Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Понятие способностей. 4

2. Экстрасенсорика человека. 8

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 

Введение

Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосре­дствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного    и    сформированного    в    процессе индивидуального развития.

   В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития человека.

Целью данной работы является рассмотрение способностей человека.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

-             Дать определение способностей человека;

-             Рассмотреть классификацию способностей;

-             Рассмотреть экстрасенсорику, как способность человека к тонкому чувствованию окружающего мира.

1. Понятие способностей

Термин "способности", несмотря на его давнее и широко применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Суммировав его значения, Немов Р.С. представил их в компактной классификации[1]: 1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время. 3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено. 

Мы будем опираться на третье определение, предложенное Тепловым Б.М. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека[2].

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способа-ми. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение[3]. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых не-обходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Не-редко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятелъностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.


2. Экстрасенсорика человека

Экстрасенсорные способности человека напрямую связаны с понятием эзотерики, оккультные науки, которые изучают таинственные явления, выходящие за рамки человеческого понимания[4]. Они имеют свою историю, корни которой уходят в глубину веков. Со времен зарождения цивилизации пытливый человеческий ум задавался вопросами о существовании жизни и смерти, сознания, бессмертия, душе, Вселенной и месте человека в ней. Люди уже давно сталкивались с проявлением необычных свойств человеческой психики, с паранормальными явлениями (пси-явления). Рассматривая такое явление, следует рассмотреть истоки человеческого развития, где значение индивидуума в коллективе определялось его потенциальными возможностями, что актуально и для нашего времени. Способность активизировать сознание (как на благо, так и во вред) всегда оценивалось по достоинству. Люди, имеющие более высокий энергетический потенциал, всегда выделялись, т.к. они обладали большей способностью к творческому труду, запоминать и усваивать максимум информации, используя ее для достижения поставленных перед собой задач, правильно оценивать и действовать в критической ситуации.

Так что же является экстрасенсорной одаренностью? Результат известной душевной двойственности, возникшей на почве физических аномалий или же отдельные личности, избранные Богами и призванные для служения им. Хотя психические способности и являются естественным даром, но не каждому суждено воспользоваться им. Одним из  основополагающих моментов заключается в том, что все в жизни, в мире, в космосе развивается в точности так, как предопределено. Царство медиумов - царство нашей собственной  реальности, которое другие игнорируют, потому что боятся и не понимают, как оно связано с повседневной жизнью, хотя соприкасаются с этой  непонятной областью практически ежедневно.

Одним из этапов в процессе изучения и развития своих внутренних способностей является  нахождение  вашего духовного "Я", независимо от ваших потребностей и желаний, что позволит воспринимать все вещи взаимосвязанными между  собой и осознать их как части одного и того же огромного целого. Когда Вы достигаете этого состояния единения, то будете свободны составлять суждения о конкретных вещах. Это и есть состояние "вне добра и зла", в котором нет ничего правильного или неправильного, хорошего или плохого, лучшего или худшего.

Экстрасенсорика это внечувственное восприятие мира и воздействие на него. Примером экстрасенсорики являются телепатия (чувствование на расстоянии), ясновидение (зрительное восприятие на большом расстоянии), Проскопия прошлого (видение прошлых событий), будущего (видение будущего или предсказание, пророчество), магия (управление силами мира, в том числе другими людьми), спиритизм (вызывание духов и общение с ними), биоэнерготерапия (лечение биополем, или жизненной энергией) и так далее.

Экстрасенсорные способности могут быть естественного происхождения — врожденного или приобретенного специальным обучением[5]. Так нам свидетельствуют жизненная практика и современная наука. Известно не мало случаев, когда “сверхъестественные” способности проявлялись у человека в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни, после тяжелых черепно-мозговых травм или нейроинфекции и так считают некоторые святые отцы Православия.

Сегодня мы уже многое знаем о так называемых «тонких полях», и допускаем существование «тонкофизического мира», столь же многообразном, как и привычный нам, и живущим по своим законам, в чём-то совпадающим, но, в основном, отличающимся от нашей физической реальности.

