Содержание

Введение. 3

1. Реформы Ивана Грозного. 5

1.1. Внутренняя политика. 5

1.2. Опричнина и ее значение. 6

1.3. Внешняя политика. 8

2. Реформы Петра I 10

2.1. Предпосылки реформ. 10

2.2. Экономические реформы.. 11

2.3. Административные реформы.. 14

2.4. Преобразования в области культуры и быта. 18

2.5. Церковная реформа. 19

2.6. Военная реформа. 21

3. Итоги реформ Ивана Грозного и Петра I 23

Заключение. 26

Список литературы.. 28

Введение

Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство и юность великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию, но мы остановимся только на некоторых из них. 

Иван IV - одна из наиболее интересных фигур в истории нашей страны. К исследованию феномена его правления в разные времена обращались историки разных стран, представители различных исторических школ, его царствованию посвящено немало литературных и кинематографических произведений. Одни связывают имя Ивана IV с ужасами опричнины, называя его тираном и деспотом, для других Иван IV - гениальный политик, основной целью которого являлось укрепление русской государственности, третьи считают, что все его действия определялись этапами развития его психической болезни. Однако существование столь противоречивых мнений только лишний раз доказывает, что личность Ивана IV - интереснейший предмет для исторических изысканий.

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже.

Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости.

С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость, консервировали её. В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от стран, вставших на капиталистический путь развития.

В своих реформах Пётр не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с реформами Иван Грозного и Петра  I. А так же значение проведенных ими реформ для государства.



1. Реформы Ивана Грозного

1.1. Внутренняя политика

  После смерти Василия III в 1533 г. великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Сразу после этого развернулась борьба за московский престол: было предпринято несколько попыток свержения Ивана IV его мать - регентшу Елену Глинскую, сначала братьями отца, затем дядей Елены - Михаилом Глинким, опиравшимся на удельных князей Бельских, Воротынских, Трубецких.

  Отражая выступления феодальной знати, лавируя между различными группировками феодалов, правительство Елены Глинской продолжало вести курс на укрепление великокняжеской власти. Оно ограничивало податные и судебные льготы церкви, ставило под свой контроль рост монастырского землевладения, запретило покупать земли у служилых дворян. Для упорядочения финансовой системы в 1535 г. была проведена денежная реформа. Был уменьшен вес монеты, что устранило разнобой между московской и сохранявшейся еще новгородской денежными системами. Началась реформа - введение местного “губного” самоуправления, выдвижение “излюбленных голов” для решения вопросов судопроизводства, что ограничивало власть бояр-кормленщиков, управлявших на местах. После смерти Глинской череда смены власти (1539 -  Шуйские, 1542 - Бельские, 1547 - Глинские) междоусобицы, убийства и разорения политических противников ослабили государственную власть. Ухудшилось положение населения, на котором лежала основная тяжесть феодальных распрей.

  Первым шагом на пути укрепления власти становится венчание Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г.  Это по тогдашним понятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его с запад-ноевропейскими государями. Первые шаги государя московского направлены на достижение компромисса между феодалами. Создается “Избранная рада”,  в которую входят представители разных сословий из приближенных царя. В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, “государевы люди”, позднее избираются представители купечества и городской верхушки.

  Продолжается реформирование, ограничение власти феодалов. В 1550 г. принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников, отменяющий податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско - зачатки будущей армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службу стрелец получал земельный надел, не имеющий надела получал денежное и хлебное жалование. Помимо создания стрелецкого войска принимается “Уложение о службе”, регламентирующее военную службу дворян, за которую также  выплачивалось жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной властей.

Усиление государства во главе с царем, ослабление позиций феодальной знати вновь ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве. В 1551 г. был собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятивший Судебник и одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властью достигается компромисс.

  Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов встречают их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьба с оппозицией принимают самые ужасные, кровавые формы.[1]


1.2. Опричнина и ее значение

  В 1564 г. Иван IV с приближенными и двором переезжает в Александрову слободу - небольшое поселение на пути в Ярославль, откуда направляет послания к посадским людям, служилым людям и духовенству, отрекаясь от престола и обвиняя бояр в измене. Расчет на веру народа в доброго царя, борющегося с боярами-притеснителями оправдывается: из Москвы к царю направляется делегация, дающая Ивану неограниченные полномочия. Для реализации своих целей царь учреждает государев земельный удел - опричнину (от древнего “опричь” - кроме), куда отходят лучшие земли в пахотном и военно-стратегическом отношении, расширяемый за счет опальных бояр. Для проведения в жизнь идеи централизации и борьбы с неугодными создается “государев двор”, особое войско полумонашеского полурыцарского образа, опричная дума. В опричники отбираются преданные, готовые беспрекословно повиноваться приближенные царя из княжеско-боярской аристократии, наемники-иноземцы.

  Учреждая опричнину Иван IV выговорил себе право казнить бояр без суда и следствия, что и было одним из средств укрепления абсолютной власти. Подозрительный и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости, неуравновешенный, и в то же время глубоко религиозный Иван развязал массовый террор в стране, казня, уничтожая население часто без малейшего повода. Он стремился укрепить личную власть, путем нагнетания всеобщего страха, уничтожая думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых. Общая атмосфера в стране, нравы и обычаи того времени хорошо воссозданы в исторической повести А.К. Толстого “Князь Серебряный”.

  Массовые казни, террор натолкнулся на сопротивление бояр, многие из которых пострадали,  их имущество было разграблено и разорено, а земли отошли к опричнине, вызвал недовольство духовенства. В 1556 г. на Земском соборе довольно весомо было высказано недовольно опричниной. Против опричнины выступил митрополит Филипп, низложенный и сосланный в Тверской Отроч монастырь и задушенный там одним из самых одиозных опричников Скуратовым-Бельским. В 1569-70 гг. был совершен поход на Новгород, население которого по слухам собралось отойти под защиту княжества Литовского. Город был осажден в течении 40 дней, выжжен и разграблен, а население в значительной мере истреблено. Были опустошены города Клин, Тверь, Торжок на пути к Новгороду, разорены многочисленные селения.

  Многолетние разорение страны, истребление ее населения привели к значительному ослаблению страны. Упали поступления в казну, ухудшилось положение России в Ливонской войне  в 1571 году последовал удар Крымского ханства. Хан Девлет-Гирей вторгся в Россию, сжег Москву. Все это привело к тому, что в 1572 году царь Иван отменил опричнину и под страхом смерти запретил даже упоминать о ней.

  Размежевание страны на Земщину и Опричнину, междоусобицы и кровопролитие, сопровождавшееся беспримерными жестокостями ослабили, разорили страну, едва оправившуюся от трехсотлетнего опустошения Ордой и постоянных междоусобиц. Было истреблено и разграблено множество боярских семей, часто древнего рода с устойчивыми нравственными традициями, представителей духовенства - носителей грамотности и духовных ценностей средневековой Руси, множество трудящегося, ремесленного люда. В одном только Новгороде по различным источникам было истреблено от 15 до 60 тысяч человек.


1.3. Внешняя политика

  Вторая половина XVI века прошла в дипломатических и военных попытках ликвидировать очаг агрессии  в Казани. Однако они не увенчались успехом. Ставленник Москвы Шиг-Алей не сумел удержаться у власти, а два похода в1547-48 и 49-50 годах не увенчались успехом. Только к 1556 году в результате осады и последующего подавления выступлений удмуртов, чувашей, марийцев Казань была превращена в русский административный и торговый центр. В 1556 году к России было присоединено Астраханское ханство, в 1557 г. в состав государства вошли башкиры. В том же году России присягнул глава Большой Ногайской Орды мурза Измаил. [2]

Завоевание Казани создало оплот для дальнейшего продвижения на Восток, к богатствам Урала и Сибири, издревле привлекавших внимание россиян. В 1574 г. купцы Строгановы получили от Ивана IV грамоту на владения землями по реке Тобол. В 1581 г. на свои средства они снарядили экспедицию казаков под предводительством Ермака, насчитывавшую до 1000 человек. В результате многолетних походов, сражений с сибирским ханом Кучумом была завоевана Тюмень, земли в пойме Тобола и Иртыша. К концу столетия к России были присоеди-нены земли в низовьях Оби от Иртыша до Ледовитого океана. На новые земли устремился поток торговых людей, казаков, беглых крепостных, свободных людей в поисках лучшей жизни вдали от царской власти с распрями, междоусобицами и кровопролитием.

