Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Формы выпуска, эмитент, сроки обращения, номер регистрации..... 4

2. Участники рынка ГКО............................................................................. 7

3. Система торгов, расчетов и депозитарного обслуживания................. 9

Вторичное обращение облигаций и их погашение............................................................ 10

Функции Банка России на рынке ГКО................................................................................ 11

4. Расчет доходности по МВБ.................................................................... 13

Заключение.................................................................................................. 15

Список литературы..................................................................................... 17


Введение

 В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов  ценных бумаг, как известно , становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск  ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане  более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или  иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих  потребностям  и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги  принято делить на рыночные и нерыночные - в зависимости от того, обращаются ли они на свободном  рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах  и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

В последние годы стал быстро развиваться  российский рынок государственных ценных бумаг. В этой связи стоит ещё раз напомнить об оригинальной версии  государственных ценных бумаг в виде принудительного распределявшихся в СССР облигаций государственных  займов, а также о нелегальном рынке подобных облигаций, на котором они скупались за бесценок.

Впрочем, ближе к собственно рынку государственных ценных бумаг  “подходили” облигации “золотого” займа, не только продававшиеся, но и покупавшиеся сберегательными банками. Понятно, что нынешняя инфляция подорвала основы этого феномена, унаследованного от советской системы. Кстати сказать, официальные цены на государственные ценные бумаги назначались госорганами в виде не только цен продажи, но и цене скупки (облигации) и выкупа товарных инвестиционных займов.


1. Формы выпуска, эмитент, сроки обращения, номер регистрации

Общие принципы функционирования российского рынка государственных краткосрочных облигаций были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Банке России было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. Банк России провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и поддержание технологической части рынка ГКО – торговой, расчетной и депозитарной систем.

К непосредственным операциям на рынке ГКО допускаются только специально отобранные Банком России дилеры, первоначальное количество которых составляло 24.

Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций.

Выпуск облигаций осуществляется на безбумажной основе и виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.

Каждому выпуску присваивается номер государственной регистрации, состоящий из девяти значащихся разрядов:

Х1Х2Х3Х4Х5Х6Х7Х8Х9,

где Х1 – цифра «2», указывающая на вид ценной бумаги – долговое обязательство;

      Х2 – указывает на тип ценной бумаги:

        «1» – для трехмесячных облигаций,

        «2» – для шестимесячных облигаций,

        «3» – для двенадцатимесячных облигаций;

Х3Х4Х5 – порядковый номер выпуска данного типа;

Х6Х7Х8 – буквы «RMF» (Russian Ministry of Finance) – указывают на эмитента;

Х9 – буква «S»  - указывает, что данная ценная бумага государственная.

Соответственно, выпуск № 23001RMFS является первым выпуском двенадцатимесячных облигаций.

 Установлены следующие параметры эмиссии ГКО[1]:

- эмиссия состоит из 2 выпусков;

- государственный регистрационный номер:

Выпуск N 21137RMFS с объемом эмиссии 2500,0 (две тысячи пятьсот) миллионов рублей;

Выпуск N 21140RMFS с объемом эмиссии 2500,0 (две тысячи пятьсот) миллионов рублей;

- номинальная стоимость одной облигации 1000 (одна тысяча) рублей;

- дата размещения облигаций:

Выпуск N 21137RMFS 19 апреля 2000 года;

Выпуск N 21140RMFS 19 апреля 2000 года;

- дата погашения облигаций:

Выпуск N 21137RMFS 15 ноября 2000 года;

Выпуск N 21140RMFS 19 июля 2000 года;

- круг потенциальных владельцев: резиденты и нерезиденты;

- размещение облигаций выпусков N 21137RMFS и N 21140RMFS осуществляется Банком России по поручению Минфина России в форме аукциона;

- облигации выпуска N 21137RMFS размещаются на аукционе среди нерезидентов - владельцев средств на специальных счетах типа "С".

Сведения о параметрах очередного выпуска объявляются не позднее чем за семь дней до его размещения. Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно от каждого выпуска.

Выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.

