Содержание:

1. Основные понятия и принципы международного налогового права. 3

2. Налогообложение иностранных юридических лиц. 7

3. Российский капитал за рубежом: как и сколько платить налогов. 11

Список литературы. 19

 

1.    Основные понятия и принципы международного налогового права.


Налогообложение  остается  одной  из главных проблем гармонизации экономической  политики  стран  ЕС.  Деятельность Европейского Союза в этой  сфере  с  момента  заключения  Римского  договора  направлена на унификацию  налоговых  систем  стран  -  членов  Союза  с точки зрения методики и механизма взимания налогов, размера ставок налогообложения.

Становление   и   развитие   международного  налогового  права  - основного    нормативного    регулятора    налоговых    отношений   на межгосударственном  уровне - вызвало огромный интерес в научном мире и в  то  же  время  породило  среди ученых множество дискуссий о природе данного  явления. Разнообразие высказанных мнений и позиций может быть сведено  к  двум  основным концепциям. Сторонники первой рассматривают международное   налоговое   право   как  часть  (отрасль,  подотрасль) международного  публичного  права.  Так, М. Богуславский отмечает, что "интенсивность   интернационализации  хозяйственной  жизни,  сложность регулируемых  отношений  ставят  вопрос  о  соотношении международного экономического  права  с  международным  налоговым  правом, получившим большое   развитие   в   последние   годы.  Хотя  устранение  двойного налогообложения - самостоятельный и весьма важный объект международно-правового  регулирования,  в  конечном счете речь идет о регулировании определенной  части,  сектора  международных  экономических отношений.

Налогообложение   играет  все  возрастающую  роль  в  функционировании современной    системы    международных    экономических   отношений".[5,68]

Следовательно,  международное  налоговое  право  является "подотраслью международного  экономического  права".  А  последнее, в свою очередь, определяется  автором  как  отрасль  международного  публичного права, представляющая   совокупность  принципов  и  иных  норм,  регулирующих отношения   между   субъектами  международного  права  в  связи  с  их деятельностью в области международных экономических отношений [2,91].

Безусловно, функционирование международного налогового права немыслимо без  реализации  основных принципов международного права (ius cogens), составляющих  фундамент  всей  системы  международных  отношений,  без применения   положений   права   договоров   и   права   международных организаций.  Но  в то же время международное налоговое право не может не   обращаться  к  налоговым  нормам  национальных  правовых  систем.  Во-первых,  такая  потребность  вызывается возникновением ситуаций, не урегулированных международной договорной практикой.

Международное  налоговое  право  может быть определено как особая ветвь   налогового   права,   занимающаяся   международными  аспектами налогообложения.   Это   сравнительно   молодая   научная  дисциплина, отпочковавшаяся   от   всей   сферы  налогового  права  в  специальное направление исследований.

Особенность   и   в   то   же   время   исключительная   важность международного налогового права обусловливается тем, что оно позволяет изучить   разнокачественные   правовые   явления  с  точки  зрения  их взаимосвязей,  результативности воздействия на международные налоговые отношения, а также возможностей их кумулятивного эффекта.

Фундамент   международного   налогового   права   составляют  его принципы. Термин "принцип права" давно известен юридической доктрине и практике.  Чаще  всего  под  ним  понимаются либо наиболее общие нормы права,  либо  принципы-идеи. Примером может служить решение Постоянной палаты   международного   правосудия   по  делу  "Лотос"  относительно принципов международного права: "...выражение "принципы международного права",   как   оно   обычно   употребляется,   может   означать  лишь международное право, как оно применяется между государствами" [5,98].

Принципы  играют  роль  ориентиров  в формировании международного налогового    права.    Являясь    основными   началами   нормативного регулирования, они задают тон всему последующему правотворчеству.

Международные налоговые отношения должны основываться на уважении принципа  суверенного  равенства государства. Суверенитет не означает, однако,    неограниченной   свободы   действий   государства   как   в международных  отношениях  вообще,  так  и  в  международных налоговых отношениях  в  частности.  Эти  действия  не должны быть направлены на нарушение  суверенитета  других  государств (par in parem imperium non habet), подрыв международного сотрудничества. Всякая суверенная власть может  быть  ограничена собственной волей (автолимитация), но от этого она  не теряет своей самостоятельности. Суверенное государство, приняв на   себя  в  силу  заключенного  международного  договора  какие-либо обязательства  и  ограничения, не лишается присущего ему суверенитета.  Более  того,  в  интересах  международного  налогового  сотрудничества просто  необходимо  самоограничить  в  какой-то  мере  государственный суверенитет   и  производное  от  него  право  осуществлять  налоговую юрисдикцию (фискальный суверенитет) на началах взаимности.

