Министерство образования Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Кафедра бухгалтерского учета и контроля
КУРСОВАЯ РАБОТА
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ
И СПЕЦИАЛЬНЫМ СЧЕТАМ В БАНКЕ
Автор курсовой работы ______________________
Подпись, Ф.И.О.
Группа_________специальность_______________
Руководитель работы________________________
Подпись Ф.И.О.
Хабаровск 200_г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Стр.
1. Учет денежных средств на расчетном счету 3
1.1 . Основные задачи учета денежных средств на
расчетном счету 4
1.2.Порядок открытия расчетного счета в банке 5
1.3.Порядок ведения учета денежных средств на
расчетном счете 6
1.4.Отчет о движении денежных средств 8
2.Формы безналичных расчетов 9
2.1.Расчеты платежными поручениями 9
2.2.Расчеты по инкассо 12
2.3.Аккредитивная форма 15
2.4.Расчеты чеками 16
3. Учет денежных средств на специальных
и валютных счетах 17
4. Усовершенствование учета денежных средств
с использованием автоматизации 24
Заключение 25
Библиографический список 26
ВВЕДЕНИЕ
Предприятия в ходе своей производственной деятельности устанавливают экономические связи с поставщиками товарно-материальных ценностей и их покупателями ( приобретателями, плательщиками). Отношения между сторонами оформляются договорами. Четкое выполнение договорных обязательств и правильная организация расчетов между предприятиями ведут к своевременному поступлению денежных средств(1, с.150). А это в свою очередь обеспечивает бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Также у предприятия в процессе деятельности происходят денежные расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Расчеты между предприятиями осуществляются в безналичном порядке через банки (государственные, коммерческие), поэтому учет операций по расчетному счету и специальным счетам в банке является очень важным моментом в хозяйственной деятельности предприятия.
Учет операций по расчетному счету и специальным счетам в банке является важным участком бухгалтерского учета. Для любого хозяйствующего субъекта очень важно в любой момент времени иметь информацию об остатках денежных средств на счетах в банке, проведенных платежах.
Задачами настоящей работы является определение основных задачи учета операций по расчетным счетам в банке, рассмотреть и проанализировать формы безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами.
Целью настоящей работы является выявить нерешенные проблемы учета денежных средств на расчетных счетах в банке, а также найти предложения по их решению.
1. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТУ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для хранения денежных средств и операций по расчетам предприятий, состоящих на хозрасчете, имеющих самостоятельный баланс и наделенных оборотными средствами, в учреждениях банков открываются расчетные счета.
На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, и внебюджетным платежам, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия – владельца расчетного счета или его согласия (акцепта).
1.1.Основные задачи учета денежных средств на расчетном счету в банке.
Основными задачами организации учета денежных средств и расчетов являются (1, с. 150):
- своевременное, полное и точное отражение операций по учету денежных средств и расчетов;
- постоянный контроль за наличием и сохранностью денежных средств в кассе, на расчетном и других счетах в банках;
- контроль за использованием денежных средств;
- контроль за своевременными и правильными расчетами с бюджетом, банками, работниками;
- контроль за расчетным операциями с целью предупреждения образования кредиторской и дебиторской задолженности;
- контроль за правильным использованием банковского кредита и сроками его возврата.
На мой взгляд автор полностью отразил все задачи учета операций по расчетным счетам в банке.
1.2. Порядок открытия расчетного счета в банке.
Расчеты между предприятиями осуществляются в безналичном порядке через банки (государственные, коммерческие). Предприятие само выбирает банк для кредитно-расчетного обслуживания. Прядок открытия расчетного счета в банке регулирует Гражданский кодекс РФ (2, ст.845,846).
Для открытия расчетного счета в банк необходимо представить следующие документы (1,с.180) :
§ заявление на открытие счета;
§ временное свидетельство о регистрации, выданное регистрирующим органом;
§ прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально или регистрирующим органом копии устава и учредительного договора;
§ заверенные в установленном порядке в двух экземплярах банковские карточки с образцами подписей и оттиска печати.
