СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3


1. Лицензирование как форма государственного регулирования………………...4


2. Лицензирование: правовые и организационные аспекты………………………8


3. Нормативная база………………………………………………………………..11


4. Основные принципы лицензирования………………………………………….12


5. Порядок оформления лицензий………………………………………………...12


6. Лицензионные условия………………………………………………………….16


7. Ограничение, приостановление действия, аннулирование лицензии………..16


8. Организация контроля за осуществлением юридическими лицами и гражданами деятельности, подлежащей лицензированию……………………...17


9. Ответственность юридических и физических лиц за нарушение лицензионных условий и порядка выдачи………………………………………..18


10. Определение размера платы за рассмотрение и выдачу лицензии………….19


Заключение………………………………………………………………………...21


Список использованной литературы…………………………………………..22


Приложения………………………………………………………………………..23

Введение

Цель данной работы: рассмотреть административно-правовую организацию механизма управления лицензионной деятельностью.

Одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения публично-правовых целей является лицензирование. Однако насколько бы эффективными ни были различные методы (способы) государственного управления, в том числе и лицензирование, важно обеспечить защиту не только публично-правовых целей, но и соблюдение прав и свобод, в том числе гражданских, каждого человека. В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод. Вот почему вопрос о видах деятельности, подлежащих лицензированию, их количестве и порядке такого лицензирования всегда будет объектом повышенного внимания и юридического лица (индивидуального предпринимателя), и государства. Доказательством этому служит законотворческий процесс в отношении Закона о лицензировании отдельных видов деятельности: большинство принимаемых федеральных законов направлены на изменение - сокращение или дополнение - перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Особенностью Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» является обилие подзаконных актов, принятых во исполнение данного Закона. Речь идет о положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Их количество непосредственно зависит от перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 17). Кроме того, система правовых актов о лицензировании продолжается на уровне лицензирующих органов - ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование.

1. Лицензирование как форма государственного регулирования

Российское законодательство содержит примеры большого количества правоотношений в области предпринимательской деятельности, подобных правоотношениям в сфере лицензирования. К ним, в частности, относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольной политики, валютного контроля и т.д. Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - п.1 ст.6 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании). Общими признаками для этих правоотношений являются: наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения; осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов; контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении; применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности. 1

Сущностью указанных процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.

По мнению Д. Бахраха, «разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности».2

Следовательно, необходимо выделение специфики лицензирования, что помогает определить его место среди иных государственных разрешений (например, в таких сферах, как антимонопольная политика, валютный контроль, сертификация товаров и услуг и т.п.). Каждая из указанных выше форм государственного контроля отличается формой, порядком, сферой действия, другими критериями.

Определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами сертификации и валютного контроля.

Лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав потребителей (преамбула постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»). Валютный контроль вызван необходимостью защиты институтов валютного регулирования (п.1 ст.10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Лицензирование же может проводиться для защиты очень широкого круга интересов общества и государства.

Вопрос о специфике лицензирования как формы государственного контроля имеет существенное практическое значение. В отношении лицензирования как деятельности государственных органов существует большое количество ограничений, в частности по видам органов, осуществляющих лицензирование, размеру платежей за выдачу лицензии. Данные ограничения не могут быть обойдены введением каким-либо органом формы контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название. 1

В постановлении по конкретному делу Верховный Суд РФ указал: «И по форме, и по содержанию постановление главы администрации Хабаровского края совпадает с названным постановлением Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»), а свидетельство на право осуществления торговой деятельности в Хабаровском крае - с лицензией». 1 В соответствии с указанным выводом в отношении постановления главы администрации Хабаровского края были применены нормы федеральных актов о лицензировании отдельных видов деятельности. Соответствие новых видов разрешений, выдаваемых государственными органами, рассматриваемым ниже принципам позволяет применять к таким видам разрешений нормы законодательства о лицензировании.