Обращение облигаций может осуществляться только в результате заключения договоров купли-продажи. Переход права собственности от одного владельца к другому наступает в момент перевода облигаций на счет «депо» их нового владельца. Московская межбанковская валютная биржа за проведение операций на рынке ГКО взимает комиссию в размере 0,1 % от суммы каждой сделки, кроме операций по погашению облигаций.

В ходе функционирования рынка ГКО могут возникать следующие ситуации:

1.                      проводится аукцион по размещению ГКО без погашения предыдущих выпусков;

2.                      проводится аукцион по размещению ГКО с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации облигаций больше суммы погашения;

3.                      проводится аукцион по размещению ГКО с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации меньше суммы погашения;

4.                      происходит погашение выпусков ГКО без проведения первичного аукциона.

Действия Министерства финансов РФ и Банка России в этих случаях обговорены специальным договором № 5-2-1 «О размещении и обслуживании выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 6 мая 1993 г..

В первом случае Банк России обязан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после проведения аукциона в республиканский бюджет.

Во втором случает Банк России из выручки от реализации облигаций покрывает расходы по погашению предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в республиканский бюджет.

В третьем случае могут возникать две ситуации. Если объем размещаемого выпуска превосходит параметры погашаемых, но в результате аукциона получена меньшая сумма, то Банк России обязан приобрести облигации размещаемого выпуска по средневзвешенной цене в объеме, обеспечивающем полное покрытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для кредитования Банком России федерального бюджета. В случае если этих мер будет недостаточно. Или в случае 4), Министерство финансов РФ направляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства.


2. Участники рынка ГКО.

Участники рынка ГКО подразделяются на две категории: Дилеры и Инвесторы. Дилерами быть только инвестиционные институты и банки, заключившие договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКО. Их количество ограничено. Дилер может совершать следки от своего имени при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению Инвесторов. Под Инвесторами при этом подразумеваются любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.

Инвестор обязан заключить с Дилером договор на обслуживание. Этот договор определяет порядок приобретения, владения и продажи Инвестором облигаций, а также права и обязанности сторон.

Договором между Банком России и Дилером оговариваются права и обязанности обеих сторон. При этом каждому Дилеру присваивается уникальный код, который указывается во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями данного Дилера от своего имени и за свой счет.

Банк России может приостановить на срок до 1 месяца сделки Дилера по купле-продаже облигаций, если тот нарушает законодательство и инструкции. Он также может без объяснения причин расторгнуть договор с Дилером, предупредив последнего за 1 месяц. Кроме этого, Банк России оставляет за собой право контролировать все операции Дилера на рынке ГКО и получать отчеты о состоянии его субдепозитария. Все изменения действующих инструкций по ГКО доводятся до Дилера в трехдневный срок.

Дилер, в свою очередь, имеет право расторгнуть договор с Банком России без объяснения причин с предупреждением за 1 месяц. Он принимает на себя обязательство осуществлять операции с ГКО только в рамках Торговой и Рачетной систем.

Перед работой и Инвесторами Дилер должен заключить с ними договор на обслуживание с присвоением Инвесторам регистрационных кодов и оговоркой права передачи информации о сделках в Банк России.

Поручения на покупку или продажу облигаций от Инвестора Дилер может принимать только заключения договоров комиссии. В договоре на обслуживание Дилер обычно принимает на себя следующие обязательства: принимать к исполнению поручения Инвестора, соблюдая при их исполнении исключительно его интересы; предоставлять Инвестору необходимую информацию, соблюдая при этом условия конфиденциальность, договоренности и своевременности; незамедлительно извещать Инвестора о наступлении обстоятельств, ведущих к нарушению его интересов. Инвестор, в свою очередь, обязуется: не производить с ГКО никаких операций, кроме купли-продажи облигаций, купленных Инвестором или приобретенных на основе полного правопреемства; неукоснительно соблюдать взятые обязательства; предоставлять Дилеру необходимую информацию для выполнения своих поручений.

В сделках Дилера от своего имени запрещается использовать облигации Инвесторов. Он не может отвечать последними по своим обязательствам.

