Содержание



Введение…………………………………………………………..

3





Глава 1.

Монтескье и Руссо:

два представления о разделении властей…………………….


5


1.1.

Возникновение и развитие теории разделения властей..

5


1.2.

Политико-правовое учение Монтескье…………………

5


1.3.

Политико-правовое учение Руссо………………………

11





Глава 2.

Теория разделения властей: правовые формы……………....

14


2.1.

Значение принципа разделения властей

в правовом государстве…………………………………


14


2.2.

Правовые формы разделения властей………………….

16


2.2.1.

Президент и его полномочия……………………………

17


2.2.2.

Законодательная власть и ее полномочия……………...

19


2.2.3.

Исполнительная власть и ее полномочия………………

20


2.2.4.

Судебная власть и ее полномочия………………………

21





Глава 3.

Проблемы оптимизации разделения властей

в Российской Федерации………………………………………..


23


3.1.

История России: трудности государственной реформы.

23


3.2.

Принцип разделения властей в Конституции 1993 года

24






Заключение………………………………………………………..

27


 



Список литературы……………………………………………..

28


Введение

 

 

В середине 80-х годов XX века страна вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Какое же общество намерена строить Россия? Будет ли это общество исходить из верховенства прав и свобод человека или только и исключительно из необходимости укрепления государства, его экономической и военной мощи, его имперских традиций и амбиций? В самом общем виде ответ на эти вопросы известен: новая постсоветская Россия намерена строить свободное, демократическое, гражданское общество и правовое государство. Эта цель провозглашена во всех высших законодательных актах, в Конституции РФ, в различных политических декларациях и государственно-правительственных решениях. Важной особенностью правового государства является реализация им принципа разделения властей. Эта концепция построения нового государства была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.

Основная цель данной курсовой работы – исследование концепции разделения властей. Для достижения ее необходимо решить ряд задач.

Во-первых, важно знать, как возникла и развивалась теория разделения властей. Для этого в главе 1 будет проведен краткий анализ политико-правовых учений Монтескье и Руссо.

Во-вторых, нужно понять, каково значение принципа разделения властей в построении правового государства. Место и роль этого принципа в демократизации России будет детально рассмотрено в главе 2.

И, наконец, в-третьих, надо проанализировать проблемы оптимизации разделения властей в Российской Федерации, что и будет сделано в главе 3.

При составлении данной работы использовались нормативно-правовые акты и литература, посвященная затронутой проблеме. Это Конституция Российской Федерации,  Федеральные законы («О Президенте РСФСР», «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации»), учебные пособия («Конституционное право России» Е.И. Козлова и О.Е. Кутафина, «Теория государства и права» В.Н.Хропанюк), а также материалы из журналов «Вестник МГУ» (серии «Право» и «Политические науки»), «Государство и право», «Правоведение», «Государственная власть и местное самоуправление». Авторы, с помощью трудов которых исследовалась тема работы, анализируют учения Монтескье и Руссо (Сумбатян Ю.Г. «Концепция разделения властей: история и современность», Чиркин В.Е. «Разделение властей: социальные и юридические аспекты» и др.), рассматривают ситуацию разделения и взаимодействия властей в России (Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России», Основин В.С. «Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы»и др.), определяют проблемы, стоящие перед Россией на пути реализации принципа разделения властей (Назаров Д.И, Назарова И.С. «Функционирование системы «сдержек и противовесов» в механизме осуществления государственной власти»).   

Актуальность темы данной курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода рассматриваемый вопрос не находил своего отражения в отечественной правовой концепции. На рубеже 80–90-х годов ХХ века в России была поставлена общегосударственная цель — создание правового государства, началась коренная реконструкция государства и соответствующих государственных структур. В связи с этим важность принципа разделения властей в ходе формирования правового государства, проблематика этого вопроса заслуживает пристального внимания со стороны отечественных теоретиков права.



Глава 1. Монтескье  и  Руссо:

два  представления  о  разделении  властей



1.1. Возникновение и развитие теории разделения властей



Разделение властей — это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен.

