Содержание:

1. Теоретическая часть……………………………………………………..3

1.1. Права и обязанности главного (старшего) бухгалтера……………3

1.2. Основные требования к ведению бухгалтерского учета и его задачи…………………………………………………………………………….….6

2. Практическая часть………………………………………………….….11

2.1. Учет кассовых операций……………………………………………...11

2.2. Учет расчетов с подотчетными лицами………………………….…17

2.3. Учет денежных средств………………………………………….……19

2.4. Учет материалов…………………………………………………….…23

2.5. Учет расчетов по оплате труда………………………………………26

2.6 Синтетический учет……………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………...28

Приложения

1. Теоретическая часть.

1.1. Права и обязанности главного (старшего) бухгалтера.

1.1. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

1.2. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия.

1.3. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

1.4. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности.

1.5. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия.

1.6. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к  его заместителю, а при отсутствии последнего – к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию

Обязанности главного бухгалтера на предприятиях РФ,

1.1. Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

1.1.1. Использование современных средств автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;

1.1.2. Полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

1.1.3. Достоверный учет исполнения смет расходов, реализации продукции и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;

1.1.4. Точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности фирмы в соответствии с установленными правилами;

1.1.5. Правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы;

1.1.6. Своевременную организацию работ по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы;

1.1.7. Сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.

1.2. Непосредственно на главного бухгалтера возлагаются обязанности:

1.2.1. Определение направлений (по согласованию с директором) и принятие решений о расходовании средств с рублевых и валютных счетов предприятия, а также учет других операций по счетам в кредитных организациях.

1.2.2. Принятие решений (по согласованию с директором) о привлечении заемных средств и своевременное погашение задолженности по ним, отражение финансовых операций в бухгалтерском учете.

1.2.3. Составление достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, предоставление ее в установленные сроки соответствующим органам;

1.2.4. Осуществление экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;

1.3. Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:

1.3.1. Соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

1.3.2. Правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

1.3.3. Соблюдение установленных правил и сроков проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

1.3.4. Взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

1.3.5. Законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

1.4. Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий (системы внутреннего контроля),  предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю предприятия  для принятия мер.

1.5. Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Предоставление права подписания документов этим лицам должно быть оформлено приказом по предприятию. Указанные выше документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально ответственными лицами и работниками бухгалтерии предприятия.

1.6. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

В случае разногласий между руководителем предприятия и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя предприятия, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.


1.2. Основные требования к ведению бухгалтерского учета и его задачи.


Современная бухгалтерская практика во многом основывается на содержании так называемых основных принципов бухгалтерского учета. Понятие принципов учета перешло в российскую практику в результате реализации правительственной программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Международных Стандартов Финансовой Отчетности. Принципы учета, как основные допущения и требования, которые в обязательном порядке должны соблюдаться при ведении бухгалтерского учета, в настоящее время заложены в основу методологических предписаний Закона РФ "О бухгалтерском учете" и нормативных актов Министерства Финансов РФ. Все действующие в настоящее время регулятивы в области бухгалтерии в той или иной степени определены и заданы содержанием конкретных учетных принципов.

В российской бухгалтерии основные принципы (требования), которым должна соответствовать система бухгалтерского учета любого предприятия, прежде всего, называет Закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Статья 8 Закона РФ "О бухгалтерском учете" называет следующие шесть "требований к ведению бухгалтерского учета", относящихся к основополагающим бухгалтерским принципам.[1, стр 28]

Согласно п.1 ст. 8 Закона, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях - требование единства оценки (квантификации).

Согласно п.2 ст. 8 Закона РФ "О бухгалтерском учете", имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации - требование имущественной обособленности. Пунктом 3 ст. 8 Закона устанавливается, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации - требование непрерывного ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п.4 ст. 8 Закона РФ "О бухгалтерском учете", организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета - требование ведения учета по системе двойной бухгалтерии.

Пунктом 4 ст. 8 Закона устанавливается требование непротиворечивости, согласно которому данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Согласно п.5 ст. 8 Закона РФ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета, без каких либо пропусков или изъятий - требование полноты. Далее, из требований Закона "О бухгалтерском учете", относящихся к основополагающим принципам бухгалтерского учета, следует выделить:

·                    требование последовательности применения учетной политики организации, устанавливаемое п.4 ст.6 Закона;

·                    требование обязательного документирования подлежащих отражению в учете фактов хозяйственной жизни, определяемое ст.9 Закона РФ "О бухгалтерском учете".

