посуды. (Паронимы: мойка – мытье).


3.Отредактируйте предложения.

1.В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

В район приехал инструктор для подготовки из местных жителей специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями.


2. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на дальнее расстояние.


3. Те, кто не совершал преступлений, могут быть амнистированы.

Те, кто совершал преступления, могут быть амнистированы.


4.Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали, и показать не можем.

Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не добивались, и добиться не можем.


5.Не думаю, что найдутся люди, которые всерьез будут исповедовать мнение этого чудака.

Не думаю, что найдутся люди, которые всерьез будут разделять мнение (исповедовать идеи) этого чудака.


6.К еще более строжайшей экономии материалов призвала Л. Тюнина.

К еще более строгой экономии материалов призвала Л. Тюнина.


4. Укажите значение слов, составьте с ними по одному предложению:

Фетиш – 1.У первобытных племен обожествляемая вещь. 2.(переносное), то что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.[1]

Гр. Н. сделал себе фетиш из картины Малевича «Черный квадрат».


Статус – правовое положение, состояние.[2]

Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации.


Прерогатива – исключительное право, привилегия.[3]

Прерогатива дана определенным должностным лицам для осуществления ими своих полномочий.


Прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода.[4]

Гражданка Н. отсудила в судебном порядке у Пенсионного Фонда недоплаченные ей суммы пенсии, чем создала прецедент.

Экзальтированный – находящийся в экзальтации проникнутый экзальтацией.[5] Экзальтация – вострженно-возбужденное состояние.

Экзальтированное поведение вызывало у присутствующих недоумение.


Консенсус – (лат. Consensus согласие, единодушие) – общее согласие по спорному вопросу, достигнутое в результате дискуссии и сближения позиций участников международных переговоров, политических и иных форумов; в некоторых случаях консенсус является условием принятия актов, имеющих юридическую силу (международных договоров и т.д.)[6]

На общем собрании рабочего коллектива завода работники и администрация завода пришли к консенсусу по существенным условиям коллективного договора.


Грант (англ. grant – дар, пожертвование) – 1)единовременное выделение денежной суммы или дарение оборудования, помещения и т.п. (обычно из личных средств) культурным, научным и другим учреждениям и организациями; 2) безвозмездная дотация, субсидия, главным образом учебным заведениям, творческим коллективам, спортивным командам и пр., предоставленная адм. организациями их государственных или муниципальных средств в качестве финансовой поддержки научных исследований, публикаций, а также отдельных ученых, спортсменов, деятелей культуры; 3)стипендия, выплачивается студентам и ученикам из государственного или муниципального бюджета; государственный элементо-интегральный показатель в международной статистике, используется для сопоставления кредитов и займов; платежей в счет погашения долга недополучает кредитор в результате предоставления кредита (займа) на льготных условиях.[7]

К дню Защиты детей Центр Помощи детям, оставшимся без попечения родителей, получил грант в виде спортивного оборудования от областной администрации.


Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смыла чего-либо, творческое раскрытие образа, или музыкального произведения исполнителем.[8]

Певец по-своему интерпретировал смысл текста песни, что очень понравилось автору слов.


5. Расставьте ударение

зак`упорить, заброниров`ать (покрыть броней), облегч`ение, апартам`енты, премир`ованный, осв`едомить, фет`иш, премиров`ание, избал`ованный, нефтепров`од.


6.Просклоняйте: двадцать две тысячи четыреста один.

Именительный (кто? что?): двадцать две тысячи четыреста один.

Родительный (кого, чего?): двадцати двух тысяч четырехсот одного.

Дательный (кому? чему?): двадцати двум тысячам четыремстам одному.

Винительный (кого? что?): двадцать две тысячи четыреста один.

Творительный (кем? чем?): двадцатью двумя тысячами четырьмястами одним.

Предложный (о ком? о чем?): о двадцать двух тысячах четырехстах одном.


7.Приведите не менее 20 примеров нарушений лексических, морфологических, синтаксических норм русского языка из публичной речи (радио, телевидение, газеты, журналы); дайте анализ допущенных ошибок и свой вариант правки.

1.От любого свинства можно отрезать кусок ветчины.

(Певица Ирина Шведова, «Пять вечеров», «Первый канал»).

От любой свиньи можно отрезать кусок ветчины. (лексическая ошибка в употреблении слов свинство и отрезать)

2.Высокими вырастают те, у кого голова легче. («Я тебя люблю», РТР).

(Логическая ошибка – рост и вес головы не взаимосвязаны)

3.Он не присел к папе на шею, он с нее еще не вставал. (Дмитрий Нагиев, «Окна», ТНТ).

