Содержание
Введение. 4
1.Инвестиционная программа развития предприятия. 6
1.1. Понятие инвестиционной деятельности и инвестициноной программы.. 6
1.2. Формирование инвестиционной пограммы как элемент стратегического планирования. 9
1.3. Процесс формирования инветиционной программы как часть стратегического планирования. 11
2. Существующая стратегия развития ООО «СИБАРС». 14
2.1. Краткая характеритика деятекльности ООО «СИБАРС». 14
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «СИБАРС» и выбор стратегии развития. 16
2.2.1. Анализ внешней среды ООО «СИБАРС». 16
2.2.2. Анализ внутренней среды ООО «СИБАРС». 24
2.3. Бизнес- план инвестиционного проекта диверсификации предприятия ООО «СИБАРС». 30
2.3.1. Разработка бюджета продаж.. 30
2.3.2.Составление производственной программы.. 31
2.3.3. Определение потребности в сырье и основных материалах. 32
2.3.4. Определение прямых затрат труда. 33
2.3.5. Определение потребности во вспомогательных материалах. 34
2.3.6. Расчет себестоимости списания сырья и основных материалов в производство. Калькуляция бюджета сырья и материалов. 36
2.3.7. Определение бюджета общепроизводственных и общехозяйственных расходов 38
2.3.8. Калькуляция совокупных (общих) затрат. 39
2.3.9. Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции. 39
2.3.10. Бюджет цеховой себестоимости. 40
2.3.11. Составление финансового плана. 40
2.3.12. Оценка эффективности проекта. 41
Заключение. 44
Список литературы.. 46
Введение
За последние годы роль инвестиционных процессов в повышении эффективности производства и завоевании, открытии новых рыночных ниш значительно выросла настолько, чтобы стало возможным говорить сегодня об инвестиционной предпринимательском типе экономики, который в России стал принимать достаточно цивилизованные рамки.
Инвестиции рассматриваются сегодня как главный стратегический источник экономического роста и важнейшее средство возникновения российских предприятий в условиях конкурентной борьбы.
Специфика инвестиционной деятельности российских предприятий связана с огромнейшим предпринимательским риском, потребностью в минимальном временном лаге между принятием инвестиционного решения и его реализацией.
Необходимость создания и возрождения инвестиционной деятельности сегодня в России обусловлена рядом факторов, к которым относят: определяющую роль науки в росте эффективности разработки и внедрении новой техники, рост технического уровня производства, ярко выраженная многовариантность инвестиций, риск и возможность отрицательных результатов.
Все вышеперечисленные факторы являются необходимым стимулом для появления инвестиционных предприятий в условиях российской экономики. Подтверждается эта тенденция данными о количестве фирм и предприятий, работающих в инвестиционной сфере предпринимательства и принадлежащих к различным отраслям народного хозяйства современной России: строительству, отраслям промышленности, сельскому хозяйству и так далее.
Изучение деятельности современной инвестиционной сферы в России составляет значительный интерес, что связано, прежде всего, с особенностями ее функционирования в Росси по сравнению с остальными странами мира. (США, Япония, страны ЕС). Учет ряда особенностей экономической ситуации, которые сложились под влиянием целого ряда факторов политического, исторического, идеологического и социального характера, необходим при анализе инвестиционной деятельности большинства российских предприятий. Тяжелый кризис, поразивший всю экономику страны, не обошел стороной и инвестиционную деятельность предприятий в России
Любое инвестиционное предпринимательство обладает определенным потенциалом. При этом оно стремится минимизировать свои затраты и максимизировать получаемую от инвестиционной деятельности прибыль, при минимально коротких сроках. Но так как инвестиционное предпринимательство является открытой системой и подвержен влиянию внешней среды, которое на сегодняшний день является скорее негативным, это не позволяет предпринимательству в полной мере реализовать свой потенциал и достичь желаемого результата. Для предотвращения подобных последствий и влияний необходимо изучение инвестиционной деятельности любого предприятия. И его инвестиционной программы. В связи с актуальностью поставленных вопросов в рамках данной работы преследуется цель изучения инвестиционной стратегии развития конкретного предприятия ООО «СИБАРС». Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть теоретические основы понятия инвестиционной деятельности и инвестиционной программы предприятия;
2) рассмотреть теоретические основы формирования инвестиционной программы как элемента стратегического планирования;
3) рассмотреть процесс формирования инвестиционной программы как части стратегического планирования на предприятии;
4) на примере предприятия «СИБАРС» провести анализ внешней и внутренней среды деятельности;
5) произвести выбор варианта стратегии развития предприятия ООО «СИБАРС»;
6) составить бизнес- план инвестиционного проекта диверсификации предприятия ООО «СИБАРС».
1.Инвестиционная программа развития предприятия
1.1. Понятие инвестиционной деятельности и инвестиционной программы
В законе «О предпринимателях и предпринимательской деятельности» записано, что « предпринимательская деятельность- инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой страхи риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно- правовой формой предприятия»[15,с. 5]
Инвестиционная деятельность – это творческая деятельность, направленная на поиск новых сфер вложения капитала. Инвестиционное предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инвестиционного момента, будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности, диверсификация и так далее.
Инвестиционная деятельность- это вся деятельность по реализации инвестиций. В экономической литературе отдельно выделяют инвестиционную модель предпринимательства или продуктивную. Данная модель предполагает поиск новых путей развития предприятия. Если производство на данном предприятии основано на инвестициях, то результатом его деятельности является новый товар, услуга или тот же товар с принципиально новыми характеристиками.
Уже в середине 20 века появилось современное понимание инвестиционного предпринимательства, в рамках которго предполагалось, что задача руководителей- реформировать и революционировать способ производства путем внедрения инвестиций для производства новых товаров, или прежних товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции [28, с. 72].
Инвестиции служа специальным инструментом предпринимательства, причем не сами по себе инвестиции, а скорее их содействие организованному напряженному поиску новшеств.
Под инвестиционной программой понимают инвестиционный проект по осуществлению внедрения предприятием какого- либо новшества или расширению своей деятельности.
На рисунке 1 отображена принципиальная схема реализации инвестиционных программ.
|
|
|
М Т
ДМ ДТ
ДО ОС
|
Рис.1. Схема реализации инвестиционной программы предприятия [18, с. 13]
Для освоения и изготовления нового вида товара ( продукции, услуги) предпринимателю необходимы инвестиции ( оборотные средства в виде материалов, энергии- М), которые он приобретает у собственников оборотных средств, оплатив их стоимость (ДМ). Для производства продукции необходимы основные средства в виде сооружений, помещений и специального оборудования, оснастки ( ОС), которые он берет у собственников основных средств, оплатив их стоимость (ДО). Для осуществления деятельности необходимы технические кадры, производственный персонал (РС) и затраты предпринимателя на эти ресурсы (ДР). Результатом деятельности является готовая продукция (товар, услуга) (Т) по цене (ДТ), включающей в себя затраты на производство и прибыль предпринимателя.
Немаловажным моментом является регулирование инвестиционной деятельности с целью создания мотивов привлечения инвестиций в те сферы, которые необходимы государству и обществу в целом. Существуют три направления регулирования инвестиционной деятельности[7, с. 145]:
1) специальные законодательства;
2) формирование федеральных государственных программ и общественных органов по информационному обеспечению и привлечению инвестиций;
3) дополнительные меры по привлечению и стимулированию инвестиций в отдельные регионы;
4) два основных закона: введены летом 1991 года « Об инвестиционной деятельности»
Законодательством предусмотрены два способа регулирования инвестиционной деятельности[8, с. 89]:
1) регулирование условий деятельности;
2) прямое управление, которое возможно только по государственным инвестициям и специально созданными для этого государственными органами
Объектами инвестиционной деятельности являются направления, куда, во что можно вложить инвестиции. Объекты инвестиционной деятельности оговорены в законе:
1) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды (капитальные вложения или прямые инвестиции)
2) оборотные средства;
3) ценные бумаги;
4) целевые денежные вклады и депозитные вклады;
5) научно- техническая продукция;
6) интеллектуальные ценности;
7) другие объекты собственности и имущественные права.
