Содержание

Тема 1. Основы  теории управления социальными системами. 3

1. Понятие  «Система управленческой деятельности». Типология и  классификация управленческой деятельности. Место стратегического управления в системе управленческой деятельности. 3

Тема  4. Целеопредление  - проектирование целей социальных организованных систем. 9

5. Методология  формирования и  декомпозиции целей  производственных систем (организаций) 9

Тема 5. Методология  формирования стратегических программ. 11

5. Состав, структура и порядок разработки стратегических  программ региональных административно- территориальных образований. 11

Тема  6. Состав,  структура и порядок разработки организационных проектов реализации. 15

1. Сущность организационных проектов реализации стратегических программ  15

Тема 8. Технико-экономические расчеты и обоснование стратегических решений  16

4. Учет временного фактора. 16

Список литературы.. 18











Тема 1. Основы  теории управления социальными системами

1. Понятие  «Система управленческой деятельности». Типология и  классификация управленческой деятельности. Место стратегического управления в системе управленческой деятельности

Понятие  системы управленческой деятельности включает следующие основные моменты[5, с. 156]:

1. Для социальных управленческих систем характерно прежде всего ясно выраженное организационное (структурное) обособление как всей системы в целом, так и каждого составляющего ее элемента. Такое обособление есть прямое следствие целевого назначения каждой из социальных управленческих систем, основную роль в деятельности и развитии которых играет их организация.

По общему правилу, число элементов (подсистем), входящих в социальную управленческую систему, а также строение каждого элемента определяются соответствующим формальным постановлением. Например, для системы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации такими установлениями являются, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 15 мая 1998 г., которым была утверждена структура Аппарата Правительства Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие акты. Кроме того, специальными юридическими актами устанавливается структура органа исполнительной власти, штаты, полномочия внутренних подразделений и т.д.

Подобного рода организационное регламентирование есть не что иное, как исходное условие для структурного упорядочения всех элементов социальной управленческой системы, придания ей необходимой целостности, обеспечения согласованной, эффективной и целенаправленной деятельности ее элементов, следовательно, всей системы в целом.

Основная задача любой социальной управленческой системы — внешнее функционирование, т.е. определенное регулятивное воздействие на окружающую (внешнюю) среду, на нижестоящие подсистемы. А должная эффективность внешнего функционирования (соответственно на любом уровне) непосредственно зависит от упорядоченности самой системы.

Если для иных социальных систем фактор организационного обособления не играет определяющей роли, то для систем управленческих он выступает в качестве исходного и решающего. И это не случайно, ибо только для систем данного класса имеет первостепенное значение так называемая «организационная решетка», для совершенствования которой постоянно принимаются меры по сокращению и удешевлению аппарата государственного управления, ликвидации излишних, параллельно действующих звеньев, структурных единиц и т.д.

2. Характерный признак социальной управленческой системы — строго определенное пространственное расположение составляющих ее элементов, а именно по вертикали. Этот признак в равной степени охватывает и систему в целом, и все входящие в нее элементы (подсистемы) независимо от того, на каком уровне они находятся. Более того, принцип определенности пространственного расположения лежит в основе структуры каждого элемента, предопределяя тем самым рациональное размещение ее структурных единиц и, в конечном счете, каждого работника этого подразделения. Примером того может служить штатное расписание аппарата любого органа исполнительной власти, действующего на территории Российской Федерации, равно как любого предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности.

Рациональное расположение элементов социальной управленческой системы есть своеобразное проявление взаимодействия принципов централизации и децентрализации, который органически присущ именно управленческим системам.

3. Спецификой специальной управленческой системы является также иерархичность, непосредственно вытекающая из особенностей расположения ее элементов. Эта иерархичность выражается прежде всего и главным образом в характере связей между составляющими систему элементами. Общий вид связей таков, что обнаруживается своего рода двоякая роль каждого элемента системы, обусловленная принципом относительности систем: элементы выступают одновременно как управляющие и управляемые подсистемы. Иначе говоря, любой элемент социальной управленческой системы, будь то целый орган в системе органов, его внутреннее подразделение, наконец, каждый работник аппарата, какую бы должность в аппарате он ни занимал, одновременно обладает двумя качествами: управляющим и управляемым.

