Содержание

Введение. 3

1. Малый бизнес в условиях рыночной экономики. 5

1.1 Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в рыночной экономике и основные проблемы.. 5

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса. 12

2. Функционирование малого предприятия по производству медицинского прибора «Биотест». 18

2.1 Целесообразность создания предприятия с точки зрения интересов фирмы и государства. 18

2.2 История создания предприятия ООО «Биотест» и характеристика рынка. 19

2.3 Организационно-правовая форма и оргструктура фирмы.. 22

2.4 Коммуникативные связи и отношения. 24

2.5 Капитал фирмы и система управления. 25

2.6 Приоритеты становления и развития. 27

2.7 Фирменный стиль. 27

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в тече­ние почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Малый бизнес – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малый бизнес является также особым видом предпринимательской деятельности.

Малый бизнес играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство рабочих, уволенных в результате реструктуризации приватизированных предприятий.

Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации приватизированных предприятий. И, несмотря на увеличение доступности кредитных ресурсов к началу 1998 года, выразившейся в снижении процентных ставок, предложении более удобных схем выплаты-погашения кредита для заемщиков, реакция указанного сектора экономики остается достаточно вялой.

Несомненно, малые предприятия нуждаются в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране.

Цель работы рассмотреть предприятие малого бизнеса в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность малого бизнеса, определить его роль в рыночной экономике и основные проблемы;

- рассмотреть вопросы государственного регулирования и поддержки в области малого бизнеса.

1. Малый бизнес в условиях рыночной экономики

1.1 Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в рыночной экономике и основные проблемы

Под   субъектами   малого   предпринимательства   понимаются коммерческие организации,  в уставном  капитале которых  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных  и религиозных  организаций  (объединений),  благотворительных  и   иных фондов  не  превышает  25  процентов,  доля, принадлежащая одному или нескольким  юридическим  лицам,   не  являющимся  субъектами   малого предпринимательства, не  превышает 25  процентов и  в которых средняя численность  работников  за  отчетный  период  не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):[1]                             

     - в промышленности - 100 человек;                                 

     - в строительстве - 100 человек;                                  

     - на транспорте - 100 человек;                                    

     - в сельском хозяйстве - 60 человек;                               

     - в научно - технической сфере - 60 человек;                      

     - в оптовой торговле - 50 человек;                                

     - в  розничной  торговле  и  бытовом  обслуживании  населения  - 30 человек;                                                             

     - в   остальных   отраслях   и   при   осуществлении  других  видов деятельности - 50 человек.                                          

Под  субъектами  малого   предпринимательства  понимаются   также физические лица,  занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.                                      

Малые  предприятия,  осуществляющие  несколько видов деятельности (многопрофильные),  относятся  к  таковым  по  критериям  того   вида деятельности,  доля  которого  является  наибольшей  в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.                                 

Средняя  за  отчетный  период  численность  работников малого предприятия определяется с  учетом всех его  работников, в том  числе работающих  по  договорам  гражданско - правового  характера  и  по совместительству  с  учетом  реально  отработанного  времени, а также работников   представительств,   филиалов   и   других   обособленных подразделений указанного юридического лица.

Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производ­ства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена произ­водственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокуп­ностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм органи­зации производства.

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производст­венных единиц мелкого масштаба характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики ста­новится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:

1)  обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

2)  специализация на каком-либо виде деятельности;

3)  реализация произведенных то­варов (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что малое предприятие может основываться на:

1)  личном труде владельца и членов его семьи;

2)  использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является «единицей» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприя­тий и потому являющийся специфической об­щественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).

Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к дан­ному сектору экономики - структура внутренней и внешней среды малого предприятия.

а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из ко­торых характеризуется особыми объектами деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы.

Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом.

Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, коорди­нация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно конт­роль). Объединяющим фактором, обеспечиваю­щим целостность системы управления малым предприятием, является руководство, персони­фицированное как правило в предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и со­вершенствование.

Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, пра­вовые отношения и т.д.

б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков (пара­метров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:

- ус­тойчивость;

- полнота;

- действенность и т.д.

