Содержание


Тема 2. Роль решений  в процессе управления. 3

2.1. Приведите примеры определенных, неопределенных и рискованных решений. 3

2.2. С какими  предыдущими  этапами разработки  решений непосредственно связаны стадии контроля реализации и оценки эффективности?. 3

2.3. Покажите основные  отличия и приведите примеры решения в стратегическом и ситуационном  управлении. 5

Тема 9. Психологические особенности  коллективных решений. 6

9.1. Нарисуйте кривую, отражающую зависимость между качеством решения и количеством членов группы.. 6

9.2. Какие меры можно предпринять для преодоления феномена группового мышления. 6

9.3. Какие разновидности имеет эффект  конформизма. 8

Список литературы.. 12














Тема 2. Роль решений  в процессе управления

2.1. Приведите примеры определенных, неопределенных и рискованных решений

         В процессе функционирования организации все  управленческие решения можно классифицировать следующим образом: определенные, неопределенные, рискованные решения [3,с . 134].

         Определенные решения  непосредственным образом касаются тех или иных сторон деятельности организации  носят строго определенный или директивный  характер. К таким  решениям относят  различного рода директивы со стороны руководства на предприятии, например,   изменение режима труда (времени работы и обеденных, регламентированных перерывов) на предприятии,   решение об изменении  организационной структуры предприятия и так далее.

         К неопределенным решениям скорее относят решения рекомендательного характера, например,   «рекомендации по ведению карточек  лицевого счета налогоплательщиков для МНС России», рекомендации по организации рабочего места на предприятии.

         К рискованным решениям относят управленческие решение, сопряженные с существенным риском материальных потерь или неполучения прибыли. Это чаще всего, различного рода инновационные проекты, например, решение об открытие новой продуктовой линии на предприятии.

2.2. С какими  предыдущими  этапами разработки  решений непосредственно связаны стадии контроля реализации и оценки эффективности?

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий. Технология подготовки и принятия решения включает 4 стадии [5,с . 168]:

-определение проблемы и выяснение ее причин;

-установка цели;

-разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

-выбор наилучшего варианта.

Обнаружение проблемы – это осознание факта существования некоторого отклонения от ожидаемого хода событий. Источниками, из которых руководитель узнает о существовании проблемы, могут быть личные наблюдения, документы, средства массовой информации, общественное мнение и др. Определение проблемы есть процесс установления масштаба и причин проблемы тогда, когда она уже обнаружена.

Выбор альтернативы является вершиной процесса принятия решения. Некоторые руководители не любят этот этап и пытаются избежать его или переложить на иное лицо, так как принимающий решение вынужден брать ответственность за будущий курс действий и их последствия. Следует помнить, что хороший анализ альтернатив резко сужает рамки выбора. На этой стадии руководитель должен задать себе вопрос “Является ли это решение наилучшим?”. Ожидаемый эффект каждого варианта должен быть просчитан вместе с оценкой вероятности того, что этот эффект будет получен.

Принятием решения, как известно, не заканчивается цикл процесса управления. Следующим этапом является организация выполнения решения. Как показывает практика, это наиболее слабая сторона управленческой деятельности. Организовать реализацию принятого решения – значить разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения полномочий и ответственности, а также установить взаимосвязи между различными видами работ.

Основные этапы реализации решений [1,с . 67]:

-оформление решения в виде приказа или распоряжения, где указывается программа действия для выполнения данного решения со сроками и исполнителями; своевременное доведение решения до исполнителей;

-организационная работа по выполнению решения: материально-техническое обеспечение, подготовка и переподготовка кадров и т. д.

-контроль за выполнением решения. Система контроля должна быть направлена не столько на выявление виновных в невыполнении решений, сколько на то, чтобы достичь их своевременного выполнения.

2.3. Покажите основные  отличия и приведите примеры решения в стратегическом и ситуационном  управлении

Необходимые  управленческие решения подразделяются на [4,с .190]:

-оперативные (ситуационные);

-стратегические;

К первым относятся решения, основное назначение которых состоит в том, чтобы поддерживать нормальное функционирование управляемого объекта, не внося в его работу каких-либо существенных качественных изменений (например, приказ о приеме или увольнении с работы, решение администрации о подготовке городского хозяйства к зиме). Стратегические решения направлены на достижение количественных и качественных изменений в самой структуре управляемого объекта, в целях повышения эффективности его работы (например,  решение реструктуризации предприятия).