Следующим    важнейшим    положением,   на   котором   базируется международное   налоговое   право,  является  принцип  сотрудничества, предусматривающий  взаимодействие  государств по налоговым вопросам на справедливой  и  взаимовыгодной  основе. Такое взаимодействие включает возможность    разрешения   спорных   проблем,   касающихся   двойного налогообложения  и  применения  финансовых  законов,  а  также  обмена информацией в целях борьбы с уклонением от налогов.

Как  часть наиболее общего принципа международного сотрудничества этот  постулат  получил  закрепление  в  целом  ряде  основополагающих международных  документов. 

Формы   международного   налогового  сотрудничества  определяются государствами    самостоятельно.    Как   показывает   практика,   оно осуществляется  либо  на  основе правил, предусмотренных национальными налоговыми  законами,  либо  в  силу специальных положений в налоговых соглашениях.

Выбор  той  или иной конкретной формы взаимодействия основывается на принципе реципроцитета, который с точки зрения международного права означает  взаимное  признание определенных прав и корреспондирующих им обязанностей, в том числе и в налоговой сфере. Взаимное признание прав может быть отражено в договоре (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими   каналами,   принятием   соответствующих  внутренних законов,  а  также  оно  может  существовать  фактически  (фактический реципроцитет).

Согласно   указанному   принципу  государство  устанавливает  для иностранных физических и юридических лиц такой же налоговый режим, как и  для собственных (национальных) налогоплательщиков, при условии, что аналогичные   правила   действуют   для   его  налоговых  субъектов  в соответствующем иностранном государстве.

Для  Российской  Федерации значение международного сотрудничества по  фискальным  вопросам  особенно  усилилось в связи с распадом СССР, когда в бывших союзных республиках, ставших суверенными государствами, начались     процессы     формирования     национального    налогового законодательства,  собственных  финансовых  органов. В настоящее время Россия  весьма успешно осуществляет налоговые контакты как со странами - участницами СНГ, так и с другими государствами "ближнего зарубежья", не вошедшими в Содружество [4,57].

С   принципом   сотрудничества   тесно   связано   добросовестное выполнение  обязательств, вытекающих из норм международного налогового права.  Это один из наиболее старых принципов, без соблюдения которого невозможно существование международных отношений.

Общепризнанным является требование налоговой недискриминации. "Ни одно  государство  не должно подвергаться какой-либо дискриминации..." (Хартия  1974 года), "государства обязаны содействовать международному сотрудничеству,   свободному   от   дискриминации..."   (Декларация  о принципах  международного  права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества  между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года).

Дискриминация противоречит принципам сотрудничества и равноправия государств.  Действие принципа недискриминации распространяется на всю область   международных   отношений,  но  особое  значение  имеет  для международных налоговых отношений.

Дискриминация  в  налоговой  сфере  проявляется всякий раз, когда устанавливаются   неодинаковые   условия   налогообложения  доходов  в зависимости  от  происхождения  самих  доходов  или  их владельца, что характерно,  в  частности,  для  фискальной  политики  Израиля. В этом государстве палестинец при равном доходе с евреем платит вдвое больший налог.

2. Налогообложение иностранных юридических лиц.


Иностранные юридические лица  облагаются следующими налогами:

Плательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (п.1 ст.373 НК РФ).

Объектом обложения для иностранных организаций, имеющих постоянные представительства в РФ, так же как и для российских организаций, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Они должны вести учет этих основных средств для целей налогообложения в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 (п.2 ст.374 НК РФ). Налоговую базу, а также суммы авансовых платежей и суммы налога они исчисляют в таком же порядке, как и российские организации. Уплату налога они производят по месту постановки на учет в налоговых органах своих постоянных представительств (п.5 ст.383 НК РФ).