Конкретное состояние законодательства – к примеру, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям.

Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:

Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых.

Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.

В третью группу включаются комплексы общественных отношений: пра­вовых, социокультурных и политических, вы­раженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.

Четвертая группа объединяет про­чие относящиеся к малому предпринимательству социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнк­туру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйст­ва, и т.п.

В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.

В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев обусловленных:

1)  характером производственного процесса;

2)  спецификой системы управления и руководства;

3)  состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);

4)  особенностями внешних воздействий.

Первая группа характерных черт малого предприятия такова:

1) ограниченность масш­табов применяемых средств производства и технологических процессов;

2) небольшая номенк­латура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация;

3) упрощенность системы сбыта.

Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя:

1) единство права соб­ственности и непосредственного управления предприятием;

2) особое значение роли руко­водителя в жизни предприятия, его непосредственную включение практически во все функ­циональные области;

3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

5) быстроту принятия решений.

В составе третьей группы признаков выделяются:

1) особый, характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;

2) гибкость, восприимчивость к нововведениям;

3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

4) низкая капитализация, означающая, что вла­дельцы пускают на расширение основного ка­питала лишь малую часть доходов;

5) высокая оборачиваемость капитала;

6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия:

1) локальность ресурсных и сбытовых рынков;

2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

3) положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними пред­приятиями;

4) чувствительностъ к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьеров вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него;

5) ограниченность источников финансирова­ния и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограничен­ные кредиты банков, собственные сбереже­ния, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

6) большая степень зависи­мости от системы поддержки малого предпри­нимательства.

  Развитие малого бизнеса сдерживает сегодня не столько налоговая система и бесконечные проверки, сколько бюрократические барьеры, требования большого количества документов и согласований, разрешений, «дополнительно оплачиваемых» работ в процессе получения документов.

Руководитель небольшого предприятия численностью 15-30 человек не имеет в штате юриста, кадровика, товароведа, специалиста по рекламе - он замещает их всех сам, но при этом тратит массу времени на выбивание разрешительных документов вместо того, чтобы заняться организацией торговли, маркетингом, этикой и психологией торговли. У западного коллеги нашего торговца главное - конкуренция и работа на перспективу, для нашего бизнесмена главное - как выжить в сегодняшних условиях.[2]

Тем не менее, за последние 10 лет наша страна накопила колоссальный потенциал для развития малого бизнеса. Такого сегодня нет ни в одном государстве. Конечно, проблемы еще есть в виде административных барьеров и коррупции. Но это, с одной стороны, общие для предпринимателей всего мира проблемы, а с другой – в сравнении с тем, что было 10 лет назад, можно говорить о существенных переменах к лучшему. Высокопоставленные российские чиновники демонстируют сегодня понимание этих проблем, говорят о необходимости развивать предпринимательскую среду.[3]

Творческая активность людей должна направляться не  на  так  называемую  оптимизацию налоговых схем,  а на развитие собственного дела - на базе использования тех норм,  которые  предлагает государство.                                             Изменение налогов - важная, но только часть   проблемы.   У   предпринимательства   в   целом,  малого  в особенности,   огромное   количество   претензий,    связанных    с неоправданным    административным давлением.  И,  прежде всего,  со  стороны надзорных органов и инспекций. Издержки от  такого  надзора  очень велики,  а порой абсолютно бессмысленны.  Он  зачастую  осуществляется  формально. Надо  установить  своего   рода мораторий на проверки для малых предприятий,  например,  хотя бы на первые три года их работы.  При необходимости  внести  изменения  в законодательство.  Некоторые пути решения проблемы уже обозначены в ранее принятых актах по дебюрократизации. В этой  связи  поддержка малому бизнесу региональными властями сегодня абсолютно необходима.[4]

Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это – сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем.

Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.