Субъектами инвестиционной деятельности выступают:
1) инвесторы;
2) участники (заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые, посреднические инфраструктуры.
В роли инвестора выступают:
1) органы по управлению государственным имуществом;
2) граждане, предприятия, объединения и другие юридические лица;
3) иностранные юридические лица и международные организации.
1.2. Формирование инвестиционной программы как элемент стратегического планирования
Планирование инвестиций осуществляется путем разработки инвестиционных программ по бюджетным проектам (источникам), бизнес- планов инвестиционных проектов по внебюджетным источникам. Необходимо обосновать потребность в капитальных вложениях следующим образом при разработке бизнес – плана инвестиционной программы:
1) определить перечень продукции, товаров и услуг при разработке бизнес- плана;
2) прирост (возможный) производственных мощностей;
3) увеличение мощностей за счет расширения;
4) строительство сопутствующих объектов;
5) расчет объемов инвестиций;
6) определение источников инвестиций.
Основными источниками инвестиций выступают бюджетные и внебюджетные источники. Среди бюджетных следует отметить федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местный бюджет. Среди внебюджетных источников следует выделить собственные средства организации или предприятия (прибыль, амортизационный фонд, гарантии по иностранным кредитам), привлеченные, заемные средства ( банк), внебюджетные инвестиционные фонды, средства индивидуальных застройщиков, средства иностранных инвесторов.
В основе разработки потребности в производственных мощностях лежит разработка Балана производственных мощностей. Баланс производственных мощностей составляется следующим образом:
1) объем потребностей определенной продукции О потр;
2) на основе этого определяют сколько действующих производств могут выпустить эту продукцию. Объем возможных действующих производств О возм.;
3) недостающий объем:
О нед = О потр – О возм, (1)
При этом возможный объем определяют:
О возм = М *К исп * К осв, (2)
Где М – среднегодовая мощность
К исп – коэффициент использования
К осв – коэффициент освоения
Значение М определяют по формуле:
М = ( М нач + М кон)/2, (3)
Если известны даты поступления и выбытия мощности, то:
, (4)
где tn – количество месяцев до конца ввода, не считая месяца поступления
tв – количество последних месяцев до конца года, не считая месяца выбытия
Второе слагаемое показывает среднегодовое поступление. Третье слагаемое показывает среднегодовое выбытие.
При планировании инвестиций выделяют следующие типы структур инвестиций[8, с. 15]:
1) по источника финансирования;
2) воспроизводственная структура:
- новое производство;
- расширение или конструкция;
- техническое перевооружение;
- поддерживание действующих мощностей (ремонта)
3) При планировании инвестиций выделяют следующие технологии создания основных средств: проектно- испытательские работы; выполнение работ; закупка технологий и оборудования; прочие затраты ( кадры, тендеры и так далее)
4)отраслевая структура: по отдельным отраслям народного хозяйства и промышленности
При разработке планов инвестиций используют нормативы, которые носят рекомендательный характер:
1) показатели стоимости с выделением технологической структуры;
М * УПБС = КВ,
Где УПБС – укрупненные показатели базовой стоимости по отдельным составным частям
КВ – инвестиции
2) показатели эффективности инвестиций;
3) нормы продолжительности выполнения работ
Таким образом, процесс формирования инвестиционной программы как элемент стратегического планирования, включающей, прежде всего, процесс планирования , является достаточно сложным и серьезным.
1.3. Процесс формирования инвестиционной программы как часть стратегического планирования
В рамках данного раздела рассмотрим процесс формирования инвестиционной программы предприятия. Выделяют следующие основные этапы процесса формирования инвестиционной программы предриятия:
1) по возможности: экспресс- оценка идеи проекта;
2) предварительный выбор с точностью плюс минус 20 %,; расчет основных показателей;
3) с точностью 10 % разрабатывается полное технико-экономическое обоснование инвестиций;
4) оценка и принятие решения.
Процесс технико-экономического обоснования инвестиций является одним из наиважнейших этапов в формировании инвестиционной программы[14, с. 49]:
1) общие исходные данные и условия;
2) рынок и мощность предприятия, спрос на продукцию, основные фонды, на которых производится продукция, затраты на маркетинг, номенклатура и объемы производственной продукции;
3) материальные факторы производства, оцениваются потребности в основных материалах и поставщиках, оцениваются годовые материальные затраты;
4) местонахождение предприятия, конкретное местоположение, стоимость земельного участка или его аренды, градостроительная;
5) проектно- конструкторская документация ( потребность в оборудовании технологий), конструктивное, технологическое решение; дается расчет стоимости работы, оборудования и полных инвестиций;
6) организация предприятия и накладные расходы:
- проектная структура будущего предприятия и рассчитываются затраты на его функционирование как хозяйствующего субъекта;
- смета накладных расходов на функционирование фирмы.
7) трудовые ресурсы;
- потребность в трудовых ресурсов по специальностям и категориям;
- расчет потребности средств на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
8) планирование сроков осуществления проекта, дается график;
9) финансово- экономическая оценка проекта, расчет общих инвестиций, схема финансирования проекта. Расчет производственных издержек - себестоимость производства продукции проектируемым предприятиям. Расчет схемы денежных потоков, Финансово- экономический показатель проекта: выручка, себестоимость производства и реализации, прибыль ( балансовая, налогооблагаемая), налоги, чистая прибыль, рентабельность продаж( соотношение чистой прибыли и выручки).
10) Оценка народнохозяйственной значимости проекта или программы
В рамках стратегического планирования составляется бизнес – план или программа инвестиционного проекта по следующим разделам[8, с. 49]:
1) резюме или краткое описание основных целей программы;
2) описание фирмы- держателя инвестиционной программы;
3) описание продукта;
4) план маркетинга;
5) организационный план- взаимосвязи по проекту;
6) производственный план;
7) анализ рисков по программе инвестирования;
8) финансовый план инвестиционной программы;
9) раздел технико-экономического обоснования.
Каждая глава программы инвестиционного проекта обязательно иллюстрируется графиками и расчетами с их анализом и основными выводами.
Таким образом, в рамках данной главы мы рассмотрели основные теоретические особенности инвестиционной программы развития предприятия. В последующих главах будет представлено практическое использование теории на примере конкретного предприятия.
2. Существующая стратегия развития ООО «СИБАРС»
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «СИБАРС»
В качестве объекта исследования в данной работе выступает организация Общество с ограниченной ответственностью «СИБАРС», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).
Местонахождение общества: г. Новосибирск, ул. Красноярская -5 .
Цель предлагаемого организацией бизнес- проекта- обосновать развертывание программы внедрения на рынки новых видов краски и лака с улученной формулой и технологией производства : краска «Радуга» и краска «Идеал».
Предлагая новый вид красок на рынке, организация гарантирует экологичность и качество, что является большим преимуществом для потребителей.
Для реализации предлагаемого проекта ООО «СИБАРС» ориентируется, прежде всего, на свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках.
В процессе планирования руководство учло возможность возникновения ряда финансово- экономических рисков. Для их устранения в организации используется страхованием части рисков.
Судя по расчетам, представленным ниже, финансово- экономическому обоснованию, предлагаемый проект диверсификации ООО «СИБАРС» предполагает успех и положительный эффект.
Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в лакокрасочных материалах.
Краткосрочная стратегия организации на сегодняшний день заключается в завоевании доли рынка лакокрасочных материалов, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций и захвате существенной доли рынка.
