Профессионализм педагога выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действующие нормативы и эвристически найденные самостоятельно. Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя составляет три компоненты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность - стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность - это технология труда, педагогическое общение - его климат и атмосфера, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развития многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации вузов и специалистов.[1]

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития учащихся (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы, проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного "держателя" научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта,  помогающего учащемуся ориентироваться в мире научной информации.

В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:

1.              Проектирование.

-                      формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;

-                      планирование учебного курса с учетом поставленных целей;

-                      учет этапов формирования умственных целей;

-                      предвидение возможных затруднений у учащихся при изучении курса и путей их преодоления.

2.              Конструирование.

-                отбор материала для данного занятия с учетом способностей аудитории к его восприятию;

-                подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;

-                выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития учащихся;

-                планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

-                разработка заданий для самостоятельной работы учащихся;

-                выбор системы оценки и контроля обучаемости учащихся.

3.              Организация

-                организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;

-                использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

-                организация самостоятельного изучения учебного предмета учащимся;

-                применение ТСО при передаче информации;

-                ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;

-                создание тестов по читаемому курсу;

-                изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

4.              Социально-психологическое регулирование.

-                стимулирование учащихся к постановке вопросов, проведению дискуссий;

-                дисциплинирование учащихся;

-                установление обстановки сотрудничества;

-                оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры;

-                конструктивное решение конфликтов;

-                управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;

-                активизация познавательной деятельности учащихся;

-                саморегуляция своих психических состояний;

-                установление и поддержка деловых отношений с коллегами, учащимися, администрацией.

В научном исследовании:

-                использование методик психолого-педагогического исследования способов обобщения и оформления результатов;

-                формулирование выводов и требований к изложению собственных методик преподавания;

-                анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической науки.

-                Использование компьютера:

-                подготовка докладов и статей с помощью персонального компьютера;

-                обработка результатов психолого-педагогических и естественно-технических измерений с помощью компьютера;

-                разработка сценариев обучающих компьютерных программ;

-                разработка сценариев контролирующих компьютерных программ.

Таким образом, деятельность преподавателя вуза разнообразна, она включает в себя научно-исследовательскую сторону, которая требует наличия специальных способностей.[2]

  Если цели и задачи, содержание, нормы и критерии, предъявляемые педагогической системой являются внешними объективными составляющими деятельности педагога и ученого, то методы и способы научно-педагогической деятельности носят индивидуально-субъективный характер. Их применение зависит от способностей каждого преподавателя. Хотя профессиональные способности проявляются в деятельности специалиста школы неравномерно, но их принято рассматривать как комплекс - сочетание, а также структуру свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью. Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные общие способности, такие как наблюдательность, качества речи, мышление, воображение относятся к необходимым в педагогическом труде, если обладающий ими специалист быстро и правильно с их помощью распознает существенные признаки педагогической системы, науки, протекающих в них процессов и оценивает их эффективность с целью управления.[3]

  Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно; педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс учащимся и для того же ученого - руководителя лаборатории различны. Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

-                способность делать учебный материал доступным;

-                творчество в работе;

-                педагогически-волевое влияние на учащихся;

-                способность организовать коллектив учащихся;

-                интерес и любовь к детям;

-                содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

-                педагогический такт;

-                способность связать учебный предмет с жизнью;

-                наблюдательность;

-                педагогическая требовательность;

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

К научным чаще всего относят конструктивно-проективные и организаторские способности. Организаторские способности могли не входить в структуру способностей, необходимых для ученого одиночки, типичного для XVIII-XIX в.в. Однако современная наука невозможна без коллектива, ученый должен быть организатором, иначе не сможет полностью реализоваться.

Также преподавателю-предметнику нужны  также специальные способности, вытекающие из врожденных анатомо-физиологических особенностей-задатков, как музыкальные и художественно-изобразительные для музыкантов и искусствоведов, филологические - для людей, связанных с литературным творчеством, математические для математиков, физиков. Сейчас мы рассмотрим основные компоненты профессиональных способностей вузовского преподавателя.[4]


Список литературы






1.                     Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. — //Высшее образование в России, 2003. - №3. - С. 13-15.

2.                     Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 2001. - 119 с.

3.                     Маркова А. Н. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.

4.                     Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело, 2002 - 216 с.

5.                     Смирнов С. Д. Педагогика и психология образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 271 с.






[1] Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 2001. – С. 38

[2] Маркова А. Н. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 2003. – С. 51

[3] Смирнов С. Д. Педагогика и психология образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-пресс, 2002. – С. 126

[4] Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. — //Высшее образование в России, 2003. - №3. - С. 13-15.