Содержание
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие иностранных инвестиций и их классификация................. 4
1.1 Прямые иностранные инвестиции в России........................................................................... 4
1.2 Портфельные иностранные инвестиции в Россию............................................................... 6
Глава 2. Характеристика иностранных инвестиций в РФ............................ 11
2.1 Совместные предприятия как одна из форм инвестирования.......................................... 11
Заключение.......................................................................................................... 13
Список используемой литературы................................................................... 15
Введение
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Для национальной экономики иностранный капитал может иметь неоднозначные последствия: с одной стороны, при эффективном использовании иностранных инвестиций, страна быстрее преодолевает кризис, интегрируется в мировую экономику; с другой стороны, привлечение иностранного капитала накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны - заемщика от кредитора.
В связи с этим ставится вопрос о расширении, прежде всего технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
Сегодня российская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.
Теоретическое осмысление российскими учеными вопросов принятия иностранного капитала в его различных формах, эффективного его использования, появления финансовой зависимости, являются актуальными и важными.
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы иностранных инвестиций в РФ.
Глава 1. Понятие иностранных инвестиций и их классификация
Рассмотрим инвестирование (экспорт капитала) как многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).
В мировой практике выделяют 3 основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
1.1 Прямые иностранные инвестиции в России
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
- привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания современных предприятий (в том числе путем - продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
- регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;
- привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
- создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987 - 1991 г.г. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создавшихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем, когда недостатки «советской» формы СП - произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставной фонд - стали очевидными, преобладающей формой вложений в Россию стало приобретение крупных пакетов ОАО или создание 100%-ных дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящие время[1].
Начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только 26% прямых иностранных инвестиций было направлено в промышленность, 9% в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а целых 54% (или 2,1 млрд. долларов) - в финансово-кредитную сферу)[2].
Анализ структуры привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает из весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экпортно-ориентированные отрасли (ТЭК, включая нефтехимию, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).
Такой «отраслевой перекос» в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцена, как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанной в первую очередь на потребительский спрос. В тоже время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат.
Прежде всего это:
1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию, как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них глобальной долгосрочной инвестиционной ???, что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью вложений. К этому разделу можно отнести ряд крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter&Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT indastries, Philip moris), финансовом бизнесе (Siemens, Alcatel, USWest);
2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего - в торговле, строительстве и сфере услуг.
3. инвесторы из числа представителей российской в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстро окупаемые проекты.
Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выборки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении должны войти:
n создание действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);
n четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
n создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
n снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
n введение частной собственности на землю;
n создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного количественного роста и изменения структуры прямых зарубежных вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определенный пропорциональный рост и может наблюдаться[3].
1.2 Портфельные иностранные инвестиции в Россию
Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор, в отличии от прямого, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию - объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.
Привлечение иностранных инвестиций также является для российской экономики достаточной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:
n пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
n аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долевых ценных бумаг российских эмитентов;
n пополнение федеральных и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долевых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
n эффективная реструктуризация внешнего долго РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
Ниже будут рассмотрены два основных потока привлекаемых в Росию иностранных портфельных инвестиций:
n вложения портфельных инвесторов в акции и облигации российсках акционерных обществ, свободно обращающихся на российском и зарубежном рынке ценных бумаг;
n вложения иностранных портфельных инвесторов во внешние и внутренние долговые обязательства РФ, а также ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации.
Рынок корпоративных ценных бумаг
Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рынок корпоративных ценных бумаг началось фактически в ходе ваучерной приватизации в 1992-93 гг.
Приватизация впервые обеспечила рыночное предложение акций российских промышленных предприятий для сторонних инвесторов, привлекательность вложений в которые объяснялась следующими факторами:
n ваучерная приватизация практически не преследовала цели получения в государственный бюджет доходов от приватизации - главной ее целью было формальное юридическое преобразование государственных предприятий в акционерные общества и создания таким образом предпосылок для возникновения в России рынка капиталов;
n акции многих российских предприятий имели, с точки зрения портфельных инвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем.
Высокая рискованность вложений в Россию, экономическая и политическая нестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильности курсов российских акций и создать возможность получения высокой спекулятивной прибыли от операций с ними.
Наиболее привлекательные для западных портфельных инвесторов акции российских предприятий:
n акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятий цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, и некоторых других сырьевых отраслей;
n акции предприятий - национальных или региональных монополистов в стратегических отраслях национального хозяйства - энергетике, телекоммуникациях и т.п.
Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение при вложении отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакеты акций которых были закреплены за государством.
В настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов. которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных инвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами стоящими в этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями, являются:
n создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы, регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок их обращения на фондовом рынке;
n правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных корпоративных ценных бумаг;
n создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка, открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
n организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценных бумаг, предназначенных для размещения на зарубежных рынках капиталов;
n создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций, что должно придать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его привлекательность для спекулятивного иностранного капитала[4].
Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг
Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти домовые ценные бумаги является очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.
Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги:
n привлечение иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;
n размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.
Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имеющий своей целью финансирование дефицита федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом реализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более «мобильных», чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны.
Сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по отношению к доллару и меньшая рискованность вложений в эти ценные бумаги по сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные портфельные инвесторы стали вкладывать деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора с российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы[5].
Однако, предложенная российскими властями схема инвестиций, призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемого притока / оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизила доходность и ликвидность таких вложений.
Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов. Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего российского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные финансовые структуры: Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit Suisse и т.п.). В настоящее время основной задачей правительства становится не дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить их в реальный сектор.
Глава 2. Характеристика иностранных инвестиций в РФ
2.1 Совместные предприятия как одна из форм инвестирования
Важнейшая цель сотрудничества в рамках совместных предприятий (СП) - достижение каждым из участников больших успехов, чем при обособленном развитии.
Государство проявляет заинтересованность в создании СП, рассматривая их как способ накопления технического и экономического потенциала, а следовательно, освоения передовой, прогрессивной техники и технологии, новых методов организации производства, увеличения экспорта и импортозамещения[6].
Данную форму сотрудничества характеризуют следующие условия:
/. При формировании СП участники вкладывают собственный капитал. Поэтому естественно требование гарантий защиты и возврата вложенного капитала;
2. Совместное предприятие имеет единый производственный аппарат, единый коллектив и систему управления, призванные согласовать различные, порой противоположные, интересы партнеров.
Отличительной особенностью любого СП является наличие среди участников хотя бы одного иностранного партнера.
Формирование и деятельность СП на территории СССР были определены. Указом Президиума ВС СССР от 13 января 1987 г., Постановлениями СМ СССР от 13 января 1987 г. №№ 48, 49[7] по вопросам, связанным с созданием и деятельностью СП, международных объединений и организаций СССР и стран-членов СЭВ, а также с участием организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран, Постановлениями СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления внешнеэкономической деятельностью в новых условиях хозяйствования» от 17 сентября 1987 г., «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» от 2 декабря 1988 г. и др.
Главной проблемой организации СП является неблагоприятный инвестиционный климат в России, что выражается в таких негативных факторах, как неразвитость транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, проникновение криминогенных элементов в предпринимательскую среду, низкий уровень менеджмента и технологий, коррупция и бюрократизм, чрезмерный уровень налогового и таможенного отношения, отсутствие четкого законодательного механизма, регулирующего деятельность СП. Политическая нестабильность в России, непоследовательность и противоречивость реформ, межнациональные конфликты, противоречия между отдельными регионами и центром также не способствует привлечению иностранного капитала. Для решения этих проблем необходимо произвести изменения в налоговой системе РФ в сторону их понижения, принять работоспособное законодательство о разделе продукции, внести изменения в таможенное законодательство, стремиться к улучшению политической и социально-экономической обстановки в стране, к стабильности и реальным гарантиям, а также предоставлять подробную и точную информацию о проектах потенциальным инвесторам[8].
Заключение
В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и улучшения уровня жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и … даже ее экологической беспечности.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Конечно, предстоит решить еще очень широкий круг проблем, чтобы добиться инвестиционной привлекательности нашей экономики, однако наиболее важные из них должны быть решены как можно скорей. Абсолютно приоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства - инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкие налоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г.)
2. Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.)
3. Балацкий, Павличенко, «Иностранный сектор в экономике России»// Мировая экономика и международные отношения №5, 2001г.
4. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1998 г.
5. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1998.
6. Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы // Эксперт.- 1997.- №47.
7. Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г.
8. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог.- 1998.- 24 февраля.
9. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 1998.
10. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- № 5. 2001 г.
11. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 1998 г.
12. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.
13. Мартынов А. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж. “Экономист”, №9, 1997 г.
14. Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.
15. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь 1998.- № 13.
16. Свиридонова Е. Лекарство для пугливого инвестора // Экономика и жизнь 1998.- № 13.
17. Селезнёв А. “Банковская система - ядро инфраструктуры финансового рынка” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.
18. Смирнов В. К задействованию внебюджетных источников финансирования // Российский экономический журнал.- 1997.- №5-6.
19. . Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г.
20. Уринсон Я. «Перспективы инвестиционной активности»// журнал «Экономист», №2, 2000г.
21. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.
22. Фишер С. “Экономика”, M., 1997 г.
23. Шапошников Л. "Общеэкономическая оценка инвестиционных программ и проектов" М., Ж. "Экономист", N 5, 1996.
[1] Лебедев В.М., Иностранные инвестиции в российской экономике //Финансы. 1999 № 11 с. 54-57.
[2] Данные Госкомстата РФ за 1997 г.
[3] Фишер С. “Экономика”, M., 1997 г.с.200
[4] Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.
[5] Мартынов А. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж. “Экономист”, №9, 1997 г
[6] Фишер С. “Экономика”, M., 1997 г. с. 219
[7] Имеются в виду Постановления СМ СССР № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединении, организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».
[8] Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г.