Упрощенная форма бухгалтерского учета на малых предприятиях
Содержание
Введение. 3
1. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса. 4
2. Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях. 7
2.1. Простая форма бухгалтерского учета. 7
2.2. Формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. 12
3. Способы ведения бухгалтерского учета. 21
3.1 Бухгалтерский учет в организациях, являющихся малыми предприятиями, не перешедшими на упрощенную систему учета. 21
3.2. Бухгалтерский учет в малых предприятиях, перешедших на упрощенную систему учета. 24
Заключение. 30
Практическое задание. 31
Список литературы.. 42
Введение
Бухгалтерский учет необходим для создания потока экономической информации с целью управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности любого субъекта предпринимательства.
Бухгалтерский учет - это система наблюдения и обобщения фактов финансово - хозяйственной деятельности предприятия, отражаемых с помощью специальных документов для получения итогов или каких-либо данных о работе предприятия, а также контроля за его деятельностью.
Бухгалтерский учет представляет собой систему приемов и методов непрерывного, взаимосвязанного, сплошного документированного отражения в денежном выражении имущества и хозяйственных процессов в целях контроля и управления ими.
Методология бухгалтерского учета имеет особенности, которые определяются различными способами его ведения:
1) в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства;
2) в организациях, являющихся малыми предприятиями, не перешедших на упрощенную систему учета;
3) в малых предприятиях, перешедших на упрощенную систему учета.
Рассмотрим эти способы.
Цель данной курсовой работы рассмотреть формы ведения упрощенной формы ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а так же критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, кроме того предполагается рассотреть применяемый малыми предприятиями план счетов бухгалтерского учета и рассмотреть отражение основных операций в бухгалтерском учете.
1. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса
Под субъектами малого предпринимательства в Российской Федерации понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 чел,
в строительстве - 100 чел,
на транспорте - 100 чел,
в сельском хозяйстве - 60 чел,
в научно - технической сфере - 60 чел,
в оптовой торговле - 50 чел,
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел,
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными законами и положениями о бухгалтерском учете, положениями о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Малое предприятие имеет право самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы, но при этом в обязательном порядке необходимо соблюдение:[1]
1) единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
2) взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
3) сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
4) накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и в регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.
Так, например, операция по покупке материалов взаимоувязывает показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 10 "Материалы") и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику за эти материалы (кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетные счета" и др.), начисление суммы по оплате труда взаимоувязывается с показателями, отражаемыми на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг), - дебет счета 20 "Основное производство" и др.) и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда") и т.д.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета.
Для организации бухгалтерского учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Малое предприятие, применяя рабочий План счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно общему действующему Плану счетов и Инструкции по его применению, утвержденным соответствующими приказами Минфина России, учитывая следующие рекомендации.
2. Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях
2.1. Простая форма бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет осуществляется на малых предприятиях в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
Малые предприятия могут вести учет с применением регистров журнально - ордерной формы, а также по упрощенной форме бухгалтерского учета. При упрощенной форме бухгалтерского учета можно вести учет:[2]
по простой форме без использования регистров бухгалтерского учета имущества с применением книги учета хозяйственных операций по форме N К-1 и ведомости учета заработной платы по форме N В-8;
по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Учет нематериальных активов рекомендуется вести на специальном субсчете счета 01. При этом амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02.
Все затраты на производство продукции, работ, услуг, включая общепроизводственные и общехозяйственные расходы, учитываются на счете 20.
Оценку выбывающих материально - производственных запасов рекомендуется проводить по методу средней себестоимости.
Учет дебиторской и кредиторской задолженности, включая расчеты с покупателями, с подотчетными лицами, по авансам выданным и полученным, рекомендуется вести на счете 76. При этом сальдо по счету 76 отражается в регистрах бухгалтерского учета развернуто.
Малым предприятиям предоставлено право использовать кассовый метод учета доходов и расходов, т.е. выручка от реализации продукции, работ, услуг может отражаться в учете по мере оплаты. При этом методе учета затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 только в части фактически оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной заработной платы и т.п., доходы отражаются в учете только при фактическом поступлении.
Продукция, отгруженная, но не оплаченная покупателем, отражается при кассовом методе учета на счете 41 до момента поступления денежных средств. Для этого к счету 41 открывается отдельный субсчет, например 41-1 "Продукция отгруженная, но неоплаченная". При отгрузке продукции покупателю делается запись: Д-т 41-3, К-т 41-1. При поступлении денежных средств отражается выручка от реализации: Д-т 50, 51, К-т 90-1 - и одновременно списывается себестоимость реализованной продукции: Д-т 90-2, К-т 41-3.
Малое предприятие может представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам. При этом в состав годового бухгалтерского отчета разрешается включать только типовые формы N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Малые предприятия могут не включать в состав годового бухгалтерского отчета пояснительную записку.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не производящие продукцию и работы, связанные с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (далее - Книга) по форме N К-1.
Книга (форма N К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе 3 "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.
При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе "Сумма", отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
В течение месяца на счете 20 "Основное производство" в графе "Затраты на производство - дебет" собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 "Продажи" с отражением соответственно в графах Книги "Затраты на производство - кредит" и "Реализация - дебет", при этом в графе 3 Книги "Содержание операции" делается запись: "Списаны затраты на производство реализованной продукции".
Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе "Реализация - кредит", и оборотом по графе "Реализация - дебет".
Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой:
в графе 3 делается запись "Финансовый результат за месяц";
в графах "Сумма", "Реализация - дебет" (если получена прибыль) и "Прибыль и ее использование - кредит" или "Реализация - кредит" (если получен убыток) и "Прибыль и ее использование - дебет" показывается сумма финансового результата за месяц.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4.
После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на первое число следующего месяца.
Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8.
Ведомость по форме N В-8 предназначена для учета расчетов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". В разделе ведомости "Кредит (начислено)" отражаются начисленные работникам малого предприятия (состоящим и не состоящим в штате) суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Оплата труда группируется в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производств.[3]
Одновременно производится расчет всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в разделе "Дебет (удержано)" в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных организаций и других лиц) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам.
Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам малого предприятия.