На мой взгляд, в отношении лицензирования можно выделить признак объекта лицензирования - определенного вида деятельность, т.е. неоднократное совершение юридических и фактических действий. Данный признак является конститутивным для лицензирования. Российским административным законодательством предусмотрен разрешительный порядок для совершения отдельной сделки - например, капитальной валютной операции (п.2 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), действия - лицензия на охоту (ст.35 Закона «О животном мире»), товара - сертификат (ст.7 Закона «О защите прав потребителей»). Лицензирование предшествует юридическому факту, а не легитимизирует его. В отношении ранее указанных объектов при даче санкции государственный орган обладает всей существенной информацией (или ее большей частью) о предполагаемом объекте, в отношении которого дается разрешение. С учетом определения объекта лицензирования как деятельности лица нелогичной является привязка действия лицензии к объему торговых или производственных операций. Такая привязка ведет к возникновению сложной проблемы в части непрерывности предпринимательской деятельности. 2 Такое определение разрешенной деятельности делает лицензирование практически идентичным понятию квотирования. Однако квотирование применяется, как правило, в условиях ограниченности ресурса. Государственное регулирование при квотировании направлено на предотвращение чрезмерного использования объекта разрешения (например, на исчерпание природных ресурсов при их добыче). При лицензировании же критерием для выдачи лицензии является проверка физического соответствия лицензиата лицензионным условиям. Представляется невероятным, что по прошествии определенного периода времени лицензиат, произведший определенный объем операций, физически утрачивает способность заниматься определенной деятельностью, а лицензиат, не освоивший указанный объем, сохраняет такую способность. 1

Установление в Законе о лицензировании критерия времени для подтверждения способности лицензиата заниматься установленным видом деятельности (пятилетний срок действия лицензии) следует логике закона.

В определении от 13 февраля 2001 г. по одному из дел Кассационная коллегия Верховного Суда РФ указала, что из смысла ст.49 ГК РФ, ст.ст.6, 7 и 12 Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 10 января 1997 г.) следовало, что лицензии (специальные разрешения) являются для юридического лица основанием для занятия отдельными видами деятельности.

В общих положениях Закона о лицензировании также предусмотрено, что лицензированию подлежат именно виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что лицензируемый вид деятельности - такой, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

В настоящий момент лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции исключено из сферы действия Закона о лицензировании. В то же время само по себе толкование Верховным Судом РФ норм о недопустимости лицензирования объектов, на которых осуществляется определенный вид деятельности, не потеряло своего значения, так как было основано на смысле общих норм о лицензировании применительно к конкретному виду деятельности.

2. Лицензирование: правовые и организационные аспекты

Коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) с момента их государственной регистрации могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В соответствии со ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). За предпринимательскую деятельность без лицензии в случаях, когда ее наличие обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, в ст.171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим процедуру лицензирования, является Федеральный закон от 8.08.01 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон), вступивший в силу с 11 февраля 2002 г. Этот Закон претерпел существенные изменения в связи с принятием Федеральных законов от 13.03.02 г. N 28-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 21.03.02 г. N 31-ФЗ (в ред. от 10.07.02 г.) «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Новая редакция Закона действует с 1 июля 2002 г. Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В связи с принятием Закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 8.05.02 г. N 302 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности». 1 Названный нормативный акт внес существенные изменения в регулирование вопросов лицензирования многих видов деятельности. Лицензирование проводят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст.7 Закона деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может выполняться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может проводиться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. Так, при оказании услуг по перевозкам морским транспортом пассажиров или грузов лицензирование проводит Министерство транспорта Российской Федерации, по перевозкам пассажирским транспортом пассажиров или грузов - Министерство путей сообщения Российской Федерации. Изменения и дополнения в эти Перечни могут быть внесены в том случае, если будет введено либо отменено лицензирование определенного вида деятельности, переданы полномочия по лицензированию конкретного вида деятельности в ведение других органов исполнительной власти. 1 Согласно ст.9 Закона для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; сведения о квалификации работников соискателя лицензии. 1

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом, запрещается. Лицензирующий орган обязан принять документы соискателя по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.