Для поддержания демократических норм жизнедеятельности больших человеческих сообществ потребовались достаточно сложные административные системы. Понадобилась система представительной демократии, при которой граждане поручают своим представителям осуществлять управление обществом. С теми или иными коррективами эта система сохранилась до наших дней. Но независимо от формы реализации демократического режима управления обществом, важнейшие идеи и принципы демократии, возникшие в глубокой древности и обогащаемые на протяжении длительного периода развития человеческой цивилизации, остаются той основой, но которой строятся и разнообразные теории демократии, и системы осуществления демократических идей на практике.

Именно поэтому краткий ретроспективный анализ становления и развития этих идей представляется важным для понимания исторических тенденций, современного состояния и возможных перспектив развития этой высшей по своей гуманистической направленности политической системы.


1.2.  Политико–правовое  учение  Монтескье

Теория разделения властей, зародившаяся во Франции в середине 18 века, конечно же, возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии. Теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства и была обусловлена, прежде всего, борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.

Появление новой концепции (ограничение роли государства и принцип разделения властей) было связано с именем Шарля Луи Монтескье (1689–1755), одного из ярких представителей французского Просвещения, выдающегося юриста и политического мыслителя. Монтескье известен не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента — судебного учреждения).

В трактате «О духе законов» (1748) Монтескье развернуто и последовательно представлена теория разделения властей. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства. “Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно говорит Гравина, - образует то, что называется политическим состоянием (государством)”»[1]. Функции государства, считал Ш. Монтескье, должны сводиться к поддержанию порядка и охране свободы и имущества граждан.

Главной темой всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. Причем рассматривается эта свобода в двух аспектах: в ее отношениях к государственному строю и к отдельной личности, гражданину. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной[2]. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

В фундаментальной работе «О духе законов» Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. Он пришел к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга»[3].

Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод. Вообще, принцип разделения властей имеет очень существенное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие»[4].

Монтескье подчеркивает, что политическая свобода возможна лишь при таком правлении, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое правление характеризуется как «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет»[5].

Одним из способов реализации принципа разделения властей призвана служить система «сдержек и противовесов». Смысл ее заключается в том, что каждый из органов государственной власти наделяется определенными полномочиями по отношению к другому. Данными полномочиями корреспондируются права и обязанности последнего в отношении первого (Парламент, например, может выразить недоверие деятельности Правительства, Правительство может инициировать перед главой государства вопрос о роспуске Парламента, предварительно поставив перед Парламентом вопрос о доверии к себе)[6].


Монтескье выделяет следующие положения своей теории.

Во-первых, три рода существующей власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а, следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти — «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан…». «Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью». «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий»[7].

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Система «сдержек и противовесов» имеет целью предотвращение соединения властей в одном органе, в руках одного человека, т.к. это чревато опасностью установления антидемократического режима. Ш.Л. Монтескье в своем трактате «О духе Законов» говорит об этом так: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц»[8]. При этом Монтескье специально подчеркивает, что он имеет ввиду не реально существующее положение, а должный порядок, потому что «иначе эти государства не будут совершенными»[9]. 

Однако для обеспечения свободы недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа. В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, - считал Ш.Монтескье, - власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который изображен в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, «законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента». «Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей»[10].

Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную — вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная — монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) — аристократии, нижняя палата собрания — интересы народа. Таким образом, налицо стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии (слившейся тогда с народом) и приверженцев абсолютизма[11].

Учение Монтескье о разделении властей  оказало существенное воздействие  на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.



1.3.  Политико–правовое  учение  Руссо

Концепция правового государства связывалась и связывается, как правило, с идеями естественных неотчуждаемых прав человека. Согласно этим взглядам естественное право независимо от государства и стоит выше него. Однако среди сторонников правового государства есть и такие, которые исходят из связанности государства позитивным законом, принятым государством[12]. Прежде всего, следует упомянуть Жан-Жака Руссо (1712-1778) - яркого и оригинального мыслителя, выражающего радикально-демократическое умонастроение. Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа»[13]. Он писал, что закон принимается сувереном (народом), правительство – только слуга и исполнитель закона. После этого «тезис о единстве власти» использовался разными силами. При этом следует отметить, что «речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят, в конечном счете, общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и, как правило, строятся по вертикали»[14].

Основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека — в гражданина, Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого.

Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать — с точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного состояния в гражданское[15].

Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века. Если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран,  хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в своей изначальной трактовке теория разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала XVIII века[16]. Преамбула к этому документу гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов...», отражая тем самым то, что народ является единственным фундаментом власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система «сдержек и противовесов»: были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права. Джеймс Медисон — четвертый президент США, игравший, по-видимому, значительную роль в создании Конституции, утверждал: «Концентрацию всей власти — законодательной, исполнительной и юридической — в одних руках... можно с полным правом считать определением тирании»[17].

Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом “Новом свете” появилось “новое” по своей сути государство.

Глава 2. Теория разделения властей: правовые формы

 

2.1. Значение принципа разделения властей

в правовом государстве

Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов организации демократического, т.е. правового, государства.

Сущность идеи правового государства  - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов[18].

Пункт 1 статьи 1 Конституции гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[19], т.е. Российская Федерация провозглашена как правовое государство.

В годы советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае, он рассматривался, выражаясь словами К.Маркса, «как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля». Провозглашенная диктатура пролетариата прямо противоречила идее разделения властей, позже в социалистической доктрине все более укреплялся принцип-лозунг «Вся власть Советам!». Создание государства нового типа, государства социалистического, неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации  которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам[20].

Реформа системы государственных органов, которая началась во второй половине 80-х годов, явилась частью перестройки всех сфер жизни общества и государства. Переходный период в нашей стране заставил многих переосмыслить принцип разделения властей и буржуазный парламентаризм. Рассмотрим, например, реформу представительной системы. На XIX Всесоюзной Конференции КПСС в качестве задач были поставлены «ограничение власти исполнительных органов и утверждение полновластия Советов, создание механизма, исключающего возможность узурпации власти каким-либо органом государства или каким-либо должностным лицом партии или государственного аппарата». Однако результаты были весьма посредственные: «не заработала предполагаемая система «сдержек и противовесов», «в целом не оправдал себя институт Председателя Верховного Совета СССР... он оказался юридически немощным при решении в оперативном порядке важных государственных и политических проблем», «идея конституционного закрепления руководящей роли КПСС, как ядра государственных и общественных органов, окончательно выявила свою несостоятельность»[21].

Рождение института президентства стало одним из самых значительных изменений в системе органов исполнительной власти. «Предназначение президентской власти в том, чтобы повысить эффективность функционирования не только высшего эшелона, но и всей системы государственного управления», - говорил М. С. Горбачев («Известия», 1990, 29 марта). Однако в 1991 году был издан Закон «О Президенте РСФСР», которым Президенту были даны полномочия издавать указы по вопросам экономической реформы, имеющие силу законов[22], т.е. по сути, была установлена суперпрезидентская форма правления. После 21 сентября 1993 года принцип разделения властей был подвергнут серьезнейшему испытанию. Тот факт, что в Положении о федеральных органах власти, на переходный период подменившем действовавшую Конституцию, не было норм о статусе Президента, свидетельствовал, что власть его становилась неограниченной[23].

Важнейшим моментом в реформе судебной системы было обеспечение независимости судов от других государственных органов и, особенно, от партийного аппарата. Очень существенным и наиболее практически значимым шагом в деле судебной реформы стало принятие Закона «О статусе судей в Российской Федерации» в 1992 году. Также был создан Конституционный Суд, которым должен был обеспечить не только охрану прав и свобод, но и контроль за деятельностью государственных органов.

Несмотря на то, что были предприняты и многие другие меры для реализации принципа разделения властей, вряд ли можно утверждать, что эти меры были эффективны.


2.2.  Правовые  формы  разделения  властей


Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[24]. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.


2.2.1. Президент  и  его  полномочия

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Он участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки Правительства. Для  ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд сдержек.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. Следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.[25]

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности, формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.



2.2.2. Законодательная  власть  и  ее  полномочия

Высшим представительным и законодательным органом власти является постоянно действующий орган - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

К основным полномочиям Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда; назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности.

К ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства, и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.[26] Государственная Дума является единственным законодательным органом страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе.

В ст.102 и ст.103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству (например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.). Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.[27]

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления  исполнительной власти и Президента[28].



2.2.3. Исполнительная  власть  и  ее  полномочия

“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит п.1 ст.110 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Председателя Правительства Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Положение Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации обеспечивается его широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства[29].

Как высший исполнительный орган государственной власти РФ, Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами иполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Полномочия Правительства перечислены в статье 114 Конституции.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в Конституции РФ в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.