При наличии не выданных работникам малого предприятия сумм по оплате труда (по истечении трех рабочих дней со дня, установленного для ее выплаты) в графе этой ведомости "Расписка в получении" делается запись: "Депонировано", и указанная сумма переносится по каждому работнику (записью позиционным способом) в ведомость следующего месяца в графу 4 "Остаток сумм на оплату труда на начало месяца".
При наличии у предприятия работников (в том числе не состоящих в штате малого предприятия) в количестве более 10 человек рекомендуется вести учет начисленных сумм оплаты труда и удержаний из нее в расчетных ведомостях по типовым формам N Т-49 "Расчетно - платежная ведомость" и N Т-51 "Расчетная ведомость". В этом случае свод операций по счету 70 "Расчеты по оплате труда" производится в ведомости по форме N В-8 на основании данных типовых ведомостей.
В ведомости по форме N В-8 также определяются суммы отчислений на социальные нужды (органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, медицинского страхования и др.) в установленном порядке от сумм оплаты труда работников.
На основании данной ведомости обороты по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются по графе "Кредит" ведомости N В-5 и по графе "Дебет" ведомости по форме N В-3 "Учет затрат на производство".
2.2. Формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены ниже:
ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;
ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма N В-2;
ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;
ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;
ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;
ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);
ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;
ведомость учета оплаты труда - форма N В-8 (приведена выше);
ведомость (шахматная) - форма N В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Ведомость, ведущаяся по форме N В-1, является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 "Основные средства"), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 "Амортизация основных средств").
Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно.
Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на первое число следующего за отчетным месяца.
Перемещение основных средств внутри малого предприятия в ведомости не отражается.
Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации нарастающим итогом.
Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях, ведущихся по формам N В-3 и N В-4.
При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием первичной формы N ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств". На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (N ОС-8) ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 "Основные средства" в ведомости по форме N В-1.
Начисление амортизационных отчислений производится в этом случае в разработочной таблице N 6 или N 7 журнально-ордерной формы счетоводства.
Ведомость, ведущаяся по форме N В-2, предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 "Материалы" и 41 "Товары", а также сумм НДС по приобретенным материальным ценностям (счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям").[4]
Ведомость открывается на месяц и ведется материально - ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо от того, имелось движение за отчетный месяц тех или иных ценностей или нет.
Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.
При наличии на предприятии двух и более материально - ответственных лиц, которыми ведется учет ценностей с применением ведомостей по форме N В-2, в бухгалтерии на основе указанных ведомостей составляется ведомость по форме N В-2 для сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию.
Данные об отпуске материалов и товаров в производство и продажу записываются из ведомости по форме N В-2 (или сводной) соответственно в ведомости по формам N В-3 "Учет затрат на производство" или N В-6 "Учет реализации".
Обособленно от товарно - материальных ценностей в ведомости отражаются отдельной строкой НДС, уплаченный (причитающийся к уплате) и относимый в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет.
Ведомость, ведущаяся по форме N В-3, применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых соответственно на счетах 20 "Основное производство" и 08 "Вложения во внеоборотные активы" (для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме N В-3).
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).
Затраты по дебету счета 20 "Основное производство" собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (N N В-2, В-4, В-5 и др.), и непосредственно из отдельных первичных документов.
В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг. В первом случае делаются записи в графе 11 - сторно по строке "Всего затрат на управление (накладные расходы)" и черным по строкам (объектам) учета затрат произведенной продукции (работ, услуг).
Затраты на реализованную продукцию (работы, услуги) относятся при списании в дебет счета 90 "Продажи" с отражением в графе 16 "Реализовано".
По определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляется их фактическая себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) - на склад (счет 41 "Товары"), реализацию (счет 90 "Продажи") и другие.
Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.
Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме N В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.[5]
Ведомость, ведущаяся по форме N В-4, применяется малым предприятием для учета денежных средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 "Амортизация основных средств", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 99 "Прибыли и убытки", 80 "Уставный капитал" и 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Ведомость, ведущаяся по форме N В-5, используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 "Специальные счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 66 "Расчеты по кредитам и займам".
Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в общеустановленном порядке.
Записи в ведомость по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов. Совершение и оформление операций по расчетному счету осуществляется в порядке, установленном соответствующими нормативными актами Банка России.
Записи в ведомости по учету расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности малому предприятию - дебету счета и задолженности малого предприятия - кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов.
При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, в ведомости отводится на каждый из них необходимое количество строк и в графе "Основание" записывается его номер и наименование.
Далее по этой же графе записываются виды задолженности, дебиторы и кредиторы (например, счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", ниже - подоходный налог с работников; налог на прибыль и т.д.), а затем позиционным способом против каждого дебитора и кредитора - сальдо и движение средств по ним за месяц.
По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту и выводится сальдо на первое число месяца, следующего за отчетным.
Записи операций по счету 99 "Прибыли и убытки" (учитывая, что операции по использованию прибыли также отражаются на данном счете) следует производить в следующем порядке: сальдо на начало отчетного месяца записывать развернуто, по кредиту счета - сумма прибыли, развернутая по видам, с начала года до отчетного месяца; по дебету - сумма использования прибыли, развернутая по направлениям, с начала года до отчетного месяца.
В таком же порядке записываются операции текущего месяца по образованию финансового результата: по дебету - убытки от реализации и расходы от внереализационных операций, а по кредиту - прибыль от реализации и доходы от внереализационных операций. В конце месяца делается запись "Итого" и подсчитывается общий финансовый результат за месяц.
После этого отражаются операции по их видам за месяц по использованию прибыли.
В зависимости от применяемого порядка определения финансового результата для целей налогообложения малое предприятие использует для учета реализации (расчетов с покупателями) разные варианты ведомости, ведущейся по форме N В-6 - при определении результата:
при использовании метода начислений - по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдачи платежных документов в учреждение банка - форма N В-6 (отгрузка);
при использовании кассового метода - по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступления средств на расчетный счет - форма N В-6 (оплата).