Управляющее качество — свойство элемента, означающее реальную его способность и возможность целенаправленно воздействовать на подведомственные ему социальные связи и явления, обеспечивая достижение необходимых результатов. Управляемое качество - свойство того же элемента, означающее реальную способность и возможность действовать на основе воспринимаемой им информации вышестоящего элемента.

Отсюда вытекает важная и актуальная проблема: теоретически и практически определить и поддерживать оптимальное соотношение управляющего и управляемого качеств в деятельности каждого элемента, вплоть до каждого государственного служащего посредством совершенствования его связей с выше- и нижерасположенными работниками (элементами) данной управленческой системы. При этом следует учитывать, что чем выше уровень, на котором находится элемент, связанный отношениями иерархии с другими элементами системы, тем больший удельный вес в его деятельности и связях по нисходящей линии занимают управляющие функции.

4. Соединение свойств централизации и иерархичности, имманентных социальной управленческой системе, порождает определенную самостоятельность каждого из входящих, в систему элементов. Централизм социальной управленческой системы как ее организационный стержень, основной канал информации не только обусловливает объективно необходимое пространственное расположение ячеек «организационной решетки», но также обеспечивает системе общие и в то же время специфичные именно для нее качества, определяет в главных и основных чертах направления и способы функционирования всех элементов системы. Именно на этой основе протекают в системе процессы управления.

Как уже отмечалось, каждый элемент системы есть одновременно и управляемая, и управляющая система. В первом качестве данная подсистема, получающая входные сигналы информации, характеризуется признаками объекта управления. Во втором, — подсистема имеет уже свойства субъекта управления, т.е. действует как начало активное, динамичное, в задачу которого входит выбор оптимальных вариантов воздействия на нижестоящие элементы системы и ее окружающую среду.

Следовательно, каждая часть социальной управленческой системы нуждается в разумной степени самостоятельности для эффективного выполнения возложенных на нее функций. Любой элемент системы, участвуя в реализации общей задачи, стоящей перед управленческой системой в целом, действует всегда в специфических условиях, влияние и требования которых он должен учитывать. Поэтому функционирование элементов социальной управленческой системы определяется взаимодействием факторов, создающих те особые условия, при которых каждый элемент является одновременно подчиненным и самостоятельным структурным подразделением.

5. Важная специфическая особенность социальной управленческой системы — сознательное использование ею различных комплексов средств активного воздействия на среду со стороны системы в целом и каждого ее элемента в отдельности. Для социальной управленческой системы вообще характерна достаточно ясно выраженная сознательная целенаправленная деятельность людей. Понятно, что воздействие социальных управленческих систем на все стороны существования и развития человеческого общества менее всего может рассматриваться как однозначное. Напротив, сложность и многослойность общественных отношений, складывающихся между людьми в обществе с непреложностью предполагают применение столь же многообразных средств воздействия — экономических, политических, идеологических, правовых, нравственных и др.

Среди названных средств упомянуты правовые. Различные управленческие системы, действующие в нашем обществе, используют правовые средства воздействия на среду, но делают это в различных масштабах и формах. Так, для социальных управленческих систем, составляющих государственный аппарат Российской Федерации, характерно преимущественное использование правового метода регулирования общественных отношений. Как известно, деятельность государственных органов, представляющих три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную, направлена на регулирование обширной части отношений в обществе, которая (часть) нуждается именно в правовом регулировании, а следовательно, правовой метод здесь наиболее эффективен, хотя, разумеется, не является единственным. Практически он применяется органами государства во взаимодействии с иными, неправовыми средствами, которые вообще применимы для регулирования поведения людей. Однако определяет специфику функционирования этой группы социальных управленческих систем именно использование правовых средств, приемов, способов воздействия на социальную среду, объединяемых общим понятием метода правового регулирования.

