Содержание


Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота………………...5

2. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия………………………………………………………………………….9

3. Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам……………………………………………………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………...16

Список литературы…………………………………………………………..17

 

Введение

Основную массу материальных благ, используемых для удовлет­ворения личных потребностей, население получает через торговлю.

Количественная и качественная характеристика товарной мас­сы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое вы­ражение в показателях розничного товарооборота.

Экономические отношения, связанные с обменом денежных до­ходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребите­лей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В рознич­ном товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5 %.

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгово­го предприятия. Он характеризует объем деятельности предприя­тия, от него зависит объем валового дохода и прибыли.

Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затра­ты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народно­го потребления.

Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществ­ления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством за­траченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.

Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.

Для характеристики уровня жизни населения применяется це­лая система показателей. К ним относятся: уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров; обеспечение жилищем и благоустройство быта; образование; медицинское об­служивание; условия труда; организация отдыха; продолжитель­ность рабочего дня и др.

Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в преобладающей степени являются объектом роз­ничной торговли, занимают в общем фонде потребляемых населе­нием материальных и культурных благ основное место. Так, това­ры личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70 %, а остальная часть приходится на жилищное и комму­нальное обслуживание, пользование транспортом, на различные культурные потребности.

Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обра­щение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение на­личных денег связано главным образом с обслуживанием рознично­го товарооборота.

Целью данной работы является: рассмотреть планирование розничного товарооборота. Задача – описать: понятие, состав и значение розничного товарооборота; планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия и планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам.

1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота

Переход предприятий торговли на рыночную концепцию разви­тия изменил оценку их целевой функции, что отразилось на систе­ме экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего это относится к показателю розничного то­варооборота.

Рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата показателя товарооборота и позволили перейти к уп­равлению торговым процессом на основе экономических регулято­ров (цены, налоги и т.п.). Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торго­вое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вы­зывает необходимость постоянного увеличения объема товарообо­рота как основного фактора роста доходов и прибыли, относитель­ного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.[1]

Под розничным товарооборотом понимается продажа потреби­тельских товаров населению за наличный расчет независимо от ка­налов их реализации. Она может быть произведена:

- юридическими лицами, осуществляющими розничную торгов­лю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного пита­ния, палатки и др.);

- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);

- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.[2]

Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими органами в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным постановлением Госкомста­та России от 14 октября 1995 г. № 206 и от 21 августа 1995 г. № 134.

Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных де­нежных средств населения на приобретенные товары. Однако в со­став розничного товарооборота может быть также включена:

- продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санато­риям, детским садам и др.);

- продажа товара юридическим лицам, но исключительно за на­личный расчет с использованием кассовых аппаратов.

Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реа­лизации строго за отчетный период на основе первичных докумен­тов — товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стек­лянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом сто­имости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.[3]

Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной тор­говли и общественного питания.

В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицирован­ных форм федерального государственного статистического наблю­дения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и ус­луг", утвержденной постановлением Госкомстата России по согла­сованию с Минэкономики России от 17 ноября 1997 г. № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998 г. № 56, от 8 декабря 1998 г. № 122 и от 23 февраля 1999 г. № 14 в состав това­рооборота розничной торговли включается:

- стоимость проданных населению потребительских товаров:

а)   за наличный расчет;

б)   по кредитным карточкам;

в)   по расчетным чекам банков;

    г)    по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);

- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналич­ному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

- стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;

- стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту прода­жи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое пред­приятие не является собственником товаров; в размере полной сто­имости, если торговое предприятие является собственником това­ров;

- стоимость проданных по образцам товаров длительного пользо­вания (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

- стоимость проданных по подписке печатных изданий (по мо­менту выписки счета без учета стоимости доставки);

- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

- стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

В оборот общественного питания включается стоимость продан­ной собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изде­лий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, конди­терских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте обще­ственного питания учитывается также стоимость кулинарной про­дукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам насе­ления.[4]

В состав оборота общественного питания включается также сто­имость кулинарной продукции, отпущенной работникам организа­ций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и пол­ностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.