Требуется также решение учредителей о создании предприятия (протокол собрания), копия приказа руководителя о назначении главного бухгалтера.
Следует отметить, что банки открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановке на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии счета. Если у предприятия только один учредитель, то требуется решение учредителя о создании предприятия.
Право первой подписи на банковских документах принадлежат руководителю предприятия или его заместителю, второй- главному бухгалтеру или при отсутствии этой должности в штате – лицу, на которого возложено ведение бухгалтерского учета. Наличие этих двух подписей на денежно-расчетных документах – важнейшее условие, необходимое для принятия их к исполнению банком.
При открытии подразделению расчетного субсчета в банк представляются вместе с банковскими карточками приказ головного предприятия о создании подразделения и заявление с перечислением возможных операций, которые разрешается совершать по этому субсчету.
При открытии и расчетного субсчета, и текущего счета наряду с вышеперечисленными документами представляется в банк также утвержденный головной организацией устав подразделения. Банковские карточки в случае открытия расчетных субсчетов и текущих счетов заверяются печатью вышестоящей организации; нотариального заверения при этом не требуется.
Таким образом, после предоставления вышеперечисленных документов на открытие счета, подписания договора на банковское обслуживание по распоряжению управляющего банком счету предприятия присваивается номер и заводится лицевой счет для учета движения его средств.
Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительств и филиалов в порядке, установленном инструкцией о порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации (3).
1.3.Порядок ведения учета денежных средств на расчетном счету.
При осуществлении операций со средствами по расчетному счету происходит их движение, отражаемое в банковской выписке. Выписка с расчетного счета предприятия является банковским документом, дающим бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счета и движении средств по счету предприятия.
Банковские выписки, выдаваемые клиентам с расчетного счета в разных банках, могут несколько отличаться по форме исполнения из-за различной обслуживающей техники, но обязательно атрибутивными атрибутами каждой из них являются:
§ номер расчетного счета клиента;
§ дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки.
Здесь же обязательно фиксируются суммы перечислений (либо увеличивающие, либо уменьшающие сальдо счета), а также остаток средств на дату выписки.
К банковским выпискам при выдаче их клиентам на руки прилагаются оправдательные документы (отражаемые в выписке приходные или расходные документы). Бухгалтер, получив выписку, имеет возможность сверить суммы по выписке с суммами по прилагаемым к ней оправдательным документам, после чего против сумм, указанных в выписке, проставляются номера корреспондирующих счетов (фиксируется бухгалтерская проводка).
Для учета операций по счетам в банке предназначены несколько счетов, на которых отражаются расчеты с помощью аккредитивов или чековых книжек:
§ 51- «Расчетные счета»
§ 52 «Валютные счета»
§ 55 «Специальные счета в банках»
Имеющиеся средства на счету у предприятия являются его активом, поэтому счета 51,52,55 являются активными, они при увеличении дебетуются, при уменьшении – кредитуются. Поступление денег на счет или открытие аккредитивов, чековых книжек влечет за собой увеличение актива предприятия, а следовательно – дебетование счетов 51,52 или 55. При этом по кредиту отражаются счета, при изменении которых произошла данная операция. То есть в корреспонденции фиксируется источник поступления средств.
По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражаются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды и т.д. По кредиту – учитывается погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, суммы, полученные наличными в кассу, и т.д.
На основе корреспонденции счетов, проставленной на банковской выписке, перечисленные суммы разносятся в журнал-ордер или ведомость по счету 51 «Расчетные счета» или по другим счетам в банке. При этом в ведомости отражается их поступление, в журнале-ордере – выбытие. Таким образом, сопоставляя дебетовые (поступление) и кредитовые (выбытие) обороты за отчетный период, выводится конечный остаток по счету на определенную дату (синтетический учет), который должен совпадать с суммой средств, отраженных в банковской выписке и имеющихся на счете на эту дату (аналитический учет).