Устойчивые торговые отношения с Западной Европой, с голландскими, английскими, ганзейскими купцами ставили вопрос о выходе к Балтике. Во второй половине века сложилась благоприятная обстановка для войны за Ливонию, представлявшую тогда скорее географическое, чем политическое понятие. Война началась успешными действиями русских войск в 1558 г. Были взяты Нарва, Дерпт (Тарту), войска вышли к балтийскому побережью. Они развивали успешное наступление на Ревель (Таллинн), Ригу, дошли до границ Восточной Пруссии и Литвы. Однако под давлением изменившихся внешних и внутренних обстоятельств Иван IV  согласился на летнее перемирие в 1559 г. Объединение Польши и Литвы, измена и побег командующего войсками князя Курбского во многом обусловленная кровавой внутренней политикой Ивана Грозного привели к ряду поражений. Война приняла затяжной характер. Через почти 25 лет было заключено перемирие в результате, которого были утрачены практически все завоевания в Прибалтике. За Россией сохранился небольшой участок балтийского берега в устье Невы.

  Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Русское население государства осознавало свое этническое единство. В стране все больше утверждалось понятие “Россия” и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения к принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале XVII века.[3]


2. Реформы Петра I

2.1. Предпосылки реформ

Страна стояла накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран.

Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, росли  кустарные промыслы,  ремесла,  развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и  географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделялся  от  деревни.  Выделялись промысловые и  земледельческие  районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси,  все более отчетливо оформляется абсолютизм.

Получили  дальнейшее развитие русская культура  и  науки: математика и  механика,  физика  и химия,  география и ботаника, астрономия и "рудознатство".  Казаки-землепроходцы  открыли  ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав,  когда говорил о делах и людях допетровской России:  "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом  совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при  мирном  ходе  дел  могло рассрочиться на  целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным  и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа,  закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война.[4]

2.2. Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика,  и, прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  существовали крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском  хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в сырье для российской промышленности привели к широкому  распространению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и  плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государства (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд  государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  -  металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессионные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика  Петра  вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в России впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.  В 1711 г.  в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры  Петр писал:  "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

В результате  Петровской  политики  в  экономической  области за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью обеспечить  военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.[5]

2.3. Административные реформы

В. О. Ключевский писал:  "Преобразование управления - едва  ли  не самая  показная,  фасадная  сторона преобразовательной деятельности Петра;  по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский,  вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной  необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных  расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны").  Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные  принципы на  сферу  гражданской жизни и государственного управления.  Весьма показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г.,  присланный императором в Сенат:

Уже в  первые  годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на  физическое вымирание,  своим  указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский,  по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов.  Указами вводилось самоуправление для городского купечества,  а также для населения поморских городов.  Отменялась власть  воевод,  отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская  ратуша, выбираемая купцами Москвы.  В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями   органов   самоуправления.  Во  главе  Ратуши  стоял обер-инспектор ратушного правления.  Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

Но с ростом государственных расходов Петр постепенно  утрачивает доверие к  финансовым возможностям Ратуши.  Царь приходит к решению перенести основную массу управления на  места,  так  как  "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения  финансовых  нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской,  Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской,  Смоленской,  Архангелогородской,   Казанской, Азовской и  Сибирской.  Во  главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при  губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и приказы;  с 1710г. воеводы  стали называться уездными комендантами.  В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель),  ландрихтер, ведавший судом,  провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом,  губернская реформа фактически упразднила преобразования  1699  г.,  а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536  дворов,  которая  должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли"  во главе с ландратами - в больших губерниях по 12,  в средних - по 10,  в меньших - по 8.  Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков.

Однако и  эта реформа не дала желаемого эффекта,  Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные  к  ним  полки  не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций.  Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю, фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской  реформы была уничтожена  система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть,  а Санкт-Петербург еще  не  стал.

Для установления жесткого контроля над управлением Петр I в 1711 г. создает систему фискалов,  которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц.  Фискалы были практически безнаказанны,  но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного.  Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для  сведения  счетов.

