Содержание

1. Новые формы и виды услуг, их внедрение в практику обслуживания. 3

2. Организация досуга туристов. 7

3. Виды сервиса. 14

Список литературы.. 20

1. Новые формы и виды услуг, их внедрение в практику обслуживания

Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития, видов и форм туризма. Основное противоречие здесь заключается в многопрофильном характере туристской деятельности, которая, с одной стороны, нуждается в специалистах различных профессий, специальностей, квалификаций, а с другой - в принципиально новых технологиях обслуживания туристов и экскурсантов, потребности в которых возникают по мере развития смежных отраслей народнохозяйственного комплекса и формирования специалистов по смежным видам профессиональной деятельности.

Выявлено, что наряду с широко распространенными формами основной туристской деятельности - туроператорской (формирование тура), турагентской (продажа тура) и деятельностью по обслуживанию туристов в местах пребывания на маршруте, в процессах путешествий (гостинично-ресторанное и экскурсионное обслуживание) - в последние годы сформировались направления сопутствующей туристской деятельности, обеспечивающей условия для организации и осуществления путешествий (анимационная деятельность), разработки программ регионального развития туризма, создания принципиально новых туристских продуктов и продвижения их на отечественный и международный рынок. Последнее особенно актуально для современных российских условий. Пока еще наблюдается существенное нарушение баланса в туристских потоках в пользу выезда за рубеж в ущерб развитию въездного и внутреннего туризма.

Немаловажное значение имеет и развитие социального туризма - одного из факторов социальной поддержки населения, реализуемой на конституционной основе.

Выполненный нами анализ практики туризма, официальной статистики свидетельствует о том, что его виды и формы становятся все более разнообразными, его дифференциация не ограничивается разделением на выездной, въездной, внутренний и социальный. Туристский рынок охватывает туризм организованный и неорганизованный; дальний и краткосрочный; стационарный и маршрутный; элитный и экономический; детский и молодежный, для лиц старшего возраста; групповой, индивидуальный и семейный; различающийся по целям путешествия (культурно-познавательный, обучающий, спортивный, оздоровительный, курортный, деловой, приключенческий, паломнический), по специализации путешествий (экологический, аграрный, религиозный, круизный, хобби-туризм, караванный, автостоп, ознакомительный), по времени осуществления путешествий (сезонный, каникулярный, праздничный), по политическим и природно-географическим зонам (приграничный, горный, лесной, пустынный, прибрежный), по способу передвижения и видам транспорта (пешеходный, конный, велосипедный, автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, комбинированный, на других видах транспорта). Перечисленные варианты классификации - далеко не исчерпывающие, поскольку в практике социально-культурной жизни постоянно возникают новые виды и формы туризма.

Исследование профессионально-квалификационной структуры кадров показывает, что в формировании и предоставлении туров туристских услуг участвуют не только туроператоры, турагентства, гостиницы, рестораны и экскурсионные бюро. Система предпринимательства в туристской индустрии традиционно включает постоянно развивающийся транспортный сектор (перевозчики туристов). Бурный рост переживает сектор индустрии развлечений для туристов, требующий большого числа квалифицированных аниматоров разного профиля. В индустрии гостеприимства наряду с секторами размещения и питания имеется сектор индустрии сопутствующих (дополнительных) услуг, от которых в немалой степени зависят доходы собственно гостиниц. Наконец, сектор глобальных компьютерных систем бронирования и резервирования является посредником между секторами собственно туристской индустрии и индустрии гостеприимства и требует все больше специалистов по информационным технологиям.

Структурный анализ действующих и прогнозируемых видов профессиональной деятельности показывает, что в отечественной системе высшего профессионального образования к настоящему времени отсутствуют кодифицированные (принятые в государственный перечень) специальности туристского профиля (за исключением специальности «Социально-культурный сервис и туризм»). В процессе эксперимента нами установлено, что значительное количество направлений и специальностей имеют или могут иметь специализации по профилю туристско-экскурсионной деятельности. Например, специальность «Природопользование» имеет специализацию «Экологический туризм», а в рамках специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» в настоящее время разработан образовательный стандарт «Профессиональное обучение в туризме».

