Содержание
Тема 3. Анализ проблем и проблемных ситуаций. 3
3.1. Приведите пример социально значимой проблемы. Выделите факторы соответствующей проблемной ситуации. Классифицируйте факторы, используя таблицу 1. 3
3.2. Перечислите типы неопределенности и виды рисков, возникающие в ситуации принятия решений о расширении ассортимента услуг в коммерческом предприятии. 5
3.3. Чем определяется выбор метода анализ проблемной ситуации? Приведите пример. 7
Тема 7. Организация и контроль исполнения решений. 8
7.1. Как обеспечить взаимоувязку долгосрочных и краткосрочных оперативных планов?. 8
7.2. По каким показателям можно осуществить контроль качества обучения в школе. 10
7.3. Разработайте показатели измерения целевой эффективности деятельности муниципальной библиотеки. 10
Список литературы.. 12
Приложение 1. 13
Тема 3. Анализ проблем и проблемных ситуаций
3.1. Приведите пример социально значимой проблемы. Выделите факторы соответствующей проблемной ситуации. Классифицируйте факторы, используя таблицу 1.
Сегодня во весь рост обозначились острые проблемы, характерные именно для молодежи: продолжает падать возможность получения бесплатного профессионального образования, есть сложности с трудоустройством и получением первого рабочего места, высок уровень безработицы, сократились возможности для создания семьи из-за отсутствия получения молодым специалистом бесплатного социального жилья, культурного и полноценного отдыха из-за его дороговизны и др. моменты жизни. И как следствие этих проблем – рост опасных социальных пороков среди молодежи, рост преступности, наркомании, проституции, а также падение престижа честного производительного труда. В среднем в области лишь 21,4 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 52 % имеют серьезные отклонения в физическом и психологическом развитии, распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые до 30 лет [3,с . 178].
Роль молодежи в подъеме экономики принижена, но её трудовой потенциал остается высоким. Однако наиболее актуальным сейчас является несоответствие между потребностью молодежи в трудоустройстве и наличием рабочих мест: сегодня из обратившихся в службу занятости – почти 30 % молодежи и почти 25 % получающих пособие по безработице – тоже молодежь. Численность зарегистрированных безработных среди молодежи стала возрастать вместе с отменой института распределения. При этом эффективность государственной службы занятости в трудоустройстве низкая, и найти там подходящую работу практически невозможно. Поэтому только 1 % от выпускников обращается в службу занятости. Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Охранник на фирме, рядовая служащая в банке получает в десять раз больше высококвалифицированного инженера, токаря, ученого, поэтому половина работающих молодых людей трудятся не в соответствии с приобретенной специальностью, молодежь уходит из сферы материального производства в сферы распределения и торговли. В связи с этим в настоящее время испытывается нехватка рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве – 38 % .
Особенно тяжелым является материальное положение студентов. Даже самая высокая стипендия не обеспечивает десятой части прожиточного минимума.
Наиболее важными проблемами для работающей молодежи сегодня являются: социальная незащищенность, бытовая неустроенность, несоблюдение прав человека, низкий уровень доходов и отсутствие возможности для самовыражения, самореализации и карьерного роста [4, с. 122].
Среди социально-значимых для молодежи вопросов необходимо отметить такой социальный фактор, как жилищная проблема. В области разработана программа «Дом молодой семьи», но она в основном внедряется на селе. В городах существует ипотечное кредитование, но услугами ипотеки могут воспользоваться только обеспеченные люди, а для молодых семей это недоступно и нереально.
Таблица 1
Факторы социально значимой проблемы
|
Управляемые факторы |
Неуправляемые факторы |
Внешние факторы |
Возможность получения бесплатного образования Сложность трудоустройства Невозможность получения специалистом бесплатного государственного жиль Социальная незащищенность Несоблюдение прав человека |
Высокий уровень безработицы среди молодежи Сокращение возможностей для создания молодой семьи Отсутствие у молодежи культурного и полноценного отдыха Рост преступности и наркомании |
Внутренние факторы |
Получение первого рабочего места молодежи Низкий уровень доходов молодежи |
Падение престижа честного производительного труда Ухудшение здоровья молодежи Бытовая неустроенность |
3.2. Перечислите типы неопределенности и виды рисков, возникающие в ситуации принятия решений о расширении ассортимента услуг в коммерческом предприятии
Предположим что ситуация принятия решения о расширении ассортимента услуг в коммерческом предприятии является инвестиционным проектом.