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н дополняет перечень требований, выдвигаемых Законом РФ "О бухгалтерском учете" допущениями непрерывности деятельности организации и временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требованиями осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности (п.10 Положения).

Нормативное определение указанных требований и допущений дается Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утв. приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н.

Пунктом 6 ПБУ 1/98 устанавливается, что в соответствии с допущением непрерывности деятельности организации, при формировании ее учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности определяется ПБУ 1/98 как принцип, в соответствии с которым факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

В соответствии с требованием осмотрительности - устанавливает п. 7 ПБУ 1/98 - учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Согласно требованию приоритета содержания перед формой, отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Наконец, в соответствии с определяемым пунктом 7 ПБУ 1/98 требованием рациональности, учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Важнейшим принципом, позаимствованным бухгалтерским учетом из гражданского законодательства, является принцип обособленности организации как субъекта учета от своих собственников.

Идея этого принципа заключается в том, чтобы подчеркнуть и отразить юридическую самостоятельность организации как субъекта хозяйственных отношений и, соответственно, субъекта бухгалтерского учета от лиц, являющихся его участниками (собственниками), и прочих участников хозяйственного оборота.

Следующий принцип бухгалтерского учета, непосредственно связанный с юридическим содержанием фактов хозяйственной жизни, - это принцип документирования. Это традиционное правило бухгалтерии, согласно которому "нет бухгалтерских записей без первичных документов".[1, стр 36]

В настоящее время принцип документирования закреплен в Законе РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии со ст. 9 Закона, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Закон устанавливает ряд требований относительно порядка оформления первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей. Согласно п.2 ст.9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

·                    наименование документа;

·                    дата составления документа;

·                    наименование организации, от имени которой составлен документ;

·                    содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

·                    наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Следующим из основополагающих принципов бухгалтерского учета, базирующихся на юридическом содержании хозяйственных операций, выступает принцип непрерывности деятельности организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утв. приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н, при формировании учетной политики организации должно предполагаться, что "организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке". Это предписание ПБУ 1/98 определяется как допущение непрерывности деятельности.

Среди задач бухгалтерского учета можно выделить три основные:

1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами.

2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Процесс создания учетной информации, механическая и многократно повторяемая работа, называется счетоводством и составляет лишь часть бухгалтерского учета. Современный бухгалтер занимается не только ведением счетов, но и осуществляет планирование, контроль, оценку, обзор хозяйственной деятельности организации, аудирование. Он должен уметь создавать такую информацию, которая бы удовлетворяла требованиям внутренних и внешних потребителей, анализировать ее, искать и находить варианты решений финансовых проблем, стоящих перед предприятием.


2. Практическая часть

2.1. Учет кассовых операций.


Расчеты между предприятиями, а также между предприяти­ями и физическими лицами могут осуществляться путем на­личных и безналичных расчетов. Для работы с наличными де­нежными средствами ЧП Балабаев имеет кассу и со­блюдает требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ.

Согласно Порядку ведения кассовых операций ЧП Балабаев выполняет следующее:

• приходует полученные наличные денежные средства в кассу, хранит свободные денежные средства в учреждениях банков;

• производит платежи по своим обязательствам перед други­ми предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами — в пределах установленной ЦБ РФ суммы;

В ноябре 2001 г. в соответствии с Указанием № 1050 ЦБ РФ изменил размер расчетов наличными. Новый лимит расчетов на­личными следует применять со дня, когда данный документ был опубликован в «Вестнике России», т.е. с 21 ноября 2001 г.

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены — 60000 руб. по одной сделке. Сумма штрафа, нала­гаемого на организацию, нарушившую установленный лимит счетов наличными — двукратный размер произведенного платежа. Руководитель может быть подвергнут штрафу в размере, эквивалентном 50 базовым суммам. Штрафные санкции применяется в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица: при осуществлении наличных денежных расчетов ЧП Балабаев: имеет кассу и кассовую книгу по установленной форме;

• хранит в кассе наличные деньги в пределах уста­новленного банком лимита согласованного с руководите­лем организации, он составляет 15000 руб.