3. Нормативная база

Основными документами, устанавливающими обязательность получения лицензий для субъектов предпринимательской деятельности, являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с ч.3 ст.49 право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или с указанного в ней срока и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иным правовым актом. При отсутствии лицензии деятельность юридического лица может быть признана судом незаконной и оно может быть ликвидировано (ч.2 ст.61 ГК РФ). Сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной, но только в том случае, если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст.173 ГК РФ). Иначе говоря, отсутствие у одной из сторон лицензии при совершении сделки еще не означает, что она обязательно будет признана судом недействительной. 1

2. Закон N 128-ФЗ, который содержит 207 наименований видов деятельности, подлежащих лицензированию. Около 60 Федеральных законов предусматривают получение лицензий по соответствующим сферам деятельности. Согласно Закону лицензия не требуется при осуществлении следующих видов деятельности: разработка, создание и эксплуатация информационных систем, систем связи и передачи данных, средств защиты информации органами Федеральной службы безопасности; предпринимательская деятельность в особой экономической зоне Калининградской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; строительство и эксплуатация энергетических установок, использующих сертифицированное оборудование до определенного уровня мощности; создание федеральными органами государственной охраны организаций и хозяйственных подразделений, приобретение и использование ими средств вооружения и оснащения.

4. Основные принципы лицензирования

В существующей системе лицензирования можно выделить два уровня федеральный и уровень субъекта Российской Федерации. На федеральном уровне подлежат лицензированию виды деятельности, осуществление которых связано с безопасностью государства или затрагивает его экономические и иные интересы. Если лицензия выдана федеральными органами, то заявленные в ней виды деятельности могут осуществляться на всей территории Российской Федерации. На уровне субъекта Федерации лицензируется предпринимательская деятельность, способная оказать влияние на экономические, социальные и иные интересы данного субъекта Федерации. Лицензии подразделяют на предпринимательские и профессиональные. Предпринимательская лицензия - это разрешение, выдаваемое юридическому или физическому лицу, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, на право осуществления предпринимательской деятельности. Профессиональная лицензия - разрешение, выдаваемое физическому лицу, имеющему намерение заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в области, требующей определенной квалификации (медицина, юриспруденция, архитектура, строительство и т.д.), по авторским договорам и другим договорам гражданско-правового характера.

5. Порядок оформления лицензий

Предполагается, что предприятия, осуществляющие подлежащие лицензированию виды деятельности, должны самостоятельно обращаться в соответствующие лицензионные органы (центры лицензирования) с заявлением о выдаче лицензий. Выдача лицензии происходит по заявительному и разрешительному принципам.

При получении лицензии по заявительному принципу в центры лицензирования, комитеты и другие уполномоченные органы необходимо предъявить следующие документы: 1) заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы предприятия, юридического адреса, банковских реквизитов (для юридических лиц) или фамилии, имени, отчества, паспортных данных (для физических лиц); вида осуществляемой деятельности; срока действия лицензии; 2) копии учредительных документов, заверенных нотариально или с предъявлением подлинников; 3) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия; 4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; 5) справку налогового органа о постановке на учет, для физического лица - свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. 1

Примерами лицензии, получаемой по разрешительному принципу, могут являться проведение и организация биржевой торговли, деятельность частных детективов, оказание услуг связи и т.д. При получении лицензии по разрешительному принципу могут потребоваться дополнительные документы, перечень которых приводится в положении о лицензировании данного вида деятельности. По разъяснению Московской лицензионной палаты под территориально обособленным объектом в целях получения лицензии понимается объект постоянного осуществления работ, находящийся на балансе лицензиата или обслуживаемый по договорам с заказчиками, срок действия которых не менее одного года. На мой взгляд, лицензия должна быть оформлена на юридическое лицо, копии лицензий должны быть оформлены на филиалы, представительства и подразделения, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами и выполняющие свои функции на основании положения. Однако возникает вопрос, могут ли выступать объектами лицензирования структурные подразделения, территориально разбросанные в силу особенностей технологического процесса. Несмотря на то что эти объекты являются территориально обособленными, вряд ли целесообразно получение копий лицензий на такие подразделения. Тем не менее такие проблемы возникают, и решать их надо в процессе оформления лицензии.