При отгрузке или отпуске продукции (работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в ведомостях производятся позиционным способом по каждому счету (покупателю, виду продукции). В графах "Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца" отражается себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции (работ, услуг) с кредита счетов учета производственных запасов или затрат на производство и ее стоимости по отпускной цене согласно счету, предъявленному покупателю (заказчику).
А. Ведомость по форме N В-6 (отгрузка)
Учет расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) - счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и учет реализации продукции (работ, услуг) - счет 90 "Продажи" в ведомости, ведущейся по форме N В-6 (отгрузка), совмещены.
Финансовый результат при использовании данной ведомости определяется как разница между данными граф "Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца - по отпускным ценам и фактической себестоимости".
Неоплаченная дебиторская задолженность числится в ведомости по отпускным ценам, а в ведомости (шахматной), ведущейся по форме N В-9, расчеты учитываются с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Финансовый результат на малом предприятии, использующем данную ведомость, определяется как разница между данными граф "Оплачено по отпускной цене" и "Оплачено по фактической себестоимости".
В случае если фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) подсчитывается не по каждому ее виду (счету), а в целом за месяц, она определяется как итог суммы фактической себестоимости остатка на начало месяца и отгруженных за текущий месяц за вычетом фактической себестоимости ценностей и услуг, не оплаченных на конец месяца.
Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), не оплаченной на конец месяца, подсчитывается как произведение ее стоимости по отпускным ценам на процент, определенный как отношение суммы фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на начало месяца и отгруженной за месяц к их стоимости по отпускным ценам.
По окончании месяца записи в ведомость (шахматную), ведущуюся по форме N В-9, производятся из данной ведомости только в части стоимости реализованной продукции (работ, услуг) из графы "Оплачено по отпускной цене" (кредит счета 90 "Продажи").
Выявленный финансовый результат в ведомости по форме N В-6 (оплата) в графе "Прибыль за месяц" используется для записи в ведомости по форме N В-4 операций по счету 99 "Прибыли и убытки".
Дебетовое сальдо по счету 90 "Продажи" (графа ведомости "Остаток на конец месяца") показывает остаток отгруженной продукции (работ, услуг), не оплаченной покупателями и заказчиками на конец месяца.
Ведомость, ведущаяся по форме N В-7, применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов
В ведомость по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" позиционным способом записываются данные счетов поставщиков и подрядчиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности.
По дебету отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов 51 "Расчетные счета", 55 "Специальные счета в банках" и другие).
Учет хозяйственных операций на малом предприятии, применяющем форму учета, основанную на использовании регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную), ведущуюся по форме N В-9.
Ведомость по форме N В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.
Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности.
В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке их возрастания, а по горизонтали - в порядке возрастающих номеров ведомостей.
Ведомость, ведущаяся по форме N В-9, заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф "Корреспондирующий счет") с их разноской в дебет соответствующих счетов.
По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости.[6]
Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.
Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.
Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).
Ошибки, допущенные в ведомостях, исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Ошибки зачеркиваются тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись.
Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.
3. Способы ведения бухгалтерского учета
3.1 Бухгалтерский учет в организациях, являющихся малыми предприятиями, не перешедшими на упрощенную систему учета
Малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему учета, при организации бухгалтерского учета используют все вышеперечисленные документы, но с учетом особенностей, изложенных в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, введенных в действие с 1 января 1999 г. (далее - Типовые рекомендации).
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей ведения учета на малых предприятиях, необходимо определить, при каких условиях предприятие будет иметь статус малого предприятия. В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства следует понимать коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: в промышленности - 100, в строительстве - 100, на транспорте - 100, в сельском хозяйстве - 60, в научно - технической сфере - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. При превышении указанной численности малое предприятие лишается льготы на период, в котором произошло превышение, и на последующие три месяца. При осуществлении нескольких видов деятельности лимит численности устанавливается по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в объеме выручки или в годовом объеме прибыли.
Кроме того, еще одним критерием отнесения организации к малому предприятию является доля участия в уставном капитале. Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале:
1) доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
2) доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Малые предприятия, имеющие показатели, соответствующие вышеперечисленным критериям, можно разделить на две группы:
- со среднесписочной численностью свыше 15 человек (рассмотрим в настоящем разделе);
- со среднесписочной численностью до 15 человек (рассмотрим в разд.3).
Малые предприятия первой группы (со среднесписочной численностью свыше 15 человек) в соответствии с Типовыми рекомендациями могут вести учет с применением регистров журнально - ордерной формы (что предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах - ордерах, данные которых затем переносятся в главную книгу) с использованием типового Плана счетов бухгалтерского учета или по упрощенной форме с использованием сокращенного рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, приведенного в Типовых рекомендациях. Применение упрощенной формы учета рекомендовано малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 операций в месяц).
Бухгалтерский учет по упрощенной системе можно вести без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия (т.е. по простой форме) и с использованием регистров бухгалтерского учета. Простая форма учета рекомендована малым предприятиям, не осуществляющим производство продукции (работ), связанных с большими затратами материальных ресурсов, и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц). В данном случае учет всех операций ведется путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (Приложение 1 к Типовым рекомендациям).
Малые предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять для учета финансово - хозяйственных операций регистры бухгалтерского учета в виде ведомостей (формы N В-1 - В-9), которые приведены в приложениях к Типовым рекомендациям.
3.2. Бухгалтерский учет в малых предприятиях, перешедших на упрощенную систему учета
Малые предприятия второй группы (со среднесписочной численностью до 15 человек) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" могут применять упрощенную систему учета, которая предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности имеют право те малые предприятия, у которых:[7]
1) все расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период были представлены в полном объеме;
2) не имеется просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
3) совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, не превышал стотысячекратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
При этом надо иметь в виду, что к субъектам, не обладающим правом пользования упрощенной системой налогообложения учета и отчетности, относятся:
- организации, занятые производством подакцизной продукции;
- организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
- кредитные организации;
- страховые организации;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- организации игорного и развлекательного бизнеса;
- хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Переход на упрощенную систему налогообложения не разрешается и в том случае, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Субъектам малого предпринимательства на добровольной основе предоставляется право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, кроме того, возможен как переход к упрощенной системе налогообложения, так и возврат к ранее принятой системе.