Сверх лимита в кассе ЧП Балабаев хранит наличные деньги, предназначенные для выплаты зарплаты и пособий, но не более 3 ра­бочих дней (включая день получения денег в банке).

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и по­рядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществле­нии расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходования (неполном оп­риходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении по­рядка хранения свободных денежных средств, а равно в накопле­нии в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, вле­чет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров опла­ты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот ми­нимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе ЧП Балабаев, несет кассир. С кассиром за­ключен договор о полной индивидуальной материальной ответ­ственности.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе в ЧП Балабаев используется активный счет 50 «Касса» к которому открыты следующие субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др.

Приход наличных денег в кассу отражается по дебету сче­та 50 «Касса» на основании приходного кассового ордера (фор­ма № КО-1) (приложение 1,2). В кассе могут храниться не только наличные день­ги, но и денежные документы (почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные билеты и т. д.) Все поступающие в орга­низацию денежные средства оприходованы своев­ременно и в полном объеме. Наличные деньги, не подтвержден­ные кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачис­ляются в доход организации.

Типовые проводки по дебету счета 50 в ЧП Балабаев

№ п/п



Содержание операций



Корреспонди­рующие счета


Дебет


Кредит


1.


Сданы наличные деньги из операционной в основную кассу организации


50


50


2.


Поступление наличных денежных средств в кассу с расчетного счета из банковского учреждения на выдачу заработной платы, пособий, премий и другие цели.


50


51


3.


Оприходование наличных денежных средств в кассу с валютного счета из банковского учреждения


50


52


4.


Оприходование наличных денежных средств в кассу со специальных счетов в банке


50


55


5.


Поступление денежных средств (переводов) в кассу организации, до этого находившихся в пути и не зачисленных по назначению


50


57


6.


Возврат поставщиком в кассу излишне уплаченных ему денежных средств, возврат аванса под предстоящую поставку материальных ценностей (работ, услуг)


50


60


7.


Поступили в кассу суммы от покупателей и заказчиков, либо поступление аванса за предстоящую поставку готовой продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг


50


62


8.


Оприходование наличных денежных средств, полученных по договору краткосрочного кредита (займа)


50


66


9.


Оприходование наличных денежных средств, полученных по договору долгосрочного кредита (займа)


50


67


10

Возврат в кассу излишне выплаченных сумм оплаты труда, сумм доходов от участия в предприятии


50


70


11.


Отражены неиспользованные денежные средства, ранее выданные под отчет, возвращены в кассу


50


71


17.


Получены в кассу денежные средства в счет причитающихся дивидендов (доходов) от участия в других организациях или по договору о совместной деятельности


50


76/3


18.


Поступление в кассу филиала, представительства, отделения или другого структурного подразделения, выделенного на отдельный баланс организации, денежных средств, внесенных этой организацией


50


79/2


19.


Получены наличные денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом (в учете учредителя управления)


50


79/3


20.


Получены наличные денежные средства в доверительное управление (на отдельном балансе доверительного управления)


50


79/3


21.


Получены наличные денежные средства в качестве вклада по договору о совместной деятельности


50


80


22.


Поступление в кассу средств целевого финансирования


50


86


23.


Поступили наличные денежные средства за проданную продукцию (товары, работ, услуги)


50


90/1


24.


Поступили наличные денежные средства от продажи прочего имущества организации, а также операционные (внереализационные) доходы.


50


91/1


 

Расход наличных из кассы ЧП Балабаев отражается по кредиту счета 50 «Касса» на основании расходного кассового ордера (форма № КО-2)(Приложение 3,4). При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получате­ля, записывает наименование, номер документа, кем и когда он выдан в расходном кассовом ордере. Лицо, получившее деньги, ставит свою подпись в расходном кассовом ордере (Приложение 3,4). Выдача денег из кассы не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, считает­ся недостачей и взыскивается с кассира.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе орга­низации, должна осуществляться по расходным кассовым орде­рам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или отдельной ве­домости.

Типовые проводки по кредиту счета 50 в ЧП Балабаев

№ п/п



Содержание операций



Корреспонди­рующие счета


Дебет


Кредит


1.