Люди от рождения обладают, пусть и в разной степени, экстрасенсорными способностями и вполне могут использовать их. Более того, зачастую и пользуются ими, даже не понимая порой, что то, чем они занимаются, относится как раз к области энергоинформационного обмена или воздействия Специалисты считают, что каждый человек от рождения обладает экстрасенсорными способностями, хотя и неодинаково развитыми. Некоторые дети видят духов, другие различают ауру людей, многим интуиция подсказывает, когда должны произойти несчастья с близкими, друзьями, домашними животными и др. Но очень часто малыш наталкивается на непонимание и страх взрослых и замыкается в себе. Это наносит ему большой вред, порождая комплексы неполноценности, привычку лгать, изворачиваться и скрываться, а также препятствует раскрытию этих важных способностей.

Это способность любого живого организма белково-нуклеинового строения чувствовать друг друга. Механизм такого чувствования доподлинно неизвестен. Только в последнее время появились различные гипотезы, например о так называемых «тонких полях», которые не улавливаются современными исследовательскими приборами и методами, но которые тем не менее существуют, что опосредованно вполне можно доказать. Но я предпочитаю другое название — экстрасенсорика, сверхчувственность, все-таки это название как-то ближе человеческому социуму. Я понимаю под этим термином в том числе и явления, которые можно почувствовать, ощутить, но нельзя пощупать руками. Зачастую эти явления лежат далеко за пределами нашего пятичувственного восприятия реальности, но тем не менее оказывают на него непосредственное влияние.

Если бы можно было бы в объективном научном эксперименте доказать, что экстрасенсорика возможна, то это было бы прямым и объективным доказательством существования Биологического поля или Мыслящего Океана Солярис. Насколько известно, в Московском Физико-Техническом Институте пытались в электротехнической лаборатории изучать Джуну Джугашвили, которая умела лечить разные болезни своей рукой. О результатах таких исследований, правда, ничего не известно. Тем не менее, автор совершенно убеждён, что изучать "Биологическое ПОЛЕ" можно только с помощью его же самого или сознание нельзя изучить с помощью электрических датчиков, а только с помощью другого сознания. С помощью электрических датчиков можно изучить только физиологические реакции физического тела на внешние возбуждения и это никакого отношения к сознанию не имеет.

Так же нужно иметь в виду, что человеку, обладающему экстрасенсорными способностями, не надо ничего делать, а только стоит подумать и правильно сформулировать свое пожелание, так оно и начнется исполняться. Это называется "Мыслеформа", когда человек что-либо представит или увидит, скажем, во сне мы видим, что и как мы делаем, независимо от нашей воли и тела, так и обладающий экстрасенсорикой человек будет воздействовать на то, что он себе представил. Если такой человек будет иметь открытый третий глаз (а по медицине шишковидную железу в голове), то он будет называться ясновидящим экстрасенсом, или, как мы привыкли называть их знахарями, ведуньями, народными целителями.


Заключение

В ходе проделанной работы были рассмотрены способности человека.

Были решены такие задачи, как:

-             Дано определение способностей человека;

-             Рассмотрена классификация способностей;

-             Рассмотрена экстрасенсорику, как способность человека к тонкому чувствованию окружающего мира.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Среди таких умений современные психоаналитики выделяют экстрасенсорные способности человека. Люди от рождения обладают, пусть и в разной степени, экстрасенсорными способностями и вполне могут использовать их. Более того, зачастую и пользуются ими, даже не понимая порой, что то, чем они занимаются, относится как раз к области энергоинформационного обмена или воздействия

Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.


Список литературы

1.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2003.

2.  Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 2003.

3.  Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2004.

4.  Общая психология / под редакцией В.В. Богословского  А.Г. – Минск: ВЭВЭР, 2003.

5.  Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 2004.

6.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2004.



[1] Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 2003. – с. 56.

[2] Общая психология / под редакцией В.В. Богословского  А.Г. – Минск: ВЭВЭР, 2003. – с. 78.

[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2004. – с. 241.

[4] Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2004. – с. 95.

[5] Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 2004. – с. 66.