6. Отличительное свойство социальных управленческих систем — активное процессуальное начало их функционирования. Это свойство вытекает из предыдущей особенности. В самом деле, широкое и активное применение различных средств воздействия на окружающую социальную среду необходимо требует более или менее оформленной упорядоченности, определения рамок использования соответствующих средств, а также процедур их реализации. Сказанное в первую очередь относится к регламентации применения правовых средств воздействия. Эффективность системы российского права, его отраслей, институтов и норм зависит не только от содержания установленных государством общих правил поведения, но и от четкой регламентации процедур реализации этих правил.

Степень регламентации порядка применения тех или иных правовых средств различна. Она зависит, во-первых, от характера применяемого правового средства и, во-вторых, от назначения и специфики органа, его применяющего. В силу целого ряда причин детально, например, регламентируется процессуальная деятельность суда посредством гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных норм. Применение же правовых средств органами исполнительной власти в сфере государственного управления регламентируется, по общему правилу, менее обстоятельно, что, однако, не всегда можно оправдать свойствами этого вида государственной деятельности. Эта сторона функционирования систем исполнительной власти преимущественно регулируется нормами административно-процессуального права.

Другой тип социальных систем, тесно связанных с управленческими социальными системами — это системы, которые можно назвать регулятивными. К ним относится прежде всего система российского права, а также система норм нравственности, иные системы, складывающиеся из норм, обычаев, традиций и т.д., действующих в обществе. Многообразная и тесная связь между этими типами социальных систем несомненна. Так, российское право, как известно, является специфическим социальным регулятором, который создается длительными историческими усилиями различных социальных управленческих систем, прежде всего законодательными и исполнительными органами государственной власти, так сказать, постоянно генерирующих нормативную основу системы права, воплощенную в законах и иных нормативных правовых актах, которая (основа) затем в различных формах, путем соблюдения, исполнения, использования и применения, — реализуется посредством деятельности граждан, а также иных многочисленных и столь же разнообразных субъектов. Многие из них относятся к типу социальных управленческих систем.

Тема  4. Целеопредление  - проектирование целей социальных организованных систем

5. Методология  формирования и  декомпозиции целей  производственных систем (организаций)

Методика системного анализа, процесс формирования целей укрупненно представляется тремя этапами[5, с. 156]:

1)    Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;

2)    Написание сценария. Сценарий представляется как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта: а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния;                 б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде  и определяются какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:

·        Опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;

·        Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: пессимистическим, реалистическом и оптимистическом.

            Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.

3)    Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель – “дерево целей”. 

Использование метода дерево целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа[6,с . 107].

         Методы анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь,  частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.

         Построение дерева идет “сверху вниз”, от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции (см. Схему 1 ). Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.

         В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д.

         Один из основных принципов построения дерева целей – полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие исходной цели.

         Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.

Тема 5. Методология  формирования стратегических программ

5. Состав, структура и порядок разработки стратегических  программ региональных административно- территориальных образований

Подготовительный этап

Результативность развития любой социальной системы на 70% определяется отношением руководства данной системы к самой проблеме развития. Поэтому процесс социального проектирования начинается с диагностики сформированности мотивов руководства отдельных муниципальных образований к перспективам развития своего города, села, волости, области и т.д.

Такая диагностика проводится в форме информирования руководителей региона о методологии стратегического проектирования развития социального общества. В ходе такого информирования происходит самоопределение руководителя к понятиям “Социальное развитие”, “Управление социальным развитием”, “Базовые ценности развития сообщества”, “Качество жизни”, “Гражданское общество”, “Стратегические цели развития”.

Результатом этого этапа является сформированность (или ее отсутствие) готовности руководителя к принятию на себя ответственности за стратегическое развитие региона.

Готовность руководителя к принятию ответственности проявляется в решении создать специальную аналитико-проектную группу специалистов по методикам стратегического планирования. Группа создается не для написания документа, а для организации долгосрочного процесса стратегического планирования, поэтому в ее основе представлены жители данного региона специалисты в разных областях деятельности. Обучение специалистов данной группы проводится по специальным программам в консалтинговых центрах.