При расширении количества территориально обособленных объектов, на которых осуществляется лицензируемая деятельность, изменении их местоположения, лицензиат должен письменно уведомить орган, выдавший лицензию, в сроки, определенные Положением о лицензировании данного вида деятельности. На вновь введенные объекты и на объекты, изменившие свое местоположение, должны быть оформлены новые копии лицензий. Для их оформления лицензиат представляет в лицензионный орган копии документов, подтверждающих произошедшие изменения, соответствующие заключения и оплачивает сбор за оформление копий лицензий. Заключения о соответствии соискателя лицензии и объекта лицензирования установленным требованиям, а также о квалификационной подготовке выдаются государственными контрольными органами (Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор, Госкомприрода, Госстандарт и т.п.) и другими государственными органами в соответствии с условиями лицензирования вида деятельности. При установлении фактов невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений нормативных, законодательных или иных актов, а также при оформлении лицензии на определенные виды работ лицензионный орган может направить соискателя лицензии на экспертизу в соответствующий уполномоченный орган. Правом проведения экспертизы обладают специально аккредитованные экспертные центры, экспертные комиссии и независимые юридические лица, в том числе имеющие соответствующую аккредитацию общественные и профессиональные организации, и физические лица. В заключении о технической готовности предприятия большое внимание уделяется определению соответствия ответственных исполнителей выполняемым работам и профессиональной подготовке персонала. Выявление этого соответствия производится по наличию у ответственных исполнителей высшего (среднего) специального образования или высшего (среднетехнического) образования и стажа работы в данной области, соответствующего требованиям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей. В случае выполнения работ на объектах лицензиата сторонними организациями экспертиза может проверить соответствие лицензий подрядных и субподрядных предприятий осуществляемым ими работам и в качестве одного из условий выдачи лицензии предприятию-лицензиату обязать его не заключать договоры с теми подрядчиками, лицензии которых не соответствуют видам выполняемых работ. При подготовке экспертного заключения лицензиату может быть рекомендовано получение лицензий на другие виды работ, если его деятельность связана с выполнением этих работ.

Эксперты могут давать рекомендации по улучшению и совершенствованию материально-технической базы предприятия, качества выпускаемой продукции, выполняемых работ, услуг; выдвигать в качестве лицензионных условий определенные требования по осуществлению уставной деятельности предприятия, квалификационному составу персонала и т.д.

В ряде случаев лицензионным органом может быть принято решение о проведении дополнительной, в том числе независимой, экспертизы. Дополнительная экспертиза может быть проведена и по письменной просьбе заявителя. Такое решение принимается в случаях, когда: в экспертном заключении имеются рекомендации по проведению дополнительной экспертизы отдельных направлений другими специалистами; во время действия предыдущей лицензии на данном объекте были выявлены нарушения; заявитель не согласен с выводами экспертного заключения и лицензионного органа. Все документы, представленные для получения лицензии, должны регистрироваться в день их подачи. 1 При изменении организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса, банковских или иных реквизитов лицензиата, не связанных с изменением условий осуществления данного вида деятельности, лицензиат должен письменно уведомить орган, выдавший лицензию.

6. Лицензионные условия

Лицензионные условия - это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности. Перечень лицензионных условий по каждому конкретному виду деятельности определяется положением о лицензировании этого вида деятельности. Лицензионные условия состоят из общих требований и требований, содержание которых определяется видом лицензируемой деятельности. В качестве других требований могут указываться, например: максимальная величина и режим отбора пресных вод, допустимое понижение уровня подземных вод при эксплуатации, места и условия сброса вод после их использования, состав и сроки мероприятий, проводимых для компенсации негативного воздействия водоотбора на условиях водопользования (в лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод); пункты о квалификационных требованиях по видам деятельности, требующим специальных знаний.

