Содержание

Тема 1. Основы  теории управления социальными системами. 3

1.      Понятие «Система  управленческой деятельности», типология и классификация управленческой деятельности. Место стратегического управления в системе управленческой деятельности. 3

Тема 2. Понятие развития и динамики социальных систем. 5

1.      Объясните  объективный характер динамичности социальных организованных систем. 5

Тема 3. Анализ и прогноз динамики внешней среды.. 7

3.Анализ и прогноз динамики микроокружения организаций: состав, структура, порядок проведения. Анализ и прогноз динамики внешней ситуации  по отдельным рынкам внешней среды. 7

Тема 4. Целеопредление – проектирование целей социальных  организованных систем. 10

1. Понятие   цели социальных организованных систем жизнедеятельности различных типов и классов. 10

Тема 5. Состав, структура и порядок  разработки стратегических программ  11

4. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ региональных административно- территориальных образований. 11

Список литературы.. 13










Тема 1. Основы  теории управления социальными системами

1.     Понятие «Система  управленческой деятельности», типология и классификация управленческой деятельности. Место стратегического управления в системе управленческой деятельности

Управленческая деятельность - это элементы, функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определённой структуры, поддержания режима специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Управление с самого начала должно быть определено как социальная функция.

В качестве элементов управленческой деятельности могут выступать определённые отношения между людьми, производственных коллективов любого вида собственности и их экономические отношения или общество в целом. То есть, предметом теории управления является человек - существо бесконечно сложное, изменчивое и непредсказуемое[4,с . 134].

Управленческая деятельность  выступает, прежде всего, как процесс взаимодействия между управляющей и управляемой системами. Управляющая система выдаёт определённые команды, которые принимает управляемый объект. Тем самым управляющая система представляет совокупность тех органов и лиц, которые осуществляют целенаправленное воздействие, а управляемая - является тем объектом, на который направлены определённые управленческие воздействия с целью придания ей конкретных форм развития (поведения) в интересах достижения намеченного результата. В соответствии с общей теорией управления, взаимоотношения между управляющей и управляемой системами строятся по законам обратной связи. Обратная связь - обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Обратная связь характеризует системы регулирования и управления в живой природе, обществе и технике. Различают положительную и отрицательную обратную связь. Если результаты процесса усиливают его, то обратная связь является положительной.

Когда результаты процесса ослабляют его воздействие, то имеет место отрицательная обратная связь. Отрицательная обратная связь стабилизирует протекание процессов. Положительная обратная связь, напротив, обычно приводит к ускоренному развитию процессов. В сложных системах, а особенно в управленческой деятельности социальных  систем, определение типов обратной связи затруднительно, а подчас и невозможно[3,с . 189].

Система управленческой деятельности постоянно испытывает целенаправленные воздействия и развивается по своим собственным законам, определяющим её поведение, а в связи с этим она оказывает обратное влияние на характер, содержание, формы и методы управления и тем самым на его результативность. Управление может осуществляться в виде одноразового акта и в качестве непрерывного процесса воздействия на объект управления.

Общепризнанная  классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует, при этом существует многообразие форм их направленности и различное конкретное содержание. Однако, несмотря на неоднозначную интерпретацию, все административисты различают правовые и неправовые формы управления. Чаще всего различают в зависимости от их характера, однако это критерий не всегда чётко выдерживается.

Манохин делит все формы  управления на[1,с . 199]:

·        Акты управления обращенные во вне.

·        Акты организационного действия внутри органа управления (распределение полномочия, материально-техническое обеспечение).

·        Участие в гражданско-правовых договорах.

·        Расчётные учреждения банка.

·        Выступление через своих представителей в суде.

·        Деятельность в качестве носителей многочисленных обязанностей в сфере охраны общественного порядка.

Но эта классификация не отражает всех форм управленческой действительности, Искокин утверждает, что такая классификация  весьма спорна, так как строится на совершенно неопределённых категориях и включает в механизм управленческой деятельности, несвойственные им действия (сфера гражданского права). В связи с этим он предложил свою классификацию:

·        Установление норм права.

·        Применение норм права.

·        Осуществление организационных действий.

·        Оперативно-организационная работа.

·        Осуществление материально-технических операций

Тема 2. Понятие развития и динамики социальных систем

1.     Объясните  объективный характер динамичности социальных организованных систем

Для выявления свойств социальной системы важное значение имеет вопрос о ее динамичности. Под динамичностью следует понимать количество и характер изменений связей между элементами социальной системы за определенное время. Данный критерий лежит в основе деления социальных систем нашего общества на динамические и статические.

К динамической системе относится такая разновидность социальной системы, в которой за наименьшую единицу времени происходят наибольшие преобразования и изменения. При этом следует учитывать, что во многих случаях преобразования, происходящие в системе, не колеблют ее стабильности, а проявляются главным образом в изменении взаимодействия между ее элементами, придавая тем самым высокую степень эффективности всей системе в целом[4,с . 189].

Динамическую систему отличает прежде всего наличие ясно выраженной обратной связи, что в комплексе с прямой связью делает весьма активными взаимоотношения между элементами данной системы. Наиболее характерным примером динамической системы может служить система управления.

Интенсивность происходящих в социальной системе изменений зависит от ряда факторов. Во-первых, от назначения системы. Этим прежде всего определяется степень ее динамичности. Во-вторых, динамичность зависит от того порядка (высшего или низшего), которого достигла организация данной системы среди других систем. Общая закономерность изменчивости социальных систем, с точки зрения интенсивности и быстроты процессов, в них протекающих, по-видимому, может быть выражена следующим образом (имея в виду эволюционный процесс развития): чем выше порядок данной системы, т.е. чем более обширной она является, и чем больше эта система объединяет систем нисходящего порядка, тем медленнее протекают в ней процессы ее эволюционного развития.

