Содержание
Введение. 2
1. Роль таможенных органов в процессе осуществления доставки товаров во внешнеэкономических связях. 4
2. Таможенное законодательство и доставка товаров. 6
3. Понятие и правовой статус таможенного перевозчика. 8
4. Требования к оборудованию транспортных средств для доставки товаров 13
5. Механизм осуществления таможенного контроля при внутреннем таможенном транзите доставки товара. 17
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение
Развитие внешнеэкономических связей, повлекшее значительное увеличение внешнеторговых потоков, привело к тому, что таможни, расположенные вдоль границы, оказались не в состоянии осуществлять таможенное оформление перемещаемых через границу грузов. В подавляющем большинстве случаев этим стали заниматься внутренние таможни, расположенные в глубине таможенной территории.
В современных условиях активное участие России в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение организации и управления доставкой товаров во внешнеэкономических связях. Особую значимость эти проблемы имеют для России, вставшей на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Целью работы выступает исследование организации и управления доставкой товаров во внешнеэкономических связях России.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть роль таможенных органов
2) рассмотреть таможенное законодательство по доставке товаров
3) рассмотреть понятие и правовой статус таможенного перевозчика
4) рассмотреть требования к оборудованию транспортных средств при доставке товаров
5) рассмотреть механизм осуществления таможенного контроля при доставке товаров
1. Роль таможенных органов в процессе осуществления доставки товаров во внешнеэкономических связях
Развитие внешнеэкономических связей, повлекшее значительное увеличение внешнеторговых потоков, привело к тому, что таможни, расположенные вдоль границы, оказались не в состоянии осуществлять таможенное оформление перемещаемых через границу грузов. В подавляющем большинстве случаев этим стали заниматься внутренние таможни, расположенные в глубине таможенной территории.
Перенос места таможенного оформления в "тыл" таможенной территории поставил перед таможней задачу соблюдения таможенного законодательства на этапе перемещения товара от пограничной до внутренней таможни, где и должно произойти таможенное оформление груза.
В России эта проблема приобретает особую остроту как в связи с опасной криминогенной обстановкой на транспортных магистралях, так и по причине особых фискальных интересов государства по таможенно-тарифному регулированию российского экспорта и импорта[6, с. 145].
Таможенные органы обязаны принять все необходимые меры для обеспечения соблюдения действующего законодательства при перевозке товаров под таможенным контролем.
Эти меры должны гарантировать сохранность грузов и транспортных средств, содействовать поддержанию в неизменном состоянии основных качественных и количественных характеристик товаров, которые могут повлиять на размер причитающихся таможенных платежей, и в конечном итоге воспрепятствовать совершению любых незаконных действий в отношении перемещаемых под таможенным контролем объектов.
Компетенция таможни и ответственность перевозчика в связи с транспортировкой товаров под таможенным контролем. Основными субъектами правоотношений, возникающих в связи с транспортировкой товаров под таможенным контролем, являются таможенный орган и перевозчик.
Таможенные органы вправе устанавливать маршруты и сроки перевозки товаров под таможенным контролем.
При установлении времени перевозки таможня ориентируется на обычные сроки доставки, исходя из возможностей вида транспорта, намеченного маршрута и других условий перевозки; они не должны быть выше предельного срока, определяемого из расчета 2000 км за один месяц (ст. 140 Таможенного кодекса РФ).
Перевозчик обязан следовать по маршруту, определенному таможенным органом. Все товары, импортируемые через сухопутную территорию, должны быть доставлены в таможню, назначенную для прохождения таможенного оформления, кратчайшим маршрутом, который в таможенном праве именуется легальным или таможенным путем. Эта обязанность не стесняет торговлю, так как обычно все оживленные торговые пути указываются в качестве легальных[5, с. 123].
Легальными (таможенными) путями считаются железные дороги, каналы, реки, ведущие непосредственно к таможне назначения.