В процессе поиска стратегических (как и любых иных экономических) решений мы оперируем главным образом с количественными данными, и, следовательно, результат такого поиска может быть подвернут формальному анализу и количественно обоснован. Именно на этапе выработки конкретных числовых ориентиров развития, когда проведен анализ внешних возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия, сформулировано представление о направлениях возможного рыночного поведения, наличие формальной методики может повысить достоверность и объективность принимаемых управленческих решений.

Система не может существовать благодаря только оперативным решениям, поскольку в этом случае она будет отставать от изменений происходящим во внешней среде и в конечном счете распадется.

Тема 9. Психологические особенности  коллективных решений

9.1. Нарисуйте кривую, отражающую зависимость между качеством решения и количеством членов группы

         Зависимость между качеством решения и количеством членов группы отражена на рисунке 1, в виде кривой

                              Качество решения


                         max





                            0                                                                        

Количество членов группы

Рис.1 . Зависимость между качеством решения и количеством членов группы

         Как видно из рисунка 1, при росте количества членов группы качество решения  соответственно растет. Однако  у этого проста есть свои пределы и  при достижении определенного значения количества челнов группы качество решения начинает ухудшаться

9.2. Какие меры можно предпринять для преодоления феномена группового мышления

Деформации групповых решений изучались рядом исследователей, при этом было обнаружено явление, которое можно определить как "групповое мышление". Это стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, и в этой группе стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий  [6,с . 78]. Лица, относящиеся к таким группам, особое значение придают единству коллектива, хорошей атмосфере в нем, удовлетворению интересов членов группы, в том числе собственных интересов, и все это затрудняет рациональный анализ аргументов "за" и "против" и снижает качество решения. Одновременно с этим в группе возникает негативное отношение к возможности появления другого мнения. Если кто-то из членов группы выражает сомнение в правильности принимаемого решения, то его обвиняют в нелояльности. В группе спонтанно появляются лица, выполняющие роль "стража благонадежности", следящие за тем, чтобы до членов группы не доходили сведения, которые могут подорвать авторитет группы и принятых ею решений.

При принятии коллективных решений возникают новые фундаментальные проблемы: как сочетать индивидуальные системы предпочтений и интересов отдельных людей, чтобы создать единую систему предпочтений для коллектива, состоящего из данных индивидуумов; можно ли определить “справедливые” методы такого объединения индивидуальных решений, чтобы получить коллективное решение. При принятии коллективных решений важную роль играет социальная обусловленность поведения человека. Субъект, принимающий решение, зачастую побуждается к этому не только собственными желаниями и потребностями, – он также выступает проводником интересов определенной социальной группы. Эти интересы, однако, не просто передаются принимающим решения лицом, а сопоставляются, накладываются, совмещаются с интересами самостоятельных в своих действиях субъектов.

Эффективная совместная деятельность предполагает необходимость общей цели, которая вообще часто рассматривается как системообразующий фактор совместной деятельности [2,с . 111]. Группа в ходе совместной деятельности должна выработать и принять согласованные решения. Суть совместной деятельности состоит в обеспечении возможно более высокой степени соорганизованности индивидуальных субъектов и в придании их индивидуальным активностям характера соактивности. Только в этом случае достигается синергетический эффект, который вообще является объективным основанием для совместной деятельности. Об эффективной совместной деятельности можно говорить лишь в том случае, когда она базируется не на формальном суммировании индивидуальных деятельностей, а на их интеграции, что должно давать новое качество. Совместная деятельность предполагает необходимость соорганизации индивидуальных деятельностей, что в определенной степени противоречит концепции индивидуализма. Вместе с тем частные цели индивидуальных деятельностей могут иметь просто антагонистический характер. Это обстоятельство и ставит основную и наиболее острую проблему – проблему агрегации индивидуальных целей и предпочтений, агрегация же порой приводит к неэффективной совместной деятельности.

9.3. Какие разновидности имеет эффект  конформизма

Можно выделить несколько черт, присущих "групповому мышлению", – это конформизм, тенденциозный подбор информации, неоправданный оптимизм, убежденность в том, что группа имеет инициативу в решении экономических и политических проблем. Исследования психологов показывают, что опасность возникновения феномена "группового мышления" тем большая, чем сильнее зависит группа от личности лидера или чем сильнее в группе позиция лиц (коалиции), принявших данное решение.