 

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса

В целях развития  малого предпринимательства как  важнейшей сферы российской экономики, поддержка малого предпринимательства считается важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных  условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.[5] 

Одним из основных направлений  деятельности Департамента федеральной государственной  службы занятости являются организация  работы  центров  занятости  населения  по развитию и поддержке малого бизнеса,    организации    предпринимательской деятельности  и  самостоятельной   занятости.[6]

Изучая различные правительственные программы по развитию экономики России, практически во всех можно увидеть пункт о поддержке малого бизнеса и   предпринимательства  в  целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения[7]

На   реализацию установленного  Конституцией  Российской  Федерации  права граждан на свободное   использование   своих   способностей   и   имущества  для осуществления  предпринимательской  и  иной  не  запрещенной  законом экономической  деятельности направлен Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002), который  определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства  в  Российской  Федерации,  устанавливает формы и методы государственного  стимулирования и  регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.   

Государственная   поддержка   малого  предпринимательства   в Российской  Федерации  осуществляется  в  соответствии  с   указанным Федеральным  законом,   издаваемыми  в   соответствии  с   ним  иными федеральными  законами,  указами  Президента  Российской   Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также  законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная    поддержка    малого  предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:[8]                           

- формирование   инфраструктуры   поддержки   и   развития   малого  предпринимательства;                                                

- создание  льготных   условий   использования  субъектами   малого предпринимательства   государственных   финансовых,   материально   - технических и информационных ресурсов,  а также научно -  технических разработок и технологий;                                            

- установление  упрощенного  порядка  регистрации  субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации  их продукции,    представления    государственной    статистической    и бухгалтерской отчетности;                                           

- поддержка  внешнеэкономической   деятельности  субъектов   малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых,  научно - технических, производственных, информационных связей с  зарубежными государствами;                                                      

- организация подготовки,  переподготовки и  повышения квалификации  кадров для малых предприятий.                                       

Федеральные  органы  исполнительной  власти  в пределах своих полномочий при проведении  политики, направленной на  государственную поддержку малого предпринимательства:                               

- разрабатывают предложения  по совершенствованию  законодательства Российской  Федерации  в  области  государственной  поддержки  малого предпринимательства;                                                

- проводят    анализ    состояния    малого  предпринимательства  и эффективности  применения  мер  по  его  государственной   поддержке, подготавливают  прогнозы   развития   малого  предпринимательства   и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки,  представляют   указанные   предложения  в   Правительство Российской Федерации;                                               

- организуют   разработку   и   реализацию   Федеральной  программы государственной  поддержки  малого  предпринимательства, обеспечивают участие    субъектов    малого    предпринимательства   в  реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции  и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;                      

- подготавливают предложения об  установлении для субъектов  малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании  средств  федерального  бюджета  и   специализированных внебюджетных  фондов  Российской   Федерации  для  поддержки   малого предпринимательства;                                                 

- оказывают  содействие  органам  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации  при разработке  и реализации  мер по  поддержке малого предпринимательства;                                         

- координируют    деятельность    федеральных    специализированных организаций  с  государственным  участием,  осуществляющих  поддержку малого предпринимательства.                                         

Государственная    поддержка    малого  предпринимательства осуществляется    в    соответствии    с    Федеральной    программой государственной поддержки  малого предпринимательства,  региональными (межрегиональными),  отраслевыми  (межотраслевыми)  и  муниципальными программами   развития   и   поддержки   малого  предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской  Федерации, органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и органами местного самоуправления, которые включают в себя                                  следующие основные положения:   

-  меры по формированию  инфраструктуры развития и  поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; 

- перспективные направления  развития малого  предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для реализации основных направлений и  развития форм поддержки малого предпринимательства;                          

- меры по вовлечению  в предпринимательскую деятельность  социально не  защищенных  слоев  населения,  в  том  числе  инвалидов,  женщин, молодежи, уволенных в  запас (отставку) военнослужащих,  безработных, беженцев  и  вынужденных  переселенцев,  лиц,  вернувшихся  из   мест заключения;                                                          

- предложения  по   установлению  налоговых   льгот  и   ежегодному выделению  средств  из  соответствующих  бюджетов на поддержку малого предпринимательства;                                                

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно  - исследовательских,  опытно -  конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;              

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не  завершенных   строительством  и   пустующих  объектов,   а  равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;        

- меры   по   обеспечению   субъектам   малого  предпринимательства возможности  для  первоочередного  выкупа  арендуемых  ими   объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.        