Уже в ближайший плановый год (2005 год) организация, судя по проведенным расчетам, планирует получить прибыль, превышающую значение более чем в 6- 7 раз.
Как прописано в Уставе, ООО «СИБАРС», основной вид деятельности – производство лакокрасочных материалов. Организация является универсальным предприятием.
Уставной капитал организации составляет 90000 рублей.
Высшим органом управления в ООО «СИБАРС » является общее собрание учредителей. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 18 человек.
Структурная организационно-производственная схема ООО «СИБАРС» изображена на рис.2.
|
|
|
Рис. 2. Организационно- производственная структура ООО «СИБАРС»
Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.
Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в области исследований рынка лакокрасочных материалов, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.
На сегодняшний день по большинству экономических показателей (рентабельность, ликвидность, платежеспособность) ООО «СИБАРС» можно считать вполне процветающим и устойчивым в финансовом плане.
В целом, финансовое положение ООО «СИБАРС» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «СИБАРС» и выбор стратегии развития
2.2.1. Анализ внешней среды ООО «СИБАРС»
Доминирующие экономические характеристики отрасли
По статистическим подсчетам в России, в прошлом году производство лакокрасочных материалов выросло на 5 %.
Этот рыночный сегмент динамично развивается, растет и производство, и потребление. Если для 90-х годов было характерно буквально взрывное увеличение числа операторов, то сейчас новые производители появляются все реже. Нынче "новости с фронтов" сводятся, скорее, к сообщениям о реструктурировании: кто-то укрупняется, объединяясь в союзы и альянсы, а кто-то сходит с арены.
В экономической литературе изучена динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента производства и реализации лакокрасочных материалов, которая отражена на рисунке 3.
Рис. 3. Годовые объемы производства лакокрасочных материалов в России в 1990- 2002 годах.
Как видно из рисунка 2, к началу 90- х годов рынок производства лакокрасочных материалов во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.
В настоящее время российский рынок лакокрасочных материалов растет, хоть и медленными темпами. По оценкам экспертов, за прошлый год потребление лакокрасочных материалов выросло почти на 10 %.
Однако, все же положение многих средних и мелких фирм – производителей в отрасли достаточно сложное. Дорожает сырье, приходится выдерживать серьезную конкуренцию с более крупными производителями. Тем не менее, производство лакокрасочных материалов как отрасль промышленности является высокорентабельным.
Следует отметить еще одну особенность внешней среды рассматриваемого сегмента рынка. Это крайне неравномерное размещение его по территории Российской Федерации, что отражено на рисунке 4.
Рис. 4. Производство лакокрасочных материалов по регионам Российской Федерации в 2002 году.
Как видно из рисунка 3, в Центральном районе сосредоточено около 23% производства лакокрасочных материалов в России, а в Северном районе всего лишь 2 %. Наиболее крупные мощности по производству лакокрасочных материалов сосредоточены в Центральном районе, а Западная Сибирь занимает 6 место среди всех остальных регионов.
Анализ движущих сил, действующих в этой отрасли
Непростая экономическая ситуация (низкая платежеспособность населения, высокие ставки налогов и ставки платы за кредиты, высокая стоимость сырья и энергоресурсов) привела к резкому спаду производства на отечественных предприятиях и, следовательно, к уменьшению коэффициента использования производственных мощностей.
Изменение курса рубля в августе 1998 года серьезно повлияло на рынок лакокрасочных материалов. Прекратились поставки сырья в кредит, что привело к остановке некоторых заводов и переходу на одну смену работы. Производители оказались в жестокой зависимости от поставщиков сырья. Если сырье подорожало в 3-4 раза, то цены на лакокрасочные материалы по данным прошлого года выросли примерно в 2- 2,5 раза. Больше превышать цены было невозможно из- за ограниченной покупательской способности населения России. Результатом стали существенные финансовые потери предприятий.
Другой действующей силой в отрасли производства лакокрасочных материалов является наличие барьеров для входа в отрасль. Барьеры входа во всю отрасль промышленности красок и лаков в целом существенны и носят различный характер для предприятий разной мощности. Для крупных предприятий, желающих войти на российский рынок лакокрасочных материалов, барьер заключается в отсутствии каналов дистрибьюции и недоверие местных жителей к новой продукции. Преодолеть этот барьер позволяет приобретение крупными фирмами акций крупных предприятий отрасли (особенно это касается зарубежных инвесторов).
Следует подчеркнуть, что рост производства лакокрасочных материалов в последние два- три года в том числе был обеспечен предприятиями, построенными за счет иностранных вложений и инвестиций, так как эта отрасль привлекательна по широкому спектру позиций, в частности, своим коротким циклом и высокими доходами. На рисунке 5 отображена структура общих иностранных инвестиций в целом в отрасль производства лакокрасочных материалов в 2003 году по данным Госкомстата.
Рис. 5. Структура иностранных инвестиций в отрасль лакокрасочных материалов в России в 2003 году, млн. $
Характерной особенностью отрасли является тот факт, что инвестиционные средства стали использоваться преимущественно на установку нового оборудования. На эти цели выделяется около 60 % средств. Эту тенденцию следует признать положительной, так как в промышленности лакокрасочных материалов имеются свободные производственные площади. При обновлении производства, замене устаревшего оборудования затраты на строительную часть незначительны.
Ряд крупных предприятий отрасли производства лакокрасочных материалов целиком изменил форму собственности, их пакет акций находится у отечественных и зарубежных представителей и инвесторов. Многие предприятия отрасли объединяются друг с другом в концерны. В такие концерны объединяются несколько фабрик, каждая из которых имеет свою историю, узнаваемое название, сложившийся круг потребителей, но переживает сейчас нелучшие времена. Объединение таких фабрик в концерны позволяет в целом снизить себестоимость продукции местных фабрик при производстве лакокрасочных материалов , соответственно, отпускные цены на готовую продукцию, а также создает условия для повышения качества производимой продукции.
Позитивным сдвигам в производстве лакокрасочных материалов , безусловно, способствовали принятые в последние годы федеральные законы, указы Президента, и Постановления Правительства РФ, направленные на поддержку отечественных производителей. К числу мер государственного регулирования следует отнести регулирование таможенных пошлин на поступающее по импорту сырье и продовольствие для предприятий отрасли.
Однако, несмотря на наметившийся в последние годы рост производства лакокрасочных материалов в целом объемы его выпуска по сравнения с 1990 годом остаются на уровне 40- 60 %.
Выявление ключевых факторов успеха для целевых сегментов
Несмотря на общую тенденцию 90- х годов снижения покупательской способности потребления лакокрасочных материалов (с 19 кг на душу населения в 1990 году до 8 кг в 1996 году) к 2001 году потребление лакокрасочных материалов увеличилось до 10,2 кг на душу населения.
Рис. 6. Потребление лакокрасочных материалов питания на душу населения в 1990 – 2001 годах в России, кг.
В целом потребление лакокрасочных материалов на территории Новосибирской области по данным статистики в год колеблется от 6,7 кг у населения с доходом до 1000 руб. в месяц и 22 кг у населения с доходом свыше 2500 рублей на человека (то есть в 3,3 раза больше).
Для удовлетворения интересов покупателей в компании могут быть разработаны своеобразные дизайны при оформлении лакокрасочных изделий. Среди привлекательных и социально значимых направлений – производство лаков и красок, экологически чистых без запаха.
Товарная политика организации занимает очень важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех предприятия. Осуществление товарной политики в ООО «СИБАРС» представляет собой серию конкретно реализуемых маркетинговых мер воздействия на рынок потребителей. Эти меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых ее видов, оптимизации ассортимента и преследуют, прежде всего, цель – довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранного сегмента рынка и обеспечить эффективный сбыт.
