Содержание


Введение. 3

1. Профессиональный портрет социального работника. 4

2. Ценностные ориентации социального работника. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 18

Введение


Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других. На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии.

Цель работы – изучить профессиональную культуру и ценностные ориентации социального работника.

Задачи работы - изложить результаты исследования профессиональной  и ценностной системы ценностей социального работника; при сравнительном анализе системы ценностей двух групп выявить существенные различия в уровне значимости профессиональных и ценностных ориентаций.


1. Профессиональный портрет социального работника


Среди различных видов деятельности человека особое место занимает профессионально-трудовая, которая образует основную форму активности субъекта. Успешность трудовой деятельности во многом зависит от «деятельностно-смыслового единства», которое заключается в совпадении ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[1]. Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность.

Одним из представителей профессиональной деятельности типа «человек-человек» является профессия социального работника. Профессия социального работника получила распространение в нашей стране в 1991 г. Появление новой профессии связано, прежде всего, с переменами, произошедшими в российском обществе, которые привели к распаду прежних систем социального обеспечения и социальной защиты. Существовавшие ранее учреждения оказались не в состоянии обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность. К началу 90-х годов назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите. Очень ценным в связи с этим оказался опыт стран Западной Европы и США по оказанию социальной помощи и опеки. В этих странах одним из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию является социальная работа на профессиональном уровне. Конечно, и прежде были люди и организации, которые неформально и формально помогали другим. Но они действовали разобщенно, несогласованно и поэтому не всегда эффективно. Ш. Рамон и Р. Сарри считают, что «уникальность социальной работы заключается в том, что помощь конкретному человеку оказывается путем объединения, формирования равновесия всех психосоциальных уровней его существования»[2]. Это под силу только профессиональным социальным работникам, выступающим в роли посредников между клиентом и государством.

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно поэтому в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

Социальный работник обязан:

·        Выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;

·        Устанавливать причины, возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;

·        Содействовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;

·        Оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

·        Проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

·        Выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

·        Организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;

·        Участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации, приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.);

·        Организовывать и координировать работу по социальной реабилитации и адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений[3].

Квалификационный справочник определяет обязанности и требования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специализаций, уровня подготовки социального работника. Пока не касаясь двух последних аспектов, попробуем конкретизировать деятельность социального работника в зависимости от выполняемых им основных функций.

Реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза».

Приогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая функция позволяет предсмотреть и привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления, негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женцин, подростков, детей, молодежи.

Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабозащищенным слоям, но и  на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам окакзалась оказалась за ее пределами. В соответствии в социально-педагогической функции соцальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекает к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческий и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов, культурно-досуговой деятельности и т.д.

Психологичекая функция предлагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности.

При реализации социально-медицинской функции социальный работник огбязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.

В деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным слоям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и ненуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, пропаганде идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная концентрация определенных свойств, черт всех других функций) придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для доступного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению в первую очередь слабозащищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Социальный работник может выполнять названные обязанности и реализовывать указанные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений[4].   


2. Ценностные ориентации социального работника



Для выполнения предъявленных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы[5].

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно, только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального работника как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичным (вызвать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимание к клиентам.

Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство долга и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности[6]. своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узако

Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность – «служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели»[7]. Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения:

1) ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку;

2) ценности этической ответственности перед профессией – отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы;

3) ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности[8].

Для изучения системы ценностей социальных работников было проведено экспериментальное исследование[9]. В исследовании приняло участие 58 социальных работников Управления социальной защиты города Кемерово. Из них – 96,55% женского пола, 3,45% - мужского пола. Средний возраст испытуемых составил 41,43 полных лет.

В ходе исследования мы разбили социальных работников на две группы. В первую группу вошли менеджеры, то есть руководители, организаторы социальной работы, во вторую – непосредственно социальные работники, их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Группа менеджеров социальной работы получила условное название «группа 1», соответственно практические социальные работники вошли в «группу 2».