Центральное место в оценке риска при инвестировании проекта занимает анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов предприятия.
Чтобы оценит вероятность тех или иных потерь и риска проекта необходимо учесть все форсмажорные обстоятельства, которые могут встретиться. Их не необходимо заранее просчитать и оценить как вероятные прогнозные величины. Потери подразделяются на [5, с. 89]:
- материальные;
- трудовые;
- финансовые;
- транспортные;
- потери времени и другие.
При инвестировании возможны потери:
1) на производстве:
- снижение намеченных объемов реализации продукции по причине простоя оборудования, недоиспользования производственных мощностей, отсутствие необходимых исходных материалов и процент брака:
где ↓ продукции означает вероятное суммарное уменьшение объема выпускаемой продукции после проекта,
Ц – цена реализации единицы объема продукции
- снижение цен реализации продукции предприятия после внедрения проекта: в виду недостаточного качества продукции, ухудшения рыночной конъюнктуры для товара предприятия и падение спроса на него:
где ↓ цены – вероятное уменьшение цены единицы объема продукции предприятия
Q – общий объем намеченной к выпуску и реализации продукции предприятия по проекту.
- повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом сырья, материалов, электро и теплоэнергии;
- повышенные транспортные расходы и торгово-закупочные издержки;
- перерасход намеченного фонда заработной платы;
- уплата повышенных отчислений, различных налогов, если при осуществлении проекта были внесены корректировки налогообложения в сторону увеличения;
- различные штрафы, убытки.
2)потери в коммерческой области проекта:
- повышение закупочных цен на товары в процессе осуществления проект;
- непредвиденное повышение объема закупки по сравнению с намеченными объемами вызывает уменьшение объема реализации и как следствие снижается объем чистой прибыли;
- снижение цены, по которой реализуется товар;
- снижение объемов реализации вследствие непредвиденного снижения спроса на товар по проекту.
1) потери в финансовой части проекта.
Поэтому в процессе реализации любого проекта необходимо всесторонне оценивать все потери. Кроме того, необходима вероятная и всестороння оценка риска различными методами.
3.3. Чем определяется выбор метода анализ проблемной ситуации? Приведите пример
Для выбора групп методов/инструментов анализа, синтеза и оценки решения можно воспользоваться предлагаемой таблицей "Дано-Требуется". При этом предполагается, что о пригодности того или иного инструмента можно судить, если сопоставить то, что уже известно лицу, принимающему решение (ЛПР), с тем, что оно хочет определить. Исходными данными, соответствующими колонке "Дано" служат те сведения, которыми нужно располагать прежде чем пользоваться методом. Конечные результаты, соответствующие строке "Требуется" - это те данные, которые получаются в результате применения данного метода. Шкалы "Дано" и "Требуется" идентичны: они построены в порядке уменьшения общности и увеличения определенности. Методы, наиболее полезные на ранних стадиях, когда почти все неопределенно, попадают в левый верхний угол таблицы, а методы, соответствующие конечным стадиям процесса выработки и принятия решения, - в ее нижний правый угол. В клетках, далеко отстоящих от диагонали, приводятся методы, представляющие собой целые комплексы или стратегии поиска решения, поскольку они позволяют перескочить через несколько этапов. В клетках, расположенных непосредственно над диагональю указаны методы, последовательно используемые в описанном процессе поддержки принятия стратегических решений, выбор комбинации которых и определяет принятую стратегию поиска решения. Часть методов повторно указана ниже диагонали. Это означает, что их можно использовать для проверки, то есть для изменения формулировки задачи после ее частичного исследования.
