Содержание

Введение. 3

1. Краткая биография Аристотеля. 5

2. Аристотель и Платон. 6

3. Школа Аристотеля. 7

4. Сочинения Аристотеля. 9

5. Политика и государство. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 16

Введение

Если иметь в виду узкое истолкование начал политической науки как политологии, то упоминать Аристотеля с ними едва ли оправданно. Политология в тесном значении слова сложилась в ответ на практические потребности переживаемой эпохи, рост масштабов и значимости происходящих политических процессов и явлений. Ей присущи собственные методы и приемы, свой понятийный аппарат, язык и, может показаться странным, своя идеология. Есть, разумеется, и особый объект внимания. В инструментальном смысле политология изучает специфическую политическую материю, политические классы и элиты, кланы и клики, партии и движения, политическое лидерство и лицедейство, бюрократию и риторику, политическое поведение активное, пассивное и определяемое всевозможными «измами», политический строй и режим, символику и эмблематику, настроения и чувства и т.п. У политологии автономная предметная основа, функциональная направленность, логика и структура, свои цели и задачи.

Но существует и более общая система политического знания, иное, более широкое понимание данного культурного феномена. И в этом случае сочетание имени Аристотеля и политической науки, ее основ не только уместно, но и единственно верно. Здесь античный мудрец выступает «отцом политической науки», а последняя предстает фундаментальной, синтетической пра- или протонаукой. Отдельные робкие догадки о ней можно найти в мифологических представлениях Древнего Востока. Стихийно зародившаяся, интуитивная и во многом наивная политическая мысль «созревает», получает законченное концептуальное оформление в условиях античной Греции.

«Ограничиваясь одним народом», Гегель перечисляет в качестве «подобных светлых примеров великих умов, возвышающихся над обычным уровнем, Гомера, Пиндара, Эсхила, Софокла, Платона, Аристотеля». Последним в этом хронологическом «звездном» списке стоит Аристотель. Он как бы устанавливает «планку» исследования на максимально возможной высоте. Немеркнущей заслугой перед всем человечеством останется его вклад в формирование и развитие политической науки, в строительство величественного здания античной политической культуры.

Среди важнейших свойств политического мировоззрения древних греков – его «доброкачественность», гуманизм, исторический оптимизм, дух разумности и жизненности, уверенность в торжестве добра над злом, опора на силу разума. Причем торжество разума не как абстрактного и холодного практицизма, а начала, предполагающего другие формы духовного освоения мира. Наука стала у них неотъемлемой частью культуры, залогом ее прогресса. Сформировалась научно-философская структура знания – рационалистическая, космогонистическая, одновременно поэтическая и мифологическая. Большое внимание уделялось научной методике, логике, теоретической математике. Собственно говоря, греки и изобрели науку: математику, биологию, философию. Только после того, как Аристотель создал логику, дал «технику мышления» «искусство мыслить» в свою очередь сделало возможным настоящее искание научной истины: постановку принципиальных научных проблем, поиск закономерностей, классификацию научных фактов, совмещение научных выводов с практической деятельностью.

С учетом человеческой природы античную политическую мысль называют гедонистической (наслаждение), но применительно к вкладу Аристотеля в основы политической науки ее точнее определить как эвдемонистическую (счастье, блаженство), ибо, по Аристотелю, счастье есть не просто удовольствие, продленное во времени, а наслаждение, предполагающее самоограничение, аскезу. Платон подчеркивает, что счастье человека состоит отнюдь не в удовлетворении всех без разбора потребностей, не в том, чтобы иметь больше и лучше других, ибо общество потребления – это тупик.

Цель работы раскрыть политические взгляды Аристотеля.

Задачи работы дать краткую биографию Аристотеля; выявить точки соприкосновения идей учителя Платона и ученика Аристотеля, а так же выявить различия в их взглядах; кратко описать произведения Аристотеля; определить взгляды Аристотеля на политику.

1. Краткая биография Аристотеля

Аристотель – Величайший древнегреческий философ. Родина Аристотеля – полис Стагира на Северо-Западном побережье Эгейского моря. Время рождения Аристотеля приблизительно 384 год до н.э. Отец будущего философа Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило получить Аристотелю хорошее образование.[1]

Мы не имеем точных сведений о том, сколько времени Аристотель воспитывался под руководством своего отца; из древнейших источников можно заключить только, что он лишился родителей, когда ему не было 17 лет, и был он поручен попечению жившего в Стагире друга Никомаха, Проксена из Атарнея.

В последствии Аристотелю досталось в наследство значительное состояние, благодаря чему он имел возможность свободно и даже с удобствами отдаваться научным занятиям, что нельзя не поставить в связь с придворную службою его отца.