Объектом обложения единым налогом организаций устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за тот же период. Выбор объекта налогообложения осуществляет местный орган государственной власти.
Для перехода на упрощенную систему налогообложения организации не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала, подают письменное заявление налоговому органу по месту их постановки на налоговый учет. В случае положительного решения о переводе организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности налоговым органом выдается патент сроком на один календарный год. Патент является официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения.
Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решением местного органа государственной власти в зависимости от вида деятельности.
Оплата годовой стоимости патента осуществляется организациями ежеквартально с распределением платежей, установленных местными органами государственной власти. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации. В случае превышения оплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате по расчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счет последующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению. Плата за патент не включается в состав расходов, т.е. выплачивается из дохода, остающегося после уплаты единого налога.
При получении патента в налоговом органе организация предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов. Налоговая инспекция на первой странице этой книги фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговой инспекции.
По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
Следует отметить. что при утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с наложением на организацию штрафа, размер которого устанавливается местным органом государственной власти.
В частности, порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории г. Москвы, установлен Законом г. Москвы от 16.10.1996 N 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
Кроме Федерального закона N 222-ФЗ, малым предприятиям второй группы в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими документами:
Приказом Госналогслужбы России от 24.01.1996 N ВГ-3-02/5 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства" (в ред. от 13.02.1996);
Приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Бухгалтерский учет финансово - хозяйственной деятельности малых предприятий второй группы ведется без использования счетов бухгалтерского учета и системы двойной записи в книге учета доходов и расходов, утвержденной Приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности". Следует заметить, что в основе отражения хозяйственных операций в книге доходов и расходов лежит кассовый метод, т.е. по оплате доходов и расходов, произведенных в отчетном периоде. Записи в книге осуществляются в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом. Книга учета доходов и расходов, прошнурованная и пронумерованная, открывается на один календарный год. На последней странице указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя организации (предпринимателя) и печатью налогового органа.
При выборе того или иного метода ведения бухгалтерского учета необходимо учитывать следующее:
- способ ведения бухгалтерского учета должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к данному способу;
- способ ведения бухгалтерского учета должен осуществляться в соответствии с нормативными актами, регламентирующими данный способ.
Следует заметить, что применение того или иного способа ведения бухгалтерского учета имеет свои достоинства и недостатки.
Использование формы бухгалтерского учета с применением двойной записи и составлением баланса обладает рядом преимуществ. Бухгалтерский баланс организации служит основным источником информации о ее деятельности. Из него пользователи узнают, например, каким имуществом владеет собственник, кто принимал участие в его создании и сможет ли он выполнить свои обязательства перед третьими лицами или испытывает финансовые затруднения; в конечном итоге в балансе показывается финансовый результат деятельности предприятия.
Процесс ведения бухгалтерского учета с применением Плана счетов хотя и позволяет получить наиболее достоверную информацию о деятельности предприятия, однако является очень трудоемким и требует, чтобы бухгалтер обладал соответствующими знаниями и квалификацией.
При применении рабочего Плана счетов для малых предприятий, рекомендованного Минфином России в Типовых рекомендациях, необходимо вести большое количестве субсчетов, что не совсем удобно для малых предприятий и практически не упрощает учет.
Особое внимание обратим на кассовый метод ведения учета доходов и расходов. Поскольку расходы при этом методе отражаются в учете только в том случае, когда произведена их фактическая оплата, необходимо учитывать следующее:[8]
- искажается экономический смысл фактической себестоимости готовой продукции, т.е. материалы на производство продукции израсходованы, однако на счет 20 они будут списаны только после их оплаты;
- остатки по счету учета материальных ценностей (счет 10) не будут соответствовать действительности, если они не оплачены в отчетном периоде, т.е. на счете 10 будет числиться остаток на сумму неоплаченных материалов, несмотря на то что фактически материалы израсходованы на производство и их нет на складе.
Таким образом, при использовании кассового метода ведения учета доходов и расходов данные, отражаемые в бухгалтерском учете, будут недостоверными. Чтобы предотвратить подобную ситуацию, бухгалтерам, по всей видимости, придется вести аналитический учет материалов, не оплаченных поставщикам, а также учет оказанных, но не оплаченных малым предприятием услуг.
Преимущества упрощенной системы налогообложения заключаются в следующем:
- уплачивается один налог по сравнительно небольшой ставке с объекта налогообложения;
- при ведении бухгалтерского учета не надо использовать метод двойной записи на счетах, что, в свою очередь, не требует от бухгалтера знаний счетов бухгалтерского учета.
Существенными недостатками данной системы являются ранний срок представления налоговых расчетов (до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и значительные различия между расходами, принимаемыми для исчисления единого налога при упрощенной системе, и составом затрат, включаемых в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) при общепринятой системе налогообложения (список расходов при упрощенной системе очень краткий и не подлежит расширительному толкованию).
Необходимо отметить, что книга доходов и расходов не позволяет пользователям получить полную информацию о финансово - хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней отражаются только полученные организацией доходы и произведенные ею расходы.
В любом случае при наличии необходимых критериев, обуславливающих возможность использования того или иного метода ведения бухгалтерского учета, выбор остается за предприятием.
Заключение
Из описанного выше можно сделать вывод, что было бы логичным установить единые критерии численности работников, количества операций, объема операций и другие показатели, которые являлись бы едиными для бухгалтерского, налогового, статистического и иного законодательства. Поскольку в настоящий момент не наблюдается тенденции к унификации законодательства, профессиональные требования, предъявляемые к специалистам, работающим в области малого бизнеса не только не ниже, но порой и значительно выше, чем предъявляемые к их коллегам, работающим в среднем и крупном бизнесе.
На мой взгляд, важную роль в решении поднимаемых в статье проблем малого предпринимательства играет кадровая составляющая. Как это ни парадоксально, но при обучении бухгалтеров, финансистов и других работников экономического профиля мало кого заботит вопрос, для каких сфер бизнеса готовят этих специалистов.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в области совершенствования законодательства, являющегося базой развития малого бизнеса, необходимо добиваться большей унификации. Напротив, в области подготовки квалифицированных кадров для малого бизнеса следует ориентироваться на большее разнообразие учебных методик, курсов, специальных программ, в особенности тех, которые позволят максимально сочетать процесс обучения с работой в реальной деловой среде.