Конформизм, как специфическая ответная реакция на социальные воздействия, является многоаспектным и разноуровневым психологическим феноменом. Анализ литературных данных позволяет выделить четыре вида конформизма (таблица 1). Мы обозначили эти виды следующим образом: личностный, личностно-интеракицоннный, ситуационный и групповой виды. Каждый из них детерминирован определенным набором факторов. Изменение направленности или величины (степени выраженности) фактора влияет и на выраженность конформизма. Факторы могут взаимодействовать друг с другом, что также ведет к изменению картины поведения человека и варьированию динамики его конформности.





Таблица 1

Классификация видов конформизма  [4,с .245]

Виды конформизма

Факторы детерминации

Личностный

степень внушаемости личности

уровень тревожности личности

самооценка личности

степень компетентности личности

уровень интеллектуального развития личности

Личностно-интеракционный

авторитетность лица, оказывающего воздействие

возраст лица, оказывающего воздействие

разница степени компетентности взаимодействующих лиц

характер межличностного взаимодействия

эмоциональные отношения между субъектами взаимодействия

стремление к лидерству взаимодействующих лиц

Ситуационный

значимость ситуации

новизна ситуации

угрожающий характер ситуации

конфиденциальность ситуации

Групповой

сплоченность и единодушие членов группы

численность группы

характер деятельности членов группы

возможность осуществления социального контроля и негативного подкрепления в отношении членов группы

характер коммуникации членов группы

Как видно из таблицы 1 личностный конформизм или конформность личности обусловлен каким-либо одним из перечисленных или несколькими качествами личности и представляет собой податливость человека социальным воздействиям другого лица, группы или общественному мнению. Более высокие показатели внушаемости и тревожности положительно взаимосвязаны с конформностью, тогда как высокие показатели самооценки, компетентности и уровня интеллектуального развития человека находятся в обратной зависимости с этим его качеством.

Личностно-интеракционный вид конформизма возникает при взаимодействии субъектов, когда активными оказываются обе стороны, обменивающиеся социальными воздействиями. При этом авторитетность лица, оказывающего влияние, его превосходство в возрасте и уровне компетентности, повышает вероятность конформных реакций у его партнера. Характер межличностного взаимодействия и межличностных отношений могут повышать степень конформности как одно, так и другого взаимодействующего лица. Высокий социальный статус, значимая роль усиливают социальные воздействия и повышают вероятность конформных реакций у партнера. Положительные эмоциональные отношения между субъектами также положительно коррелируют с вероятностью присоединения одного из них к другому, тогда как отрицательные - скорее приведут к актуализации автономных тенденций и снижению процента конформных реакций. Исключение составляет только страх, который объединяет людей. Стремление к лидерству одного из партнеров усиливает конформизм другого. Взаимное стремление к лидерству, и его следствие конфронтация партнеров резко повышают вероятность появления нонконформных реакций у взаимодействующих сторон.

Ситуационный конформизм будет проявляться у отдельной личности и целой группы под влиянием факторов значимости, новизны, угрожающего характера и степени конфиденциальности ситуации. При этом зависимость везде будет прямой.

Групповой конформизм присущ личности или одной группе лиц в отношении другой, а также меньшинству в отношении большинства. Увеличивать вероятность конформных реакций будут высокая сплоченность группы и возможность осуществления ею социального контроля и негативного подкрепления (наказания) своих членов. Численность группы, характер деятельности и коммуникации связаны с уровнем конформизма более сложной зависимостью. Но групповой конформизм действует лишь в рамках членства, то есть этот вид конформизма проявляется у личности лишь в том случае, если она является или считает себя членом данной группы, а также у группы в отношении других групп, если они связаны совместной деятельностью или входят в состав единой социальной общности. Таким образом, групповой конформизм характеризует процессы социального взаимодействия.























Список литературы

1.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4 изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 461 с.

2.     Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Украинский институт менеджмента и бизнеса, 2001. – 408 с.

3.     Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.: Институт международного права и экономики, 2003. – 408 с.

4.     Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. прогнозирование- планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2003. – 400 с.

5.     Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособ.- М.: Русская деловая литература, 2001. – 288 с.

6.     Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 392 с.

7.     Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2003. – 67 с.

8.     Речман Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес. Т.2/ Пер с англ.- М.: Республика, 2001. – 479 с.

9.     Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. – М.: Интел- Синтез, 2000. – 208 с

10.                       Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К0, 2000. – 292 с.