Тенденции формирования содержания профессионального туристского образования в новых социально-экономических условиях определяются общими рамками реформы образования, в ходе которой, в частности, происходит смена поколений государственных образовательных стандартов. Новое поколение образовательных стандартов предоставляет образовательным учреждениям больше возможностей самим формировать содержание регионального (вузовского) компонента, элективных курсов и блока дисциплин специализации учебных планов. Эти тенденции - формирование разнообразных образовательных программ - прогрессивны, однако, как показали наши педагогические наблюдения, для реализации многопрофильного обучения в рамках одного учебного плана - недостаточны.

На основе анализа сущности феномена многопрофильности профессионального туристского образования разработан проект видов профессиональной деятельности кадровых ресурсов в сфере туризма.

Важной составной частью туризма как социального явления в России следует считать туристско-краеведческую образовательную деятельность. Исторически сформировавшись как средство учебной деятельности и подготовки молодежи к жизни, труду, движение объединяет более 550 центров детско-юношеского туризма. В настоящее время, даже несмотря на сложные экономические условия, в мероприятиях краеведческого характера принимают участие миллионы школьников. В условиях рыночных отношений и децентрализации управления хозяйственным комплексом перспективно развивающийся детско-юношеский туризм следует рассматривать как мощное средство воспитания детей и подростков. Наш прогноз развития системы туризма в России и связанный с ним анализ потребности в кадрах специалистов свидетельствуют о том, что развитие туристско-оздоровительной инфраструктуры будет идти более быстрыми темпами, чем развитие других отраслей досуговой деятельности, что повлечет за собой необходимость увеличения числа подготавливаемых специалистов.

В свете вышесказанного возникает проблема подготовки кадров специалистов, способных к эффективному обслуживанию туристско-спортивного движения, в том числе к выполнению функций менеджеров спортивных команд, менеджеров спортивных мероприятий, финансовых менеджеров. Несмотря на имеющийся в этой области опыт работы функционеров российских и международных спортивных объединений (федераций по видам спорта), современные условия подготовки спортсменов и организация соревнований определяют необходимость дальнейшего анализа ситуации и условий подготовки специалистов нового поколения - менеджеров по туристско-спортивному оперейтингу[1].

2. Организация досуга туристов

Методика разработки экскурсионного маршрута:

1.          Выбрать тему экскурсии (в названии должна быть «изюминка»).

2.          Составление библиографии (список литературы основной и дополнительной).

3.          Сбор материала и его оформление, сортировка: по объектам, по личностям, по событиям.

4.          Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к теме, объекты должны быть расположены на маршруте таким образом, чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие экскурсионного маршрута на участников. Должно быть оптимальное количество объектов. 3ч.15-20 объектов, из них 10 основных. В тематических экскурсиях 6-10 объектов (3ч.)

5.          Составление маршрута, основные требования:

-   не должно быть противоречий с правилами ГИБДД;

-   не должно быть повторного проезда по улице, площади;

-   к объекту должен быть удобный подход и подъезд;

-   другие объекты не должны отвлекать внимание;

-   маршрут не должен повторять другие экскурсии.

6.          Подготовка текста: по хронологии, по тематике.

7.          Составление портфеля экскурсовода: фотокарты, но не более 10-15 шт.

8.          Составление методической разработки – «паспорт».

Первый лист: название, состав экскурсантов, продолжительность, протяженность маршрута.

Второй лист: вступление (3-7 мин.).

Маршрут экскурсии

Остановки

Объекты показа

Время в мин.

Подтемы и вопросы

Организационные указания

Методические

Указания

9.          Прием экскурсии.

10.     Утверждение экскурсии.

11.     Утверждение списка экскурсоводов по данной экскурсии.

12.     Сертификация экскурсионного маршрута. Существует программа, требования. Утверждение в ГИБДД. Набор документов в центр сертификации.