7. Ограничение, приостановление действия, аннулирование лицензии

Основные принципы приостановления или аннулирования лицензии изложены в ст.13 Закона N 128-ФЗ. Ограничение действия лицензии - лишение лицензиата права выполнять некоторые из указанных в лицензии видов деятельности. Приостановление действия лицензии - временное изъятие лицензии, лишающее лицензиата права осуществлять деятельность в течение определенного периода, но не более чем на 3 месяца или же до выполнения условий, указанных в акте проверки. Приостановление действия лицензии обычно сопровождается применением экономических санкций к юридическому или физическому лицу через органы налоговой инспекции. 1

Аннулирование (лишение, отзыв) лицензии - лишение лицензиата права заниматься подлежащей лицензированию деятельностью - налагается после совершения повторного в течение года нарушения либо однократного грубого нарушения. Поводом для рассмотрения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии может являться: письменное представление органов государственного контроля о нарушении лицензионных условий (налоговой, финансовой и торговой инспекций, санитарного, пожарного, экологического контроля, управления ценовой политики, антимонопольного комитета, счетной палаты, внутренних дел и др.); представление местных органов власти; представление лицензионной палаты на основе проведенных проверок или обобщений и анализа сведений контролирующих органов о выявленных ими нарушениях. Вопрос о приостановлении, ограничении действия лицензии или аннулировании лицензии относится к компетенции органа лицензирования, выдавшего лицензию. Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии может быть обжаловано лицензиатом в вышестоящем лицензионном органе, а при принятии отрицательного решения - в установленном законодательством порядке.

8. Организация контроля за осуществлением юридическими лицами и гражданами деятельности, подлежащей лицензированию

Контроль за деятельностью юридических лиц и граждан на наличие лицензии, а также на соблюдение лицензионных условий осуществляют: контрольные управления и контрольные подразделения органов лицензирования; государственные и территориальные контролирующие органы в пределах прав, предоставленных им законодательством. Контрольные органы в пределах своей компетенции имеют право: проверять выполнение лицензионных условий и требований законодательных и нормативных актов, регламентирующих подлежащую лицензированию деятельность; запрашивать и получать от лицензиатов необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверки; выносить предупреждения лицензиату для устранения выявленных нарушений; обращаться с инициативой в орган лицензирования о приостановлении, лишении или аннулировании выданной лицензии. Контрольные органы по результатам проверки лицензиата составляют акт в двух экземплярах, который подписывается проверяющими и руководителем предприятия-лицензиата. В случае отказа от подписания акта в нем делается соответствующая запись и прикладывается объяснение руководителя предприятия. Один экземпляр акта направляется руководителю предприятия-лицензиата. Надзорные, контролирующие, налоговые, правоохранительные органы при выявлении нарушений лицензионных условий имеют право сообщать (в ряде субъектов Федерации - обязаны) в лицензионные органы о выявленных нарушениях и принятых мерах. Лицензионные палаты информируют налоговые, контролирующие, надзорные, правоохранительные органы, органы местного самоуправления, регистрационную палату о видах деятельности (работах, услугах), для занятия которыми необходимо специальное разрешение (лицензия), сообщают им сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, у которых приостановлено действие или аннулирована лицензия, предоставляют сведения из реестра выданных лицензий. Административно-технические инспекции, инспекции Госархстройнадзора, Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора и другие уполномоченные органы при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за получением согласований и разрешений на строительство, реконструкцию, оформление землеотводных документов и другие аналогичные работы требуют предъявления оригиналов лицензий (копий лицензий на территориально обособленные объекты) или нотариально заверенных их копий. В случае непредъявления лицензий (копий лицензий) указанные документы могут не выдаваться.