Первый этап

Вовлечение широких слоев населения региона в процесс стратегического планирования. Для этого проводится информирование населения о целях и методах стратегического планирования в СМИ, через систему образования, через систему специально создаваемой для этой цели гражданского образования горожан.

По завершении данной информационной кампании проводится мониторинг, позволяющий выявить социальный потенциал развития города, села, области. Проведение мониторинга дает возможность:

·        определить количественно (в процентах) часть населения региона, связывающую судьбу с перспективами развития своей “малой Родины” (местом жительства);

·        выявить социальную стратификацию этой части населения.

Второй этап

После выявления количественного и качественного состава группы населения, связывающей свои жизненные планы с перспективами развития социума, организуется их консолидация в процессе совместной работы по определению модели “качество жизни” в регионе.

Создание модели “качество жизни” организуется посредством применения как качественных, так и количественных методов работы с населением. К ним относятся, в частности: интервьюирование, социологические опросы, игротехнические мероприятия и др.

В ходе этой работы предполагается широкое вовлечение школьников к работе со взрослым населением (прежде всего со своими родителями). По результатам опросов и интервью с родителями школьники пишут сочинения “Жизненные ценности личности в моем городе”, участвуют в игре “Житель нашего города”.

Аналитико-проектная группа, обобщив все результаты работы жителей над моделью “качество жизни” в регионе, городе, селе проводит широкомасштабную работу по ее коррекции, принятию на личностном уровне, презентации.

Инструментарий этого этапа опубликован в Методических рекомендациях для учителя Московского района Санкт-Петербурга .

Третий этап

На основе желаемой модели “качества жизни” жителя города (села, области и т.д.) разрабатываются критерии анализа существующего положения в городе по структурным характеристикам, составляющим данное качество жизни.

Отталкиваясь от модели желаемого “качества жизни”, можно проранжировать наиболее важные для жителей проблемы их жизни по степени значимости[5, с. 187].

Аналогично составляется ранжированный, по мнению горожан, перечень сильных сторон жизни в городе.

На основе этой работы составляется итоговый документ - SWOT-анализ социальной ситуации в городе.

Четвертый этап

SWOT-анализ, оформленный аналитико-проектной группой в целостный документ, является отправной точкой для организации работы с различными группами горожан по выработке осознанных и согласованных направлений стратегического развития региона.

После обсуждения, коррекции, согласования и дополнения 4-7 направлений стратегического развития города становятся основой социального заказа жителей по развитию города к системе управления.

Утверждение этих направлений системой управления в качестве документа организующего и направляющего ее работу создает основу для социального партнерства в регионе между властью, обществом и горожанином.

Пятый этап

На основе согласованного и принятого на четвертом этапе социального заказа населения управленческий аппарат региона формулирует стратегические цели развития региона и разрабатывает под каждую из них целевые программы их реализации. Данные цели и целевые программы представляют собой концептуальные и процессуальные основы организации пространства социальной и личностной самореализации каждого жителя региона.

Шестой этап

Данный этап работы по социальному проектированию имеет целью создание системы гражданских инициатив, как фактора социального развития региона.

Для этого создается и реализуется специальная образовательная программа по гражданскому образованию для населения. Такая программа знакомит население региона с основными целевыми программами по его развитию, стимулирует к созданию собственных стратегических инициатив по их реализации и помогает оформить инициативы в соответствии с нормативными, финансовыми и правовыми требованиями.

Важнейшим элементом этого этапа является организация и проведение руководством региона конкурса социальных инициатив жителей по стратегическому развитию региона (города, села, области и т.д.). Данные социальные инициативы выступают, как адресное наполнение “снизу” целевых программ развития региона конкретными мероприятиями.

Седьмой этап

На этом этапе аналитико-проектная группа проводит обобщение всех материалов, созданных на предыдущих этапах, в согласованный жителями и системой управления регионом “Стратегический план развития города (региона, области и т.д.)”.