1.4. Отчет о движении денежных средств
С 1996года организации составляют отчет о движении денежных средств (ф.№4 годового отчета).
Отчет состоит из четырех разделов (6, ч.6,п.29), :
I. Остаток денежных средств на начало года.
II. Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений (выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, от реализации основных средств и иного имущества, авансы, полученные от покупателей, бюджетные ассигнование, полученные безвозмездно, кредиты и займы, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, прочие поступления).
III. Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов (на оплату труда, отчисления на социальные нужды, выдачу подотчетных сумм, выдачу авансов, оплату долевого участия в строительстве, оплату машин, оборудования и транспортных средств, финансовые вложения, выплату дивидендов и процентов, расчеты с бюджетом, оплату процентов по полученным кредитам и займам, прочие выплаты и перечисления).
IV. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств имеет важное значение для контроля за финансовой деятельностью организации, так как раскрывает данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие , поступление и расходование денежных средств организации.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
В зависимости от характера расчетных операций, от способа организации расчетов, от финансовых отношений между предприятиями существуют различные формы безналичных расчетов, которые оговорены в договоре между сторонами:
· расчеты платежными поручениями;
· расчеты по инкассо (инкассовыми поручениями, платежными требованиями);
· аккредитивная форма;
· расчеты чеками.
Данные формы расчетов между предприятиями регулируются второй частью Гражданского кодекса РФ (2, ст.862), и определены Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком РФ от 12.04.01. №2-П (действует в редакции Указания ЦБ РФ от 11.06.2004 №1442-У) (9).
По согласованию между предприятиями могут проводиться зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае платежи осуществляются на незачтенную сумму.
2.1. Расчеты платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями являются одной из самых распространенных форм расчетов.
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка (рис.2.1).
Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласованию, разными кредиторами, по перечислению налогов, с внебюджетными фондами, с работниками при переводе заработной платы на их счета в Сбербанке и другие банки. Платежные поручения исполняются банками при наличии денег на счетах плательщиков, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком (1,с. 184).
При применении расчетов поручениями сокращается время совершения и документооборот операции, это можно увидеть на схеме 2.1.
Поставщик - 1 Ценности, работы, услуги Покупатель-
Получатель договор плательщик
5. выписка с р\с 4. выписка с р\с 2. платежное
о зачислении суммы о списании суммы поручение
Банк поставщика 3. платежное поручение Банк покупателя
Схема 2.1. Расчеты платежными поручениями
Поступ. в банк плат. Списано со сч.плат
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ №121
21.01.2005 электронно 0401060
дата Вид платежа
Сумма прописью |
Сто пятьдесят восемь тысяч триста двадцать пять рублей 78 копеек |
|
|||||||
ИНН 6533018754 |
КПП 777501001 |
Сумма |
158325-78 |
|
|||||
Плательщик АО «Монтажники» |
Сч.№ |
40702810200000000001 046505720 30101810200000000730 |
|
||||||
ФАКБ Хабарпромстройбанк г.Хабаровска Банк плательщика |
БИК |
||||||||
Сч..№ |
|||||||||
КБ Кропоткинпром г. Кропоткин Банк получателя |
БИК |
040326930 30101810200000000930 40702869500000000650 |
|||||||
Сч.№ |
|||||||||
ИНН 02705646363 КПП 773501001 |
Сч.№ |
||||||||
Получатель АОЗТ «Полюс» |
Вид оп. |
01 |
Срок плат. |
21.01.2005 6 |
|||||
Наз.пл. |
Очер.плат. |
||||||||
Код |
|||||||||
Рез. поле |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
Начисление платежа
Счет № 1217 от 20.01.2005 за комплектующие согласно договору № 225 от 12.12.2004, в том числе НДС 18% - 24151-39.
Подписи Отметки банка
М.П.
Рис. 2.1. Образец платежного поручения
С помощью платежных поручений предприятия могут осуществлять переводы через отделения связи без ограничения сумм: на имя отдельных граждан (комиссионные); перечисления налогов, на расходы по выплате заработной платы; по набору рабочих. Этот вид расчетов удобен минимальным документооборотом.