В данной курсовой работе были рассмотрены формы ведения упрощенной формы ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а так же критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, кроме того предполагается рассотреть применяемый малыми предприятиями план счетов бухгалтерского учета и рассмотреть отражение основных операций в бухгалтерском учете. Таким образом цели курсовой работы выполнены, основополагающие понятия и выводы описаны.
Практическое задание
1. По данным ведомости остатков на 1 августа 200_г. Откройте синтетические счета, к счету 10 «Материалы» - субсчет 10/1 «Сырье и материалы» и 10/6 «Прочие материалы», а к счетам 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» - аналитические счета.
2. Запишите все хозяйственные операции за август 200_г. В журнале регистрации, сделав необходимые расчеты сумм, где это требуется.
3. На основании данных журнала регистрации хозяйственных операций отразите операции на синтетических и аналитических счетах, субсчетах, подсчитайте по ним обороты и сальдо на 1 сентября 200_г.
4. Составьте оборотную ведомость по синтетическим счетам за август 200_г.
5. Составьте баланс на 1 сентября 200_г.
Организация производит женский (продукция А) и мужской (продукция Б) трикотаж.
Заготовление материалов учитывается на счете 10 «Материалы», счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «отклонение в стоимости материалов» не применяются. В текущем учете движение материалов отражается по их учетной стоимости, а в конце месяца учетная стоимость доводится до фактической себестоимости через отклонения. Отклонения от учетной стоимости учитываются по счетам 10/1 и 10/6, другие субсчета к счету 10 на предприятии не используются. Списание отклонений производится по их среднему проценту к стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.
Решение:
Субсчет 10/1 «Сырье и материалы»
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер операции |
По учетной стоимости |
Отклонения |
Фактическая себестоимость |
Номер операции |
По учетной стоимости |
Отклонения |
Фактическая себестоимость |
Сальдо на 01.08 |
3638300 |
250000 |
3 888 300 |
3 |
1635000 |
|
1725307 |
1 |
1 250 000 |
20 000 |
1 270 000 |
4 |
|
90 307 |
|
Обороты за август |
1250 000 |
20 000 |
1270 000 |
Обороты за август |
1635 000 |
90307 |
1 725 307 |
Итого с остатком на начало месяца |
4 888 300 |
270 000 |
5158 300 |
|
1635 000 |
90307 |
1725 307 |
Сальдо на 01.09 |
|
|
3432 993 |
|
|
|
|
Субсчет 10/6 «Прочие материалы»
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер операции |
По учетной стоимости |
Отклонения |
Фактическая себестоимость |
Номер операции |
По учетной стоимости |
Отклонения |
Фактическая себестоимость |
Сальдо на 01.08 |
680800 |
59200 |
740 000 |
5 |
381 500 |
|
414 658 |
2 |
4500 |
400 |
4900 |
6 |
|
33158 |
|
|
6200 |
500 |
6700 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обороты за август |
10700 |
900 |
11 600 |
Обороты за август |
381500 |
33158 |
414658 |
Итого с остатком на начало месяца |
691 500 |
60100 |
751600 |
|
381500 |
33158 |
414658 |
Сальдо на 01.09 |
|
|
336 942 |
|
|
|
|
Сет 20 «Производство продукции А»
Дебет |
Кредит |
||
Номер операции |
Сумма тыс.руб. |
Номер операции |
Сумма тыс.руб. |
НЗП на 01.08.200_г. |
2656800 |
2 |
6700 |
3 |
1275000 |
26 |
13485207 |
4 |
70423 |
|
|
9 |
3500000 |
|
|
10 |
1246000 |
|
|
24 |
6586660 |
|
|
25 |
900724 |
|
|
Оборот за август |
13578807 |
Оборот за август |
13491907 |
НЗП на 01.09.200_г. |
2743700 |
|
|
Сет 20 «Производство продукции Б
Дебет |
Кредит |
||
Номер операции |
Сумма тыс.руб. |
Номер операции |
Сумма тыс.руб. |
НЗП на 01.08.200_г. |
450000 |
26 |
8827080 |
3 |
360000 |
|
|
4 |
19884 |
|
|
9 |
2400000 |
|
|
10 |
854400 |
|
|
24 |
4577170 |
|
|
25 |
625926 |
|
|
Оборот за август |
8837380 |
Оборот за август |
8827080 |
НЗП на 01.09.200_г. |
460300 |
|
|
Готовая продукция приходуется на счет 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на предприятии не используется.
Счет 43 «Готовая продукция А»
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер операции |
Количество шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Номер операции |
Количество шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Сальдо на 01.08 |
186 |
1354,84 |
252000 |
27 |
10400 |
1237 |
12864800 |
26 |
10900 |
1237,17 |
13485207 |
|
|
|
|
Обороты за август |
10900 |
1237,17 |
13485207 |
Обороты за август |
10400 |
1237 |
12864800 |
Итого с остатком на начало месяца |
11086 |
|
13737207 |
|
10400 |
1237 |
12864800 |
Сальдо на 01.09 |
|
|
872 407 |
|
|
|
|
Счет 43 «Готовая продукция Б»
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер операции |
Количество шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Номер операции |
Количество шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Сальдо на 01.08 |
95 |
|
168000 |
27 |
5100 |
1630 |
8313000 |
26 |
5415 |
1630,12 |
8827080 |
|
|
|
|
Обороты за август |
5415 |
1630,12 |
8827080 |
Обороты за август |
5100 |
1630 |
8313000 |
Итого с остатком на начало месяца |
5510 |
|
8995080 |
|
|
|
8313000 |
Сальдо на 01.09 |
|
|
682080 |
|
|
|
|
Фактические затраты ремонтно-механической мастерской распределяются пропорционально основной заработной плате ее рабочих: на ремонт оборудования основных цехов – 75%, на ремонт инвентаря общехозяйственного назначения – 25%.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются на производство продукции А и Б пропорционально фактически начисленной основной заработной плате рабочих производственных цехов.
