Задача .

Выполнить необходимые расчеты, оформить хозяйственные операции по начислению и уплате страховой премии и страховой выплаты для обоих методов учета по прямому страхованию.

Страхователь 4.01. текущего года заключает договор страхования, как владелец транспортного средства в отношении автомашины ВАЗ-2106, год выпуска 1997, цена на дату приобретения 75000 руб. Скидка на износ при конкретном сроке эксплуатации 8%. Страховой тариф по комплексному страхованию – 15% от страховой суммы. Страхователем уплачена лишь первая часть страховой премии, платеж с рассрочкой, двухразовый

23.03. текущего года поступило заявление от страхователя по факту угона машины из гаража, спустя неделю произведена выплата.

Согласно решению суда виновное лицо должно выплатить страховой организации страховую сумму  в полном размере в удовлетворении иска.

Сумма в 50000 руб. по иску поступила на расчетный счет страховщика 20.05 текущего года.


  Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Это требование предусмотрено п.1 ст.4 Федерального закона от 25.04.02 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

При возникновении права владения транспортным средством владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения. Владельцы транспортных средств, приобретшие право на транспортные средства до вступления в силу Закона об обязательном страховании, обязаны были сделать это до 1 января 2004г. под угрозой применения административных санкций, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.

Владелец транспортного средства, не заключивший договор обязательного страхования, не может его зарегистрировать, а также внести изменения в его регистрационные данные, кроме того, в отношении таких транспортных средств не проводится государственный технический осмотр.         Использование на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность, запрещается. Таким образом, наличие страховки у владельца транспортного средства является необходимым условием его эксплуатации (п.3 ст.32 Закона).        Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в п.3 и 4 ст.4 Закона.

Прицепы, предназначенные для движения в составе с транспортным средством, также подлежат страхованию, а арендованный автотранспорт, в случае когда его застраховал арендодатель, арендатору страховать уже не нужно.         Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, причем если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления, то договор автоматически продлевается на следующий год (п.1 ст.10 Закона). Действие продленного договора страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней.

Согласно п.24 Правил обязательного страхования владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.03 № 263, документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации и является документом строгой отчетности. Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации, специальный знак государственного образца, текст самих Правил, 2 бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.         Отсутствие документов, которые сопровождают выдачу страхового полиса обязательного страхования, не может являться основанием для привлечения владельцев транспортных средств к административной ответственности, поскольку только страховой полис является единственным документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования.         По договору обязательного страхования владелец автомобиля должен заплатить страховой компании определенную сумму, которая рассчитывается на основании единых для всех страховщиков тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003г. № 264 по следующей форме (для легковых автомобилей):

Т= ТБхКТхКБМхКВСхКОхКМхКСхКПхКН;

где ТБ – базовая ставка страхового тарифа в рублях;

КТ- коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства

КБМ-коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. При заключении договора обязательного страхования впервые страхователю размер КБМ составляет1;

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возврата и ставки водителя;

КО- коэффициент страховых тарифов в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля;

КС- коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;

КП – применяется при обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, а также при обязательном страховании на срок следования к месту регистрации транспортного средства;

КН- применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении действии (бездействии), предусмотренных п.3 ст.9 Закона об обязательном страховании.

Для расчета суммы страховой премии введем условия:

Транспортное средство, легковой автомобиль ВАЗ-2106 принадлежащий физическому лицу, зарегистрирован в г.Новосибирске.

ТБ = 15% от страховой суммы.; КТ=1,3; КВС=1,15; КО=1; КМ=1; КС=1: КП и КН – в названном примере не применяются.

Т=2375*1,3*1,15*1*1*1=2375

На основании ст.7 Закона об обязательном страховании максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный страхователем вред, составляет 400000руб.

Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью:

o        нескольких потерпевших – не более 160000руб.;

o        на возмещение вреда, причиненного имуществу;

o        нескольких потерпевших – 160000руб.;

o        одного потерпевшего – не более 120000руб.

        Требовать от страховщика выплаты денежных сумм сверх 400000руб. страхователь не вправе, если только страховщик по своей воле не повысит размер денежной выплаты.

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого заключается договор страхования. Договор страхования может быть заключен от совокупности ниженазванных страховых рисков или любой их комбинации.

Страховщик обеспечивает страховую защиту застрахованного ТС от следующих рисков:

         "Угон" - утрата ТС в результате хищения или неправомерного завладения без цели хищения (угона);

Страховым случаем является свершившееся событие из числа указанных выше (Статья 18), предусмотренное договором страхования, приведшее к повреждению, утрате (гибели) ТС и/или установленного на нем ДО, и повлекшее обязанность Страховщика выплатить страховое возмещение.

Исходя из этого  в случае угона страховая  компания должна выплатить страховую  выплату в сумме : 75000-(75000*8%) = 69000

В бухгалтерском учете организации сумма страхового взноса отражается в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно списывается на затраты в течение всего срока действия договора страхования, поскольку согласно п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1997г. №34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Списание расходов по страхованию производится ежемесячно в дебет счетов учета затрат. Выбор счета зависит от того, какое подразделение обслуживает данное транспортное средство и в каких целях оно используется. Если автомобиль используется администрацией предприятия, то расходы по его страхованию следует отражать на счете 26 “Общехозяйственные расходы”, если автомобиль используется для перевозок сырья и полуфабрикатов – на счете 25 “Общепроизводственные расходы”, если же в организации имеется транспортный цех как структурное подразделение – на счете 23 “Вспомогательные производства”.

В налоговом учете фактически истраченные суммы по обязательному страхованию имущества также включаются в расходы равномерно в течение срока действия договора страхования (п.6 ст.272 НК РФ). Действие этой нормы распространяется на организации, которые применяют при расчете налога на прибыль метод начислений, те же организации, которые используют кассовый метод, могут учесть страховку в составе расходов единовременно, как только ее оплатят (п.3 ст.273 НК РФ).

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций ( п.2 ст.263 НК РФ). В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Таким образом, если застрахованный автомобиль используется в деятельности, направленной на получение доходов ( общее правило 25-й главы НК РФ), то расходы по его обязательному страхованию учитываются при налогообложении прибыли.

В ситуации, когда в результате дорожно-транспортного происшествия страховая компания возмещает только часть нанесенного пострадавшей стороне ущерба, а оставшуюся часть покрывает автовладелец ( возмещает причиненные организацией убытки), суммы, направленные на возмещение такого ущерба, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные расходы (п.12 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. №33н) по дебету счета 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 91-2 “Прочие расходы” в корреспонденции со счетами учета расчетов.

В налоговом учете суммы возмещенного средства ущерба также признаются внереализационными расходами и учитываются при исчислении налога на прибыль в полном объеме ( подп.13 п.1 ст.265 НК РФ).



























Список литературы:

1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (с изменениями на 23 июня 2003 года) Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ

2. Об утверждении Правил выплаты в 2004 году инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Постановление Правительства РФ от 11.10.2004 N 534

3. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"  (с изменениями на 26 октября 2002 года) Федеральный закон от 25.04.2002 N 41-ФЗ

4. Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

5. О функции Фонда социального страхования Российской Федерации, его региональных отделений и их филиалов по оплате расходов на обеспечение застрахованного лица специальным транспортным средством и производства текущего и капитального ремонта транспорта, Письмо МВД России от 22.03.2000 N 13/5-804