Внесены из кассы денежные средства для зачисления на расчетный счет


51


50


2.


Внесены из кассы денежные средства в иностранной валюте для зачисления на валютный счет


52


50


3.


Внесены наличные денежные средства из кассы на специальный счет в банке


55


50


4.


Внесены из кассы денежные средства с целью зачисления на расчетный счет, другие счета, но еще не зачисленные по назначению


57


50


5


Оплачены (доплачены) из кассы счета поставщиков и подрядчиков ( в случаях изменения цен, тарифов и т.д.)


60


50


6.




Выплачены из кассы суммы с покупателями и заказчиками                 

62




50




7.


Наличные денежные средства выданы под отчет


71


50


8.


Отражена недостача наличных денег в кассе организации (при инвентаризации или ревизии кассы)


94


50


9.


Списаны убытки в связи в чрезвычайными обстоятельствами утраченные наличными деньги и денежные документы


99


50


10.


Оплачены наличными деньгами расходы, связанные с устранением последствий чрезвычайных ситуаций


99


50


Приходные и расходные кассовые ордера выписываются в день совершения операции в одном экземпляре с учетом установ­ленных правил их оформления.

Не допускаются подчистки и исправления в приходных кас­совых ордерах и квитанциях к ним, а также расходных ордерах и заменяющих их документах. Ненадлежащим образом заполнен­ные документы подлежат уничтожению, и взамен их составляют­ся новые документы.

Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. Расходный кассовый ордер подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым докумен­там имеется разрешительная подпись руководителя организа­ции, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.

До передачи в кассу ЧП Балабаев приходные и расходные кас­совые ордера или заменяющие их документы регистрируются в журнале регистрации (форма № КО-3). Расходные кассовые ор­дера, оформленные на платежные (расчетно-платежных) ведо­мостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

Запрещается выдавать приходные и расходные кассовые ор­дера на руки лицам, вносящим или получающим деньги.

Для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе, используется кассовая книга (форма КО-4)( Приложение 5,6,7,8,9,10).ЧП Балабаев ведет только одну кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью на последней странице, где делается запись «В этой книге пронумеровано и прошнуровано _ листов». Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера органи­зации.

Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же пос­ле получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу и ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Ежед­невно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и пе­редает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.

Основным учетным регистром является журнал ордер № 1, состоящий из двух частей — журнала-ордера № 1, в котором осуществляется учет операций по кредиту счета 50 «Касса» и ведо­мости 1, предназначенной для учета оборотов по дебету счета 50.(Приложение 11,12)


2.2. Учет расчетов с подотчетными лицами.


Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам выданным им под отчет на административно-хозяй­ственные и операционные расходы используется счет 71 «Рас­четы с подотчетными лицами».

Подотчетными называются денежные авансы, выдаваемые работникам ЧП Балабаев из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Минфином установ­лены нормы возмещения расходов, связанных с командировкой работников в организации, расположенные на территории РФ. Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачива­ются по фактическим расходам, подтвержденным соответству­ющими документами. Руководитель ЧП Балабаев разре­шает, в порядке исключения, производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм. Дополнительные выплаты относят на себестоимость про­дукции. Однако для целей налогообложения затраты на коман­дировки принимаются в установленных пределах. Командиро­вочные расходы, выплачиваемые сверх установленных норм, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по пред­варительному расчету стоимости проезда, суточных, квартир­ных и других расходов. Полученные деньги разрешается расхо­довать подотчетными лицами только на те цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обяза­ны представить отчеты о действительно израсходованных сум­мах с приложением оправдательных документов. Отчеты о рас­ходах по командировкам, например, должны быть представле­ны в течение 3-х дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвра­щают в кассу. Новый аванс подотчетным лицам выдается толь­ко после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель ЧП Балабаев.