Анализ основных конкурентов
В настоящее время в отрасли производства лакокрасочных материалов в России насчитывают около 129 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Около 80 % из них - это частные организации [15,с.3]. На них занято около 5 миллионов человек.
В настоящее время в отрасли производства лакокрасочных материалов преобладающую долю занимают малые организации, о чем свидетельствует рисунок 7.
Рис.7. Доля малых предприятий в отрасли лакокрасочных материалов по данным на 1 января 2004 года. [2,c.28].
Современное финансовое состояние большинства организаций отрасли сегодня неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют данные о доли убыточных предприятий и предприятий - банкротов в отрасли, отраженные на рисунке 8.
Рис. 8. Доля предприятий - банкротов отрасли производств лакокрасочных материалов по состоянию на 1 января 2004 года[4]
.
Представление о финансовом состоянии организаций отрасли производства лакокрасочных материалов в России в периоды спада, относительной стабилизации и начинающегося подъема можно получить на основе данных, приведенных в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности организаций отрасли производства лакокрасочных материалов в 1999-2003 годах [2,c.29].
Экономические показатели |
1999год |
2000год |
2001год |
2002год |
2003год |
Количество предприятий, шт. |
145,5 |
138 |
147,1 |
137,5 |
135,9 |
Численность, тыс. чел. |
4149,1 |
2272,5 |
2182 |
1600,9 |
1432 |
Рентабельность, % |
24.2 |
14,8 |
9 |
8 |
8,5 |
Удельный вес убыточных предприятий, % |
25,2 |
34,2 |
37,5 |
37 |
35 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
13,33 |
8.97 |
9,04 |
6,12 |
7,43 |
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей деятельности организаций отрасли производства лакокрасочных материалов на конец 2002- начало 2003 года, % [2,c.8]
№ п/п |
Экономические показатели |
4 квартал 2002 года по сравнению с 3 кварталом |
1 квартал 2003 года по сравнению с 4 кварталом 2002 год |
||||
рост |
нет |
снижение |
рост |
нет |
Снижение |
||
1. |
Объем работ, выполненных по договорам |
24 |
55 |
21 |
17 |
61 |
22 |
2. |
Численность |
17 |
01 |
21 |
12 |
69 |
19 |
3. |
Обеспеченность собственными средствами |
9 |
66 |
18 |
10 |
73 |
12 |
4. |
Просроченная кредиторская задолженность |
13 |
62 |
11 |
10 |
68 |
13 |
5. |
Просроченная дебиторская задолженность |
13 |
50 |
17 |
9 |
67 |
11 |
6. |
Цены на продукцию |
70 |
29 |
1 |
69 |
30 |
1 |
В таблице 3 представлена оценка рынков сбыта для ООО «СИБАРС».
Таблица 3
Оценка рынков сбыта для ООО «СИБАРС»
Показатели |
Город Новосибирск |
Населенные пункты по области в радиусе 100 км |
Рынки, удаленные за 100 км |
Уровень спроса, % |
90 |
32 |
7 |
Степень удовлетворения спроса, % |
97 |
15 |
2 |
Уровень конкуренции, % |
53 |
78 |
80 |
Доля потребителей, готовых купить продукцию, % |
89 |
27 |
12 |
Как видно из таблицы 3, наиболее привлекательным рынком для ООО «СИБАРС» является рынок города Новосибирска, наименее привлекательными - рынки, расположенные дальше, чем на 100 км.
Для ООО «СИБАРС» наиболее серьезными клиентами на сегодняшний день являются ООО «Лаки и краски» и ЗАО «Дом». Анализ и оценка конкурентов представлены в таблице 4[12].
Таблица 4
Анализ и оценка основных конкурентов ООО «СИБАРС»
Характеристика конкурентов |
Основные конкуренты |
|
ООО «Лаки и краски» |
ЗАО «Дом» |
|
Объем продаж, тыс. руб. |
5674 |
3679 |
Занимаемая доля рынка, % |
13 |
10 |
Рентабельность, % |
27 |
23 |
уровень технологии |
высокий |
Высокий |
Качество продукции |
высокое |
Высокое |
Расходы на рекламу, тыс. руб. |
384 |
679 |
Привлекательность внешнего вида |
дизайн и эстетика |
дизайн и эстетика |
Время деятельности предприятия, лет |
11 |
8 |
Как видно из таблицы 4, основные конкуренты ООО «СИБАРС» являются очень сильными, они занимают существенные доли на рынке. Наиболее сильный конкурент - ООО «Лаки и краски».
2.2.2. Анализ внутренней среды ООО «СИБАРС»
Идентификация текущей стратегии фирмы
Основная стратегия фирмы ООО «СИБАРС » сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании ООО «СИБАРС» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.
Основными задачами компании ООО «СИБАРС» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации знакомых сортов с целью более точного удовлетворения требований потребителя и разработка новых сортов.
Посредством рекламной кампании, а также установлением нового оборудования в магазинах, лотков, фирма пытается завлечь в число своих потребителей различные группы покупателей: рабочих и служащих, студентов и другие группы потенциальных покупателей.
Компания выделяет следующие направления воздействиия на своих потребиителей: дом, семья - т.е. регулярное семейное потребление лакокрасочных матеиалов для ремнонта. Рапространение лакосрасочных матеиалов через сеть супермаркетов.
SWOT – анализ
SWOT – анализ заключается в выявлении сил и слабостей фирмы путем сравнения своего продукта с продуктами конкурентов по наиболее значимым параметрам.
В результате проведения опроса среди потребителей были получены средние значения по всем потребителям, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты анкетирования для выявления оценок потребления лакокрасочных материалов
|
СИБАРС |
Лаки и краски |
Дом |
Все для дома |
Домовой |
||
Цена Качество Упаковка Запах |
7,1 6,8 6,5 3,2 |
7,4 6,7 5,8 3,5 |
5,0 4,8 4,1 1,7 |
3,8 3,1 4,3 2,1 |
5,0 4,9 4,5 2,0 |
Таблица 6 является результирующей.
Таблица 6
Результирующая таблица
Фирма Свойства |
вес |
СИБАРС |
Лаки и краски |
Дом |
Все для дома |
Домовой |
|||||
|
|
н.о. |
в.о. |
н.о. |
в.о. |
н.о. |
в.о. |
н.о. |
в.о. |
н.о. |
в.о |
Цена |
0,4 |
7,1 |
2,84 |
7,4 |
2,96 |
5 |
2 |
3,8 |
1,52 |
5 |
2 |
Качество |
0,3 |
6,8 |
2,04 |
6,7 |
2,01 |
4,8 |
1,44 |
3,1 |
0,93 |
4,9 |
1,47 |
Упаковка |
0,2 |
6,5 |
1,3 |
5,8 |
1,16 |
4,1 |
0,82 |
4,3 |
0,86 |
4,5 |
0,9 |
Запах |
0,1 |
3,2 |
0,32 |
3,5 |
0,35 |
1,7 |
0,17 |
2,1 |
0,21 |
2 |
0,2 |
|
1 |
23,6 |
6,5 |
23,4 |
6,48 |
15,6 |
4,43 |
13,3 |
3,52 |
16,4 |
4,57 |
Рис. 9. Оценка различных свойств лакокрасочных материалов компании ООО «СИБАРС»»
Анализируя интегральную взвешенную оценку конкурентоспособности производимых компанией ООО «СИАРОС» лакокрасочных материалов можно сказать, что продукция уступает по некоторым параметрам лишь продукции компании “Лаки и краски”.
Стратегический анализ издержек
Компания ООО «СИБАРС» заботится прежде всего о том, чтобы затраты на производство (себестоимость) были минимальными и при этом существовала возможность получения максимальной прибыли. Помимо этого компания, чтобы снизить конечные цены продукции, стремится, чтобы было как можно меньше посредников, каждый из которых добавляет свою наценку.