Если у иностранной организации нет представительства в РФ, то для нее объектом обложения является только недвижимое имущество на территории России, которое ей принадлежит на праве собственности (п.3 ст.374 НК РФ). У нее налоговая база рассчитывается как инвентаризационная стоимость такого имущества по данным органов технической инвентаризации (п.2 ст.375 НК РФ). Сумму авансовых платежей по истечении отчетного периода она рассчитывает следующим образом. Берется одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и умножается на налоговую ставку (п.5 ст.382 НК РФ). Налог и авансовые платежи по налогу иностранная организация уплачивает по местонахождению недвижимости (п.6 ст.383 НК РФ).

Если предприятие является налоговым агентом для иностранных юридических лиц, оказывающих услуги на территории РФ и не состоит  на учете в налоговых органах в РФ, то суммы НДС, удержанные с дохода иностранного поставщика, перечисляют одновременно с перечислением денежных средств иностранному поставщику.[1,287]

Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" были внесены изменения в п.4 ст.174 НК РФ, в результате чего к организациям, исполняющим обязанности налоговых агентов, были предъявлены новые требования. Так, в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в РФ, налоговые агенты уплачивают налог одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Причем обслуживающий налогового агента банк не имеет права принять у него платежное поручение на оплату работ (услуг), если он одновременно не представит поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета (если денежных средств на счете достаточно для уплаты всей суммы налога).

В настоящее время порядок применения НДС в Российской Федерации при осуществлении торговых операций со странами СНГ регулируется нормами гл.21 НК РФ, Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", а также межправительственными соглашениями о принципах взимания косвенных налогов, заключенными Российской Федерацией с рядом государств-участников СНГ.

Однако до настоящего момента соглашения, регулирующие порядок применения косвенных налогов в отношениях между Российской Федерации, Украиной и Республикой Белоруссия, отсутствуют.

Кроме того, положения вышеуказанных законодательных актов регулируют обложение НДС операций по реализации товаров и не распространяются на операции по выполнению работ (оказанию услуг).

Таким образом, при решении вопроса о порядке налогообложения работ, приобретаемых российским налогоплательщиком и выполняемых украинскими и белорусскими предприятиями, не имеющими постоянных представительств на территории Российской Федерации и не зарегистрированными в российских налоговых органах, следует руководствоваться положениями гл.21 НК РФ.

Так, в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.

Согласно пп.1 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации строительных, монтажных, строительно-монтажных, ремонтных реставрационных работ (то есть работ, непосредственно связанных с недвижимым имуществом), выполняемых на территории Российской Федерации, является Российская Федерация. Поэтому монтажные работы, выполняемые украинскими и белорусскими предприятиями на объектах недвижимости, находящихся на территории Российской Федерации, признаются объектом обложения НДС.

Пунктом 3 ст.166 НК РФ установлено, что при реализации работ налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве плательщиков, эти организации не исчисляют сумму НДС. Сумма налога исчисляется, удерживается и уплачивается в бюджет налоговым агентом (российской организацией, заключающей с иностранным лицом контракт на выполнение работ) согласно п.4 ст.173 НК РФ за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным иностранным лицом.

В соответствии со ст.161 НК РФ налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется российской организацией в соответствии с п.4 ст.164 НК РФ как процентное отношение ставки налога к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер ставки.

В зависимости от экономического содержания и способа извлечения дохода иностранными организациями из источников в Российской Федерации ст.309 НК РФ подразделяет такие доходы на:

доходы в основном инвестиционного характера, перечень которых приведен в п.1 ст.309 НК РФ;

все другие доходы, в том числе от деятельности в Российской Федерации (от выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации), не приводящей к образованию постоянного представительства, предусмотренные п.2 ст.309 НК РФ.

Очевидно, что, поскольку доходы от работ (услуг), выполненных (предоставленных) на территории Российской Федерации, специально поименованы в отдельном (втором) пункте ст.309 НК РФ, они не могут рассматриваться в качестве иных аналогичных доходов в смысле пп.10 п.1 ст.309 НК РФ. Принцип налогообложения доходов иностранных организаций от работ (услуг) только в тех случаях, когда их получение связано с постоянным представительством, является концепцией, лежащей в основе всех специальных статей НК РФ, касающихся иностранных организаций. Иными словами, в Российской Федерации облагаются доходы иностранных организаций, получаемые ими за выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации, только тогда, когда такая деятельность иностранной организации привела к образованию постоянного представительства. Соответственно в Российской Федерации не облагаются доходы иностранных организаций за работы и услуги, выполненные на территории Российской Федерации, если они не связаны с постоянным представительством.