2.2. Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа, для чего банк-эмитент вправе привлекать другие банки (2, ст.874).
Данные расчеты осуществляются на основании:
- платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с предварительным акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);
- инкассовых поручений, оплачиваемых в бесспорном порядке.
При этом платежные требования и инкассовые поручения предъявляются взыскателем к счету плательщика через свой банк, используя реестр переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах.
Банк, принявший на инкассо расчетные документы, после проверки, обязуется доставить их по назначению в исполняющий банк. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств (поставщика) к должнику – плательщику (покупателю) оплатить определенную денежную сумму через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в договоре между плательщиком и получателем денег.
Платежное требование (рис.2) выписывается поставщиком на бланке и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк плательщика. При этом, если в договоре между сторонами установлено безакцептное списание средств (о чем в платежном требовании сделана надпись с указанием основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия. Безакцептное списание на имя некоторых получателей может быть предусмотрено и в договоре банковского счета. Также без согласия и в бесспорном порядке списываются средства на основании инкассовых поручений, которые применяются для взыскания по исполнительным документам, в предусмотренных сторонами договора случаях или когда бесспорный порядок списания установлен законодательно (в т.ч. органами, выполняющими контрольные функции).
Поставщик- ценности, работы, услуги Покупатель-
Получатель отгрузочные документы плательщик
договор
выписка с р/с платежное платежное выписка заявление
о зачислении требование требование с р/с об отказе
суммы о списании от акцепта
суммы или акцепт
Банк поставщик платежное требование Банк покупателя-
получателя списание средств плательщика
Схема2.2. Расчеты платежными требованиями
-------------------------- --------------------------- ------------------------
Поступ. в банк плат. Оконч.срока акцепта Списано со сч.плат
ПЛАТЕЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ №121
21 января 2005 0401060
дата Вид платежа
Условия оплаты |
С акцептом |
Срок для акцепта |
|
|
||||||
Сумма прописью |
Сто пятьдесят восемь тысяч триста двадцать пять рублей 78 копеек |
|
||||||||
ИНН 6533018754 Плательщик АО «Монтажники» |
Сумма |
158325-78 |
||||||||
Сч.№ |
40702810200000000001 046505720 30101810200000000730 |
|
||||||||
ФАКБ Хабарпромстройбанк г.Хабаровска Банк плательщика |
БИК |
|||||||||
Сч..№ |
||||||||||
КБ Кропоткинпром г. Кропоткин Банк получателя |
БИК |
040326930 30101810200000000930 40702869500000000650 |
||||||||
Сч.№ |
||||||||||
ИНН 02705646363 |
Сч.№ |
|||||||||
Получатель АОЗТ «Полюс» |
Вид оп. |
02 |
Очер.плат. |
06 |
||||||
Наз.пл. |
||||||||||
Код |
||||||||||
Рез. поле |
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||
|
Начисление платежа
Счет № 1217 от 20.01.2005 за комплектующие согласно договору № 225 от 12.12.2004, в том числе НДС 18% - 24151-39.
Дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов 15.01.2005
Подписи Отметки банка
М.П.
Рис. 2.2. Образец платежного требования.
Когда сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не может быть менее трех рабочих дней). В течение этого времени (без указания используется три дня) плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично, о чем должно быть составлено в трех экземплярах заявление об отказе от акцепта. При отсутствии такого заявления по истечении трех рабочих дней с момента передачи плетельщику последнего экземпляра платежного требования исполняющий банк оплачивает его.
2.3. Расчеты аккредитивами
Активно применяемой предприятиями в последнее время формой расчетов являются расчеты посредством аккредитивов.
При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет депонированных своих средств или ссуды оплату товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг по месту нахождения получателя на условиях, предусмотренных плательщиком в аккредитиве. Аккредитив представляет собой поручение банка плательщика (покупателя) банку получателя (поставщика) оплатить расчетные документы. При получении аккредитива банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Таким образом, депонирование денег гарантирует получателю средств (поставщику) своевременную оплату за отгруженные ценности, выполненные работ, оказанные услуги; зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ, услуг.