В семнадцатилетнем возрасте Аристотель прибыл в Афины – столицу тогдашнего просвещения – с целью завершить свое образование и привлекаемый, без сомненья, славою Платона.[2]

После двенадцатилетнего перерыва, в 335 г. до н.э., в возрасте уже пятидесяти лет, Аристотель возвращается в Афины, где продолжил научную и педагогическую деятельность.

Второй период жизни в Афинах в личном плане для философа и ученого бы не самым лучшим. Обостряется болезнь желудка, беспокоившая его всю жизнь.

Аристотель прожил чуть более шестидесяти лет. По историческим меркам – одно мгновение. В 222 г Аристотель умер от болезни желудка, которой долго страдал.


2. Аристотель и Платон

В 367 г до н.э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем «Академии» Платона, где и оставался до самой смерти Платона в 344г до н.э. Это был единственный ученик, осмеливавшийся спорить с Платоном. Аристотель высоко ценил Платона, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».[3]

Платон называл Аристотеля «философом истины», «умом своей школы» и «чтецом» за его сильный и проницательный ум, за неутомимое искание истины. Со своей стороны и Аристотель питал уважение и любовь к своему великому учителю, которого «худым людям и хвалить не приличествует», как гласила надпись на жертвеннике, поставленном Аристотелем, по одному древнему известно, Платону.

Встречающиеся у поздних писателей рассказах о личной вражде между Платоном и Аристотелем – плод досужей фантазии людей, не расположенных к Аристотелю.

Конечно, в основе  подобных легенд есть нечто действенное: отношения между Платоном и Аристотелем не всегда могли быть ровными уже в силу несходства их натур и различия философских точек зрения, а также ввиду того, что Аристотель не мог мириться с ролью простого последователя Платона, а стареющий Платон не мог равнодушно относиться к несогласию с ним лучшего из своих учеников.

Даже в поздние времена Аристотель сам причислял себя Платоновской школе, а с одним из самых верных и, твердых в своих убеждениях Платоников – Ксенократом находился в дружественных отношениях. Во всяком случае, до смерти Платона Аристотель в течение 20 лет был членом Платоновой академии, не порывая с ней и не выступая в качестве главы особой школой.

Хотя учительская деятельность Аристотеля началась при жизни Платона, но в то время она ограничивалась лекциями по риторике, в которых Аристотель выступал против известного тогда ритора Исократа.

После смерти Платона, Аристотель, следуя приглашению своего друга, тирана атарнейского Гермия, переселяется в Атарней, где проживает три года, а затем, по смерти Гермия, женится на его сестре и переезжает в Митилену.

Филипп, царь македонский, в 343 г призывает его в воспитатели к своему сыну Александру, которому было в то время 13 лет и воспитание которого находилось в неумелых руках двух придворных педагогов.

Аристотель занимался воспитанием Александра недолго – не более четырех лет, он несомненно, успел оказать сильное и благотворное влияние на своего воспитанника, последний любил своего воспитателя не менее, чем отца.

Все лучшие стороны в личности и деятельности Александра – мудрость в управлении, храбрость, великодушие, гуманность, любовь к наукам и искусствам; стремление не к завоеваниям только, но и к насаждению культуры – все это должно быть приписано воспитательному воздействию Аристотеля.

В отношениях Аристотеля к Александру Македонскому в последние годы жизни философа произошел переворот. Самое удаление учителя от ученика вело уже ко взаимному охлаждению; но дружественные отношения между ними должны были окончательно порваться после печальной историей с философом Ксенофеном, племянником Аристотеля, сопровождающим Аристотеля в Афины.[4]


3. Школа Аристотеля

В Афины Аристотель возвращается в 335 г 13 лет спустя после смерти Платона. Теперь он выступает как основатель собственной школы, которая по всесторонности научных интересов стала выше Платоновой академии. Занятия проходили в лицее – так называлась гимназия, находившаяся в подместье Афин, около храма Аполлона Ликейского.

Школа Аристотеля имела особый внешний строй: на каждые 10 дней выбирался архонт, обязанностью которого было следить за порядком.

У Аристотеля была своеобразная манера вести обучение – во время разговора он все время прохаживался, поэтому его самого и учеников Ликея прозвали перипатетиками, что означает по-гречески «прохаживаться».[5]

Аристотель был не только преподавателем в своей школе: он был вместе с тем и руководителем своих слушателей в самостоятельных научных занятиях, выдвигая известные проблемы, ставя задачи и распределяя материал.