Типовые проводки по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Содержание хозяйственной операции



Корреспон­дирующие счета


Дебет


Кредит


1 Выданы подотчетные суммы наличными со счетов в банках


71


55, 51, 52


2 Положительные курсовые разницы по операциям погашения сумм в иностранной валюте, выданных ранее под отчет


71


91-1


3. Подотчетные лица произвели расходы, связанные с приобретением, доставкой оборудования, капитальными вложениями, материалов, животных


07, 08, 10, 11, 15


71


4. Начислен НДС по приобретенным подотчетными лицами товарно-материальным ценностям


19


71


5. Подотчетные лица произвели расходы, которые относятся к основному или вспомогательному производствам, а также на общепроизводственные и общехозяйственные нужды


20, 23, 25,26


71


6. Подотчетные лица возвратили неиспользованные суммы полученного аванса


50,51 52


71


7. С подотчетных лиц удержаны из сумм оплаты труда невозвращенные своевременно подотчетные суммы


70


71


8. Незаконный расход подотчетных сумм, отнесенный, согласно исполнительному листу, за счет подотчетных лиц или иных виновников


73


71


При журнально-ордерной форме учета расчеты с подотчетны­ми лицами отражаются в журнале-ордере № 7.(Приложение 16) Аналитический учет по счет 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет( Приложение14,15,17)

2.3. Учет денежных средств.

Законодательно количество расчетных счетов не ограничено. ЧП Балабаев в течение 10 дней  известил свою налого­вую инспекцию об открытие расчетного счета. За невыполнение данного требования к органи­зации может быть применен штраф в соответствии со статьей 118 НК РФ в размере 5000 руб.

Для обобщения информации о наличии и движении денеж­ных средств в валюте РФ на расчетном счете ЧП Балабаева, от­крытом в НФ Банка Москвы используется счет 51 «Расчет­ные счета». Поступление денежных средств на расчетные счета ЧП Балабаев отражается по дебету счета 51. Банк выплачивает ЧП Балабаеву вознаграждение за использование средств, которые остаются на расчетном счете этой организации. Выплата таких вознаграждений отражается в составе опера­ционных доходов и отражается проводкой:

Дебет 51 кредит 91-1 - начислен банком процент на остаток по расчетному счету

Типовые проводки по дебету счета 51

№ п/п



Содержание операций



Корреспонди­рующие счета


Дебет


Кредит


1.


Внесены на расчетный счет наличные денежные


51


50


2.


Переведены денежные средства с одного расчетного лета на другой


51


51


3.


Денежные средства перечислены со специального :чета в банке на расчетный счет


51


55


4.


Денежные средства, находящиеся в пути, зачислены на расчетный счет


51


57


5.


Поставщик вернул на расчетный счет излишне уплаченные ему денежные средства, либо ранее полученный аванс


51


60


6.


Денежные средства, поступившие от покупателя, либо аванс зачислены на расчетный счет


51


62


7

Страховое возмещение, полученное от страховой организации, зачислено на расчетный счет


51


76/1


8

Зачислены на расчетный счет денежные средства по признанной (присужденной) претензии


51


76/2


9

Поступили на расчетный счет денежные средства, внесенные в качестве вклада по договору о совместной деятельности (на отдельном балансе совместной деятельности)


51


80


10

поступили на расчетный счет денежные средства за проданную продукцию (товары, работы, услуги)


51


90/1


11

Средства от продажи прочего имущества, а также операционные (внереализационные) доходы, поступившие на расчетный счет, отражены в составе прочих доходов, начислен банком процент на остаток по расчетному счету


51


91/1


12

Получены доходы будущих периодов безналичными денежными средствами


51


98/1


13

Оприходованы безналичные денежные средства, полученные безвозмездно


51


98/2


14

Поступили на расчетный счет безналичные денежные средства в результате чрезвычайных событий


51


99


Списание денежных средств с расчетного счета ЧП Балабаева отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета». Банк осуще­ствляет списание денежных средств по поручению организации или с ее согласия. В бесспорном порядке банк может списать де­нежные средства по решению суда, по требованию налоговой ин­спекции об уплате налоговых недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки.

При выявлении случаев ошибочного списания (зачисления) денежных средств до выяснения причин в учете производят про­водку:

Дебет 76-2 Кредит 51 - отражена сумма, ошибочно списан­ная с расчетного счета;

Дебет 51 Кредит 76-2 - отражена сумма, ошибочно зачислен­ная на расчетный счет.