В договоре о выполнении функций Дилера на рынке ГКО, заключаемом с Банком России, первоначально было установлено, что Дилер обязан подавать на каждый аукцион по размещению облигаций заявку на приобретение не менее 1% объявленного номинального объема выпуска. В течение же срока действия договора с Банком России он должен приобрести на аукционах не менее 1% от общего количества проданных облигаций. Однако впоследствии Банк России снизил кводу минимальной заявки на аукцион до 0,25% для трехмесячных облигаций и до 0,5% для шестимесячных об объема эмиссии. Начиная с сентября 1994 г. квота по шестимесячным ГКО была поднята до 0,75%.

Запрещается предварительный сговор Дилеров по ценовым условиям аукциона.


3. Система торгов, расчетов и депозитарного обслуживания

Для организации первичного размещения и вторичных торгов облигациями на ММВБ создана Торговая система. Она организует проведение торгов, регистрацию сделок, составление расчетных документов по совершенным сделкам и представление их в Расчетную систему и Депозитарий. Торговой системе также запрещено выполнять функции Дилера или Инвестора.

Размещение ГКО осуществляется в форме аукциона, проводимого Банком России по поручению Министерства финансов Российской Федерации. Дата аукциона, предельных объем выпуска, место и время проведения объявляется Банком России не позднее чем за 7 календарных дней до его проведения. В объявлении могут содержаться ограничения на участие в аукционе нерезидентов.

На аукцион дилеры подают две заявки – от своего имени и объединенную заявку Инвесторов. Каждая заявка может содержать неограниченное число конкурентных предложений и одно неконкурентное предложение.

В конкурентном предложении указывается цена, по которой покупатели готовы купить ГКО, и соответствующие этой цене количество облигаций. Цена устанавливается в процентах от номинала с точностью до сотых долей процента. В неконкурентной заявке указывается общее количество ГКО, которое покупатели готовы купить по средневзвешенной цене аукциона. Банк России устанавливает лимит ГКО, указываемых в неконкурентной заявке каждым покупателем. В настоящее время он составляет до 50 % от общего объема заявок, поданных Дилером. Этот лимит сообщается Дилерам также за 7 дней до проведения аукциона одновременно с другими параметрами выпуска.

Ввод заявок в систему осуществляется по следующей схеме. Перед началом аукциона Дилеры переводят денежные средства в Расчетной системе со своих корреспондентских (текущих) счетов на «торговые» субсчета. Если перед проведением аукциона происходит погашение облигаций, то полученные средства также аккумулируются на «торговом» субсчете. Субсчет блокируется на период проведения аукциона и завершения расчетов по нему.

Данной суммы должно быть достаточно для оплаты всех конкурентных заявок и неконкурентных – по номинальной стоимости облигаций, плюс суммы налога на операции с ценными бумагами и комиссионное вознаграждение ММВБ.

Дилер вводит заявки в следующем порядке:

а) неконкурентные заявки Инвесторов;

б) конкурентные заявки Инвесторов;

в) неконкурентные заявки Дилера;

г) конкурентные заявки Дилера.

На основании сводной ведомости поступивших на аукцион заявок Министерство финансов РФ в пределах установленного объема выпуска ГКО определенную минимальную цену продажи облигаций (цену отсечения). Конкурентные заявки удостоверяются по ценам, которые в них указаны, но не дешевле минимальной цены продажи. Все неконкурентные заявки удовлетворяются по средневзвешенной цене удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных предложений.

Средневзвешенная цена рассчитывается как сумма произведенных числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее число размещенных конкурентных облигаций.


Вторичное обращение облигаций и их погашение.

Перед началом торгов Торговая система запрашивает каждому Дилеру количество облигаций и денежных средств, зарезервированных на «торговых» субсчетах в Депозитарии и Расчетной системе. Во время торгов Дилеры подают разовые заявки на покупку (продажу) облигаций. Ввод заявки на продажу возможен только в том случае, если у Дилера-продавца зарезервировано достаточное количество облигаций, а на покупку, - если у Дилера - покупка зарезервировано необходимое количество денежных средств.