 В  целях   финансирования программ,  проектов  и  мероприятий,  направленных  на  поддержку   и развитие малого предпринимательства создан фонд поддержки малого предпринимательства, путем аккумулирования  бюджетных средств,  средств,  поступающих  от  приватизации  государственного и муниципального  имущества,  доходов   от  собственной   деятельности, добровольных  взносов  физических  и  юридических  лиц,  в  том числе иностранных, доходов от  выпуска и размещения  ценных бумаг, а  также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных  на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.             

Фонд  поддержки  малого  предпринимательства является юридическим  лицом.  Основными  направлениями  деятельности  фонда  поддержки   малого  предпринимательства являются:                                       

- содействие   в   формировании   рыночных   отношений   на  основе государственной  поддержки  малого  предпринимательства  и   развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для  реализации целевых  программ, проектов  и мероприятий в области малого предпринимательства;                                 

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном  отборе, а  также  в  реализации  федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых  (межотраслевых)  и  муниципальных  программ  развития   и поддержки  малого  предпринимательства,  проектов  в  области  малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;             

- участие  в  формировании  инфраструктуры  рынка,   обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;                                          

- поддержка    инновационной    деятельности    предпринимательских структур,  стимулирование  разработки  и  производства  принципиально новых  видов  продукции,  содействие  в  освоении  новых технологий и изобретений;                                                         

- содействие в привлечении  отечественных и иностранных  инвестиций  для  реализации  приоритетных  направлений  деятельности  по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;            

- организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.                                              

Федеральный  фонд  поддержки  малого предпринимательства является заказчиком  Федеральной  программы  государственной  поддержки малого предпринимательства, может выступать гарантом по  целевым иностранным кредитам,  предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными  организациями Российской   Федерации   субъектам   малого   предпринимательства  на коммерческой основе для реализации  конкретных программ и проектов  в области малого предпринимательства.                                 

Взаимодействие    Федерального     фонда     поддержки     малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого  предпринимательства   осуществляется   на  основе   принципов равенства  участников,  взаимной  экономической  заинтересованности и ответственности.

2. Функционирование малого предприятия по производству медицинского прибора «Биотест»

2.1 Целесообразность создания предприятия с точки зрения интересов фирмы и государства

В начале 90-х годов немецкий ученый Рихард Фолль разработал метод диагностики и лечения, используя электрические свойства кожи человека.

Этот метод основан на том, что на кистях рук и ступнях ног человека существуют определенные точки, каждая из которых отвечает за состояние отдельного органа человека.

Эти точки имеют свои электрические параметры, и в зависимости от отклонения параметра от требуемого, можно сказать, на сколько хорошо работает данный орган. Так же можно воздействуя на данную точку электрическими импульсами определенной длительности и частоты, изменить состояния органа.

Развитие этого направления имеет большие перспективы ввиду того что метод Р. Фолля позволяет лечить многие заболевания, в том числе и врожденные, а медицинские учреждения занимающиеся диагностикой и лечением по методу Р. Фолля, могут организовать свою деятельность таким образом, чтобы использование технологии приносило ощутимую прибыль .

Данный метод заинтересовал большое количество медиков, но для его осуществления необходимо устройство позволяющее контролировать состояния точек. Для этого и предназначен рассматриваемый прибор "БИОТЕСТ"

Медицинские учреждения, частные клиники и просто отдельные врачи постоянно расширяют поле своей деятельности, предоставляют всё новые и новые услуги, и стремятся получать с них выгоду. Прибор "Биотест" позволяет организовать целый медицинский комплекс по исследованию и лечению, помогает во многих отраслях медицины. Например метод Р. Фолля применяется в стоматологии для диагностики совместимости материала, предлагаемых пациенту пломб и коронок, с его организмом . Перечисленные аргументы говорят о целесообразности функционирования фирмы, созданной для производства и развития прибора «Биотест», предназначенного для диагностики и лечения по методу разработанному Рихардом Фоллем.

