Содержание

Введение. 3

1. Методы экспертной оценки качества продукции. 4

1.1. Качество как предмет экспертного оценивания и его критерии, этапы.. 4

1.2. Методы экспертной оценки качества: основные понятия, сущность, назначение, классификация и условия применения. 7

1.3. Экспертиза как процесс показания качества товара, основы ее    организации  15

2. Проведение экспертизы потребительских товаров. 16

Заключение. 26

Список литературы.. 27

 

Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что за последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции.

При сложившейся конъюнктуре рынка стратегическим направлением предпринимательской деятельности  является повышение качества товаров и снижение издержек производства. Это тем более важно, что с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» суммы выплат потребителю по гарантии и в случае нанесения вреда некачественными товарами достигли слишком больших размеров.

Согласно ГОСТ 15467 качество продукции – это совокупность, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

Любая мера качества должна помощь нам отвечать на следующие вопросы:

1.    Соответствуют ли параметры изделия требованиям потребителя?

2.    Отвечает ли изделие всем нормативным и юридическим документам?

3.    Превосходит ли изделие конкурирующие товары?

Целью работы является рассмотрение методов экспертной оценки качества продукции.

Задачи работы – определить качество как предмет экспертного оценивания; рассмотреть экспертизу как процесс познания качества товара, основы ее организации. В практической части представленной работы я изложу практику проведения экспертизы потребительских товаров, на примере масла сливочного.

1. Методы экспертной оценки качества продукции

1.1. Качество как предмет экспертного оценивания и его критерии, этапы


Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности.

Из этого определения следует, что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо установить и измерить.

Свойство продукции – объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной  характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг».

Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

Сертификация продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.

Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.

Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются  на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.

Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве[1].

Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие[2].

Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях.

Повышение качества продукции позволяет:

·       увеличить повышение качества товаров и услуг;

·       улучшить структуру экспорта;

·       осуществить на практике НТП и др.

Таким образом,  высокий уровень качества продукции для   государства – ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа  предприятия[3].

Имидж высокого уровня – это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

В настоящее время мы видим большое количество зарубежных  фирм – производителей, которые успешно держат лидирующие места на мировом и российском рынках в разных отраслях деятельности. Такие как Adidas, Nike, PHILIPS, SONY, Coca – Cola и многие другие.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции[4].


1.2. Методы экспертной оценки качества: основные понятия, сущность, назначение, классификация и условия применения


При использовании экспертного метода для использования экспертного метода используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.

Попарное сравнение. При построении шкалы порядка или так называемого ранжирлваного ряда используют метод попарного сопоставления. В табл.1 приведен пример ранжирования в ряд шести объектов путем попарного сравнения. Это результат работы одного эксперта, оценивавшего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначено 1, обратная ситуация – 0.

Ранжированный ряд (шкала порядка) для объектов будет иметь вид:

Q4 < Q5 < Q6 < Q2 = Q1 < Q3

Экспертные оценки при принятии решений в той или иной форме использовались во все времена. Организация и проведение экспертиз, реализованных в той или иной форме, отражающей особенности эпохи, народа, традиций и обычаев, должны были обеспечить профессиональную оценку ситуаций и принятие эффективных управленческих решений. По мере совершенствования и усложнения процесса принятия решений, по мере того, как мир становился более технологичным, возрастало внимание к экспертным оценкам. Целесообразность практического использования методов экспертного оценивания. Экспертные оценки в нашем понимании - это суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенные для использования при принятии решений.