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.

Цель индустрии развлечений – создание условий развлечения, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.

Социальная направленность индустрии развлечений – служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках.

Индустрия развлечений, решая многогранные задачи:

- воспитания

- формирования оптимистичного настроения

- образования

- отдыха

- развития культуры человека,  формирует и развивает личность.

К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спорт залы, библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны отдыха, исторические достопримечательности и др. Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование или инвентарь, также входят в индустрию развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести: добровольный выбор вида развлечений человеком; предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену развлечений; неограниченный перечень видов развлечений, комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и развлечение, развлечение и образование и пр.); периодичность потребления развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному).

Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно[2].

 К числу важнейших современных задач изучения индустрии развлечений относятся следующие.

1. Исходя из важного места развлечений в формировании личностных особенностей в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений. Создание адекватных моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению действенности социальной политики.

2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентоспособная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечения. При этом важно видеть разницу между подстройкой  индустрии развлечений к потребностям человека, «мягким» управлением потребления  и корыстным манипулированием сознанием людей вследствие предложения им означенного комплекса развлечений.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений

4. Независимо от того, развлекается человек один или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня значительную часть развлечений человек получает дома, в узком кругу.  В этой связи целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщенности людей.

5. Спрос на деятельность индустрии развлечений зависит от величины и форм  использования свободного времени. Важным фактором  является также доход населения[3].

Инфраструктура театров

Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.

Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, буфетов, туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени.

Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Имеются также мастерские(декорации, костюмы).

Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут  располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная) сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя, центральная.

Постановки музыкальных, музыкально-драматических, драматических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных инструментов. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствуют множество театральных зданий.

От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля (обычно 10 м. по глубине, 14 м. по ширине), а в пространственном отношении – форма зрительного зала. Помещение оркестра располагается перед сценой.

Оборудование сцены – разнообразно, зачастую уникально.

Для зрителей важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.

Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27 - 30 м. Также учитывается форма зала. Соблюдение этого параметра ограничивает вместимость зала.

Для оценки акустических свойств театрального зала используется показатель времени реверберации.

Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной защиты.

Инфраструктура многоцелевых залов  

Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных зрелищ и строительства зданий общественного значения. Сооружение многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной эксплуатации универсального объекта.

В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные, танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спотривные и пр.

Вместимость залов различна и колеблется от 100 до десятков тысяч человек. Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией.

Вокруг  залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей. К зданию примыкает ресторан.

По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что обеспечивается соответствующими конструкциями и композиционными приемами зала (подвижные потолки, перегородки и т.д.).

К основным тенденциям развития многоцелевых залов относятся: Формирование зрелищных центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние многоцелевых залов с учреждениями досугового профиля; формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов; совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.

Клубная деятельность

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественное мнение и сознание. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Персонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства.

Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации общения люлей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией  интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр.  Носят характер специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения.

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский комплекс, демонстрационный и клубный комплексы, административно – хозяйственные и технические помещения.

В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы.

Формирование клубной общности проходит несколько стадий – Становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения[4].

 

3. Виды сервиса

В последнее десятилетие наблюдается существенное развитие одного из наиболее динамично развивающихся секторов туризма – системы владения клубным отдыхом, более известной как таймшер.

Покупатели в системе владения отдыхом – это лица с достаточно высоким годовым доходом и повышенными требованиями к качеству и месту нахождения средств размещения.

Система владения отдыхом – это один из способов оплаты и использования в определенный период времени высококачественного средства размещения, которое по желанию можно обменять на отдых в другом месте. Это туристский продукт, максимально приспособленный под потребности покупателя.