Если рассматривать целесообразность создания подобной фирмы с точки зрения государства, то здесь также можно отметить положительные моменты:

- создание дополнительных рабочих мест, что ведет к снижению уровня безработицы;

- снабжение медицинских учреждений высококачественным диагностическим прибором, что, в свою очередь, влечет за собой повышение качества диагностирования, а, следовательно и лечения граждан;

-         расширение сферы платных медицинских услуг для населения.

2.2 История создания предприятия ООО «Биотест» и характеристика рынка

Предприятие «Биотест» создано в 2000 году физическими лицами для осуществления коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли и насыщения рынка медицинских услуг высококачественным диагностическим прибором.

Для изготовления прибора «Биотест» используются недорогие, недефицитные, широкодоступные, но в то же время качественные, в основном импортного производства, компоненты. В связи с этим прибор имеет высокие потребительские свойства при низкой себестоимости.

Рынок медицинского оборудования в России не достаточно насыщен оборудованием данного направления, а производимый прибор не имеет серьезных конкурентов как на Российском, так и на зарубежном рынке. Это способствует быстрому продвижению прибора на рынок России и ближнего зарубежья .

Изменения на данном рынке могут происходить под воздействием следующих внешних факторов:

·        изменения, происходящие на валютном рынке;

·        предпочтения потребителей;

·        отказ от использования метода Фолля.

Потребителями данного прибора являются:

·        врачи, занимающиеся индивидуальной деятельностью;

·        медицинские учреждения, применяющие нетрадиционные методы диагностики и лечения;

·        медицинские учреждения, оказывающие дополнительные платные услуги.

Рынок по производству подобных приборов представлен следующими компаниями.

Peterlink Electronics. Это германская компания, предлагает она приборы очень высокого класса работающие только в комплекте с ЭВМ и программным обеспечением. Продукция этой компании не имеет такого необходимого свойства как компактность и мобильность . Фирма предлагает полностью оборудованные кабинеты , предназначенные только для работы с этим прибором. Полностью оборудованный кабинет стоит примерно $ 20000. Такие затраты может себе позволить только обеспеченное медицинское учреждение.

Kindling. Это тоже компания из Германии. Приборы этой компании поставляются и работают как с ЭВМ, так и без ЭВМ, но так же не имеют свойства компактности и мобильности. Комплект оборудования данной компании стоит примерно от $5000 до $ 6000 в зависимости от комплектации.

Старт-1 . Это российская фирма. Производит комплексы как с ЭВМ, так и без ЭВМ. Известно , что комплекс без ЭВМ стоит примерно $ 1400 .

Основное преимущество всех трех перечисленных компаний заключается в том, что в их приборах существует некоторое количество дополнительных функций, но это преимущество не является главным.

Недостатки всех трех компаний заключаются в том, что:

·        у приборов нет свойств компактности, мобильности, и они сложны в обращении;

·        очень высокие цены на комплексы.

Преимуществами прибора  «Биотест» являются такие его свойства как: мобильность, компактность, возможность работать как в стационарных, так и в полевых условиях, возможность работать автономно от ЭВМ, очень низкая цена при качестве, не уступающему конкурентам.

Недостатком данного прибора является отсутствие в нем дополнительных функций имеющихся у конкурентов. Оценка сильных и слабых сторон прибора приведена в таблице 1.

Таблица  1

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия

Свойство

Peterlink Electronics

Kindling

Старт-1

Биотест

Компактность и мобильность

-

-

-

+

Работа с ЭВМ

+

+

+

+

Работа без ЭВМ

-

+

+

+

Простота в обращении

-

-

-

+

Дополнительные функции

+

+

+

-

Возможность работать без сложной настройки

-

-

-

+

Отсутствие дополнительных затрат на обслуживание

-

-

-

+

Цена US$

20 000

5000-6000

1 400

150

Из таблицы видно, что у рассматриваемого прибора имеются большие преимущества по сравнению с конкурентами. Товары конкурентов рассчитаны в основном на узкий круг потребителей, имеющих возможность их купить, а такую возможность имеют далеко не многие. В то же время рассматриваемый прибор имеет достаточно низкую цену при основных требованиях не уступающих конкурентам, а по некоторым параметрам их даже превосходит.