Последовательность операций представлена в схеме 2.3.
В тех случаях , когда поставщик товара сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать удобным способом разрешения конфликта.
Поставщик-получатель 4. отгрузка ценностей, Покупатель-
выполнение работ плательщик
5.Документы, 3. Извещение 1. Заявление
подтверждающие об аккредитиве на открытие
отгрузку аккредитива
Банк поставщика 2.депонирование средств Банк покупателя Расчетный счет Аккредитив
6.Зачисление на р/с
с аккредитива
Схема2.3. Аккредитивная форма расчетов
2.4 Расчеты чеками
В платежном обороте для осуществления расчетов в безналичном порядке могут применяться чеки.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодателю.(2, ст.877) Чеки могут использоваться клиентами данной кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.(9) Чекодателем может быть любое юридическое лицо, имеющее средства в банке, которыми оно распоряжается путем выставления чеков в пользу чекодателя; плательщиком является банк чекодателя.
Чек очень удобен для расчетов в тех случаях, когда плательщик боится отдать деньги до того, как получит товар, а поставщик не хочет передать товар до получения гарантий платежа. Также иметь чековую книжку очень удобно при поездках в командировку в случае приобретения различных необходимых материалов, когда изначально неизвестен продавец. Однако чеки не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
В случае расчетов чеками поставщик полностью обезопасит себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорит оплату. Последовательность операций расчетов чеками приведена в схеме 2.4.
Поставщик 4. отгрузка ценностей, Покупатель
5.Чек
6.Чек Заявление 1. Платежное 3. Чековая
на получение книжки поручение для книжка
депонирования
средств
Банк поставщика 7. Требование на оплату Банк покупателя
Перечисление средств Депозит Расчетный счет
Депонирование средств
Схема 2.4. Расчеты чеками
3. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ
Кроме расчетных счетов в банках могут открываться текущие, специальные и валютные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки).
Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству.
Для открытия текущего счета, так же как и расчетного счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие документы:
- заявление об открытии текущего счета по установленной форме;
- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
- копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);
- копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
- справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;
- справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде; - регистрационная карточка статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию текущий счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера.
Счет 55 «специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению (7, раздел 5).
К счету 55»Специальные счета в банках» могут быть открыты следующие субсчета:
№ 55-1 "Аккредитивы"
№ 55-2 "Чековые книжки"
№ 55-3 "Депозитные счета"
На субсчете №55-1 «Аккредитивы» учитывается движение денежных средств, находящихся в аккредитивах.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета»,52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.
Принятие на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитных организаций), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках»в корреспонденции со счетом 51 или 52 (7, раздел5).
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банке» и кредиту счетов 51,52,66 и др. суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков(согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 в дебет счетов учета расчетов.
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.
Различают чековые книжки двух видов: лимитированные и нелимитированные. Основное отличие между ними состоит в том, что источником лимитированных чековых книжек является лимитированный счет, открытый клиентом в банке, на который зачисляются денежные средства с расчетного (текущего) счета, открытого в этом же банке клиентом. Источником нелимитированных чековых книжек выступают ссудные счета, на которых ведется учет выданных клиентам кредитов. Однако сегодня в нашей стране используются только лимитированные чековые книжки, что регламентируется указанным выше Положением. На обложке такой чековой книжки банк проставляет предельную сумму-лимит (цифрами и прописью) и заверяет ее подписью уполномоченного лица банка и печатью. Кроме общей суммы банк может проставить на каждом чеке предельную сумму, на которую он может быть выписан. Срок действия чековой книжки устанавливается учреждением банка по согласованию с предприятием. Гарантированная доплата чека обеспечивается путем депонирования чекодателем денежных средств с основного счета предприятия на лимитированный и наличием денежных средств на нем. При временном отсутствии денежных средств на этом счете банк может гарантировать чекодателю оплату чека. Однако до его выпуска а платежный оборот банк должен предоставить кредит и оформить его кредитным распоряжением под имеющиеся обязательства чекодателя. Срок действия выписанного чека - 10 рабочих дней без учета дня его заполнения (1,с.197).