Экспертизы бывают индивидуальные и коллективные, однотуровые и многотуровые, с обменом информацией между экспертами и без, анонимные и открытые. Многообразие областей применения делает достаточно многообразным и гибким используемый на практике аппарат экспертного оценивания. Однако опыт показывает, что при реальном использовании экспертных оценок далеко не всегда можно уложиться в одну из широкоизвестных и применяемых схем. Возникающие на практике задачи нередко оказываются сложнее традиционных подходов. Настоящая же цель применения технологий экспертного оценивания - принятие эффективного решения, а не обязательное использование традиционных схем. Поэтому специалистам - технологам, проводящим экспертизы, важно уметь творчески подойти к их организации и проведению для того, чтобы решить основную задачу - обеспечить адекватную оценку объекта экспертизы, выработать реализуемые и приводящие к цели альтернативные варианты решений, а среди них выбрать самый эффективный и надежный. Однако творческий подход предполагает профессиональное знание специалистом - технологом принципов организации и проведения экспертиз, методов получения, анализа и обработки экспертной информации, анализа результатов экспертизы. Отсутствие профессионального владения технологиями экспертного оценивания чревато грубыми ошибками и получением неадекватных оценок, принятием нереализуемых и неэффективных решений. Примеры типичных ошибок при организации и проведении экспертиз будут приведены далее. Основная цель организации и проведения экспертиз - повысить профессиональный уровень принимаемых решений за счет использования специально разработанных и проверенных на практике технологий экспертного оценивания. Экспертные оценки являются информацией для ЛПР, необходимой при принятии взвешенных обоснованных решений, преимущественно, в сложных ситуациях принятия решений. Это в полной мере относится к принятию решений в самых различных сферах практической деятельности.

Но вернемся непосредственно к экспертным оценкам. Для того, чтобы получаемая экспертная информация была качественной, необходимо выполнение следующих условий:

- наличие экспертной комиссии, состоящей из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы, и имеющих опыт работы эксперта;

- наличие аналитической группы, профессионально владеющей технологией организации и проведения экспертиз, методами получения и анализа экспертной информации;

- получение достоверной экспертной информации;

- корректная обработка и анализ экспертной информации. Отсутствие любого из перечисленных условий ставит под сомнение эффективность и корректность проводимой экспертизы.

Укажем основные, с нашей точки зрения, проблемы совершенствования и развития экспертных технологий.

1. Формирование экспертной комиссии. Одной из центральных проблем при формировании экспертной комиссии является определение качества эксперта. Она достаточно детально будет обсуждена в разделе. При формировании экспертной комиссии необходимо предусмотреть возможность эффективного взаимодействия экспертов, входящих в её состав, с целью получения полной и адекватной оценки объекта экспертизы.

2. Организация и проведение экспертиз. Ряд работ посвящен организации и проведению экспертиз. Это, прежде всего, работы по систематизации многочисленных разновидностей метода Делфи, касающиеся, в основном, совершенствования процедур обмена информацией между экспертами в процессе экспертизы. Дальнейшее развитие получили метод мозговой атаки, сценариев, ситуационного анализа. Для экспертизы сложных объектов, в частности, для экспертизы и прогнозирования научно-технических объектов, развивались и совершенствовались такие методы как ПАТТЕРН, методы Глушкова и Поспелова, система АСАС, различные разновидности использования метода деревьев целей и критериев и др. Разрабатывались механизмы выявления экспертных знаний и оценок. В настоящее время все большее значение приобретает проведение комплексных экспертиз при оценке сложных объектов.

3. Получение экспертной информации. Широкое распространение получили методы экспертных ранжирований и гиперупорядочений, классификаций, парные и множественные сравнения, методы Терстоуна и Черчмена-Акофа, метод векторов предпочтений и др. Разрабатываются методы измерения экспертной информации. К числу основных проблем относятся: - проблема представимости экспертной информации, - проблема единственности измерений, - проблема адекватности. Последняя особенно важна для определения корректных преобразований экспертной информации при расчетах результирующих экспертных оценок - результата работы экспертных комиссий. Проблема единственности измерений экспертной информации тесно связана с введением основных шкал теории измерений: шкал интервалов, разностей, отношений, порядковых шкал и т.д.

4. Определение результирующих экспертных оценок. Одной из центральных проблем обработки экспертной информации является определение результирующих экспертных оценок - результата коллективной работы экспертов. Для этой цели был введен аналог расстояния - мера близости между ранжированиями, классификациями и т.д. Это позволило разработать корректные способы определения результирующих экспертных оценок такие, как медиана Кемени, метод строчных сумм и др. Более детальное описание упомянутых выше методов можно найти в разделе. Получены первые результаты, определяющие целесообразность использования тех или иных видов результирующих в зависимости от характера экспертной информации. Установлена связь между методами определения результирующих экспертных оценок и принципами коллективного выбора.