Он не сел к папе на шею, он с нее еще не вставал. (Неправильное употребление выражения «сесть на шею»)

4.Юная победительница победила в трех видах состязаний. (Радио Старт).

Юниорка победила в трех видах состязаний. (Тавтология.)

5.Просто у меня заглотило сердце. (Гостья программы «Что хочет женщина», Россия», 1 февраля).

Просто у меня сердце замерло. (Сердце не может заглотить.)

6.Он мог слышать, но как мы слышали, он ничего не слышал. (Адвокат, «Сегодня», НТВ)

Он мог слышать, но как мы знаем – все было наоборот. (Тавтология.)

7.Дележ медалей обошелся без рукопашной и ногопашной. (Спортивный комментатор, Страна и мир», НТВ).

Дележ медалей обошелся без рукопашной. (Слово ногопашная не существует).

8.Яблони после пятнадцати лет рожания больше не способны. («24», REN TV).

Яблони после пятнадцати лет плодоношения больше не способны. (Яблони не могут рожать, они плодоносят.)

9. - Мужчины говорят, что это очень трудно сделать.

    - Наверно, у них чувство материнства отсутствует. («Что хочет женщина», «Россия», 22 декабря.

-Мужчины говорят, что это очень трудно сделать.

-Наверно, они не знают, что такое материнство.

(У мужчин отсутствует чувство материнства, оно присуще только женщинам.)

10.Легендарному директору воздали по заслугам. (Районная газета о вручении знака отличия «За заслуги перед Новосибирской областью»).

Легендарного директора оценили по заслугам. («Воздать по заслугам» значит наказать).

11.Рост у вратаря «Днепра» всего 184 см. – значит, хорошо прыгает. (Комментатор, футбол, «Спорт»).

(Логическая ошибка: рост и умение прыгать не взаимосвязаны.)

12.В твоих венах торопливо течет латышская кровь. («Холостяки», REN-TV, 19 октября).

В твоих венах течет латышская кровь (Употребление слова торопливо неуместно.)

13.Истец требует 12000 рублей за неграмотную корову. (Титр, «Час суда»).

Истец требует 12000 рублей за корову. (Использовались два несовместимых слова неграмотный и корова.)

14.Я, конечно, сангвиник, но к людям привязываюсь. (О. Николаева «Дом-2»).

Я сангвиник. К людям привязываюсь. (Значения слов сангвиник и привязанность не взаимосвязаны)

15.Солдат без сапогов, что лошадь без подков. (Радио Старт).

Солдат без сапог, что лошадь без подков. (Неправильное склонение слова сапоги).

16.На нервенной почве. (Радио Юнитон)

На нервной почве. (Слова нервенный нет в русском языке)

17.У него очень много товарищей, и поздравлений было тоже очень много. (Районная газета).

У него очень много товарищей, поэтому поздравлений было очень много (Ошибка в построении предложения.)

18.В те военные годы все семьи обкладывались военным налогом на молоко, мясо, шерсть. (Российская газета).

В те военные годы все семьи облагались военным налогом на молоко, мясо, шерсть. (Налоги налагают, а не обкладывают)

19.Преступники украли из магазина товар на сумму 10000 рублей, который впоследствии попортили. (Районная газета).

Преступники украли из магазина товар на сумму 10000 рублей. В последствии данный товар был ими испорчен. (Неправильное построение предложения и использование слова испортили.)

20.А мы обратно вернемся к песне Витаса и послушаем ее. (Радио FM).

А мы опять вернемся к песне Витаса и послушаем ее (Лексическая ошибка в употреблении слова опять)








Список литературы.

1.     Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Русский язык, 1998 – 832 с.

2.     Краткий словарь иностранных слов. / Под ред. С.М. Локшина. – М.: Русский язык, 1987. – 632 с.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – 900 с.

4.     Краткий словарь современных понятий и терминов. / Под ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2000. – 670 с.

5.     Современный словарь иностранных слов. – СПб.: «Дуэт», 1994. – 752 с.



[1] Краткий словарь иностранных слов. / Под ред. С.М. Локшина. – М.: Русский язык, 1987. – с. 590

[2] Краткий словарь иностранных слов. / Под ред. С.М. Локшина. – М.: Русский язык, 1987. – с. 480

[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – с. 575

[4] Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Русский язык, 1998 – с. 506

[5] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – с. 889

[6] Современный словарь иностранных слов. – СПб.: «Дуэт», 1994. – с. 301

[7] Краткий словарь современных понятий и терминов. / Под ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2000. – с. 102

[8] Краткий словарь иностранных слов. / Под ред. С.М. Локшина. – М.: Русский язык, 1987. – с. 207