Типовые проводки по кредиту счета 51

№ п/п



Содержание операций



Корреспонди­рующие счета


Дебет


Кредит


1


Денежные средства, снятые с расчетного счета, оприходованы в кассу


50


51


2

вправлены денежные средства с расчетного счета на покупку иностранной валюты


57


51


3

1огашена задолженность перед поставщиком безналичными денежными средствами, выдан аванс поставщику


60


51


4

возвращены с расчетного счета излишне уплаченные покупателем денежные средства, возвращен с расчетного счета полученный ранее от покупателя аванс


62


51


5

Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение краткосрочного кредита (займа) и процентов по нему


66


51


6

Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение долгосрочного кредита (займа) и процентов по нему


67


51


7

Уплачены с расчетного счета налоги и сборы в бюджет


68


51


8

Уплачен с расчетного счета ЕСН


69


51


9

Перечислена с расчетного счета заработная плата (дивиденды) работникам


70


51


10

Выданы под отчет средства с расчетного счета


71


51


11

Депонированная заработная плата выплачена работникам с расчетного счета


76/4


51


Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчет­ному счету и приложенных к ним денежно-расчетных докумен­тов (Приложения 18,19,20).

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 2. Журнал-ордер № 2 состоит из журнала-ор­дера № 2 для учета операций по кредиту счета 51, и ведомости 2 для учета операций по дебету счета 51.( Приложение 21,22)

2.4. Учет материалов.


Учет запасов, принадлежащих ЧП Балабаев на правах соб­ственности (а также правах хозяйственного ведения и опера­тивного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следующих счетах:

10 •«Материалы»- - сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг;

43 -«Готовая продукция»- - готовая продукция, предназна­ченная для продажи;

41 -«Товары»- - товары, приобретенные организациями для продажи.

Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организа­ции, но по разным причинам находящихся у нее, ведется за ба­лансом на следующих счетах:

03 -«Материалы, принятые в переработку»- - учитыва­ются запасы, принятые на короткий период времени в перера­ботку, как правило, в организациях, занятых переработкой сы-рья;

004 -«Товары, принятые на комиссию»- - учитываются за­пасы, принятые посреднической организацией для продажи на условиях торговой комиссии;

Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (форма М-3, М-4); акта о приемке материалов (форма М-7у лимитно-заборной карты (форма М-8, М-8а, М-9, М-9а); тре­бований (форма М-12, М-13); накладной на отпуск материа­лов на сторону (форма М-14, М-15); карточки складского уче­та материалов (форма М-17); ведомости учета остатков мате­риалов на складе (форма М-20); сигнальной справки об отклонениях фактического остатка материалов от установлен­ных норм запаса (форма М-34).( Приложения 25,26,27,28,29)

Основными нормативными актами, определяющими поря­док учета МПЗ являются:

•  ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запа­сов», утв. Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44;

•  «Методические указания по бухгалтерскому учету мате­риально-производственных запасов» утв. Приказом Мин­фина РФ от 28.12.2001 г. № 119.

С 1 января 2002 года вступило в силу Положение по бух­галтерскому учету «Учет материально-производственных за­пасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина Рос­сии от 9 июня 2001 г. № 44н.

В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бух­галтерскому учету по фактической себестоимости. Этот доку­мент конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены при формировании фактической себес­тоимости материалов.

Фактическая себестоимость материалов  в ЧП Балабаев формируется не­посредственно на счете 10 «Материалы»;

При этом способе все данные о фактических расходах, по­несенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10. При этом в учете делаются проводки:

Дебет 10, Кредит 60 - отражена покупная стоимость мате­риалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика;

Дебет 10, Кредит 76 - отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации);

Дебет 10, Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника);

Дебет 19, Кредит 60 (76) - учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации);

Отпуск материалов на сторону может производиться только при наличии соответствующих договоров или согла­шений.( Приложение 23,24)

Отпуск материальных ценностей хозяйствам своей органи­зации, расположенным за пределами ее территории, или сто­ронним организациям оформляется накладной на отпуск мате­риалов на сторону типовой межотраслевой формы № М-15. Одна накладная может быть оформлена сразу на несколько наименований материальных ценностей, для чего на оборотной стороне формы № М-15 предусмотрено продолжение основ­ной таблицы.

При выбытии материалов их оценка производится ЧП Балабаев

• по себестоимости первых по времени приобретения мате­риалов (метод ФИФ О);

Выбранный метод оценки материалов применяется в тече­ние отчетного года и фиксируется в приказе об учетной поли­тике ЧП Балабаев. Причем для различных наименований мате­риалов могут применяться разные методы оценки.