5. Многокритериальные оценки. Многолетний опыт использования методов и процедур экспертного оценивания показал, что во многих случаях, хотя и не во всех, оценки объектов экспертизы экспертами оказывались более точными при использовании методов многокритериального оценивания. Развитие получили методы определения факторов, характеризующих объекты экспертизы. В частности, многомерное шкалирование, факторный анализ, статистические методы определения существенных факторов. Развивались методы оценки их сравнительной весомости, принципы принятия решений на основе оценок объектов по многим критериям, далеко не всегда сводящиеся к сверткам. Проведена систематизация и классификация принципов выбора и анализ результатов их использования при принятии решений. Применяются композиционные принципы выбора. Решаются задачи многокритериальной оптимизации, существенно использующие экспертную информацию.

6. Анализ результатов экспертизы. Полученная экспертная информация обязательно должна быть проанализирована. Получили развитие методы оценки согласованности экспертных суждений, высказанных в виде ранжирований, парных сравнений и т.д. При этом установлена связь между коэффициентами ранговой корреляции, характеризующими согласованность экспертных суждений, и упомянутыми ранее мерами близости.

7. Компьютерные системы поддержки. Характерным для современного этапа использования методов экспертного оценивания является широкое применение компьютерных систем поддержки. К числу таких систем могут быть отнесены экспертные системы, позволяющие использовать знания и опыт экспертов - специалистов высокой квалификации специалистами менее высокой квалификации для решения задач, возникающих в их практической деятельности. Системы поддержки принятия решений, находящие применение в различных областях, в качестве одной из основных составляющих используют результаты экспертного оценивания. Однако наиболее важным классом компьютерных систем, позволяющих обеспечить сопровождение и поддержку непосредственно процедур получения, обработки и анализа экспертной информации являются, с нашей точки зрения, автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО).

Метод комиссии – метод, который состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов.

Коллективное мнение определяется в результате тайного или открытого голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии. Преимущество метода комиссии состоит в росте информативности экспертов, поскольку при обсуждении эксперты приводят обоснования своих оценок, под воздействием которых некоторые участники комиссии могут изменить первоначальную точку зрения. К недостаткам относится отсутствие анонимности. Оно может приводить к достаточно сильным проявлениям конформизма со стороны экспертов, присоединяющих свои мнения к мнению более компетентных и авторитетных экспертов даже при наличии противоположной точки зрения. Дискуссия часто сводится к полемике наиболее авторитетных экспертов, в которой часто берет не обоснованность, а количество приводимых доводов «за» и «против». Кроме того, публичность высказываний может приводить к нежеланию некоторых экспертов отказаться от ранее высказанного мнения, даже если оно в процессе дискуссии претерпело изменения.

Если использовать несколько экспертов, то можно получить более точный результат.

Таблица 1

Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения

Номер объекта

1

2

3

4

5

6

Итог

1

х

1

0

1

1

1

4

2

0

х

0

1

1

1

4

3

1

1

х

1

1

1

5

4

0

0

0

х

0

0

0

5

0

0

0

1

х

0

1

6

0

0

0

1

1

х

2


Можно использовать более совершенные критерии, например, преимущество определить оценкой 1, худшее качество определить оценкой -1, а равноценное качество определить оценкой 0. Механизм составления ранжирования остается прежним.

Психологами доказано, что попарное сопоставление лежит в основе любого выбора, тем не менее, шкалу порядка часто составляют заранее (не ранжированный ряд) и фиксируют на ней опорные (реперные) точки, которые называются баллами.

Тестирование. При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованности мнений.

Тестирование состоит в решении экспертами задач, с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами, и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок.

Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Такое испытание проводят на компьютере и затем получают балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходима доверительная обстановка и опыт совместной работы.

В роли экспертов могут выступать люди со специальной подготовкой, потенциальные потребители и изготовители продукции.

Причинно-следственные диаграммы Исиковы. Считается, что этот экспертный метод появился в Японии для выявления причин сбоя технологических процессов, когда очевидные его нарушения обнаружить трудно.

Существуют определенные правила построения таких диаграмм, которые определяют структуру показателей качества и значимость каждого фактора:

1.     Используется группа работников, из которых руководство устраняется.

2.     Сохраняется анонимность высказываний.

3.     Младшие высказываются первые.

4.     Время проведения экспертизы ограничено.

5.     За найденное решение автор должен получить вознаграждение.