Полученные у плательщика (чекодателя) чеки поставщик товаров или услуг (чекодержатель) сдает в банк вместе с реестром установленной формы. Если между банками плательщика и поставщика имеются корреспондентские связи, последний на основании реестра чеков зачисляет денежные средства на счет чекодержателя и вместе с дебетовым авизо направляет в банк чекодателя.
Если же корреспондентские отношения между ними отсутствуют, расчеты осуществляются через Региональную расчетную палату (РРП), однако денежные средства на счет чекодержателя зачисляются только после подтверждения суммы из банка чекодателя. Следует отметить, что после скандальных событий, связанных с фальшивыми авизо, и в связи с внедрением системы электронных расчетов вместо лимитированных чековых книжек в настоящее время преимущественно используются платежные поручения (.
Чековые книжки на предприятии сохраняются как бланки строгой отчетности.
На субсчете55-3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55»Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.
Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу.
На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.
Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках» движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранной валюте учитываются на счете55 «Специальные счета в банках» обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации.
Валютные счета, количество которых не ограничивается, открываются в уполномоченных банках, то есть имеющих соответствующую лицензию Банка России.
Нормативное регулирование валютных операций в отношении их бухгалтерского учета осуществляется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина от 10.01.2000 №2н.(10)
Российские организации (резиденты), а также юридические лица с иностранными инвестициями (как резиденты, так и нерезиденты), осуществляющие деятельность на территории России, бухгалтерский учет всех валютных операций, независимо от используемых валют, ведут в рублях.
О всех совершенных операциях банк сообщает организации посредством выписки в двух валютах: в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте. Рублевый эквивалент – это пересчитанная в рубли сумма иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату (день) совершения операции.
Согласно инструкции по применению Плана счетов наличие и движение денежных средств в иностранный валютах учитывается на счете 52 «Валютные счета», к которому открываются субсчета:
1. «Валютные счета внутри страны»;
2. «Валютные счета за рубежом».
В соответствии с законодательством организации обязаны продавать часть валютной выручки через уполномоченные банки на торгах межбанковских валютных бирж по курсу установленному в результате торгов.
За обязательную продажу организация уплачивает банку комиссию.
До обязательной продажи этой части валютной выручки организация может произвести оплату некоторых расходов, связанных с ее получением.
К поручению на обязательную продажу валюты прилагается платежное поручение для возмещения рублевого эквивалента проданной валюты и ее зачисления на расчетный счет предприятия.
В бухгалтерском учете при отражении иностранной валюты на валютном счете применяется общее правило, касающееся обязательного пересчета иностранной валюты в рубли на дату поступления и выбытия валюты, а также остатка средств на валютном счете по мере изменения курса иностранных валют, котирующихся Центральным банком РФ на эти даты, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.
В связи с тем, что единственным средством платежа на территории России является рубль, использование организациями-резидентами в расчетах иностранной валюты не допускается.
Для осуществления расчетов в иностранной валюте с нерезидентами организации приобретают ее на рынке. Все операции, совершенные юридическими лицами по покупке и продаже валюты, оформляются договорами купли-продажи.
Существует возможность покупки инвалюты предприятиями. Согласно закону «О валютном регулировании и валютном контроле» в действующей редакции предприятие имеет право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определенные ЦБ РФ, чрез уполномоченные банки. Такими целевыми направлениями могут быть: командировочные расходы, операции по выполнению обязательств по договорам-контрактам и др. Просьба предприятия банку оформляется заявкой на покупку.
Операции по валютному счету отражаются по аналогии со счетом 51»Расчетные счета». Аналитический и синтетический учет в разрезе субсчетов организуется по кодам валют (например, доллар США, немецкая марка, евро и др.)