Сложившаяся во многих зарубежных странах практика позволяет предоставлять таможенным служащим право останавливать транспорт, перемещающийся по легальным путям, и требовать предъявления транспортных документов, на основании которых осуществляется перевозка товаров. Одна из целей такого контроля на дорогах - удостовериться в том, что перевозчик действительно везет свой груз в назначенную таможню кратчайшим путем.
Указанным правам таможенных органов соответствует обязанность перевозчика доставить груз, а также необходимые товаросопроводительные документы и транспортные средства по установленным маршрутам, строго в определенные сроки в таможню назначения.
2. Таможенное законодательство и доставка товаров
Таможенное законодательство исходит из того, что с момента подачи уведомления о ввозе (вывозе) у перевозчика появляется обязанность доставить товары и транспортное средство, а также необходимые документы на них в полной сохранности, без каких-либо изменений их упаковки или состояния, кроме изменений, вызванных естественным износом (убылью) при нормальных условиях транспортировки. На перевозчика возлагается также ответственность за уплату таможенных платежей вплоть до момента помещения груза под определенный таможенный режим. При возникновении аварии или обстоятельств непреодолимой силы перевозчик освобождается от ответственности, если он[7, с. 134]:
1) принял меры, необходимые для обеспечения сохранности груза и недопущения его несанкционированного использования;
2) незамедлительно сообщил о возникших обстоятельствах в ближайший таможенный орган, указав точное место нахождения транспортного средства.
Основными мерами, предпринимаемыми в целях соблюдения законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, являются:
1) таможенное сопровождение;
2) использование услуг таможенного перевозчика;
3) комплекс организационно-технических мероприятий по надлежащему оборудованию транспортных средств.
Последняя мера может использоваться либо самостоятельно, либо в качестве дополнительной гарантии в случае применения первых двух мер. При этом расходы, которые перевозчик понес, выполняя установленные требования по техническому оборудованию транспортных средств, таможенные органы не компенсируют.
Таможенные органы используют указанные меры, когда у них имеются основания полагать, что обычная перевозка не может гарантировать соблюдение норм таможенного законодательства, что существует вероятность недоставки товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения, неуплаты всей суммы причитающихся таможенных платежей и т.п. Нетрудно заметить, что в вопросе обеспечения гарантий законности при перевозке грузов на этапе таможенного оформления велика роль таможенных служащих, действующих в ряде случаев по собственному усмотрению.
При принятии конкретных решений по этому поводу ими должны учитываться следующие обстоятельства:
а) соответствие оборудования транспортных средств обычного перевозчика установленным нормативам (требованиям, изложенным в Правилах оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами [1, с. 55]);
б) имеющиеся у таможни сведения об обычном перевозчике: добросовестность выполнения обязанностей перед таможенными органами, платежеспособность, известность на рынке транспортных услуг, характер занятий перевозочной деятельностью - постоянные или разовые перевозки, основной или дополнительный вид деятельности;
в) характер товара: подакцизные товары; товары, облагаемые повышенными импортными пошлинами; товары, подлежащие контролю других государственных органов;
г) таможенный статус товара: предполагает ли применимый таможенный режим освобождение от таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и неприменение мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т. д.).
Когда по тем или иным причинам перечисленные меры по соблюдению законности при перевозке на этапе таможенного оформления не используются или не могут быть применены, таможня имеет право потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей (залог, банковская гарантия, внесение причитающихся сумм на депозит).
Понятие таможенного сопровождения. Под таможенным сопровождением понимается такой способ перевозки товаров и транспортных средств на этапе таможенного оформления, при котором они сопровождаются непосредственно таможенными служащими. Таможенное сопровождение гарантирует высокую степень сохранности транспортируемых грузов и соблюдение таможенного законодательства. Однако использование этой меры непосредственного таможенного контроля сдерживается значительным увеличением транспортных расходов и нехваткой таможенных кадров. Поэтому к таможенному сопровождению прибегают обычно в том случае, когда таможенный контроль не удается обеспечить другим путем. За таможенное сопровождение взимаются сборы, размеры которых определяются Государственным таможенным комитетом РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
3. Понятие и правовой статус таможенного перевозчика
Таможенным перевозчиком признается созданное в соответствии с российским законодательством предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета РФ на осуществление перевозок товаров, находящихся под таможенным контролем. При этом следует отметить, что он перевозит эти товары без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (через залог, банковскую гарантию и т. д.)[8, с. 124].