Допустим, нужно определить, от каких факторов и в какой мере зависит качество выпекания хлеба.

Вначале выделим общепринятые факторы, а именно: качество труда, качество документации, качество средств труда и качество предметов труда. Далее каждую составляющую разделим на причины и для каждой из них определим экспертным путем весовой показатель.

Аналитический метод определения весовых показателей. Этот метод используют, если выходная характеристика процесса описывается аналитической функцией, которая получена на основании теоретических предпосылок или экспериментальных данных.

Математической базой метода является использование полного дифференциала функции[5]. 

1.3. Экспертиза как процесс показания качества товара, основы ее организации

Коэффициенты весомости показателей качества, требующиеся для определения комплексных показателей качества в усечённом дереве свойств, определяются экспертным методом ранжирования.

Экспертные методы применяются при решении следующих задач:

·                   Формулирование и уточнение цели оценки качества продукции;

·                   Разработка классификации продукции и потребителей;

·                   Построение иерархической структурной схемы показателей качества;

·                   Определение коэффициентов весомости показателей;

·                   Определение базовых значений показателей и другие.

Применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:

·       экспертная оценка производится в случае невозможности использования более объективных методов для решения вопроса;

·       мнения экспертов должны быть независимыми;

·       формулировка вопросов, поставленных перед экспертами, должна исключать возможность различного толкования;

·       эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;

·       количество экспертов должно быть оптимальным;

·       ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.

К недостаткам экспертного метода следует отнести присущий ему субъективизм, а также явление конформизма – влияние преобладающего в группе суждения на мнение эксперта.

Сущность экспертного метода ранжирования. Ранжирование предполагает расстановку объектов измерений или показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть минимальный ранг аij = 1 получает наименее важный показатель, следующий, наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так далее. Наиболее важному показателю присваивается ранг n. Часто в процессе экспертного опроса возникает ситуация, когда эксперт не может провести чёткого разграничения между двумя или несколькими членами ряда. В таком случае вводятся «связанные ранги». Степень согласованности экспертов (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования[6].


2. Проведение экспертизы потребительских товаров


Бесспорно совершенно, что для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. После второй мировой войны в рамках теории управления (менеджмента) стала развиваться самостоятельная дисциплина - экспертные оценки.

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР. Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе для подготовки материалов для ЛПР, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения.

Не меньше существует и методов обработки ответов экспертов, в том числе весьма математизированных и компьютеризированных. Многие из них основаны на достижениях статистики объектов нечисловой природы и других современных методах прикладной статистики.

Во-первых, необходимо определить, что послужило причиной проявления недостатка – скрытый производственный дефект либо неправильная эксплуатация товара потребителем. Это имеет принципиальное значение для решения вопроса, сможет ли покупатель получить деньги за некачественный товар либо заменить его на товар надлежащего качества и т.п. Если же недостаток проявился по вине потребителя, то он такого права не получает. 

В случае, если в приобретенном товаре проявился недостаток и покупатель с продавцом не пришли к единому мнению о причинах возникновения недостатка, проводится экспертиза товара. Если недостаток проявился в пределах установленного изготовителем либо продавцом гарантийного срока, ее назначает, оплачивает и проводит продавец, а если недостаток проявился до наступления гарантии или после ее истечения, но в пределах двух лет, либо гарантия была не установлена – результаты экспертизы должен предоставить продавцу покупатель.

В Законе не определено, в каких учреждениях и кто может ее    проводить.

Продавец по своему усмотрению или по соглашению с потребителем определяет экспертное учреждение. Проведение экспертизы товара в фирменных сервисных центрах изготовителя не противоречит действующему законодательству.

В то же время, если потребитель сомневается в объективности заключения предложенных продавцом экспертов, то экспертизу следует проводить в другой организации, то есть у третьей стороны.

Закон не определяет объем проведения экспертизы товара и содержание экспертного заключения, но оно должно содержать полные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, позволяющие сделать вывод о причинах, характере и времени возникновения недостатка.

При проведении товароведческой экспертизы оценивались: вкус и запах, консистенция масла при температуре 18, цвет, а также дизайн упаковки.

По органолептическим показателям коровье масло должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Характеристика

Вкус и запах

Для вологодского масла - чистый, хорошо выраженный вкус и запах сливок, подвергнутых пастеризации при высоких температурах, без посторонних привкусов и запахов.