Отметим, что п.2 ст.309 НК РФ содержит концептуальные нормы, а не нормы, возлагающие на налогового агента какие-либо обязанности. Что касается норм, возлагающих на налогового агента обязанность по удержанию из средств, перечисляемых иностранной организации, суммы налога, то такая норма установлена п.п.1 и 2 ст.310 НК РФ и распространяется только на выплаты доходов, указанных в п.1 ст.309 НК РФ. Кроме того, четко регламентировано, при каких обстоятельствах такая обязанность с налогового агента слагается. В отношении доходов иностранных организаций, указанных в п.2 ст.309, обязанность по удержанию суммы налога на выплачивающее их лицо НК РФ не возложена. Соответственно у лица, выплачивающего доходы иностранной организации, нет необходимости квалифицировать налоговый статус этой организации, поскольку это лицо не является налоговым агентом, т.е. не является лицом, обязанным удерживать налог.


3.    Российский капитал за рубежом: как и сколько платить налогов.


Для национальной экономики России сегодня необычайно остро стоит проблема вывоза капитала. Вывозимый капитал оказывает негативное влияние на экономическую ситуацию внутри страны и на ее имидж на мировой арене, превращаясь в проблему общенационального масштаба наряду с безработицей и спадом производства. На протяжении 1991-2000 гг. отток капитала из России носил непреходящий и долговременный характер, став устойчивой денежной утечкой, т.е. "бегством" капитала.

Ежегодное движение капитала в мире оценивается примерно в 1 трлн. долл. На этом фоне величина вывозимого из России капитала кажется незначительной: за 90-е годы во всех формах было вывезено по различным оценкам от 50 до 400 млрд. долл. Однако эта величина в масштабах России чрезвычайно велика: вывозимый ежегодно капитал сопоставим с доходной частью бюджета. Положительное сальдо торгового баланса РФ перекрывается отрицательным сальдо движения капитала, что ухудшает состояние платежного баланса в целом.

Минимальная оценка в 50 млрд. долл. выведена на основе платежного баланса страны (статья "Чистые ошибки и пропуски"). Максимальная величина в 400 млрд. долл. получена Генеральной прокуратурой и МВД исходя из реального объема средств, затраченных российскими гражданами на покупки за границей. Обоснованной представляется величина в 230-250 млрд. долл.:

·                     в рамках статьи "Чистые ошибки и пропуски" вывоз составил 50-70 млрд. долл.;

·                     непоступление экспортной выручки и непогашение импортных авансов привело к утечке 60-70 млрд. долл.;

·                     вложения в наличную иностранную валюту составили не мене 35 млрд. долл.;

·                     около 70 млрд. долл. было вывезено в рамках каналов, неконтролируемых официальной статистикой.

В последнее время наблюдается тенденция к некоторому снижению величины вывозимого капитала. "Пик" вывоза пришелся на 1991-1994 гг., причем он не отражен в официальной статистике в связи с отсутствием на тот период эффективных механизмов валютного контроля. За это время по оценкам экспертов было вывезено не менее 100 млрд. долл., по 20-40 млрд. ежегодно. В 1995-1997 гг. объемы вывоза снизились до 20-30 млрд. долл., а в 1998-2000 гг. - до 10-25 млрд. долл.

В мировой практике физические и юридические лица, осуществляя вывоз капитала, руководствуются одним из следующих мотивов:

1. Организация производства товаров и оказание услуг на месте за рубежом; создание собственной инфраструктуры современных внешнеэкономических связей.

2. Получение прибыли за счет более высокой доходности финансовых инструментов, меньших налогов или более благоприятной институциональной обстановки.

3. Осуществление сбережений на случай кризиса или преследования.

Первые два мотива представляют собой естественные модели экономического поведения. Вывоз капитала в рамках этих мотивов не наносит ущерба национальной экономике и зависит от вовлеченности страны в мирохозяйственные отношения. В России на эти мотивы приходится всего 25-35% вывезенного капитала, а в форме "бегства" вывозится 65-75%. [5,62]

Особенностью первого мотива является то, вывозимый капитал изначально предназначен для функционирования за рубежом. Формами вывоза являются прямые и портфельные инвестиции (последние - в той мере, в какой приобретение акций связано с получением контроля над предприятием). Этот мотив, особенно в части, касающейся организации собственного производства за рубежом, нетипичен для современной российской экономики (активность в этой сфере проявляют в основном крупные корпорации, связанные с ТЭК, например, "Газпром"). В мировом масштабе число фирм с российским капиталом за рубежом невелико, а их воздействие на мировое хозяйство незначительно.