Стратегический план в этом случае содержит в своей структуре систему наиболее важных для развития региона социальных инициатив и систему их организационной, финансовой, информационной поддержки со стороны Администрации региона

Тема  6. Состав,  структура и порядок разработки организационных проектов реализации

1. Сущность организационных проектов реализации стратегических программ

Оргпроектирование следует рассматривать, как метод формальной организации целостных образований и как научное применение законов закономерности и принципов организации. Одним из универсальных методов разработки проектов выступает моделирование оргрешений, на основе использования системного подхода, графоаналитических, математических и др. методов представления проектируемого объекта. Стратегические программы, как правило, представляют собой практические мероприятия и ресурсы, направленные на создание, реструктуризацию и реформирование компании, с целью улучшения ее деятельности. В состав этих мероприятий входят: организационные, технологические, экономические, правовые и др. действия. Любой бизнес-процесс может быть представлен в виде иерархической системы взаимосвязанных задач, функций, операций и соответствующих им ресурсов. Реализация стратегических программ происходит на основе организационных правил, в рамках которых необходимо выполнить  операции[6,с . 122].

При проектировании орготношений стратегических программ исходят из того, что любая оргсистема представляет из себя совокупность двух частей - механизма внутреннего и внешнего построения. Механизм внутреннего функционирования включает в себя элементы, необходимые для процесса управления непроизводственной деятельностью. Механизм внешнего функционирования включает элементы, необходимые для формирования благоприятного экономического поля внутри компании.

Проектирование - процесс создания  организационного проекта, то есть  прообраза предполагаемого или возможного проекта или состояния. В отличии от конструирования, оно заключается в описании не только технических сторон будущего объекта, его состава и свойств, но и экономических, социальных и организационных аспектов моделируемых систем. Организационное проектирование является основным методом формальной организации целостных систем. Оно направлено на разработку научно-обоснованной модели, которые бы отражали совокупность нововведений, связанных с их перевооружением и реконструкцией объектов проектирования, строительством и расширением, совершенствованием систем управления, производства и труда. Как процесс, проектирование представляет собой, функционально связанные друг с другом, операции по созданию проекта.

Тема 8. Технико-экономические расчеты и обоснование стратегических решений

4. Учет временного фактора

Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по фактору времени осуществляется исходя из посылки, что "сегодняшний рубль дороже завтрашнего". Владея сегодня, например, 100 условными единицами валюты и положив их в банк на депозит, через год вкладчик будет иметь при процентной ставке, равной 10% годовых, 110 условных единиц, через два года - 121, через три - 133,1 и т.д. (по сложным процентам)[5,с . 189].

Для учета фактора времени прошлые затраты приводятся к будущему году пуска объекта в эксплуатацию (или к году реализации мероприятия, к расчетному году) при помощи умножения номинальных прошлых затрат (Зн) на коэффициент дисконтирования (Кд).

Пример учета фактора времени покажем на данных, приведенных в таблице 1



Таблица 1

Исходные данные для учета фактора времени при оценке эффективности вариантов строительства объекта при процентной ставке, равной 0,1

Вари-

Годы вложения инвестиций

Суммарные

анты инвес-

1995

1996

1997

1998 - пуск

инвестиции

тиций

Зн

Зп

Зн

Зп

Зн

Зп

Зн

Зп

Зн

Зп

Первый

50

66,55

50

60,50

50

55

50

50

200

232,05

Второй

-

-

50

60,50

50

55

100

100

200

215,50

Третий

-

-

-

-

50

55

150

150

200

205,00

Анализ таблицы 1 позволяет сделать следующий вывод: за счет сокращения сроков строительства в два раза и, соответственно, "замораживания" инвестиций на менее короткий период третий вариант инвестиций в строительство объекта эффективнее первого на 27,05 условных единиц (232,05 - 205,00) или на 13.5%.

Таким образом, для учета фактора времени все затраты следует приводить к одному году. Если будущие затраты необходимо привести к прошлому году, номинальные будущие затраты делятся на коэффициент дисконтирования.









Список литературы

1)     Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 2002.- 160 с.

2)     Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .

3)     Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2001.- 286 с.

4)     Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 2001.- 245 с.

5)     Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.

6)     Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.

7)     Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.

8)     Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 2003.- 321 с.

9)     Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.

10)                      Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 2001. – 506 с