В 1712  г.  у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к  23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции,  Иностранных дел,  Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа  началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом.  Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий (см. таблицу 1 в приложении).

Документ от 12 декабря 1718 года:  "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит...

1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ).  Всякия иностранныя и  посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и  посланников,  и  приезды  курьеров  и  иных иноземцев.

2. Камор (или казенных сборов).  Всякое расположение  и  ведение доходов денежных всего государства.

3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел).  Судныя и розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

5. Воинской. Армия и гарнизоны, и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.

6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.

7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

8. Штатс-контор (Казенный  дом).  Ведение  всех  государственных расходов.

9. Берг и Мануфактур.  Рудокопные заводы и все прочия ремесла  и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".

В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление.  Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства.  В 1719-1720  г.  были отменены "доли" и должности ландратов,  губернии теперь делились на провинции, а те,  в свою очередь,  на дистрикты,  во главе  которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом   Петровских  реформ.  Известный  российский  историк В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени".[6]

2.4. Преобразования в области культуры и быта

Процесс европеизации России в эпоху Петра  Великого  -  наиболее противоречивая часть  Петровских реформ.  Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации,  заметно усилились связи с  зарубежными странами,  в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В  1687  г.  была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.  И  все  же  деятельность Петра была  революционной.  В.Я.Уланов  писал:  "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то,  что теперь культура была признана  созидательной  силой не только в области специальной техники, но и в ее  широких  культурно-бытовых  проявлениях,  и  не только в  приложении  к избранному обществу...  но и по отношению к широким массам народа".

Важнейшим этапом  в  проведении  реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран.  По возвращении Петр направляет  много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во  главе  с  профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208  год  становится 1700-м, а  празднование  Нового  года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703  г.  в  Москве  выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания  театра.

Происходили важные изменения в быту российских  дворян,  переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г.  выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху,  а потому были достаточно  болезненны  как для высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и  вел к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во  всех смыслах этого  слова  и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.[7]

2.5. Церковная реформа

Важную роль  в  утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах"). После  путешествия Петра в составе Великого посольства  его   занимает  еще  и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали нового юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах  с Сенатом.

В результате  церковной  реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в  часть  государственного  аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.[8]

2.6. Военная реформа

Военные реформы  занимают особое место среди Петровских преобразований.  Они имели наиболее ярко  выраженный  классовый  характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной  структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота  занимали юного царя еще до того,  как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства.  Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы".

"Игра в солдатики",  которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг.  становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере,  около Переславля-Залесского,  несколько  небольших  кораблей  под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" -  Семеновский и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

Семеновский и  Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во  время  Азовских  походов 1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.  В казне  не  было необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям  светских  и  духовных землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику,  а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические  созывы  ополчения  были заменены систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы распространялись на население,  платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г.  наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С  20  дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат  и  матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня.  Срок службы рекрута практически не был ограничен.

Главные итоги  военных  реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире,  которая дала России возможность воевать со своими  основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский  рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.[9]

3. Итоги реформ Ивана Грозного и Петра I

Личность Ивана IV, без всякого сомнения, сложна и противоречива, но именно в силу своей неординарности она снова и снова будет приковывать к себе взгляды исследователей, стремящихся понять сущность исторических процессов. Многие аспекты деятельности Грозного до сих пор остаются неисследованными, тем не менее, с его именем связана целая эпоха развития Российского государства, эпоха, которая оказала огромное влияние на весь последующий ход истории нашего государства. Пожалуй, последствия царствования Ивана Грозного точнее всего охарактеризовал Василий Осипович Ключевский, который писал, что Иван IV “…не был государственным дельцом. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самое основание этого порядка. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана -  одной из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели… Жизнь московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены”. Остается  надеяться, что нынешние российские правители прислушаются к этим словам и не принесут, подобно Ивану IV, свой народ и свою страну в жертву собственным амбициям и страстям, и  Россия избежит потрясений, крови и смут. 

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г.  титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ  государство  не  было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему  идеалу  государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено  воле одного человека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена,  а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и  принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фигур мировой истории.