Особенностью второго мотива является то, что вывозится тот капитал, который мог бы остаться в российской экономике при наличии соответствующих экономических и политических предпосылок. Этот мотив более типичен для современной российской ситуации. Единственным путем воздействия на объем средств, вывозимых в поисках более благоприятной институциональной обстановки или более выгодных финансовых инструментов, является изменение макроэкономической ситуации в стране. До тех пор пока этого не произойдет, вывоз капитала будет продолжаться. Вводимые ограничения могут уменьшить отток капитала, но не остановить его. Однако в альтернативных условиях: при улучшении хозяйственной обстановки, прекращении спада производства, снижении налогового бремени, ослаблении политической нестабильности и разумной государственной экономической политике, даже при ужесточении государственного контроля за вывозом, возможно не только снижение бегства капитала, но и рост прямых российских инвестиций за рубежом.

Ведущим для большей части вывозимого российского капитала является третий мотив. Его отличительной особенностью является то, что капитал ни в какой мере не используется для расширения бизнеса, а доход с него не возвращается в Россию (за исключением так называемого "летучего" капитала, т. е. капитала, предназначенного для совершения краткосрочных сделок, который в любой момент может быть выведен обратно за рубеж). Накопления средств "на черный день" за границей осуществляется в форме открытия накопительных счетов, покупки недвижимости, реже - предметов старины и т. п.

Не существует четкой взаимосвязи между целью вывоза капитала и конкретным каналом, по которому он осуществляется. Перед каждым лицом, вывозящим капитал, имеется широкий набор инструментов - от полностью легальных до криминальных.

Легальным каналом экспорта капитала из России является вывоз на основе разрешения Центрального Банка РФ. Для получения соответствующего разрешения необходимо предоставить в ЦБ РФ пакет документов, которые анализируются в течение месяца, затем, если не все документы были представлены, запрашиваются пропущенные документы и осуществляется дополнительная проверка. Таким образом, получение разрешения является длительной процедурой. Более того, ЦБ РФ может отказать в выдаче разрешения при соблюдении всех формальных требований при выявлении экспертами ЦБ противоречий с принципами национальной экономической политики.

Большинство каналов вывоза капитала связано с внелегальными операциями, т. е. операциями с незначительными и (или) труднодоказуемыми нарушениями российского законодательства. Основными видами нарушений законодательства в РФ, ведущими к незаконному вывозу капитала, являются следующие:

·                     сокрытие, полный или частичный неперевод, несвоевременный перевод экспортной валютной выручки на счета российских банков;

·                     перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в уставные фонды без разрешения ЦБ;

·                     портфельные инвестиции российских предприятий и организаций в ценные бумаги иностранных компаний без разрешения ЦБ;

·                     фиктивные контракты на импорт, уплата, якобы, больших штрафов, фиктивные кредитные соглашения, завышенные проценты и т.п.;

·                     превышение обусловленного законом срока оплаты иностранными фирмами российских поставок (вплоть до непоступления средств на счета резидентов);

·                     превышение срока поступления товаров по импортным контрактам со 100-процентной предоплатой (вплоть до непоступления товаров).

Отдельным механизмом вывоза является использование финансовых инструментов (облигаций, ГКО-ОФЗ, векселей и др.). Этот способ требует специальных знаний и навыков, однако позволяет минимизировать налоги, обходить нормативы ЦБ РФ и успешно решать другие задачи, смежные с областью вывоза капитала. Особого внимания заслуживает игра на разнице котировок акций. Так как по основной массе российских ценных бумаг отсутствуют даже индикативные котировки, невозможно доказать, по рыночной цене приобретена акция, или нет. Бумаги могут быть куплены нерезидентом по минимальной котировке, а проданы по максимальной. Разница представляет собой форму вывоза капитала за рубеж.