2.3 Организационно-правовая форма и оргструктура фирмы

Правовой статус предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Согласно Гражданскому кодексу РФ общество с ограниченной ответственностью отвечает перед кредиторами только своим объявленным капиталом. Имущество, включая уставный капитал, принадлежит обществу как юридическому лицу и не является объектом долевой собственности участников. Капитал общества делится на доли, паи участников.

Обществом с ограниченной  ответственностью   признается учрежденное одним   или   несколькими  лицами  общество,  уставный капитал которого  разделен  на  доли  определенных  учредительными документами    размеров.  

Участники   общества   с   ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам  и  несут  риск убытков,  связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости  внесенных ими вкладов[9].

Общество  считается созданным  как юридическое  лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном  федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Общество  создается   без   ограничения  срока,   если   иное  не установлено его уставом.   

Из практики следует, что организационно-правовую форму «Общество с ограниченной ответственностью» выбирают из-за низкой себестоимости, ЗАО из-за престижности, а для привлечения крупных инвестиций регистрируют ОАО.

Другие организационно-правовые формы, в силу своих специфических особенностей, невыгодны при ведении предпринимательской деятельности в условиях хаотичного рынка, фискального засилья в законодательстве и на практике применяются крайне редко.

Вопрос выбора организационно-правовой формы организации является важным, для решения которого необходимы юридическая квалификация и практический опыт.

Структура предприятия «Биотест» представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Структура ООО «Биотест»

 

Работники организаций подразделяются на шесть категорий: руководители, специалисты, рабочие, служащие, охрана и ученики.[10] Если следовать приведенной классификации, в ООО «Биотест» имеются следующие категории работников:

- руководители – 4 человека: директор, коммерческий директор, главный инженер, главный бухгалтер;

- служащие – 3 человека: логистик, менеджер, бухгалтер-экономист;

-    рабочие – 8 человек.

Общий списочный состав ООО «Биотест» составляет, таким образом, 15 человек. Удельный вес имеющихся категорий представлен на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Структура ООО «Биотест» по категориям работников

2.4 Коммуникативные связи и отношения

 

Различают каналы двух видов коммуникации: личной коммуникации и неличной коммуникации. В канале личной коммуникации участвуют двое или более лиц, непосредственно общающихся друг с другом. Это общение лицом к лицу, общение одного лица с аудиторией, общение по телефону, с помощью телевидения, посредством личной переписке по почте. Каналы личной коммуникации эффективны благодаря гибкости личного обращения и установлению обратной связи.

Каналы неличной коммуникации – это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и обратной связи. К ним относятся средства массового и избирательного воздействия, специфическая атмосфера, мероприятия событийного характера.[11]

Коммуникативные связи ООО «Биотест» осуществляет посредством прямых контактов с:

- поставщиками сырья, материалов, оборудования для производства прибора;

- заказчиками;

- рекламными агентствами, медицинскими учреждениями, дилерами с целью продвижения сбыта продукции.

Коммуникативные связи ООО «Биотест» можно представить схемой, приведенной на рисунке 3.

Поставщики сырья, материалов, оборудования.

Рекламные агентства, медицинские учреждения, заказчики, дилеры.

 
Выноска со стрелкой вправо: Директор
Коммерческий 
директор
                                                                                                                      

 

 

 

 

Рисунок 3. Схема коммуникативных связей и отношений ООО «Биотест»

 

Таким образом, ООО «Биотест» присущи каналы двух видов коммуникации: личной коммуникации и неличной коммуникации

2.5 Капитал фирмы и система управления

 

Размер  уставного   капитала  общества с ограниченной ответственностью   должен  быть   не  менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным    законом    на    дату   представления  документов  для государственной регистрации общества.[12] Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость  долей  участников общества определяются в рублях.