Определенный интерес представляет сравнение затрат по экономическим элементам в организации за 2002 – 2003 годы. Такое сравнение представлено в таблице 7.
Таблица 7
Затраты на производство продукции в компании ООО «СИБАРС» в 2002 – 2003 годах
№ п/п |
Наименование статьи |
2002 год, % |
2003 год, % |
Отклонение, % |
1 |
Сырье и материалы |
90,4 |
86,1 |
-4,3 |
2 |
Топливо |
0,6 |
1,8 |
1,2 |
3 |
Электроэнергия |
0,3 |
2 |
0,7 |
4 |
ИТОГО МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ |
91,4 |
89,9 |
-1,5 |
5 |
Оплата труда |
5,3 |
6 |
0,7 |
6 |
Отчисления на соцнужды |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
7 |
Амортизация основных фондов |
2,6 |
3 |
0,4 |
8 |
Прочие расходы |
0,7 |
0,9 |
0,2 |
9 |
ИТОГО ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО |
100 |
100 |
- |
Как видно из рисунка 10, наибольшую долю в структуре затрат компании и в 2002, и в 2003 году занимают материальные затраты, а наименьшую- отчисления на соцнужды. В 2003 году в организации падает доля затрат на сырье и материалы, при этом растут затраты на электроэнергию и топливо более чем в 2 – 2,5 раза. Увеличение прочих расходов связано с появлением новых статей: расходов на рекламу (около 2% от себестоимости), на налоги, на аренду и представительские расходы. Сюда же включается плата за кредит и банковские расходы.
Рис. 10. Динамика структуры затрат на производство компании ООО «СИБАРС» в 2002- 2003 годах.
Компания ООО «СИБАРС» заботится прежде всего о том, чтобы затраты на производство (себестоимость) были минимальными и при этом существовала возможность получения максимальной прибыли. В целях сокращения расходов в организации уже вводится централизованная закупка сырья и продажа продукции. Однако, большинство видов сырья – биржевой товар, и существенно минимизировать затраты на производство за счет централизованных закупок организации не удастся.
При минимизации затрат на производство компании придется решить проблему оптимизации затрат на сырье при изготовлении продукции. При выборе фирмы- поставщика предприятие руководствуется, как правило, двумя критериями: качеством и ценой. Ассортимент сырья очень широк, в связи с чем, компания ООО «СИБАРС» предпочитает выбрать 2- 3 наиболее надежных поставщиков в качестве своих основных партнеров. Интегрированный подход при работе только с одним- двумя основными поставщиками позволяет организации сегодня получать огромные скидки, тем самым, снижая себестоимость продукции.
Portfolio – анализ
Суммарный ассортимент продукции производимой компанией ООО «СИБАРС» очень велик. Кроме того, есть вновь разработанная интересная продукция, нуждающаяся в раскрутке. Принятие окончательного решения по реструктуризации ассортимента, снятию с производства одних наименований и увеличению производства других, осуществляется после соответствующих исследований.
По методике Бостонской консалтинговой группы выбирается направление, заслуживающее большего финансирования.
Таблица 8
Характеристика различных групп продукции компании
Группа продукции |
Объем рынка в 2000г., тыс. т |
Объем рынка в 1999г., тыс. т |
Средне -экономические темпы роста, % |
Доля ООО “СИБАРС” на рынке, % |
Доля ООО“Лаки и краски” на рынке, % |
Лаки |
345,6 |
322,4 |
6% |
12,3 |
8,4 |
Краски. |
386,7 |
378,5 |
6% |
9 |
14,5 |
Рочие изделия |
196,8 |
179,4 |
6% |
2,8 |
4 |
Краски – «денежный мешок»: сбыт в отрасли падает, но доля на рынке велика.
Производство прочих изделий растет наибольшими темпами, что объясняется повышенным спросом на эту группу товаров людей со средним и небольшим достатком. Необходимо сделать дополнительные вложения в данный продукт чтобы он был способен конкурировать с продукцией ООО “Лаки и краски” и других крупных производителей.
2.3. Бизнес- план инвестиционного проекта диверсификации предприятия ООО «СИБАРС»
2.3.1. Разработка бюджета продаж
Разработка бюджета продаж представляет собой определение целевого объема и структуры продаж. В ходе разработки базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.
Сначала составляем прогноз продаж в виде таблицы 9. Объем планируемых продаж определяется с учетом множества факторов: деятельность конкурентов, положение на рынке, стабильность поставщиков и покупателей, результатов маркетинговых исследований, сезонности, цикличности, политики ценообразования в ООО «СИБАРС», рентабельности продукции [10,с. 36].
Таблица 9
Прогноз продаж на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Виды продукции |
Планируемые продажи, тонн |
Планируемая цена реализации за кг, руб. |
1 |
Краска «Радуга» |
22 |
60 |
2 |
Краска «Идеал» |
11 |
70 |
На основе прогноза продаж составляем бюджет продаж в виде таблицы 10. Он является результатом обсуждения планов реализации продукции управляющими, аналитиками и персоналом отделов сбыта и торговли.
Таблица 11
Бюджет продаж на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Виды продукции |
Планируемые продажи, тонн |
Цена реализации за кг, руб. |
Объем продаж, руб. |
1 |
Краска «Радуга» |
22 |
60 |
1320000 |
2 |
Краска «Идеал» |
11 |
70 |
770000 |
|
Итого |
- |
- |
2090000 |
2.3.2.Составление производственной программы
Производственная программа зависит от планового объема реализации и величины товарных остатков (запасов готовой продукции)[10, с. 37].
Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим образом по формуле (5):
ОП = Опр – ТО н.п. + ТО к.п., (5)
где ОП - объем производства, руб.;
Опр – объем продаж, руб.;
ТО н.п. – товарные остатки на начало периода, руб.;
ТО к.п. – товарные остатки на конец периода, руб.
Производственная программа для ООО «СИБАРС» представлена в таблице 11.
Таблица 11
Производственная программа ООО «СИБАРС» на 2 полугодие 2004 года
№ п\п |
Показатели |
Краска «Радуга» |
Краска «Идеал» |
1 |
Плановый объем продаж, тонн |
22 |
11 |
2 |
Остатки готовой продукции на конец периода, тонн |
5 |
3,5 |
3 |
Всего потребность (1 + 2), тонн |
27 |
14,5 |
4 |
Остатки готовой продукции на начало периода, тонн |
1,5 |
1,5 |
5 |
Производственная программа (3 – 4), тонн |
25,5 |
13 |
Для определения совокупных затрат на производство данных видов красок, необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому на следующем этапе составляем частные бюджеты: бюджет затрат сырья и основных материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет накладных расходов.
2.3.3. Определение потребности в сырье и основных материалах
Материальные затраты в составе себестоимости продукции занимают наибольший удельный вес. Материальные затраты ЗАО «Сластена» при производстве включают следующие статьи: сырье и основные материалы, полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы, вспомогательные материалы, тара и тарные материалы, топливо, запасные части.
Отпуск сырья в организации осуществляется с центрального склада. Учет сырья ведется по наименованиям продуктов, учетной цене и сумме (натуральной стоимостной). На складах есть отдельные материально ответственные лица (заведующие). Исходя из имеющегося в кладовой сырья, возможностей реализации заведующий кондитерским цехом составляет план- заказ на изготовление кондитерских изделий, в котором по установленным нормам определяется количество сырья, подлежащего отпуску [1, с. 156]. Списание сырья на изготовление кондитерских изделий производится по фактическим затратам, но не выше установленных норм.
Стоимость вспомогательных материалов списывается на себестоимость продукции, так же как и основных материалов, то есть прямым путем по данным первичных документов.
Возвратные отходы оцениваются по ценам их возможного использования.
В фактическую себестоимость материалов в организации включают покупную стоимость и транспортно- заготовительные расходы[5, с. 68].