2.2.4. Судебная  власть   и  ее  полномочия


Государственной властью, призванной осуществлять правосудие, является судебная власть, которая, к сожалению, остается в России все еще традиционно слабым местом. Продекларированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, такие как несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического и правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл.7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[30].

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. Также он разрешает дела о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

В связи с принятием России в Совет Европы юрисдикция Европейского Суда теперь распространяется и на территорию России. В настоящее время это высший судебный орган для России и ее граждан.

Особое положение среди государственных органов занимает Прокуратура, которую очень трудно отнести к той или иной ветви власти, хотя авторы Конституции Российской Федерации помещают статью о Прокуратуре в главу 7 «Судебная власть» (ст.129). Этот орган, не входя в систему разделения властей, тем не менее, служит достижению целей, которые ставит перед собой данная концепция — обеспечение свобод. Прокуратура, будучи независимой от других органов государственной власти, способствует укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами.

Глава 3. Проблемы оптимизации разделения властей в Российской Федерации

 

 

3.1.  История  России:

 трудности  государственной  реформы


Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.

Нередко для объяснения трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, ссылаются на отсутствие у страны демократических традиций, на особенности ее исторического развития. Однако зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Объединение русских земель, создание централизованного Русского государства требовало максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия также исключило возможность разделения властей[31].

II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного государства. Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Марксизм отвергал концепцию разделения властей, как выражение интересов буржуазии.

В отличие от других бывших союзных республик Россия не издавала специальный акт о провозглашение независимости. В какой-то мере точкой отсчета можно считать Декларацию о государственном суверенитете (12 июня 1990г.), где впервые был провозглашен принцип разделения властей. В 1992 году этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст.1)[32]

Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный на состоявшийся 12 декабря 1993 года референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений не содержит. Принцип, изложенный в ст.10, достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

В Российской действительности разделение ветвей государственной власти набирает силу, притом на самом сложном участке – взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью. «Исполнительной и законодательной власти надо садиться за стол и вести диалог», - настаивает Президент РФ. В свою очередь Правительство России явно стремится следовать курсу на сотрудничество с Федеральным Собранием РФ.



3.2. Принцип разделения властей в Конституции 1993 года


Принятие на Всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, Однако положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип «сдержек и противовесов» полностью реализуется в статьях нового Основного закона. Новая Конституция закрепила новую систему государственных органов, по новому распределила функции государства между различными ветвями власти. Система «сдержек и противовесов», представленная в Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов взаимодействия государственных органов, которые существовали до принятия этого документа, однако она является результатом тех изменений, которые произошли в России за время реформ.

Особое внимание следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти, поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном процессе, а закон (нормативный акт) в нашем государстве — основной источник права. Следовательно, структура отношений между представительными и исполнительными органами играет решающую роль в государственном регулировании жизни общества. 

Высшим представительным и законодательным органом власти является Федеральное Собрание Российской Федерации, занимающее очень важное место в законодательном процессе, однако нельзя сказать, что они играют в законодательном процессе решающую роль. Законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись к Президенту; законодательный процесс, установленный в Конституции, имеет массу недостатков. Безусловно, эту проблему необходимо решать, что и пытаются сделать различные государственные органы, например, Конституционный Суд.

Одним из действенных рычагов системы «сдержек и противовесов» должна являться процедура импичмента (отрешения от должности), но в ныне действующей Конституции и этот институт имеет массу изъянов.

Конституционные принципы парламентаризма и народного представительства оказываются вод угрозой. У Федерального Собрания нет самостоятельности, серьезных контрольных рычагов ни в кадровой, ни в финансовой областях. Искусственное разграничение полномочий двух палат Федерального Собрания приводит к утрате целостности единого органа представительной власти. Некоторые важнейшие вопросы решает немногочисленный Совет Федерации (ст. 102 Конституции РФ), в котором половина депутатских мест отведена «сослуживцам» Президента по исполнительной линии: например, вопрос об утверждении указа о чрезвычайном положении или назначении по предложению Президента Генерального Прокурора. Об опасной декоративности Парламента свидетельствует и то, что Совет Федерации свои решения по конституционным законопроектам должен принимать большинством в три четверти голосов (ст. 106 Конституция РФ).