Данный список методов вывоза капитала не является исчерпывающим: существует множество менее распространенных способов - от вывоза предметов старины до толлинга. Кроме того, постоянно разрабатываются новые способы вывоза вслед за принятием нормативных актов, которые его ограничивают. Однако очевидно, что на сегодняшний день основной предпосылкой, позволяющей вывозить ежегодно миллиарды долларов, является несовершенство законодательства, оставляющее простор для нелегальных каналов.

В РФ на сегодняшний день установлен режим вывоза, схожий с существовавшим в Японии и некоторых странах Европы. При этом нормативная база для вывоза капитала устарела, носит в основном разрешительный характер и затрагивает незначительный объем операций. Законодательство РФ в данной области не отвечает таким важным задачам, как стимулирование прямых инвестиций с целью создания собственного производства или инфраструктуры за рубежом и ограничения "бегства" капитала.

Первоочередной задачей является принятие единого Закона о вывозе капитала из России, в котором были бы сведены воедино различные элементы сложившегося порядка государственного регулирования вывоза, касающиеся порядка выдачи лицензий и разрешений, валютного регулирования и контроля за российским капиталом за рубежом. Необходимо устранить ряд противоречий между гражданским и валютным законодательством: свобода договора и свобода выбора контрагента, предусмотренная гражданским правом, может быть несколько ограничена, однако ограничения должны носить императивный характер. Кроме того, необходимо устранить "пропасть" в области валютных операций между резидентами, ограниченными Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", инструкциями и распоряжениями ЦБ РФ, и нерезидентами, чья деятельность по ввозу, вывозу, пересылке валютных ценностей практически ничем не ограничена.

При принятии соответствующих нормативных актов будут сведены к минимуму "пограничные" способы вывоза, осуществляемые без формальных нарушений, но оказывающие отрицательное влияние на национальную экономику и противоречащие общим принципам валютного регулирования.

Необходимо принятие и осуществление на практике национальной концепции экспорта российского капитала за рубеж. Основной ее идеей должно стать ограничение "бегства" капитала. Эта задача может решаться несколькими путями:

1. Введение четкого и жесткого регулирования вывоза капитала за счет принятия комплекса нормативных актов, заполняющих правовой вакуум в некоторых аспектах внешнеэкономической деятельности.

2. Ограничения на некоторые формы вывоза, в первую очередь, на накопительные счета за рубежом и портфельные инвестиции.

3. Создание благоприятной макроэкономической обстановки в стране, побуждающей к инвестированию в рамках РФ. Основой этого должна стать политика расширения совокупного спроса, повышения доходов населения как основа инвестиций в реальный сектор.

Вторая задача - учет российского капитала за рубежом как в виде прямых и портфельных инвестиций, так и на счетах в банках и в форме вложений в недвижимость и пр.

Третья задача - поддержка российских прямых инвестиций за рубежом, которые должны способствовать улучшению платежного баланса страны и повышению ее рейтинга на мировой арене. Такая поддержка может заключаться в упрощенной форме выдачи лицензий, налоговых льготах, страховании российских прямых инвестиций за границей, а также в заключении двух- и многосторонних соглашений о поддержке прямых инвестиций.

Ясно, что отдельными или даже комплексными мерами по ужесточению государственного регулирования вывоза капитала нельзя добиться коренного перелома в рассматриваемой области. Он может произойти только в том случае, если осуществится реальное обновление экономической стратегии, переориентация на привлечение прямых инвестиций в страну за счет создания благоприятного инвестиционного климата прежде всего для национальных инвестиций. И только тогда, когда это произойдет, вступит в действие известные закономерности: "деньги приходят туда, где без них уже могли бы обойтись" и "чем больше вложишь сам, тем больше приток из-за рубежа".



Список литературы.


1.     Налоговый Кодекс РФ, части 1,2

2.     Кашин  В.А. Международные налоговые соглашения. - М., 2003, с.

157.       

3.     Богуславский  М.  М.  Международное экономическое право. - М., 2002, с. 44.

4.     Martha  R.  The  Jurisdiction  to  Tax  in International   Law:   Theory   and  Practice  of  Legislative  Fiscal Jurisdiction.  Deventer  -  Boston,  1989,  p.46;  Введение в шведское право. Пер. с англ. - М., 2004, с. 328.

5.     Финансово-кредитный словарь. - М., 2002, с. 269.

6.     Judgement in the "Lotus" case. P.C.I.J. Ser. A 10, p. 16-17.

7.     Лившиц Р. З. Теория права. - М, 2004, с. 196.