Уставный  капитал  общества  определяет  минимальный  размер  его  имущества, гарантирующего интересы его кредиторов и составляет 50 тыс. руб., внесенные равными долями по 25 тыс. руб. каждым из двух учредителей.

Система управления всей фирмой строится по принципу линейной организационной структуры, которая позволяет вести эффективный контроль за работой фирмы в целом.

Работа генерального директора направлена на координацию работы между различными службами в соответствии с планом производства, осуществление коммуникативных связей с поставщиками и заказчиками.  На данной должности находится человек заинтересованный в устойчивой работе фирмы, то есть один из основных учредителей.

Коммерческий директор осуществляет руководство снабженческо-сбытовой деятельностью фирмы, которая включает в себя коммуникативные связи с поставщиками и заказчиками, рекламными агентствами.

Главный инженер отвечает за производственный процесс и выпуск качественной продукции.

Главный бухгалтер отвечает за организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ, анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы, эффективное распределение финансовых ресурсов фирмы.

 Рабочие производственного участка – это высококлассные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и навыками в области электроники, т.к. специфика работы по изготовлению медицинского прибора предполагает, чтобы сотрудники, занятые на производственном участке обладали высокой квалификацией в радиоэлектронике и монтаже электронных компонентов.

В организации применяется повременно-премиальная система оплаты труда, при которой учитывается количество и качество труда, усиливается ответственность и личная заинтересованность каждого работника.

Повременно-премиальная оплата труда распространяется на все категории работающих. Для расчета их заработка достаточно знать количество фактически отработанного времени и тарифную ставку. Основным документом при этом является табель учета использования рабочего времени и штатное расписание.

2.6 Приоритеты становления и развития

Стратегию роста можно реализовать в нескольких формах: интенсивный рост, интеграционный и диверсификационный рост. Приоритетным направлением развития ООО «Биотест» является интенсификация роста посредством:

- глубокого внедрения на рынок медицинского оборудования, который заключается в изыскании путей увеличения сбыта своей продукции на существующих рынках с помощью маркетинга, подчеркивая преимущества использования прибора «Биотест»;

- расширения границ рынка посредством распространения прибора в странах ближнего зарубежья;

- совершенствование прибора, улучшая его потребительские качества и повышая точность диагностики.

В своем развитии ООО «Биотест» применяет стратегию концентрации. Фирма выделяет узкий сегмент рынка (медицинское оборудование) и позиционирует свой прибор по низкой цене, подчеркивая его уникальность.

Стратегия развития фирмы заключается в расширении производства прибора за счет ресурсосберегательных технологий, что позволит делать отчисления из прибыли на финансирование научных работ по усовершенствованию точности диагностики прибора.

2.7 Фирменный стиль

Фирменный стиль – это совокупность изобразительных, визуальных информационных средств, с помощью которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Фирменный стиль используется при оформлении фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков, представляет инструмент продвижения фирмы на рынок, конкуренции, привлечение внимания покупателей.[13]

До 70 % всей производимой продукции распространяется через прямой канал сбыта "производитель-потребитель", остальную часть продукции распространяют через региональных диллеров.

С целью реализации продукции используют следующие виды рекламы:

1) реклама директ - мейлом, как обычной так и электронной почтой. Этот вид рекламы является основным, так как он затрагивает только тот круг возможных покупателей, который необходимо затронуть.

2) реклама в специализированных медицинских журналах. Этот вид рекламы используется в меньшей степени, ввиду его более высокой стоимости.

Фирменный стиль фирмы ООО «Биотест» заключается в  ее миссии: забота о здоровье граждан путем производства высокоточного и качественного диагностического медицинского аппарата, удобного в обращении, безопасного для здоровья, стоимостью ниже аналогов заграничного производства.

В организации идет постоянная работа над усовершенствованием внешнего дизайна прибора, над его компактностью. Организация стремится усовершенствовать свой прибор до «карманного размера» с тем, чтобы он стал незаменимым помощником каждому врачу при назначении курса лечения больному.