Таблица 1
Матрица "Дано-Требуется" [3,с . 178]
Дано | Требуется |
Исследование исходной ситуации |
Анализ и преобразование структуры задачи. |
Определение границ. |
Генерация альтернативных решений. |
Комбинирование возможных решений. |
Оценка вариантов и выбор окончательного |
Осуществление контроля. |
Исходная ситуация. |
1.1 - 1.5 2.1 3.1- 3.4 4.5 |
1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2 3.1 - 3.4 4.5, 5.1, 5.2, 6.1 |
4.1 - 4.3 6.1 7.1, 7.2 8.1, 8.2 |
4.1-4.5, 10.1-10.3 7.1, 7.2, 11.1- 11.4 8.2 - 8.4 9.1 - 9.3 |
4.1-4.3, 11.1-11.6 8.2-8.5 9.1-9.3 10.1-10.4 |
4.2, 13.1, 13.2 8.2-8.4, 14.1-14.6 9.1, 14.15 12.1 |
8.1, 8.2 9.1 15.1-15.3, 15.11 16.1, 16.2 |
Исследование исходной ситуации. |
|
1.6 - 1.9, 6.1 - 6.4 2.1 - 2.3 4.1 - 4.4 5.1 - 5.5 |
4.1 - 4.4, 8.2 - 8.4 5.1, 5.2 6.1 - 6.3 7.1 - 7.5 |
4.2-4.4, 10.1-10.4 7.1, 7.2, 11.1-11.4 8.2-8.4 9.1-9.3 |
4.1-4.3, 11.1-11.6 8.1, 8.2, 12.1 9.1-9.3 10.1-10.4 |
4.2, 11.1-11.4 8.2, 12.1, 13.1, 13.2 9.1, 14.1-14.6 10.1-10.3 |
9.1 15.1-15.3 15.11 16.1, 16.2 |
Анализ и преобразование структуры задачи. |
1.1-1.9 2.1-2.3 3.1-3.5 |
|
7.1, 7.4 - 7.6 8.2 - 8.6 |
7.1-7.5, 11.3-11.6 8.2-8.5 9.1-9.3 10.2-10.4 |
8.1, 8.2, 12.1, 12.2 9.1-9.3, 13.1, 13.2 10.1-10.4, 11.3-11.6 |
8.2, 8.3, 12.1 9.1, 13.1, 13.2 10.1-10.4, 14.1-14.6 11.1-11.4 |
9.1, 17.1, 17.2 12.1 15.1-15.3 15.11 16.1, 16.2 |
Определение границ. |
1.1-1.9 2.1-2.3 3.1-3.5 |
5.1-5.6 6.1-6.4 4.1-4.5 |
|
9.1 - 9.3 10.2 - 10.4 11.3 - 11.7 |
9.1-9.3, 13.1-13.4 10.2-10.4 11.3-11.6 12.1, 12.2, 12.4, 12.6 |
9.1-9.3, 14.1-14.9 11.3-11.6 12.1, 12.2 13.1-13.3 |
9.1, 15.1-15.7, 15.11 12.1, 16.1-16.3 13.1, 13.2, 17.1, 17.2 14.1-14.6 |
Генерация альтернативных решений. |
1.1-1.5 2.1-2.3 3.1-3.5 |
5.1-5.6 6.1-6.4 4.1-4.5 |
7.1-7.6 8.1-8.6 |
|
10.2-10.4 11.3, 11.5-11.7 12.2-12.6 13.2-13.4 |
11.3, 115-11.7 12.2-12.6 13.2-13.4, 14.1 14.5-14.12, 14.15 |
12.2-12.6, 16.1-16.4 13.1, 13.2, 17.1, 17.2 14.1, 14.2, 14.5-14.10 15.4-15.8, 15.11 |
Комбинирование возможных решений. |
1.1-1.5 2.1-2.3 3.1-3.4 |
5.1-5.5 6.1-6.3 4.1-4.5 |
7.1-7.5 8.1-8.6 |
9.1-9.3 10.1-10.4 11.1-11.7 |
|
1.8 12.2 14.1, 4.5 14.8-14.15 |
12.2, 14.1, 14.2, 14.5-14.12, 14.15 15.4-15.8, 15.11 16.1-16.4, 17.1-17.5 |
Оценка вариантов и выбор окончательного. |
1.1, 1.2, 1.4 2.1, 2.2 3.1-3.4 |
5.1-5.5 6.1-6.3 4.1-4.3 |
7.1-7.4 8.1-8.5 |
9.1-9.3 10.1-10.3 11.1-11.7 |
10.1-10.4 11.1-11.7 12.1-12.6 13.1-13.4 |
|
15.2-15.11 16.1-16.5 17.1-17.6 |
Осуществление контроля. |
1.1, 1.2, 1.4 2.1 3.1-3.3 |
5.1, 5.2 6.1 4.1-4.3 |
7.1, 7.2 8.1, 8.2 |
9.1 10.1-10.3 11.1-11.6 |
10.1-10.2 11.1-11.4 12.1-12.2 13.1-13.2 |
12.2 14.1-14.5 |
|
Ключ к таблице "Дано - Требуется" представлен в приложении 1.
Тема 7. Организация и контроль исполнения решений
7.1. Как обеспечить взаимоувязку долгосрочных и краткосрочных оперативных планов?
Краткосрочные планы связаны с текущими задачами и требуют более быстрой и гибкой реакции на изменение в обстановке. Часто может возникнуть потребность изменить график работы, ускорив или, наоборот, замедлив работу над проектами. Если подобную практику оставить без контроля, эти изменения могут значительно повлиять на выполнение долгосрочных планов.