9. Ответственность юридических и физических лиц за нарушение лицензионных условий и порядка выдачи

В соответствии с ч.2 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность банков и иных кредитных учреждений в виде отзыва лицензии на осуществление банковских операций за неоднократное неисполнение судебных актов арбитражных судов.

Уголовный кодекс Российской Федерации среди уголовно наказуемых деяний рассматривает: 1) для лицензионных органов - воспрепятствование занятиям законной предпринимательской деятельностью в виде неправомерного отказа в выдаче лицензии или уклонения от регистрации имеющейся лицензии; ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности (ст.169); 2) для субъектов предпринимательской деятельности - незаконное предпринимательство, в том числе банковскую деятельность, занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью (ст.171, 172, 235). Под незаконным предпринимательством понимается осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере; 3) для служащих частных охранных или детективных служб - превышение предоставленных лицензией полномочий с применением насилия или угрозой его применения (ст.203). 1

10. Определение размера платы за рассмотрение и выдачу лицензии

По моему мнению, все платежи, связанные с получением лицензий, можно разделить на 12 основных групп: плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии; плата за выдачу лицензии; плата за выдачу копий лицензий на территориально обособленные объекты; плата за выдачу карточек ответственных исполнителей; плата за проведение экспертного заключения; плата за выдачу сертификатов соответствия для ответственных исполнителей; плата при получении дубликата лицензии или дубликата копии лицензии; плата за переоформление лицензии в связи с реорганизацией предприятия, изменением организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса и других реквизитов, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя; плата за регистрацию лицензии, выданной органом лицензирования иного субъекта Федерации; лицензионный сбор для некоторых видов деятельности (роялти); лицензионный сбор за право участия в конкурсе или аукционе; в ряде случаев - за проведение уполномоченным органом исполнительной власти ежегодных обследований организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления деятельности.

Лицензионные платежи взимаются в фиксированных размерах по отношению к минимальной месячной оплате труда и определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При обращении с заявлением на право получения лицензии или выдачи дубликата заявитель вносит плату. Как правило, размер платы за рассмотрение заявления составляет 1/10 от установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ). Размер платы за оформление лицензии определяется положением о лицензировании данного вида деятельности и зависит от множества факторов, таких, как: вид лицензируемой деятельности; объект лицензирования; срок действия лицензии; количество лицензируемых видов работ; местоположение объекта лицензирования. Например, при расчете сумму платы за выдачу лицензионных карточек на 4 ответственных исполнителей, подлежащий уплате сбор равен 83,49 х 4 = 333,96 руб. При определении размера платы в зависимости от области действия лицензии может вводиться увеличивающий коэффициент, например, при осуществлении строительной деятельности: для территорий субъектов Российской Федерации - 1,0; для отдельных регионов Российской Федерации - 1,2; для всей территории Российской Федерации - 1,4.

Например, необходимо определить плату за выдачу лицензии для российской строительной фирмы на осуществление на территории всей Российской Федерации следующих видов строительной деятельности: архитектурной; проектных работ. При выполнении проектных работ будут осуществляться следующие виды работ: 1) строительное проектирование и конструирование зданий и сооружений; техническое обследование зданий и сооружений. Размер платы определяется следующим образом: 83,49 х 5 х 3 х 1,4 = 1753,29 руб.

Заключение

Вид деятельности, на проведение которого выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Важно учесть, что посредники не имеют права осуществлять лицензируемый вид деятельности по лицензии того лица, которому она выдана. Посредник, ведущий деятельность, подлежащую лицензированию, и оказывающий лицензируемый вид услуг согласно договору поручения, комиссии или агентскому договору, обязан иметь собственную лицензию. Лицензированию подлежат определенная деятельность, работы и услуги. Следует отметить, что товары в соответствии с Законом не лицензируются, а подлежат сертификации качества или соответствия тем или иным обязательным для определенных видов товаров нормам. Лицензирование проводят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст.7 Закона деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может выполняться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может проводиться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Список использованной литературы


1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».