Учет объема реализации продукции организация ведет по оплате.
Ведомость остатков по счетам на 01.08.200_г., тыс. руб.
Шифр и наименование счета |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
01 «Основные средства» |
12 454 600 |
|
02 «Амортизация основных средств» |
|
1 316 050 |
58 Финансовые вложения |
500 000 |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы |
920 000 |
|
04 «нематериальные активы» |
698 000 |
|
05 «Амортизация нематериальных активов |
|
94 000 |
10 Материалы» В том числе: 10/1 Сырье и материалы по учетной стоимости –3638 300, отклонения - +59 200 10/6 Прочие материалы по учетной стоимости 680 800, отклонения - +59 200 |
4 628 300 |
|
20 «Основное производство», в том числе: НЗП продукции А 2 656 800 НЗП продукции Б 450 000 |
3 106 800 |
|
97 «Расходы будущих периодов» |
120 000 |
|
43 «Готовая продукция». В том числе: продукция А -186шт., 252 000 тыс. руб. продукция Б – 95шт., 168 000 тыс. руб. |
420 000 |
|
50 «Касса» |
18 000 |
|
51 «Расчетный счет» |
16 082 000 |
|
52 «Валютный счет» |
54 180 |
|
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
|
1562 000 |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
|
42 000 |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
|
280 100 |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
|
321 200 |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
|
6 424 000 |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
15 300 |
|
75 «Расчеты с учредителями» |
1 260 000 |
|
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
224 100 |
|
99 «Прибыли и убытки» |
|
4 323 926 |
91 «Прочие доходы и расходы» |
2 441 500 |
|
80 «Уставный капитал» |
|
17 000 000 |
82 «Резервный капитал» |
|
140 000 |
84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» |
|
10 024 000 |
83 «Добавочный капитал» |
|
840 000 |
96 «Резервы предстоящих расходов |
|
74 600 |
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» |
|
500 904 |
ИТОГО: |
42 942 780 |
42 942 780 |
Хозяйственные операции за август 200_г.
Журнал хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
Счет-фактура. Принят к оплате счет поставщика за поступившие на склад материалы, в том числе: - сырье и материалы по учетным ценам – 1250 000 руб., отклонения- + 20 000 руб. |
10/1 |
60 |
1270 000 |
2 |
Счет-фактура магазина накладная-требование. Поступили на склад прочие материалы, в том числе: - от подотчетных лиц по учетным ценам – 4500 руб., отклонения- +400 руб. |
10/6 |
71 |
4900 |
|
- отходы от производства продукции А по учетным ценам – 6200 руб., отклонения - +500 руб. |
10/6 |
20 |
6700 |
3 |
Лимитно-заборная карта. Отпущены со склада сырье и материалы по учетным ценам на производство продукции: …………………………………………………….А …………………………………………………….Б Итого: |
20/1 20/2 |
10/1 10/1 |
1275 000 360 000 1635 000 |
4 |
Справка бухгалтерии. Списаны отклонения от учетной стоимости по сырью и материалам на производство продукции: ……………………………………………………А ……………………………………………………Б Итого: |
20/1 20/2 |
10/1 10/1 |
70423 19884 |
5 |
Лимитно-заборные карты отпущены со склада прочие материалы по учетным ценам: - на хозяйственные нужды основных цехов - в ремонтно-механическую мастерскую - на общехозяйственные нужды - на строительство корпуса основного цеха Итого: |
25 23 26 08/3 |
10/6 10/6 10/6 10/6 |
115 400 120 300 15 200 130 600 381 500 |
6 |
Справка бухгалтерии. Списаны отклонения от учетной стоимости по прочим материалам: - на хозяйственные нужды основных цехов - на ремонтно-механическую мастерскую - на общехозяйственные нужды - на строительство корпуса основного цеха Итого: |
25 23 26 08/3 |
10/6 10/6 10/6 10/6 |
10030 10456 1321 11351 |
7 |
Приходный кассовый ордер. Оприходованы в кассу наличные деньги, полученные с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам за вторую половину июля 200_г. И на командировки |
50 |
51 |
6442 000 |
8 |
Расходный кассовый ордер. Выданы наличные деньги из кассы: - в погашение задолженности по заработной плате - под отчет на командировочные расходы Итого: |
70 71 |
50 50 |
6424 000 18 000 6442 000 |
9 |
Разработочная таблица. Табеля учета рабочего времени, наряды на сдельную работу, сменные рапорта. Начислена и распределена по направлениям затрат заработная плата за август: - рабочим за изготовление продукции А - рабочим за изготовление продукции Б - рабочим за строительство корпуса основного цеха - административно-управленческому и обслуживающему персоналу основных цехов - административно-управленческому персоналу организации, работникам общехозяйственных служб и складов Итого: |
20/1 20/2 08 25 26 |
70 70 70 70 70 |
3500 000 2400 000 960 000 1900 000 840 000 9600 000 |
10 |
Начислен единый социальный налог: Рабочим за изготовление продукции А - на социальное страхование (4%) - в пенсионный фонд (28%) - по обязательному медицинскому страхованию (3,6%) Рабочим за изготовление продукции Б - на социальное страхование (4%) - в пенсионный фонд (28%) - по обязательному медицинскому страхованию (3,6%) Рабочим за строительство корпуса основного цеха - на социальное страхование (4%) - в пенсионный фонд (28%) - по обязательному медицинскому страхованию (3,6%) Административно-управленческому и обслуживающему персоналу основных цехов - на социальное страхование (4%) - в пенсионный фонд (28%) - по обязательному медицинскому страхованию (3,6%) Административно-управленческому персоналу организации - на социальное страхование (4%) - в пенсионный фонд (28%) - по обязательному медицинскому страхованию (3,6%) Итого: |
20/1 20/2 08 25 26 |
69 69 69 69 69 |
140000 980000 126000 96000 672000 86400 38400 268800 34560 76000 532000 68400 33600 235200 30240 3 417 600 |