Если система оценки показателей компании для управляющих сосредоточивается на краткосрочных показателях, могут возникнуть проблемы корректировки долгосрочных планов. Управляющие будут реагировать на данную ситуацию, концентрируясь на немедленном получении прибыли, мало учитывая перспективы. Примером такого конфликта может быть ситуация, когда минимальные продажи товаров и прибыль ставятся на первое место по сравнению с разработкой новых изделий [4,с . 145].
Недостаточная связь и непонимание долгосрочных планов могут привести к составлению управляющими планов, которые не совпадают с планами компании. Можно ожидать, что управляющие, имеющие дело с повседневными вопросами/проблемами, будут тяготеть к решениям, которые сводят до минимума их текущие трудности, не учитывая при этом долгосрочных результатов.
Возможно возникновение противоречий между двумя планами и в том случае, когда долгосрочный план навязан краткосрочным управляющим без их участия. В этом случае управляющие могут сопротивляться планам или считать их нереалистичными и могут продолжать предпринимать оперативные действия независимо от долгосрочных планов.
Высшее руководящее звено должно признать, что краткосрочные планы могут приобретать долгосрочные цели и могут дать младшим управляющим свободу действий для выбора предпочтительного пути. Методы контроля должны быть связаны с принятыми целями и должны обеспечивать младшее руководство необходимой обратной связью для их достижения.
Интеграция краткосрочных и долгосрочных планов возможна лишь тогда, когда имеются открытые каналы связи , эффективный механизм координации управленческой информации между подразделениями.
7.2. По каким показателям можно осуществить контроль качества обучения в школе
Основные положения контроля качества обучения в школе представлены ниже [4,с . 189]:
- оценка образования на основе стандартов является показателем качества только в когнитивной области;
- для каждого типа и вида образовательных учреждений использованы свои стандарты, и сравнение показателей качества осуществляется только внутри той или иной группы учреждений;
- все количественные оценки (даже средний балл) не сравниваются с недостижимым максимумом, а исследуется динамика каждого показателя по районам, по типам и видам образовательных учреждений, по учебным предметам, по ступеням образования и классам; отдельно оцениваются учреждения, являющиеся экспериментальными площадками, то есть оценивается эффективность результатов любого экспериментирования, любых вложенных в эксперимент ресурсов (финансовых, организационных, кадровых, научно-методических и т.д.);
- все количественные и качественные показатели результатов обучения, определенные с опорой на стандарты, соотнесены с показателями здоровья детей, с использованием сберегающих здоровье технологий; более того, провозглашена и контролируется ценностная установка: образование - это сфера деятельности, где достижение результатов не может обеспечиваться любыми средствами.