Для несоленого, соленого, любительского, крестьянского масла - чистый, без посторонних привкусов и запахов, характерный для сливочного масла с привкусом пастеризованных сливок или без него - для сладкосливочного масла; с кисломолочным вкусом и запахом - для кислосливочного масла; умеренно соленым вкусом - для соленого масла.

Для топленого масла - специфический вкус и запах вытопленного молочного жира без посторонних привкусов и запахов.

Консистенция и внешний вид

Для вологодского масла - однородная, пластичная, плотная. Поверхность масла на разрезе блестящая, сухая на вид.

Для несоленого, соленого, любительского, крестьянского масла - однородная, пластичная, плотная, поверхность масла на разрезе слабоблестящая и сухая на вид или с наличием одиночных мельчайших капелек влаги.

Цвет

Для топленого масла - зернистая, мягкая, в растопленном виде масло топленое масло прозрачное без осадка.

Для сливочного масла - от белого до желтого, однородный по всей массе.

Для топленого масла - от светло-желтого до желтого, однородный по всей массе.


Органолептические показатели качества коровьего масла, а также упаковку и маркировку оценивают по 20-балльной шкале а соответствии с требованиями табл. 3.

Таблица 3

Наименование показателя

Оценка, баллы

Вкус и запах

10

Консистенция и внешний вид

5

Цвет

2

Упаковка и маркировка

3

Итого

20


В зависимости от общей балльной оценки с учетом оценки вкуса и запаха коровье масло относят к одному из сортов, указанных в табл. 4.

 

 

 

Таблица 4

Наименование сорта

Общая оценка, баллы

Оценка вкуса и запаха, баллы, не менее

Высший

13-20

6

Первый

6-12

2



Коровье масло по органолептическим показателям, состоянию упаковки и маркировки оценивают по шкале балльной оценки в соответствии с требованиями таблицы 5. Результаты оценки в баллах по каждому показателю суммируют.

Таблица 5

Наименование и характеристика показателя

Оценка коровьего масла, баллы

 

сливочного

Топленого

Вкус и запах (10 баллов)

1. Отличный

10

10

2. Хороший

9

9

3. Чистый, но недостаточно выраженный

8

8

4. Невыраженный (пустой)

7-6

7-4

5. Слабокормовой

6-4

3-2

6. Слабопригорелый

4

 

7. Привкус растопленного масла

3

 

8. Незначительная горечь

3

3-2

9. Кислый вкус для сладкосливочного и излишне кислый для кислосливочного масла

3

 

10. Неравномерная поселка для соленого масла

3

 

11. Слабозатхлый

2

2

12. Слабосалистый

2

2

Консистенция и внешний вид (5 баллов)

13. Отличная

5

5

14. Хорошая: однородная, но недостаточно пластичная и плотная, с наличием мельчайших капелек влаги на срезе - для сливочного масла; недостаточно зернистая - для топленого масла

4

4

15. Удовлетворительная: мелкие капельки на срезе масла - для сливочного масла; слабовыраженная крошливая, рыхлая - для крестьянского масла; слегка неоднородная и мучнистая, наличие жидкого жира - для топленого масла

3

3

16. Слабовыраженные для несоленого, соленого и любительского масла:

 

 

Крошливая

2

 

Рыхлая

3

 

17. Слабовыраженные: слоистая, мучнистая, мягкая - для сливочного масла

3-2

 

18. Рыхлая и крошливая - для крестьянского масла; неоднородная - для топленого масла

2

2

19. Слабовыраженная засаленная

2

 

20. Крупные капли влаги на срезе сливочного масла

1

 

21. Нерастворившаяся соль в соленом масле

1

 

22. Оплавленная поверхность масла

1

 

Цвет (2 балла.)

23. Однородный

2

2

24. Неоднородный

1

1

Упаковка и маркировка (3 балла)

25. Правильная

3

3

26. Удовлетворительная: наличие небольших, одиночных раковин внутри монолита, незначительные дефекты в заделке упаковочного материала

2

2

27. Вмятины на поверхности монолита

1

1


Вкус и запах у масла мягкого должен быть чистый, с выраженным молочным или молочнокислым вкусом, со сливочным оттенком; слабым привкусом соли, в том случае, если вводилась соль. Посторонние запахи и привкусы не допускаются; консистенция должна быть пластичной, легкоплавкой, однородной; поверхность среза блестящая, слабо блестящая или матовая, сухая на вид. Цвет масла мягкого может варьировать от светло-желтого до желтого, но однородный по всей массе.