Использование таможенного перевозчика может быть обязательным и инициативным (добровольным). Добровольное использование таможенного перевозчика имеет место, когда заинтересованное лицо по своей инициативе и с ведома таможенного органа пользуется услугами таможенного перевозчика.
Об обязательном использовании таможенного перевозчика речь идет, когда должностное лицо таможни отправления ввиду возникших оснований предполагать возможность нарушений таможенного законодательства, опираясь на информацию о характере и таможенном статусе транспортируемых товаров, а также учитывая специфику самой перевозки, принимает решение о перевозке товаров на этапе таможенного оформления специальным таможенным перевозчиком. Такой способ перевозки под таможенным контролем называется обязательным потому, что товарораспорядитель не может пренебречь таким указанием таможенного органа. Решение таможни отправления о транспортировке товаров таможенным перевозчиком является обязательным для перевозчика, отправителя и получателя товаров, а также для самого таможенного перевозчика. Такое решение может служить основанием для возмещения расходов, возникших у обычного перевозчика, отправителя или получателя в связи с использованием таможенного перевозчика.
Таможня имеет право, даже после получения соответствующего обеспечения уплаты таможенных платежей, принять решение о необходимости перемещения товаров таможенным перевозчиком только в отношении товаров:
а) запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из страны в случае необходимости перевозки подобных товаров между таможенными органами;
б) подлежащих лицензированию, сертификации или контролю иных государственных органов, если такой контроль не был осуществлен.
Обязательное использование услуг таможенного перевозчика не может быть назначено: 1) при транспортировке товаров в соответствии с таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года); 2) при перевозке товаров с таможенным сопровождением.
В зависимости от территориальных аспектов осуществления своей деятельности таможенные перевозчики могут быть[7, с. 189]:
а) зональными - осуществляющими перевозки в регионе деятельности одной таможни;
б) региональными - действующими на территории нескольких таможен, подведомственных одному региональному таможенному управлению;
в) общероссийскими - покрывающими своей деятельностью территорию нескольких региональных таможенных управлений или всю таможенную территорию России.
Требования, предъявляемые законодательством к таможенному перевозчику, условно могут быть подразделены на финансовые и технические.
Требования первой группы относятся к обладанию таможенным перевозчиком устойчивой платежеспособностью. Его финансовые возможности должны гарантировать незамедлительную уплату всех причитающихся таможенных платежей. В этих целях законодательство установило, что таможенный перевозчик должен иметь в собственности или полном хозяйственном ведении основные фонды балансовой стоимостью не менее:
- 10 000-кратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда для зонального таможенного перевозчика;
- 50 000-кратного размера минимальной оплаты труда для регионального таможенного перевозчика;
- 100 000-кратного размера - для общероссийского таможенного перевозчика.
Кроме того, таможенный перевозчик обязан заключить договор страхования своей деятельности. Объектом страхования должна стать ответственность перед таможенными органами и лицами, товары которых перевозятся. Четко регламентируется минимальный уровень страховой суммы при страховании ответственности перед таможенными органами. Он устанавливается на уровне 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда на каждое зарегистрированное транспортное средство в пределах первых десяти. В границах каждого последующего десятка страховая сумма может уменьшаться на 10 процентов.
Другая группа требований касается технической оснащенности таможенного перевозчика. Технические параметры его транспортных средств должны соответствовать специально разработанным Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Таможенный перевозчик должен иметь в собственности или в полном хозяйственном ведении либо арендовать на срок не менее 3 лет такое количество оборудованных транспортных средств, которое обеспечивало бы прибытие в течение 24 часов хотя бы одного такого транспортного средства в место таможенного оформления в зоне деятельности таможенного органа, зарегистрировавшего таможенного перевозчика. Следует заметить, что таможенному перевозчику не запрещено использовать прицепы, полуприцепы, контейнеры и другое транспортное оборудование, принадлежащее другим лицам.