Розничный товарооборот может выступать как один из показа­телей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприя­тия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный ре­зультат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, мате­риальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффектив­ности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближе­нии определить потребность предприятия в дополнительных ресур­сах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, рас­ходы на оплату труда.[5]


2. Планирование общего объема розничного товарооборота

торгового предприятия

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учи­тываются изменения, которые происходят в структуре товарооборо­та под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи конди­терских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных това­ров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов.[6]

Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2.Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3.  Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

4.Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5.     Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов.

Методика прогнозирования и планирования розничного товаро­оборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

- продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворя­ется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

- продовольственные товары, вся потребность в которых удовлет­воряется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

- непродовольственные товары;

- товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов дли­тельного пользования в расчете на 100 семей.[7]

Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объе­ма экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия.

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

опытно-статистический;

экономико-статистический;

экономико-математического моделирования;

комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году.

Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.

При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерци­онность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования то­варооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изме­нения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точнос­ти), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей про­шедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех ос­новных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота  используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.[8]



3. Планирование товарооборота розничного предприятия

по кварталам и месяцам

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изме­нения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномер­ностью, резко выраженными колебаниями.

Сложное социально-экономическое явление представляет собой серьезность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется сте­пень колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного рас­чета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнози­ровать.[9]

В настоящее время существует много различных методов, с по­мощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квар­тальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квар­тальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен ниве­лируется.

Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ря­да факторов. Остановимся на основных из них.

1.      Покупательная способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, так как доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет по­высить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.

2.     Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях внутригодичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы.

В целом по магазину в годовом и в квартальном оборотах име­ется некоторая стабильность. Однако при планировании товарообо­рота нельзя механически переносить в план сложившиеся в про­шлом пропорции. Надо критически проанализировать результаты и выявить, под влиянием каких факторов сложились внутригодичные колебания розничного товарооборота и какова степень влияния этих факторов в плановом периоде с учетом изменений, происходя­щих в экономике района торговли.

3. Равномерность завоза товаров по периодам года. Исследова­ния внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием поку­пательных фондов населения и особенностей спроса — нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерче­ского отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспе­чению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенно­стями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота.[10]


Заключение


Планирование розничного товарооборота рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие: сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения, уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов, соотношение товарного и нетоварного потребления, нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления, изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы: опытно-статистический, экономико-статистический, экономико-математического моделирования, комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что имеет важное оперативное значение.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по перио­дам года имеют важное значение для ритмичного удовлетворения платежеспособного спроса населения, нормального денежного обра­щения, обеспечения развития товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.

Список литературы


1. Выборнова Е.Н. Анализ и прогнозирование экономического состояния организаций розничной торговли. – Новосибирск, 1999.

2.  Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М., 1997.

3. Новак Е.В. Повышение конкурентоспособности организаций розничной торговли. – Белгород, 2003.

4. Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии. – М., 2002.

5. Соловьев А.А. Розничная торговля. – М., 2000.

6. Шумакова К.С. Совершенствование планирования розничного товарооборота и его товарного обеспечения. – М., 1981.

7. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. – М., 2003.

8. Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Под ред. Лобачевой Е.Н. – М., 2000.

9. Экономика, организация и планирование предприятий/ Под ред. Саманова Ю.А. – СПб., 1998.

10. Экономика. Организация производства/ Под ред. Джурабаева К.Т. – Новосибирск, 2002.



[1] Экономика. Организация производства/ Под ред. Джурабаева К.Т. – Новосибирск, 2002.

[2] Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Под ред. Лобачевой Е.Н. – М., 2000.


[3]Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. – М., 2003.

[4] Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М., 1997.

[5] Соловьев А.А. Розничная торговля. – М., 2000.

[6]Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии. – М., 2002.

[7] Выборнова Е.Н. Анализ и прогнозирование экономического состояния организаций розничной торговли. – Новосибирск, 1999.

[8] Шумакова К.С. Совершенствование планирования розничного товарооборота и его товарного обеспечения. – М., 1981.

[9] Экономика, организация и планирование предприятий/ Под ред. Саманова Ю.А. – СПб., 1998.

[10] Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М., 1997.