1. Продажа материальных ценностей, приобретенных спе­циально для перепродажи.

• Дебет 90 «Продажи», Кредит 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» - списывается стоимость товаров, отгружен­ных покупателю, а также готовой продукции;

Дебет 90 «Продажи», Кредит 20 «Основное производ­ство», 44 «Расходы на продажу» - списывается себестои­мость проданной продукции или издержки обращения на проданные товары;

• Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кре­дит 90 «Продажи» - предъявлены счета к оплате;

• Дебет 90 «Продажи» (99), Кредит 99 «Прибыли и убыт­ки» (90) - отражается финансовый результат от продажи.

 Дебет 91/2, Кредит 10 - безвозмездная передача МПЗ другим организациям;

 Дебет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Кредит 10 — передача МПЗ в доверительное управление;

 Дебет 10/7 «Материалы переданные в переработку на сторону», Кредит 10 — передача материалов в перера­ботку;

Дебет 009 «Обеспечение обязательств и платежей вы­данные» — передача МПЗ в залог.


2.5. Учет расчетов по оплате труда.


Оплата труда в ЧП Балабаев является важным элементом затрат в себестоимости продукции. Можно выделить следующие особенности расчетных операций с персоналом предприятия по всем видам начислений и удержаний:

• сжатые и строго определенные сроки на расчеты по оплате труда подготовку всей необходимой документации;

• при начислении и выплате суммы заработной платы необхо­димо руководствоваться значительным числом нормативных актов;

• важное значение имеет точность оформления первичных до­кументов, служащих основанием для расчетов с работника­ми.

Алгоритм действий бухгалтера в ЧП Балабаев, отражающий порядок опера­ций по оплате труда и связанных с нею расчетов:

• Начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия с отнесением за счет соответствующих источни­ков.

•  Расчет всех видов удержаний из заработной платы.

•  Расчет сумм отчислений в социальные фонды от фонда опла­ты труда единого социального налога (ЕСН).

•  Получение в банке и отражение в учете наличных денег для выплаты работникам предприятия.

• Выдача и депонирование задолженности предприятия перед

работниками по зарплате.

Синтетический учет ведется в журналах-ордерах № 10, 10/1.

 ( Приложение 29,30,31,32,33)

Отражение на счетах учета труда и заработной платы  расчетов с рабочими и служащими Сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит

счетов


Дебет 70


Кредит 70


Дебет

счетов



50
















Выдана

наличными (заработная

плата, пособия, премии)
















предприятия работникам: суммы начисленной заработной платы всем категориям работников за

проработанное и

непроработанное

время, за выполненные работы, доплаты за работу в ночное время, доплаты

бригадирам за руководство бригадой и т. д., суммы

начисленных премий

20,

23, 25,

26, 28,

44














68




Суммы удержанных

из зарплаты налогов

в бюджет


Начислены дивиденды работникам пред-

приятия


84




76








Депонированная заработная плата, суммы, удержанные из зарплаты по исполнительным

листам, за товары, проданные в кредит, и перечисления в Сбербанк










96








28




Суммы, удержанные

из зарплаты за

допущенный брак


Начислено пособие

по временной

нетрудоспособности


69/1




73





Сумма, удержанная в

погашение задолженности за ранее нанесенный ущерб предприятию









2.6 Синтетический учет.

Документы по синтетическому учету : главная книга по счетам , оборотная ведомость представлены в приложениях 32,33,34,35.

Список литературы


1.       Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор, 2000 г.-250 с

2.       Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Эк­спертное бюро, 1997 г.-450 с

3.       Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. М., 2003 г.-351 с.

4.       Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М., «Проспект» - 2001 г.-267с.

5.       Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 г.- 278 с.

6.       Пошерстняк Е.Б. Кассовые операции. М.,2003г.-167 с.

7.       Токарев И.Н. Бухгалтерский учет. М., «ИД ФБК Пресс», 2002 г.-278 с

8.       Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21.11.96 г. №129-ФЗ.с последующими изменениями и дополнениями.

9.       Положение по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Мин­фина РФ от 29.07.1998 г. № 34н с изменениями и дополне­ниями от 24.03.2000 г. с последующими изменениями и дополнениями.

10. Положения по бухгалтерскому учету.