Для получения разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика подается специальное заявление, содержащее основные сведения о предприятии. К заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих соответствие предприятия основным требованиям, предъявляемым к таможенному перевозчику: лицензии на осуществление перевозочной, транспортноэкспедиторской деятельности; свидетельства о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами; страхового свидетельства (полиса, сертификата); документов, подтверждающих право собственности, полного хозяйственного ведения или аренды транспортных средств, а также заверенный налоговой инспекцией, аудиторской организацией или органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом документ, подтверждающий наличие у предприятия основных фондов (средств) в размере не менее установленного норматива. Заявление с прилагаемыми документами направляется в таможню, региональное таможенное управление или Государственный таможенный комитет для получения лицензии соответственно зонального, регионального или общероссийского таможенного перевозчика.
Срок действия лицензии определяется транспортным предприятием с согласия таможенного органа и может составить 3 года или 6 лет. В зависимости от срока устанавливается и размер лицензионного сбора:
500-кратный установленный размер минимальной месячной оплаты труда при получении разрешения на 3 года и 1000-кратный размер - если лицензия выдается на 6 лет.
Взаимоотношения между отправителем товаров и таможенным перевозчиком строятся на договорной основе. В заключаемом договоре среди прочего регулируется распределение расходов таможенного перевозчика в связи с транспортировкой товаров под таможенным контролем. Помимо конкретных прав и обязанностей, закрепленных в договоре, правовой статус таможенного перевозчика предполагает выполнение следующих обязательств[9, с. 245]:
1) доставлять товары в таможню назначения без изменения их упаковки или состояния (кроме изменений вследствие естественного износа или убыли) и обеспечивать сохранность перевозимых товаров;
2) соблюдать установленные таможенным органом сроки доставки и маршруты движения;
3) представлять товары и вручать документы на них в таможне назначения, а по требованию таможенных служащих - фактически предъявлять товары;
4) не перевозить одновременно с товарами, находящимися под таможенным контролем, иные товары;
5) вести учет перевозок под таможенным контролем и предоставлять таможенным органам соответствующую отчетность;
6) не разглашать полученную от отправителя товаров информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;
7) после доставки товаров без разрешения таможни назначения не оставлять их без присмотра, не изменять места стоянки, не выгружать и не перегружать товары, не вскрывать упаковку, не удалять средства таможенной идентификации. Ответственность за нарушение этой обязанности не наступает, если таможенный перевозчик докажет, что в этот момент существовала реальная угроза жизни и здоровью экипажа транспортного средства, уничтожения или существенной порчи товаров или транспортного средства.
Таможенный перевозчик несет ответственность за уплату таможенных платежей до момента фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, с разрешения таможенного органа назначения после доставки товаров в этот орган. Если таможенный перевозчик выдал товар без разрешения таможенного органа, утратил или недопоставил перевозимый товар, на него ложится обязанность уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта.
4. Требования к оборудованию транспортных средств для доставки товаров
Требования к оборудованию транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Как правило, на этапе таможенного оформления грузы должны перевозиться закрытыми транспортными средствами. Тяжеловесные и громоздкие товары, а также товары, перевозимые навалом (песок, щебень и т. п.), могут перевозиться на открытых транспортных средствах (например, на железнодорожных платформах). В этом случае таможенный орган должен проконтролировать принятие необходимых мер, не позволяющих осуществить подмену таких товаров (подробное описание в грузовых товаросопроводительных и иных документах, нанесение на товары опознавательных знаков и т. п.)[6,с . 190].
Таможенное законодательство предъявляет к транспортным средствам, на которых товары перевозятся под таможенными печатями и пломбами, единственное требование - соответствовать нормативам технического оборудования. Эти технические нормативы закреплены в Правилах оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. В них содержится изложение технических требований к конструкции:
а) грузовых отделений транспортных средств; б) грузовых отделений транспортных средств, крытых брезентом; в) контейнеров (включая контейнеры, покрытые брезентом).