Для проверки уровня развития профессиональной системы ценностей социальных работников нами использовалась методика М. Рокича.

Ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей социальных работников первой группы занимают ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; наличие хороших и верных друзей; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); счастливая семейная жизнь; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Далее следуют индивидуальные ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и абстрактные ценности: развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). В нижней части иерархии ценностей первой группы социальных работников расположились пассивные ценности: жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве). Замыкают иерархию ценностей первой группы: творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций социальных работников первой группы условно можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: ценности личной жизни; ценности профессиональной самореализации; индивидуальные ценности; абстрактные ценности; пассивные ценности. Ведущие ранги среди этих блоков принадлежат ценностям личной жизни и ценностям профессионального самоопределения.

Следовательно, для первой группы социальных работников эти ценности являются предпочитаемыми.

Для второй группы среди терминальных ценностей ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье; любовь; счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; активная деятельная жизнь. Следующий блок ценностей можно обозначить как ценности профессиональной самореализации и пассивные ценности: интересная работа; уверенность в себе; жизненная мудрость; развитие; общественное признание; продуктивная жизнь; красота природы и искусства; познание; счастье других. Последние ранги получили такие ценности, как свобода, развлечения, творчество[10].

Заключение


Анализ ценностных предпочтений выявил различия в системах ценностей двух групп. В первой группе социальных работников в системе ценностных ориентаций одну из ведущих ролей играют ценности профессиональной самореализации, которые реализуются за счет альтруистических и профессиональных ценностей. Если учесть, что инструментальные ценности (ценности-средства) являются средствами достижения терминальных ценностей (ценностей-целей), то профессиональная система ценностей социальных работников определяется стремлением к интересной работе, познанию, которые, в свою очередь, достигаются и реализуются посредством честности, ответственности, образованности (широты знаний, высокой общей культурой), исполнительности, чуткости и терпимости к взглядам и мнениям других людей.

Для второй группы ведущими ценностями являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности, которые достигаются посредством ценностей межличностного общения и ценностей профессиональной самореализации.

Исходя из приведенных данных, необходимо отметить, что у социальных работников первой группы в индивидуальной ценностной системе преобладают выделенные нами два блока профессиональных ценностей социальной работы. В первый блок вошли такие терминальные ценности, как интересная работа и познание. Второй блок составили следующие инструментальные ценности: честность, ответственность, чуткость и терпимость.

У социальных работников второй группы в индивидуальной ценностной системе профессиональные ценности социальной работы расположились иным образом. В первый блок вошла ценность «активная деятельная жизнь», которая не является приоритетной в системе ценностей социальных работников второй группы. Второй блок составили такие ценности, как честность, ответственность и чуткость, занимающие верхние позиции в ценностной иерархии. Следовательно, у социальных работников второй группы профессиональная система ценностей носит инструментальный характер, т.е. инструментальные ценности (ценности-средства) являются преобладающими в профессиональной системе ценностей, тогда как терминальные ценности (ценности-цели), которые определяют направленность деятельности индивида на те или иные цели, носят индивидуальный, личностный характер.

Список литературы


1.                              Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

2.                              Обучение социальной работе: преемственность и инновации /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996.

3.                              Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002.

4.                              Мальцева В.А. Профессиональная система ценностей социального работника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.                              Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1991.

6.                              Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. 1997. №1.

7.                              Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопросы  психологии 1995. № 4.


[1] Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопросы  психологии 1995. № 4. С. 50.


[2] Обучение социальной работе: преемственность и инновации /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 8.


[3] Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 14.

[4] Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 334-336.

[5] Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1991. С. 54.

[6] Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 339-340.

[7] Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. 1997. №1. С. 115-116.

[8] Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. 1997. №1. С. 115-117.

[9] См.: Мальцева В.А. Профессиональная система ценностей социального работника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 15.


[10] Мальцева В.А. Профессиональная система ценностей социального работника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 16-22.