В ООО «СИБАРС» при определении бюджета сырья и основных материалов используют метод технологического нормирования. При имеющейся плановой производственной программе, применяя технологические нормы расхода на 1 тонну краски, рассчитывают производственную потребность в разрезе видов материальных оборотных ресурсов на данный бюджетный период (таблица 12).
Таблица 12
Определение потребности в сырье и основных материалах на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Наименование сырья и материалов |
Расход сырья и материалов, в нат. ед. |
Общая потребность в сырье и материалах, ед. |
|||
Краска «Радуга» |
Краска»Идеал2 |
|||||
Объем производства- 25,5 тонн |
Объем производства- 13 тонн |
|||||
на 1 тонну |
на весь выпуск |
на 1 тонну |
на весь выпуск |
|||
1 |
Сырье 1 |
10,5 |
268 |
12,5 |
162,5 |
430,5 |
2 |
Сырье 2 |
0,156 |
4 |
0,13 |
1,7 |
5,7 |
3 |
Сырье 3 |
3,4 |
86,7 |
2,6 |
33,8 |
120,5 |
4 |
Сырье 4 |
3,9 |
99,45 |
2,6 |
33,8 |
133,25 |
5 |
Сырье 5 |
111 |
2830 |
- |
- |
2830 |
6 |
Сырье 6 |
- |
- |
27 |
351 |
351 |
7 |
Сырье 7 |
555 |
14152 |
800 |
10400 |
24552 |
2.3.4. Определение прямых затрат труда
В результате совершения затрат, связанных с переработкой основных компонентов и производством лаков и красок возникают затраты на оплату труда производственных рабочих, непосредственно занятых выработкой продукции. В ООО «СИБАРС» используется сдельно- премиальная форма оплаты труда, при которой определяется расценка за 1 тонну выработанной продукции. Поэтому расходы на оплату труда в ООО «СИБАРС» являются прямыми. Прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. Основной метод- нормирование. Трудовые затраты в стоимостном выражении выражаются непосредственно путем применения существующих на предприятии расценок, исходя из установленной тарифной сетки (таблица 13).
Таблица 13
Бюджет прямых затрат труда на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
Виды продукции |
Производственная программа, тонн |
Затраты времени на 1 тонну, часов |
Всего затраты времени, часов |
Расценка за 1 тонну, тыс. руб. в час |
Трудовые затраты, руб. |
Краска «Радуга» |
25,5 |
5 |
127,5 |
0,15 |
19125 |
Краска» Идеал» |
13 |
6,5 |
84,5 |
0,2 |
16900 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
36025 |
2.3.5. Определение потребности во вспомогательных материалах
Вспомогательные материалы делятся на относящиеся к косвенным (общепроизводственным) и относящиеся к постоянным (общехозяйственным)[6, с. 156].
Сначала составляем общую смету по переменным расходам без подразделения по видам продукции (таблица 14).
Таблица 14
Прогнозный бюджет использования вспомогательных материалов на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Наименование материалов |
Потребность (прогноз), нат. ед. |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
Этикетки, м. |
1300 |
8,2 |
10660 |
2 |
Фольга, м. |
15000 |
2,9 |
43500 |
3 |
Вспомогательные материалы при формировке изделий, шт. |
20 |
80 |
1600 |
4 |
Кульки, шт. |
2000 |
4,2 |
8400 |
5 |
Картонные коробки, шт. |
1200 |
14 |
16800 |
6 |
Целлофан, м |
25 |
4 |
100 |
7 |
Лента для завязки коробок, м |
100 |
14,4 |
1440 |
8 |
Воск, кг |
15 |
35 |
525 |
9 |
Парафин, кг |
30 |
25 |
750 |
10 |
Масло, л |
40 |
12 |
480 |
|
Итого |
- |
- |
84225 |
Далее определяем прогнозные бюджеты закупок (приобретения) сырья, основных и вспомогательных материалов (таблица 15 и 16).
Таблица 15
Бюджет закупок (приобретения) сырья и основных материалов в натуральном и стоимостном выражении на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Наименование сырья и материалов |
Сырье 1 |
Сырье 2 |
Сырье 3 |
Сырье 4 |
Сырье 5 |
Сырье 6 |
Сырье 7 |
всего |
1 |
Общая потребность в материалах, ед. |
430,5 |
5,7 |
120,5 |
133,25 |
2830 |
351 |
24552 |
- |
2 |
Нормативный запас на конец периода, ед. |
2 |
0,5 |
20 |
15 |
300 |
50 |
5000 |
- |
3 |
Всего потребность в сырье и материалах, ед. |
432,5 |
6,2 |
140,5 |
148,25 |
3130 |
401 |
29552 |
- |
4 |
Минус запасы на начало периода, ед. |
1 |
0,7 |
48 |
35 |
450 |
100 |
3000 |
- |
5 |
Итого приобрести, ед. |
431,5 |
5,5 |
92,5 |
113,25 |
2680 |
301 |
26552 |
- |
6 |
Плановая цена приобретения за единицу, руб. |
4,2 |
3590 |
7,5 |
27 |
4,5 |
28,5 |
0,1 |
- |
7 |
Итого расходов на приобретение, руб. |
1812300 |
19745 |
693,75 |
3057,75 |
12060 |
8578,5 |
2655,2 |
1859090,2 |
Таблица 16
Бюджет закупок вспомогательных материалов на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Наименование материалов |
Общая потребность в материалах, ед. |
Нормативный запас на конец периода, ед. |
Всего потребность в сырье и материалах, ед. |
Минус запасы на начало периода, ед. |
Минус запасы на начало периода, ед. |
Плановая цена приобретения за единицу, руб. |
Итого расходов на приобретение, руб. |
1 |
Этикетки, м. |
1300 |
50 |
1350 |
80 |
1270 |
8,2 |
10414 |
2 |
Фольга, м. |
15000 |
5000 |
20000 |
6000 |
14000 |
2,9 |
40600 |
3 |
Вспомогательные материалы при формировке изделий, шт. |
20 |
10 |
30 |
8 |
22 |
80 |
1760 |
4 |
Кульки, шт. |
2000 |
200 |
2200 |
180 |
2020 |
4,2 |
8484 |
5 |
Картонные коробки, шт. |
1200 |
100 |
1300 |
130 |
1170 |
14 |
16380 |
6 |
Целлофан, м |
25 |
10 |
35 |
15 |
20 |
4 |
80 |
7 |
Лента для завязки коробок, м |
100 |
20 |
120 |
28 |
92 |
144 |
1325 |
8 |
Воск, кг |
15 |
10 |
25 |
15 |
10 |
35 |
350 |
9 |
Парафин, кг |
30 |
10 |
40 |
8 |
32 |
25 |
800 |
10 |
Растительное масло, л |
40 |
15 |
55 |
5 |
50 |
12 |
600 |
|
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
80793 |
2.3.6. Расчет себестоимости списания сырья и основных материалов в производство. Калькуляция бюджета сырья и материалов
Далее можно определить себестоимость списания сырья и основных материалов в производство, то есть определить стоимостную величину переменных затрат в части прямых материальных затрат. Расчет удельной себестоимости списания производится на основе средневзвешенной между балансовой стоимостью остатка материальных ресурсов на начало периода и плановой себестоимостью закупок в течение бюджетного периода ( таблица 17) [6, с. 178]
Таблица 17
Определение удельной себестоимости списания сырья и основных материалов в производство во 2 полугодии 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Наименование |
Остаток на начало периода, кг/ Балансовая стоимость, руб. |
План приобретения на бюджетный период, ед.\ руб. |
Остаток на начало периода плюс план приобретения за бюджетный период, ед. |
Остаток на начало периода плюс план приобретения за период, руб. |
Удельная себестоимость списания в производство и конечного запаса, руб.\ед. |
1 |
Сырье 1 |
1/3600 |
431,5/1812300 |
432,5 |
1815900 |
4,2 |
2 |
Сырье 2 |
0,7/2513 |
5,5/19745 |
6,2 |
22258 |
3590 |
3 |
Сырье 3 |
48/360 |
92,5/693,75 |
140,5 |
1053,75 |
7,5 |
4 |
Сырье 4 |
35/945 |
113,25/3057,75 |
148,25 |
4002,75 |
27 |
5 |
Сырье 5 |
450/2025 |
2680/12060 |
3130 |
14085 |
4,5 |
6 |
Сырье 6 |
100/2850 |
301/8578,5 |
1101 |
11428,5 |
28,5 |
7 |
Сырье 7 |
3000/300 |
26552/2655,2 |
29552 |
2955,2 |
0,1 |
|
Всего |
12593 |
1859090,2 |
- |
- |
- |
На основе плановой цены (удельной себестоимости) списания и производственной потребности определяем прогнозный бюджет сырья и основных материалов (таблица 18)
Таблица 18
Бюджет сырья и основных материалов на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п/п |
Показатель |
Сырье 1 |
Сырье 2 |
Сырье 3 |
Сырье 4 |
Сырье 5 |
Сырье 6 |
Сырье 7 |
всего |
1 |
Общая потребность в сырье и основных материалах, ед. |
430,5 |
5,7 |
120,5 |
133,25 |
2830 |
351 |
24552 |
- |
2 |
Цена за единицу, руб. |
4,2 |
3590 |
7,5 |
27 |
4,5 |
28,5 |
0,1 |
- |
3 |
Общая сумма, руб. |
1808100 |
20463 |
903,75 |
3597,75 |
12735 |
10003,5 |
2455,2 |
1858258,2 |
2.3.7. Определение бюджета общепроизводственных и общехозяйственных расходов
После калькуляции всех статей прямых затрат и себестоимости списания материальных ресурсов определяем бюджет общепроизводственных расходов (таблица 19).