7.3. Разработайте показатели измерения целевой эффективности деятельности муниципальной библиотеки
Эффективность деятельности муниципальной библиотеки можно представить в виде следующих показателей [7,с . 177]:
1) как степень влияния библиотеки на внешнюю среду общества, выражающуюся в удовлетворении прогрессивных духовных потребностей читателей; 2) как превышение доходов над расходами; 3) как отношение выгод к величине расходов; 4) как сумму выгоды от какой-либо деятельности.
Для определения эффективности деятельности и выбора приоритетов в работе некоторые зарубежные библиотеки используют экономико-математические методы, позволяющие решить, какие виды услуг, в каком объеме будет предоставлять библиотека различным категориям читателей, показывающие как распределить вводимые ресурсы, денежные средства, фонды, оборудование между отдельными видами услуг. Экономико-математические методы дают возможность установить зависимость между экономическим эффектом, предоставляемыми услугами и вводимыми ресурсами. Их использование при определении эффективности работы библиотек позволяет достичь максимального экономического эффекта в рамках бюджетных ограничений и имеющихся в наличии технологий. Некоторые из методов можно использовать и в отечественной практике. Экономическая эффективность выражается в доходах библиотек, снижении себестоимости продукции, уменьшении стоимости и сроков доведения информации до пользователей.
В условиях развития и внедрения НИТ эффективность библиотечной деятельности однозначно определить не предоставляется возможным. Эффективность складывается из разных видов: экономической, функциональной, социальной и эффективности, связанной с гуманизацией библиотеки. Каждый вид эффективности требует своих оценок, критериев, методов. Окончательный критерий эффективности деятельности современной библиотеки , оснащённой НИТ, должен вобрать в себя сумму разных видов эффективности .
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4 изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 461 с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Украинский институт менеджмента и бизнеса, 2001. – 408 с.
3. Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.: Институт международного права и экономики, 2003. – 408 с.
4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. прогнозирование- планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2003. – 400 с.
5. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособ.- М.: Русская деловая литература, 2001. – 288 с.
6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 392 с.
7. Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2003. – 67 с.
8. Речман Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес. Т.2/ Пер с англ.- М.: Республика, 2001. – 479 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. – М.: Интел- Синтез, 2000. – 208 с
10. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К0, 2000. – 292 с.
Приложение 1
Ключ к таблице «Дано- требуется»
1. Поиск информации.
1.1. Сбор вербальной информации, 1.2. Ресурсное обеспечение, 1.3. Изучение публикаций, 1.4. Выделение качественной и количественной информации, 1.5. Анкетные опросы, 1.6. Интервьюирование, 1.7. Анализ патентной информации, 1.8. Испытание,1.9. Промышленный шпионаж.
2. Формирование целей и задач.
2.1. Формулировка целей и задач, 2.2. Формулировка концепции, 2.3. Формулировка (выработка) стратегии.
3. Выбор базовых (функциональных) стратегий.
3.1. Экспертные методы разработки и выбора базовых стратегий, 3.2. Выявление и классификация проблем/возможностей, 3.3. Прогнозирование с использованием качественной информации, 3.4. Классификаторы (списки) стратегий, 3.5. SWOT-анализ.
4. Идентификация системы, среды, переменных.
4.1. Разделение на внешнюю и внутреннюю среду, 4.2. Выбор точки зрения на проблему/задачу и пути ее решения, 4.3. Экспертные методы идентификации, 4.4. Формулировка ограничений и допущений, 4.5. Характеристика среды принятия решений (определенность, время на принятие решения, изменчивость).
5. Структурирование проблемы, задачи, системы.