Справедливо указывают, что только совместной работой многих сил, направляемых к одной определенной цели и действующих по одному определенному плану, можно объяснить и то изобилие материала, и ту его обработку, какие нам даны в сочинениях Аристотеля. И если в короткий срок своего управления школой, продолжавшийся не более 12 лет, Аристотель сделал изумительно много (количество всего написанного им древние определяют в 1000 книг), то это, кроме его личной неутомимости и работоспособности, кроме того, что многие философско-научные подготовительные работы были выполнены им до вторичного прибытия в Афины, нужно объяснить и тем, что он работал не один, а совместно с руководимой школой.[6]

Различают три периода в существовании школы:

В первый период (IV-II вв. до н.э.) схолархами школы были: Аристотель, Феофраст, Стратон, Ликон, Аристон, Критолай, Диодор и другие.

Вначале интересы перипатетиков были сконцентрированы вокруг учения Аристотеля и вопросов естествознания. После смерти Феофраста библиотека Аристотеля на некоторое время была потеряна, и ученики Ликея были вынуждены заниматься историческими биографиями и этикой.

Второй период (I в. до н.э.) связан с деятельностью Андроника Родосского, который обнаружил библиотеку Аристотеля и других философов.

Перипатетики этого периода преимущественно занимались изданием и комментированием обретенных трудов Аристотеля.

Третий период (I-II вв. до н.э.) представляли: Александр Эгский, Сотион, Адраст, Сосиген, Аммоний, Аристотель Митиленский и другие.

С IV в н.э. перипатетическая традиция оборвалась: комментированием Аристотеля начали заниматься неоплатоники.[7]


4. Сочинения Аристотеля

Сочинения Аристотеля можно подразделить на три класса:

1.опубликованные при жизни и литературно обработанные, то есть научно-популярные, главным образом, диалоги;

2.всевозможные собрания материалов и выписок;

3.научные трактаты, часто изложенные в форме «лекторских конспектов».

Сочинения первых двух классов почти полностью утрачены. О диалогах дают некоторое представление фрагменты – цитаты у позднейших авторов.[8]

Аристотель является основателем собственно научной философии, в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Он оказал самое сильное по сравнению со всеми жившими до его философами влияние на развитие человеческой мысли, в особенности благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, которая сохранилась лишь в частично разработанном виде. Основу этой системы составляют логика и метафизика.

Логика, созданная Аристотелем и названная им «аналитикой» (название «логика» было введено стоиками), - это учение об основных логических законах, понятии, суждении, умозаключении. Оно изложено в шести сочинениях, составляющих его «Органон». В нем Аристотель различает вещество (материю) и форму (силу, мышление), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. Высшая действительность – Бог: мысль мысли, чистая форма, недвижимый двигатель.

Философские дисциплины по их содержанию Аристотель делит на теоретические (математику, физику и психологию), практические (этику, политику, экономику) и поэтические (технику, эстетику, или риторику).

Наиболее значимые весомые произведения Аристотеля – «Политика» и «Афинская полития». «Политика» чуть больше по объему и разделена на восемь книг, «Афинская полития» состоит из двух частей. Первое – теоретическое исследование, второе – анализ политических процессов, институтов и государственного строя Афин с VII до V века до н.э. (первая часть) и конца IV века до н.э. (вторая часть). Данные произведения роднятся своей содержательной стороной, проблематикой, глубиной рассматриваемых проблем, присутствующей везде авторской, естественно местами и субъективной, позицией. Точной датой конкретных обстоятельств создания «Политики» и «Афинской политии» мы не знаем и, увы, не узнаем. С того времени прошло более 2000 лет, и граница эта отодвигается все дальше.

В конце 20 века общая библиография Аристотеля, составленная сотрудниками Национальной библиотеки в Париже, насчитывало 3742 работы. По мнению переводчиков и комментаторов тексты самого ученого представляют загадку из-за своей лапидарности, фрагментарности, разбросанности.[9]


5. Политика и государство

В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как «zoon politicon» («общественное животное»), в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает очень реалистически; государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя их возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшие государственные формы – монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, то есть наихудшими государственными формами, являются тираны, олигархия, охлократия (господство черни).[10]

Аристотель считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель – условие и гарантия счастья, то соответственно, жизни счастливой.

Не случайно греческий философ определяет человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание, однако осуществляется лишь в справедливом государстве: с одной стороны, подлинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем благородных задатков, а с другой – «целью государства является благая жизнь…само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самоудовлетворяющего существования», наилучшей жизни, которая по Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток, но в первую очередь соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

Предпосылка политических концепций античных философов – признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель; те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.[11]

В «Политике» Аристотель так говорит о рабах: «Все те, кто в сильной степени отличается от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек от животного (это бывает со всеми, чья деятельность заключается в применении физических сил, и это наилучшее, что они могут дать), те люди по своей природе – рабы; для них… лучший удел – быть в подчинении у такой власти. Ведь раб по своей природе – тот, кто может принадлежать другому и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает».[12]

По Аристотелю, человек – политическое существо, то есть социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни.