2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).


3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162 - ФЗ).


4. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8.


5. Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000.


6. Горленко И. «Лицензирование: правовые и организационные аспекты», «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 41, октябрь 2002 г.


7. Мельничук Г. // «Российская юстиция», N 5, май 2003 г.


8. Олейник О.М. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве // Закон. 2000. N 1.


9. Российская газета. - 2001. - 10 августа


10. Скрябина О. Л. «Лицензионная деятельность предприятия» // «Финансовая газета», 2003 г.

Приложение 1


Лицензия


Специальное разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности:

- федеральными органами государственной власти (право деятельности на всей территории РФ).

- лицензирующим органом субъекта РФ (право деятельности на    территориях иных субъектов РФ при условии предварительного уведомления  лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ)

Теряет юридическую силу в случаях:

- ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в    результате реорганизации (за исключением преобразования)

- прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Пример:

ООО «Созидатель» занимается строительством по готовым проектам. Предприятие решило самостоятельно проектировать здания. Для этого нужно получить лицензию на архитектурную деятельность. В Положении о лицензировании строительной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. N 351, говорится, что ООО «Созидатель» нужно подать документы и заявление в Минстрой России. Именно это ведомство выдает лицензии на строительную и архитектурную деятельность.

Но будут ли положения о лицензировании, принятые в соответствии со старым Законом N 158-ФЗ, действовать после вступления в силу нового Закона о лицензировании? Да, будут. Но только в той части, которая не противоречит новому Закону о лицензировании (ст.18 Закона N 128-ФЗ).

Если лицензию вы получили в федеральном органе исполнительной власти - министерстве или ведомстве, а не в их региональных представительствах, то она будет действовать на всей территории России. А если вы получили ее в лицензирующем органе вашего субъекта РФ, то тоже сможете использовать лицензию и в других регионах. Но предварительно о своей деятельности и о наличии лицензии нужно информировать лицензирующие органы региона. Для этого туда нужно подать заявление и копию вашей лицензии (ст.7 Закона N 128-ФЗ).

Пример:

ЗАО «Лекарь» оказывало медицинские услуги в Москве, предварительно получив лицензию в московском Управлении здравоохранения. Предприятие решило создать филиал в Нижнем Новгороде. Чтобы работать там, ЗАО «Лекарь» зарегистрировало в Нижегородской области лицензию, полученную в Москве. Этого требует пункт 19 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 402. Если вы хотите вести несколько лицензируемых видов деятельности, нужно получить лицензию по каждому из них. Это установлено статьей 7 Закона N 128-ФЗ.

Конкретные сроки действия лицензии для каждого вида деятельности указаны в положениях о лицензировании. Для некоторых видов деятельности положения предусматривают бессрочные лицензии (ст.8 Закона N 128-ФЗ).

Однако эти положения принимались в соответствии со старым Законом N 158-ФЗ, поэтому предусматривают тот же максимальный срок выдачи лицензии, что и этот закон - три года. Но ведь положения не должны противоречить новому Закону N 128-ФЗ. Поэтому, по нашему мнению, получая лицензию после 11 февраля 2002 года, вы вправе требовать, чтобы лицензирующий орган выдал ее не на три года, а на пять лет.

Если срок действия лицензии закончился, вы можете продлить его, подав об этом заявление в лицензирующий орган (ст.8 Закона N 128-ФЗ).



Приложение 2

Приостановление действия лицензии


Действие лицензии приостанавливается в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий

Лицензирующий орган обязан установить срок для устранения нарушений (не более шести месяцев). Если лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан подать заявление в суд об аннулировании лицензии

Лицензия возобновляется в течение трех дней после получения уведомления от лицензиата об устранении нарушений и проверки их устранения

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается


Приложение 3

Аннулирование лицензии


Без обращения в суд:

в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии

По решению суда (на основании заявления лицензирующего органа) в случаях:

- если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью  граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ;

- неустранения лицензиатом в установленный срок обстоятельств,  приведших к приостановлению действия лицензии.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, ее аннулировании или о  направлении заявления в суд доводится до лицензиата с мотивированным  объяснением решения не позднее чем через три дня после его принятия  лицензирующим органом.