5.1. Классификация информации (по типам, по признаку к чему относится, полнота, качество, достоверность), 5.2. Выявление компонентов/элементов, 5.3. Анализ функций, 5.4. Построение иерархий, 5.5. Визуализация информации, 5.6. Структурирование с использованием SADT-технологии (IDEF).
6. Анализ взаимосвязей.
6.1. Анализ взаимосвязанных областей, 6.2. Матрицы взаимодействий, 6.3. Анализ противоречий с помощью SADT-технологии (IDEF), 6.4. Статистические методы.
7. Выявление значимых факторов.
7.1. Экспертные оценки значимых факторов, 7.2. Контрольные перечни, 7.3. Выбор критериев, 7.4. Ранжирование и взвешивание факторов, 7.5. Выделение параметров решения и зависимых переменных, 7.6. Многофакторный анализ.
8. Прогнозирование.
8.1. Мнение жюри, 8.2. Прогнозирование на основе использования экспертных методов, 8.3. Проецирование тренда, 8.4. Совокупное мнение сбытовиков, 8.5. Модель ожиданий потребителей, 8.6. Причинно-следственное моделирование.
9. Типовые стратегии поиска решения.
9.1. Матрица управления стратегией ,9.2. Упорядоченный поиск , 9.3. Системотехника
10. Креативные методы выработки (нахождения) решения.
10.1. Матрица классификации проектов, 10.2. Мозговой штурм, 10.3. Ликвидация тупиковых ситуаций, 10.4. Синектика.
11. Формальные методы нахождения решения.
11.1. Платежная матрица, 11.2. Матрица ответственности, 11.3. Морфологические карты, 11.4. Построение иерархий, 11.5. Дерево решений, 11.6. Сети и матрицы взаимодействий, 11.7. IDEF как способ формализации полученных знаний.
12. Моделирование.
12.1. Моделирование, основанное на применении экспертных методов, 12.2. Имитационное моделирование, 12.3. Модели линейного программирования.
12.4. Модели управления запасами, 12.5. Модель теории очередей, 12.6. Модель теории игр.
13. Критерии отбора и их ранжирование.
13.1. Экспертные методы выявления критериев, 13.2. Выбор шкал измерения, 13.3. Ранжирование и взвешивание, 13.4. Попарные сравнения.
14. Методы оценки.
14.1. Экспертные методы оценки, 14.2. Качественный анализ рисков, 14.3. Статические методы оценки эффективности, 14.4. Платежная матрица, 14.5. Неэкономические аспекты оценки, 14.6. Анализ финансовых коэффициентов, 14.7. Дерево решений, 14.8. Анализ чувствительности, 14.9. Анализ безубыточности, 14.10. Анализ денежных потоков, 14.11. Сетевое планирование, 14.12. Динамические методы оценки эффективности ,14.13. Специальные виды оценки (структура затрат и т.п.),14.14. Сценарный анализ, 14.15. Другие методы оценки.
15. Определение ключевых факторов и их границ.
15.1. Перечни и классификаторы, 15.2. Экспертные методы выявления факторов и их оценки,15.3. Регрессионный анализ, 15.4. Анализ чувствительности, 15.5. Анализ безубыточности,15.6. Стратегический анализ.
15.7. Анализ рисков (сценарный анализ и имитационное моделирование),15.8. Сетевое планирование (характеристики "критического пути"), 15.9. Анализ статистических данных, 15.10. Технический анализ рядов данных, 15.11. Другие виды анализа.
16. Управленческий учет (выработка форматов взаимодействия и отчетности).
16.1. Шаблоны (использование и применение), 16.2. Анализ отчетных документов, 16.3. Бюджетирование,16.4. Регистрация изменения ключевых параметров, 16.5. Постановка управленческого учета.
17. Типовые процедуры корректировки.
17.1. Морфологические карты, 17.2. Типовые решения, 17.3. Моделирование (упреждающее управление), 17.4. Тренинг персонала, 17.5. Управление по отклонениям, 17.6. Внедрение информационных систем поддержки принятия решений.