Нет сомнения, что социальные системы нашего общества находятся в постоянном развитии. Не составляет исключения, разумеется, и система российского права, развитие и совершенствование которой обусловлено объективными потребностями экономической, политической, социальной и иных сфер жизни общества и государства на современном этапе их существования[5, с. 190].

Особенности развития социальной системы зависят также и от особенностей ее структуры, от того, сколько и каких системных элементов объединяет эта система.

Тема 3. Анализ и прогноз динамики внешней среды

3.Анализ и прогноз динамики микроокружения организаций: состав, структура, порядок проведения. Анализ и прогноз динамики внешней ситуации  по отдельным рынкам внешней среды.

После установления  своей  миссии  и  целей   руководство предприятия  начинает  диагностический этап процесса стратегического планирования.  На этом пути первым шагом является исследование внешней среды[3, с. 189]:

·     оценка изменений,  воздействующих на различные  аспекты текущей стратегии;

·     определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;

·     определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

Анализ внешней  среды  помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы,  получить важные результаты  (время для разработки  системы  раннего предупреждения на случай возможных угроз,  время для прогнозирования  возможностей,  время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

        1.        Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к.  состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции,  международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2. Политические  факторы.  Активное  участие предпринимательских фирм в политическом процессе  является  указанием  на важность государственной  политики  для организации;  следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов,  властей субъектов государства и федерального правительства.

3. Рыночные  факторы.  Рыночная  среда представляет собой постоянную опасность  для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи  и провалы организации, относятся распределение доходов населения,  уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы.  Анализ технологической среды может по  меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в  отношении конкурентов и  отрасли,  в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы  социального  поведения.  Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в  обществе, движение в защиту интересов потребителей).

7. Международные факторы.  Руководство фирм,  действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

Т.о. анализ  внешней  среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в  этой  среде.  Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление  не  только  о  существенных внешних проблемах,  но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Руководство фирмы  должно  выяснить,  обладает  ли  фирма внутренними силами,  чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны,  которые могут усложнить проблемы,  связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции,  как маркетинг, бухгалтерский учет,  операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга  необходимо  обратить внимание на семь областей анализа[3,с . 177]:

·     конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости,  являющаяся существенной целью для компании;

·     разнообразие  и качество ассортимента изделий,  которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;

·     рыночная демографическая статистика,  контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;

·     рыночные  исследования и разработки новых товаров и услуг;

·     предпродажное  и  послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;

·     эффективный сбыт,  реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может  оказаться  самым ценным состоянием  фирмы;  творчески  направленная  реклама  и продвижение товара служит хорошим дополнением  к  ассортименту изделий);

·     прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).


Тема 4. Целеопредление – проектирование целей социальных  организованных систем

1. Понятие   цели социальных организованных систем жизнедеятельности различных типов и классов

Главная цель социальной системы: создание и удеражание нормативности.

ЦЕЛИ ОБЩИЕ.  Отражают концепцию развития  социальной организованной системы разрабатываются на длительную  перспективу  и  определяют  основные направления программы развития социальной организованной системы.  Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по следующей схеме: а) Обеспечение  максимальной отдачи при имеющемся наборе видов деятельности; б) обеспечение устойчивости положения социальной организованной системы как цели глобальной политики по следующим направлениям; в) Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности социальной организованной системы,  что предполагает разработку структурной политики

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ.   Разрабатываются в  рамках  общих целей по основным видам деятельности социальной организованной системы  и могут выражаться в количественных и  качественных показателях б) Другие  специфические цели.  Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но  и путем определения направлений развития в функциональных областях социальной организованной системы






  

Тема 5. Состав, структура и порядок  разработки стратегических программ

4. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ региональных административно- территориальных образований

Каждая конкретная стратегия  региональных административно- территориальных образований– это принятые ее высшим руководством направления или способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочные последствия. Формирование стратегии становиться жизненно необходимым в тех случаях, когда возникают внезапные изменения во внешней среде региональных административно- территориальных образований.

Чтобы выработать программу развития региональных административно- территориальных образований , необходимо определить основные этапы процесса ее разработки. Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегической программы несколько различаются, однако содержание основных этапов практически идентично. Они рассматривают методологию стратегической разработки программы как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем[6, с. 122]:

·        управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции или "запланированная стратегия";

·        оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее региональным административно- территориальным образованиям реагировать на неожиданные изменения или "реализуемая стратегия".

Последовательность формирования  стратегической программы региональных административно- территориальных образований можно свести к следующим блокам:

1.     анализ (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей);

2.     выбор стратегических альтернатив и выбор стратегии;

3.     реализация (разработка планов, проведение структурных изменений, формирование бюджетов);

4.     контроль (оперативное управление, оценка и контроль).



























Список литературы

1)    Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособ\ Е.М. Бабосов. – Минск, 2000. – 345 с.

2)    Вавилина  Н.Д.  Социологическое исследование в государственном и муниципальном управлении. – Новосибирск, 2003

3)    Девятко И.Ф. Методы социологического исследования \ И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: УрГУ, 1998

4)    Доугерти К, Введение в эконометрику.- М.: Инфра-М, 2000

5)    Основы прикладной социологии: Учеб.\ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: ИНТЕРПАКС, 2001

6)    Плотинский  Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. Пособ.- М.: логос, 2001

7)    Плотинский Ю.М.  Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. Пособ. – М.: Логос, 2002

8)    Прикладная социология: Учеб. Пособ. \ Под ред.  Ю.С. Колесникова.- Ростов- на Дону, 2001

9)    Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. – М.: Инфра- М, 2001

10)         Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Логос, 2002