Отношения судебной власти с законодательной и, особенно, с исполнительной властью также не является образцом системы «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит следующие положения: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст.118). «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст.120). На самом деле, судьи не столь независимы, как того требует теория разделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти.

Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль (судебные органы можно назвать самыми беспристрастными). Несмотря на некоторые недостатки Закона «О Конституционном Суде», мы не можем умалять роль этого органа в системе сдержек и противовесов.

Заключение

Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что в современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение.. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами. Теория разделения властей является одним из гарантов прав и свобод человека. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства.

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь в виду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для становления правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина. В России пока можно констатировать лишь то, что закрепленная в Конституции форма правления имеет серьезнейшие изъяны и явно не соответствует теории разделения властей. «Здесь открыта не просто дорога самовластию, но — злоупотреблениям самовластием»[33]. В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться идея демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.

Список источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА – ИНФРА-М, 2001. – 56 с.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997. № 2-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997. № 51. Ст. 5712.

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1997 № 3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.01.1998. № 1. Ст.1.

4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996. № 1-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997. № 1. Ст.1.

5. Закон РСФСР от 24.04.1991. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 25.04.1991. № 17. Ст. 512.

Научная и учебная литература

1. Азаркин Н.М. Монтескье. – М.: Юридическая литература, 1988. – 430 с.

2. Бородин С.В. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. - № 5

3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 460 с.

4. История политических и правовых учений // Под общ. ред. акад.РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА – ИНФРА-М, 2000.  – 352 с.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. – 585 с.

6. Локтионов А.С. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. - № 2.

7. Назаров Д.И., Назарова И.С. Функционирование системы «сдержек и противовесов» в механизме осуществления государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. - № 2.

8. Основин В.С. Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы // Правоведение. 1991. - № 5.

9. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М.: Юристъ. 1994. 388 с.

10. Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность // Вестник МГУ, Политические науки, серия 12. - 2000. - № 2.

11. Теория права и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - 360 с.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций // Под ред. проф. В.Г.Стрекозова. - М.: 1998. – 377 с.

13. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 432 с.

14. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. - 1990. - № 8.

15. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.: Издательство НОРМА – ИНФРА-М, 1994. – 164 с.

16. Явич Л.С. Господство права / Правоведение. - 1990. -  № 5.




[1] См.: Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988. С.112.

[2] См.: Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2001. С.51.

[3]  См.: Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность / Вестник Московского университета. Серия.12. Политические науки. 2000. № 2. С.23.

[4] См.: Явич Л.С. Господство права / Правоведение. 1990. № 5. С.17.

[5] См.: Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988. С 114.

[6] См.: Назаров Д.И., Назарова И.С. Функционирование системы «сдержек и противовесов» в механизме осуществления государственной власти / Государственная власть и местное самоуправление. 2000. № 2. С.28.

[7] См.: Теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1994. С. 269-285.

[8] См.: Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988. С. 113.

[9] См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001. С. 157.

[10] См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С.112.

[11] См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. проф. В.Г.Стрекозова. М., 1988. С.139-153.


[12] См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001. С.149.

[13] См.: Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / Советское государство и право. 1990. № 8. С.4.

[14] См.: Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С.60.

[15] См.: История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад.РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. М., 2000. С.148-149.

[16] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2002. С.135.

[17] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2002. С.136.

[18] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2002. С.144.

[19] Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М., 2001. С 2.

[20] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2002. С.135.

[21] См.: Основин В.С. Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы /Правоведение. 1991. №5. С.16.

[22] См.: Закон РСФСР от 24.04.1991. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР». 25.04.1991. № 17. Ст. 512.

[23] См.: Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность / Вестник Московского университета.Сер.12. Политические науки. 2000. № 2. С. 25.

[24] Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М., 2001. С. 4.

[25] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2002. С.395-399.

[26] См.: Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность / Вестн. Моск. ун-та.Сер.12. Политические науки. 2000. № 2. С.26.

[27] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2002. С.417-449.

[28] См.: Локтионов А.С. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 2. С.16.

[29] См.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» / «Собрание законодательства». 1997. № 51. Ст. 5712.  См. также: Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ». 1998. №1. Ст.1.

[30] См.: Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997.  № 1. Ст.1.

[31] См.: Бородин С.В. О разделении и взаимодействии властей в России //Государство и право. 2002. № 5. С.9

[32] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2002. С.135.


[33] См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С.137.