Таблица 19
Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п/п |
Статьи затрат |
Смета затрат, тыс. руб. |
1 |
Вспомогательные материалы |
84225 |
2 |
Косвенные затраты труда |
8400 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
2990 |
4 |
Электроэнергия на производственные нужды |
15750 |
5 |
Топливо (пар, уголь) |
8650 |
6 |
Обслуживание и ремонт оборудования |
3400 |
7 |
Содержание зданий и сооружений |
2800 |
8 |
Амортизация оборудования |
4400 |
|
Всего общепроизводственных расходов |
130615 |
Общехозяйственные расходы в ООО «СИБАРС» являются постоянными и не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж. Основой бюджетирования постоянных расходов является сметное планирование по центрам ответственности. Лишь небольшая часть постоянных расходов в организации калькулируется чисто расчетным путем.
Таблица 20
Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п/п |
Статьи затрат |
Смета затрат, тыс. руб. |
1 |
Заработная плата административно- управленческому персоналу |
23500 |
2 |
Отчисления на социальные нужды |
8366 |
3 |
Зарплата кладовщику, уборщице, водителю |
8500 |
4 |
Отчисления на социальные нужды |
3026 |
5 |
Амортизация здания заводоуправления |
2000 |
6 |
Расходы на охрану |
5000 |
7 |
Расходы на рекламу |
1200 |
8 |
Прочие |
4200 |
|
Всего общехозяйственных расходов |
55795 |
2.3.8. Калькуляция совокупных (общих) затрат
ООО «СИБАРС» калькулирует полную фактическую себестоимость произведенной продукции (таблица 21).
Таблица 21
Бюджет общих затрат на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п/п |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
1 |
Сырье и основные материалы |
1858258,2 |
2 |
Заработная плата основных производственных рабочих |
36025,0 |
3 |
Общепроизводственные расходы |
130615 |
4 |
Общехозяйственные расходы |
55792 |
|
Итого совокупные затраты |
2080690,2 |
2.3.9. Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции
В соответствии с учетной политикой на ООО «СИБАРС», применяется метод учета и калькулирования по полной себестоимости, запасы оцениваются по фактической себестоимости. Следовательно, в себестоимость готовой продукции включаются как прямые, так и накладные расходы (таблица 22).
Таблица 22
Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п/п |
Показатели |
Краска «Радуга» |
Краска «Идеал» |
Всего |
1 |
Затраты сырья и материалов, руб. |
1157445,6 |
700812,6 |
1858258,2 |
2 |
Распределение общехозяйственных расходов, руб. |
81356 |
49259 |
130615 |
3 |
Прямые затраты, руб. |
34751 |
21041 |
55792 |
4 |
Полные расходы, руб. |
19125 |
16900 |
36025 |
5 |
Выпуск продукции, тонны |
1292677,6 |
788012,6 |
2080690,2 |
6 |
Удельные полные затраты (производственная себестоимость), руб. |
50,7 |
60,6 |
- |
2.3.10. Бюджет цеховой себестоимости
На данном этапе производим расчет целевых остатков незавершенного производства и определение, на основе средневзвешенной, себестоимости списания отдельных статей затрат на себестоимость выпуска (таблица 19).
Приведенные расчеты показали, что удельная себестоимость выпуска по производимой продукции ООО «СИБАРС» составили:
1) Краска «Радуга» - 50,7 руб./ кг;
2) Краска «Идеал» - 62,6 руб./ кг
Таблица 23
План себестоимости выпуска продукции ООО «СИБАРС»
№ п/п |
Продукция |
Остаток НЗП на конец периода, нат.ед/руб. |
Плановые производственные затраты. нат. ед./руб |
Остаток НЗП на начало периода, нат.ед/ руб. |
Плановая себестоимость выпуска, нат.ед./руб. |
Удельная себестоимость выпуска, руб./ед. |
1 |
Краска «Радуга» |
1000/48000 |
25500/1292677,6 |
800/36000 |
25700/1304677,6 |
50,7 |
2 |
Краска «Идеал» |
500/55000 |
13000/788012,6 |
200/11000 |
13300/832012,6 |
62,6 |
2.3.11. Составление финансового плана
Сумма чистой прибыли:30926,12 тыс. руб.
Использование чистой прибыли по плану:
- фонд накопления (60 % * чистая прибыль)- 18555,7 тыс. руб.
- фонд потребления (35 %) – 10824,1 тыс. руб.
- резервный фонд (15 %)- 4638,9 тыс. руб.
Таблица 24
Финансовый план ООО «СИБАРС»
Доходы и поступления средств, тыс. руб. |
Расходы и отчисления средств, тыс. руб. |
||||
№ п/п |
Финансовый показатель |
Величина показателя |
№ п/п |
Финансовый показатель |
Величина показателя |
1 |
Прибыль от реализации продукции |
38860 |
1 |
Налог на содержание жилищного фонда |
912 |
2 |
Внереализационные доходы |
3650 |
2 |
Налог на доходы |
1236 |
3 |
Доходы от прочей реализации |
1500 |
3 |
Целевой сбор |
20,48 |
4 |
Прочие доходы |
0 |
4 |
Налог га имущество |
404,8 |
5 |
Амортизационные отчисления |
5365 |
5 |
Налог на пользование автомобильными дорогами |
608 |
6 |
Отчисления в ремонтный фонд |
536,5 |
6 |
Сбор за уборку территорий |
134,4 |
7 |
Избыток оборотных средств |
4136,4 |
7 |
Сбор на нужды образовательных учреждений |
2,1 |
8 |
Прирост кредиторской задолженности |
13,6 |
8 |
Налог на прибыль |
9766,1 |
|
|
|
9 |
Ремонтный фонд |
536,5 |
|
|
|
10 |
Резервный фонд |
4638,9 |
|
|
|
11 |
Фонд потребления |
10824,1 |
|
|
|
12 |
Фонд накопления |
18555,7 |
|
ИТОГО |
54061,5 |
|
ИТОГО |
54061,5 |
2.3.12. Оценка эффективности проекта
Экономический эффект от внедрения проекта составит 2982235 рублей в год. PMT = 2982235 рублей.