Под надлежаще оборудованным транспортным средством (контейнером) понимается транспортное средство, грузовые отделения которого или соответственно контейнер сконструированы и оборудованы таким образом, чтобы[1, с. 190]:
а) товары не могли извлекаться из опечатанного грузового отделения (опечатанной части контейнера) или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;
б) таможенные печати и пломбы могли налагаться простым и надежным способом;
в) в них не было никаких потайных мест для сокрытия товаров;
г) все места, в которые могут помещаться товары, были легко доступны для таможенного досмотра.
Полностью соответствующими техническим нормативам считаются транспортные средства (контейнеры), допущенные для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами в соответствии с Инструкцией о порядке допущения транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, введенной в действие Указанием ГТК от 5 апреля 1994 года № 01-12/265 "О дополнительных временных мерах по обеспечению реализации Положения о таможенном перевозчике". Факт допущения транспортных средств к перевозкам под таможенными печатями удостоверяется специальными свидетельствами о допущении. На контейнеры и железнодорожный состав должны быть прикреплены таблички о допущении.
Транспортные средства могут пройти процедуру допущения в индивидуальном порядке либо по типу конструкции. В первом случае допущение производится таможней, в регионе которой находится (постоянно проживает) собственник или владелец транспортных средств или контейнеров. Допущение по типу конструкции производится таможней, в регионе деятельности которой находится изготовитель транспортных средств или контейнеров. По просьбе заинтересованного лица может производиться разовое допущение транспортных средств на одну перевозку товаров под таможенными печатями и пломбами.
Свидетельство о допущении оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в таможне, а другой выдается собственнику или владельцу транспортного средства либо предприятию-изготовителю. По усмотрению таможни к свидетельству могут прилагаться фотографии или рисунки, заверенные этой таможней. Свидетельство о допущении должно сопровождать транспортное средство. При переходе права собственности или владения в отношении транспортного средства (контейнера) к другому лицу свидетельство о допущении остается действительным.
Каждые два года транспортные средства представляются для проверки и возобновления свидетельства таможни, в регионе деятельности которой находится (постоянно проживает) собственник или владелец транспортных средств. Если в ходе проверки выясняется, что транспортное средство больше не соответствует техническим требованиям, предусмотренным Правилами оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, оно должно быть приведено в состояние, удовлетворяющее условиям допущения. Если же за прошедшие два года изменились основные характеристики транспортного средства, в этом случае свидетельство о допущении аннулируется и такое транспортное средство подлежит новому допущению, прежде чем его можно будет использовать для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.
Дорожные средства, допущенные российской таможней, не нуждаются в дополнительном допущении в стране ввоза при международной перевозке товаров под таможенными печатями между государствами - участниками таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года). Участниками этой конвенции сейчас являются свыше 50 стран, среди которых большинство промышленно развитых государств. В свою очередь, таможенные органы России признают действительность свидетельства допущения, выданного компетентным органом государства, являющегося участником Конвенции МДП. Российские таможенные органы имеют право не признавать действительность свидетельства о допущении, выданного в государстве - участнике Конвенции МДП, в случае обнаружения серьезных неисправностей, создающих возможности для совершения контрабанды или иных преступлений в таможенной сфере или нарушений таможенных правил, могущих нанести существенный ущерб интересам России. В отношении контейнеров подобное взаимное признание свидетельств о допущении действует в рамках Таможенной конвенции 1972 года, участниками которой наряду с Россией являются США, Финляндия, Китай, Австрия, Австралия, некоторые страны СНГ (всего 25 государств).
В соответствии с таможенным законодательством допущение транспортных средств к перевозкам под таможенными печатями и пломбами является предварительной операцией таможенного оформления транспортных средств. За совершение этой операции взимаются таможенные сборы, являющиеся частью сборов за таможенное оформление. Сбор уплачивается до или одновременно с подачей заинтересованным лицом заявления о допущении. Поскольку таможенный сбор представляет собой плату за определенные услуги, предоставляемые таможенными органами, таможенное законодательство не предусматривает возврата уплаченного сбора даже в том случае, если после проведения технического осмотра транспортного средства его владельцу было отказано в выдаче свидетельства о допущении.