11 |
Платежные поручения. Перечислена с расчетного счета задолженность: - поставщикам - бюджету - банку в погашение краткосрочного кредита Итого: |
60 68 66 |
51 51 51 |
1800 000 280 100 130 800 2210 900 |
12 |
Выписка банка с валютного счета. Платежное поручение. Перечислена задолженность зарубежному поставщику |
60 |
52 |
15050 |
13 |
Счета поставщиков. Расчет-распределение затрат энергоресурсов. Приняты к оплате счета «Энергосбыта» и «Водоканалтреста» за потребленные электроэнергию и воду: - оборудование основных цехов - на хозяйственные нужды основных цехов - на общехозяйственные нужды - в ремонтно-механической мастерской Итого: |
25 25 26 23 |
60 60 60 60 |
6592 000 250 000 135 000 150 000 7127 000 |
14 |
Расчет амортизации основных средств. Начислена амортизация основных средств, эксплуатируемых в: - основных цехах, цеховых кладовых - общехозяйственных службах, отделах, складах - ремонтно-механической мастерской Итого: |
25 26 23 |
02 02 02 |
1020 000 90 000 170 000 1280 000 |
15 |
Справка бухгалтерии Начислена амортизация нематериальных активов, используемых общехозяйственными службами |
26 |
05 |
13 400 |
16 |
Приходный кассовый ордер. Оприходованы в кассу наличные деньги, полученные с расчетного счета для выдачи аванса работникам за первую половину августа |
50 |
51 |
4520 000 |
17 |
Расходный кассовый ордер. Выдан аванс работникам организации за первую половину августа |
70 |
50 |
4520 000 |
18 |
Авансовые отчеты. Списаны расходы на командировки работников, связанные с управлением организации |
26 |
71 |
20 000 |
19 |
Акт (накладная) приходуются основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал |
08 |
75 |
870 000 |
20 |
Разработочная таблица. Произведены удержания из заработной платы, начисленной работникам за август: - подоходного налога - алиментов Итого: |
70 70 |
68 76 |
790 000 75 000 865 000 |
21 |
Справка бухгалтерии. Начислен резерв предстоящих расходов и платежей (ремонтный фонд на ремонт оборудования основных цехов) |
25 |
96 |
600 000 |
22 |
Счет ОАО «Минскремстрой» принят к оплате счет подрядной организации за работы по ремонту оборудования основных цехов |
25 |
60 |
45 000 |
23 |
Разработочные таблицы. Распределены и списаны затраты ремонтно-механической мастерской на услуги по ремонту: - оборудования основных цехов - инвентаря общехозяйственного назначения Итого: |
25 26 |
23 23 |
338067 112689 |
24 |
Справка бухгалтерии Распределены и списаны общепроизводственные расходы на производство продукции: - А - Б Итого: |
20/1 20/2 |
25 25 |
6586660 4577170 |
25 |
Справка бухгалтерии Распределены и списаны общехозяйственные расходы на производство продукции: - А - Б Итого: |
20/1 20/2 |
26 26 |
900724 625926 |
26 |
Товарные накладные. Приходуется на склад изготовленная продукция по фактической себестоимости (Примечание: остаток незавершенного производства на 1 сентября по продукции А-2 750 400 руб., по продукции Б-460 300 руб.) А – 10900 шт. Б- 5415 шт. Итого: |
43/1 43/2 |
20/1 20/2 |
13485207 8827080 |
27 |
Товарно-транспортные накладные. Отгружена покупателям продукция по фактической себестоимости: А – 10400 шт. Б – 5100 шт. Итого: |
45 45 |
43/1 43/2 |
12864800 8313000 |
28 |
Счет автохозяйства принят к оплате счет за доставку готовой продукции до станции отправления |
44 |
60 |
63 000 |
29 |
Выписка банка с расчетного счета. Платежные требования, платежные поручения. Поступили на расчетный счет: - выручка за отгруженную продукцию - задолженность разных организаций – дебиторов Итого: |
51 51 |
90 76 |
29343 000 90 800 29433 800 |
30 |
Справка бухгалтерии. Списана фактическая себестоимость реализованной продукции: А - 9100 шт. Б – 4600 шт. Итого: |
90 90 |
45 45 |
12864800 8313000 |
31 |
Справка бухгалтерии. Списаны расходы связанные с продажей продукции |
90 |
44 |
63000 |
32 |
Расчет налогов в бюджет. Начислена задолженность бюджету по налогам с выручки (НДС, акцизы) |
90 |
68 |
4065 000 |
33 |
Справка бухгалтерии. Списан финансовый результат от реализации готовой продукции |
90 |
99 |
4037200 |
34 |
Расчет налогов в бюджет Начислен налог на прибыль |
99 |
68 |
1464 367 |
|
ИТОГО: |
|
|
|
Расчет:
4) 3638300 + 1250 000 = 4888300 руб. – стоимость материалов
250 000 + 20 000 = 270 000 руб. – отклонение.
1275 000 : 4888300 * 270 000 = 70 423 руб. – отклонение продукции А
Отклонения по продукции Б рассчитываются аналогично.
6) рассчитывается аналогично пункт 4).
680800 + 4500 + 6200 = 691 500 руб. – стоимость прочих материалов
59200 + 400 + 500 = 60 100 руб.- отклонение стоимости прочих материалов.
115400 : 691500 * 60100 = 10030 руб. – отклонение стоимости материалов списанных на хозяйственные нужды основных цехов.
10) Поскольку данных о имеющихся у предприятия льготах нет, то взносы по единому социальному налогу рассчитываются как процентное отношение к сумме начисленной заработной платы
3500000 * 4% = 140 000 – отчисления на социальное страхование рабочих производства продукции А
Другие начисления рассчитываются аналогично.
23) Определим сальдо по счету 23 «Вспомогательные производства», оно составит: 120300 + 10456 + 150000 + 170000 = 450 756 руб. по условиям задачи расходы распределяются пропорционально основной заработной плате ее рабочих: на ремонт оборудования основных цехов – 75%, на ремонт инвентаря общехозяйственного назначения – 25%
450756 * 75% = 338 067 руб. - ремонт оборудования основных цехов
450756 * 25% = 112 689 руб. - ремонт инвентаря общехозяйственного назначения
24) Общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются на производство продукции А и Б пропорционально фактически начисленной основной заработной плате рабочих производственных цехов.