Концепция владения отдыхом предлагает владельцам право пользоваться в течение определенного периода времени (сезона и интервала) ежегодно номером, апартаментом или другим типом жилья, которые, в свою очередь, являются частью туристского комплекса (клуба), оборудованного для предоставления различных услуг. Покупатель платит определенную сумму для приобретения права владения членством в клубе отдыха, в после этого осуществляет ежегодные взносы: предназначенные на обслуживание клубной собственности; за обмен отдыхом в другом клубе. Период продажного времени основывается обычно на неделях (интервалах) и не может быть, как правило, больше 51 недели в год.

Время пребывания в апартаментах (модулях) подразделяется на сезоны – красный (сезон), белый (межсезонье) и синий (несезон). Таким образом, покупается интервал, модуль и сезон.

Удобства средств размещения и размеры модулей различаются:

-    студия, комната-люкс (на 2 места);

-    номер с одной спальной и гостиной  (на 4 места);

-    номер с 2 спальнями и гостиной (на 6 мест);

-    номер с 3 спальнями и гостиной (на 8 мест) и т.д.

Модули размещения часто включают такие элементы, как терраса, балконы, бассейны, джакузи, видеосистемы, кухни (полные, неполные, отдельные + посуда, холодильник, СВЧ, стиральная машина, посудомоечная машина и др.)   

Средний размер курорта – 50 номеров и различаются на: пляжные, городские, горные, тематические парки отдыха.

Индустрия гостеприимства занимает основное место в международном туризме. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии туризма и качества предлагаемых помещений.

Проблемы гостиничного хозяйства (управление, финансирование, дизайн) являются основными для экономического анализа туризма. Экономический анализ гостиничного сектора основан, в свою очередь, на анализе эффективности вложенных инвестиций.  

Сегодня в мире насчитывается более 30 тыс. отелей различного уровня. Общее количество номеров в этих гостиницах превышает 12 млн.

Наибольшим количеством номерного фонда располагает Европа. На 2 месте – Америка, на 3 – Восточная Азия.

Западные специалисты отмечают недостаточное количество гостиниц в России, соответствующих мировым стандартам, плохо обученный персонал, устаревшую инфраструктуру и сложности со средствами сообщения.

Физиологическую потребность туристов в пище удовлетворяет предприятия общественного питания. Они отличаются разнообразием форм. К туриндустрии питания относятся: рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные.

Классификация предприятий питания выполняется по многим признакам:

¨    По признаку связанности управления различают предприятия, объединенные в цепи, и работающие самостоятельно.  К  крупнейшим ресторанным цепям США относят МакДональдс, Бургер Кинг.

¨    В зависимости от ассортимента различают предприятия комплексные, универсальные, специализированные.

¨    В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия могут работать с постоянным контингентом (такое предприятие питания находится при гостинице, санатории), с переменным контингентом (городской ресторан).

¨    В зависимости от метода обслуживания различают предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами; предприятие самообслуживания, предприятие смешанного обслуживания.

Большой популярностью у туристов пользуются рестораны. Они подразделяются на 2 большие группы: классические и быстрого обслуживания.

Для развлечения посетителей комфортабельные предприятия питания приглашают музыкантов, артистов. На балансе предприятия могут числиться: магазины, подсобные хозяйства.

Многие путешественники отправляются в специальные гастрономические и питейные туры, чтобы познакомиться с национальной кухней разных стран. Во время таких поездок они приобщаются к местным обычаям, нередко становясь участниками фольклорных празднеств (пребывание в Германии и Чехии, например, редко обходится без посещения пивных заведений).

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. 

Транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма. Транспортные путешествия – это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных признаков:

-                    способу передвижения на маршруте (железнодорожный, морской, автобусный, речной, авиационный, прочие виды, комбинированный)

-                    виду используемого транспорта (поезда, самолеты, автобусы, теплоходы, паромы, яхты, лодки, байдарки, плоты, подводные лодки и другие плавсредства, мотоциклы, велосипеды, воздушные шары, дельтапланы)

-                    построения трассы маршрута (линейная, кольцевая, радиальная, комбинированная)

-                    продолжительности путешествия (кратковременные, типа «Уикэнд», многодневные)

-                    сезонности (круглогодичные, сезонные, разовые)

Наибольшей популярностью пользуются автобусные авиационные и железнодорожные путешествия (около 88% от общего объема транспортных путешествий).