Учет и движение денежных средств по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте производятся в валюте Российской Федерации, то есть в рублях и определяются путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действовавшему на дату совершения операции.(8) С момента совершения операции (выписки расчетно-платежных документов) возникают курсовые разницы в связи с изменениями курса рубля по отношению к иностранным валютам, которые организации согласно ПБУ 3/2000 списываются по мере их возникновения на внереализационные доходы (расходы) через счет 91 (прочие доходы и расходы» (к внереализационным доходам (расходам) также относятся соответствующие суммы и согласно главе 25 НК РФ).
Отделение банка уведомляет предприятие о движении инвалюты по его лицевому счету выпиской с валютного счета. На основании выписок ведется журнал-ордер №2/1 для оборотов по кредиту и ведомость №2/1 – по дебету. По валютному счету необходимо вести карточки аналитического учета по наименованию валют.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ И СПЕЦИАЛЬНЫМ СЧЕТАМ В БАНКЕ
Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов. Использование современных ЭВМ позволяет вести не только налоговый, но и управленческий учет: получать сведения о текущем состоянии остатков денежных средств, взаиморасчетах с покупателями и поставщиками, вести учет основных средств, учет расчетов с работниками и т.д. При этом каждая хозяйственная операция регистрируется в программе только один раз, а введенные данные используются как в налоговом, так и в управленческом учете.
Применение современных ЭВМ позволяет автоматизировано совершать следующие операции по учету денежных средств:
печать приходных и расходных кассовых ордеров; |
|
печать платежных поручений; |
|
отражение в учете кассовых операций и движений денежных средств на расчетных счетах предпринимателя; |
|
для получения сведений об остатках и оборотах денежных средств предусмотрена возможность формирования ведомостей по банку и кассе; |
|
приходные и расходные кассовые ордера автоматически регистрируются в кассовой книге, которую потом можно вывести на печать. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы: учет операций по расчетному счету и специальным счетам в банке является важным и необходимым моментом в работе предприятия, обеспечивает предприятию своевременное, полное и точное отражение операций по учету денежных средств и расчетов, постоянный контроль за наличием денежных средств на расчетных счетах, контроль за использованием денежных средств, контроль за правильностью договорных расчетов с поставщиками, расчетов с бюджетом, а также контроль за операциями с целью предупреждения дебиторской и кредиторской задолженности.
Безналичные расчеты между предприятиями обслуживают банки (государственные или коммерческие) и для того чтобы осуществить платежи необходимо выбрать форму безналичного расчета. Каждая из существующих форм безналичного расчета имеет свои плюсы и минусы.
Расчеты платежными поручениями упрощают процесс расчетов, за счет минимального документооборота, а вот расчеты платежными требованиями занимают больше времени. Если же поставщик сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать наиболее удобным способом разрешения конфликта. В случае расчетов чеками поставщик полностью обезопасит себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорит оплату. Но вместе с этим чеки не могут быть применены для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
Применение современных ЭВМ в учете операция по расчетному счету и специальным счетам в банке позволяет сократить документооборот и трудоемкость данной работы, а также оперативно получать информацию об остатках и движении денежных средств на счетах предприятия.
В целом процесс учета денежных средств на расчетных и специальных счетах в банке является важным моментом в бухгалтерском учете предприятия и помогает руководству составить представление о финансовом положении предприятия в любой момент времени..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.94г. №51 ФЗ, часть вторая от 26.01.96г. №14-ФЗ
2. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н.
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации «: Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 06.01.99г. №43.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации по его применению: Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.
5. Положение Центрального банка РФ «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» от 25.06.97г. №62.
6. Положение Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04ю01г. 2-П.
7. ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» : Приложение к Приказу Минфина РФ от 10.01.2000г. №2н
8. Блицау Л.П., Николаева Г.А. Бухгалтерский учет. – М.:Приор-издат, 2004.- 352с.
9. Инструкция о порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации. Утверждена Центробанком РФ 16.07.93г. №16.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2002.-640с.