За август начислено рабочим за изготовление продукции А – 3500 000руб.,
рабочим за изготовление продукции Б -2400 000 руб.
Соответственно расходы будут распределяться: на продукцию А – 59%, Б – 41%.
Сальдо счета 25 «Общепроизводственные расходы» составит: 115400+10030+1900000+676400+6592000+250000+1020000+600000 =11 163 830 руб.
11163830 * 59% = 6 586 660 руб. – на производство продукции А
11163830 * 41% = 4 577 170 руб. – на производство продукции Б
25) Общехозяйственные расходы распределяются аналогично п.24.
Сальдо счета 26 «Общехозяйственные расходы» равно:
15200+1321+840000+299040+135000+90000+13400+20000+112689 =1526650 руб.
1526650 * 59% = 900724 руб. – на производство продукции А
1526650 * 41% = 625926 руб. – на производство продукции Б
26) Сальдо счетов 20/1 и 20/2
20/1= 2656800+1275000+70423+3500000+1246000+6586660+900724= 16235607 руб.
Готовая продукция приходуется за минусом остатка незавершенного производства на 1 сентября
16235607 – 2750400 = 13 485 207 руб.- на производство продукции А
20/2= 450000+360000+19884+2400000+854400+4577170+625926= 9287380 руб.
9287380 – 460300 = 8 827 080 – на производство продукции Б
27) Для начала определим стоимость единицы продукции А:
13485207 : 10900 = 1 237 руб.
Себестоимость единицы продукции Б:
8827080 : 5415 = 1 630 руб.
10400 * 1237 = 12 864 800 руб. – фактическая себестоимость отгруженной продукции А.
5100 * 1630 = 8 313 000 руб. – фактическая себестоимость отгруженной продукции Б.
33) Финансовый результат от реализации готовой продукции определяется как сальдо по счету 90 «Продажи»
29343000-12864800-8313000-63000-4065000 = 4 037 200 руб.
Оборотная ведомость
Шифр счета |
Сн |
Об |
Ск |
|||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
01 |
12 454 600 |
|
|
|
12 454 600 |
|
02 |
|
1 316 050 |
|
1280 000 |
2596 050 |
|
58 |
500 000 |
|
|
|
500 000 |
|
08 |
920 000 |
|
2554 827 |
141 951 |
3 332 876 |
|
04 |
698 000 |
|
|
|
698 000 |
|
05 |
|
94 000 |
|
13400 |
107 400 |
|
10 |
4 628 300 |
|
1281 600 |
2139 965 |
3 769 935 |
|
20 |
3 106 800 |
|
22 416 187 |
22318 987 |
3204 000 |
|
97 |
120 000 |
|
|
|
120 000 |
|
43 |
420 000 |
|
22 312 287 |
21 177 800 |
1554 487 |
|
50 |
18 000 |
|
10962 000 |
10962 000 |
18 000 |
|
51 |
16 082 000 |
|
29433 800 |
13 172 900 |
32 342 900 |
|
52 |
54 180 |
|
|
15050 |
39 130 |
|
60 |
|
1562 000 |
1815 050 |
7236 270 |
6983 220 |
|
62 |
|
42 000 |
0 |
0 |
42 000 |
|
68 |
|
280 100 |
280 100 |
|
0 |
|
69 |
|
321 200 |
|
9736 967 |
10058167 |
|
70 |
|
6 424 000 |
11809 000 |
9600 000 |
4215 000 |
|
71 |
15 300 |
|
18 000 |
24 900 |
8400 |
|
75 |
1 260 000 |
|
|
870 000 |
390 000 |
|
76 |
224 100 |
|
|
165 800 |
58 300 |
|
99 |
|
4 323 926 |
1464 367 |
4037200 |
6896 759 |
|
91 |
2 441 500 |
|
|
|
2441 500 |
|
80 |
|
17 000 000 |
|
|
17 000 000 |
|
82 |
|
140 000 |
|
|
140 000 |
|
84 |
|
10 024 000 |
|
|
10 024 000 |
|
83 |
|
840 000 |
|
|
840 000 |
|
96 |
|
74 600 |
|
600 000 |
674 600 |
|
66 |
|
500 904 |
130 800 |
|
370 104 |
|
25 |
|
|
11163 830 |
11163 830 |
0 |
0 |
26 |
|
|
1526 650 |
1526 650 |
0 |
0 |
23 |
|
|
450 756 |
450 756 |
0 |
0 |
44 |
|
|
63 000 |
63 000 |
0 |
0 |
45 |
|
|
21 177 800 |
21 177 800 |
0 |
0 |
90 |
|
|
29343 000 |
29343 000 |
0 |
0 |
ИТОГО: |
42 942 780 |
42 942 780 |
167710640 |
167710640 |
60439714 |
60439714 |
Список литературы
1. Лука Пачоли. Трактат о счетах и записях / Подготовил Я. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2000.
2. 500 лет "Трактату о счетах и записях" Луки Пачоли: Тез. докл. - М.: Бухгалтерский учет, 1994.
3. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Балансоведение / д-р Йорг Бетге; Науч. ред. проф. В.Д. Новодворский. - М.: Бухгалтерский учет, 2000.
5. Гусева Т.М. и Шеина Г.Н. Основы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000.
6. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета / Под ред. проф. Я. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1994.
7. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / Под ред. А.С. Бакаева. - М.: Информационное агентство "ИПБ - БИНФА", 2001.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001.
9. Практическое пособие по бухгалтерскому учету Макарьева В.И., Орлова Е.В. Книги издательства "Налоговый вестник", 2002г.
[1] Практическое пособие по бухгалтерскому учету Макарьева В.И., Орлова Е.В. Книги издательства "Налоговый вестник", 2002г. с 12
[2] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. С.93
[3] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. С 102
[4] Практическое пособие по бухгалтерскому учету Макарьева В.И., Орлова Е.В. Книги издательства "Налоговый вестник", 2002г. с.63
[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001. С.317
[6] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. С 137
[7] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. С 33
[8] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. С 46