Решение может быть обжаловано в установленном законодательством  порядке.



Приложение 4

Лицензирующие органы


Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пример:

ООО «Аспект» решило получить лицензию на аудиторскую деятельность. Согласно пункту 7 Положения о лицензировании аудиторской деятельности, организация должна представить в Минфин России документы, предусмотренные статьей 9 Закона N 128-ФЗ, а также подтвердить полную оплату уставного капитала аудиторской организации. Для этого можно предъявить справку из банка, копию баланса с отметкой налоговой инспекции или заключение другой аудиторской организации (независимого аудитора).

Обязательно представьте опись документов, которые вы подали для получения лицензии, и ее копию. На ней лицензирующий орган проставит отметку о приеме документов и направит вам. За выдачу лицензии взимается плата: сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и сбор за выдачу лицензии. Ранее, согласно статье 15 Закона N 158-ФЗ, размер этих сборов устанавливался в положениях о лицензировании в зависимости от МРОТ.

С 11 февраля лицензионные сборы будут взиматься в фиксированной сумме в рублях. Сбор за рассмотрение заявления о лицензии составит 300 руб., а сбор за предоставление лицензии будет равен 1000 руб. (ст.15 Закона N 128-ФЗ).


Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ


Приложение 5

Полномочия лицензирующих органов (порядок осуществления полномочий устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности

- Предоставление и аннулирование лицензий

- Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии

- Ведение реестра лицензий

- Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, при  осуществлении которого лицензирующие органы имеют право:

- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее    соответствия лицензионным требованиям и условиям

- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с    указанием конкретных нарушений

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные    нарушения и устанавливать сроки для их устранения

- выносить предупреждение лицензиату

Пример:

ООО «Тандем» занималось аудиторской деятельностью по лицензии, выданной на три года. Срок ее действия закончится 1 марта 2002 года. Организация решила продлить лицензию, после того как она прекратит действие.

В пункте 6 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 472 (Положение о лицензировании аудиторской деятельности), указано, что лицензия не продлевается. Но в статье 8 Закона N 128-ФЗ говорится, что организация может потребовать продлить лицензию. Поэтому ООО «Тандем» вправе подать в Минфин России заявление о продлении срока действия лицензии.

Лицензию можно и переоформить. Например, в том случае, если ваша организация реорганизуется в форме преобразования, меняет свое название или местонахождение либо просто потеряла лицензию.

Обратите внимание, что, если ваша организация ликвидируется из-за реорганизации, лицензия теряет юридическую силу и ее нельзя переоформить.



Приложение 6



Радиальная диаграмма


1 Мельничук Г. // «Российская юстиция», N 5, май 2003 г. С. 14.

2 Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000. С.375.

1 Мельничук Г. // «Российская юстиция», N 5, май 2003 г. С. 15.

1 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8. С. 32.

2 Олейник О.М. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве // Закон. 2000. N 1. С. 21.

1 Мельничук Г. // «Российская юстиция», N 5, май 2003 г. С. 17.

1 Горленко И. «Лицензирование: правовые и организационные аспекты», «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 41, октябрь 2002 г. С. 37.

1 Горленко И. «Лицензирование: правовые и организационные аспекты», «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 41, октябрь 2002 г. С. 39.

1 Горленко И. «Лицензирование: правовые и организационные аспекты», «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 41, октябрь 2002 г. С. 41.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Скрябина О. Л. «Лицензионная деятельность предприятия» // «Финансовая газета», 2003 г. С. 31.

1 Скрябина О. Л. «Лицензионная деятельность предприятия» // «Финансовая газета», 2003 г. С. 34.

1 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162 - ФЗ).