Транспортное туристское путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т. д.

Наиболее мобильный вид транспорта – автобус и легковой автомобиль используются как на самостоятельном маршруте, так и виде трансферного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.

При планировании своего  путешествия турист учитывает такие факторы:

-                    скорость доставки до цели поездки

-                    комфорт путешествия

-                    стоимость

-                    возможность перевозки багажа и его вес

-                    возможность остановки в пути следования

-                    условия питания

-                    уровень шума, вибраций

-                    условия для сна и отдыха

-                    возможность широкого обзора во время поездки

-                    наличие неблагоприятных экологических факторов

-                    безопасность

По приоритетам эти требования распределяются в такой последовательности:

-                    безопасность путешествия

-                    стоимость и наличие различных льгот

-                    комфортабельность

-                    скорость доставки

-                    прочие факторы

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.

При воздушных перевозках выделяются несколько видов обслуживания. Основной вид транспортной услуги – чисто воздушная перевозка + услуги, связанные с перелетом. Этими услугами пользуются туристы-индивидуалы, туристские группы и иные категории путешествующих.

В целях расширения услуг и удобства путешествующих воздушные перевозчики консолидируются с наземными и морскими (речными) и предлагают комбинированные виды перевозок.

В состав услуг перевозки входят услуги наземных служб при подготовке к рейсу: регистрация пассажиров и багажа, ожидание рейса, сопровождение к авиалайнеру, охрана, а также и главная услуга – полет. По завершению полета следует высадка пассажиров, получение багажа, трансфер в дестинацию.

 Услуги в салоне самолета в полете включают номинальные, включенные в стоимость авиабилеты и дополнительные.

Обслуживание соответствует классу салона.

Услуги на борту:

-                    регистрация и проверка перед посадкой (до и после регистрации производится таможенный контроль, проверка ручной клади и личных вещей, затем, для международных рейсов, пограничный контроль – проверка паспортов и виз

-                    сопровождение – обслуживающий персонал

-                    инструктаж и информация, издания – (информация о полете, его продолжительность и условия, маршрут следования, возможности или запрет курения, расположение туалетов, распорядок питания, правила пользования спасательными жилетами, порядок экстренной эвакуации, погодные условия в пункте назначения)

-                    питание

-                    магазин – филиал магазина duty free на борту

-                    радио, телевидение   - классные самолеты радиофицированы и оборудованы телевидением

-                    связь – специальная телефонная связь

-                    компьютер – предусматривается бортовая сеть питания для подключения портативного компьютера

-                    туалет

-                    одеяла – на длительных ночных рейсах

-                    разминка – рекомендации описываются в бортовом журнале

-                    экстремальные условия – аварийные выходы, снабженные надувными трапами, спасательные надувные жилеты, надувная спасательная лодка, гигиенические пакеты, индивидуальные кислородные аппараты).

Услуги наземных служб:

-                    трансфер

-                    размещение

-                    питание

-                    прокат автомобиля

-                    экскурсии[5]

Список литературы

1.             Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. М.: «Экономпресс», 1998.

2.             Ердавлетов С.Р. Основы географии туризма. М.: ИНФРА-М, 2004.

3.             Карпова Г.А., Быков А.Т., Воронцова М.Г., Натаров М.В., Никифоров В.И., Яковенко Г.В., Воловода А.В., Рохмалева О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4.             Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 1998.

5.             Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро – М», 1997.


[1] Карпова Г.А., Быков А.Т., Воронцова М.Г., Натаров М.В., Никифоров В.И., Яковенко Г.В., Воловода А.В., Рохмалева О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 131-143.

[2] Ердавлетов С.Р. Основы географии туризма. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 217-219.

[3] Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 1998. С. 188.

[4] Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро – М», 1997.  С. 333-337.

 

[5] Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. М.: «Экономпресс», 1998. С. 182-189.