Стоимость инвестиционного проекта всего 4730000 рублей. Целевая норма доходности – в нашем случае этот показатель можно прировнять к уровню инфляции, которая составила за 2002 год 14%. Дело в том, что бюджетные средства расходуются строго по целевым статьям, на которые они запланированы, т.е. мы не можем выбрать даже другую отрасль, тем более вкладывать средства в финансовые инструменты или банки. Хотя по оценкам правительства инфляция за 2004 год должна составить 12% и согласно понижающему тренду продолжить снижение мы будем придерживаться реальных цифр.
Что касается поправки на риск – в настоящее время предприятие обеспечено заказами на запланированный объем работ. Т.о. можно сделать вывод что инвестиционный риск в этом проекте практически равен 0.
Расчет эффективности методом чистой приведенной стоимости NPV:
, (6)
где PV– приведенная стоимость,
И – инвестиции = 4730000 руб.,
PMT – экономия себестоимости = 2982235 руб.,
i (целевая норма доходности) =14 %;
n = 7 лет
PV= 12788733 руб.
Таким образом, приведенная стоимость составила 12788733 рублей. Можно сказать, что это та стоимость, которую получит предприятие от внедрения этого проекта.
Но мы рассматриваем проект с точки зрения инвестора, т.е. какова стоимость этого проекта для инвестора (чистая приведенная стоимость).
NPV = 12788733 – 4730000 = 8058733 руб. > 0
Или , где
R – величина ренты an:i – коэффициент приведения ренты
Так как NPV> 0, следовательно, проект считается эффективным. Это соответствует целесообразности реализации проекта.
Методом внутренней нормы доходности (ВНД) - IRR:
ВНД – норма, при которой приведенная стоимость будущих поступлений возмещает исходные инвестиции, т.е. это норма, при которой:
NPV = 0; PV = И
IRR = 60,78%
Период окупаемости - РР
РР = 1,58 года
Период окупаемости проекта 1,58 года, т.е. вложенные в проект средства предприятие сможет вернуть через 1,58 года.
Исходя из анализа показателей эффективности предлагаемого проекта, можно сделать выводы.
Чистая приведенная стоимость имеет положительное значение 8058733 руб. Исходя из этого, можно сделать вывод, что проект эффективен и положительно скажется на деятельности предприятия, следовательно, на его оценочной стоимости.
Внутренняя норма доходности больше заложенной нормы доходности на капитал на 60,78% и, следовательно, инвестиции в данный проект оправданы. Но в нашем случае целевая норма доходности должна покрывать инфляцию, следовательно, мы имеем большой запас доходности проекта даже при увеличивающейся инфляции.
Итак, проект дает 2982235 руб. экономии себестоимости ежегодно. Чистая приведенная стоимость проекта 8058733 руб., следовательно, проект эффективен, и мы его принимаем.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута ее основная цель и решены ее задачи. В заключении сделаем несколько основных выводов:
1) Инвестиционная деятельность – это творческая деятельность, направленная на поиск новых сфер вложения капитала. Инвестиционное предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инвестиционного момента, будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности, диверсификация и так далее;
2) Под инвестиционной программой понимают инвестиционный проект по осуществлению внедрения предприятием какого- либо новшества или расширению своей деятельности;
3) Объектами инвестиционной деятельности являются направления, куда, во что можно вложить инвестиции;
4) Субъектами инвестиционной деятельности выступают: инвесторы; участники (заказчики. исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые, посреднические инфраструктуры;
5) Планирование инвестиций осуществляется путем разработки инвестиционных программ по бюджетным проектам (источникам), бизнес- планов инвестиционных проектов по внебюджетным источникам;
6) Необходимо обосновать потребность в капитальных вложениях следующим образом при разработке бизнес – плана инвестиционной программы: определить перечень продукции, товаров и услуг при разработке бизнес- плана; прирост (возможный) производственных мощностей; увеличение мощностей за счет расширения; строительство сопутствующих объектов; расчет объемов инвестиций; определение источников инвестиций;
7) Выделяют следующие основные этапы процесса формирования инвестиционной программы предриятия: по возможности: экспресс- оценка идеи проекта; предварительный выбор с точностью плюс минус 20 %,; расчет основных показателей; с точностью 10 % разрабатывается полное технико-экономическое обоснование инвестиций; оценка и принятие решения.
Разработка любого инвестиционного проекта является очень сложным процессом выявления текущей ситуации на предприятии, а также составления различных бюджетов, планов и смет, просчет рисков и эффективности проекта.
Результаты оценки при анализе инвестиционного проекта для ООО «СИБАРС» являются одним из основных моментов, на которые следует обратить внимание при реализации проекта. Руководство организации ожидает, что вложенные средства окупятся и принесут определенный экономический эффект.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае.
Главным методом принятия решения о внедрении проекта для предприятия является, прежде всего, оценка эффективности по проекту, а также просчет потребности в затратах и финансовых средствах.
Данная работа является наглядным примером разработки бизнес- проекта для организации по внедрению нового вида товара.
Предлагаемый в работе проект был разработан кондитерской организацией ООО «СИБАРС». Суть проекта состоит во внедрении новых видов красок в производственный процесс: «Радуга» и «Идеал».
Список литературы
1. Бердашкевич А.П. Будущее российских инвестиций//ЭКО. – 2002. - № 2. – С. 57-69
2. Блехман .С. Экономика, организация управления и планирование инвестиций. – М.: Высшая школа, 1991. – 288 с.
3. Бородин В.А. Стратегия управления инвестиционной фирмой/ Пол ред. В.В. Титова. – Новосибирск. – ЭКО, 1999. – 164 с.
4. Валдайце С.В. Оценка бизнеса и инновации. – М.: Филинъ, 19997. – 336 с.
5. Васильев Ю.С., Кинслев В.Г., Колосов В.Г. Зачем предпринимателю ивестиции. – СПб.: ИКС, 1999. – 35 с.
6. Глинин Ф.А. Инвестиционная деятельность промышленных предприятий России// Инвестиции в России. – 2002. - № 3. – С. 25-32
7. Заверюхина А.Х., Ульянов Е.В., Маслинникова О.А. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер// Финансы. – 2000. – № 1. – С. 64-69
8. Инвестиции в отраслях промышленности: Стат . сборник. – М., 2002.- 68 с.: ил.
9. Инвестиционная деятельность зарубежных фирм: Реферативный сборник. – М., 2003. – 175 с.
10. Инвестиционная деятельность предприятия: анализ, перспективы, активизация: Сб. науч. Трудов. – Ярославль, 2000. – 148 с.
11. Краснов А.Г. Основы инновационной экономики: Учеб. пособ. – М.: Пресс- сервис, 2001. – 508 с.
12. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. Пособ. – М.: Инфра- М, 2001. – 240 с.
13. Новицкий Н.К. Инвестиционный путь развития экономики// Экономист. – 2000. - № 6. – С. 34-41
14. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. – М.: Интел- Синтез, 2001. – 784 с. : ил.
15. Управление инновационными и инвестиционными процессами в экономике: Мат. Межвуз. Науч. Конферен. _ Пенза, 2002. – 104 с.
16. Управление инвестициями. Модульная программа для менеджеров. Модкуль 7/ Гунин В.Н., Баранчев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю.- М.: Инфра- М, 2002. – 328 с. : ил.
17. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г.Поршнева., З.П. Румянцевой, Н.А. Салматина. – 2 изд., переаб., дп. – М.: Инфра- М, 1999. – 669 с. : ил.