Реформы Петра  заморозили  процессы  эмансипации  частной собственности, особенно на   самом   массовом, крестьянском  уровне. Подтверждение этому -  разрушение  права  частного  владения землей вследствие  введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем  этот налог привел  к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и к все возрастающему вмешательству  государства  в  дела крестьян.

Сейчас, оглядывая разоренную  страну, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, который раз,  в  нашей  истории ощутив себя  перед  неопределенностью  будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой наша страна сквозь революционные бури вековую  традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим  особого типа, который в России назывался самодержавием.

Своеобразие исторического пути  России состояло в том, что каждый раз  следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила  к  замедленному течению общественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.[10]


 

Заключение

В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Нам кажется, что Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

В свое время Петр I сделал очень много для своей страны. И не его вина, что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля позволили совершить такой качественный скачок вперед. Точки зрения на этот вопрос разные, однако, я считаю, что, несмотря на ущемление прав человека, и интересов личности, Петр I вывел страну на новый путь и за это ему можно только сказать спасибо.

Многие задаются вопросом: что бы было со страной, если бы не было Петра? Ответ очевиден: положение страны ухудшилось бы настолько (причем во всех сферах, а не только в социальной, как после реформ Петра), что страна впала бы в анархию и была бы оккупирована одной из соседних стран. Ну, а об «особенностях» колониальной формы управления мы знаем не понаслышке на примере той же Англии…

Еще один вопрос – правильна ли была ориентация на запад – был решен чисто по-русски: зачем выдумывать что-то новое, когда можно взять пример соседа? Тем более, что времени на раздумья не оставалось, да и вероятность, что неграмотный Петр мог придумать что-то уж такое особенно самобытное, была неуклонно близка к нулю. Смекалка и талант императора, не получившего даже «начального» образования, вызывают уважение и по сей день. Мне кажется, что Петр не был сам западником – он просто «воспользовался на некотором этапе» достижениями западной цивилизации, чтобы позже, в более благоприятной обстановке, страна уже пошла своим путем. Опять же, некоторые утверждают, что можно было перенимать западные обычаи частично, но откуда знаешь что в чужой культуре важно, а что – нет? Особенно, когда от этого зависит судьба страны!

Я думаю, выбор ориентации очевиден: если время есть, можно подумать, выбрать свой, характерный нации метод решения проблем, если же времени нет, нужно смотреть, как с этим справились другие – самый быстрый и, зачастую, самый эффективный метод решения проблемы. Выбор запад-восток зависит тогда уже от конкретной ситуации: что ближе нации.

 

Список литературы




1.                     Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – СПб.: Нева, 2002. – 350 с.

2.                     Буганов В.И.Петр  Великий  и  его  время  - М.:  Наука, 2002. – 292 с.

3.                     Валишевский К. Иван Грозный. - М.: СПб.: Квадрат, 2003. – 371 с.

4.                     Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Кривошеев Ю.В., Флоринский М.Ф. История России с древнейших времен до начала XX века. - СПб.: СПбГУ, 2002. – 396 с.

5.                     Князьков С.Очерки  из  истории  Петра Великого и его времени. - М.: Культура, 2002. - 658с

6.                     Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. - М.: Проспект, 2004. – 386 с.

7.                     Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:  Мысль, 2003. – 286 с.

8.                     Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М.: Звено, 2001. – 349 с.

9.                     Платонов С.Ф. История. - СПб.: Наука, 2003. – 420 с.

10.                Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. - М.: Весь мир, 2002. – 461 с.



[1] Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. - М.: Проспект, 2004. – С.124

[2] Валишевский К. Иван Грозный. - М.: СПб.: Квадрат, 2003. – С.27

[3] Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. - М.: Весь мир, 2002. – С. 230

[4] Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – СПб.: Нева, 2002. – С.74

[5] Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:  Мысль, 2003. – С. 108

[6] Буганов В.И.Петр  Великий  и  его  время  - М.:  Наука, 2002. – С. 137

[7] Платонов С.Ф. История. - СПб.: Наука, 2003. – С. 186

[8] Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М.: Звено, 2001. – С. 94

[9] Князьков С.Очерки  из  истории  Петра Великого и его времени. - М.: Культура, 2002. – С.370

[10] Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Кривошеев Ю.В., Флоринский М.Ф. История России с древнейших времен до начала XX века. - СПб.: СПбГУ, 2002. – С. 201