Размер сбора устанавливается в зависимости, во-первых, от вида транспортного средства (морские суда, воздушные суда, дорожные транспортные средства, прицепы и полуприцепы, контейнеры и т. д.), а во-вторых, от способа допущения (в индивидуальном порядке, по типу конструкции, определенными партиями одного и того же типа). Например, за допущение контейнеров в индивидуальном порядке размер таможенного сбора составляет 1-кратный размер минимальной месячной оплаты труда за каждый контейнер; по типу конструкции - 200-кратный размер месячной оплаты труда вне зависимости от количества изготовленных контейнеров; определенными партиями одного и того же типа - из расчета 0,2-кратного размера минимальной оплаты труда за контейнер, но не менее 1-кратного и не более 200-кратного такого размера. При возобновлении свидетельства о допущении транспортного средства взимается сбор в размере 50 процентов суммы, предусмотренной за допущение транспортного средства в индивидуальном порядке.
5. Механизм осуществления таможенного контроля при внутреннем таможенном транзите доставки товара
Под процедурой внутреннего таможенного транзита (ВТТ) понимается установленный порядок перевозки товаров под таможенным контролем от таможни отправления до таможни назначения. По процедуре ВТТ товары могут перевозиться через одну или несколько промежуточных таможен, которыми считаются таможни, где производится частичная догрузка или выгрузка транспортных средств (контейнеров).
Общее требование к перевозке товаров между таможнями - это наличие средств таможенного обеспечения (пломб, печатей, окантовки и т. д.). Товары должны перевозиться в упаковке, транспортных средствах или контейнерах, изготовленных или оборудованных таким образом, чтобы предметы не могли извлекаться из опечатанного грузового помещения, транспортного средства или контейнера или помещаться туда без оставления видимых следов вскрытия или повреждения таможенных обеспечений. Следует заметить, что допускается использование пломб грузоотправителей или перевозчиков.
Механизм таможенного контроля при ВТТ различается в зависимости от направления перемещения товара - ввозится он или вывозится.
Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, допускаются к перемещению по процедуре ВТТ при соблюдении следующих условий[5, с. 167]:
1) составление внутреннего транзитного документа (ВТД);
2) предъявление счета-фактуры;
3) предъявление гарантийного обязательства получателя товара об оплате таможенных пошлин и сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов в случае непредставления товара в таможне назначения.
Внутренний транзитный документ составляется на партию товаров таможней, декларантом или перевозчиком в 3-х экземплярах на бланке грузовой таможенной декларации. Первый экземпляр остается в таможне отправления на контроле (контрольный лист), второй и третий экземпляры ВТД вручаются перевозчику для представления в таможню назначения. В случае перевозки товара по процедуре ВТТ иностранным автотранспортным средством третий экземпляр ВТД представляется перевозчиком в таможню, расположенную в пункте пропуска на границе, при возвращении этого транспортного средства за границу. В случае, если перевозка осуществляется на основе Конвенции МДП 1975 года, ВТД не составляется.
Гарантийное обязательство составляется по установленной форме [2] и подписывается руководителем предприятия (организации), получающего товары, и главным бухгалтером. Предъявления гарантийного обязательства не требуется в следующих случаях:
1) при перевозке товаров в соответствии с Конвенцией МДП;
2) при перевозке товаров государственными железными дорогами;
3) при перевозке товаров, происходящих из государств, которым Россия предоставила режим ввоза товаров без обложения таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами;
4) при перевозке товаров, не облагаемых по действующему законодательству таможенными пошлинами, НДС и акцизами.
Счет-фактура содержит сведения, необходимые для целей таможенного контроля (наименование и адрес экспортера и импортера, номер и дата контракта (договора); наименование и код товара; вид и количество грузовых мест; данные о маркировке; вес брутто; стоимость товара в валюте и др.). Счет-фактура должен быть составлен на русском или английском языке. Этот документ может не представляться в том случае, если сведения, подлежащие заявлению в счете-фактуре, содержатся в других товаросопроводительных документах, представляемых таможне.