Важное значение придается автономности работы прибора. Прибор может работать как с применением ЭВМ, так и локально. Кроме того, прибор определенное время может работать на батарейках, без электрической сети, что создает комфорт при его применении (нет необходимости искать источник электрического питания и тянуть шнур через помещение).

 

Заключение

В данной работе рассмотрена экономическая сущность малого бизнеса, определена его роль в рыночной экономике, рассмотрены вопросы государственного регулирования и поддержки в области малого бизнеса.

Поводя итоги изложенному в данной работе материалу можно сделать определенные выводы:

1) Малый бизнес – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем.

Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малый является также особым видом предпринимательской деятельности.

2) Малое предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются:

- расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений;

-         сглаживание диспропорций в развитии регионов;

-         вовлечение средств населения в деловой оборот,

-          трудоустройство рабочих, уволенных в результате реструктуризации приватизированных предприятий.

 3) Развитие малого бизнеса сдерживает сегодня не столько налоговая система и бесконечные проверки, сколько бюрократические барьеры, требования большого количества документов и согласований, разрешений, «дополнительно оплачиваемых» работ в процессе получения документов.

На примере предприятия малого бизнеса ООО «Биотест» рассмотрен пример вклада малого предприятия в развитии производства медицинского прибора, позволяющего проводить исследование причин заболевания и их лечения во многих отраслях медицины. В данном случае организация малого производства явилась наиболее оптимальным вариантом, т.к. организация большого производства повлекла бы собой огромные капитальные вложения, перенасыщение рынка данным видом продукции.

Диагностические технологии развиваются, появляются новые методы, и возможно через определенное время метод Фолля уйдет в прошлое. Малому предприятию будет гораздо проще перейти на новые технологии путем усовершенствования своего прибора.

Также необходимо отметить, что малый бизнес несет определенную социальную миссию: создание новых рабочих мест, способствуя тем самым занятости населения, насыщение рынка, создание конкуренции, без которой не обходится ни одно рыночное хозяйство.

Малый бизнес очень мобилен, ему проще перестроиться в случае возникновения негативных тенденций в конкретном секторе рынка без больших дополнительных затрат. Именно поэтому, государство осознав важность малого бизнеса в рыночной экономике страны посредством законодательных актов стремится создать наиболее благоприятные условия развития данной сферы предпринимательства.

Список литературы

1.     Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого  предпринимательства в Российской Федерации»  (ред. от 14.11.97)

2.     Послание Президента РФ от 18 апреля 2002 года Федеральному Собранию  Российской Федерации

3.     Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)

4.     Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью (ред. от 21.03.2002)

5.     Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2000 г. №274 «Об утверждении Положения о Департаменте федеральной государственной  службы занятости» (ред. от 25.07.2002)

6.     Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. №568-р «Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы»

7.     Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001.

8.     Вайнштейн С.Ю., Белкина Е.Л. Экономика и организация малого бизнеса: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.

9.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

10.                        Северов Е. Бюрократы «обложили малый бизнес» // Правда, №199, 12.11.2004. С. 4

11.                        Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003.

12.                        Шадрина О. Хотя Россия и не Америка // Эксперт-Сибирь, №21, 26 июля-1 августа 2004. – С. 16

                                                   


[1] Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)

[2] Северов Е. Бюрократы «обложили малый бизнес» // Правда, №199, 12.11.2004. С. 4

[3] Шадрина О. Хотя Россия и не Америка // Эксперт-Сибирь, №21, 26 июля-1 августа 2004. – С. 16

[4] Послание Президента РФ от 18 апреля 2002 года Федеральному Собранию  Российской Федерации

[5] Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого  предпринимательства в Российской Федерации»  (ред. от 14.11.97)

[6] Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2000 г. №274 «Об утверждении Положения о Департаменте федеральной государственной  службы занятости» (ред. от 25.07.2002)

[7]  Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. №568-р «Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы»

[8] Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)

[9] Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью (ред. от 21.03.2002), п.1 ст. 2.

[10] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003. – с.204                                                                      

[11] Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 159

[12] Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью (ред. от 21.03.2002), п.1 ст. 14.

[13] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 370-371