При поступлении заявки на покупку Торговая система проверяет, есть ли неудовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой меньшей или равной, чем у поступившей заявки. Если какие заявки есть, то фиксируется сделки по цене заявок из очереди на продажу до тех пор, пока есть такие заявки или пока поступившая заявка не будет удовлетворена полностью, то ее остаток ставится в очередь неудовлетворенных заявок на покупку. Заявка ставится в ту же очередь, если по ней не было зафиксировано сделок. Неудовлетворенные заявки в очереди на продажу располагаются по мере возрастания цены заявки, а при равной цене – в порядке времени их подачи.

Аналогично при поступлении заявки на продажу Торговая система проверяет неудовлетворенность заявки из очереди на покупки с ценой равной или большей, чем у поступившей заявки.

По результатам торгов Торговая система формирует реестр сделок. Выписки из него выдаются каждому Дилеру. На основании выписок, если Дилер купил облигаций на большую сумму, чем продал, т.е. является нетто-должником, Расчетная система переводит соответствующую разницу с его корреспондентского (текущего) счета на счет Расчетной системы. Если Дилер является нетто-кредитором, то деньги идут в обратную сторону. Аналогично происходят расчеты Дилера с Депозитарием. Дилеры могут распоряжаться средствами, вырученными от продажи ГКО, на следующий рабочий день после дня заключения сделки.

Погашение облигаций происходит по следующей схеме. Банк России переводит в Депозитарии со счетов «депо» Дилеров на «торговые» субсчета вне облигации, подлежащие погашению, и выставляет от имени Дилеров в Торговой системе заявки на продажу по номинальной цене. В свою очередь, Банк России выставляет заявку на приобретение всего объема погашаемых облигаций также по номинальной цене. Приобретенные таким образом Банком России ГКО зачисляются на его счет.


 Функции Банка России на рынке ГКО.

Банк России выполняет на рынке ГКО следующие функции:

ü     агента Министерства финансов по обсуждению выпусков облигаций;

ü     Дилера;

ü     Контролирующего органа.

Выполняя функции агента, банк России устанавливает требования к Торговой, Расчетной системам, Депозитарию и субдепозитариям; устанавливает требования к Дилерам и определяет их количественный состав; устанавливает правила торгов и проводит аукционы по первичной продаже облигации; осуществляет погашение облигаций.

Как Дилер Банк России осуществляет куплю-продажу облигаций на вторичном рынке от своего имени и за свой счет; обладает правом делегирования своих диллерских полномочий территориальным отделениям; осуществляет сбор и исполнение заявок Инвесторов.

Как контролирующий орган Банк России имеет право: получать полную информацию о ходе торгов облигациями; об остатках на счетах Дилеров в Депозитарии и Инвесторов в субдепозитариях; приостанавливать операции любого Дилера с облигациями. При этом Банк России не может использовать при осуществлении собственных операций полученную в ходе контроля информацию или передавать ее третьим лицам.

Кроме этого, Банк России может осуществлять на условиях, согласованных с Министерством финансов РФ, дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций в течение срока их обращения.

Банк России может приобретать облигации от своего имени и за свой счет на первичном аукционе у Министерства финансов РФ. Это происходят в двух случаях:

1.     при предоставлении Министерству финансов РФ прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;

2.     при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.

В обоих случаях ГКО приобретаются по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита определенного законодательными органами для кредитования федерального бюджета.

В первом случае Банк России обязан известить о покупке Дилеров не менее чем за один рабочий день до даты проведения аукциона. Кредит на покрытие кассовых разрывов предоставляется автоматически.

4. Расчет доходности по МВБ

Доходом по Государственным краткосрочным облигациям считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Государственные краткосрочные облигации не изготавливаются в виде специальных бумажных бланков.

ЦБР, обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление  по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто  проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок  в  зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При это ЦБР не  ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.

ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные  средства. При этом операционные издержки  (комиссия дилеру, бирже - 0,1 от суммы каждой сделки , налог на покупку ГКО - 0,1 от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен обеспечивать,

Со времени первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики России. Крах того или другого российского банка, пусть даже крупнейшего, не вызовет таких последствий, как потеря доверия западных финансовых структур к проводимой правительством финансовой политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов. Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке ГКО - ОФЗ.