Контроль за исполнением перевозчиками обязательства по доставке товаров в таможни назначения производится таможнями отправления. При неподтверждении таможней назначения в течение 10 дней после истечения установленного срока перевозки по процедуре ВТТ таможня отправления направляет в таможню назначения копию ВТД с отметкой об отсутствии подтверждения о доставке, гарантийного обязательства и других документов. Таможня назначения после проверки полученных документов может взыскать подлежащие уплате таможенные налоги с получателя товара и заводит дело о нарушении перевозчиком таможенных правил.
При перевозке товаров, вывозимых из Российской Федерации, таможни назначения (пограничные таможни) ведут журналы о фактическом вывозе товаров из России. Не реже одного раза в 10 дней они направляют во все таможни отправления сводки о фактически вывезенных товарах. Указанные сводки используются для сверки с зарегистрированными в таможне отправления грузовыми таможенными декларациями. В случае, если грузовая таможенная декларация не была зарегистрирована в таможне отправления, производится разбирательство. При неподтверждении в установленные сроки таможней назначения надлежащего окончания перевозки по процедуре ВТТ таможня отправления взыскивает с отправителя товара в бесспорном порядке подлежащие уплате таможенные платежи и заводит дело о нарушении перевозчиком таможенных правил.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько основных выводов.
Развитие внешнеэкономических связей, повлекшее значительное увеличение внешнеторговых потоков, привело к тому, что таможни, расположенные вдоль границы, оказались не в состоянии осуществлять таможенное оформление перемещаемых через границу грузов. В подавляющем большинстве случаев этим стали заниматься внутренние таможни, расположенные в глубине таможенной территории.
Таможенное законодательство исходит из того, что с момента подачи уведомления о ввозе (вывозе) у перевозчика появляется обязанность доставить товары и транспортное средство, а также необходимые документы на них в полной сохранности, без каких-либо изменений их упаковки или состояния, кроме изменений, вызванных естественным износом (убылью) при нормальных условиях транспортировки. На перевозчика возлагается также ответственность за уплату таможенных платежей вплоть до момента помещения груза под определенный таможенный режим.
Таможенным перевозчиком признается созданное в соответствии с российским законодательством предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета РФ на осуществление перевозок товаров, находящихся под таможенным контролем. При этом следует отметить, что он перевозит эти товары без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (через залог, банковскую гарантию и т. д.).
Требования к оборудованию транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Как правило, на этапе таможенного оформления грузы должны перевозиться закрытыми транспортными средствами.
Список литературы
1) Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - Москва, 1999
2) Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.- Москва, 1997
3) Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - Москва: «Финансы и статистика», 1998
4) Воинов Ю. Россия – страны Центральной и Восточной Европы: новый выбор// Внешняя торговля. -2003. - № 7-9
5) Дьякова И. С. Внешняя торговля развивающихся стран Азии на современном этапе. - М.: Наука, 1988
6) Киреев А. Международная экономика, часть 1, М.: Международные отношения, 1997 . – 197 с.
7) Коньюктура мировых товарных рынков в 1997 году и её влияние на динамику российского экспорта// Внешняя торговля. – 2003. - № 4-6.
8) Манько А.М. Россия на мировых рынках- взгляд в прошлое// Внешняя торговля. – 2003. - № 4. – С. 42.
9) Милованов В. В. Внешнеэкономические связи югославянских государств с Россией// Внешняя торговля – 2003. - № 4-7.
10) Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация.- М.: Инфо-м.,1996г.- с.201
11) Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник. - Москва, 1999
12) Скакун П. П. О регулировании внешней торговли и другом// Внешняя торговля . – 2003 . - № 7-9
13) Хабулатов Р.И. Мировая экономика. - Москва: “Инсан”, 1994
14) Ходов Л. Рынки стран Персидского залива и возможности российского экспорта// Внешняя торговля. – 2003. - № 1
15) Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – 1997. - №11-12 – с.72, с.7.