Оценка проводилась по 20-балльной шкале.

Во время экспертизы товароведы оценивали наливную масложировую продукцию следующих торговых марок: "Деревенское", "Delmy", "Voimix", "Rama", "Невское".

Оценка органолептических показателей наливной масложировой продукции по данным товароведческой экспертизы

"Деревенское" – 16 баллов

"Voimix" - 15 баллов

"Rama" – 14 баллов

"Delmy" и "Невское" - 13 баллов

Оценка за соответствие требованиям к дизайну упаковки:

"Деревенское" - 19 баллов

"Voimix" - 18 баллов

"Rama" - 16 баллов

"Невское" - 15 баллов

"Delmy" - 13 баллов

Стандарт требует четкого ответа на вопрос: кто ответственен за гарантию того, что продукт или услуга соответствует установленным требованиям по качеству и сроку исполнения и кто гарантирует, что система управления качеством в организации эффективна?

Эксперты должны определить и документально оформить политику, цели и обязательства в области качества, ориентируясь на требования потребителя.

Политика в области качества должна давать уверенность в том, что идеи в области качества приняты всеми сотрудниками организации. Политика в области качества должна быть понятна и выполнима.

С практической точки зрения, экспертам необходимо выполнить следующие действия:

·                   определить и задокументировать политику в области качества;

·                   определить и задокументировать цели организации в области качества;

·                   определить и задокументировать вовлеченность каждого сотрудника в работу по улучшению качества.

Политика в области качества является основой программы по управлению качеством, которая предусматривает ежедневную работу по обеспечению и улучшению качества. Большинство аудиторов требуют подтверждения понимания сотрудниками организации политики в области качества.

Для этого они проводят беседы с сотрудниками и анализируют их ежедневные задания.

Поэтому рекомендуется подготовить сотрудников организации к пониманию политики в области качества в деталях и ее применения в конкретных рабочих заданиях.

Организация должна определить и документально оформить ответственность и полномочия каждого сотрудника в вопросах обеспечения качества.

Должны быть четко определены ответственность, полномочия, взаимодействие руководства и персонала, выполняющего и проверяющего работу, которая влияет на качество производимой продукции или оказываемой услуги.

Также должно быть определено, кто управляет и кто проверяет систему качества.

Этот человек должен иметь соответствующие полномочия, что гарантирует выявление проблем качества и причин несоответствия.

Данный раздел стандарта требует подтверждения уверенности в том, что система качества организации обеспечивает постоянное соответствие выбранному стандарту.

Эксперты должны регулярно пересматривать результаты применения системы качества, чтобы определить, какие меры предпринимать для ее улучшения.

Для постоянного улучшения необходимо иметь документы, фиксирующие результаты анализа, например:

·       результаты внутренних проверок;

·       затраты на качество;

обратную связь с потребителем производимой продукции или оказываемых услуг[7].


Заключение


Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров.

Качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.     

Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевого материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также неэффективному использованию материальных и трудовых         ресурсов.

В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции.

Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности, связанные с жесткой системой налогообложения и др.

При решении проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом.

На этапе обращения повышения качества продукции появляется и снижение затрат на ее реализацию и хранение, уменьшении транспортных расходов.

Список литературы


1.     Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.

2.     Герасимова Г.Е. И снова о терминах // Стандарты и качество. - 1998. - № 4.

3.     Окрепилов В.В. Управление качеством. М.,: Стандарт, 1998.

4.     Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993.

5.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6.     Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М.: Союз, 2002.



[1] Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М.: Союз, 2002. С.468-474.

[2] Окрепилов В.В. Управление качеством. М.,: Стандарт, 1998. С.233.

[3] Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993. С.66.


[4] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.55-57.


[5] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 150-154.

[6] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002. С. 256-268.


[7] Герасимова Г.Е. И снова о терминах // Стандарты и качество. - 1998. - № 4. - С. 70-72.