Первым результатом жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети…Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использования этих критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или ионного из элементов устанавливается и соответственная форма государственного строя. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю проявляется не стремление к «богатой жизни», а лишь стремление к жизни вообще.

Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни». Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделил такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотеля, олигархия и демократия основывает свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние – удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет.

Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми не просто различия, а противоположности. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.[13]

Заключение

Великий Аристотель прожил чуть более шестидесяти лет. По историческим (да в сущности и по человеческим) меркам – одно мгновение. Он сверкнул как метеорит на ночном небе людского заблуждения, но многие и многие годы тянется за ним своеобразным шлейфом аристотелеведение. В «метеоритном хвосте» идут свои процессы: временами случаются вспышки дискуссий, но «пыль веков» охлаждает остроту споров и умеряет яркость былых красок. Уникальные факты и открытия, блестящие озарения безжалостное время низводит до общих мест и научных банальностей. И, наоборот, расхожие, безосновательные утверждения силой многократного повторения подчас приобретают благородный оттенок аксиомы. Случаются субъективизм и модернизация в истолковании событий, а порой и откровенные идеологические штампы. Так, мыслитель, находившийся с детства и до конца своих дней в фаворе царей и владык мира, обзавелся ореолом гонимого несчастливца. Женатый дважды фактически на рабынях, друживший с бывшим рабом, потом вольноотпущенником, завещавший вольную своим рабам, он однозначно и прямолинейно выдается супостатом, ортодоксальным идеологом и защитником рабства. Противоборства и столкновения, принцип состязательности – агон (борьба), пронизывавший все стороны античного общества от спорта и театра до, разумеется, политики, расцениваются как удары судьбы, персонально направленные против ученого. Мудрому наблюдателю жизни, аналитику и философу, отнюдь не стремившемуся к обременительным должностям судьи или магистрата, сочувственно пеняют, что он – иноплеменник в Афинах, пришелец, метек с ущербными правами. С настойчивостью, достойной лучшего применения, повторяется тезис об условиях упадка и кризиса, в которых жил и творил Аристотель, забывая, что это не означает кризиса его творчества. В упадке и кризисе находилась афинская непосредственная полисная демократия, но Аристотель и не претендовал на лавры практического государственного деятеля, он развивал греческую политическую культуру, разрабатывал политическую науку, обеспечив им заоблачный взлет и процветание.

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 вв. до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.

Аристотель открыл естественный, мирный путь образования государства (синойкизм) из сельской соседской общины в городскую гражданскую. Если для Фукидида полис – люди, мужи, для Платона – воплощение идеи справедливости, то для Аристотеля – это общность, удовлетворяющая стремление к наивысшему благу.

Произведения Аристотеля по своему научному весу и значению употребляя выражение одного из дореволюционных писателей, «не могут быть поставлены в параллель» ни с каким другим произведением подобного жанра.

Энциклопедический характер наследия Аристотеля единодушно отмечается всеми исследователями. Это верно, так как в нем затронуты все области знания: логика и философия, естествознание и история, математика и этика, литература и эстетика и, что важно, политика, государство и право.

Современная культурология, политология, социология, государственно-правовая наука, естественно, стоят на иных рубежах, достигли иного уровня, но Аристотель и его учителя, древние греки, обеспечили научную постановку таких общечеловеческих, вечных проблем, которые не только не теряют своей актуальности спустя более двух тысяч лет, но и приобретают все большее значение в политическом и социально-культурном развитии человечества.




Список литературы

1.     Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисловие Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

2.     Кисиль В.Я., Рибери В.В. Галерея античных философов. / В.Я. Кисель, В.В. Рибери. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 576 с.

3.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

4.     Табачкова Е.В. Философы. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. – 512 с.

5.     Антология мировой философии. Античность. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 960 с.

6.     Введение в философию: Учебник для вузов. / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с.

7.     Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с. (редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко).



[1] Табачкова Е.В. Философы. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. – с. 38, 39

[2] Антология мировой философии. Античность. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – с. 343, 344

[3] Табачкова Е.В. Философы. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. – с. 38, 39

[4] Антология мировой философии. Античность. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – с. 344-348

[5] Антология мировой философии. Античность. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – с. 347, 348

[6] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблевой, В.А. Лутченко – М.: ИНФРА-М, 1998. – с. 348.

[7] Кисиль В.Я., Рибери В.В. Галерея античных философов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – с. 507, 509

[8] Табачкова Е.В. Философы. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. – с. 41

[9] Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисловие. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – с. 5, 30

[10] Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – с. 29.

[11] Введение в философию: Учебник для вузов. / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – с. 111.

[12] Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисловие. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – с. 41.

[13] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – с. 59, 64, 65, 66.