Заключение

Как любые ценные бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются анализу. Первый из них - надёжность. Надёжность ГКО по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, представляется достаточно высокой, поскольку агентом выступает Центральный Банк России, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые выпуски. Это говорит о том, что в случае затруднения Минфина возникают сложные взаимодействия между Министерством и Центробанком, но при этом не страдают инвесторы этого займа. Так, что надёжность ГКО исключительно высока, и тот несколько ажиотажный интерес к этой бумаге, который проявляется сегодня на Западе, объясняется этой надёжностью.

Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то пока проблем с ГКО практически не было. Хотя, некоторые проблемы с ликвидностью были в январе 1995 г., когда в стране была очень сложная обстановка. Ещё один случай- в конце июня 1995 г., когда на рынке была довольно низкая ликвидность и соответственно бумаг больше продавалось, чем покупалось. Но для этого случая на рынке присутствует маркет-мейкер, роль которого выполняет Центральный Банк России, который вполне в состоянии поддержать ликвидность в тот момент, когда предложений на продажу больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой момент купить бумаги, а потом продать.

А когда у ценной бумаги высокая надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми замечательными качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит эмитент. Россияне хорошо познакомились с этой истиной летом 1994 г., во время краха финансовых компаний.  Хотя доходность ГКО - не самая высокая, но когда были сомнения в надёжности, то и доходность этих бумаг была почти такой же, как и у “мавродиков”- за 300 %, что было связано с кризисом в Чечне.

Рынок ГКО - оптовый, профессиональный, поэтому эта “бумага” на самом деле действует в безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской межбанковской валютной бирже и это довольно сложно для населения.

Хотя в нормально отлаженной экономике население, конечно же, имеет право покупать государственные ценные бумаги, но подавляющее большинство населения никаких государственных ценных бумаг не покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки - это уже профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика. К сожалению, наши банки не оказались на высоте положения и не были готовы работать с населением на справедливых началах (как принято в мировой практике). Даже Сбербанк России работает с населением не самым справедливым образом. Это, естественно, вызывает у населения интерес к государственным ценным бумагам, минуя недобросовестных посредников. К тому же удовлетворительного законодательства по сберегательным банкам в России пока нет.

Население России может покупать и ГКО. Для этого надо только прийти в банк, являющийся дилером на рынке ГКО, и совершить через него куплю или продажу. Но экономически оправдано это будет только для профессионалов, т.к. эта работа требует полной отдачи, чтобы получить положительный результат.

Центробанк  разработал инструкцию об инвестиционных счетах коммерческих банков, которым будет разрешено брать деньги у населения для включения их в рынок ГКО. Оператором этих денег будет являться соответствующий коммерческий банк, который будет зарабатывать деньги на операциях с пакетами ГКО для себя и для населения.

И в этом случае ни достоинства ГКО, ни тщательная проработка инструкции Центробанка, ни специально заблокированные счета не есть гарантия стопроцентной надёжности вложений физических лиц, обещанной банком доходности



Список литературы

1.      Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790)

2.      Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (утв. приказом Минфина РФ от 24 ноября 2000 г. N 103н)

3.      Приказ Минфина РФ от 12 августа 2002 г. N 173 "Об эмиссии государственных краткосрочных бескупонных облигаций"

4.      Приказ Минфина РФ от 11 апреля 2000 г. N 100 "Об эмиссии государственных краткосрочных бескупонных облигаций"

5.      Приказ Минфина РФ от 14 февраля 2000 г. N 46 "Об эмиссии государственных краткосрочных бескупонных облигаций"

6.     Приказ Минфина РФ от 6 апреля 1998 г. N 57 "Об утверждении Положения о порядке проведения расчетов по государственным ценным бумагам"

7.     Буренин А.Н. Рынок производных финансовых инструментов. – М.,1996.

8.     Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и Статистика, 1992.

9.     Биржевая деятельность. Под ред. Грязновой А. Г., М., «Финансы и кредит», 1995г.

10.                 Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учебное пособие для ВУЗов.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

11.                 Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.:Русская Деловая Литература, 1997.

12.                 Лейкина Е.С. Рынок ценных бумаг. - М., 1998.

13.  Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 1995.


[1] Приказ Минфина РФ от 11 апреля 2000 г. N 100 "Об эмиссии государственных краткосрочных бескупонных облигаций"